Меню

Молдавия: население, история, экономика и государственное устройство. Молдавия

Проблемы

Молодое государство в юго-восточной части Европы является одной из беднейших стран мира. Площадь Молдовы также достаточно невелика. К тому же, сейчас один из регионов фактически не контролируется правительством в результате гражданской войны. Значительная часть населения находится в трудовой миграции.

Общий обзор

Государство, образовавшееся в результате отделения от Советского Союза, получило официальное название Республика Молдова. Страна является унитарной парламентской республикой, правительство контролируется парламентом, а не президентом. Численность населения Молдовы составляет около 3,6 миллионов человек. По некоторым оценкам до 25 % населения работает за границей.

Страна классифицируется как аграрно-индустриальная. Практически отсутствуют полезные ископаемые. Благоприятный климат способствует развитию сельского хозяйства, которое является основным экономическим сектором страны. Достаточно развита легкая промышленность, работают отдельные предприятия машиностроения.

Государственным языком страны в соответствии с конституцией считается молдавский, в соответствии с декларацией о независимости - румынский. является русский. В автономном образовании Гагаузия три официальных языка- молдавский, гагаузский и русский.

Население

В 1991 году, когда Молдова приобрела независимость, население страны составляло более 4,3 млн человек. В соответствии с данными, предоставленными государственными органами статистики, в 2017 году на 1 января в стране проживало 3,6 млн человек без учета населения Приднестровской Молдавской Республики. Даже если прибавить жителей непризнанной территории (470 тысяч), то число жителей страны существенно уменьшилось. Темпы снижения составляли примерно 0,5 % в год, за счет снижения рождаемости и внешней миграции. Значительная часть населения находится на заработках. В 2015 году в России одновременно находилось 561 тысяча граждан Молдавии.

Примерно 93,3 % населения относит себя к православным христианам. Большая часть населения - молдаване (примерно 75,8 %), украинцы, вторая по численности национальная группа (около 8,4 %), русские третьи с долей в 5,9 %, гагаузы составляют 4,4 %, румыны — 2,2 %. Каждый пятый житель страны проживает в Кишиневе, в целом, сельское население (61,4 %) незначительно преобладает над городским (57,9 %).

Географическое положение

Молдавия занимает значительную часть территории между реками Днестра и Прута, и узкую полосу на левой берегу Днестра в юго-западной части Восточно-Европейской равнины. главной судоходной артерией является Дунай.

Страна занимает 33,48 тыс. кв.км., из них 1,4 % водной территории, 135-е место в мире по этому показателю. При этом, 12,3 % площади Молдовы не контролируется центральным правительством.

Экономика

ВВП в 2017 году составил $6.41 миллиарда, по этому показателю страна находится на 143-м месте. Молдавия - беднейшая страна Европы с ВВП на душу населения $1805.89. Наиболее развит аграрный сектор, значительные площади в Молдове заняты под посевы подсолнуха, пшеницы, винограда и других овощей и фруктов.

Объем экспорта страны составил $2.43 млрд, из них главные позиции: изолированный провод ($232 млн.), семена подсолнуха ($184 млн), пшеница ($140 млн) и вино ($107 млн). Лучшие направления экспорта - Румыния, Россия и Италия. Объем импорта составляет $2.43 млрд, основные импортируемые товары - это нефтепродукты, медикаменты и автомобили. Больше всего товаров закупается в Румынии, Китае и Украине.

Административное устройство

Административно территориальное деление Молдовы закреплено конституцией и отдельными законами. Страна имеет сложное деление: на 32 района; автономное территориальное образование - Гагаузию; не подконтрольные территории выделены, в так называемые, административно-территориальные единицы левобережья Днестра; есть еще 13 муниципиев.

Муниципий - это фактически городская агломерация с особым статусом, в Молдове так называются городские населенные пункты с важным для страны промышленным, культурным и социальным потенциалом. Например, в муниципию Кишинев входит 5 секторов, 6 городов и 27 сел, а в муниципию Унген входит только одноименный город с населением чуть более 30 тысяч человек. Это одно из самых небольших территориальных образований Молдовы с площадью 16,4 кв.км.

Главный город

Кишинев - столица Республики Молдова и крупнейший город страны с населением 820 тысяч человек. Занимаемая площадь 123 кв.км. Здесь сосредоточены основные культурные учреждения, высшие учебные заведения и спортивные сооружения страны. От советских времен в основном осталась пищевая промышленность, в том числе, кондитерские, молочные предприятия.

Первое упоминание о городе относится к 1436 году в грамоте молдавских воевод в канцелярию правителя, об уточнении границ пожалованных им земель. Общепринятая этимология названия - от старорумынского Chişla nouă (Кишла ноуэ), что переводится, как новый хутор. Статус города Кишинев получил в 1818 году, когда в составе Бессарабской губернии вошел в Российскую империю. С 1918 по 1940 был в составе Королевства Румынии. Потом до 1991 года в Советском Союзе, в это время в городе были построены многие промышленные предприятия. Статус муниципии получил в 1995 году, сейчас население агломерации составляет 1,164 миллиона человек. Это самая большая территориальная единица по площади в Молдове занимает 635 кв.км. Высшим должностным лицом столицы является примар, в 2018 году им стал Андрей Нэстасе.

Глава государства

В соответствии с конституцией, главой страны является президент Молдавии, который представляет государство. Избирается всенародным голосованием сроком на четыре года и не может занимать должность более чем два срока. Срок может быть продлен естественным способом в случае катастрофы или войны.

Президент Молдавии должен быть старше сорока лет, проживать на территории страны не менее 10 лет и владеть молдавским языком. Поскольку страна парламентская, то полномочия главы государства сильно ограничены. Например, хотя он является верховным главнокомандующим, но реально управляет армией министр обороны, который может быть назначен без его участия. Президент выдвигает кандидатуру премьер-министра, но обязан представить кандидатуру от парламентской коалиции. В этих и многих случаях у президента фактически только формальные функции - подтверждения решений парламента. В 2016 году президентом страны избран Игорь Додон, который неоднократно заявлял о намерении улучшить отношения с Россией.

Внешняя политика

В 2005 году был принят план действий по интеграции страны в ЕС. В 2013 году Молдова подписала соглашение об ассоциированном членстве с Европейским Союзом, который является крупнейшим внешнеторговым партнером страны. В 2018 году был отменен визовый режим для граждан Молдовы.

Российский воинский контингент в Приднестровье, введенный туда по согласованию с Молдовой, является гарантом невозобновления гражданской войны. В результате ввода ограничений Россией, предложение молдавских товаров на российских рынках значительно уменьшилось. Усилия президента Додона по улучшению отношений между странами почти полностью блокируются правительством и парламентом Молдовы.

Граница Молдовы с Украиной имеет протяженность в 985 км, традиционно страны поддерживают широкие экономические отношения. В 2017 году страна стала закупать электроэнергию у своего соседа, отказавшись от поставок из Приднестровья. Премьер-Министр Павел Филип заявил о полной поддержке действий Украины в ее восточных областях.

