Меню

3 параграф как человек двигается. Презентация по окружающему миру на тему "Как человек двигается" (4 класс)

Смеситель

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: «Как человек двигается».

Цели урока: выяснить и запомнить значение костно–мышечной системы и значимость правильной осанки человека при сидении и ходьбе.

Планируемые результаты

  • предметные : знать термины: «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы».
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник окружающего мира (С.А.Федотова, 4 класс, 2 часть), презентация, видеоролик о движении человека, карточки для групповой работы, памятки с правилами для поддержания правильной осанки.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈3

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: физич.движения.

Словесн.: ответы на вопросы.

Словесн.: формулировка темы и цели урока.

≈5

Встаньте, пожалуйста, те…

У кого сегодня хорошее настроение!

Кто является старшим ребенком в семье!

Кто любит животных!

Кто любит двигаться и играть!

Кто готов начать работать!

Что мы сейчас с вами делали? (двигались)

А какая система или какие системы органов позволяют нам это делать?

Поднимите руки те, кто предполагает, что человек двигается только с помощью скелета; с помощью мышц; с помощью скелета и мышц?

Исходя из этого определите тему урока.

Давайте поставим цель урока.

Отвечать на вопросы с помощью физических движений.

Определять тему и цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Словесн.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практич.: работа с учебником.

Практич.: чтение по цепочке.

Практич.: работа с рисунками в учебнике.

Практич .: изучать правила для поддержания правильной осанки.

Практич.: работа в группах.

≈30

Когда строители сооружают высотное здание, они первоначально строят каркас – клетку из стальных прутов.

Позднее к этому каркасу прикрепляют бетонные плиты – стены, потолок, пол.

На этом крепком стальном каркасе и держится весь дом.

А как вы думаете, какая часть тела в нашем организме выполняет роль стального каркаса? (скелет)

Названия каких костей вы знаете?

Предположите, а что было бы с нашим телом, если бы у нас не было костей? (наше тело было бы мягким, как медуза; мы не могли бы не стоять, не ходить)

Прощупайте правой рукой ладонь своей левой руки.

Кто почувствовал под кожей кости? Мышцы?

А теперь откройте учебники на странице 17 и рассмотрите рисунок скелета.

Прочитаете хором по вариантам название его частей (сверху вниз).

Как вы думаете, а для чего нужен череп?

Позвоночник?

Грудная клетка?

Выскажите предположение о их назначении.

А теперь давайте узнаем, подтвердятся ли ваши предположения?

Откройте страницу 18 и по цепочке прочитаем текст до рисунков.

Теперь рассмотрите рисунок №1 и найдите места прикрепления мышц.

Теперь рассмотрите рисунок №2 и найдите места прикрепления мышц.

Чем отличаются эти 2 рисунка? (согнутая и разогнутая в локте рука)

До чтения текста вы высказывали предположения о назначении черепа, позвоночника, грудной клетки.

Верны ли были ваши предположения?

А что даёт нам возможность стоять и ходить?

Как работают мышца-сгибатель и мышца-разгибатель?

Какие самые массивные мышцы? (спины и ног)

Почему? (им приходится удерживать всё тело)

К здоровью нашего позвоночника, как и к другим органам, нужно относиться бережно.

Почему? (если не следить за своей осанкой, то может произойти искривление позвоночника)

Сейчас я раздам вам памятки с правилами для поддержания правильной осанки.

Прочитайте эти правила.

Сохраните эти памятки у себя и обязательно следуйте правилам.

А сейчас поработаем в группах.

Задание №1 – я раздам вам карточки, в которых пропущены слова, ваша задача будет вставить эти слова и восстановить текст.

Задание №2 – я раздам вам рисунок скелета человека, ваша задача будет подписать части скелета.

Задание №3 – я раздам вам карточки с названиями частей скелета. Покажите стрелками, для чего служат эти части скелета.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Рассматривать рисунки и анализировать их.

