Меню

Авианосцы типа «Куин Элизабет. Морской бой: Сколько надо «Цирконов», чтобы потопить «Королеву Елизавету

Гидроизоляция

МОСКВА, 29 июн — РИА Новости. В Минобороны посмеялись над словами британского министра обороны Майкла Фэллона о том, что Россия будет завидовать новому авианосцу ВМС Великобритании "Королева Елизавета". По словам представителя военного ведомства Игоря Конашенкова, корабль представляет собой лишь "удобную морскую мишень".

В понедельник новейший британский авианосец отправился в свое первое плавание. Корабль не покидал док с 2009 года, когда началось строительство.

"Королева Елизавета" — крупнейший корабль в истории военно-морских сил Великобритании. Водоизмещение авианосца составляет 65 тысяч тонн, а стоимость, по некоторым данным, достигает 3,5 миллиарда фунтов стерлингов.

Авианосец назван в честь королевы Елизаветы I, которая правила с 1558 по 1603 год.

Восторги Фэллона

Во вторник британский министр дал интервью The Telegraph , в котором не скрывал гордости за новый корабль.

Фэллон сравнил "Королеву Елизавету" с "Адмиралом Кузнецовым". При этом чиновник назвал российский авианосец "обветшавшим".

"Я думаю, русские будут смотреть на этот корабль с долей зависти", — заявил министр журналистам.

Глава оборонного ведомства добавил, что российские военные намерены "следить" за "Королевой Елизаветой". Руководство королевских ВМС уже пообещало использовать фрегат или эсминец в качестве эскорта для авианосца, а также поднимать с береговых баз вертолеты для поиска субмарин.

Ответ Минобороны

Игорь Конашенков, отвечая на слова британского министра, обвинил его в некомпетентности.

"Заявления главы британского военного ведомства Майкла Фэллона относительно превосходства внешней красоты нового авианосца над российским авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов" демонстрируют откровенное незнание им военно-морской науки. И прежде всего сути отличий "авиаматки", которым де-факто является британский авианосец, от авианесущего крейсера проекта 1143.5 "Адмирал Кузнецов", — отметил российский генерал.

По его словам, британский авианосец способен лишь выпускать самолеты, находясь в окружении боевых кораблей, судов обеспечения и подводных лодок.

"Поэтому, в отличие от авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", оснащенного зенитным, противолодочным и, самое главное, противокорабельным ракетным вооружением "Гранит", британский авианосец — всего лишь удобная крупногабаритная морская цель", — подчеркнул представитель Минобороны.

Нельзя сравнивать

Эксперт Центра стратегической конъюнктуры Олег Пономаренко заявил, что сравнивать российский "Адмирал Кузнецов" с "Королевой Елизаветой" некорректно.

"Это чисто политический момент: Великобритания построила новый корабль. Но прямое сравнение этих двух кораблей некорректно — не выходят они никогда один на один. Поэтому сталкивать их лбами, с военной точки зрения, неправильно", — сказал Пономаренко в эфире радио Sputnik.

Политолог также призвал британского министра говорить не о "красоте" кораблей, а об их боевых качествах.

"Наш крейсер обладает большей независимостью и на порядок лучше защищен в случае, если по какой-то причине эскортные корабли не смогут выполнять свои задачи: порядка 200 ракет размещено на "Адмирале Кузнецове" и еще 200 ракет ближнего действия — на комплексе "Кортик", плюс 12 ударных ракет — на случай, если понадобятся. Это очень серьезное вооружение. У "Королевы Елизаветы" есть подобные комплексы, но запас ракет несущественный. Это корабль для локальных конфликтов", — подчеркнул Пономаренко.

Проблемы "Королевы Елизаветы"

Эксперт: в заявлениях НАТО о России появилась новая тенденция Невозможно отрицать значительный прогресс, которого добилась РФ в военной сфере, заявил глава военного комитета НАТО Петр Павел. Эксперт Игорь Николайчук в эфире радио Sputnik расценил это заявление как миролюбивое признание.

The Telegraph выяснила, что у "гордости" британского флота хватает технических проблем. Особую тревогу у журналистов вызвала устаревшее программное обеспечение, которое используют моряки.

Издание пишет, что в диспетчерской комнате корабля на компьютерах установлена операционная система Windows XP. При этом корпорация Microsoft уже прекратила поддержку этой ОС: во время атаки вируса-шифровальщика Wannacry больше других пострадали именно пользователи Windows XP.

Перспективы "Адмирала Кузнецова"

Накануне заместитель главкома ВМФ России по вооружению Виктор Бурсук рассказал, что единственный российский авианосец "Адмирал Кузнецов" пройдет модернизацию, работы начнутся в 2018 году.

По словам вице-президента Объединенной судостроительной корпорации по военному кораблестроению Игоря Пономарева, предприятия ОСК готовы выполнить необходимую модернизацию.

"На ремонт ТАВКР (тяжелого авианесущего крейсера. — Прим. ред.) "Адмирал Кузнецов" контракта у нас пока нет. Есть представление по объему работ, и наши предприятия к ним готовы. После обновления крейсер может прослужить еще не менее 20 лет", — заявил он во время международного Военно-морского салона (МВМС-2017).

Спустя 5 лет в городе Росайт после разрезания первого листа стали, крупнейший военный корабль Королевского британского флота назван именем Королевы Элизаветы, которая разбила бутылку шампанского о борт новейшего 65000 тонного авианосца.