Республика Молдова, гос во на Ю. Вост. Европы. Название унаследовано от истор. территории Молдова, получившей наименование по р. Молдова, пп Сирета. Гидроним объясняют из др. герм. Mulde лощина со слав, окончанием ова. Географические названия… … Географическая энциклопедия

Республика Молдова (Republica Moldova), государство на юго востоке Европы. 33,7 тыс. км². Население 4,36 млн. человек (1993), 65% молдаване, украинцы, русские, гагаузы и др. Гор. нас. 47% (1992). Официальный язык молдавский. Верующие главным… … Большой Энциклопедический словарь

Бессарабия, Молдова Словарь русских синонимов. молдавия сущ., кол во синонимов: 3 бессарабия (1) … Словарь синонимов

Республика Молдова, государство в Юго Восточной Европе. Молдова румынское название исторической области Молдавия, лишь небольшая ее часть находится в пределах рассматриваемой республики, а большая (западная) часть в Румынии. Площадь республики 33 … Энциклопедия Кольера

Республика Молдова (Republica Moldova), государство на юго востоке Европы. 33,7 тыс. км2. Население 4,36 млн. человек (1993), 65% молдаване; украинцы, русские, гагаузы и др. Городское население 47% (1995). Официальный язык молдавский. Верующие… … Энциклопедический словарь

Производное от Молдова – название реки в Румынии, впервые Молдава (Варсонофий 15), прилаг. малодатский, молдоветский (там же), молдовский, Дракула 659 (часто). Из рум. Мoldovă, стар. Моldаvа; см. Вайганд. JIRSpr. 26, 84; Яцимирский, Этногр.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

МОЛДАВИЯ - (Moldova) Общие сведения Официальное название Республика Молдова (молдав. Republica Moldova, англ. Republic of Moldova). Расположена в юго восточной части Европы. Площадь 33,8 тыс. км2, численность населения 3,6 млн чел. (2002, 4,2 млн чел. с… … Энциклопедия стран мира

Молдавия - Республика Молдова, гос во на Ю. Вост. Европы. Название унаследовано от истор. территории Молдова, получившей наименование по р. Молдова, пп Сирета. Гидроним объясняют из др. герм. Mulde лощина со слав, окончанием ова … Топонимический словарь

Молдавия - МОЛДАВІЯ. См. Румынія.1 Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был … Военная энциклопедия

Молдавия - Смотри также или Молдавское княжество, пограничное с Бессарабией. В глуши Молдавии печальной смиренные шатры племен бродящих посещала муза Пушкина (Евг. Он. , VIII, 5). В Молдавии, в глуши степей кончил свой век Назон (I, 8) … Словарь литературных типов

Книги

  • , И. П. Яковенко. В письмах Игнатия Яковенка. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1834 года (издательство`Санктпетербург. Типография Н. Греча`).…
  • Молдавия и Валахия с 1820 по 1829 год , И. П. Яковенко. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В письмах Игнатия Яковенка. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографиииздания 1834 года…

