Меню

Что такое консервативность определение. Консерватизм и его практическое воплощение в политике разных стран

Смеситель

conservatism, от фр. conservatisme, от лат. conservare -охранять, сохранять) - 1) приверженность к старому, устоявшемуся (к строю, режиму, порядкам, убеждениям), стремление их сохранить, не допустить перемен; 2) система взглядов, убеждений такой ориентации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНСЕРВАТИЗМ

фр. conservatism лат. conservare сохранять, охранять, заботиться о сохранении) - разновидность политической идеологии. Термин "К." впервые был употреблен французским писателем-романтикой Ф. Р. Шатобрианом, который в XVIII в. стал издавать журнал "Консерватор". К. возник в конце XVIII в. как реакция на осмысление противоестественности сознательного преобразования социальных порядков (особенно после 1789 во Франции). "Отцом-основателем" классического консерватизма считается английский политический деятель, философ и публицист Э. Берк. 1790 вышла в свет его книга "Размышления о революции во Франции", в которой впервые были сформулировав основные принципы консерватизма. Большой вклад в разработку консервативной идеологии в XIX в. внесли Ж. де Местр, Л. де Бональд, X. Доносо Кортес и др.

К основным "заповедям", принципам К. относятся следующие:

1. Убежденность в существований нравственного непреходящего закона в том, что человеческая природа измена и моральные истины постоянны. К. исходит из постулата об ограниченности сферы человеческого разума и, следовательно, важности универсального морального порядка, с кционированного и поддерживаемого религией; в особой роли, которая принадлежит в этой связи традициям, титулам, ритуалам и даже предрассудкам.

2. Консерваторы придерживаются обычаев, традиций и преемственности хотя и считают перемены необходимыми.

Они полагают, что любые общественные перемены должны внедряться постепенно, обдуманно, выборочно. Одни из философско-мировоззренческих максим К. гласит: "То, что можно не менять, менять не нужно".

3. Консерваторы верят в принцип заведенного порядка вещей. Например, мораль и право собственности во многом держатся на принципе давности.

4. Вся деятельность политика-консерватора должна оцениваться с точки зрения долгосрочных последствий, а не временных преимуществ и популярности.

5. Консерваторам правится разнообразие традиционно сложившихся социальных институтов и форм жизни. Люди не равны. Социальная организация сложна и всегда содержит в себе различные классы, сословия и группы. Расслоение, иерархия и подчинение - неизбежные черты любого общества. Единственное равенство, которое признают консерваторы, - это "равенство перед Богом и божественным -правосудием".

6. По мнению консерваторов, "стремиться к утопии - значит закончить катастрофой". Необходимо стремиться к приемлемому общественному порядку, справедливости и свободе, улучшая и сохраняя этот порядок благоразумными реформами.

7. Частная собственность - продукт человеческого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель.

8. Консерваторы исходят из догмата об изначальном несовершенстве человека, который не может опираться ни на свои природные инстинкты, ибо уже растерял их, ни на свой разум, ибо вся истекшая история показывает, что человек способен на действия, противоречащие разуму. Человек страдает от многих недостатков или, как учит христианство, над ним довлеет действие первородного греха Будучи таковым, человек не может создать совершенное человеческое общество.

9. Коллектив выше личности. Источник зла в природе человека, а не в отдельных социальных институтах.

10. Существует презумпция "в пользу любой установленной системы правления против любого неиспользованного проекта. Попытки устранить существующее зло вызывают обычно еще большее зло".

Анализируя консервативное направление, английский ученый М. Оукшотг пишет: "Быть консерватором означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт - выдумке, действительность - тому, что возможно, ограниченное - безграничному, близкое - далекому, достаточное - изобилию, сегодняшнее веселье - утопическому блаженству".

В конце XIX - начале XX в. К. интегрировал важнейшие элементы классического либерализма: индивидуализм, принципы свободного рынка, конкуренции.

В русском К. можно выделить два основных типа: ценностный, основывающийся на убеждении, что цель общества состоит в сохранении и воплощении основополагающих ценностей - ценностей социальной интеграции: Бог, родина, община, этничность, общее прошлое, общая судьба и др.; структурный, который исходит из того, что стабильность общества обеспечивается не сохранением ценностей, а общественными структурами (и прежде всего государством).

Сторонники ценностного К. (славянофилы, "почвенники" и др.) идеализировали не государство, а народ и ставили все вопросы, связанные с функциями государства, в зависимость от нравственных проблем "народности", национального "духа жизни". По их мнению, власть сама по себе бессильна, если ее намерения не находят живого, однозначного отклика в народе, не содействуют его сплочению, отстают от его подлинных потребностей или, наоборот, опережают их, иными словами, не соответствуют основному вектору его духовной ориентации. Так, славянофильская идеология была ориентирована на факторы неправового и негосударственного порядка: общину, народный дух, культурную традицию и пр., что не могло не сказаться на ее прохладном отношении ко всяким правовым и государственным категориям и институтам. Государство - в интерпретации славянофилов - только форма, оболочка, щ не живой дух, поскольку в нем нет ничего субъективного, а следовательно, и творческого.