В начале 1990-х годов Королевский британский флот обладал тремя малыми авианосцами и множеством противолодочных фрегатов и эсминцев, основной целью которых было уничтожение советских подводных лодок В Северной Атлантике. Но опыт Фолклендской войны доказал необходимость наличия флота для поддержания экспедиционных сил. Таким образом, в 2000 году ВМС Великобритании начали серию проектов по улучшению своего флота с целью обеспечения расширенных возможностей. Это привело к замене многочисленных проектов на их несколько большие аналоги, но с меньшим количеством персонала. Основными примерами стала замена эсминцев проекта 42 на эсминцы проекта 45. Похожая ситуация сложилась и с подводными лодками. На данный момент в строю уже находится 4 из 6 субмарин новейшего класса Astute. И уже совсем скоро 4 июля 2014 года мир увидит первый из долгожданных кораблей, строительство, которого началось еще в мае 2009 года.

Это британский авианосец «HMS Queen Elizabeth», который будет спущен на воду 4 июля 2014 года. Корабль планируется к введению в эксплуатацию только в 2017 году, после весьма длительных ходовых испытаний, которые начнутся в октябре 2016 года.

Корпус второго однотипного корабля был также заложен в мае 2011 года. Оба авианосца «HMS Queen Elizabeth» (R08) и «HMS Prince of Wales» (R09) после передачи ВМС Великобритании, станут крупнейшими военными кораблями из когда-либо построенных для Королевского флота. Ориентировочная стоимость программы строительства составляет 6,2 миллиарда фунтов стерлингов. Полный оперативный потенциал соединения будет сформирован в 2020 году.

Решение о создании двух авианосцев класса «Куин Элизабет» для Британских ВМС было принято 25 июля 2007 года. В связи с этим для реструктуризации военно-морской судостроительной промышленности буквально через год были объединены две корпорации - BAE Systems и VT Group в BVT Surface Fleet. Что ж рассмотрим некоторые характеристики новейшего авианесущего корабля Королевских ВМС Великобритании.

новейший британский авианосец «HMS Queen Elizabeth» (фото)

Авианосец «Куин Элизабет» способен вытеснять 70600 тонн воды при полной загрузке, имеет в длину 280 м, ширину 39 м, осадку 11 м и высоту 70 м. Новый авианесущий корабль оборудован большой полетной палубой с трамплином и двумя самолетоподъемниками. На 9 ангарных палубах авианосца площадью 16 тысяч кв. м может находиться до 50 летательных аппаратов типа F-35B Lightning II, Chinook, Augusta Westland Apache, Lynx Wildcat или Merlin Crowsnest AEW. Для подачи на полетную палубу самолетов и вертолетов на борту используется два самолетоподъемника, каждый из которых способен разместить два самолета.

Отличительной чертой данного проекта является наличие двух надстроек островного типа - одна для обеспечения навигации и управления кораблем, вторая, что ближе к корме - для выполнения летательных операций. Для оборонительных действий авианосец оснащен системой Фаланкс, пулеметами и 30-мм автоматическим орудием.

Министерство обороны решило не применять на авианосцах класса «Куин Элизабет» ядерные установки из-за их высокой стоимости. Поэтому энергетической установкой для надводных кораблей станут две газотурбинные установки Rolls-Royce Marine Trent MT30 общей мощностью 48000 л.с., и четыре дизель-генератора, вырабатывающих общее количество энергии до 20 МВт (27000 л.с.), которые изготовлены компанией Wartsila. Все машины обеспечивают кораблю скорость хода свыше 25 узлов. Дальность плавания авианосца составляет 10 тысяч морских миль.

Для экипажа конструкторы предусмотрели ряд помещений для отдыха и времяпровождения. Так на борту имеется просторный тренажерный зал, кинотеатр и четыре камбуза способные подать в течение одного часа 960 блюд. Одиннадцать человек медицинского персонала пристально будут следить за поддержанием здоровья всех моряков, летного и обслуживающего персонала. Для этого медицинский блок оснащен всем необходимым оборудованием, включая операционную и стоматологический кабинет.

Одной из не менее важных отличительных особенностей британского авианосца станет уровень автоматизации, который существенно сократит расходы на эксплуатацию судна, включая и меньшее количество экипажа. Одним из таких примеров является система подачи боеприпасов, которая организована таким образом, что к снаряду за весь путь доставки, человек прикасается всего один раз. Такую работу на подобных кораблях выполняет обычно двести моряков, а в результате вышеуказанного достижения, для такой же операции на авианосце «Куин Элизабет» требуется всего 32 человека. Поэтому численность экипажа составляет всего 679 человек, не считая 1600 человек летного персонала. На 12 палубах авианосца размещено 3000 помещений.

В создании двух кораблей участвуют более 10 тысяч человек из 90 фирм и предприятий, при этом 7 тысяч из них на 6 верфях по всей Великобритании строят различные детали авианосца. Отдельные секции доставлялись с помощью буксиров с разных мест в Росайт, где собирались в единую конструкцию.

Первый лист высококачественной стали для авианосца «HMS Queen Elizabeth» был разрезан в июле 2009 года на BAE Systems в городе Клайд, что ознаменовало начало строительства одного из блоков корабля. Чуть позже в конце 2009 года на предприятии Appledore в Северном Девоне началось строительство носа авианосца. После их окончания моноблоки были доставлены в Росайт, где были собраны в единую секцию.


