Меню

Владимир Познер: “Я считаю, что надо бы в школе преподавать историю религий”. И это главный вопрос В.Познера к Богу

Душевая кабина

– Вы часто критикуете РПЦ и христианство в том числе. Но я ни разу не слышала от вас критики в отношении к исламу. Хотелось бы услышать, как вы относитесь к этой религии. Не считаете ли вы эту религию реальной угрозой века. Так как в России и Европе, в той же Франции кстати, огромное количество мусульман, которые не хотят ассимилироваться, устанавливают свои порядки. Многие идут воевать за ИГИЛ, Варвара Караулова недавний пример. Скажите пожалуйста, почему они воюют за установление этих порядков и какое ваше отношение к этому.

– Давайте не путать церковь с религией. Я критикую Русскую православную церковь. А когда вы меня спрашиваете об исламе, то ислам – это не церковь, это вера. Поэтому нельзя сравнивать даже. Церковь, на мой взгляд: католическая церковь, Русская православная ерковь (Церковь, которая пишется с большой буквы Ц). Церковь имеет отношение к религии такое же, как, например, ЦК КПСС имел отношение к теории коммунизма. Примерно так. Это люди, которые считают, что они – разбираются. Римский папа – наместник Бога на земле, ни много ни мало. Он непосредственно с Ним – у него телефон, очевидно. То же самое патриарх. Светлейший и прочее.

Вы знаете, что в церкви абсолютно военная дисциплина, полное подчинение. Никакой свободы. Я противник церкви. Она всегда агрессивна и она всегда стремится к власти. Как католическая, так и православная, сталкиваясь с давних времен с королями, с царями – это часть ее характера. Религия – это совсем другое. Религия – это определенный философский взгляд на мир.

Если смотреть внимательно, скажем, на иудейскую религию, для чего необходимо читать Ветхий завет, то можно увидеть, что она довольно жестокая, иудейский Бог чрезвычайно жестокий, что избранный им народ проливает кровь со страшной силой. И вместе с тем это первая религия, которая определяет одного бога и которая формулирует определенные правила поведения – заповеди, как себя вести в жизни. Если это рассматривать не как от бога, а просто, то вот впервые четко изложено то, какими мы должны быть. Если посмотреть на христианскую религию, на то, как она призывает к примирению, к доброте; если тебя ударят по щеке, подставь другую; не поступай по отношению к другим так, как ты бы не хотел, чтобы поступали по отношению к тебе, – то вытекает целый ряд принципов, концепций.

Правда, на них никто не обращает внимания, не слушает, но это другой разговор. За две тысячи лет существования христианства человек лучше не стал. Это факт. Он как убивал, воровал, изменял, завидовал – так все это и продолжается.

Теперь ислам. Ислам очень близок иудаизму. Очень. И христианству. Он же намного моложе: иудаизм возник три с половиной тысячи лет тому назад, а христианство – две тысячи лет тому назад, а ислам – в седьмом веке. Это молодая религия, и она взяла и оттуда, и оттуда, и там тоже есть посылы, как себя вести. Я никогда не критикую религии, заметьте. Религию как таковую – только в том, что она не позволяет себе сомневаться. Вот я противник этого, когда тебе говорят: это так, а когда ты спрашиваешь: почему? – тебе отвечают: потому. Вот этого я не признаю. Но исполнителями этого являются церковники, то есть священники.

Что касается других религий… например, буддизм – совершенно замечательная религия в целом ряде вещей. Гораздо более мягкая, человечная, не признающая подчинения, соподчинения. Вообще, это тема очень интересная – религия как таковая. Я считаю, что надо бы в школе преподавать историю религий. Не Закон Божий, а историю религий, в том числе древних – начиная с политеизма, с греков, с римлян, с египтян. Это невероятно интересно! Это нас сформировало, это основы нашей цивилизации. Так что я совсем не склонен это критиковать. Другое дело, что – я еще раз говорю – я критикую запреты.

Когда человек рождается и начинает расти, его первое слово – это «почему?». Ну почему дождь мокрый? А почему огонь жжет? Почему. Почему… Это для нас свойственно. Мы хотим знать, а нам какие-то дяди говорят – нельзя.

