Меню

Развитие творческого воображения - путь к успешному обучению младших школьников. Развитие воображения младших школьников на занятиях по психологии

Канализация

Игра «Удивительный квадрат»

Цель : развитие внимания, мышления, воображения.

Описание . Каждый ученик получает конверт, в котором лежит вырезанный из картона квадрат-образец, а также такого же размера квадрат, разрезанный на несколько частей по произвольным линиям.

Задача : из деталей сложить квадрат, идентичный образцу. В случае затруднения учащимся рекомендуется накладывать детали на квадрат-образец. Игру можно продолжить, если ученики обменяются конвертами с заданиями.

Игра «Линейка-чудодейка»

Цель: развитие творческого воображения.

Описание . Детям предлагается при помощи некоторых элементов офицерской линейки (круга, овала, ромба, треугольника и др.) нарисовать и разукрасить фантазийный цветок. В течение нескольких секунд педагог демонстрирует образцы, затем убирает их.

Образцы.

Игра «Маленький гном»

Цель : развитие творческого воображения.

Описание . Детям предлагается послушать стихотворение Ш. Силверстейна «Маленький гном», затем каждый пытается вообразить себя маленьким гномом и рассказать, какие истории могли бы с ним приключиться.

Если я был бы маленький-маленький гном,

Я б умывался каплей одной дождя,

Я бы на божьей коровке ездил верхом,

Удочку прятал в дырочку от гвоздя.

Я под дверями бы запросто проходил,

Мне бы комар казался большим орлом,

Блюдце - большим озером, если б я был...

Если б я был маленький-маленький гном.

Я бы ни папу, ни маму обнять не мог,

Разве мизинчик, и то - не наверняка.

Я бы в испуге шарахался из-под ног

Даже полуторамесячного щенка.

Если бы мне подарила конфету «Полёт»

Тётя, которая очень любит меня,

Я бы конфету эту ел целый год,

Фантик один разворачивал бы полдня.

Чтоб написать короткое слово «привет»,

Я бы с неделю ворочал вечным пером...

(Эти стихи я писал четырнадцать лет,

Я ведь и есть маленький-маленький гном.)

Игра «Какого цвета снег?»

Цель: развитие внимания, логического мышления, воображения.

Описание . Педагог читает произведение В. Бирюкова «Какого цвета снег?», предлагая придумать для зайца такой ответ, который не рассердил бы ни волка, ни медведя.

КАКОГО ЦВЕТА СНЕГ?

Заспорили медведь с волком о цвете снега.

Белый, белый, - в десятый раз повторял волк.

Нет, серый, серый, - твердил медведь.

Долго спорили. Дело чуть не до драки дошло. Вдруг из-за кустов заяц вывернулся. Увидел зверей и застыл на месте.

Эй, зайка, - позвал медведь. - Иди сюда. Спор у нас тут вышел: какой цвет у снега?

Заяц покосился на волка:

А вы как думаете?

Я говорю, серо-чёрный, - сказал медведь.

Нет, - сказал волк. - Белый он.

Посмотрел заяц на огромные лапы Потапыча, глянул на волчьи клыки и выпалил:

Ответ зайца: «А он бело-серо-чёрный!».

Игра «Куда лето прячется?»

Цель: развитие внимания, творческого воображения.

Описание . Дети слушают произведение Б. Сергуненкова «Куда лето прячется?», затем отвечают на вопрос педагога: «Куда может спрятаться лето, чтобы с наступлением тепла опять вернуться?».

КУДА ПРЯЧЕТСЯ ЛЕТО?

Когда-то на земле не было зимы, а было одно лето. Что это была за прекрасная пора: земля была мягкой, как пух, вода в речке тёплой, деревья росли круглый год, листья не сбрасывали и были вечно зелены!

Так продолжалось до тех пор, пока однажды зима не обиделась.

Что же это такое, - говорит, - всё лето и лето, пора и совесть знать.

Стала зима лето теснить. А куда лету деваться?

Бросилось лето в землю, а землю мороз сковал. Кинулось в реку - река льдом покрылась.

Погибаю, - говорит, - некуда мне деваться. Убьёт меня зима...

Дети отвечают па вопрос педагога, затем он читает авторское окончание текста.

Тут говорят лету почки на деревьях:

Иди к нам, мы тебя спрячем.

Лето спряталось в почках деревьев, укрылось от холодной зимы. Ушла зима. Засветило солнце, зажурчали ручьи. Почки на деревьях набухли и раскрылись - вырвалось, выкатилось лето на волю. Пришло лето на землю.

С тех пор лето от зимы в почки деревьев и прячется. А придёт весна, появятся на деревьях новые листочки, говорят люди - лето пришло!

Игра на развитие воображения и фантазии

Цель: развитие внимания, воображения, фантазии.

Описание . После прочтения стихотворения В. Инбер «По душка» педагог предлагает детям перечислить сны подушки, на рисовать один из её снов, затем прокомментировать его.

Поздно ночью у подушки,

Когда все утомлены,

Вырастают маленькие ушки,

Чтобы слушать сны.

Сны бывают разные. Их много:

Снятся чудеса,

Снятся приключения, дорога,

Реки и леса,

Снятся лыжи, снеговые горки,

Солнечный газон,

Школьная тетрадь, где все «пятёрки».

О, волшебный сон!

Сны текут то явственней, то глуше,

Как ручей, точь-в-точь.

И подушка, навостривши уши,

Слушает всю ночь.

Днём зато, уставши до упаду,

В жажде тишины,

Спит она - будить её не надо, -

Спит и видит сны.

Игра «Иллюстрируем стишок»

Цель: развитие внимания, воображения.

Описание. Педагог просит детей сосредоточиться и представить себе картину, описанную автором в стихотворении, затем сделать иллюстрацию к стихотворению.

СТИХИ О СОЛНЦЕ

Колокольчик синенький прозвенел букашке:

«Ты скажи мне, милая, что там за ромашка

Выросла над облаком, жёлтая такая,

Яркая, лучистая, очень уж большая?»

«Это, кроха, не цветок, - та в ответ смеётся, -

Это крупное светило под названьем Солнце».

Т. Маршалова

В горшочек посажу росток,

Поставлю на окне.

Скорей, росток, раскрой цветок -

Он очень нужен мне.

Промчатся ветры за окном

Со снежною зимой,

Но будет выше с каждым днем

Расти цветочек мой.

Когда же по календарю

Весны настанет срок,

Восьмого марта подарю

Я маме свой цветок!

В. Шуграева

Дед Мороз прислал нам ёлку,

Огоньки на ней зажёг.

И блестят на ней иголки,

А на веточках - снежок!

В. Петрова

ДЕД МОРОЗ БУМАЖНЫЙ

Дед Мороз бумажный -

Он седой и важный,

С бородою и мешком,

С деревянным посошком...

Целый год на антресоли

Он лежал в пыли в неволе,

А теперь стоит на стуле

Он под ёлкой в карауле -

Поджидает Новый год.

Тихо! Слышите?.. Идет!!!

С. Пшеничных

Хмурит брови день осенний,

Без зонта - совсем пропасть.

Замедляет лист круженье,

Словно ищет, где упасть...

Е. Неменко

КАК У НАШЕЙ БАБУШКИ

Как у нашей бабушки

Хороши оладушки!

Уселись мы рядком,

Поливаем их медком,

Запиваем молоком.