МОЛДАВИЯ. ИСТОРИЯ
Территория, занятая современной Молдавией, издавна попадала в сферу интересов разных государств, в частности в последние столетия - Османской и Российской империй. Независимое Молдавское княжество, которое включало нынешнюю Молдавию, возникло в середине 14 в. Несмотря на активное сопротивление князя (господаря) Стефана III Великого (1457-1504), одержавшего ряд крупных побед, Молдавии не удалось противостоять военной мощи Османской империи. Потерпев поражение, Молдавия была вынуждена платить дань, правители Османской империи назначали молдавских господарей. Молдавские земли неоднократно опустошались иностранными армиями, которые вторгались в ее пределы. Современное деление на восточную и западную Молдавию восходит к самому началу 18 в. Часть территории, расположенную к востоку от Днестра, Османская империя уступила России в 1792 по Ясскому мирному договору. Бессарабия была аннексирована Россией после Русско-турецкой войны 1806-1812. В 1858 западная часть Молдавии вместе с Валахией составили основу Румынского государства.
В период российского правления численность населения Бессарабии быстро возросла за счет естественного прироста и притока иммигрантов, главным образом русских и украинцев, а также болгар и гагаузов. В 1918 под влиянием России политические лидеры Бессарабии сформировали национальный совет Сфатул Цэрий. В марте того же года он проголосовал за объединение с Румынией.
Советская Россия не признавала этот политический акт. Коммунисты Бессарабии агитировали за объединение с СССР. Советские власти в 1924 создали к востоку от Днестра Молдавскую Автономную Социалистическую Республику, где молдаване составляли меньшинство населения. Это образование вошло в состав Украинской ССР. Столицей Молдавской АССР в 1925 стал город Балта, а в 1929 - Тирасполь.
В июне 1940 под сильным политическим давлением Румыния уступила Бессарабию СССР. 2 августа 1940 была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика, объединившая большую часть Бессарабии и значительную (но не всю) часть Молдавской АССР. Северные и южные районы Бессарабии отошли к Украине.
Образование Молдавской ССР сопровождалось значительными социальными и экономическими изменениями. Многие этнические румыны, в основном представители среднего и высшего классов, переселились из Бессарабии в Румынию. В самой Бессарабии в послевоенные годы происходили репрессии, немало людей погибло от голода. Нехватка рабочих рук стимулировала массовую иммиграцию из других советских республик, в основном из России и Украины.
В советский период в Молдавии наблюдался значительный экономический рост. Однако большинство молдаван проживало в сельской местности, поэтому у них не было доступа к специальному образованию и квалифицированному труду. Структура занятости среди этнических групп претерпела значительную трансформацию. Немолдаване играли весьма существенную роль в городской экономике, а молдаванам доставались менее престижные и низко оплачиваемые виды деятельности. Такая модель развития в условиях интеграции страны в общесоветскую экономику породила межэтнические конфликты. Утверждалось, что Молдавия и Румыния - две разные страны, а молдаване и румыны - совершенно разные нации. Эта позиция особенно бросалась в глаза при манипуляциях в вопросе о языке. Согласно официальной советской версии, выработанной еще в 1930-х годах, молдавский язык отличается от румынского, и это аргументировалось прежде всего тем, что в молдавской письменности используется кириллица. В годы Второй мировой войны началась волна новых репрессий против молдаван. Экономическая и политическая элита в 1940-1941 вслед за присоединением Бессарабии к СССР подверглась репрессиям; новая волна репрессий началась после освобождения региона Советской армией в 1944. В 1946-1947 Молдавия пережила сильную засуху. Органы советской власти отказывались уменьшить обязательные поставки зерна государству, что привело к голоду и гибели тысяч людей. Сразу после этого бедствия была проведена насильственная коллективизация, более 30 тыс. человек были депортированы. Руководство республикой перешло к представителям немолдавской национальности.
Все эти обстоятельства способствовали росту молдавского национального движения, которое усилилось во второй половине 1980-х годов. В середине 1988 известные молдавские писатели активно участвовали в организации Демократического движения поддержки перестройки и потребовали от КПМ принятия законов о демократизации и реформе языка. Основным объектом критики стало засилье русского языка в средствах массовой информации.
В 1989, несмотря на уступки правительства, волнения продолжали нарастать. 27 августа 1989 активисты, выступавшие за реформы, предприняли массовую демонстрацию свой силы: в манифестации в центре Кишинева приняли участие свыше 100 тыс. человек. 31 августа Верховный совет Молдавии постановил считать румынский язык государственным языком, как того требовал Народный фронт.
Возросшее влияние Народного фронта в сочетании с перспективой достижения полного контроля в управлении государством со стороны молдаван вызвало негативную реакцию у республиканских меньшинств, особенно у русских и менее многочисленных гагаузов. Большая часть русских поддерживала "Единство" - политическое движение, которое возникло в Приднестровье и отстаивало сохранение русского языка в качестве государственного. Его лидеры обвиняли молдавских национальных лидеров в целенаправленном разжигании межэтнических конфликтов. Ведущая политическая организация гагаузского меньшинства Гагаузский народ в основном поддержала инициативы русских активистов, а также выдвинула предложение, чтобы южные районы, где компактно проживают гагаузы, получили статус автономий с особыми полномочиями, позволяющими защищать их культурные и экономические интересы.
Выборы в республиканский Верховный Совет в 1990 привели к дальнейшей поляризации сил. Из списка кандидатов от Народного фронта был избран 101 депутат (27% от общего числа). Почти равный по силе парламентский блок составили представители консервативных движений и национальных меньшинств. Тем не менее Народному фронту при поддержке центристских депутатов удалось взять под контроль более половины голосов в новом законодательном органе. Сторонник Народного фронта Мирча Снегур был избран председателем Верховного Совета (он стал называться президентом республики в сентябре 1991 и являлся единственным кандидатом на президентских выборах в декабре того же года). Ион Хадыркэ, председатель исполнительного совета Народного фронта, стал первым заместителем председателя Верховного Совета МССР.
Почти одновременно вспыхнул острый конфликт в рамках законодательной власти. Прошло предложение о восстановлении прежнего молдавского флага, несмотря на активное противодействие оппозиции; против него активно выступили в районах, где проживали национальные меньшинства. В состав правительства, избранного Верховным Советом, вошли преимущественно молдаване, что давало представителям меньшинств минимальную надежду на учет их интересов при решении ключевых вопросов. После ряда силовых столкновений в Кишиневе 100 депутатов, находившихся в оппозиции к Народному фронту, вышли из состава парламента 24 мая 1990. Городские администрации Тирасполя, Бендер и Рыбницы официально объявили о приостановлении действия закона о национальном флаге на подчиненных им территориях. 21 августа 1990 было объявлено о создании Гагаузской ССР, в состав которой вошли пять районов компактного проживания гагаузов. 2 сентября 1993 славяне Приднестровья приняли Декларацию об образовании Приднестровской Молдавской ССР. Напряженность между сторонниками автономии и правительством Молдавии резко возросла.
В середине 1992 вооруженные столкновения между правительством и приверженцами автономии достигли кульминации и переросли в гражданскую войну. К концу лета 1992 число погибших в ней превысило 300 человек. Большая часть города Бендеры, который стал главным центром конфликта, была разрушена, и тысячи беженцев покинули этот район. После установления перемирия начались переговоры о будущем страны.
Конфликт в Приднестровье усилил поляризацию молдавского общества и привел к снижению популярности Народного фронта. Рост неприязни к депутатам Народного фронта, число которых постоянно уменьшалось за счет перехода в оппозиционные партии, привел к тому, что парламент проголосовал за самороспуск и проведение новых выборов 27 февраля 1994.
Эти выборы были отмечены резким изменением политического курса - отказом от политики, проводившейся на ранних этапах периода независимого развития. Крайне экстремистские прорумынские националистические партии в основном утратили свое политическое влияние, на смену им выдвинулись партии, отстаивавшие национальную независимость. Наибольшую популярность приобрела Аграрная демократическая партия (АРП), за которую отдали голоса 43,2% электората; она получила в парламенте 56 из 104 мест. Социалистический блок, союзник аграриев, получил 28 мест. Прорумынские партии набрали всего 17% голосов.
Окончательные результаты выборов незамедлительно сказались на политической жизни Молдавии. Правительство аграриев, имея большинство мест в парламенте, достигло политического консенсуса и немедленно приступило к переориентации внешней и внутренней политики. Власти подписали соглашение с Гагаузией, разрешив тем самым критическую ситуацию, продиктованную стремлением гагаузов к автономии. 23 декабря 1994 парламент Республики Молдова принял закон о территориальной автономии Гагаузии (Гагауз Ери). С 1992 большей автономии добивается южный, населенный в основном болгарами, Тараклийский район. Предпринимались шаги к урегулированию отношений с властями Приднестровья, хотя не столь активные из-за нежелания Тирасполя и Москвы идти на компромисс. 29 июля 1994 была введена в действие новая конституция. Этот документ отразил "молдавскую" ориентацию нового политического большинства. Ссылки на румынский язык и румынский народ, которые характеризовали главные положения ранних проектов конституции, были изъяты и заменены ссылками на молдавский язык и молдавский народ, в то время как национальная независимость сохранялась в качестве главного принципа молдавской государственности.
Разочарование в этих дополнениях к конституции вызвало протест со стороны студенческих групп в марте-апреле 1995. Чтобы обуздать проявления недовольства, президент Снегур ввел шестимесячный мораторий на обсуждение вопроса о языке и создал специальную комиссию для его рассмотрения. В то же время парламент дважды - в 1994 и 1995 - отвергал предложение признать румынский в качестве государственного языка.
В июне 1995 президент Снегур отошел от руководства АДП, не согласившись с ее требованием утвердить румынский язык в качестве государственного. Конфликты Снегура с руководством АДП не прекращались. Когда он в 1996 попытался отправить в отставку министра обороны Павла Крянгэ, парламент признал это решение неконституционным.
На президентских выборах в ноябре 1996 ни один из кандидатов не набрал необходимых 50% голосов. Повторные выборы состоялись в декабре, в первом туре Снегур получил 39% голосов, а кандидат от АДП Петр Лучинский - 28%. Лучинский выиграл второй тур с 54% голосов и в январе 1997 вступил в должность президента.
В первый год президентства Лучинский настойчиво поддерживал экономические реформы. Основным оппонентом рыночных реформ выступала ПКМ. На парламентских выборах в марте 1998 коммунисты завоевали 30% голосов (40 мест) в парламенте. Поскольку ни одна из партий не получила решающего большинства мест, было сформировано коалиционное правительство с участием Движения за демократическую и процветающую Молдавию, Демократической конвенции Молдавии и Партии демократических сил. Новый парламент признал румынский государственным языком Молдавии.
Конституция 1994 подтвердила неизменный нейтралитет Республики Молдовы в международных отношениях. Статус Приднестровья специально не оговаривался, но констатировалось, что населенным пунктам левобережья Днестра могут быть предоставлены особые формы и условия автономии. Детальные переговоры по поводу статуса Приднестровья велись в 1995. В середине 1996 правительства Молдавии и Приднестровья пришли к соглашению об автономном статусе Приднестровья. Ход переговоров сдерживался из-за непрекращавшихся споров об условиях вывода российских войск и военной техники из Приднестровья. Восточная часть бывшей Молдавской ССР, непризнанная Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) со столицей в Тирасполе де-факто не входит в состав Республики Молдова. Законодательная и исполнительная ветви власти ПМР игнорируют законы Молдавии. ПМР имеет все атрибуты государственности (флаг, столицу, президента, парламент, таможни, милицию, финансы).
В противоположность ПМР лидеры Гагаузии в конце 1994 достигли соглашения с правительством Молдавии об условиях автономии. В соответствии с ними районам Гагаузии гарантировалось местное самоуправление, и гагаузский язык стал одним из трех официальных языков - наряду с молдавским и русским. Народное собрание Гагаузии (Халк Топлошу) получило ограниченные законодательные полномочия. Высшим должностным лицом Гагаузии является ее глава (башкан), который избирается сроком на четыре года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании на альтернативной основе. На региональном референдуме, состоявшемся в марте 1995, были определены официальные границы Гагаузии.
К концу 1998 Молдавия столкнулась с сильнейшим за годы независимости кризисом. В экономике он был обусловлен резким падением торгового оборота с Россией после дефолта 17 августа 1998, дальнейшим снижением промышленного производства и сокращением ВВП (в 1998 по сравнению с 1997 соответственно на 10% и 7%), девальвацией лея на 50%, ростом цен на продукты на 20-40%. У половины трудоспособных граждан Молдавии средняя месячная заработная плата не превышала 20 долл. Принятый 12 декабря 1998 бюджет (доходная часть - 2,25 млрд. лей, или 300 млн. долл., расходная - 2,45 млрд. лей, или 330 млн. долл.) принимался с расчетом на кредиты МВФ, которые в 1999 поступали с задержками. В январе 1999 цены на коммунальные услуги и некоторые товары поднялись на 70%.
Выход из кризиса руководство Молдавии видит в ужесточении финансовой дисциплины и переориентации торговых связей на страны СНГ, Ближнего Востока и Китая. Во внутренней политике президент Лучинский на консультативном референдуме 23 мая 1999 в ходе выборов в местные органы власти поставил вопрос о введении президентского правления, изменив тем самым некоторые положения Конституции 1994. Это предложение не получило поддержки большинства. Во внешней политике Молдавия проводит прозападный курс, с осуждением агрессии НАТО против Югославии выступают только коммунисты.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "МОЛДАВИЯ. ИСТОРИЯ" в других словарях:

    Молдавское княж … Википедия

    Республика Молдова, государство в Юго Восточной Европе. Молдова румынское название исторической области Молдавия, лишь небольшая ее часть находится в пределах рассматриваемой республики, а большая (западная) часть в Румынии. Площадь республики 33 … Энциклопедия Кольера

    История Молдавии Молдавское княжество Бессарабская губерния Молдавск … Википедия

    Республика Молдова, гос во на Ю. Вост. Европы. Название унаследовано от истор. территории Молдова, получившей наименование по р. Молдова, пп Сирета. Гидроним объясняют из др. герм. Mulde лощина со слав, окончанием ова. Географические названия… … Географическая энциклопедия

Официальное название - Республика Молдова (Republica Moldova, Republic of Moldova). Расположена в юго-восточной части Европы. Площадь 33,8 тыс. км2, численность населения 3,6 млн чел. (2002, 4,2 млн чел. с данными по территории Левобережья реки Днестр и г. Бендеры). Государственный язык - молдавский, латинская письменность. Столица - г. Кишинёв (662 тыс. чел., 2002). Государственный праздник - День независимости 27 августа (с 1991). Денежная единица - молдавский лей.

Член ООН (с 1992), СНГ (с 1992), Черноморского экономического сотрудничества (с 1992), ОБСЕ (с 1993), Совета Европы (с 1995), ВТО (с 2001) и др.

Достопримечательности Молдавии

География Молдавии

Расположена между 26°40 ’ и 36°40 ’ восточной долготы и 45°28 ’и 48°28 ’северной широты. Не имеет выхода к морю, береговая линия 0,7 км устья реки Дунай. На востоке, севере и юге граничит с Украиной, на западе с Румынией.

Ландшафт: в центре и на севере - холмистая степь Кодру, на юге - равнина (Буджатская). Самая высокая точка страны - возвышенность Бэлэнешть (429 м). Главные реки (км): Прут (695), Днестр (630), Рэут (286, протяжённость по территории). Озёра (км2): Белеу (6,26), Бык (3,72), Драчеле (2,65). Почвы: преобладает чернозёмная (80%), подзолистая. Растительный и животный мир: флора представлена ок. 1870 видами растений. Лесной покров сохранился почти на 11% территории. Существуют заповедные зоны, наиболее крупный заповедник «Кодры». В лесах встречаются: бук, дуб, клён, липа, ясень, черешня и др. Фауна представлена 68 видами млекопитающих (лиса, кабан, косуля, барсук, олень, заяц и др.) и 270видами птиц (серая утка, серая куропатка, серый гусь, перепел, фазан и др.). В реках и озёрах обитает много видов рыб. Редкие и исчезающие виды фауны (норка, лесная куница, дрофа, цапля и др.) находятся под охраной государства. К природным ресурсам относятся лигниты, гипс, фосфориты. Главное богатство - плодородная пахотная земля. Климат умеренно континентальный, с мягкой зимой (средняя температура января –4°C) и тёплым летом (средняя температура июля +23,7°C).

Население Молдавии

Плотность населения 125,7 чел. на 1 км2.

Численность населения (включая население Левобережья) в 1991-2002 сократилась с 4357 тыс. до 4251,7 тыс. чел. В Молдавии (без Левобережья) за 2000-02 население уменьшилось с 3635 тыс. до 3618 тыс. чел. В 2002 коэффициент естественного прироста населения на 1000 жителей отрицательный –1,7 (+6 в 1991). Средняя продолжительность жизни 67 лет (2002). Численность по возрастным группам: 0-14 лет - 866 тыс. чел., 15-64 года - 2437 тыс. чел., 65 лет и старше - 341 тыс. чел. (на нач. 2000, включая жителей Левобережья).

Экономически активное население к 2003 1579 тыс. чел. (43,5% жителей Молдавии), в т.ч. 797 тыс. женщин (50,5%). В сельском, лесном и рыбном хозяйстве трудилось 765 тыс. чел. (53%). Каждый третий житель занят в сельском хозяйстве (41,4%), в промышленности - 13,5, в сфере услуг - 35,1%.

Наибольшая доля востребованных граждан со средним специальным образованием - 28,2%, со средним образованием - 21,3, с неполным средним образованием - 18,8, с высшим образованием - 14,2%.

Согласно пенсионной реформе (декабрь 1998) возраст выхода на пенсию в 1999-2008 увеличивается каждый год на 6 мес. - для женщин с 55 до 60 лет, для мужчин - с 60 до 65 лет. В 2003 временно (на 5 лет) приостановлено действие этого механизма, пенсионный возраст для женщин достиг 57 лет, для мужчин - 62 лет.