Вот я спрашиваю – я же биолог – а как можно непорочно родить? Объясните мне, я готов, – а мне говорят: ну, это такое Чудо. Вот такое случилось. Но если внимательно читать эти вещи (а их надо внимательно читать! – люди, которые говорят: я православный, – как правило, ничего не читали) – там много есть того, что вызывает вопросы. Ну почему, когда бог сказал Моисею: «Пойди к фараону и скажи ему, чтобы он отпустил Мой народ», то Моисей сказал: «Не пойду, потому что я плохо говорю» (он ужасно заикался) и сказал: «Пойдет мой брат Арон». Он пришел. Бог говорит: «Он захочет, он согласится, но я ужесточу его сердце, чтобы потом наказать его». Первый раз наслал каких-то лягушек, потом наслал саранчу, это, то, а потом – убил всех перворожденных сыновей всех египтян! Всех! А они при чем тут? Ужесточил в очередной раз сердце фараона. Спрашивается – почему? Ну, захотел отпустить – и хорошо! Для чего? Чтобы доказать что? То есть у меня к нему есть масса вопросов. Увы, боюсь, что я не смогу их задать.

3 лет назад

На вопросы Владимира Познера отвечает председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Волоколамский Иларион. И разговор в студии программы – об отношении между Церковью и государством, о позиции РПЦ по отношению к Западу, о необходимости в России вступления в силу закона о противодействии оскорблению верующих и о том, как читать Библию и соблюдать Пост.

6 лет назад

О происхождении видов 10 июня 1834 года один из величайших гениев человечества, англичанин, его звали Чарльз Дарвин, поплыл на паруснике «Beagle» навстречу одному из самых важных из всех научных открытий, которое он изложил в книге «О происхождении видов». Дарвин -- автор теории эволюции. Тут я, конечно, должен проявить крайнюю осторожность, а то, как бы я ненароком не оскорбил чьи-либо религиозные чувства. Хотя, сразу оговорюсь и скажу, что такой цели у меня нет и не было. Сказав это, я теперь осмелюсь сказать, что Дарвин блестяще показал, каким образом появились мы с вами. Конечно, на него страшно обиделись. «Да как это так? Человек произошел от обезьяны?» Понятно, обидно. Как же это может быть, что мы, люди, такие венцы природы, такие духовные, как же это может быть, чтобы мы произошли от обезьяны? В марте этого года (кажется, в марте, если мне не изменяет память) в свет вышел православный учебник биологии для 10 и 11 классов. Не видели? Очень советую. Дарвин получил бы гигантское удовольствие, если бы смог прочитать, конечно. Хотя, кто его знает? Может быть, он бы помер от смеха? Вы никогда не видели, как развивается эмбрион человека с момента оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом? Потрясающе интересно. По мере развития эмбрион повторяет ступени от низших видов до высших. Прямо вы видите, как появляется у него хвост, потом жабры. Словом, он наглядно иллюстрирует эволюцию. Я по образованию биолог, так что нет ничего удивительного в том, что я -- поклонник Дарвина. Но поверьте мне. Если хотите почитать, на самом деле, захватывающую книгу, то советую вам почитать «О происхождении видов». Не пожалеете. Узнаете много полезного, да и интересного. Удачи вам и приятных сновидений. Из интервью с Юрием Любимовым. 10.06.2013

3 меc назад

Вы когда-нибудь задумывались как, на самом деле, зародились самые известные мировые религии? Кто такой Бог? Кто такие Папа Римский и Патриарх Всея Руси? Пора узнать ещё больше невероятных фактов... Полная лекция (Новогодняя скидка 50% по промокоду NEW): https://pupi.one/shop/ ИНСТАГРАММ: https://www.instagram.com/i.pupi/ ТЕЛЕГРАММ: https://t.me/onepupi ВКОНТАКТЕ: https://vk.com/goawareness ПЕРВЫЙ КАНАЛ: https://goo.gl/7K9tWP Поддержать нас: ДОНАТ https://goo.gl/7ZJ56N QIWI-кошелек: +79205414613 Карта VISA 4276 4000 5805 6962 - Сбербанк (РФ) #тайныезнания #евгенийпупырин #закрытыеархивы

2 меc назад

Специально для вашего Smart TV промокод подписки ivi на 14 дней: ivinatv1338 | Как активировать: http://bit.ly/smartTV_eschenepozner Мы на связи: ВК - https://vk.com/eshenepozner FB - https://facebook.com/eshenepozner Instagram - https://www.instagram.com/solodnikovnn Книги выпуска: «Три мушкетера». А. Дюма http://bit.ly/2FCknjf «Всадник без головы». М. Рид http://bit.ly/2FHml21 «Дети капитана Гранта». Ж. Верн http://bit.ly/2CoAC0a «Капитан Сорви-голова». Л. Буссенар http://bit.ly/2RtqVrD «Не прощаюсь». Б. Акунин http://bit.ly/2Mlnb5T Music: «STRAIGHT» from Bensound.com