Именно в XVIII в. складывается новая концепция истории как освобождения человека. Либерализм, определяющий сущность человека как свободу, требует освобождения от прошлого, традиций, которые интерпретируются как оковы и рабство. Консерватизм, наоборот, предполагает проведение некой охранительной политики.

«Контрреволюционер», «реакционер», «консерватор» - так либералы клеймили тех, кто не разделял их ценностей. Эти характеристики должны были показать, что консерватизм - идеология торможения прогресса и не несет в себе никакой позитивной программы. Например, в слове «реакционер» присутствует семантика «вторичности», т. к. реакционер - это тот, кто реагирует на действия другого.

Кто такой консерватор? Это тот, кто всего лишь консервирует, сохраняет, однако никакого движения вперед он не предполагает. Тогда как каждое следующее поколение считало себя более свободным и прогрессивным, чем предыдущее, то, соответственно, все прошлое объявлялось реакционным и консервативным. Однако наступил момент, когда либеральные идеи в результате безудержной гонки за миражом прогресса оказались запятнаны кровью миллионов людей. Тогда симпатии усталого от революций и бесконечных изменений общества вернулись к тем, кто был назван консерваторами.

Консервативные идеи развивали Э. Берк (1729–1797), Ж. де Местр (1753–1821) и Л. де Бональд (1754–1840). В их трудах концепция истории представляет собой перевернутую теорию прогресса, удачно подогнанную под некоторые интерпретации христианской истории: мир движется к апокалипсису, любое изменение есть изменение к худшему, следовательно, нужно избегать изменений, ибо противостояние изменениям (консервация) - благо. Те же изменения, которые можно признать полезными, необходимыми, должны вводиться плавно, эволюционно, но никак не революционно.

Основные положения консерватизма таковы:

1. Основа общества - религия. Человек - существо по своей природе религиозное, следовательно, для него естественно религиозное смирение и самовоспитание, нежели политическая и общественная деятельность.

2. Общество - продукт истории, а не конструирования. Нет никаких «общественных договоров». Политические институты накапливают знания многих поколений столетиями, что определяет уважительное отношение к ним. Все изменения нужно осуществлять предельно осторожно.

3. В общественной жизни имеет значение не только разум людей, но и их привычки. Поэтому общественная и государственная жизнь во многом опирается на предубеждения и опыт, т. е. на то, что появляется раньше убеждений и имеет инстинктивный, а не рациональный характер. Именно в привычках концентрируется правда, проверенная временем и опытом поколений.

4. Общество значит больше индивида, а потому права личности связаны с ее обязанностями. Поскольку человеческая природа, а не общественное устройство, является носителем зла, то все планы и попытки построить идеальное общество безосновательны и бесполезны. Гораздо полезнее воспитывать человека.

5. Общество - это в первую очередь иерархия социальных слоев, групп, индивидов. Равенства не существует, неравенство естественно и необходимо, т. к. благодаря неравенству общество становится управляемым и упорядоченным. Каждому даруются разные таланты, и именно

это обусловливает творческий процесс, создание всех достижений мирового искусства и культуры. В дилемме свобода или равенство безусловный приоритет принадлежит свободе.

6. Проверенные жизнью, сложившиеся формы общественного устройства и государственного управления предпочтительнее новых, рискованных проектов. Невозможно уничтожить все недостатки. Стремления же победить всякую несправедливость, как правило, заканчиваются еще большими бедами и злом. Общество можно улучшать лишь в рамках уже существующего.

Консерваторами - сторонниками этих идей в России были, например, Николай I, Александр III, граф С. Уваров, К. Победоносцев, К. Леонтьев. Однако эта аристократическая трактовка консерватизма оставляет нерешенным вопрос, почему консерватизм существует до сих пор, когда социальные слои, поддерживавшие эту идеологию, давно ушли в прошлое?

На самом деле правильнее рассматривать консерватизм не как «идеологию феодального дворянства и клерикальных кругов», а как современный феномен, поскольку он имеет общее для эпохи Просвещения убеждение, что сущность человека есть свобода.

Либерал говорит, что свободный свободен от прошлого, а консерватор возражает: нельзя бездумно уничтожать прошлое, т. к. оно было порождением человеческой свободы.

Либерал говорит, что свободный человек не будет поклоняться никакому высшему существу, а консерватор возражает: Бог мыслится нами как абсолютно свободная сущность, значит, истинный либерал должен верить в Бога.

Либерал говорит, что свободный человек превыше государства, а консерватор возражает: только в государстве и гарантируется свобода отдельных людей, оно возникло для защиты свободы одного, развивалось далее для защиты свободы некоторых и сегодня служит защите прав и свободы всех. Значит, истинный либерал должен быть государственником.

Также проявлением свободы является и собственность - она проявление воли и власти человека как свободного существа над вещью природы. Значит, истинный либерал должен быть за собственность, против всяких социализмов и коммунизмов.