АВИАНОСЦЫ ТИПА QUEEN ELIZABETH (ВМС ВЕЛИКОБРИТАНИИ)

CARRIERS TYPE QUEEN ELIZABETH (UK NAVY)

06.03.2015


На верфи в Росайте на будущий авианосец HMS Prince of Wales успешно завершена установка первой газовой турбины МТ30, сообщает Dinfermline Press 4 марта.
Консорциум Aircraft Carrier Alliance установил ГТУ Rolls-Royce MT30, мощностью 36 МВт (55 тыс. л.с.). Каждый блок 120-тонной ГТУ состоит из генератора компании GE и газовой турбины Rolls-Royce MT30 в едином корпусе. Две ГТУ МТ30 на каждом корабле обеспечивают две трети из 190МВт мощности, необходимых для питания 65000-тонного корабля. Этой энергии достаточно, чтобы обеспечить город размером с Суиндон.
Военный Паритет

30.04.2015
В течение первых лет эксплуатации британского авианосца HMS Queen Elizabeth на его борту могут базироваться истребители с укороченным взлетом/вертикальной посадкой F-35B авиации Корпуса морской пехоты США, сообщает сегодня altair.com.pl.
Этот авианосец войдет в эксплуатацию в 2017 году, второй HMS Prince of Wales в 2022 году, при этом «Королева Елизавета» достигнет боеготовности в 2020 году, но поступление первых британских F-35В запланировано только на 2023 год. До этого времени на авианосце может базироваться группа самолетов КМП США, истребителями будут управлять как американские пилоты, так и британские летчики.
Эта идея была признана Пентагоном как рациональная, что позволит британскому авианосцу принимать участие в возможных боевых операциях с использованием палубной авиации. Обе страны имеют весьма тесную систему координации между вооруженными силами, таким образом, такая практика не явится сюрпризом ни для кого – ни для союзников, ни для противников.
Военный Паритет

30.05.2015


На втором строящемся авианосце HMS Prince of Wales класса Queen Elizabeth для Королевских ВМС Великобритании успешно установлена носовая секция, означающей завершение сборки носовой части корабля. Об этом сообщает Naval-Technology 27 мая.
620-тонный блок был поднят с помощью крана Goliath и присоединен к передней части корабля в сухом доке.
Состоящий из четырех огромных частей блок построен на верфи Аплдор в Девоне. До этого альянсом Aircraft Carrier на палубу корабля был установлен передний остров.
В марте этого года на HMS Prince of Wales был установлен первый из двух газовых турбин, которые будут составлять главную энергетическую установку.
Этот 120-тонный газотурбинный двигатель Rolls-Royce MT30 обеспечит 65000-тонному авианосцу примерно одну треть необходимой мощности силовой установки.
Силовая установка авианосца «Принц оф Уэльс» будет состоять из газовых турбин и четырех дизель-генераторов общей мощностью около 109 МВт.
Строительство HMS Prince of Wales планируется завершить в июле 2016 года. Корабль приступит к ходовым испытаниям в январе 2019 года с последующим принятием в августе того же года.
Первый авианосец «Куин Элизабет» готовится к запланированным морским испытаниям в 2016 году.
Военный Паритет

08.09.2015
Великобритания приняла решение построить для своих ВМС оба авианосца — HMS Queen Elizabeth и HMS Prince of Wales - сообщает breakingdefense.com 4 сентября (ранее дискутировался вопрос о консервации второго корабля после завершения строительства - прим. ВП).
Однако ВМС еще не определились с точным количеством закупаемых для оснащения авианосцев боевых самолетов пятого поколения F-35B с укороченным/вертикальным взлетом/посадкой. Основным вопросом является комплектование экипажей двух авианосцев, который также требует комплексного решения.
Флот всегда должен иметь один боеготовый авианосец, в то время когда второй может проходить ремонт. Некоторые эксперты считают, что ВМС должны закупить 60 истребителей - по 30 на корабль, еще 40 версии А с обычным взлетом/посадкой для оснащения ВВС.
Военный Паритет

25.11.2015
Два новых авианосца поступят на вооружение ВМС Великобритании в 2018 году, передает агентство Рейтер со ссылкой на новую пятилетнюю стратегию по обороне и безопасности страны.
Кроме того, в документе, где оцениваются угрозы и приведены данные по бюджету силовых структур страны, сообщается о намерении приобрести 26 военных кораблей производства обороной компании BAE Systems, 138 американских истребителей пятого поколения F-35 Lightning и восемь противолодочных самолетов Boeing P-8 Poseidon. Также британское Минобороны планирует инвестировать средства в создание более 20 беспилотников новейшего поколения Protector.
Документ представляет в понедельник в парламенте премьер страны Дэвид Кэмерон.
РИА Новости

28.01.2016


На второй строящийся для королевского флота авианосец HMS Prince of Wales впервые поднялась группа ВМС Великобритании из 12 человек, которая будет служить на этом корабле, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на eveningexpress.co.uk.
Строительство авианосца ведется на верфи в Росайте, ходовые испытания планируется начать в 2019 году. Корабль является «сестрой» головного авианосца HMS Queen Elizabeth.
Капитан Саймон Петит (Simon Petitt), который является старшим морским офицером обоих кораблей (Senior Naval Officer of both carriers), говорит, что это большая честь подняться на борт нового авианосца. «Это просто фантастика. Приятно видеть, как быстро ведется строительство «Принца Уэльского». Мы очень скоро получим эти корабли под свое управление, и мы должны быть готовы к этому», заявил он.
Военный Паритет