Отвечать на вопросы.

Работать в группах.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

Практич.: подведение итогов.

≈5

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

На маленьких листочках нарисуйте лесенку с тремя ступеньками.

Нарисуйте человечка на верхней ступеньке, если вы поняли тему урока и урок вам понравился, на средней ступеньке – если вы не до конца поняли тему урока, и на нижней ступеньке – если вы не поняли тему урока, и вообще у вас ничего не получалось.

Сдайте листочки.

Спасибо за урок!

Если мышца-сгибатель_______, то мышца-разгибатель________, и наоборот.

Осанка человека голова приподнята грудная клетка развернута, плечи- на одном уровне;

Как правильно сидеть за школьной партой: 1.Обе ноги должны твердо стоять на полу. 2.Спину необходимо держать ровно, руки – на столе, не опираться грудью о край стола. Между грудью и партой необходимо сохранять расстояние в ладонь. 3.Важен правильный наклон тетради. Здоровье человека зависит и от освещения рабочего места. Свет должен падать с левой стороны.

1. Что позволяет человеку выполнять различные движения? 2. Как мышцы прикрепляются к кости? 3. Почему мышцы спины и ног массивнее, чем мышцы рук?

Череп Создаёт опору всему скелету Плечевой пояс Защищает головной мозг Грудная клетка Обеспечивает прочное и подвижное соединение рук с туловищем Позвоночник Даёт опору внутренним органам Тазовый пояс Обеспечивает прочность и подвижность ноги Скелет ноги Защищает сердце и лёгкие


Части скелета: череп, позвоночник, грудная клетка, ребра, кости таза, кисть, бедро, голень, стопа. У костей два назначение: первое, кости защищают уязвимые и мягкие органы нашего тела. Например, наш череп, состоящий из прочно соединенных между собой костей, служит надежным защитным шлемом для нашего мозга (рис. 2).

Рис. 2. Череп и мозг человека ()

Позвоночник состоит из маленьких костей - позвонков (рис. 3).

Рис. 3. Позвонок ()

Посередине каждого позвонка имеется небольшое отверстие, а так как позвонки располагаются один над другим, то отверстия находятся друг под другом и внутри позвоночника образуется длинный канал, в котором спрятан спинной мозг (рис. 4).

Рис. 4. Спинной мозг ()

Позвоночник защищает находящийся внутри него спинной мозг, который представляет собой толстый пучок нервов, а крепкая грудная клетка из ребер охраняет наше сердце и легкие (рис. 5).

Рис. 5. Грудная клетка ()

Второе назначение костей: позвоночник и кости ног вместе со скелетными мышцами и суставами дают человеку возможность стоять и ходить. Сустав - это подвижное соединение костей.

Для того чтобы почувствовать, каковы мышцы на ощупь, можно, например, пальцами левой руки взять верхнюю часть правой руки и несколько раз согнуть и разогнуть руку в локте. Интересно, что название «мышцы » произошло от слова musculus , что значит «мышь » (рис. 6).

Рис. 6. Мышцы человека ()

Ученым, изучавшим строение тела человека, сокращение мышц напоминало беганье мышки под кожей. Они насчитали в теле человека более шестисот мышц. Мышечная ткань состоит из клеток. Мышечная клетка длинная, узкая и напоминает волокно. Так, при сгибании и разгибании руки скелетная мышца прикреплена к одному концу кости и тянется вдоль ее поверхности. Затем она проходит через сустав и прикрепляется к другой кости, при этом она тянет за собой кости, к которым прикреплена. Мышцы могут растягиваться (удлиняться) и сокращаться (становиться короче).

Рассмотрим рисунки согнутой и разогнутой в локтевом суставе руки (рис. 7).