Т. Бойко

Везде, как будто вездеход,

На гусеницах танк пройдет.

Ствол орудийный впереди,

Опасно, враг, не подходи!

Танк прочной защищен броней

И сможет встретить бой!

Н. Иванова

ПЕРВОКЛАШКА

Рано-рано утром вся большая улица

Смотрит в окна из домов - мальчиком любуется.

Кто это красивый по улице идет?

Кто это так гордо рюкзачок несет?

Кто это счастливый, с белыми цветами,

Ступает очень бережно новыми туфлями?

У кого такая белая рубашка?

Улица любуется - это первоклашка

Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элемента опыта, схематизации и детализации образов.

Развитию воображения способствуют:

  • - ситуации незавершенности;
  • - разрешение и даже поощрение множества вопросов;
  • - стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
  • - билингвистический опыт;
  • - позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

  • - конформность;
  • - неодобрение воображения;
  • - жесткие полоролевые стереотипы;
  • - разделение игры и обучения;
  • - готовность к изменению точки зрения;
  • - преклонение перед авторитетами.

Воображение находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта школьника. Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение. Как следствие надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим чтобы он был творческим человеком.

Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта.

Для измерения воображения и фантазии у детей младшего школьного возраста используются методики таких авторов как С.А.Гречко, Г.С.Альтшуллера, С.Ю.Лазаревой, Э,Торренса.

Способы развития фантазии и воображения основаны на его механизмах: агглютинации, гиперболизации, схематизации, типизации, заострения. В качестве рекомендаций к развитию воображения в школьной среде практические психологи приводят следующие.

Сформировать мотивацию!

Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и ярки е эмоции. Логика у детей еще не сильна.

Фантазировать должно, быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У школьников интерес не к рассуждениям, а к событиям.

Игры на развитие фантазии способствует формированию способностей детей понимать друг друга. Согласовывать творческие индивидуальные игровые замыслы с партнерами. Обогащает детскую эмоциональную и нравственную жизнь. В основе игр на развитее фантазии лежит совместное сюжетосложение. Умение школьника выстраивать последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания. В играх на развитие фантазии, кроме активизации воображения ребенка, на наш взгляд, еще есть очень важный момент: он начинает понимать, что замыслы партнеров могут сильно отличаться от его собственного, ребенок оказывается перед необходимостью объяснить свой замысел, изменить его в соответствии с предложениями других участников, т.е. учиться понимать других детей. Эти игры полезны для развития воображения, творчества. Игры на развитие фантазии способствует формированию способностей детей понимать друг друга, согласовывать творческие, индивидуальные, игровые замыслы с партнерами. Обогащает детскую эмоциональную и нравственную жизнь.

1. Уменьшение-увеличение

А что будет. Если твой рост уменьшится в 10 раз? Согласись, было бы здорово, если можно было менять свой рост по своему желанию. Например, ты опаздываешь в школу увеличил длину ног или частоту шагов и быстро дошел до школы, а потом сделал ноги нормально длины

  • 2. Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям (как фрагменты или заготовки будущих фантастических произведений).
  • а) Выбирают несколько произвольных объектов живой или неживой природы;
  • б) формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумать и новые свойства «из головы»;
  • в) сформулированными свойствами и качествами наделяют человека. Например, в качестве объекта («донора свойств») выбрали орла. Качества орла: летает, прекрасное зрение. Питается грызунами, живет в горах.
  • 3. Продолжите фантазирование этим методом, взяв в качестве исходного объекта: электрическую лампочку. Рыбу (вспомните человека-амфибию), часы, очки. Спичку, анабиоз (резкое замедление жизненных процессов очень удобно: денег на еду нет или жить негде - впадаешь в анабиоз) или обратное анабиозу (резкое усиление жизненных процессов, человек не ведает усталости, с невероятной скоростью двигается, из такого человека получится замечательный иллюзионист, или бегун, или непобедимый борец).
  • 4. Придумайте органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть. Например, не плохо бы чувствовать наличие радиации, чтобы от нее уберечься. Вообще-то говоря, мы ее чувствуем, коли болеем лучевой болезнью.
  • 5. Оживший рисунок

Вы получили замечательный дар, все что вы нарисуете - оживает! Что бы вы нарисовали? Великих людей? Вымирающих животных? Новых животных и растений?

6. Исключение некоторых качеств человека.

Перечислите свойства и качества человека, а потом одно-два свойства исключите и посмотрите, что получилось. Назовите не менее 10 жизненно важных качеств и свойств человека и подумайте к каким последствиям приведет их потеря.

7. Превращение человека в любой объект.

Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения в дуб, розу, баобаб), в объекты неживой природы камень, ветер, карандаш). Это богатейший материал для новых сказок.

  • 8. Предложите не менее 10 примеров превращения человека, например в сказках.
  • 9. Антропоморфизм.

Антропоморфизм - это уподобление человек, наделение человеческими свойствами (речью, мышлением, способностью чувствовать) любых объектов - одушевленных и неодушевленных: животных, растений, небесных тел, мифических существ. Вспомните 10 примеров антропоморфизма из известных сказок, мифов и басен и сами придумайте не менее 10 примеров возможного антропоморфизма.

10. Метафора.

Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Назовите метафоры и попросите детей объяснить, какие свойства и кому перенесены.

11. Метод «РВС».

РВС - это аббревиатура трех слов: размер, вес, стоимость. Надо отметить, что метод «РВС»» - это частный случай более общего метода «уменьшение-увеличение», когда изменять можно от нуля до бесконечности любые характеристики системы, Ане только размеры, весили стоимость. Например, скорость, количество, качество, силу трения, силу мышления, силу памяти. Такие мысленные эксперименты «размывают» привычное представление об улучшаемой системе, делает ее мягкой, изменяемой, дают возможность посмотреть на проблему с необычной стороны.

12. Комбинация приемов.

«Высшим пилотажем» фантазирования является использование многих приемов одновременно или последовательно. Использовали один прием, что получилось, добавляют новый прием. Это уводит очень далеко от начального объекта и куда приведет - совершенно неизвестно. Возьмите какой-нибудь сказочный объект(Буратино, Колобок) и примените к нему последовательно 5-10 приемов фантазирования.

13. Метод Л.Н.Толстого

Взять самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу. Описать этот предмет словами человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.

14. Свободное фантазирование.

Детям предлагают безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-нибудь серьёзной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые.

15. Хроноклазм.

Этот парадокс, вызванным вмешательством в предыдущую жизнь. Переместился некто в прошлое и что-то там поменял, а потом вернулся, а на Земле все по-другому. Для побуждения фантазировать, в этом направлении задаются вопросы типа: «Что было сейчас, если бы в прошлом что-то произошло иначе или вообще чего-то не произошло?»

16. Машина времени.

У нас появилась машина времени! Вы в неё садитесь и можете путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны и быть там в любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть. Пока вы находитесь в прошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам.