Вся предшествующая история тоже порождение свободы, а значит воевать с историей - это воевать со свободой. В ходе истории человек показал, на что он способен: были беспримерные подвиги, были низость, предательство и рабство, был великий террор, было великое благоденствие, был хаос, но был и порядок. Ничего нового человек уже не создаст, а значит просто надо обобщить и упорядочить все проявления свободы, а затем сознательно их использовать во всех сферах общественной и государственной жизни.

На основании этих положений были попытки представить консерватизм как некий вневременной феномен, утверждающий вечные ценности типа порядка, равновесия, постоянства. Дескать, консервативные убеждения высказывали такие исторические личности как Лао-цзы, Конфуций, Платон, Аристотель, Гуго Гроций и др. Этой консервативной линии в истории философской мысли соответственно противопоставляется «революционное генеалогическое древо». Тем не менее, очевидно, что консерватизм все равно остается в подчиненном положении у либерализма. Ведь именно новаторы творят историю: они создают то, что потом, уже позже, сохраняют консерваторы.

В общественном сознании стало обычным представление, что в молодости человеку свойственно быть либералом, а в старости консерватором. Консерватор отличается трезвым, взвешенным отношением к жизни. Действительность для консерватора более значима, чем гипотетическая возможность, близкое - более, чем далекое, а настоящее для него предпочтительнее, чем счастье будущего.

Выбор между традициями и нововведениями консерватор сделает в пользу традиций. И даже если консерватор согласен с тем, что свобода является «самой существенной сущностью человека», а историю делают разные революционеры, то он будет утверждать, что якорь не менее важен не корабле, чем парус, а тормоз в машине - чем газ… Этого либерального течения в консерватизме придерживались М. Сперанский и О. фон Бисмарк, Г. В. Ф. Гегель и П. Столыпин, а XX в. - М. Ататюрк и У. Черчилль, Ш. де Голль и К. Аденауэр.

После Первой мировой войны консерватизм, долгое время уступавший в европейской интеллектуальной моде социализму и коммунизму, вновь стал популярен. Он проявился в наиболее радикальных формах традиционализма и неоязычества (Ф. Ницше, Л. Клагес, О. Шпенглер, Ю. Эвола, Р. Генон, Э. Юнгер, М. Хайдеггер), антисемитизма и фашизма (А. Гитлер, Б. Муссолини, А. Розенберг, А. Боймлер, Э. Крик, К Шмитт, Дж. Джентиле). Вдумчивое и осторожное отношение к новому усугубилось до его полного отрицания и углубления в традицию вплоть до язычества. Соответственно, прежним политическим категориям стали противопоставлять понятия, свойственные общинно-родовому мышлению. Так в фашизме вся история представляется через призму борьбы арийских и семитских рас за выживание.

Консерватизм очень быстро вытеснил либерализм как главного противника социализма и коммунизма, которые рассматривались как порождения евреев, которые якобы захватили идеологическую, финансовую и медийную власть над миром. Это столкновение левой и правой идеологий кончилось Второй мировой войной, которая характеризуется самыми масштабными жертвами в истории и невиданным раннее геноцидом.

Однако после Второй мировой войны консерватизм опять оказывается забыт. Он возрождается в новых формах, в частности, в неоконсерватизме, в трудах и деятельности Г.-К. Кальтенбрунера, Лео Страуса, С. Хантингтона, в политической практике Р. Рейгана, М. Тэтчер, Г. Коля, Дж. Буша-ст. и Дж. Бушамл., П. Бьюкенена и др.

Неоконсерватизм сочетает в себе приверженность свободному рынку и революционные методы насаждения своего порядка, государственный, религиозный мессианский патриотизм и геополитический подход. Сегодня к консервативным политическим силам относят республиканскую партию США, консервативную партию в Великобритании, французских голистов и партию Лепена, партию «Вперед, Италия» в Италии, ХДС/ХСС в Германии, ЛДПр в Японии, ЛДПР и в значительной мере «Единую Россию» в России.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Консерватизм (лат. conserve - охраняю, сохраняю)- идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящее новым тенденциям социального развития, отстаивающее необходимость сохранения традиционных ценностей и порядков.

Впервые термин был употреблен французским писателем Ф. Шатобрианом (с 1818 г. начал издавать ж. "Консерватор") и обозначали идеологию феодально-аристократической реакции на Французскую буржуазную революцию конца XVIII в.

Основоположники : Э. Берн (1729-1797), Ж. де Местр (1753-1821), Л. Бональд (1754-1840).

Э. Берн в своих «Раздумьях о Французской революции» (1790) сформулировал классическое консервативное утверждение: установленные социальные и политические учреждения должны защищаться, потому что они существуют и выросли «органически».

Основой консервативной идеологии является традиционализм, т.е. ориентация индивидуального или группового сознания в прошлое, которое обычно противопоставляетсянастоящему. С точки зрения Э. Берна, следоватьтрадиционализму - значит действовать в соответствии сестественным ходом вещей, сообразовывать свои поступкис вековой мудростью, аккумулированной в традиционныхнормах и представлениях.