Рис. 7. Рисунки согнутой и разогнутой в локтевом суставе руки ()

Найдем мышцу-сгибатель, мышцу-разгибатель и места их прикрепления. Мышца-сгибатель и мышца-разгибатель - это два противоположно действующих механизма, которые работают согласовано. Если мышца-сгибатель сжимается, то мышца-разгибатель расслабляется, и наоборот. Это позволяет нам выполнять с помощью рук различные движения: писать, рисовать, вязать, строить, подтягиваться на турнике и т. д. А мышцы спины и ног более массивны, чем мышцы рук, ведь им приходится удерживать все тело в вертикальном положении. Но, безусловно, немалую роль в этом играет позвоночник.

Позвоночник может выдерживать большие нагрузки в вертикальном положении, однако даже самые небольшие нагрузки, которые испытывает позвоночник при неправильной осанке, могут привести к его искривлению. При неправильной осанке у ребенка, который изо дня в день сидит или работает в неправильной позе, позвоночник, который растет вместе с организмом, начинает искривляться, не выдерживая веса тела (рис. 8).

Рис. 8. Неправильная осанка ребенка ()

Для того чтобы избежать искривления позвоночника, нужно, прежде всего, следить за своей осанкой, не горбиться. Можно проверить правильность своей осанки таким образом: нужно встать к закрытой двери так, чтобы затылок, лопатки, пятки и кончики мизинцев, опущенных и прижатых к телу, рук касались поверхности двери (рис. 9).

Рис. 9. Проверка правильности осанки ()

Стоять так долго сложно, но это одно из несложных физических упражнений, которое может выполнять каждое утро в течение примерно пяти минут не только ребенок, но и взрослый. Правильная осанка не дается нам с рождения, она вырабатывается в течение жизни (рис. 10).

Рис. 10. Правильная осанка ()

Интересен тот факт, что кости человека состоят из живых клеток. Как и все живые клетки, клетки костной ткани могут делиться. Всем известно, что у человека после перелома руки или ноги кости срастаются. Если бы костная ткань не состояла из живых клеток, этого бы не происходило. А еще с ростом у ребенка увеличивается толщина и длина костей, а взрослые не растут потому, что у них нет хрящей. Особенность скелета детей - это хрящи, которые намного мягче, чем кости. Хрящи обладают волшебной способностью превращать маленьких в больших. В первые недели жизни ребенка его скелет почти целиком хрящевой. Хрящи мягкие, гнущиеся, непрочные, их легко можно повредить. Скелет ребенка стремительно растет, и постепенно в хрящевой ткани появляются отдельные островки настоящей твердой кости. Костные участки с годами увеличиваются, а хрящевые уменьшаются, и это, в конце концов, приводит к задержке их роста (рис. 11).

Рис. 11. Изменение костей с возрастом ()

Как и любым клеткам человеческого организма, клеткам костей необходима кровь, которая приносит им кислород и питательные вещества. Кровь поступает к клеткам костей по кровеносным сосудам, которые проходят через специальные отверстия (рис. 12).

Рис. 12. Строение кости ()

Интересно, что многие кости имеют внутри полость, благодаря которой кости такие легкие. Внутри полости кости находится костный мозг (рис. 13),

Рис. 13. Строение кости ()

который производит клетки крови: красные кровяные клетки, которые переносят кислород (рис. 14),

Рис. 14. Красные кровяные клетки ()

и белые кровяные клетки, которые помогают нашему организму бороться с микробами и болезнями (рис. 15).

Рис. 15. Белые кровяные клетки ()

Сегодня на уроке мы говорили об опорно-двигательном аппарате человека и выясняли предназначение костно-мышечной системы.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Festival.1september.ru ().
  2. Ucheba-legko.ru ().
  3. Anatomus.ru ().

Домашнее задание

  1. Подготовьте небольшое сообщение об опорно-двигательном аппарате человека и обсудите его со школьным учителем.
  2. Нарисуйте скелет человека и подпишите его составные части.
  3. * Составьте кроссворд об опорно-двигательном аппарате человека.