7 лет назад

Опубликованный в 1998 году в журнале Nature опрос показал, что в США процент верующих минимален среди НАИБОЛЕЕ ВЫДАЮЩИХСЯ УЧЕНЫХ (членов Национальной академии наук) - только 7 % (!) опрошенных. При этом среди РЯДОВЫХ учёных количество верующих сохранилось на том же уровне, как и в предыдущем аналогичном опросе, проводившемся в 1914 году, и составило около 40 %. http://www.skeptik.net/ism/sci_god.htm (русская версия) http://www.stephenjaygould.org/ctrl/news/file002.html (оригинал) В 1998 году Frank Sulloway и Michael Shermer провели в США опрос среди профессоров и выпускников ВУЗов. Исследование показало, что 64 % опрошенных верили в бога (то есть промежуточное значение между таковым для академиков - 7% и средним по стране - 90%). Было замечено УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА ВЕРУЮЩИХ С ПОВЫШЕНИЕМ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Shermer Michael How We Believe: Science, Skepticism, and the Search for God. - New York: William H Freeman. - P. pp76--79. Согласно исследованию Mensa Magazine, такая же обратная зависимость между религиозностью и образованностью была установлена в 39 исследованиях (!), проведённых с 1927 по 2002 годы. Bell, Paul. «Would you believe it?» Mensa Magazine, UK Edition, Feb. 2002, С. 12-13. Эти результаты соответствуют статистическому мета-анализу профессора Майкла Аргайла (англ. Michael Argyle). Он проанализировал семь исследовательских работ по зависимости между отношением к религии и коэффициентом интеллекта. Была выявлена чёткая обратная зависимость: ЧЕМ ВЫШЕ ИНТЕЛЛЕКТ, ТЕМ НИЖЕ РЕЛИГИОЗНОСТЬ. Argyle Michael Religious Behaviour. - London: Routledge and Kegan Paul. - P. 93--96. Связь между РЕЛИГИОЗНОСТЬЮ и НИЗКИМ ИНТЕЛЛЕКТОМ также была выявлена в работе Сатоси Канадзава (англ. Satoshi Kanazawa). http://phys.org/news186236813.html Данные опросов в России демонстрируют аналогичные результаты. Так, среди петербуржцев с высшим и незаконченным высшим образованием православными себя считают 52 %, среди лиц со средним образованием - 67 %, среди лиц с неполным средним образованием - 88 %. Статья "Религиозность в России и Петербурге" http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/12/18/religioznost_v_rossii_i_peterburge http://www.word4you.ru/publications/3599/ (запасная ссылка) Опрос, проведенный среди членов Британской Академии наук показал, что лишь 3,3% академиков верят в Бога. По словам психолога и социолога Ричарда Линна, существует ПРЯМАЯ ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ОТСУТСТВИЕМ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ. http://www.atheism.ru/library/Other_105.phtml "ЧЕМ ЧЕЛОВЕК ОБРАЗОВАННЕЕ, ТЕМ МЕНЬШЕ ВЕРОЯТНОСТЬ, ЧТО ОН ВЕРИТ В БОГА, ЯВЛЯЕТСЯ ТЕИСТОМ". - Виталий Лазаревич Гинзбург, лауреат Нобелевской премии по физике, статья "Разум и вера" http://www.atheism.ru/library/Ginzburg_1.phtml

4 лет назад

Секреты манипуляции. Религии и Вера Богу http://kob-media.ru/?p=12339 Темы: Библейский проект, Противостояние Корана по основным вопросам Библейскому проекту, Связь Христианства с древнеегипетскими языческими верованиями, правильный вопрос, который нужно ставить в религии, роль Бога, как Иерархически Наивысшего Всеобъемлющего Управления. Каков источник всех основных мировых религий? Почему откровения исказили? Чем Коран отличается от Библии? Как Христианство и другие национальные религии связаны с древними языческими верованиями? Какие существуют уровни интеллекта? Чем отличается Вера Богу от веры в Бога? В чём заключается суть доверия Богу? Используемые фильмы: "Антикораническая стратегия заправил библейского проекта", "Книга Илая", "Дух времени. 1 часть", "Великий инквизитор", Вид изнутри и вид снаружи", "Знак зверя", "Иерархически наивысшее всеобъемлющее управление".