11.11.2016


Испытания истребителей F-35B на борту новейшего британского авианосца HMS Queen Elizabeth будут проведены в 2018 году у восточного побережья США, сообщает «Военный Паритет».
Управляющий директор британского Авианосного альянса (Aircraft Carrier Alliance) Ян Бут (Ian Booth) сообщил, что уже проведено много предварительных испытаний оборудования корабля. Тем временем в США на этой неделе начались испытания фазы 3 (developmental testing phase 3 — DT3), которые должны дать зеленый свет базированию самолетов этого типа на американских десантных кораблях.
Предполагается, что в мирное время на новых британских авианосцах будут базироваться по 12-24 истребителей F-35 и 14 вертолетов различных типов (стандартная конфигурация — девять противолодочных Merlin HM2 и четыре вертолета ДРЛО также на базе Merlin) . В десантных операциях на авианосце будут базироваться вертолеты таких типов как Chinook из состава ВВС, армейские Apaches, Merlin HC4 и Wildcat HM2. В условиях «наивысшего напряжения» авианосец может принять на борт более 50 летательных аппаратов.
Военный Паритет

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption "Куин Элизабет" вряд ли будет воевать в одиночку - авианосцы всегда сопровождает внушительная эскадра

Новый британский авианосец "Куин Элизабет", который вышел на ходовые испытания на этой неделе, вызвал обмен колкостями между российским и британским министерствами обороны.

В четверг официальный представитель минобороны России Игорь Конашенков назвал новый корабль "удобной морской целью", сравнив его с российским авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов".

Таким образом Конашенков отреагировал на высказывание министра обороны Великобритании Майкла Фэллона, который ранее заявил, что в России должны завидовать британским морякам.

"Если бы вы видели, как старый, ветхий "Кузнецов" проплыл через Ла Манш несколько месяцев назад, то, я думаю, что русские должны немного смотреть на этот корабль с завистью", - цитировала британская пресса слова министра.

В прессе новый авианосец уже прозвали "бегемотом" и "большой Лиззи" - это действительно самый крупный военный корабль, который когда-либо был построен на верфях Соединенного Королевства. Его размеры действительно впечатляют - водоизмещение 65 тысяч тонн, длина летной палубы 280 метров.

Новый авианосец возглавил коммодор Джерри Кидд, до этого командовавший авианосцами "Илластриес" и "Арк Ройал". Он тоже очень гордится новым кораблем.

"В любой стране найдется не так уж много вооружений, настолько же символичных и впечатляющих, как авианосец. Подлодки просто не видно. А это весьма очевидный символ военной мощи и проекции силы", - сказал командир "Куин Элизабет".


Media playback is unsupported on your device

Крупнейший британский авианосец выходит на испытания в море

На самом деле, у нового британского корабля довольно много общего с его российским соперником. В любом случае по классу он ближе к "Кузнецову", чем к суперавианосцам американского флота класса "Нимиц", тем более - новейшим авианосцам типа "Джеральд Р. Форд".

Однако между ними есть одна существенная разница - "Адмирал Кузнецов" был построен в 1991 году, и его боевые системы нуждаются в модернизации, а энергетическая установка - в ремонте.

Британский корабль только что построен, это в любом случае современный корабль, который, к тому же будет нести самые современные истребители F35.

Жертвы к омпромисс а

Новый британский авианосец - это не только гордость и краса королевского ВМФ, но и демонстрация способности британских военных найти компромисс и получить боевой корабль в условиях жесткой экономии средств.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption "Адмирал Кузнецов" участвовал в сирийской операции российских вооруженных сил

"Адмирал Кузнецов" также является кораблем-компромиссом - он изначально строился как авианесущий крейсер, вооруженный противокорабельными ракетами, авиация на нем задумывалась как вспомогательное вооружение.

Это было необходимо, чтобы соблюсти условия прохождения черноморских проливов, через которые нельзя проходить авианосцам.

Оба корабля в результате оказались гораздо менее боеспособными, чем полноценный атомный авианосец.

Как и российский авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", "Куин Элизабет" не оснащен паровой либо электромагнитной катапультой для запуска тяжелых самолетов.

С таких авианосцев невозможно запустить воздушный радар - такой, как американский E-2 Hawkeye. Для этого нужна катапульта. А радар необходим, чтобы обнаружить цели для самолетов.

На "Кузнецове", как и на "Куин Элизабет", в качестве средств дальнего радиолокационного обнаружения используются специальные вертолеты - соответственно, Ка-31 и Merlin Crowsnest.

Это снижает возможности авиации корабля даже с учетом неплохих летно-технических характеристик британского вертолета Merlin Crowsnest - вертолет не способен нести настолько же мощное оборудование, как тяжелый самолет.

Летная палуба на обоих кораблях кончается трамплином, который помогает взлетать самолетам без посторонней помощи.

"Большая Лиззи", как и "Кузнецов", не оснащена аэрофинишерами - специальными тросами, за которые зацепляются самолеты, чтобы затормозить при пробеге после посадки, но ее конструкция позволяет установить их позднее.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Отличительная особенность нового авианосца - две надстройки, одна для управления кораблем, другая - полетами

В случае "Куин Элизабет" эти недостатки не играют такой существенной роли, поскольку на этом корабле базируются новейшие истребители F35 Lightning II серии "В" - с укороченным взлетом и вертикальной посадкой.