Итак, развитию воображения детей младшего возраста способствуют ситуации незавершенности; разрешение и даже поощрение множества вопросов; стимулирование независимости. Самостоятельных разработок; билингвистический опыт; позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых. Развитию воображение препятствуют: конформность; неодобрение воображения; жесткие полоролевые стереотипы; разделение игры и обучения; готовность к изменению точки зрения, преклонение перед авторитетами. Способы развития фантазии и воображения основаны на его механизмах: агглютинации, гиперболизации, схематизации, типизации, заострения. В качестве приемов на развитее воображения и фантазии используют игры: «Уменьшение-увеличение», «Метафора», «Машина времени», «Темы фантастических рассказов», «Антропоморизм», «Комбинация приемов», «Пересказ сюжета», «Свободное фантазирование». Игры на развитее фантазии способствует формированию способностей детей понимать друг друга, согласовывать творческие индивидуальнее игровые замыслы с партнерами. Обогащает детскую жизнь. В играх на развитее фантазии, кроме активизации воображения, ребенок учится понимать других детей.

Игры на развитие воображения и мышления

Составление рассказа Составление рассказа с использованием определенных слов. Детям предлагают слова. Например:

а) девочка, дерево, птица;

б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.

Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

"Волшебные кляксы" Для начала игры изготавливают несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно начать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

Поиск аналогов Называется какой-либо предмет или явление, например, "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным признакам. В данном случае, например, могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся); "автобус", "поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и другие. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явление по их признакам.

Способы применения предмета Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, "книга". Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и так далее. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.
Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

"Ну-ка, отгадай!"

Группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая подгруппа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа имеет право отвечать только "да" или "нет".
Дети из первой подгруппы встают по прямой линии друг за другом. Напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задает вопрос ребенок из второй подгруппы: "Оно живое?" Первый ребенок из первой подгруппы отвечает: "Да". Затем задает вопрос второй ребенок из второй подгруппы: "Я его видел?" Второй ребенок из первой подгруппы отвечает: "Да" и т. д. После угадывания предмета подгруппы меняются ролями.
Примечания:

  1. Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: "Оно живое (или мертвое)?"; "Оно находится в доме?"; "Оно находится на улице?"; "Это животное?"; "Это - человек?" и т. п.
  2. Если в течение 8-10 минут предмет не угадан, целесообразно его назвать, чтобы ребята не заскучали.
  3. Ребятам из первой подгруппы рекомендуется загадывать известные всем предметы.

"Картинки-загадки"

Цель игры: развитие мышления и речи.

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

"Парные картинки"

Цель игры: развитие мыслительных операций анализа и синтеза (сопоставления).
Используются картинки из двух наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным.

После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их. В целом происходят 4 смены ролей, соответственно четырем карточкам, имеющимся у каждого ребенка.

"Угадай игрушку"

Цель игры: развитие восприятия, наблюдательности и мышления.

Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать "загадку". Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка "зайка". Ребенок прыгает, "грызет морковку" и т.д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят "Правильно!" или "Неправильно!".

Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать "загадку". Если ответ неправильный, показать "загадку" предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.

"Лишняя игрушка"

Цель игры: развитие смысловых операций анализа, синтеза и классификации.
Дети приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делится на две подгруппы. Первая подгруппа на 2-3 минуты выходит из комнаты. Вторая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех, что принесены. При этом две игрушки должны быть "из одного класса", а третья - из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик.

Входит первая группа и, посовещавшись, берет "лишнюю игрушку" - ту, которая, по их мнению, "не подходит". Так, в данном примере "лишняя игрушка" - это мячик (кукла и зайка - живые, а мячик - нет).

Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4-5, но не более 7-ми. Игрушки можно заменить картинками из детского лото (тогда игра будет называться "Лишняя картинка").

"Сочини предложение" 13

Цель игры: развитие мышления и фантазии.

Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.
Примечания:

  1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.
  2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

"Противоположность"

Цель игры: развитие мышления и речи.

Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце -это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т.д.
Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

"Определения"

Цель игры: развитие мыслительных ассоциативных связей.

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.
Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.

"Придумай загадку"

Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т.д.
Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.

"Пословицы"
Цель игры: развитие речи и мышления.

Учитель предлагает простые пословицы. Дети должны дать свое объяснение смысла пословиц. Спрашивать необходимо по очереди. Например, пословицу "Тише едешь - дальше будешь" дети интерпретируют так: "Надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь", "Это значит - нельзя спешить".

А иногда объяснение одной пословицы представляет собой другую: "Семь раз отмерь, один отрежь".

Пословицы:

  1. "Дело мастера боится".
  2. "Всякий мастер на свой лад".
  3. "На все руки мастер".
  4. "Портной испортит - утюг загладит".
  5. "Картошка поспела - берись за дело".
  6. "Без труда и в саду нет плода".
  7. "Каков уход, таков и плод".
  8. "Больше дела - меньше слов".
  9. "Всякий человек у дела познается".
  10. "Горе есть - горюй, дело есть - работай".
  11. "Без дисциплины жить - добру не быть".
  12. "Заработанный хлеб сладок".
  13. "У кого сноровка, тот и действует ловко".
  14. "Без начала нет конца".
  15. "Без порядка толка нет".
  16. "Без работы пряников не купишь".
  17. "Глаза боятся - руки делают".
  18. "Чтоб не ошибиться, не надо торопиться".
  19. "Без труда нет добра".
  20. "Труд - лучшее лекарство".
  21. "Терпение и труд все перетрут".
  22. "Будешь книги читать - будешь все знать".
  23. "Дом без книги, что без окон".
  24. "Хлеб питает тело, а книга питает разум".
  25. "Где ученье - там уменье".
  26. "Ученье и труд вместе живут".
  27. "Ученье - свет, а неученье - тьма".
  28. "Почитай учителя, как родителя".

"Сказочный чайнворд" Чайнворд - это игра, в которой нужно придумывать слова, начинающиеся на ту букву, какой окончилось предыдущее слово. В предложенной игре нужно воспользоваться этим правилом и составлять фразы-чайнворды про героев сказок, но с одним условием: предложение должно состоять из пяти слов и начинаться с имени героя. Например, "Колобок": ЛисА АккуратнО ОбошлА Арык.

"Ягодные сказки" Можно придумывать сказки, которые объясняли бы явления из какой-либо области. Например: Почему вишни растут парами? Почему ежевика колючая?
Откуда у земляники крапинки?

"Буриме" В этой игре нужно сочинить стихотворение по заданным рифмам. Например, по таким: конь-гармонь-огонь-ладонь;

Бег-снег-век-человек;

Стакан-карман-обман-пан.

Победитель тот, кто первым придумал интересное стихотворение.

"Спрячь ноты" Судья оглашает задание и засекает время. Нужно составить как можно больше слов, в которых были бы "спрятаны" загаданные судьей ноты:

Ля,ре;

До,фа;

Соль,ми.

"Конец и начало" Выбирается судья, который даёт задание и оценивает работу. Игроки должны за определённое время придумать рассказ по первой и последней его строчке. Без серединки два предложения выглядят несвязанными друг с другом. Например:
- Снег пошёл хлопьями... На кровати лежал отбойный молоток.

Костёр разгорался сильнее... Паук поймал муху.

Дятел выглянул из дупла... Балкон покрасили в синий цвет .

"История одной буквы" Многим известная игра. Составьте самый длинный связный рассказ из слов, начинающихся на одну букву. например: "Академик астрономии Антон Алексеевич Арбузов арендовал автобус апельсинов, а артист Алексей Антонович Ананасов арестован атаманом аборигенов."

"Мемуары" Мемуары обычно пишут люди, прожившие яркую и интересную жизнь. Участникам игры предлагается написать мемуары от лица:

Старого прикроватного столика,

Старой платьевой вешалки,

Старой чайной чашки.

Мемуары должны быть небольшими и интересными, хорошо представленными.