По переписи (1989) проживают 2795 тыс. молдаван (64,5%), 600 тыс. украинцев (13,8%), 562 тыс. русских (13%), гагаузы (3,5%), болгары (2%), евреи (1,1%), другие национальности (2,1%). Новая перепись населения назначена на апрель 2004.

Языки: молдавский, русский - язык межнационального общения, гагаузский.

Религия представлена православием. Ортодоксальная церковь охватывает 95% православных христиан. Существуют 18 конфессий.

История Молдавии

Территория была заселена с эпохи палеолита. Археологические раскопки свидетельствуют: люди здесь жили ещё 7000 лет до н.э. Много веков из-за важного местоположения территория как мост через Европу и Азию служила ареной многих войн римлян, гуннов, татар, турок, немцев и других народов. В 13 в. территория между Карпатами и Чёрным морем стала частью Монгольской империи.

Как независимое государство «Земля молдавская» датируется первым документом в 1359, упоминание об этнической народности «молдаване» появилось в 1391. В войнах с турками, янычарами, венгерскими и польскими королевскими войсками, с войсками Крымского хана завоеван суверенитет Молдавии. В 16 в. она была покорена Османской империей, под турецким игом, ведя освободительную борьбу, находилась почти 300 лет. В 1812 по условиям Бухарестского мира после русско-турецкой войны (1806-12) восточная часть Молдавии отошла к царской России, получив название Бессарабия, стала обособленным от Молдавского княжества географическим образованием. В январе 1918 была провозглашена советская власть, 27 марта 1918 Румыния присоединила к себе российскую часть Молдавии. Советский Союз не признал этого захвата.

В 1924 образуется Автономная Молдавская республика в составе советской Украины. В 1940 Бессарабия присоединена к СССР и провозглашена Молдавская ССР. В неё вошли 9 бессарабских уездов и 6 районов Левобережья Днестра. В 1989 началось движение за национальную независимость, и в 1990 провозглашен суверенитет республики, c 27 августа 1991 - независимая Республика Молдова. В 1992 короткая гражданская война на межнациональной почве между правым и левым берегами Днестра закончилась расколом территории. Левобережье провозгласило себя автономным государством - Приднестровской Молдавской Республикой (1994, не признана другими странами).

В апреле 2003 после 11 лет безуспешного переговорного процесса о статусе ПМР при участии посредников (ОБСЕ, Российской Федерации, Украины) стороны согласились с проектом ОБСЕ о федерализации страны и сразу приступили к разработке новой Конституции Федеративной Республики Молдова. Референдум по принятию новой Конституции - в 2004, выборы федеральных органов власти - в 2005.

Государственное устройство и политическая система Молдавии

Молдавия - суверенное и независимое, неделимое, демократическое, правовое государство с республиканской парламентской формой правления. Молдавия фактически стала парламентской республикой с 2000, внеочередные выборы в парламент в соответствии с этой поправкой в Конституции прошли 25 февраля 2001. Действует Конституция 1994.

До 1998 территория Молдавии делилась на 40 районов, по реформе 1998 - на 10 уездов и автономно-территориальное образование (АТО) Гагаузия. В 2002 принят новый закон об административно-территориальном устройстве, прошедший экспертизу Совета Европы. Молдавия возвратилась к существовавшему до 1998 районному делению территории: на 32 района, 60 городов, 912 сел, АТО Гагаузия с 32 населенными пунктами (в непризнанной ПМР 147 населённых пунктов). Наиболее крупные города - Кишинёв, Белцы, Бендеры, Комрат, Тирасполь.

Глава государства - президент, 4 апреля 2001 на этот пост избран В. Воронин. Высший орган законодательной власти - однопалатный парламент. Председатель парламента - Евгения Остапчук. Высший орган исполнительной власти - правительство, премьер-министр - В. Тарлев.

Президент избирается парламентом на 4 года тайным голосованием 3/5 голосов избранных депутатов и не более чем на 2 срока подряд. Парламент избирается на основе всенародных выборов по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе - 51 депутат по партийным спискам и 50 депутатов от одномандатных округов. Срок полномочий депутатов парламента 4 года. Президент выдвигает кандидатуру премьер-министра и в соответствии с вотумом доверия парламента назначает главу правительства.

В 1991-2003 избиралось три президента: М.Снегур (срок правления 1991-96), П.Лучинский (декабрь 1996 - февраль 2001), В.Воронин (с февраля 2001). Главы правительств при Снегуре - А.Сангели, И.Чубук, при Лучинском - И.Чубук, И.Стурза, Д.Брагиш.

По закону о местном самоуправлении (2003) органы местного управления - местные советы и примары. Районные местные советы (первый уровень), сельские, коммунные, городские советы (второй уровень) избираются всенародно, председатель района избирается районными советниками. Контроль на местах осуществляют территориальные бюро Государственной канцелярии. Глава АТО Гагаузии - башкан. 25 мая 2003 состоялись выборы (3-я кампания после 1995, 1998) в новые местные органы власти в 32 районах М. Избиралось 11 935 советников и 898 примаров. Партия коммунистов получила 48,03%, т. е. 367 мандатов, в советы и более 50% должностей примаров. Блок «Социал-либеральный альянс» - Moldova Noastra - 21,03% (189 мандатов), ХДНП - 9,53, Демократическая партия - 6,98, Блок «СДП- СЛП» - 3,69, Демократическая аграрная партия -2,035, независимые кандидаты - 5,32%. В муниципальный совет Кишинева 51 мандат получили 6 партий, набравших более 2% голосов (Партия коммунистов - 43,59%).

В Молдавии сложилась многопартийная система. Официально зарегистрированы 26 политических партий и общественно-политических движений. Наиболее крупные и влиятельные - Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ - правящая партия с 2001), лидер партии - В. Воронин, Христианско-демократическая народная партия, лидер Ю.Рошка, Демократическая партия, лидер Д.Дьяков, Партия возрождения и согласия, лидер М.Снегур, Либеральная партия, Партия социально-экономической справедливости, Социал-либеральная партия, Социал-демократическая партия, Общественно-политическое движение «Равноправие», Партия социалистов и др. В результате внеочередных парламентских выборов (февраль 2001) в парламенте три фракции - фракция ПКРМ (71 место из 101), её лидер В. Степанюк, и две фракции от оппозиционных партий правого толка - Социал-демократический альянс (19 мест), её лидер - бывший премьер-министр Брагиш, и фракция Христианско-демократической народной партии (11 мест), её лидер - Рошка.

Ведущие организации деловых кругов: Торгово-промышленная палата, Союз промышленников, Бизнес-центр, Клуб деловых людей Timpul.

Создан ряд общественных организаций: Конфедерация профсоюзов, Конфедерация свободных профсоюзов «Солидарность», Национальная конфедерация патроната, включающая независимые, профессиональные организации в различных областях деятельности. Элементы гражданского общества: практика ежегодного подписания коллективного договора между профсоюзами и властью, а также постоянный диалог между президентом и представителями гражданского общества всех социальных слоёв для достижения согласия в обществе.