30 июня в ходе встречи с поклонниками в ресторане «Жеральдин» журналист и телеведущий Владимир Познер ответил на вопрос о своём отношении к мировым религиям и рассказал, почему критикует РПЦ. Неделю спустя видеозапись встречи была опубликована на его канале на YouTube.

В закладки

По мнению телеведущего, «церковь имеет отношение к религии такое же, как, например, ЦК КПСС имел отношение к теории коммунизма», а её представители «считают, что они - разбираются».

Вы знаете, что в церкви абсолютно военная дисциплина, полное подчинение. Никакой свободы.

Владимир Познер, журналист

Себя Познер назвал противником как православной, так и католической церкви, подчеркнув, что и та, и другая «всегда агрессивны и всегда стремятся к власти», но заметил, что сами религии критикует только в том, что они «не позволяют себе сомневаться».

Вот я противник этого, когда тебе говорят: это так, а когда ты спрашиваешь: почему? - тебе отвечают: потому. Вот этого я не признаю. Но исполнителями этого являются церковники, то есть священники.

Владимир Познер, журналист

В кратком экскурсе по основным мировым религиям Познер отметил жестокость иудаизма, близость ислама к более древним религиям и призывы к доброте в основе христианства. При этом он отметил, что «за две тысячи лет существования христианства человек лучше не стал». «Совершенно замечательным в целом ряде вещей», на взгляд журналиста, является буддизм.

Вообще, это тема очень интересная - религия как таковая. Я считаю, что надо бы в школе преподавать историю религий. Не Закон Божий, а историю религий, в том числе древних, начиная с политеизма, с греков, с римлян, с египтян. Это невероятно интересно! Это нас сформировало, это основы нашей цивилизации.

Владимир Познер, журналист

По мнению Познера, те, кто называют себя православными, как правило не читали никаких христианских текстов, но и к содержанию этих текстов у журналиста возникают вопросы.

Ну почему, когда бог сказал Моисею: «Пойди к фараону и скажи ему, чтобы он отпустил Мой народ», то Моисей сказал: «Не пойду, потому что я плохо говорю» (он ужасно заикался) и сказал: «Пойдет мой брат Арон». Он пришёл. Бог говорит: «Он захочет, он согласится, но я ужесточу его сердце, чтобы потом наказать его». Первый раз наслал каких-то лягушек, потом наслал саранчу, это, то, а потом - убил всех перворожденных сыновей всех египтян! Всех! А они при чём тут? Ужесточил в очередной раз сердце фараона. Спрашивается, почему? Ну, захотел отпустить - и хорошо! Для чего? Чтобы доказать что? То есть у меня к нему есть масса вопросов. Увы, боюсь, что я не смогу их задать.


Как быть, если думаешь, что Бога нет? Как его найти? И что делать, если искать не хочется?

Как объяснить жестокость ветхозаветного Бога? Имеет ли Бог отношение к катастрофам? В программе «Не верю» на «Спасе» журналист и телеведущий Владимир Познер, называющий себя атеистом, побеседовал со священником Максимом Козловым. Мы выбрали самые интересные моменты разговора.

Владимир Познер: Я не получал убедительные ответы на вопросы о Боге

Я крещен в католической вере, да не где-нибудь, а в Соборе Парижской Богоматери. В принципе, мои родители, которые были неверующими, не то что активными, но просто неверующими, никак на меня не влияли, не внушали мне ничего. (…) Может быть <в формировании моего мировоззрения сыграло роль> то, что я был склонен к науке, очень сильно увлекся биологией, был студентом биофака МГУ, стал довольно серьезно интересоваться, кто мы такие и как устроены. Постепенно пришел к выводу, что то учение, которое называется религией, лично меня не то, что не убеждает, а вызывает бесконечное количество вопросов. И каждый раз, когда я их задавал, и когда мне не могли объяснить, то говорили: ну, понимаете, неисповедимы пути Господни и т.д.

Протоиерей Максим Козлов: Я не соглашусь, что только жизнь избранных людей имеет смысл

Прот. М.К.: Как лично Вы отвечаете для себя на вопрос: если жизнь кончается земным существованием, какой в ней смысл?

В.П.: Я Вам скажу, какой смысл, как я его понимаю. Как это для меня. Я родил на свете – вместе со своей женой, конечно, – детей. Замечательных детей. Моя дочь – композитор и пианист, которая приносит радость очень многим людям. Сын мой – толковый журналист. Я считаю, что я за свою довольно длительную жизнь, многим помог, кое-что сделал важное. И вот в этом смысл жизни – чтобы воспитывать своих детей, чтобы найти себя и осуществить себя. Очень трудно понять, для чего ты родился. К сожалению, образование не только у нас, а вообще не очень помогает человеку понять: а где мой талант, в чем я могу выразить себя? Может быть, в том, что ты блестящий водитель троллейбуса, и это тоже совсем не плохо. Но просто очень многие не знают, для чего вообще они работают. Они не любят эту работу, мечтают, чтобы уйти на пенсию. Бессмысленная жизнь у многих.