"Расшифруй слова" Представьте, что простые слова - аббревиатуры. Кто придумает самые смешные расшифровки:
- ГАЗ, ВОДА, ЗЕМЛЯ;
- НЕТ, ДА, УРА;
- ЗАТО, ПОТОМ, ЧТО.

"Анонимка" Это неподписаное письмо, обычно жалоба на кого-либо или что-либо. А представьте, что страсть к анонимкам охватила неодушевлённые предметы. Каждый участник составляет анонимку от лица какой-нибудь вещи, остальные участники должны отгадать, от чьего лица составлена жалоба.

"Скороговорки" 8
Очень трудно быстро произносить скороговорки, ещё сложнее самому придумать трудно произносимую фразу. Есть много скороговорок с именем Саша: "Шишкой Саша шапку сшиб", "Шла Саша по шоссе и сосала сушку", "Маляр Шурик мешал сурик". Участникам игры предлагается составить смешные скороговорки со своими или другими именами. Побеждает тот, кто составит самое труднопроизносимое предложение, или кто составит больше скороговорок и т.д.

"Правила хорошего тона" 8
С древности повелось, что в разных местах нужно вести себя по-разному. В связи с этим существуют правила поведения, которые объясняют, что можно, а что нельзя делать в том или ином месте.
Участникам игры предлагается написать свод правил поведения в неожиданных местах, например:
- под кроватью,
- на вершине Эльбруса,
- в холодильнике,
- в избушке Бабы-Яги.
Можно предложить по написаным правилам угадать место.

"10 коротких советов"
В любом модном журнале есть страничка, где даются короткие советы, что делать в тех или иных ситуциях. Участникам игры предлагается придумать и записать советы, способные помочь людям в нестандартных ситуациях:
- ребёнок моет уши зубной пастой;
- мама каждый день моет квартиру, передвигая мебель;
- папа плачет над аргентинскими сериалами и т.д.

"Инструкция"
Эта игра предлагает составить подробную инструкцию для выполнения нелёгкого задания, например:
- как вынуть изюм из кекса;
- сделать маникюр кошке;
- выиграть в лотерею.

"Простые рисунки" Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смысл, отвечать на вопрос "Что это такое?". Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки. Мы предлагаем вам для игры 40 простых рисунков.
Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если кончились мысли по поводу одного рисунка, перейдите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку. Вы можете сами придумать сколько угодно простых рисунков и разгадывать их. Однако хотим предостеречь от одной распространенной ошибки: создавая новый рисунок, не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет.

Игры на развитие логической памяти

Для развития памяти младших школьников можно использовать упражнения, направленные на развитие способности к воссозданию мыслительных образов, осознанное восприятие, способность устанавливать связи между элементами материала, использование визуального кода. 7

"Запомни фразы" 7
Цель: развитие способности к воссозданию мыслительных образов.
Ребенку предлагается закрыть глаза и прослушать ряд фраз, представив себе соответствующую картинку:
- Лев, нападающий на антилопу.
- Собака, виляющая хвостом.
- Муха в супе.
- Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.
- Молния в темноте.
- Пятно на любимой рубашке.
- Капли дождя, сверкающие на солнце.
- Крик ужаса в ночи.
- Друг, ворующий любимую игрушку.
После этого ребенок должен взять листок бумаги и попробовать вспомнить и записать фразы.

"Игра в волшебника" 7
Цель: развитие осознанного восприятия.
Ребенок становится волшебником, способным оживить при помощи волшебной палочки все, что угодно. Он касается своей палочкой любого предмета, предмет оживает (в воображении, конечно), затем волшебник рассказывает о том, что получилось, как начал вести себя оживший предмет.

"Придумай историю со словами" 7
Цель: развитие способности устанавливать связи между элементами материала (логических ассоциаций).
Ребенку предлагаются слова. Их необходимо перегруппировать, объединив по какому-нибудь признаку, чтобы было легче запомнить. Потом из всех этих слов надо придумать историю:
Медведь. Тележка. Пчела. Колокольчик. Ромашка. Воздух. Ваза. Кот. Солнце. Вода.

"Визуальный код" 7
Чтобы запомнить число предметов, нужно использовать визуальный код. Например, чтобы запомнить "одна корова", надо представить себе одну корову, привязанную к колышку. Попробуйте вместе с ребенком запомнить таким образом следующий материал:
- Одна корова.
- Две автомашины.
- Три рубашки.
- Четыре зеркала.
- Пять солдат.
- Шесть карандашей.
- Семь шариков.
- Восемь стульев.
- Девять колец.
- Десять стаканов.

"Игрушечная очередь" 19
"Игрушки стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе. Первым стоял мишка, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, за поросенком еще один медведь, последний - котенок". Вы выстраиваете 5-6 игрушек в очередь друг за другом. "Потом зазвонил колокольчик - это пришел мороженщик, и все звери побежали к нему. А когда они вернулись на причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял. Помоги игрушкам, ведь капитан парохода катает за один раз только по два пассажира".


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ШАХТЕРСКА

ШАХТЕРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 14

"Тренинг

когнитивных способностей

младших школьников"

(сборник упражнений для развития познавательных процессов)

Составила

Костюченко Л. Л.,

учитель начальных

классов

Шахтерск-2015

ВВЕДЕНИЕ

«Воспитанники могут успешно учиться только

тогда, когда они умеют наблюдать, думать,

В. А. Сухомлинский

С 2012 года я, Костюченко Л. Л., в своей педагогической деятельности работаю над проблемой развития когнитивных качеств младших школьников через использование упражнений для развития когнитивных способностей. Целью данной работы является систематизирование форм и методов развития когнитивных качеств и способностей младших школьников в процессе обучения.

Обучение представляет собой педагогическое взаимодействие ученика и учителя, за время которого развиваются когнитивные качества обучаемого. В процессе образования ученик приобретает знания об объектах и предметах окружающего мира, создает субъективно новый или объективно новый продукт.

Когнитивные качества включают в себя:

Физические и физиологические качества: умения видеть, слышать, осязать, чувствовать изучаемый объект с помощью обоняния, вкуса; развитая работоспособность, энергетичность;

Интеллектуальные качества: любознательность, эрудированность, вдумчивость, сообразительность, логичность, "коэффициент интеллекта", осмысленность, обоснованность, аргументированность, способности к анализу и синтезу, способность находить аналогии, использовать различные формы доказательств.

Когнитивное развитие ребенка непосредственно связано с развитием его когнитивных способностей. В психолого-педагогической литературе нет единства в понимании «когнитивных способностей», а, следовательно, нет единства и в терминологии. В разных источниках синонимами являются понятия «когнитивные способности» - «общие способности» - «умственные способности» -«ментальные способности» - «познавательные способности», в зависимости от того, какое именно содержание авторы вкладывают в понятие «когнитивные способности». Так или иначе, когнитивные способности относятся к общим способностям. От когнитивных способностей зависит успешное овладение любым видом деятельности, в том числе и обучением. Они охватывают сенсорные, интеллектуальные, творческие способности. Когнитивные способности находят применение и развиваются в процессе усвоения знаний по различным разделам образовательных программ. Формирование когнитивных способностей включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта. Таким образом, развивая и тренируя познавательные процессы младших школьников в процессе обучения, мы, учителя, развиваем когнитивные способности учеников: умение видеть, представлять, запоминать, мыслить. Для развития когнитивных качеств и способностей в своей деятельности использую: дидактические игры, интеллектуальные игры и упражнения для развития когнитивных способностей.