С 2001 внутренняя политика определяется программными установками новой власти. Главная задача - последовательно проводить политику с учётом предвыборных обещаний коммунистов «возродить страну, поднять экономику», следовать стратегии устранения ошибочных в прошлом решений, добиваясь в экономической сфере достижения устойчивого экономического роста и преодоления бедности, в политической жизни - достижения политической стабильности и гражданского согласия, урегулирования приднестровского конфликта, вывода российских войск, размещенных на территории Приднестровья со времён военного конфликта, объединения страны.

Внешняя политика Молдавии определяется национальными интересами страны. По Конституции Молдавия соблюдает «постоянный нейтралитет». Цели внешней политики: укрепление государственного суверенитета и территориальной целостности, повышение авторитета Молдавии на международной арене, развитие дипломатических отношений и взаимовыгодных связей со всеми странами мира. Особое внимание уделяется сотрудничеству со стратегическим партнёром Российской Федерацией и с соседними странами - Украиной и Румынией. Долгосрочная стратегическая цель - интеграция в европейские структуры, членство в ЕС.

По Конституции Молдавии - нейтральное государство, не участвует в каких-либо военных блоках, военно-политических формированиях. Общая численность национальной армии 8,5 тыс. чел. Вооружённые силы включают мотострелковые, артиллерийские подразделения, ПВО, авиацию, подразделения боевого и тылового обеспечения. На вооружении находятся 209 транспортных самолётов, 150 миномётов, 6 вертолётов, 5 транспортных самолётов, 6 МиГов. Возраст военной техники в среднем 10-15 лет.

Республика Молдова имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены 6 апреля 1992). С 13 мая 2002 вступил в силу базовый политический Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова.

Экономика Молдавии

Молдавия находится в стадии перехода к рыночному хозяйству.

В 2002 достигнут относительный рост во всех секторах экономики: объём ВВП 1623,8 млн долл., ВВП на душу населения 448 долл., инфляция 4,4%, среднемесячная заработная плата 691,9 лея, или 51 долл. США.

Молдавия - аграрно-индустриальная страна. В структуре ВВП (2001) преобладает тенденция, присущая переходной экономике, с устойчивым ростом доли сферы услуг - до 55% (35% в 1999). Доля аграрного сектора - 22,7%, промышленности - 16,3% (в 1995 25%), строительства - 3%.

Приоритетная отрасль экономики - агропромышленный комплекс, базирующийся на переработке сельскохозяйственного сырья и производстве пищевых продуктов, напитков. Самая значимая отрасль - винодельческая. Здесь сосредоточен наибольший экспортный потенциал: 25% общего объёма экспорта, 8% доходов государственного бюджета, 9% ВВП. Важные отрасли промышленности - сахарная и табачная. Доля энергетического комплекса в промышленном производстве 23% (2000), машиностроения - 6%, лёгкой промышленности - 3%, промышленности стройматериалов - 3%, лесной и деревообрабатывающей - 2%, химической промышленности -1%.

Сельское хозяйство - стратегическая отрасль молдавской экономики. 2/3 сельскохозяйственного производства - продукция земледелия. Возделываются пшеница, сахарная свёкла, табак, соя, картофель, овощи, виноград. В валовом объёме сельскохозяйственной продукции продукция растениеводства 70%, в т.ч. зерновые культуры 31%, виноград 10%, картофель 7%, подсолнечник и овощи по 5%; доля животноводческой продукции 30% (2002). Разводятся: крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы, домашняя птица. Культивируются пчеловодство, рыболовство. Традиционно наиболее продуктивная отрасль - виноградарство. Молдавия - одна из признанных стран - производителей винодельческой продукции.

В 2002 доля частного сектора в производстве сельскохозяйственной продукции 71%. Собрано 1402 тыс. т зерновых культур, сахарной свёклы 1116 тыс. т, табака 12 тыс. т, винограда 660 тыс. т. Объём животноводческой продукции - 126 тыс. т (в живом весе).

Земельный фонд (на 1 января 2002) 3384 млн га, в т.ч. в государственной собственности 772 тыс. га (22,8%), в собственности административно-территориальных образований 742,2 тыс. га (21,9%), в частной собственности 1869 тыс. га (55,3%). В земельном фонде 75% - земли сельскохозяйственного назначения.

Молдавия имеет развитую транспортную систему. Длина автомобильных дорог 9,5 тыс. км (2002). Длина железных дорог 1150 км, внутренние водные судоходные пути 0,6 тыс. км. Железнодорожный транспорт представлен монопольным предприятием «Молдавская железная дорога». В 2002 объём грузовых перевозок 16,5 млн т, уменьшился в 4 раза по сравнению с 1992 (67 млн т), а объём пассажирских перевозок сократился соответственно с 658,6 млн до 281 млн чел. Общее состояние сети автомобильных дорог не отвечает международному уровню. Воздушный транспорт обслуживают 4 государственные, 6 зарубежных и 15 частных авиакомпаний. В 2002 Кишинёвским международным аэропортом перевезено 296,4 тыс. пассажиров. Связь представлена телекоммуникационной компанией АО «Молдтелеком» с 3 операторами мобильной связи.

Для Молдавии характерна крайне низкая платёжеспособность населения. В 2002 объём розничной торговли 10,1 млрд леев (18,4% дореформенного уровня).

Предприятия сферы бытового обслуживания предоставили населению в 2002 объём услуг на сумму 3,98 млрд леев, их рост на 11,4% по сравнению с 2001 достигнут в основном за счёт повышения цен и тарифов на услуги. За 1992-2003 объём услуг сократился более чем в 5 раз.

Туристическая деятельность в Молдавии регламентируется Законом о туризме (2000). Её осуществляет Национальное агентство по туризму при Правительстве Республики Молдовы.

В 1991 Молдавия провозгласила курс на экономическую реформу. Рыночные преобразования проходили в условиях тяжелейшего кризиса, вызванного потрясениями от разрыва экономических связей с СССР, ценовым шоком в 1992 (ежемесячная инфляция 1200%, спад производства 30%, реальные доходы упали на 54%), военным конфликтом в Приднестровье, который разрушил единый территориальный и хозяйственный комплекс страны.

В 1993-2002 Молдавия прошла несколько этапов рыночных преобразований. В основу реформирования экономики положены жёсткие принципы монетаризма, рекомендации и программы МВФ, ориентация скорее на обеспечение макроэкономической стабильности, нежели на развитие реального сектора экономики.

Главные усилия на первом этапе (1992-95) направлялись на подавление галопирующей инфляции, сокращение дефицита государственного бюджета, создание рыночных структур. В 1993 введена национальная валюта - лей, создана двухуровневая банковская система (Национальный банк Молдовы (НБМ) и 22 коммерческих банка), началась массовая приватизация на боны народного достояния. По итогам двух программ приватизации (1993-94 и 1995-96) приватизированы 2235 предприятий, в приватизации участвовали 3,1 млн чел., 90% граждан стали владельцами бонов народного достояния. В аграрном секторе реорганизовано 48% сельскохозяйственных предприятий. Задачи следующего этапа реформ (1996-98): достижение макроэкономической стабилизации и роста экономики, денежная приватизация государственной собственности. Процессы преобразований носили непостоянный и противоречивый характер, что подтверждает эволюция ВВП: резкий спад до 30,9% в 1994 по сравнению с 1993, относительно медленный спад - от 1,4 до 3,4% в 1995-99, в 1997 впервые ВВП увеличился на 1,6%. С завершением в 1998 третьей программы приватизации в экономике доминирует частный сектор (55% в ВВП). Общая депрессивность экономики в 1999 достигла своего пика: спад производства в промышленности - 9% (по сравнению с 1998), годовая инфляция - 43,7%. Из-за дефицита собственных средств на преобразования в экономике возросла зависимость Молдавии от внешнего финансирования, хронический характер приобрела проблема погашения внешнего долга.