В первой половине XIX в. в консерватизме господствовали три основные идеи: противостояние революции , критика рационализма и индивидуализма , противоборство с социальной атомизацией буржуазной цивилизации.

Консерваторы отрицают не саму по себе идею социального равенства, а концепцию осуществления равенства в результате спланированных социальных действий, которые, по их утверждениям, «мешают естественным и желательным различиям между людьми». Функции государства и особенно правительства, по их мнению, следует ограничивать в использовании ими власти и сконцентрировать преимущественно на «роли охранника», являющегося «необходимым тормозом потенциального социального переворота» (Д. Золл). Что же касается народной демократии, то она, считают консерваторы, «подрывает и ухудшает моральные ценности».

Стабильность политического порядка, по убеждению сторонников консерватизма, обеспечивается постепенным реформизмом, в основе которого должен лежать компромисс .

Неоконсерватизм.

На рубеже 60-70-х гг. XX в. консерватизм стал выступать преимущественно в обличье неоконсерватизма. Его наиболее влиятельными выразителями являются Д. Мойнихэн, И. Кристол, Д. Белл, 3. Бжезинский, Н. Глэйзер, С. Хантингтон.


Существуют две основные трактовки неоконсерватизма:

1) как современного консерватизма, приспосабливающего традиционные для него ценности к нововведениям постиндустриальной эпохи;

2) как идеологического течения, обогащающегося новыми идеями и выводами в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом.

Поборники неоконсерватизма выступают за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику, считая, что государство обязано поддерживать частную инициативу, а не ограничивать ее. В социальной политике они придерживаются трех основных принципов:

а) принципа солидарности, основанного на единстве труда и капитала;

б) принципа справедливости - справедливое распределение доходов, справедливая зарплата, справедливая налоговая политика и т.п.;

в) принципа субсидиарности - содействие людям в их самопомощи и в развитии частной инициативы.

В идеологическом плане они признают приоритетность принципов свободы над принципом равенства, утверждают, что равенство может существовать только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. В политической сфере неоконсерваторы строго придерживаются тезиса: демократия должна быть вертикальной, а вершину ее составляет политическая и экономическая элита.

Среди основных разновидностей и направлений современного политического консерватизма обычно выделяют:

национал - консерватизм - в рамках этой идеологии превыше всего ставятся интересы нации, народа и национальной государственности, сохранение национального духа, национальной культуры и единства (ценность институтов частной собственности, свободного рынка, конкуренции, индивидуальных прав и свобод не отрицаются, но требуется их подчинение национальным интересам).

либеральный консерватизм - приверженцы выступают: против экономического равенства и стремления государства к социальной «уравниловке», а также против преждевременного (до овладения нормами гражданской политической культуры) распространения политических прав на широкие слои общества, т.к. их могут получить социально безответственные и неготовые к демократии группы и субъекты; за неприкосновенность частной собственности, стихийного «саморегулирующегося» рынка и свободной конкуренции; против левой, коммунистической и социал-демократической идеологии (считают, что ее распространение и любые попытки реализации «социалистической модели» представляют угрозу для базовых ценностей западного общества и цивилизации); за создание условий и гарантий, при которых демократия и власть большинства должны быть ограничены законом, и большинство общества не имело бы права и возможности покушаться на частную собственность, права и свободы отдельных личностей;

технократический консерватизм - идеологическое течение, ориентированное на защиту современного индустриального общества, современных достижений науки и техники, связанных с ними жизненных стандартов и прав технократической элиты от нападок левых радикалов, экологистов («зеленые», «Гринпис») и других враждебных ему движений;

религиозный консерватизм - идеология, выступающая за сохранение традиционных христианских, мусульманских и иных религиозных норм и ценностей в культурной, экономической и политической жизни общества.

РОССИЯ

становления консерватизма в России - «Теория официальной народности» С.С. Уварова, разработанная в 30-40-е годы XIХ в. К выделенным Н.М. Карамзиным двум основам существования России – самодержавию и православию – Уваров добавил народность, под которой понимал особое взаимоотношение царя и народа, основанное на вере в величие, справедливость, «божественность» госуда-ря. «Теория официальной народности» по-разному трактовалась исследователями.

Славянофильское учение, не будучи всецело консервативным, придало охранительной идеологии подчерк-нуто национальный характер. (Некоторыми исследователями славянофильство трактуется как стадия политического консерватизма в России. Подобное утверждение представляется некорректным. Концепции славянофилов нельзя считать политическими доктринами, они носят скорее характер культурно-религиозный. Можно говорить лишь о развитии тех или иных консервативных идей в учении славянофилов.

СЕЙЧАС

Российский консерватизм - "Сбережение народа" – задача, вытекающая из христианского понимания человека как образа и подобия Божиего. Признание духовного достоинства человека, его свободы и ответственности, означает, что в задачу "сбережения народа" обязательно включаются аспекты его нравственного возрождения и культурного развития. "Сбережение народа" предполагает его защиту не только от государственно-бюрократического произвола, но и от непубличной экономической власти и бездуховной и безнравственной массовой культуры.