В данном пособии мною систематизированы упражнения, направленные на развитие и тренировку познавательных процессов младших школьников: восприятие, мышление, память, воображение. Учебное пособие может быть использовано во время занятий в качестве дидактического материала, а также во внеурочное время для домашней самостоятельной работы.

Упражнения для развития воображения

1. Упражнение "Выполни рисунок"

    Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п. - и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п..Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.

2. Упражнение "Волшебники" (рисование эмоций, чувств)


    Ученику предлагается дорисовать к каждой пиктограмме туловище, раскрасить одежду человечка карандашами, цвет которых (по мнению ребенка) подходит к эмоциональному состоянию данной пиктограммы.

3. Упражнение "Сложи картинку"


4. Упражнение «Ассоциации»

    Учитель предлагает ученику найти конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым из приведенных ниже слов, например, любовь-сердце, зима – снег, счастье – мама и т. д.

    Учитель предлагает из трех разных слов составить одно предложение. Примеры слов: яблоко, жираф, книга; дождь, телевизор, девочка и т.д.

    Учитель предлагает детям несколько слов, логически не связанных между собой: Книга Цветок Сосиска Мыло. Предлагает им попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова, и составить предложения. В результате должна получиться маленькая история.

    Учитель предлагает объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, т.е. не связанных между собой естественными ассоциациями: "Попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедините оба предмета в одной четкой картинке».

Примерные пары слов: трава – ручка, ёлка – небо, гвоздь – шапка и т.д.

5. Упражнение «Сочиняем сказку»

    Учитель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

    Учитель предлагает детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

    Учитель предлагает в определённой сказке изменить либо героя, либо сказочный предмет, заклинание и т. д. Например:

Сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” - придумай сказочное заклинание, с помощью которого братец Иванушка, превращенный в козленочка, примет человеческий облик. Сказка “Иван Царевич и Серый волк” - представь себе, что волк заболел и не смог помочь Ивану Царевичу, придумай сказочный вид транспорта, на котором бы передвигался Иван Царевич.

Упражнения для развития восприятия и наблюдательности

    Упражнение «Наложенные изображения»

    Ученику предъявляют 3-5 контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.


    Ученику нужно назвать, какие буквы спрятаны на картинке


    Упражнение «Спрятанные изображения»

    Ученику предлагается на картинке отыскать всех животных, которые спрятались


    Упражнение «Незаконченные изображения»

    Ученику предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь), требуется восстановить все изображение.

    Ученику нужно дорисовать буквы, цифры


    Упражнение «Точечные изображения»

    Ученику предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.


    Упражнение «Перевёрнутые изображения»

    Ученику предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их

    Упражнение «Парные изображения»

    Ученику предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5-7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.

    Ученику предлагают рассмотреть парные сюжетные картинки с отличительными признаками и найти эти признаки различия, сходства.

    Упражнение «Разрезанные изображения»

    Ученику предъявляют части 2-3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.

Варианты:предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).

    Упражнение "Геометрические фигуры"

    Ученику предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигур. Нужно определить, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников и т.д.


    Ученику необходимо определить количество треугольников

9. Упражнения с таблицами

    Ученику предлагается таблица с геометрическими фигурами. Нужно посчитать: сколько раз встречается круг, прямоугольник и т.д.

    Ученику предлагается таблица Шульте, в которой нужно показать и назвать числа по порядку.


    Ученику предлагается таблица с буквами. Примеры заданий:

Назови все буквы в столбике как можно быстрее. (Закрепляется знание букв)

Назови и покажи все буквы на 1-ой строчке, на 2-ой строчке. (Кроме знания букв, закрепляется понятие «строчка» или «столбик»)

Назови и покажи все буквы ниже буквы М. (Кроме знания букв закрепляется умение ориентироваться на листе бумаги)

Назови и покажи все гласные или все согласные, все звонкие согласные или глухие согласные. (Закрепляется знание гласных и согласных)

    Ученику предлагается в таблице показать определённую букву и посчитать её количество (можно зачеркнуть буквы)

    Ученику предлагается подумать, как связаны правая и левая таблицы, и расшифровать фразу.

10. Упражнение "Перепутанные линии"

    Ученику предлагается проследить глазами каждую линию слева направо и в конце поставить ее номер.

    Ученику предлагается определить дорогу, путь, линию от одного объекта к другому.

    Не водя рукой по линиям, а лишь отслеживая их глазами, нужно найти буквы, соответствующие цифрам, выписать их по порядку и прочитать слова.

Упражнение "Пазлы"

    Ученику предлагается сложить целую картинку из частей


    Нужно сложить картинку из полосок с цифрами по порядку

Упражнения для развития мышления

    Упражнение «Исключение лишнего»

    Учитель предлагает ряд слов, объединённых по смыслу. Ученик, прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор.

Варианты слов:

Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка.

Ручка, кукла, тетрадь, линейка.

Рубашка, туфли, платье, свитер.

Стул, диван, табуретка, шкаф.

Веселый, смелый, радостный, счастливый.

Красный, зеленый, темный, синий, оранжевый.

Автобус, колесо, троллейбус, трамвай, велосипед.

    Учитель предлагает ряд слов, объединённых не по смыслу, а по формальным признакам (например, начинаются с одной буквы, с гласной буквы, есть одинаковая приставка, одинаковое количество слогов, одна часть речи и т. д.). При составлении такого ряда нужно следить, чтобы совпадал только один признак.

Варианты слов:

Телефон, туман, порт, турист. (Три слова начинаются с буквы «Т».)

Апрель, спектакль, учитель, снег, дождь. (Четыре слова заканчиваются на «Ь».)

Стенка, паста, тетрадь, ноги, стрелы. (В четырех словах ударение падает на первый слог.)

Рисунок, сила, ветер, жизнь, минута. (В четырех словах вторая буква «И».)

Собака, помидор, солнце, тарелка. (Собака не круглая)

2. Упражнение "Установление связей"

    Ученику предлагается к каждому слову подобрать логическую пару:

перо - ..... (курица, подушка и т.д.)

лист - ... (дерево, книга и т.д.)

ложка - ... (вилка, тарелка и т.д.)

    Ученику необходимо определить четвертое слово. Между первыми двумя имеется определенная связь, между третьим и четвертым – такая же. Установив эту логическую связь, можно назвать четвертое слово.

Задания:

Понедельник – вторник, март - ? Свет – тьма, холодно - ?
Роза – цветок, шкаф - ? Слагаемое – сумма, множитель - ?
Горе – слезы, жара - ? Век – столетие, пища - ?
Глаз – зрение, ухо - ? Север – юг, осадки - ?

Возможные ответы учащихся: апрель, горячо, мебель, произведение, жажда, еда, слух, засуха.

    Ученику называется какой – либо предмет или явление, например, “вертолёт”. Необходимо выписать как можно больше аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы: “птица”, “бабочка” (летают и садятся); “автобус”, “поезд” (транспортные средства); “ штопор” (важные детали вращаются) и др.

3. Упражнение «Слова-невидимки»

    Учитель просит восстановить порядок букв в словах:

Дубржа, клука, балнок, леонь, гона, сугь.

Селноц, имза, чените, тарм, мьясе.