Один из главных тормозов развития экономики - энергетический комплекс. В 1999 начался процесс его разгосударствления. В счёт огромных долгов за российский газ приватизация молдавского АО «Молдовогаз» завершилась передачей контрольного пакета акций РАО «Газпром РФ». Внешний долг за российский газ 1137 млн долл. США (март 2003), в т.ч. 276 млн долл. США долг Приднестровья. В аграрной сфере к 2003 завершена программа «Земля», финансируемая Всемирным банком: создано 546,8 тыс. крестьянских хозяйств, 1152 АО, 1124 ООО, 225 ассоциаций крестьянских хозяйств, 64 кооператива, 4 колхоза; насчитывалось 1117 тыс. собственников земли.

Динамика отечественных инвестиций вплоть до 2001 снижалась: в 1998 на 25%, в 2000 на 15%. Общий объём иностранных инвестиций в 1994-2002 достиг чуть более 400 млн долл. США, на душу населения - 170 долл. США.

Придя к власти в 2001, партия коммунистов вынуждена была признать: за период реформ (1992- 2000) объём ВВП сократился в 3 раза, фактически произошла деиндустриализация страны, удельный вес промышленности в создании ВВП уменьшился более чем в 2 раза, после 1995 доля промышленности в ВВП стала меньше доли сельского хозяйства, которое в своём развитии отброшено на 35-40 лет назад, реальные доходы населения сократились почти в 10 раз. В 2001-02 структурные реформы продолжились на принципиально новой основе модифицированного законодательства и ряда принятых программ, направленных на усиление государственного регулирования экономикой. В социальной сфере с 2003 началась реализация международного проекта по преодолению бедности в Республике Молдова.

Главная цель кредитно-денежной политики, проводимой НБМ, - поддержание стабильности национальной валюты, создание и регулирование денежного и кредитного рынков. Объём кредитов в национальной экономике в 1994-2002 увеличился в 6,2 раза, деньги в обращении - в 6,6 раза. В 2001 банковские активы 5993,5 млн леев, кредиты в экономику 3154,8 млн леев, деньги в обращении - 1834,2 млн леев. Динамика кредитов в реальный сектор экономики неблагоприятна. Соотношение кредитов к объёму ВВП уменьшилось с 7,2% в 1995 до 4,5% в 2001. Вместе с тем спрос на кредиты в реальном секторе экономики поддерживался снижением уровня процентной ставки за кредит - с 377% в 1994 до 11,5% в 2003.

НБМ проводит политику свободно плавающего курса национальной валюты. Цели валютной политики: укрепление национальной валюты и аккумулирование валютных резервов страны (в 1994-2002 лей обесценился более чем в 3 раза). НБМ контролирует репатриацию валютной выручки, её свободная продажа поддерживает валютные резервы (250,2 млн долл. США на 1 апреля 2003).

Цель финансовой политики - достижение сбалансированного государственного бюджета, сокращение его дефицита, уменьшение долгового бремени. В 2002 доходная часть бюджета утверждена в сумме 3593,4 млн леев, расходная - 3973,4 млн леев, дефицит - 380 млн леев. В 1990-е гг. уровень бюджетного дефицита постепенно сокращался с 10,3% ВВП в 1996 до 6% ВВП в 1997, достигнув в 2002 0,5% ВВП. Общая сумма доходов государственного бюджета на 57% сформирована за счёт косвенных налогов и на 21% за счёт прямых налогов.

Важный резерв увеличения доходной части бюджета - сокращение доли теневой экономики, в 2002 она достигла 34% ВВП.

В Молдавии с 90-х гг. сохраняется острая социальная проблема - низкие доходы граждан, нищета и бедность. В 2002 средняя месячная заработная плата 691,9 лея (51 долл.), минимальная потребительская корзина 1134 лея (83 долл.). Денежные доходы на душу населения в 2002 - 321,6 лея (23 долл.), средняя пенсия 160 леев (11,4 долл.). Сдержанными темпами росли сбережения молдавских граждан. Общая сумма вкладов в леях на конец 2002 - 708 тыс. леев, в расчёте на душу населения размер вкладов 195,7 лея. Сохраняется огромная дифференциация доходов богатых и бедных слоёв населения, в 2003 это соотношение - 10,4:1. Издержки трансформации привели к росту безработицы. К 2003 насчитывалось 140 тыс. безработных. В поисках работы возник массовый выезд граждан за рубеж. Поступления денег молдавских гастарбайтеров в Молдавию через банковскую систему в 2002 достигли 270 млн долл. США.

В 1994 была либерализована внешняя торговля, в 1995 отменены все ограничения на экспорт-импорт. По условиям вступления в ВТО действующие в Молдавии таможенные пошлины - от 0 до 15%, средняя тарифная ставка 6,75%.

Экономика чрезвычайно зависима от внешних связей. Почти полностью зависит от импорта энергоносителей, прежде всего из Российской Федерации. Из-за узости внутреннего рынка более 1/2 производимой продукции экспортируется. Объём внешней торговли в 1994-97 вырос со 1224 млн до 2127 млн долл. США. При опережающих темпах роста импорта возникла серьёзная проблема отрицательного сальдо торгового баланса (348 млн долл. США в 1997). В 1998 резкое снижение объёма товарооборота до 1675 млн долл. США связано с сокращением экспорта в Российскую Федерацию из-за финансового кризиса в Российской Федерации. В 2002 объём внешней торговли - 1718 млн долл. США, экспорт 666 млн долл. США, импорт 1052 млн долл. США, сальдо отрицательное - 386 млн долл. США.

Структура экспорта и импорта за годы реформ сохранилась без особых изменений. В экспорте - львиная доля пищевых продуктов, напитков, табака - 68% (2002), доля текстиля - 16%, кожи и изделий из нее - 3,6%. В импорте преобладает доля энергетических ресурсов - 22,8%, доля машин, аппаратов, электрооборудования - 14%, химической продукции - 11,2%. Основное место в экспорте занимает рынок стран СНГ - 54,4% (2002), рынок ЕС - 22,3%, рынок ЦВЕ - 13,8%, в импорте доля стран СНГ - 40,2%, ЦВЕ - 23,8, ЕС - 25,1%. Приоритетное направление - торговля с Российской Федерацией, её доля в молдавском экспорте - 37,1%, в импорте - 15,3%.