В "социальном вопросе", требование "социальной справедливости" и "социальных гарантий", выдвигаемое консерваторами, рассматривается ими не как цель, а как средство для развития самостоятельности и самодеятельности каждого человека. Человек не должен быть брошен государством и обществом в болезни, несчастье, нужде. + не должен приобретать статус иждивенца.

"современный российский консерватизм" –антропологические основы консерватизма, апелляция к духовному пониманию сущности и предназначения человека являются тем центральным обстоятельством, в связи с которым стоят все иные аспекты идеологии консерватизма.

Возрождение византистской идеологии в России. «Старый византизм» - это византизм инерционный и консервативно-охранительный. Неовизантизм –это подлинный византизм, потому что он ориентируется не на историческое воплощение византистских идеалов, а на сами эти идеалы и пытается реализовать их в настоящем и будущем. Исходя из этого, «новизна» русского неовизантизма заключается в оптимистическом восприятии русской истории и признании безграничных возможностей Русской Православной Церкви и Русского Государства. Неовизантизму чужда пораженческие настроения.

Русский неоконсерватизм - промежуточная форма становления современного русского традиционализма , необходимый переход от старого, дореволюционного русского консерватизма к консерватизму новому, постсоветскому. Основной линией становления такого неоконсерватизма является обнаружение и конституирование необходимых социальных, культурных, политических и экономических оснований для складывания нового варианта русского традиционализма (возрождения традиции в России) + национал-К – поиск собственного пути.

Каждый человек имеет свои собственные взгляды на жизнь, на увлечения, на различные процессы, происходящие вокруг. У каждого есть своё видение проблемы или ситуации. Разные люди - разные мнения.

Люди по-разному относятся к изменениям, которые происходят вокруг них. Некоторые только рады любым нововведениям или новым событиям, идущим после них. Это может касаться и изменений жизненных ценностей, политической обстановки или же банального изменения распорядка дня. Такие люди охотно подстраиваются под новые веяния времени и общества.

Но есть люди, которые придерживаются уже привычных всем устоев и традиций. Нововведения они принимают неохотно, во всяком случае склоняются к их принятию в рамках существующей общественной системы, имеющей свои сложившиеся традиции и устои. Позиция такого плана именуется консерватизмом. Что это такое, будет подробно рассказано далее в статье.

Что такое консерватизм - определение

Для начала стоит раскрыть само определение консерватизма. Это не является сложным в понятии термином. Всё довольно просто и понятно.

  • Консерватизмом называют приверженность традиционным устоям и порядкам. Приверженцы такой идеологической позиции склоняются к сохранению традиций в обществе, а также устоявшихся религиозных или социальных доктрин в зависимости от взглядов и рода деятельности индивида. Консерватизм провозглашает общественную традиционность, сохранение её и последующее принятие.

Консервативная идеология допускает введение некоторых изменений в общественной жизни и политической ситуации в государстве , но при этом весьма негативно относится к введению слишком радикальных реформ, способных резко изменить общество и государство в целом. Такие резкие реформы воспринимаются консерваторами как экстремизмом и не имеют права на существование.

Если рассматривать консерватизм не в общем понятии, а с точки зрения политической идеологии, то можно отметить некоторые тенденции, к которым стремятся прийти консерваторы. Приверженцы этой идеологии выступают за укрепление безопасности, стараются рассматривать только традиционных союзников государства и поддерживать их. Также следует отметить поддержку протекционизма в области внешнеэкономических отношений государства и допущение применения военной силы в случае наличия в этом прямой потребности. То есть, можно отметить приверженность традиционной активности на международном политическом пространстве.

Причина появления консерватизма

Появление консервативной идеологии связано с определёнными событиями, повлёкшими потребность в принятии новой идеи, которая смогла бы явиться реакцией на существующий порядок и происходящие процессы в обществе. Причиной возникновения новой идеологической парадигмы стала Французская революция. Как писал в своём знаменитой памфлете Эдмунд Бёрк, происходившее в то время можно было назвать не иначе как «ужасами Французской революции». Далеко не все представители французского общества смогли принять новые революционные идеалы. Результатом стало появление новой идеологической концепции, провозглашавшей новые настроения в обществе.

Консерватизм стал не просто идеологией. Идеи этого толка противопоставлялись другим двум идеологиям: либерализму и социализму. Либерализм требовал наличие и соблюдение экономических свобод , а социализм - социального равенства. Свой вклад, помимо Эдмунда Бёрка, внесли и другие видные деятели: австрийский канцлер Клемент Меттерних, французский иезуит Жозеф де Местр, а также английский философ Томас Гоббс. Участие столь серьёзных персон в упрочении позиций консерватизма сыграло свою роль, и эта идеология начала становиться всё популярнее.

  • В современном обществе консерватизм является одной из трёх базовых идеологий, наряду с социализмом и либерализмом. Следует учитывать тот факт, что консерватизм иногда путают с традиционализмом или обскурантизмом. Путаница может произойти из-за того, что в общем у этих идеологических взглядов есть определённые сходства. Но обскурантизм и традиционализм являются чуть более радикальными, чем консерватизм.

