Меню

Стратегические объекты. Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ россии

Проблемы

Стратегический менеджмент.

Понятие и сущность стратегического менеджмента.

Стратегический менеджмент - деятельность, направленная на реализацию целей предприятия, в условиях переменчивой внутренней и внешней среды,

Внутренняя среда - люди, цели, технологии, структура, задача.

Внешняя среда - состоит из факторов прямого и косвенного воздействия.

Факторы прямого воздействия: конкуренты, потребители, поставщики трудовых ресурсов, товара заменители.

Факторы косвенного воздействия: политические риски, социокультурные факторы, состояние экономики.

Пять задач стратегического менеджмента:

Выработка миссии, стратегическое выделение

Постановка цели

Разработка стратегии

Ее реализация

Анализ и корректирующее действие

Отличие стратегического менеджмента от оперативного:

Стратегические решения носят долгосрочный характер (3-5 и более лет);

Как правило необратимы;

Носят системный характер в отличие от оперативных (ситуационный).

Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании.

Определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;

Анализ внешней среды фирмы;

Анализ ее внутренней обстановки;

Выбор и разработка стратегии на уровне СЗХ; фирмы;

Анализ портфеля диверсифицированной фирмы;

Проектирование ее организационной структуры;

Выбор степени интеграции и систем управления;

Управление комплексом "стратегия - структура - контроль";

Определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;

Обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;

Совершенствование стратегии, структуры, управления.

Объекты стратегического управления.

Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.
Предметом стратегического управления являются:



1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.

2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.

3. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

«Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации»
Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.

В качестве объекта стратегического управления организация рассматривается как открытая комплексная социально-экономическая система, представляющая совокупность структурных подразделений (стратегических хозяйственных подразделений).

Классификация организаций:

По принципу объединения: добровольные, принудительные (армия, школа);

По способу создания:

формальные (искусственные) делятся на коммерческие: хозяйственные товарищества (полное, на вере), хозяйственные объединения (ООО, АО, ЗАО, ОАО и т.д), производственные кооперативы, унитарные предприятия (ГУП, МУП), и на некоммерческие: фонды, союзы, общественные, религиозные, потребительские кооперативы, ассоциации и т.д.

неформальные (спонтанные);

По характеру деятельности: программируемые, непрограммируемые;

По размеру: крупные, средние, малые;

По времени действия: временные, бессрочные;

По форме собственности: государственные, муниципальные, частные, смешанные, общественные, иностранные, совместные;

По форме специализации: специализированные, специальные;

По характеру приоритетов: первичные (приоритет организации над людьми), вторичные (корпорации, ассоциации) (наделенные приоритетом участников).

Внутренние переменные организации:

1. персонал. И организация, и руководители, и подчиненные – все это люди. Руководство может достигать цели организации через других людей: люди являются центральным фактором в любой модели управления. Существует 3 основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: 1. Поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя; 2. Функционирование менеджера в роли лидера; 3. Его влияние на поведение отдельных людей и групп.

2. технология - это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации, людях.

3. структура (способы распределения власти, персонала по отделам) - это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации: адаптивная, матричная (люди из разных отделов работают под началом 2-х рук-лей линейного и проектного), продуктовая, дивизиональная, линейно-функциональная.

4. цели - есть конечные конкретные состояния или желаемый результат, которого стремиться добиться группа, работая вместе. Руководство, осуществляя планирование, разрабатывает цели и сообщает их другим членам организации для того, чтобы дать им возможность знать и понимать к чему они должны стремиться в своей работе. Цели организации определяют ориентацию всех дальнейших решений руководства.

5. задачи - предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее установленные сроки. Задача предписывается не работнику, а должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность получает ряд задач, которые рассматриваются как вклад в достижение целей организации.

Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях.

СЗХ (Strategic business unit - SBU) - группировка зон бизнеса, основанная на выделении некоторых стратегически важных элементов, общих для всех зон. Такие элементы могут включать частично совпадающий ряд конкурентов, относительно близкие стратегические цели, возможность единого стратегического планирования, общие ключевые факторы успеха, технологические возможности. Пионером применения понятий СЗХ в бизнесе является фирма «Дженерал электрик», которая сгруппировала свои 190 направлений в 43 СЗХ, а затем агрегировала их в 6 секторов.

Управленческое значение концепции СЗХ состоит в том, что она дает возможность диверсифицированным компаниям рационализировать организацию разнородных сфер бизнеса. СЗХ также помогают уменьшить сложность подготовки стратегии корпорации и взаимодействия сфер деятельности фирмы в различных отраслях.