Так что я очень хорошо понимаю смысл моей жизни. Я понимаю смысл жизни Александра Сергеевича Пушкина, который оставил нам то, что наши прадеды и деды читали, то, что мы читаем, и наши дети будут читать. Он стал бессмертным в том, что нам оставил. И Шекспир точно так же, и разные ученые, которые делали потрясающие открытия, которыми мы пользуемся сегодня, например, не болеем бешенством благодаря Пастеру и т.д. В этом смысл жизни.

Прот. М.К.: Благодарю Вас за этот ответ, потому что я бы для себя такого ответа дать не смог. Наверное, и поэтому тоже я православный христианин и верующий человек. (…) Если выйти за наше личное существование, помимо людей, выдающихся и много сделавших – помимо Пушкина, Пастера, Менделеева и далее – есть люди совершенно невыдающиеся, рядовые: водитель троллейбуса, простой рабочий. Он может быть прекрасным человеком, безусловно. В конце концов, есть люди, земная жизнь которых неудачна, несчастна и, как кажется, трагична и тупикова.

В.П.: Их немало.

Прот. М.К.: Их немало, может быть, их большинство. И для меня только вера в то, что и такого человека встречает Христос, что нет слезы здесь, которая была бы пролита и не была бы не отерта Христом в вечности, – если этого нет, то жизнь для меня смысла не обретает.

Владимир Познер: Зачем верующие так за меня переживают?

В.П.: Довольно часто я получаю письма от людей, которые пытаются наставить меня на путь истинный, чтобы я не горел в аду и т.д. Но они за меня переживают, что очень трогательно…

Прот. М. К.: Мое глубочайшее убеждение <состоит в том>, что всякая попытка насилия в области веры или религиозного мировоззрения обращается только в рост убежденности твоего оппонента в своем мировоззрении. Сколько бы мы ни приводили примеров, что когда-то это принесло результат, по крайней мере, в наше время любой не только общественно-политическое, но и мировоззренческое, психологическое давление в области религиозного мировоззрения приведет к обратному результату. (…) если я осознаю себя христианином, то я не могу не вспомнить эпизод из жизни (…) святого Григория Богослова – это известный христианский философ, епископ, иерарх IV столетия. Он жил в эпоху становления христианского вероучения, и одной из крупных опасностей для Церкви тогда было такое движение, как арианство. Его поддерживали императоры Восточной Римской империи, которую потом стали называть Византийской. И когда епископ Григорий был назначен епископом в Константинополь и приехал в свой город, то у православных не было ни одного храма и они совершали богослужения на дому. Потом все поменялось: императоры стали православными, ариане оказались гонимы, прошел Вселенский Собор, Поместные Соборы. И Григорию Богослову предлагали: давай выгоним всех ариан из Константинополя, ты же помнишь, как они с нами поступали. Ответ святителя был таков: «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас».

Вот я тоже, Владимир Владимирович, прошу понять. Да, бывают люди как бы неадекватные: может быть, угрожающие, пишущие какие-то неправильные письма, а бывают и люди, у которых сердце действительно болит о тех, может быть, дорогих, уважаемых ими, как Вы, людях публичных, которые не разделяют христианское мировоззрение. Если Вам искренне пишут тетушка или молодой человек: «Владимир Владимирович, Вы знаете, Вы атеист, а я за Вас молюсь, потому что мне бы хотелось, чтобы Вы до конца земного пути от этого атеизма отошли», то я считаю, что это хорошо.

Протоиерей Максим Козлов: Бог христиан – это не «бог из машины»

В.П.: В Ветхом Завете рассказывается о том, как Моисей послал своего брата Аарона к фараону потребовать, чтобы тот освободил израильский народ. И фараон был склонен сказать «да», но Бог очерствляет его сердце, чтобы он отказал, а потом наказывает фараона за это. По первому разу. Потом по второму разу. Потом по третьему. И заканчивается все это кровавой баней, когда убивают всех перворожденных детей. Каждый раз фараон был готов отпустить, но Бог сделал так, чтобы он изменил свое мнение. Я задавал вопрос: ну, почему? Но мне никогда никто не объяснял…

Прот. М.К.: Христианский ответ состоит принципиально в том – я не могу сказать, что для меня это тоже легкий ответ и что я не хотел бы какого-то более гладкого ответа – в том, что другого способа сохранить в том единственном народе, который на протяжение ветхозаветной части человеческой истории хранил веру, которую Библия называет и мы христиане считаем богооткровенной, – веру в истинного Бога, не искажая эту историю, не было. Т.е. любой другой способ означал бы такое Deus ex machina, такое вмешательство, такую интервенцию Бога в человеческую историю, когда всякий смысл человеческой свободы был бы утрачен.