Пмисьо, кроилк, бубакша, стовефор, бомегет.

Ковора, кируца, шакок, сакоба.

    Учитель предлагает найти в одном слове другое с помощью перестановки букв.

1. Найди животных-невидимок, поменяв местами буквы в словах.

Сила, соль, банка, пион.

2. Найди в слове игру-невидимку.

Шишка.

3. Найди в слове дерево-невидимку.

Насос.

4. Найди в слове предмет одежды-невидимки.

Лапоть.

5. Найди в слове цветок-невидимку.

Мошкара.

    Учитель просит отыскать как можно больше слов-невидимок в словах: подушка, клавиатура, ракета, магазин, подарок, родители.

    Учитель предлагает составить слово, исключив одну букву.

Варианты слов:

ПЛУГ –
ШАРФ –
КОРМ –

КРОТ -

ОКНО -

КРАСКА -

СБОР -

4. Упражнение «Другая буква»

    Учитель предлагает заменить одну букву в слове, чтобы получилось новое слово. Количество букв в словах менять нельзя. Например: дуб - зуб, сон - сом, пар - пир.

    Даны слова с одной пропущенной буквой. Нужно образовать как можно больше слов, подставляя на место пропуска по одной букве, как в образце.Образец: ...оль - роль, соль, моль, боль, ноль.

Варианты слов:

Ро... -

...очки -

Ба... -

...ар -

...ара -

...айка -

...ень -

...ом -

    Учитель даёт задание: получи из одного слова другое через цепочку слов путем замены одной буквы на каждом этапе. Например, как получить из слова «дым» слово «гол»? Необходимо сделать несколько преобразований: дым - дом - ком - кол - гол. В цепочке можно использовать только имена существительные, каждый раз меняется только одна буква. Варианты заданий: получи из слова «миг» слово «пар», из слова «сыр» слово «рот», из слова «дом» слово «шар», из слова «миг» слово «час».

5. Упражнение «Сложение и вычитание»

    Учитель предлагает увлекательные примеры на сложение и вычитание, в которых используются не привычные для ученика числа, а слова. С ними и надо выполнить математические действия, предварительно отгадав исходное слово и записав ответы в скобки.

Образец решения такого примера на сложение:

Дано: бу + оттенок = нераспустившийся цветок

Решение: бу + тон = бутон

Образец решения такого примера на вычитание:

Дано: вид транспорта - о = единица измерения Решение: метро - о = метр

Варианты заданий на сложение:

б + пища = несчастье

к + насекомое = прическа у девочки

у + ненастье с дождем = опасность

у + загородный дом = успех

о + противник = длинная яма

у + ребенок-девочка = снасть рыболова

о + орудие = край леса

с + шерсть зверей = раздается во время веселья

у + единица = делают больному

м + суп из рыбы = насекомое

у + мяч в воротах = в треугольнике

за + загородный дом = требует решения

ка + награда = прихоть

о + населенный пункт = участок земли

ав + помидор = оружие

ба + оттенок = белый хлеб

об + для зачерпывания пищи = на тетрадке и на книге

ку + для ногтей = кисть руки с прижатыми к ладоням пальцами

ко + играет актер = монарх

по + несчастье = успех в битве

при + сосновый лес = аппарат

при + битва = волны у берега

Ответы: беда, коса, угроза, удача, овраг, удочка, опушка, смех, укол, муха, угол, задача, каприз, огород, автомат, батон, обложка, кулак, король, победа, прибор, прибой.

Варианты заданий на вычитание:

сосуд - а = там хранят деньги

нравоучительное стихотворение - ня = низкий голос

нижнее белье - ы = всего боится

помидор - ат = отдельная книга

мелководное место в реке - ь = им пишут на доске

сильный страх - большой мастер = змея

птица - местоимение = преступник

воинская часть - к = по нему ходим дома

волосы на лице мужчины - торжественный стих = сосновый лес

птица - ока = мусор

цветок - с = игра

фантазия - та = оружие рыцаря

в нем можно варить - ёл = домашнее животное

на шее зимой - ф = геометрическая фигура

молодое растение - ок = высота человека

в них стоит вратарь - а = на одежде вокруг шеи

вид спорта - с = у тела правый и левый

Ответы: банк, бас, трус, том, мел, уж, вор, пол, бор, сор, лото, меч, кот, шар, рост, ворот, бок.

    Ученику нужно придумать слова – накладки, чтобы получилось смешное или оригинальное слово, объясняя, почему он так думает.

Варианты заданий:

комар + марка = комарка;

зебра + ракушка = зебракушка;

дерево + ворона = дереворона и т.д.

6. Упражнение «Закономерности»

    Ученику необходимо обнаружить закономерность внутри ряда чисел и продолжить его следуя той же логике:

3, 5, 7, 9 ... . (Ряд нечетных чисел, следующее число 11.)

16, 22, 28, 34 ... . (Каждое следующее число больше предыдущего на 6, следующее число 40.)

55, 48, 41, 34 ... . (Каждое следующее число меньше предыдущего на 7, следующее число 27.)

12, 21, 16, 61, 25 .... (В каждой паре чисел цифры меняются местами, следующее число 52.)

    Ученику нужно определить закономерность повторения последовательности и нарисовать эту последовательность: дерево, куст, цветок, дерево, куст, цветок…

    Ученику нужно найти закономерность и дорисовать недостающие предметы:

7. Упражнение «Определения»

    Ученику нужно придумать как можно больше определений, характеризующих предметы или явления.

Снег - холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д.

Река -

Салют -

Облака -

Котенок -

Радуга -

    Ученику предлагается обдумать перечисленные определения и угадать предмет или явление, которое они характеризуют. Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий - ветер.

Темная, тихая, лунная, черная - ... (ночь).

Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая - ... (дорога).

Добрая, заботливая, любимая, красивая - ... (мама).

Короткие, длинные, стриженые, блестящие - ... (волосы).

Волшебная, интересная, народная, добрая - ... (сказка).

Крепкий, душистый, сладкий, горячий - ... (чай).

Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное - ... (лето).

Преданная, лохматая, шумная, любимая - ... (собака).

Круглое, яркое, желтое, горячее - ... (солнце).

8. Упражнение «Путаница»

    Ученику учитель даёт задание: из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.

Я сегодня с утра проспал, очень спешил, но, к сожалению, пришел в школу раньше. (с опозданием)

Я купил батон, предъявил его проводнику и сел в поезд, (билет)

На улице была жара, поэтому Маша надела шубу. (сарафан)

На крыше бабушкиного дома была палка, из которой шел дым, когда топилась печь. (труба)

Когда рассвело, мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (стемнело)

Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. (песке)

    Ученику учитель даёт задание: в этих предложениях слова поменялись местами, и стало очень трудно понять, о чем идет речь. Восстанови правильный порядок слов в предложениях.

Мои площадке детской друзья на играли.

Пятерку наязыка я русского получила уроке.

Рыбок за аквариумных интересно жизнью наблюдать.

Всех дляподарки я родственников сделал.

Тихо на было после свежо и грозы улице.

Можно августовском в падающие небе звезды ночном увидеть.

9. Упражнение "Классификация"

    Ученику предлагается разделите данные слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, пол, ручка, молоток, корень . Сколько групп получилось?

    Ученику нужно вписать данные слова в соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш, кроссовки, пистолет.