СЗХ может рассматриваться и как отдельный сегмент рыночного окружения, на который фирма имеет или хочет иметь выход.

СЗХ характеризуется как определенным видом спроса (потребностей), так и определенной технологией. Как видно из рисунка после выбора СЗХ фирма должна разработать соответствующую номенклатуру изделий. Ответственность за выбор области деятельности, разработку конкурентоспособных изделий и сбытовых стратегий лежит на СХЦ. Как только номенклатура изделий разработана, ответственность за реализацию прибыли ложится на подразделения текущей коммерческой деятельности.

Управление деятельностью фирмы в СХЗ возлагается на стратегические хозяйственные центры (СХЦ), система которых накладывается на существующую организационную структуру фирмы. Число таких центров не постоянно и зависит от реализуемых стратегий и конкретного круга решаемых ими задач. СХЦ должен формировать самостоятельную стратегию, обслуживать внешний рынок, иметь четко определенный круг конкурентов, возможности распоряжаться своей судьбой, получать прибыль, стать центральным звеном планирования и реализации долгосрочных стратегий.

СХЦ осуществляет планирование и реализацию крупных дорогостоящих производственно-сбытовых программ. Но их функционирование основывается на более прочных связях и полномочиях, чем у обычных проектных и программно-целевых структур, поэтому подобная система более гибка и адаптивна к требованиям среды.

Функциональная зона организации – это сфера деятельности, организационно представленная функциональными структурными подразделениями, которые специализируются на выполнении определенных функций и обеспечивают эффективную деятельность как отдельных СХП, так и организации в целом.

Уязвимость объекта – это степень возможного поражения объекта при воздействии на него различных средств противника. Она зависит от расположения объекта, его размеров, схемы функционирования, прочности, степени защиты, используемых средств поражения.

Очевидно, степень уязвимости объекта необходимо определять, прежде всего, исходя из вида оружия, применяемого противником для воздействия по объекту. Например, для ядерного оружия все объекты являются уязвимыми, независимо от того, где они расположены и как оборудованы. Исключение могут составлять лишь некоторые объекты государственного значения с высокими классами защиты. Удары авиации и огонь артиллерии также могут нанести существенный урон любому объекту на различных дальностях. В этом плане все объекты являются уязвимыми от таких видов оружия. Однако наиболее массовую опасность для военных объектов представляют угрозы от переносных, легких средств вооруженной борьбы (стрелковое оружие, гранатометы, переносные зенитно-ракетные комплексы и др.). Именно такими средствами вооружаются различные нарушители, диверсионно-разведывательные группы, незаконные вооруженные формирования, представляющие основную опасность для подавляющего числа военных объектов.

Все объекты, против которых могут быть совершены акты диверсии, принято делить на категории по степени их важности. К первой категории относятся объекты стратегического значения, ко второй – оперативного, к третьей – тактического. Объекты классифицируются и по другим признакам. В общем виде классификацию объектов можно представить следующим образом:

1. По значению и уровню влияния на ход боевых действий:

Стратегические;

Оперативные;

Тактические.

2. По времени размещения на одном месте:

Стационарные;

Временные;

Подвижные.

3. По составу:

Единые (элементарные);

Групповые.

4. По размерам и форме:

Точечные;

Площадные;

Линейные.

5. По уязвимости:

Неуязвимые;

Слабоуязвимые;

Уязвимые.

Рассмотрим, прежде всего, объекты, классифицирующиеся по значению и уровню влияния на ход боевых действий. Как мы уже отметили, они подразделяются на стратегические (объекты I категории), оперативные (объекты II категории) и тактические (объекты III категории).

Стратегические объекты (объекты I категории важности) - это важные с государственной точки зрения объекты, играющие значительную роль в обеспечении обороноспособности страны. К ним относятся:

· объекты энергетики (атомные, тепловые, гидроэлектростанции);

· объекты водного хозяйства (плотины крупных водохранилищ, шлюзы, каналы);

· ядерные объекты общегосударственного значения (атомные электростанции, хранилища ядерного топлива и т.п.);


· ядерные объекты Министерства обороны (РВСН, 12 ГУМО, ВВС, ВМФ);

· объекты нефтехимической промышленности;

· объекты оборонного значения (оборонные заводы, арсеналы, базы, верфи, нефтехранилища);

· объекты связи и информационные центры;

· органы управления государства;

· пункты управления ГШ ВС, видов ВС и родов войск;

· важные мосты и туннели на автомагистралях и железных дорогах.