Наука и культура Молдавии

Центральный орган управления наукой - Высший совет по науке и технологическому развитию, куда входят 6 представителей центрального аппарата Министерства образования и науки, 4 - от Академии наук, 8 - от НИИ технико-экономической информации. Число научно-исследовательских учреждений - 85 (2001). В Академии наук 6 секций: физико-математическая, биологическая и химическая, гуманитарных наук, сельскохозяйственная, медицинская, техническая. Научный потенциал - 3200 специалистов, в т.ч. 246 докторов наук, 966 кандидатов наук (2002).

В Молдавии обязательное общее 9-летнее среднее образование, полное среднее образование - 11-12 лет. Всего 1500 учебных заведений, в т.ч. 45 высших учебных заведений, из них 33 частных. В 2002 в вузах обучалось 95 тыс. студентов. На начало учебного 2002 действовали 672 дневные общеобразовательные гимназии и 211 дневных лицеев, в них обучались 603 тыс. учащихся, 63 специализированных учебных заведения, в них обучались 15,2 тыс. учащихся.

Расходы на образование и здравоохранение в 2002 - 5 и 3% ВВП соответственно.

Современная молдавская культура, литература и искусство находятся в стадии зарождения. Но уже сейчас за пределами страны признаны такие мастера, как писатель И.Друцэ, композитор Е.Дога, киноактриса С.Тома, оперная певица М.Биешу, эстрадная певица Н.Чепрага, молодые художники Ю.Матей, А.Мудря и др. В республике постоянно действуют 7 музеев (в Кишиневе) - Национальный музей этнографии и природы, Национальный музей истории Молдовы, Национальный музей искусств, Дом-музей А.С. Пушкина, работает выставочный зал Союза художников, множество музейных филиалов. Работают 12 профессиональных театров. Много библиотек, в т.ч. Национальная библиотека и Муниципальная библиотека им. Б.П. Хашдеу с 46 филиалами, библиотека искусств, библиотеки еврейской, русской, украинской, болгарской и гагаузской литературы. Молдавия богата фольклорным искусством, особенно бережно сохраняются традиции в гончарном деле, изготовлении ковров, в резьбе по дереву. Регулярно проводятся музыкальные фестивали «Мэрцишор» и «Приглашает Мария Биешу», широко известны в республике и за рубежом народные музыкально-танцевальные коллективы «Жок», «Флуераш». Проводятся культурные мероприятия национального и международного уровня - национальный драматический конкурс и международный фестиваль «Еуджен Ионеско».

Решили организовать отдых в Молдавии? Ищите лучшие отели Молдавии, горящие туры, курорты и горящие путевки? Интересует погода в Молдавии, цены, стоимость путевки, нужна ли виза в Республику Молдова и пригодилась бы подробная карта? Хотели бы посмотреть как выглядит Республика Молдова на фото и видео? Какие экскурсии и достопримечательности в Молдавии? Какие звезды и отзывы об отелях Молдавии?

Республика Молдова - государство на юго-востоке Европы. Граничит с Украиной на севере, востоке и юге и Румынией - на западе. Часть территории Молдавии контролируется непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой. Молдавия расположена на крайнем юго-западе Восточно-Европейской равнины, во втором часовом поясе, и занимает большую часть междуречья Днестра и Прута, а также узкую полосу левобережья Днестра в его среднем и нижнем течении.

Поверхность Молдавии представляет собой холмистую равнину, расчленённую речными долинами. Средняя высота над уровнем моря составляет 147 м, а максимальной высоты достигает гора Баланешты 429,5 м.

Аэропорты Республики Молдова

Аэропорт Бельцы (Beltsy Airport)

Аэропорт Кишинев (Chisinau International Airport)

Отели Республики Молдова 1 - 5 звезд

Погода Молдовы

Климат умеренно континентальный. Зима мягкая, короткая, лето жаркое, продолжительное. Средняя температура января -4°C, июля +21°C. Абсолютный минимум -36°C, максимум +42°C. Среднее годовое количество осадков колеблется в пределах 380-550 мм.

Язык Молдовы

Государственный язык: молдавский

Большинство населения хорошо знают русский язык, в туристической сфере используется английский.

Валюта Молдовы

Международное название: MDL

В обращении - купюры достоинством 1, 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500, 1000 леев, а также монеты 1, 5, 10, 25, 50 банов.

Наличная валюта, включая доллары США, евро и рубли может быть легко обменена на леи в любом из многочисленных обменных пунктов и в банках.
Банкоматы имеются практически при каждом крупном банке, и в ряде новых торговых центрах. Оплата по кредитным картам принимается в дорогих отелях, в некоторых крупнейших торговых центрах Кишинева и ряде ресторанов.

В Приднестровской республике принята собственная валюта - приднестровский рубль, равный 100 копейкам. Это не конвертируемая валюта, не имеющая хождения за пределами Приднестровья. Использование кредитных карточек и туристических чеков на территории Приднестровья практически невозможно.

Виза

Облегченный режим въезда

Для г-н России въезд в Молдову безвизовый. Достаточно предъявить на границе загранпаспорт.

Таможенные ограничения

Ввоз в страну иностранной валюты не ограничен (деньги лучше задекларировать). Вывоз банкнот, монет и чеков в валюте разрешен в пределах суммы, указанной в таможенной декларации. Обязательно декларирование всех банкнот, монет и чеков в иностранной и местной валюте. Разрешен ввоз и вывоз банкнот, монет и чеков на сумму не превышающую 2500 молдавских лей. Кроме того, разрешено вывозить из страны банкноты, монеты и чеки в иностранной валюте в сумме до $50 тыс (или эквивалент). Суммы сверх этого предела переводятся только безналичным путем.

Разрешен беспошлинный ввоз вещей, если ввозимые товары не предназначены для производственной или коммерческой деятельности или если количество ввозимых товаров не превышает установленных норм (часто изменяются - лучше проконсультироваться в консульстве накануне поездки). Если же товары ввозятся или вывозятся в количестве, превышающем обычные потребности, то необходимо доказать, что товар не предназначен для коммерческих целей.

При ввозе огнестрельного, холодного оружия, взрывных веществ, газовых баллончиков, необходимо разрешение МВД Молдовы. При ввозе животных - ветеринарный сертификат. При ввозе лекарств в количестве большем, чем необходимо для одного человека на один курс лечения, а также наркотических и психотропных веществ медицинского назначения, необходимо разрешение Министерства здравоохранения. Запрещен ввоз пищевых продуктов без сертификата соответствия, отравляющих, радиоактивных, взрывчатых веществ и предметов, печатных и изобразительных материалов, которые содержат пропаганду идей войны и насилия.

Напряжение в сети

Кухня

Блюда молдавской кухни популярны далеко за пределами республики. Это не случайно, так как широкое использование и оригинальная компоновка разнообразных овощей и фруктов, всевозможных пряностей и приправ придают многим блюдам неповторимый вкус и остроту. Специалисты утверждают, что молдавская кухня, обладающая большим историческим опытом, именно благодаря богатому овощному и фруктовому ассортименту, а также искусству комбинации различных продуктов относится к числу чрезвычайно вкусных и полезных для здоровья.

Код страны: +373

Географическое доменное имя первого уровня: .md