Давайте реалистически представим, что это были за времена и что за племена, что это были за египтяне, ассирийцы, филистимляне, ветхозаветные иудеи, какой уровень нравственного сознания и отношений между племенами в человеческом роде. Как бы жестко сейчас ни воспринимались эти страницы ветхозаветной истории, другого способа сохранить избранный народ, так, чтобы он не растворился в море язычества, не было.

Можно сказать: а хорошо бы им дать какой-то такой нравственный закон, чтобы они были белые, пушистые, чтобы Аарон убедил фараона какими-то нравственными убеждениями или высотой религиозного учения, но, значит, это было невозможно.

Владимир Познер: Имеет ли Бог отношение к катастрофам?

В.П.: …Я еще раз спрашиваю Вас: вот происходит страшная катастрофа, землетрясение, которое приводит к гибели огромного количества людей… И цунами, и такого рода вещи. К этому Господь имеет отношение, или это происходит вне Его участия, вне Его ведения?

Прот. М.К.: Бог не есть ни творец, ни причина зла…

В.П.: Нет?

Прот. М.К.: Нет. Бог в той или иной мере, которая не всегда для нас понятна, иногда вполне трагична в нашем земном восприятии, не останавливает существующее зло, имея в виду конечное благо человека.

В.П.: Т.е. Вы называете это злом? Землетрясение – это зло?

Прот. М.К.: Я называю злом всякую смерть и всякое умирание. Смерть вообще противоестественна по отношению к замыслу Бога о человеке.

В.П.: Тогда да. Тогда я понимаю.

Комментарии: 0

    Как быть, если думаешь, что Бога нет? Как его найти? И что делать, если искать не хочется? Откуда произошла человеческая мораль? Противоречат ли друг другу наука и религия? Об этом рассуждают гости программы: Андрей Баранов - заместитель редактора отдела политики "Комсомольская правда"; Сергей Худиев - публицист, богослов, постоянный автор и ведущий "Радонежа", автор ряда статей в журналах "Фома", "Альфа и Омега", "Православие и современность".

    Как быть, если думаешь, что Бога нет? Как его найти? И что делать, если искать не хочется? Какой смысл жизни, если мы смертны? Есть ли смысл в жизни? Почему люди боятся смерти? Эти вопросы обсудят гости программы: Игорь Артюхов - биофизик (геронтолог, криобиолог), футуролог, выпускник ФОПФ МФТИ, сотрудник «Института биологии старения»; Сергей Худиев - публицист, богослов, постоянный автор и ведущий "Радонежа", автор ряда статей в журналах "Фома", "Альфа и Омега", "Православие и современность".

    Опираясь на известные теоремы о неполноте, их доказал Курд Фридрих Рудольфович Гёдель в 1930 году, можно выстроить цепочку рассуждений показывающую, что бытие божие во-первых - невозможно, во-вторых - ненужно. Невозможно в том смысле, что несовместимо с существованием нашей вселенной в том виде в каком мы её наблюдаем. И ненужно в том смысле, что ссылками на бога можно обосновать любые утверждения о природе, любые утверждения об обществе, любые правила поведения в том числе и совершенно человеконенавистнические.

    Энциклопедический словарь атеиста. Аргументы, которые помогут тебе разгромить в споре любого попа, архиепископа и даже самого Иисуса. В этом пособии мы собрали лучшие аргументы, которых обычно хватает для того, чтобы посеять хотя бы зерно сомнения в душу среднестатистического верующего. Конечно, мы в основном занимались христианами, так как живем по преимуществу в христианском окружении, но с мусульманами, ламаистами и вудуистами, скажем, эти доводы тоже можно применять.

    Беседа кандидата биологических наук Александра Панчина с протоиереем Алексеем Батаноговым на телеканале «СПАС». Запись появилась в Youtube и в сообществе телеканала «СПАС» ВКонтакте 23 декабря 2017. Но через несколько часов запись удалили.