На стратегических объектах общегосударственного значения в мирное время, как правило, организуется охрана силами Внутренних войск МВД. В военное время и во время вооруженных конфликтов организуется их комплексная охрана и оборона (по планам территориальной обороны). Применяются технические средства охраны (ТСО), невзрывные, электризуемые заграждения, а в угрожаемый период и во время войны – минно-взрывные заграждения (МВЗ).

Стратегические объекты военного назначения, в том числе объекты РВСН, охраняются и обороняются силами войск (и в мирное, и в военное время). Для этого в штатах соединений и частей предусмотрены соответствующие силы и средства.

Наиболее многочисленными и охраняемыми исключительно силами войск являются оперативные и тактические объекты. Для их охраны привлекаются штатные подразделения и части охраны, комендантские подразделения, а также специально назначенные общевойсковые подразделения и части.

Оперативные объекты (объекты II категории важности) - это объекты, воздействие на которые (разрушение, уничтожение) ведет к снижению боевых возможностей войск и изменению хода операции . К ним относятся:

· пункты управления оперативного звена (фронта, армии, армейского корпуса);

· аэродромы;

· мосты и туннели оперативного значения;

· базы, склады боеприпасов и ГСМ;

· гидросооружения и другие объекты на коммуникациях;

· промышленные объекты, используемые в военных целях.

Тактические объекты (объекты III категории важности) - это объекты, воздействие на которые ведет к снижению боевых возможностей соединений и частей и изменению хода боя . К ним относятся:

· пункты управления тактического звена (дивизии, бригады, полка);

· важные участки горных и лесных дорог;

· мосты, путепроводы и другие сооружения на дорогах;

· пункты водоснабжения;

· склады боеприпасов и ГСМ соединений и частей;

· пункты постоянной дислокации частей и др.

Ракетные войска стратегического назначения – это особый род войск. Они располагают военными объектами всех трех категорий важности: стратегическими, оперативными и тактическими. В различных условиях обстановки степень важности объекта может повышаться или понижаться. Независимо от этого, все военные объекты РВСН должны постоянно находиться под надежной охраной и обороной, что в немалой степени будет зависеть и от вас, будущих офицеров РВСН – командиров подразделений охраны.

Как мы уже отмечали, военные объекты классифицируются также по времени размещения, по составу, по размеру и форме.

По времени размещения на одном месте объекты подразделяются на:

· стационарные (неподвижные) – объекты, которые не могут перемещаться (мосты, плотины, шахтные пусковые установки, пункты постоянной дислокации и др.);

· временные – объекты, которые перемещаются хотя бы один раз в 1 - 2 суток (пункты управления, базы, склады и т.п.);

· подвижные – объекты, которые перемещаются 2 и более раз в сутки (например – подвижные грунтовые ракетные комплексы).

По составу объекты делятся на:

· единые (элементарные) – это одиночные объекты (например, стоянка вертолетов), или совокупность одинаковых по уязвимости элементов (склад боеприпасов, нефтехранилище);

· групповые – это совокупность разных по уязвимости единых объектов (ПУ дивизии, район расположения части и др.).

По размерам и форме занимаемого района объекты делятся на:

· точечные – объекты, которые занимают площадь 0,5х0,5км (опорные пункты взводов, пункты водоснабжения, полевые склады боеприпасов и др.);

· площадные – объекты, которые включают несколько отдельных элементов и занимают площадь с размерами более 0,5х0,5км (ПУ дивизии, армии, опорные пункты рот, батальонные районы обороны, позиционные районы и др.);

· линейные – объекты, длина которых многократно превышает их поперечный размер (участки дорог, мосты, плотины и др.).

Одной из важнейших классификаций военных объектов является их подразделение по принципу уязвимости от воздействия противника. По уязвимости объекты можно разделить на 3 группы:

Неуязвимые – объекты, которым не может быть нанесен сколько-нибудь ощутимый ущерб стрелковым оружием, гранатометами, ПЗРК (крупные дорожные сооружения, промышленные предприятия, гидротехнические сооружения, заглубленные пункты управления и др.).Для нанесения ущерба таким объектам необходим их захват и применение мощных зарядов разрушения. Позиции охраны и обороны таких объектов могут располагаться на минимально допустимых расстояниях – 250 - 300 м и более.

Слабоуязвимые – объекты, которым может быть нанесен незначительный ущерб, восполнимый своими силами (пункты управления, размещенные в зданиях и сооружениях, склады материальных средств, административные здания и др.). Позиции охраны и обороны таких объектов должны располагаться на расстояниях не менее эффективной дальности средств поражения, применяемых в ночное время, т.е. на 350 - 400м и более.