Тихоходные корабли

Для российского корабля скорость - ключевой параметр. На "Кузнецове" базируются истребители МиГ-29К и Су-33, для взлета которых с полной боевой нагрузкой необходимо, чтобы корабль шел полным ходом против ветра.

Максимальная скорость, заложенная в характеристиках "Кузнецова" - 29 узлов. При этом, как отмечают эксперты, из-за изношенности энергетической установки реальная максимальная скорость в настоящее время гораздо ниже, что отражается на его способности запускать тяжелые ударные самолеты.

Максимальная скорость "Куин Элизабет" составляет 25 узлов. Это тоже мало для авианосца, но не играет большой роли для взлета и посадки истребителей F35В.

При этом на палубе "Кузнецова" три стартовых позиции, а на "Куин Элизабет" - только одна.

Правообладатель иллюстрации PA Image caption "Куин Элизабет", как и "Адмирал Кузнецов", не оснащена катапультой - вместо этого на краю палубы построен трамплин

Британский, как и российский авианосец, не оснащены атомной силовой установкой, что, с одной стороны, сильно снижает стоимость их постройки и обслуживания, а с другой - уменьшает максимальную скорость.

Максимальная скорость американского атомного авианосца класса "Джеральд Р. Форд" - 30 узлов, но самолеты с него стартуют при помощи катапульты

Однако есть одно обстоятельство, которое, возможно, в этом споре играет решающую роль - "Куин Элизабет" является новейшим кораблем, построенным, хоть и в условиях жесткой экономии, но с применением новейших технологий.

На нем установлены мощные цифровые системы управления кораблем, вооружениями. В его конструкцию изначально были заложены условия для будущей модернизации.

В то же время "Кузнецов" создавался в самом конце 1980-х годов прошлого века, и очередная его модернизация начнется в 2018 году. При этом информации о замене изношенной энергетической установки в открытых источниках не появлялось.

Самолеты

Авианосец как боевая единица безусловно очень важен, но воюют в конечном счете его самолеты.

При всех достоинствах истребителей МиГ-29К и Су-33 это глубоко модернизированные самолеты, разработанные еще в 1970-х годах прошлого века.

Правообладатель иллюстрации MOD Image caption "Куин Элизабет" будет нести более трех десятков новейших истребителей F-35B

Однако при всех впечатляющих летно-технических характеристиках они все-таки гораздо менее боеспособны, чем истребители пятого поколения F35B.

Например, применявшийся для ударов по территории Сирии истребители Су-33 не может нести управляемого вооружения против наземных целей - только управляемые бомбы. Этот самолет создавался, в первую очередь, для воздушных боев. Максимальная боевая нагрузка у него - 6,5 тонны.

МиГ-29К может нести управляемые противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, управляемые бомбы и другое оружие весом до 4,5 тонн.

Максимальная боевая нагрузка F35 составляет восемь тонн, причем он может использовать очень широкий спектр вооружений, как для ведения воздушного боя, так и для нанесения ударов по наземным и морским целям.

Кроме того, в конструкции этого истребителя использована технология снижения радиолокационной заметности, применялись новейшие цифровые системы управления вооружениями, связи, авионика последнего поколения.

У "Кузнецова" есть преимущество перед "Куин Элизабет" в системах противоракетной обороны: ракетный комплекс "Кортик" и ракетно-артиллерийский "Каштан" ближнего радиуса действия.

Британский авианосец защищают скорострельные артиллерийские системы.

Однако ни тот, ни другой авианосец и не были созданы для ведения боевых действий в одиночку - оба корабля нуждаются в группе кораблей сопровождения, среди которых должны быть эсминцы ПВО.

Зачем к оролевскому флоту такой корабль?

Вряд ли перед "Куин Элизабет" будут ставить те же задачи, которые ставятся перед американскими ударными атомными суперавианосцами - даже при наличии внушительного числа новейших истребителей отсутствие самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и возможности использования истребителей F-35B для дозаправки других самолетов сокращает боевые возможности этих кораблей.

С другой стороны, "Куин Элизабет" способен нести на борту транспортные вертолеты Chinook, с которых можно высаживать десант. То есть их вполне можно использовать как десантные корабли. При этом авиационная поддержка истребителей будет весьма кстати.

По словам главного редактора журнала "Экспорт вооружений" Андрея Фролова, задач, которые могут быть поставлены перед "Куин Элизабет", много.

"Для заморских операций, обеспечение "зонтика" для своих кораблей, для группировки, которая высаживается на берег, это возможность нанесения удара по территории потенциального противника без запроса на пролет. В этом смысле авианосец - кусок национальной территории", - сказал эксперт Русской службе Би-би-си.

По его словам, вряд ли авианосцу доведется принимать участие в полномасштабных боевых действиях.

"[Он может быть эффективен] для проведения операций в рамках коалиции. Если мы посмотрим на опыт применения [французского авианосца] "Шарля де Голля", у него, как правило, в боевых вылетах с палубы участвуют 10-12 самолетов, не более. Я думаю, здесь будет то же самое", - сказал Фролов.

Впрочем, британским вооруженным силам, очевидно, такой сценарий ведения боевых действий кажется более вероятным, поскольку на верфи в Шотландии уже строится "систершип" "Куин Элизабет" - авианосец "Принц оф Уэльс".

Авианосец HMS «Queen Elizabeth» (R08) является головным в серии из двух кораблей класса Queen Elizabeth, которые строятся для ВМС Великобритании. 7 декабря 2017 года на военно-морской базе Королевского военно-морского флота (КВМФ) в Портсмуте прошла церемония включения нового авианосца HMS «Queen Elizabeth» в состав британского флота. На авианосце был поднят британский военно-морской флаг.