    Дмитрий Гусев

    Вечная полемика между религиозным и атеистическим мировоззрением вновь разворачивается на нынешнем постсекулярном этапе развития российского общества. Противостояние религиозных и атеистических ценностей тесно связано с политическими, социальными и культурными противоречиями и конфликтами современности. Какую позицию и роль в этой дискуссии может, соответственно, занять и сыграть наука, которая во многом определяет облик современного мира? Близка ли наука по своей природе атеизму и действительно ли она противостоит религии, как это часто представляется? На каких основаниях обычно сближают научное и атеистическое видение мира? Может ли наука быть не только союзницей атеизма, но и гармоничным продолжением религиозных идей? Добывает ли она знания, соответствующие действительности или строит различные интерпретации мира, человека и общества, которые могут иметь к действительности достаточно отдаленное отношение? В какой мере практика научно-технических достижений является критерием истины? Как соотносятся сциентистская и антисциентистская социокультурные ориентации с религиозным и атеистическим миропониманием? Возможно ли охарактеризовать атеизм как более рациональное мировоззрение по сравнению с религиозным? Как религиозный иррационализм может оказаться вполне рациональным, а рационализм атеизма, роднящий, на первый взгляд, его с наукой, обернуться фундаментальным логическим противоречием? Лекция представляет собой попытку найти возможные ответы на подобного рода вопросы и разобраться в непростых проблемах взаимодействия религии, атеизма и науки в культуре человечества.

    Стив Уильямс

    Я гарантирую, что вы сами являетесь атеистом. Если вы христианин, то вы не верите в языческих богов. То есть, по отношению к ним вы атеист. Если вы язычник, то вы, вероятно, не верите в концепцию Брахмана. Впрочем, атеизм просто означает отсутствие веры. В определенном смысле все мы атеисты, просто некоторые люди являются атеистами в большей степени, чем другие.

    Джеффри Тейлер

    Я предлагаю атеистам новое кредо: конкретные ответы на оскорбления на основе веры, на религиозные предубеждения, на то, что Хитченс называл «клерикальным запугиванием». Безусловно, верующие имеют право на свою веру. Но у них нет изначального права выставлять свою веру напоказ, не ожидая при этом критики. Религию следует подвергать анализу с позиций здравого смысла и рациональным оценкам. Ее нужно открыто обсуждать, как мы обсуждаем вопросы политики, искусство и погоду. Почему считается невежливым вести дебаты на эту тему, особенно в условиях, когда люди верующие часто говорят о своей вере и пытаются навязывать ее остальным? Вот некоторые общие религиозные утверждения и то, как на них могут реагировать и отвечать атеисты.

    Бертран Рассел

    В предисловии к первому изданию книги Рассел писал: "Я попытался сказать, что я думаю о месте человека во вселенной и о том, насколько он способен достичь благосостояния… В делах человеческих, как мы можем видеть, есть силы, способствующие счастью, и силы, способствующие несчастью. Мы не знаем, какие из них одержат верх, но чтобы поступать мудро, мы должны знать о них". В судебном процессе, организованном церковниками в 1940 г. в НьюЙорке и нацеленном на дискредитацию научных заслуг Рассела, работа "Во что я верю" фигурировала в качестве основной. Отрывки из нее широко цитировались в печати, большей частью для того, чтобы представить философию Рассела в ложном свете - как апофеоз аморализма.

    Иосиф Крывелёв

    В ЛОГИКЕ существует так называемый закон достаточного основания. Он гласит: все, что ты мыслишь, все, что ты высказываешь, ты должен мыслить и высказывать только на достаточном основании. Если данное суждение не имеет основания или основание есть, но оно недостаточно, ты не имеешь логического права считать это суждение истинным.

Главное – вовремя уйти. Всем известна эта прописная истина. Правда, не все ей следуют. И если спортсмена или певца ещё как-то можно понять – не рассчитал, не выдержали нагрузок связки (голосовые или связки сухожилий), а потому в их падении мы не видим дури или маразма. Такого как у политиков, политических обозревателей, всевозможных политических экспертов и пр. околополитической публичной братии.

Я не поклонник В.Познера. Когда-то он мне очень нравился. Со временем обнаружилась разница в наших мировоззрениях, и я стал его оппонентом. Особенно в вопросах веры. Однако, до последнего времени, у меня не было оснований сомневаться в его культуре, логике, трезвом разуме.