Уязвимые – объекты, которым переносным оружием может быть нанесен невосполнимый ущерб (склады боеприпасов и ГСМ, командно-штабные машины, авиация на аэродромах, подвижные грунтовые ракетные комплексы, нефтехранилища и др.). Позиции охраны и обороны должны располагаться на максимально возможных расстояниях, не ближе действительного огня средств поражения нападающих.

Приведенные выше теоретические положения необходимы современному командиру для глубокого понимания важности задач по охране и обороне порученных объектов, определения их роли и значимости в общем комплексе боевых задач, решаемых войсками в мирное и военное время. В ходе военного обучения мы постоянно будем к ним обращаться, дополнять и углублять знания в этой области.

1. Стратегическим объектом является имущество, имеющее социально-экономическое значение для устойчивого развития казахстанского общества, владение и (или) пользование и (или) распоряжение которым будут оказывать влияние на состояние национальной безопасности Республики Казахстан.

2. К стратегическим объектам могут быть отнесены: магистральные железнодорожные сети; магистральные нефтепроводы; магистральные газопроводы; национальная электрическая сеть; магистральные линии связи; объекты телерадиовещания (производственно-технологический комплекс наземных и спутниковых систем телевизионного и радиовещания); нефтеперерабатывающие производства; энергопроизводящие объекты мощностью не менее 50 мегаватт; национальная почтовая сеть; международные аэропорты; морские порты, имеющие статус международного значения; аэронавигационные устройства системы управления воздушным движением; устройства и навигационные знаки, регулирующие и гарантирующие безопасность судоходства; объекты использования атомной энергии; объекты космической отрасли; водохозяйственные сооружения; автомобильные дороги общего пользования; а также пакеты акций (доли участия, паи) в юридических лицах, в собственности которых находятся стратегические объекты, пакеты акций (доли участия, паи) физических и юридических лиц, которые имеют возможность прямо или косвенно определять решения или оказывать влияние на принимаемые решения юридических лиц, в собственности которых находятся стратегические объекты.

Стратегические объекты могут находиться в государственной и частной собственности в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

3. Обременение стратегических объектов правами третьих лиц либо их отчуждение возможно на основании решения Правительства Республики Казахстан о выдаче разрешения и в порядке, определяемом законодательным актом

4. В случае намерения гражданина или негосударственного юридического лица произвести отчуждение стратегического объекта, а также в случае обращения взыскания на стратегический объект либо отчуждения стратегического объекта реабилитационным либо конкурсным управляющим, либо реализации заложенного имущества (стратегического объекта) залогодержателем во внесудебном порядке, либо обращения взыскания на стратегический объект на основании судебного акта Республика Казахстан обладает приоритетным правом на приобретение стратегического объекта на условиях, определенных законодательным актом Республики Казахстан о государственном имуществе.

Рыночная стоимость стратегического объекта определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности и законодательным актом Республики Казахстан о государственном имуществе.



Порядок использования приоритетного права на приобретение стратегического объекта определяется законодательным актом Республики Казахстан о государственном имуществе.

5. Если при обременении стратегического объекта правами третьих лиц либо его отчуждении нарушены требования пунктов 3 и 4 настоящей статьи, такие сделки признаются недействительными с момента их совершения.

Право собственности и иные вещные права на жилище

Особенности осуществления права собственности и иных вещных прав на жилище регулируются жилищным законодательством .

Вещные права лиц, не являющихся собственниками

1. К вещным правам наряду с правом собственности относятся:

1) право землепользования ;

2) право хозяйственного ведения ;

3) право оперативного управления ;

3-1) право ограниченного целевого пользования чужой недвижимостью (сервитут);

4) другие вещные права, предусмотренные настоящим Кодексом или иными законодательными актами.

2. К вещным правам применяются нормы о праве собственности, если иное не предусмотрено законодательством или не противоречит природе данного вещного права.

3. Переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения других вещных прав на это имущество, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.

Вопрос №15. Граждане как субъекты гражданских правоотношений. Понятие правоспособности и дееспособности

Понятие физического лица

Под физическими лицами понимаются граждане Республики Казахстан, граждане других государств, а также лица без гражданства. Положения настоящей главы применяются ко всем физическим лицам, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, а также в обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций особое место занимает планирование - способ обеспечения единства направления усилий для достижения общих целей. Без планирования система неизменна во времени и не приспосабливается к изменениям во внешней среде. Поэтому никакое управление невозможно без планирования деятельности предприятия, так как от него во многом зависит эффективное функционирование. В зависимости от размеров предприятия, характера поставленных задач и возможных сроков их решения план может иметь различные формы.