В торжественной церемонии приняла участие королева Елизавета II, которая выразила уверенность в том, что авианосец будет свидетельством британской мощи на море на ближайшие десятилетия, а также принцесса Анна. По мнению Гэвина Уильямсона министра обороны Великобритании, «новый авианосец является олицетворением британского дизайна и функциональных возможностей, которые лежат в основе усилий по формированию вооруженных сил, отвечающих требованиям будущего». Необходимо отметить, что корабль был введен в состав КВМФ после завершения второго этапа морских испытаний, которые проводились у берегов Южной Англии с сентября 2017 года.


Второй авианосец серии HMS «Prince of Wales» (R09) также близок к сдаче. 8 сентября 2017 года на судостроительном предприятии Вabcock Marine, расположенном в Розайте (Шотландия), прошла официальная церемония крещения строящегося там в сухом доке британского авианосца «Принц Уэльский». На церемонии присутствовал нынешний принц Уэльский Чарльз, а его супруга герцогиня Корноуэльская Камилла выступила «крестной матерью» нового боевого корабля, разбив о корпус авианосца бутылку 10-летнего виски Laphroaig.

Авианосец «Queen Elizabeth»


Вопреки распространенному заблуждению свое имя новый британский авианосец получил не в честь ныне царствующей королевы Елизаветы II, а в честь ее далекой предшественницы – королевы Англии и Ирландии Елизаветы I, правившей в 1558-1603 годах – последней из династии Тюдоров. Именно в годы ее правления Англия превратилась в ведущую морскую державу, а значит, и в мировую. Эпоху Елизаветы I сами англичане называют «золотым веком». Не только потому, что она успешно сражалась с внешними и внутренними врагами, но и потому, что в годы ее правления расцвело искусство и наука. Это было время Кристофера Марло, Уильяма Шекспира и Френсиса Бэкона. Поэтому имя Queen Elizabeth было присвоено самому современному британскому авианосцу вполне заслуженно.

На сегодняшний день авианосец HMS «Queen Elizabeth» (R08) является самым крупным кораблем в составе Королевского ВМФ за всю его существования и самым крупным боевым кораблем, когда-либо построенным в стране, его полное водоизмещение составляет 70 600 тонн. Данный авианосец, как и его строящийся систершип «Prince of Wales», в три раза крупнее своих предшественников – британских авианосцев типа Invincible и сопоставим по размерам с американским авианосцем Nimitz или французским Charles de Gaulle. Авианосцы обошлись Великобритании в копеечку, если в 2007 году постройка двух боевых кораблей оценивалась в 3,9 миллиарда фунтов, то после очередного пересмотра контракта в 2013 году она составила уже 6,2 миллиарда фунтов (около 8,3 миллиардов долларов США). При этом, после ввода в эксплуатацию авианосца Prince of Wales, возможно, уже именно он станет самым крупным боевым кораблем КВМФ за всю историю, так как ввиду внесенных в проект некоторых изменений и усовершенствований, его полное водоизмещение может на 3000 тонн превысить водоизмещении авианосца Queen Elizabeth. Ввод в строй «Принца Уэльского» запланирован на 2019 год.

История постройки авианосца Queen Elizabeth

Идея пополнить состав КВМФ большими авианосцами возникла в Великобритании на рубеже XXI века. В начале 2003 года Министерство обороны страны определилось с подрядчиком строительства перспективных боевых кораблей – корпорацией BAE Systems. Эскизный проект выполнил британский филиал французской компании Thales. Уже этот проект демонстрировал отличие будущих кораблей от существующих авианосцев – наличием не одного, а двух «островов» в надстройке. В носовой надстройке располагаются службы управления кораблем, в кормовой надстройке – службы управления полетами самолетов и вертолетов.

Авианосец «Queen Elizabeth» в доке


Впервые об оформленном заказе на строительство двух авианосцев Дес Браун, занимавший на тот момент пост министра обороны страны, объявил 25 июля 2017 года. Боевые корабли класса Queen Elizabeth были спроектированы для замены легких британских авианосцев класса Invincible (в 1980 – 2014 годах три корабля данного класса несли службу в составе КВМФ). Контракт на строительство новых авианосцев был заключен 3 июля 2008 года со специально созданным европейским консорциумом Aircraft Carrier Alliance (ACA).

Строительство головного авианосца Queen Elizabeth велось с 2009 по 2017 год консорциумом ACA на судостроительном предприятии Babcock Marine (бывшая военно-морская верфь Rosyth Dockyard, которая была приватизирована в 1997 году), расположенном в шотландском городе Росайт. В состав Aircraft Carrier Alliance вошли – британский филиал французской компании Thales Group (проектант) и британские компании BAE Systems Surface Ships, A&P Group и Cammell Laird. Именно британские участники консорциума отвечали за производство крупноблочных секций корпуса, из которых в дальнейшем и собирался авианосец, находившийся в сухом строительном доке.

Процесс создания нового авианосца был разбит на постройку отдельных блоков массой до 11 тысяч тонн, которые собирались на различных верфях Великобритании. В дальнейшем собранные блоки доставлялись в шотландский Росайт, где собирались в единое целое. 4 июля 2014 года прошла церемония крещения нового корабля. В ней приняла участие королева Елизавета II, которая и выступила «крестной матерью» нового британского авианосца. По сигналу королевы Великобритании о борт судна разбили бутылку шотландского виски Bowmore.