Но тут вдруг интернет чуть ли не взорвался – « Владимир Познер подготовил свой главный вопрос ко встрече с Богом: "Как Вам не стыдно? " »

Познер посетил Воронеж и прочитал двухчасовую лекцию студентам Воронежского госуниверситета. Там журналисту и был задан вопрос, касающийся его религиозных взглядов, сообщает "Комсомольская правда". "Неужели вы ни разу в жизни не усомнились в атеистических взглядах?", - спросили Познера.

Вопрос как вопрос, тема религии звучит со всех сторон. Одна смена Папы Римского чего стоит. Ни одни новости, ни одного канала без этого не обходятся. А уж о террористах-исламистах забыть просто не дают. Так что ничего особенного в этом вопросе не было. Ответ видимо тоже ожидался стандартный.(Если только конечно, вопрос не был заказан самим Познером).

Как бы там ни было, но Познер не ограничился простым односложным ответом. Он решил блеснуть оригинальностью, а так же показать, что и он не лишён чувства сострадания.

"Я много думал об этом. У меня спрашивали, что бы я спросил у Бога, если бы встретился с ним? Я бы спросил: "Как Вам не стыдно?" Землетрясения, где гибнут 20 тысяч человек, среди которых невинные дети, младенцы, по Божьей воле происходят? Почему столько несчастий? Почему дети пухнут от голода, рождаются уродами? Если так устроила природа, я могу понять. Но если так угодно Богу - то как ему не стыдно?", - ответил Познер. Потом он, в этом ключе, переходит на российскую власть и православие. "Они видят в Церкви последнюю возможность объединить нацию вокруг чего-то. В принципе, это правильно. Но когда такой патриарх, а за ним - такой шлейф, когда и за иерархами такие шлейфы, надеяться на них нельзя. И серьезные исследования показывают: при том, сколько об этом кричат, в России верующих - порядка пяти - семи процентов. Люди же не дураки, они все это чувствуют!" - объяснил Познер.

На первый взгляд, ответ кажется серьёзным и достойным.

Так бы и было, если бы отвечала какая-нибудь финалистка конкурса красоты. Но ведь это -президент Академии Российского Телевидения . Пусть и бывший. Многократный лауреат ТЭФИ , кавалер нескольких российских орденов, и в конце концов не мальчик – почти 80.

У всех бывают проколы, каждый из нас может сморозить глупость. С кем не бывает. Но как отмечает издание - «то же говорил он и в интервью телеканалу "Дождь" в конце февраля этого года».

А это говорит о том, что никакой оговорки нет.

А теперь попробуем разобраться в том, что он с таким пафосом не раз повторяет.

Познер - у беждённый атеист : «Я атеист и не скрываю этого, хотя сейчас это непопулярно»
И вот ситуация, человек не верил в Бога, но вдруг оказалось, что он есть, и журналист, оказавшись на том свете, бежит к Богу учинять ему допрос – «Как Вам не стыдно?» Анекдот прям.

Уж если так случилось, то первое, что сделает воспитанный человек, это – признает свою ошибку и извинится.

Идём дальше. Если он оказался перед Богом - значит всё то, что он о нём слышал, это правда. А это значит, что смерть физическая, это всего лишь смерть телесной оболочки, а сам человек, его душа, его эго - живут, они бессмертны. Тело как одежда. И надо быть последним идиотом, чтобы волноваться о старой рубашке. Что Познер собственно и доказывает своими вопросами. Если Бог существует, это значит, что погибшие дети оказались в Раю, в Царстве Божьем, т.к. нагрешить они не успели и души их чисты. Какие тут могут быть претензии к создателю?
А может Познер просто завидует детям? Ему-то царство небесное не светит, ни при каком раскладе. Если Бога нет - значит его съедят черви, а если есть, то на милость Божью ему рассчитывать не приходится. Каждому воздастся по его вере. Помните как у Высоцкого –

Но если туп, как дерево, — родишься баобабом
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь.

Воланд в "Мастер и Маргарита" тоже изрекал подобное, превращая голову Берлиоза в кубок.

И ещё, если Бог существует, то какая разница какой у нас патриарх? Идут-то люди к Богу, а у Бога много слуг. Разных, хороших и не очень. Патриарх один из них, всего лишь. И не самый главный. Вам может не нравится слуга, но хозяин-то тут при чём?

И что у нас в итоге. Познер – журналист высокой квалификации. А это значит – знает цену слову и умеет его ценить. И вдруг такое фиаско. Да не раз.

Мне кажется – он уже выработался, перестал осознавать смысл того что говорит. А его окружение видимо боится указать мэтру на его ляпы.

Жалко. Уходить надо вовремя. Но подсказать – некому. Уже.