Урок 3. Как человек двигается

Цели:

Формировать новые анатомо-физиологические понятия о значении опорно-двигательной системы, о строении и особенностях скелета человека, о суставах, свойствах костей, основных группах мышц, о работе мышц.

Ход урока:

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Вопрос 1. Какой скелет бывает у животных?

Скелет бывает наружный, например у насекомых, и внутренний - у рыб, земноводных и других животных.

Вопрос 2. Как животные двигаются?

У многоклеточных животных главными органами, приводящими тело в движение, являются мышцы. Их способность к активному сокращению и пассивному растяжению приобретается благодаря сокращению мышц или даже под тяжестью органа. Если животное имеет жесткий скелет, в нём для движения должны быть подвижные суставы. Активное движение в пространстве обеспечивается специальными органами передвижения, с помощью которых животное отталкивается от внешней среды: от воды при плавании, от поверхности земли на суше или от дна водоёма, от воздуха при полёте.

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Рассмотрим опорно-двигательную систему . Она состоит из скелета и мышц…

Скелет — это основа, опора нашему телу. Именно от размеров скелета зависят размеры тела человек более 200 различных костей (!)

Кости очень прочные, они состоят из органических и минеральных веществ. Однако при неудачных падениях и нагрузках случаются переломы костей.

1 - мозговой череп, 2 - лицевой череп, 3 - кости пояса верхней конечности, 4 - плечевая кость, 5 - кости предплечья, 6 - кости кисти, 7 - грудная клетка 8 - позвоночный столб, 9 - кости пояса нижних конечностей, 10 - бедренная кость, 11 - кости голени, 12 - кости стопы.

Все кости скелета делят на подгруппы:

Осевой скелет

Череп — костная основа головы, является вместилищем головного мозга, а также органов зрения, слуха и обоняния. Череп имеет два отдела: мозговой и лицевой.


Добавочный скелет
  • Пояс верхних конечностей — обеспечивает присоединение верхних конечностей к осевому скелету. Состоит из парных лопаток и ключиц.
  • Верхние конечности — максимально приспособлены для выполнения трудовой деятельности. Конечность состоит из трёх отделов: плеча, предплечья и кисти.
  • Пояс нижних конечностей — обеспечивает присоединение нижних конечностей к осевому скелету.
  • Нижние конечности — приспособлены для перемещения тела в пространстве.

Кости соединены друг с другом. Там, где они не двигаются, например в черепе, между ними образуется неподвижное соединение . В подвижных органах, таких как рука, кости скреплены подвижно. Такое подвижное соединение костей называется суставом .

Коленный сустав

Интересные факты:

    Самая длинная кость — бедренная, ее длина составляет обычно 27,5% от роста человека. Самая короткая — стремечко, которая расположена во внутреннем ухе. Ее длина всего 3-4 миллиметра.

  • При рождении скелет ребенка насчитывает 300 костей. С возрастом их количество уменьшается до 206. Такая анатомическая «странность» имеет простое объяснение. Некоторые кости состоят из нескольких составных костей, которые впоследствии срастаются, образуя одну.
  • Утром мы на 1 см выше, чем вечером. Хрящи, соединяющие кости в большей степени испытывают на себе действие закона всемирного тяготения. В результате, в течение дня сжимаются, «благодаря» чему к вечеру мы теряем в росте до 1 см.
  • Ноги - это 25% всех костей. Вы можете не особо заботиться о своих ногах. Но это основа нашего здоровья. Они несут на себе всю тяжесть, как в прямом, так и переносном смыслах. Из 200 костей 52 находятся в ногах.

Онлайн-скелет. .

«Почему я стою прямо» серия мультсериала «Приключения Адибу» (с 0:40)

Мышцы способны сокращаться и приводить наше тело в движение. Точно указать количество мышц невозможно. Специалисты насчитывают у человека от 400 до 680 мышц. Для сравнения: у кузнечиков около 900 мышц, у некоторых гусениц до четырех тысяч.