Ученику нужно определить, в какой строке таблицы числа распределены на группы правильно. Детям раздают 16 карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели – по 4 для каждой группы и просят разделить все карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки, которые можно назвать одним словом. Затем учащихся просят объединить получившиеся группы в две, максимально похожие, и объяснить, почему они так сделали.

10. Упражнение "Сравнение"

    Ученику предлагаются логические задания на сравнение:

1. Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех?
2. Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный?
3. Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех?
4. Катя старше, чем Сережа. Катя младше, чем Таня. Кто младше всех?
5. Лиса медлительнее черепахи. Лиса быстрее, чем олень. Кто самый быстрый?
6. Заяц слабее, чем стрекоза. Заяц сильнее, чем медведь. Кто самый слабый?
7. Саша на 10 лет младше, чем Игорь. Игорь на 2 года старше, чем Леша. Кто младше всех?
8. Ира на 3 см ниже, чем Клава. Клава на 12 см выше, чем Люба. Кто выше всех?
9. Толик намного легче, чем Сережа. Толик немного тяжелее, чем Валера. Кто легче всех?
10. Вера немного темнее, чем Люда. Вера намного светлее, чем Катя. Кто светлее всех?
11. Леша слабее, чем Саша. Андрей сильнее, чем Леша. Кто сильней?
12. Наташа веселее, чем Лариса. Надя грустнее, чем Наташа. Кто самый грустный?
13. Света старше, чем Ира, и ниже, чем Марина. Света младше, чем Марина, и выше, чем Ира. Кто самый младший и кто ниже всех?
14. Костя сильнее, чем Эдик, и медленнее, чем Алик. Костя слабее, чем Алик, и быстрее, чем Эдик. Кто самый сильный и кто самый медлительный?
15. Оля темнее, чем Тоня. Тоня ниже, чем Ася. Ася старше, чем Оля. Оля выше, чем Ася. Ася светлее, чем Тоня. Тоня младше, чем Оля. Кто самый темный, самый низкий и самый старший?
16. Коля тяжелее, чем Петя. Петя грустнее, чем Паша. Паша слабее, чем Коля. Коля веселее, чем Паша. Паша легче, чем Петя. Петя сильнее, чем Коля. Кто самый легкий, кто веселее всех, кто самый сильный?

11. Упражнение "Составление фигур из палочек"

    Ученику предлагается изменить фигуру, убрав указанное количество палочек.

Варианты заданий:

1. Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата.

2. В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата.

3. В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы остались 3 квадрата.

4. В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 3 квадрата.

5. В фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.

    Ученику нужно составить фигуру из указанного количества палочек.

Варианты заданий:

1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.

5. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.

6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.

7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.

8. Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри большого).

9. Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате при-строения, образуют 1 большой).

10. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).

    Ученику нужно переложить палочки, чтобы получилась другая фигура.

Варианты заданий:

1. В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника.

2. В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата.

3. Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок.

4. Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк.

5. Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, смотрела в другую сторону.

12. Упражнение "Ребусы"

    Ученику предлагается расшифровать ребусы с буквами:

    Ученику предлагается расшифровать ребусы с числами:

    Ученику предлагается расшифровать ребусы с картинками:



    Ученику предлагается расшифровать ребусы-пословицы:

Старый друг лучше новых двух.

Делу время, а потехе час.

Поспешишь - людей насмешишь.

По поступкам узнают человека.

Упражнения для развития памяти

    Упражнение «10 слов»

Например:

- книга, луна, звон, мед, окно, лед, день, гром, вода, брат;

- весёлый, добрый, белый, смелый, медленный, высокий, снежный, бумажный, глубокий, чистый;

- рисует, молчит, пишет, танцует, украшает, читает, делает, поёт, говорит, слушает.

    Ученику предлагаются слова, написанные в столбик. Через 10-15 сек, эти слова убирают и предлагают второй столбик слов. Ученик должен найти слова, которые он запоминал.

Например:

сад лужа

лужа мыло

река заяц

окно мяч

лук снег

заяц лук

флаг вода

луна лес

снег окно

гроза дом

    Ученику предлагается запомнить 10 логически не связанных слов. Эти слова надо связать в рассказ.

Например: дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, солнце.

Сначала пусть дети пытаются представить рассказ, составленный учителем:
"Представьте зеленое красивое ДЕРЕВО . Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ . Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕКУ . Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ . Корзина вылетает из реки на берег. Вы подходите, отламываете один край – получается РАСЧЕСКА . Вы берете ее и начинаете расчесывать свои волосы, а затем мыть их МЫЛОМ . Мыло стекает и остаются волосы, торчащие ЕЖИКОМ . Вам очень неудобно, и вы берете РЕЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Резинка не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз, разворачивается по прямой линии и превращается в КНИГУ . Вы открываете книгу, а из нее прямо вам в глаза ярко светит СОЛНЦЕ ".
Затем дети придумывают свой рассказ (используются другие слова) и делятся им друг с другом. На заключительном этапе - учитель диктует им слова, а они, самостоятельно воображая, запоминают их.

    Учитель даёт детям 10 слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.

Например: медведь, тележка, пчела, колокольчик, ромашка, воздух, ваза, кот, солнце, вода.

    Перед учеником раскладывают 15-20 карточек с изображением

отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.).Ученику говорят: "Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону". Затем читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.
Примерный набор слов: пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта.

    Упражнение можно проводить в два этапа. На 1-м этапе необходимо использовать графическое изображение понятия. Учитель говорит детям: "Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок". Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.

Примерный перечень возможных серий:

Серия № 1

Грузовик Умная кошка
Гнев Мальчик-трус
Веселая игра Капризный ребенок
Дерево Хорошая погода
Наказание Интересная сказка

Серия № 2

Веселый праздник Радость
Темный лес Болезнь
Отчаяние Быстрый человек
Смелость Печаль
Глухая старуха Теплый ветер

Серия № 3

Сомнение Зависть
Сила воли День
Успех Страх
Скорость Сильный характер
Справедливость Хороший товарищ

2-й этап - представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.

    Упражнение «Запомни пары слов»

    Подобрать 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Ученику необходимо прочитать эти пары слов и запомнить. Затем учитель читает первое слово, а ученик называет второе. Можно записать.

Например:

Яблоко-сад

Курица-цыпленок

Пылесос-уборка

Корова-молоко и др.

    Ученику требуется объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, т.е. не связанных между собой естественными ассоциациями. Пусть, например, даны слова "волосы" и "вода"; почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем, или волосы, которые моют?

Примерные пары для тренировки:

Горшок - коридор Солнце - палец
Ковер - кофе Двор - ножницы
Кольцо - лампа Котлета - песок
Ноготь - книга Обезьяна - пальто
Жук - кресло Зубной врач - туалет

Сначала пускай дети потренируются вслух, рассказывая друг другу свои картинки, затем поработают самостоятельно. На следующих занятиях продиктуйте им по одному слову из каждой пары - они должны вспомнить и записать второе. Обратите их внимание на полученный результат.

    Упражнение «Запомни и нарисуй»

    Ученику для запоминания на 15-20 сек. предлагаются какие-либо символы или геометрические фигуры. Например:

Затем их закрывают, и ребенок рисует то, что запомнил. В конце можно сравнить полученные результаты.

    Ученику для запоминания на 15-20 сек. предлагается лист с написанными буквами (от 3 до 7). Например:

Затем учитель закрывает буквы, ученик по памяти записываетих на своем листике.