Современный консерватизм является даже более гибким и склонным к нововведениям политическим течением, чем другие. Появившиеся позже вариации консервативной идеологии лишнее тому подтверждение.

Консервативные партии мира

На данный момент в разных государствах мира ещё имеются консервативные партии, появившиеся ещё очень давно и до сих пор сохраняющие своё существование. Их позиции, программы и предвыборные лозунги основываются на консервативных положениях, но с учётом современных реалий. Следует также отметить, что многие консервативные партии остались консервативными лишь на бумаге, по сути растворившись в группе других «демократических», «либеральных» и «социалистических» партий. Иногда позиции консерваторов заостряются только на отношениях с либералами и социалистами.

Также можно отметить тот факт, что нередко политический консерватизм перетекает в своеобразный национализм, призванные упрочить права коренных жителей государства и ограничить права многочисленных мигрантов, прибывающих в страну. В этом есть своя идея, благоприятная для общества.

На данный момент во многих государствах до сих пор есть консервативные партии, имеющие вес на политической арене страны, а также претендующие на непосредственное участие в принятии решений как внутри, так и вне государства.

Психологический тип консерватор

Всем известно, что каждый человек имеет свои особенные черты характера, формирующие его личность в целом. Разделить людей, учитывая их психологические особенности можно по-разному. Следует только выбрать условный критерий для последующего выделения групп из людей с одинаковыми характерными чертами.

Людей можно разделить на два типа. Можно взять два крайних психотипа человека: радикал и консерватор. Радикал - это человек , который склонен к постоянным изменениям, его не устраивают существующие нормы и правила, а также окружающая обстановка. Его целью является изменение имеющегося порядка для достижения комфорта и собственного удовлетворения. В хаосе постоянных изменений и есть его удовлетворение.

Консерватор - человек совершенно другой формации. Его идиллия заключается в сохранении оптимальных кондиций для существования и удовлетворения своих потребностей. Консерваторы не любят многое менять в своей жизни. Улучшение существующих условий консерваторам свойственно, но радикальные изменения их не привлекают.

Если говорить начистоту, то довольно редко можно встретить чисто консерватора или чисто радикала. В каждом человеке сочетаются черты и радикала, и консерватора. Образуется «золотая середина», которая и является оптимальным вариантом.

В политической лексике понятие консерватизм долгое время употреблялось с негативным оттенком. Оно служило, как правило, для обозначения косной приверженности ко всему неизменному, устаревшему в общественной жизни и определялось не иначе, как реакционное направление в политике, однако последнее время характеризуется устойчивым интересом к этому политическому течению, стремлением к переосмыслению его идейных установок. Этот интерес связан, прежде всего, с тем, что 80-е годы были триумфальными для политических партий консервативной ориентации во всех ведущих странах Запада. Интерес к консерватизму для нашей социально-политической науки связан еще и с переживаемым ею процессом слома старой парадигмы и поиска новой. Надо полагать, что этот процесс приведет к переосмыслению и сложившейся в прежние годы традиции иерархии различных идейно-политических ценностей.

В литературе встречаются различные определения политического консерватизма. В самом общем виде его можно трактовать как социально-политическое течение, ориентированное на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической, социальной и политической жизни, традиционных духовных ценностей, на отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям, критически-негативное отношение к реформистским проектам. Данная социально-политическая ориентация присуща как достаточно широким общественным группам, оформленным политическим силам, так и отдельным индивидам в самых различных странах.

Все исследователи консерватизма сходятся во мнении, что это течение социально-политической мысли сформировалось после Великой французской революции как итог критической оценки ее опыта и результатов. Ее фундаментальные постулаты рождались как ответ, реакция на первый опыт претворения французскими революционерами идей эпохи Просвещения. Разумеется, консервативная мысль не оставалась неизменной, за 200 лет она претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к меняющемуся миру.

Консерватизм есть идеология, нацеленная на сознательное удержание идентичности, сохранение живой непрерывности эволюционного развития.

Консерватизм - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей. Консерваторы во внутренней политике подчёркивают ценность существующего государственного и общественного порядка и отвергают радикальные реформы, расцениваемые ими как экстремизм. Во внешней политике консерваторы делают ставку на укрепление безопасности, допускают применение военной силы, стараются поддерживать традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях отстаивают протекционизм.

Консерватизм представляет собой совокупность социально-философских идей, а так же экономических, политических, иных ценностей и идеалов, которые, раскрывая природу общества, государства и места в них отдельного индивида, ориентированы на сохранение устоявшихся традиций, осторожное отношение к радикальным переменам. Консерватизм как идеология не всегда тождествует программам политических партий, называющих себя консервативными.

Важнейшей особенностью консервативной идеологии является то, что она ориентируется на защиту существующих устоев общественной жизни, отрицательно относится к народным движениям и революционным изменениям. Консерватизм базируется на приоритете преемственности перед нововведением, на признании незыблемости порядка, сложившегося естественным образом, а также первостепенного значения в жизни общества морали, семьи, религии и собственности.