Мышцы могут сокращаться и расслабляться. Расслабленная мышца — длинная и мягкая, сокращенная — короткая и твердая. Мышцы прикрепляются к костям с помощью сухожилий . Сокращение мышц приводит в движение кости.

Изгиб руки в локтевом суставе зависит от двух противоположно работающих мышц.

Интересные факты:

  • Самая маленькая мышца — мышца стремечка.
  • Улыбаясь, мы задействуем 17 лицевых мышц. А для того чтобы выразить неодобрение - 43! Итак, улыбка - не самый лучший способ заставить работать максимальное количество мышц. Улыбайтесь просто так, когда вам грустно или смешно.
  • Самая сильная мышца в человеческом организме - язык. Но дело не только в силе, но и в выносливости. Задумайтесь, вы не обращаете внимания на то, что весь день пользуетесь своим языком во время переговоров, за завтраком, обедом и ужином, когда глотаете и т.д. Мы настолько уверены в работоспособности этой мышцы, что даже и не допускаем мысли о том, что она может выйти из строя.
  • Чтобы сделать «один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества» необходимо задействовать 200 мышц.

«Почему я двигаюсь» серия мультсериала «Приключения Адибу» (с 0:43)

Почему растут мышцы

Сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединенных в суставах, позволяя человеку двигаться.

ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

Задание 1. Рабочая тетрадь стр.6

Задание 2. Рабочая тетрадь стр.6

Задание 4. Рабочая тетрадь стр.6

Задание 5. Рабочая тетрадь стр.7

Задание 7. Рабочая тетрадь стр.7

ТЕПЕРЬ ТЫ ГОТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ. ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Мы двигаемся благодаря мышцам, которые заставляют кости сгибаться и разгибаться. Человек смеется или плачет, поет или разговаривает, идет медленным шагом или бежит вприпрыжку - все это «работа» мышц.
Мышца может сокращаться,то есть становиться короче. Чтобы ее растянуть, необходимо задействовать другую мышцу, которая «распрямит» первую. Сокращаясь, мышца приводит в движение кость.

Для того чтобы она вернулась на место, должна сократиться другая мышца.

Мышцы крепятся к костям при помощи сухожилий – крепких белых волокон. Самая крупная мышца – ягодичная. Та, на которой человек сидит. Почти у всех теннисистов сильнее развиты мышцы на той руке, которой они держат ракетку.

Мышцы становятся больше, если их постоянно тренировать, то есть давать нагрузки. Вот почему спортсмены и люди, которым хочется быть сильными, подолгу выполняют физические упражнения.

Что такое судороги?

Судороги это непроизвольные сокращения мышц. Мышца перестает двигаться, как всегда, и кажется, что она затвердела. Это больно. Пока неизвестно, отчего возникают судороги, но они проходят, если сильно растереть мышцу или оставить ее на какое-то время в покое. Читайте нашу статью.

Цель: выяснить и запомнить значение костно – мышечной системы; значимость правильной осанки человека при сидении и ходьбе.

Задачи урока: постановка учебной проблемы; субъективное открытие нового знания; выражение его в доступных формах.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, макет скелета человека, макет позвоночника, детские кубики, гирька.

ХОД УРОКА

I. Постановка проблемы:

– возникновение проблемной ситуации;
– осознание противоречия;
– формулирование проблемы.

У. Предлагаю вам, ребята, немножко размяться: побежали (на месте), попрыгали, похлопали в ладоши и заняли свои места.
– Что мы с вами только что делали?
Д. Бегали,…
У. Одним словом?
Д. Двигались.
У. А как человек двигается? С помощью чего?
Д. С помощью костей.
– Мышц.
– Костей + мышц
У. Мнения ваши расходятся. Возникает противоречие. Другими словами: « У нас появилась проблема, сформулируйте её».
Д. Как человек двигается?
У. Ну что же, будем открывать знания вместе!