Авианосец «Queen Elizabeth»


Для Министерства обороны Соединенного Королевства, Королевского военно-морского флота и компаний BAE Systems, Babcock, Thales UK, принимающих непосредственное участие в создании корабля, спуск на воду первого авианосца серии ознаменовал завершение значительного этапа работ. Ранее британское правительство уже задерживало развитие программы на два года, что в конечном итоге привело лишь к ее удорожанию. Программу постройки авианосцев пытались даже вовсе отменить, рассматривался вопрос их продажи третьим странам, два раза менялось решение по вопросу, какие модели самолета F-35 должны будут базироваться на авианосцах. Все это затянуло процесс постройки первого корабля.

17 июля 2014 года авианосец HMS «Queen Elizabeth» (R08) был выведен из сухого дока и спущен на воду. 26 июня 2017 года корабль впервые вышел в море на ходовые испытания. 16 августа 2017 года авианосец прибыл к месту своего постоянного базирования – в главную военно-морскую базу КВМФ Портсмут. Уже в июле были начаты испытания с участием вертолетов, второй этап данных испытаний был назначен на декабрь 2017 года. Первые испытания палубных самолетов F-35B с борта авианосца планируется начать в конце 2018 года, они будут проходить у побережья США. Достижение авианосцем Queen Elizabeth и его авиагруппой начальной боеготовности ожидается в 2021 году, а полной боеготовности – не ранее 2023 года.

Особенности конструкции авианосца Queen Elizabeth

Разработка механических конструкций современного британского авианосца была полностью автоматизирована. Средства компьютерного моделирования были специально созданы специалистами компании QinetiQ. Проектирование корпуса корабля велось, исходя из требуемого 50-летнего срока его службы. Особенностью корпуса нового авианосца стало наличие трамплина, используемого для самолетов с укороченным взлетом и посадкой. Наличие трамплина и отсутствие разгонных катапульт роднит корабль с единственным российским тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». Корпус авианосца Queen Elizabeth имеет 9 палуб, не считая полетной. Полетная палуба корабля обеспечивает одновременный взлет и посадку самолетов, расположенный в передней части трамплин имеет угол возвышения 13°.

Авианосец «Queen Elizabeth»


В отличие от подавляющего большинства традиционных авианосцев «Королева Елизавета» получила две малых надстройки. В передней располагаются помещения служб управления судном, а в задней – службы управления полетами авиагруппы авианосца. Преимущество подобной архитектуры корабля заключается в увеличении площади палубы, более гибким распределением пространства на нижних палубах и уменьшением турбулентных потоков воздуха, которые могут мешать полетам. Расположение служб, отвечающих за управление полетами авиагруппы, в задней части палубы представляется предпочтительным, так как позволяет лучше контролировать такие критические фазы полета, как заход на посадку и саму посадку на борт авианосца.

Как и любой другой современный авианосец британский Queen Elizabeth – это настоящий плавучий город, на борту которого имеется даже свой кинотеатр и большой тренажерный зал. Также на борту имеются 4 больших обеденных зоны, на которых трудятся 67 работников общественного питания. Они в состоянии обслужить до 960 человек за один час. Имеется на борту и свой госпиталь, рассчитанный на 8 коек (до 8 лежачих серьезных больных), своя операционная и стоматологическая комната, обслуживают его 11 медицинских работников. В 470 корабельных каютах могут разместиться 1600 человек (по количеству спальных мест), в том числе 250 морских пехотинцев.

Энергетическая установка корабля объединена в интегрированную электрическую двигательную систему (Integrated Electric Propulsion – IEP). Она включает в себя две мощных газовых турбины Rolls-Royce Marine MT30 мощностью 36 МВт каждая (такие же ГТУ установлены на новейших американских эскадренных миноносцах типа Zumwalt) и четыре дизель-генератора Wartsila 38 финского производства общей мощностью 40 МВт. Двигатели работают на генераторы, которые дают электроэнергию в общую низковольтную сеть авианосца и питают, в том числе, электродвигатели, которые вращают два гребных вала с винтами фиксированного шага. Силовая установка разгоняет корабль полным водоизмещением в 70 600 тонн до скорости 26 узлов (около 48 км/ч).

Истребитель-бомбардировщик Lockheed Martin F-35B


Корабль буквально нашпигован современным оборудованием и обладает высоким уровнем автоматизации практических всех процессов, благодаря чему его экипаж состоит всего из 679 человек. При этом к, безусловно, сильным сторонам корабля можно отнести его автоматизированную систему боевого управления, которая интегрирована с РЛС большой дальности, которая позволяет сопровождать одновременно до одной тысячи воздушных целей на удалении 250 морских миль (около 460 км). Помимо этого на корабле располагается специальный центр для командующего авианосной ударной группой (АУГ).

Еще одной особенностью корабля является то, что это первый авианосец, который изначально проектировался под использование самолетов 5-го поколения. Основу авиагруппы «Королевы» составят американские истребители-бомбардировщики Lockheed Martin F-35B (с вертикальным/укороченным взлетом/посадкой). Штатный состав авиагруппы авианосца в «океанском» варианте составят 24 истребителя F-35B, 9 противолодочных вертолетов Merlin и 4 или 5 вертолетов Merlin в варианте ДРЛО. Помимо этого авианосец сможет принимать на борту вертолеты армейской авиации – AH-64 Apache, AW159 Wildcat и даже CH-47 Chinook различных модификаций. Это важно, так как Минобороны Великобритании рассматривает корабль и как средство выполнения совместных межвидовых и прибрежных операций. На авианосце изначально предусмотрены места для 250 морских пехотинцев, при этом в случае необходимости количество морпехов можно довести до 900 человек.