Консервативная реакция на перемены может быть весьма различной: это и открытая оппозиция, опирающаяся на представление о современной модели общества, как справедливость для всех времен, и реакционная направленность на восстановление общественного устройства, существовавшего в более ранний период. Консерватизм не признает одной раз и навсегда избранной формы общественного устройства, обращая внимание главным образом на природу изменений и настаивая на том, что они должны быть только постепенными, эволюционными.

Его характерной чертой является оппозиция определённым видам реформ, в особенности тем, которые исходят из абстрактных идей, а не из объективного хода развития деятельности. В идеологическом плане консерватизм может принимать различные формы.

Выделяются следующие основные принципы и положение идеологии консерватизма:

  • § Принцип заведенного порядка вещей как право давности (Э. Берк). Согласно данному принципу общество - продукт естественного исторического развития, а его институты не являются искусственным изобретением, т.к. воплощают в себя мудрость предков.
  • § Основой общества является религия, т.к. Человек существо религиозное.
  • § Основой поведения человека является опыт, привычки, предрассудки, а не абстрактные теории, т.к. Человек существо инстинктивное, чувственное и разумное.
  • § Общество (сообщество людей) есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивидуума, а права человека являются следствием его обязанностей.
  • § Принцип антиэталитаризма, согласно которому люди от природы не равны и поэтому в обществе неизбежны различия, иерархия и право более достойных властвовать над другими. В идеологии консерватизма признаётся равенство людей только в сфере морали и нравственности, отношений перед Богом и божественным правосудием. Консерватизм - последовательный антиэталитаризм. Обосновывается это тем, что социальная иерархия, т.е. неравенство людей, является необходимой основой порядка, социальной стабильности. Люди не равны в своих способностях, а отношение иерархии направлено против власти неполноценных.
  • § Принцип стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому наличный общественный строй необходимо оберегать, ибо попытки его радикально изменить, улучшить, например - устранить существующее зло, ведут к еще большему злу. Согласно данному принципу существует презумпция в пользу любой установленной системы правления, против любого неиспользованного проекта.
  • § Принцип нравственного абсолютизма, согласно которому существуют вечные и незыблемые нравственные идеалы и ценности, поскольку человеческая природа неизменна.
  • § Согласно принципу меритократии, сформулированному еще Э. Берком, власть должна принадлежать естественной аристократии, т.е. наиболее одарённым, достойным людям, выходцам из различных социальных групп.
  • § Принцип регионализма, согласно которому необходимо ориентироваться на местные, региональные, национальные ценности и традиции. Отсюда и важность идей местного самоуправления.

Современный консерватизм, принимающий политическую демократию, придерживается не столько ориентаций антиэталитаризма, сколько элитарной демократии, обеспечивающей механизмы профессиональной политической элиты и власти достойных. При этом данной идеологии свойственно отрицательное отношение к политизации имущества широких народных шоссе как тенденции ХХ века, приводящих к дестабилизации общества.

Консерватизм как социально-политическое явление и идеология имеет несомненные политические черты и позитивное социальное значение, поэтому может и должен в разумных пределах присутствовать в политической жизни каждой страны. Без консервативного начала невозможно обеспечить стабильность общества и его эволюционное развитие. Консерватизм отстаивает и утверждает много таких ценностей, которые необходимы обществу и любому порядочному человеку. Весьма привлекательно в консерватизме святое почтение к исторически сложившимся традициям, обычаям, моральным нормам и идеалам, а также осмотрительное. Взвешенное отношение ко всяким новациям и произвольным трансформациям. Естественный здоровый и умеренный консерватизм стойко присутствует в характере белорусского народа, нашем национальном менталитете.

Консерватизм - идеология и политика сохранения сложившихся форм общественной жизни. Возникновение консерватизма как реакция на радикализм Французской революции.

Консерватизм (от фр. conservatisme, от лат. conservo -- охраняю, сохраняю) представляет собой совокупность социально-философских идей, а также экономических, политических, иных ценностей и идеалов, которые, раскрывая природу общества, государства и места в них отдельного индивида, ориентированы на сохранение устоявшихся традиций, осторожное отношение к радикальным переменам.

В противовес либеральным воззрениям на природу человека, отстаивающим идеалы свободы, равенства, братства, консерваторы считают, что человеческой природе изначально присуще несовершенство, что радикальное переустройство общества всегда обречено на неудачу, поскольку при этом нарушается веками установленный естественный порядок, соответствующий природе человека, которому совершенно чуждо понятие свободы.

Отцом -- основателем классического консерватизма является английский политический деятель, философ и публицист Эдмунд Берн (1729--1797). В 1790 г. вышла в свет его книга-памфлет "Размышления о революции во Франции", где он первым критиковал французскую революцию и впервые сформулировал основные принципы идеологии консерватизма. Эти идеи Берка породили многочисленных последователей.