II. Поиск решения

1) Выдвижение гипотез

У. Приступим к выдвижению гипотез в виде схем рисунков. Обозначьте первую гипотезу с помощью рисунка. (Ребенок выбирает один из рисунков, вывешенных на доске – скелет).
У. Следующее предположение?
Д. Человек двигается с помощью мышц.
У. Обозначьте вторую гипотезу рисунком. (Выбор учеником рисунка мышц).
– Какие ещё предположения звучали?
Д. Человек двигается с помощью костей и мышц вместе.
У. Обозначьте третью гипотезу изображением.
– Итак, что мы имеем?
Д. Проблему и три гипотезы.
У. Что мы с ними будем делать?
Д. Каждую из них нужно проверить.
У. Значит, будем проверять.

2) Проверка гипотез

а)
У . – Озвучим и проверим первую гипотезу.
Д.Человек двигается с помощью костей.
У. Что мы знаем о костях?
Д. Их много. Они как-то соединены между собой. Составляют скелет человека.
У. А что ещё вам известно? Предлагаю послушать сообщение ребят и подумать, какое назначение скелета в организме человека? (Выступают подготовленные учащиеся с докладом у макета «скелет человека»).
– Итак, вернемся к вопросу.
Д. Скелет защищает уязвимые, мягкие места тела человека.
– На костях держится все тело.
У. Из полученной информации сделайте вывод: подтверждается гипотеза №1?
Д. Нет. Потому что на скелете наше тело только держится, скелет является опорой.
– Значит эта гипотеза неверная (ошибочная).
б)
У. Озвучьте вторую гипотезу.
Д. Человек двигается с помощью мышц.

1) У. Проверять ее мы будем, работая в группах. Каждая группа получает необходимый материал для работы (проволока, пластилин).
– В течение 3-5 минут нужно: 1 группе сделать фигуру человека с использованием проволоки, 2 группе – тоже, но без проволоки; 3 группе – фигуру обезьяны с проволокой, 4 – без проволоки.
– Как вы думаете, почему именно человека и обезьяны, а не кого-нибудь другого?
Д. По теории ученых человек произошел от обезьяны. И строение их организма (человека и обезьяны) очень похоже.

2) Практическая работа в группах

У. Приступаем к работе.

Дети выбирают лидера, распределяют обязанности и выполняют задание.

3) Демонстрация поделок

У. Представители групп, продемонстрируйте результаты вашего сотворчества.
При этом установите фигуру на пластилиновой подставке.

(Дети выставляют работы)

– Какой результат получили?
Д. 1, 3 гр. – фигуры стоят,
2, 4 гр.– фигуры упали.
У. Почему такой результат?
Д. 1 и 3 гр. – Мы использовали каркас из проволоки. Он заменяет скелет. На нем держатся все органы, в том числе и мышцы.
У. Почему поделки 2 и 4 гр. не держатся в положении вертикально?
Д. У нас нет каркаса – скелета. Есть одни лишь мышцы. Поэтому фигуры падают.
У. Что случилось бы с нами, если бы у нас костей вдруг не стало?
Д. Мы бы упали. Развалились, как мясное желе.
У. Какой вывод напрашивается?
Д. Вторая гипотеза неверная. Человек не может двигаться при помощи одних мышц.
(Используются иллюстрации)
в)
У. Какая третья гипотеза?
Д. Человек двигается с помощью костей (скелета) и мышц.
У. Давайте проверим ее.

1) Прощупайте правой рукой ладонь своей правой руки. Что вы почувствовали под кожей?

Д. Кости и мышцы.
– Скелет, т. е. костную систему.
У. Какое основное назначение костной системы?
Д. Опора тела.
У. Какую систему составляют мышцы?
Д. Мышечную.
У. Что вы заметили при прощупывании?
Д. Эти системы работают вместе.
У. Совместная работа костей и мышц. Как называется эта система?
Д. Опорно-двигательный аппарат.