В стандартном состоянии авиагруппа авианосца будет включать в свой состав до 40 летательных аппаратов, однако, как отмечают британские военные, в случае необходимости корабль сможет принять на борт и до 70 летательных аппаратов. На ангарной палубе авианосца площадью 155 на 33,5 метра и высотой от 6,7 до 10 метров могут разместиться до 20 самолетов. Их подъем вверх на полетную палубу производится при помощи двух мощных лифтов, каждый из которых в состоянии одновременно поднять на взлетную палубу два истребителя-бомбардировщика F-35B, потратив на это 60 секунд. Лифты настолько мощные, что вместе могут поднять и весь экипаж корабля, отмечают в компании BAE Systems.

Вертолет ДРЛО Merlin Mk2 с системой Crowsnest


Авианосец Queen Elizabeth рассчитан на 420 самолето-вылетов в течение 5 дней с возможностью проведения операций в ночное время суток. Максимальная интенсивность вылетов составляет – 110 в течение 24 часов. Максимальная интенсивность взлета самолетов – 24 за 15 минут, посадки – 24 самолета за 24 минуты. На борту отсутствуют аэрофинишеры и разгонные катапульты, без переделки корабль может принимать на борт только самолеты укороченного/вертикального взлета/посадки.

Самым слабым элементом «Королевы» можно назвать оборонительное вооружение, которое представлено лишь различными артиллерийскими установками. В частности, тремя 20-мм шестиствольными скорострельными артиллерийскими установками ближней обороны Phalanx CIWS. Этот корабельный зенитный артиллерийский комплекс, предназначенный для борьбы с противокорабельными ракетами с дозвуковой и сверхзвуковой скоростью полета (до 2-х скоростей звука), за свой характерный внешний вид получил на американском флоте прозвище R2-D2. Помимо данного комплекса на борту имеется 4 современных 30-мм автомата DS30M Mk2 и некоторое количество пулеметов, предназначенных для защиты от ассиметричных угроз – террористов и пиратов на небольших лодках.

За слабое оборонительное вооружение и большие размеры авианосец Queen Elizabeth уже прозвали удобной мишенью для российских противокорабельных ракет. Именно так заявили в Минобороны РФ в ответ на слова британского министра обороны Майкла Фэллона о том, что «русские будут смотреть на авианосец с завистью». Оборонительное вооружение, действительно, самое слабое место нового британского корабля. С другой стороны он построен в рамках совершенно другой концепции применения. В отличие от единственного авианосца в составе российского флота, который несет на борту большое количество различных вооружений, вплоть до противокорабельных ракет и в состоянии действовать автономно, британская «Королева» рассчитана на использование в составе АУГ, когда ее будут надежно прикрывать многочисленные корабли эскорта и подводные лодки.

Зенитный артиллерийский комплекс Phalanx CIWS


О том, что самый большой корабль британского флота уязвим для противокорабельных ракет, говорят и эксперты английского аналитического центра Royal United Services Institute (RUSI). По их словам, противокорабельная ракета стоимостью менее полумиллиона фунтов в состоянии, по меньшей мере, вывести британский авианосец стоимостью более трех миллиардов фунтов из строя. «А залп из 10 таких ракет обойдется российскому бюджету менее чем в 4 миллиона фунтов, подобные цели гораздо проще уничтожить, сосредоточив на них огонь, чем разрабатывать что-то подобного же уровня для борьбы на равных», – подчеркивается в докладе экспертов RUSI.

Тактико-технические характеристики авианосца HMS «Queen Elizabeth» (R08):

Водоизмещение – 70 600 т (полное).
Длина – 280 м.
Ширина – 73 м.
Высота – 56 м.
Осадка – 11 м.

Двигатели: две газовых турбины фирмы «Rolls-Royce» Marine MT30 мощностью 36 МВт каждая и четыре дизель-генераторных установки Wartsila общей мощностью порядка 40 МВт.

Максимальная скорость хода – до 26 узлов (48 км/ч).

Дальность плавания – до 10 000 морских миль (около 19 000 км).

Автономность плавания – 290 суток.

Экипаж авианосца – 679 человек.

Морские пехотинцы – 250 человек.

Общая вместимость – 1600 человек (вместе с персоналом авиагруппы, по количеству спальных мест).

Авиагруппа: до 40 истребителей и вертолетов: в том числе до 24 истребителей-бомбардировщиков 5-го поколения Lockheed Martin F-35B, до 9 противолодочных вертолетов AgustaWestland AW101 Merlin HM2 и 4-5 вертолетов Merlin в варианте ДРЛО. При необходимости может принять на борт до 70 летательных аппаратов.

Оборонительное вооружение: 3 зенитных артиллерийских установки Phalanx CIWS, 4х30-мм артиллерийских установки 30mm DS30M Mark 2 и пулеметы для противодействия асимметричным угрозам.

Источники информации:
http://tass.ru/armiya-i-opk/4791485
https://bmpd.livejournal.com/2992965.html
http://www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2017/0818/100222197/detail.shtml
https://vpk.name/news/191779_ceremoniya_kresheniya_avianosca_prince_of_wales.html
http://www.baesystems.com
Материалы из открытых источников