В соответствии с этим планирование подразделяют на:

  • долгосрочное, рассчитанное на срок от 5 до 15 лет и предусматривающее формирование перспективных целей предприятия, направленных на наилучшее использование его ресурсов, на основе долгосрочных прогнозов;
  • среднесрочное, сроком от одного года до пяти лет.
Среднесрочные планы по сравнению с долгосрочными более подробны, содержат большое число количественных показателей, и в них делается упор на распределение ресурсов.

Объектами такого планирования являются производственные мощности предприятия, капитальные вложения, потребности в финансовых ресурсах, научные исследования и разработки и т.д.;

  • краткосрочное, или текущее;
  • рассчитаные на срок до одного года.
В последние годы особенно возросла роль стратегического планирования, целью которого является разработка стратегических решений и формирование планов, нацеленных на развитие предприятия в долгосрочной перспективе и достижение конкурентных преимуществ с учетом возможных изменений во внешней среде. Благодаря стратегическому планированию предприятие может с необходимой точностью оценить свои потенциальные возможности, разработать соответствующие производственные программы, скоординировать усилия всех служб, установить каждому подразделению конкретные цели, определить альтернативные действия на длительный срок.

Стратегическое планирование принципиально отличается от других видов планирования, так как оно использует не традиционный подход «из прошлого в будущее», а предполагает направление анализа и принятие управленческих решений «из будущего в настоящее ». Это и вызывает основные трудности: как планировать «от базы», знают все, а вот как выстраивать план своих текущих действий, основываясь на представлениях о будущем бизнеса, знают немногие. Огромный вклад в становление и развитие стратегического планирования внесли Ф. Абраме, И. Ансофф, М. Портер, Г. Хамел, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон, А. Стрикланд. Именно с их работ началась классическая теория стратегического планирования. В области методологии стратегического планирования особое место занимают прикладные разработки таких фирм - лидеров консалтингового бизнеса, как Boston Consulting Group, McKinsey, Artur D. Little.

Стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному планированию и заняло лидирующее место в планирующей деятельности фирмы. В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным пространство деятельности фирмы стало более объемным, включая в себя наряду с основными элементами внутренней среды организации внешние аспекты: социальные факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Главное отличие стратегического планирования от долгосрочного - в его вариативности, разработке альтернативных версий развития будущего предприятия.

В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Сегодня наряду с формальными, количественными методами стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход.

Методология стратегического планирования, совокупность важнейших теоретических принципов и методов, используемых в процессе составления планов, дает ответы на следующие вопросы .

  • 1. Каковы цели развития соответствующего объекта стратегического планирования?
  • 2. Какие подходы к решению проблем стратегического планирования использовать?
  • 3. С помощью какой системы показателей можно обеспечить оптимизацию стратегических планов?
Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования.

В стратегическом планировании используются следующие методы разработки планов:

  • экспертный метод, основанный на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции;
  • метод социально-экономического анализа, заключающийся во всестороннем изучении социально-экономической действительности, познания внутренних связей и зависимостей явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития;
  • метод прямых инженерно-экономических расчетов, предназначенный для определения потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства;
  • балансовый метод, используемый для обеспечения согласованности взаимосвязанных показателей;
  • экономико-математические методы и модели, решающие, к примеру, такие вопросы, как составление оптимальной программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах;
  • метод системного анализа и синтеза, заключающийся в разложении явлений на составные части и определении на этой основе ключевых проблем перспективного развития.
Методологические подходы стратегического планирования могут быть реализованы только с помощью специальных показателей. Разработка стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей, которая должна быть гибкой, адаптивной, способной отражать все изменения в состоянии объекта планирования.

Так как стратегическое планирование является центральным элементом системы управления фирмой, для него общезначимыми являются принципы управления, к которым относят:

  • принцип единства централизма и самостоятельности. Он связан с предоставлением филиалам максимально возможной свободы в хозяйственной деятельности, в том числе и в планировании, но в рамках общей стратегии фирмы;
  • принцип единства и комплексности прогнозов, программ и планов. Он направлен на координацию и сведение в единое целое планов структурных подразделений и филиалов, разработанных на основе общей стратегии организации;
  • принцип проверки выполнения программ и планов. Проверка выполнения намеченных целей осуществляется для выявления ошибок, допущенных в процессе стратегического планирования; для учета возможностей, не учтенных ранее или вновь возникших;
  • для определения возникших в ходе выполнения планов новых потребностей и привлечения необходимых ресурсов.