Большой вклад в разработку идеологии консерватизма в XIX в. внесли: в Англии -- поэт С. Кольридж и религиозный мыслитель Д. Ньюмен, политики Б. Дизраэли и Р. Солсбери; во Франции -- мыслители Ж.. де Местр и Л. де Бональд; в Германии -- Г. Мезер и А. Мюллер.

Выделяются следующие основные принципы и положения идеологии консерватизма.

  • 1. Принцип заведенного порядка вещей как "право давности" (Э. Берк). Согласно данному принципу, общество -- продукт естественного исторического развития, а его институты не являются искусственными изобретениями, так как воплощают в себе мудрость предков.
  • 2. Основой гражданского общества является религия, так как человек -- существо религиозное.
  • 3. Основой поведения человека являются опыт, привычки, предрассудки, а не абстрактные теории, так как человек -- существо инстинктивное, чувствующее и разумное.
  • 4. Общество (сообщество людей) есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивидуума, а права человека являются следствием его обязанностей.
  • 5. Принцип антиэгалитаризма, согласно которому люди от природы не равны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия И право более достойных властвовать над другими. В идеологии консерватизма признается равенство людей только в сфере морали и нравственности, отношений "перед Богом и божественным правосудием". Консерватизм -- последовательный антиэгалитаризм. Обосновывается это тем, что социальная иерархия, т.е. неравенство людей, является необходимой основой порядка, социальной стабильности. Люди не равны в своих способностях, а отношение иерархии направлено прошв "власти неполноценных".
  • 6. Принцип стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому наличный общественный строй необходимо оберегать, ибо попытки его радикально изменить, улучшить, например устранить существующее зло, ведут к еще большему злу. (Согласно данному принципу, существует презумпция "в пользу любой установленной системы правления, против любого неиспользованного проекта".
  • 7. Принцип нравственного абсолютизма, согласно которому суще-" гну ют вечные и незыблемые нравственные идеалы и ценности, поскольку человеческая природа неизменна. В силу того что сфера человеческого разума ограничена, принципиально важен универсальный моральный порядок, санкционируемый и поддерживаемый религией, традицией, ритуалом и даже обыденными предрассудками. Призывы к "восстановлению вечных ценностей" и воспитанию общества на их основе необходимы для обуздания "греховной природы" человека.
  • 8. Согласно принципу "меритократии", сформулированному еще Э. Берком, власть должна принадлежать "естественной аристократии", т.е. наиболее одаренным, достойным людям, выходцам из различных социальных групп.
  • 9. Принцип регионализма, согласно которому необходимо ориентироваться на местные, региональные, национальные ценности и традиции. Отсюда и важность идей местного самоуправления. На местном, локальном уровнях, в семье, общине, приходе, местных институтах власти формируются личность, чувство патриотизма, сохраняются традиции, создается естественный источник стабильности общества.

Основополагающей практической идеей консервативной идеологии является традиционализм -- установка на сохранение и защиту старых образцов, способов жизни, ценностей, признаваемых всеобщими и универсальными. Многовековые традиции, аккумулирующие опыт и мудрость предков, "здоровые предрассудки" должны составлять фундамент любого здорового общества, связь и "солидарность поколений". Политика должна опираться на сложившиеся традиции по принципу: "Всё старое понятно и приятно. Всё новое неясно и темно". Однако консервативный традиционализм не исключает социальных изменений. Э. Берк писал: "Если государство лишено возможности изменений, то у него нет и возможности заботиться о собственном состоянии". Перемены необходимы, но любые перемены должны внедряться постепенно, обдуманно, избирательно, с постоянной оглядкой на прошлое, и "то, что можно не менять, менять не нужно".

Консерватизм как социально-политическое явление и идеология имеет несомненные положительные черты и позитивное социальное значение, поэтому может и должен в разумных пределах присутствовать в политической жизни каждой страны. Без консервативного начала невозможно обеспечить стабильность общества и его эволюционное развитие. Консерватизм отстаивает и утверждает много таких ценностей, которые необходимы обществу и любому порядочному человеку. Весьма привлекательно в консерватизме святое почтение к исторически сложившимся традициям, обычаям, моральным нормам и идеалам, а также осмотрительное, взвешенное отношение ко всяким новациям и произвольным трансформациям. Естественный, здоровый и умеренный консерватизм стойко присутствует в характере белорусского народа, нашем национальном менталитете. Как отмечено в докладе Президента Республики Беларусь А. Лукашенко "О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию", отдельные элементы идеологии консерватизма "от природы присущи белорусам в таких традиционных для них чертах, как "добразычл1васць", "памяркоунасць", "талерантнасць", "разваж-л1васць". Это уже в кровь вошло. Наше поколение этого не знает, это не помнит, но прежние поколения жили, видимо, в условиях господства вот этого консервативного подхода в идеологии. И многие понятия сегодня не теряют своей актуальности. Надо быть хорошими консерваторами в хорошем смысле слова. Мы ни в коем случае не отбрасываем многие идеи идеологии консерватизма".