2) Работа в группах

У. А как же, все-таки, мы двигаемся?
Д. Чтобы до конца разобраться в этом вопросе, мы снова поработаем в группах. Откройте учебники на странице 17. Познакомившись со статьями на страницах 17-20, вы ответите на вопрос, который получит каждая группа (учитель раздает вопросы). Текст читаете весь до конца и выбираете информацию, касающуюся вашего вопроса.

Вопросы:

  • 1 группа : «Что нам дает возможность стоять и ходить?»
  • 2 группа : «Все наши мышцы полностью приклеены к костям». Верна ли эта мысль?
  • 3 группа : Правильно ли говорят: «Моя мышца то сгибается, то разгибается»?
  • 4 группа : «Где рождается кровь?»

(Дети работают 5-6 минут).

У. Время закончилось. Предоставляем слово 1, 2, 3 группе. (Выступления учащихся).
У. Выслушав ответы, прошу вернуться к 3 гипотезе и сделать вывод.
Д. Человек двигается с помощью опорно-двигательного аппарата. Мышцы, сокращаясь и расслабляясь, приводят в движение кости.
Итак: 3 гипотеза верная. Что и нужно было доказать!

III. Выражение решения и реализация продукта

1) Вопрос на засыпку

У. Теперь послушаем четвертую группу. (Дети узнают о том, что кровь рождается именно в костях.)

2) Динамический момент
Под руководством 1 ученика-консультанта дети выполняют несколько упражнений. В конце динамической минутки консультант обращает внимание одноклассников на вертикальное положение их тела, опирающегося только на нижние конечности. Отмечается роль спины и ног, позвоночника в связи с вертикальным положением тела.

3) Работа с макетом позвоночника

а) Беседа (проводит 2 ученик-консультант).
– Что у меня в руках?
Д. Макет позвоночника.
– Позвоночник состоит из маленьких костей – позвонков. По середине каждого позвонка имеется маленькое отверстие. Так как позвонки располагаются один над другим, то их отверстия находятся друг под другом. Внутри позвоночника образуется длинный канал, в котором спрятан спиной мозг.
– А что приводит к искривлению позвоночника?
Д. Неправильная осанка. Когда сидят, ходят неровно, горбятся.

б) Опыт (проводит 3 ученик-помощник).

– Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. У нас есть 6 кубиков – представим, что это наши позвонки.

1) – Очень аккуратно поставим их один на другой. На самый верх конструкции поставим гирьку. Что получили?
– Конструкция не пострадала, так как не один из кубиков не сдвинулся.

2) – Еще раз воздвигнем конструкцию из 6 кубиков, каждый раз сдвигая немного вправо каждый следующий кубик. Когда мы поставим наверх гирьку, конструкция разрушится, не выдержав тяжести этого груза. Так же и наш позвоночник.

При неправильной осанке у ребенка, изо дня в день сидящего или работающего в неправильной позе, позвоночник, который растет вместе с организмом, искривляется, не выдерживая веса тела.

4) Правильная осанка .

У. Как избежать искривления позвоночника? Прежде всего, необходимо постоянно следить за своей осанкой. Хочу предложить вам один способ проверки своей осанки: нужно стать спиной к закрытой двери так, чтобы затылок, лопатки, пятки и кончики мизинцев, опущенных, прижатых к телу рук коснулись плоскости двери.

(Демонстрация учащимся; учитель обращает внимание на фигуру ребенка).

– Так стоять гораздо труднее, чем «просто» стоять. Однако, это одно из интересных и несложных физических упражнений, которое следует выполнять каждое утро в течение пяти минут не только детям, но и взрослым. Хорошая осанка не дается человеку с рождения, она вырабатывается в процессе жизни.

IV. Итог. Рефлексия

– Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…(дети продолжают мысль учителя: «Раньше я думал, что…», «Для меня было открытием…», «Меня удивило…»).
– Зачем нам был нужен этот урок? (Выводы детей).
– Пожмите друг другу руку, пожелайте крепкого здоровья и поблагодарите за сотворчество.