    Ученику для запоминания на 15-20 сек. предлагается лист с написанными числами (от 3 до 7). Например:

Затем учитель закрывает числа, ученик по памяти записываетих на своем листике.

    Учитель даетученику карточку, предупреждая о том, что он должен внимательно рассмотреть и запомнить комбинации всех фигур. На запоминание отводится 30 секунд, затем он возвращает карточку. Далее ученик должен закрыть глаза и мысленно восстановить рисунок. Затем он должен нарисовать на листе все, что запомнил. После окончания работы рисунок ученика сравнивается с образцом, ошибки обсуждаются. Проверяется количество нарисованных по памяти элементов, их форма, размеры и расположение относительно друг друга.

    Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши. На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек попросите их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предложите им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками можно поработать одновременно.

    Ученику предлагается посмотреть внимательно на рисунок. На нем представлены названия животных. Нужно вообразить себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумать историю, связывающую их между собой.

Затем рисунок закрывается, и ученик должен на листке бумаги воспроизвести названия животных на их местах.

    Ученику даются бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуры и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк - для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.

    Упражнение «Что изменилось»

    Перед учеником выкладывают 7-10 картинок или предметов, дают время на запоминание, затем ученика просят отвернуться и убирают 1-2 картинки (предмета). Ученик должен назвать, что изменилось.

    Перед учеником выкладывают 7-10 картинок или предметов, дают время на запоминание, затем ученика просят отвернуться именяют местами 2-3 картинки (предмета). Ученик должен назвать, что изменилось.

    Упражнение «Запомни и найди»

    Ученику предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем он должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Это же упражнение можно использовать для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр.Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.

    Для занятия вам потребуется 6 карточек, на каждой из которых изображено сочетание геометрических фигур.Все 6 сочетаний имеют между собой визуальное сходство, но, тем не менее, отличаются друг от друга. Ученику дается для запоминания одна из карточек на 10 секунд. После внимательного изучения он возвращает ее и с закрытыми глазами мысленно восстанавливает рисунок. В это время учитель раскладывает перед ним все 6 карточек в произвольном порядке и предлагает найти среди похожих ту, которую он запоминал. Нужно следить за тем, чтобы карточки с фигурами не были перевернуты при повторном предъявлении, иначе вид фигуры может измениться. Насыщенность и сложность сочетаний геометрических фигур на карточках зависит от возраста школьника, его возможностей и длительности занятий по развитию зрительной памяти.

    Приготовьте таблицы с изображением предметов, геометрических фигур.Покажите ученику на 4-5 сек. карточку с изображением предметов и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же - с геометрическими фигурами.

Оксана Храмова
Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста

Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети бы не услышали сказок и не смогли бы играть во многие игры.

Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путём переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Старший и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего представлять сказочные образы, а затем творческого (благодаря которому создаётся принципиально новый образ). Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод буйной фантазии.

Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Всё это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребёнку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения – это написание сочинений по литературе. Общеизвестно и то, что школьники, отличающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше.

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребёнка:

Построение образа конечного результата его деятельности;

Создание программы поведения в ситуации неопределённости;

Создание образов, заменяющих деятельность;

Создание образов описываемых объектов.

Поэтому, задача родителей – всячески содействовать в развитии процесса воображения. Представленные ниже игры и упражнения позволят тренировать процесс воображения младших школьников.

Упражнение «Три краски»

Ребёнку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему трудно это сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку (с объяснениями).

Игра «Отгадывание теней»

Для этого кто-то становится напротив источника света и отбрасывает с помощью пальцев рук и самих кистей на освещаемую стену причудливые изображения, которые должен отгадать ребенок и рассказать, что ему увиделось.

Игра «Использование предметов»

Ребёнку предлагается придумать, как ещё можно использовать окружающие его предметы. Пофантазировать, найти новое, необычное применение.

Упражнение «Три слова»

Предложите ребёнку три слова и попросите его как можно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связный рассказ.

Слова для работы: Дворец бабушка клоун; Разбойник зеркало щенок; Торт озеро кровать.

Чем больше фраз предложит ребёнок, тем в большей степени развито у него воображение.

Игра «Круги на воде»

Она направлена на развитие творческого воображения и одновременно филологических способностей ребёнка и словарного запаса. Когда в воду бросишь камень, от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Так же и слово, запавшее в голову, может натолкнуть ребёнка на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, воспоминания, представления, образы. Предложите ребёнку любое слово, например «лимон». Какие ассоциации оно вызывает? В какие сочетания вступает? Например, оно связано со словами на букву «л».

Предложите подобрать за 1 минуту как можно больше слов на начальную букву

Предложите подобрать за 1 минуту как можно больше слов на слог «ли».

Расставьте буквы слова в столбик и предложите написать первые пришедшие в голову слова на соответствующие буквы: Л -лето; И – иней; М -молоко; О – облако; Н -няня и т. д. Предложите ребенку из всех наработанных слов придумать рассказ.

Игра «Укрась слово»

Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение, ассоциативный процесс и общую информированность школьника. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных. Например: ЗАДАЧА - простая, сложная, трудная, непонятная; СТИХОТВОРЕНИЕ - красивое, любимое, большое, трудное и т. д.

Упражнение «Выведение следствий»

Умение правильно формулировать посылки и выводить следствия является важнейшим условием для успешной учёбы. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдёт.. .». Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы:

«Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?»

«Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?»

«Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?»

Чем более подробно и оригинально отвечает ребёнок, тем ярче у него развиты образность и «творческость» воображения.

Упражнение «Рифмоплёт»

Ребёнку предлагается такая игра: придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (например, мост - хвост). Взрослый может называть первое слово, а ребёнок рифмует его с другими словами.

Заданные рифмы: Сад - виноград. ; Рад – акробат; Лето – котлета; Шутка – жутко; Мишка – книжка; Врач – грач и т. д.

Упражнение «Дорисуй облака»

Ребенку необходимо определить, на что похожи рисунки-облака и дорисовать их. Бланк с рисунками - облаками предлагается в произвольном варианте.

Упражнение «Составление изображений из объектов»

Нарисуйте заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур. Предлагаются наборы геометрических фигур (круг, треугольник, трапеция, и др.) Каждую фигуру можно использовать многократно. Ребёнку предлагается поразмышлять, пофантазировать, какие объекты из этих фигур могут получиться. Объекты для рисования: лицо, домик, кошка, радость, дождь, клоун.

Публикации по теме:

Развитие творческого воображения - основа речевого развития ребёнка Развитие творческого воображения дошкольников актуальная проблема современного дошкольного образования в свете ФГОС, которая является мощным.

Апробирование нетрадиционных приемов рисования в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста На основании анализа результатов констатирующего эксперимента была выдвинута задача формирующей части исследования: подобрать и апробировать.

Буклет «Игры и упражнения по ТРИЗ на развитие творческого воображения» Что такое ТРИЗ? ТРИЗ расшифровывается как, "Теория решения изобретательных задач". Автор ТРИЗ известный учёный -соотечественник Генрих Саулович.

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ младшего школьного возраста средствами театральной деятельности Перспективный план работы по теме самообразования: «Развитие творческих способностей младшего школьного возраста детей с ОВЗ, как средствами.

Игры Юдиной Елены Николаевны Тема: «Развитие творческого воображения средствами сюжетного рисования» Дидактическая игра «Живые ложки».