Меню

Чин изгнания бесов. «Моя жизнь - череда чудес»

Техника

Жизнь, как известно, имеет два начала: физическое и духовное. Если нарушается первое, человек в большинстве случаев прибегает к помощи врачей. Но что делать, если болит и страдает не только тело, но и сама душа? В таких случаях часто говорят о порче. К огромному сожалению, людей, которых охватило это страшно зло, достаточно много. И тогда, дабы помочь страдающему, прибегают к молитвам. Отчитка молитвами от порчи - самый действенный способ борьбы с нею, ибо так очищается душа человека и его помыслы.

Сергиева Лавра, отчитка

К отчиткам в обществе всегда было двоякое отношение:

  • одни относятся к ним скептически, считая, что порча - это что-то нереальное, и люди просто скрывают за нею свои слабости;
  • другие верят, что есть злые силы, способные “поглотить” человеческую сущность, и спасение от этого - только Божье слово.

Именно такие отчитки проводятся в крупнейшем мужском монастыре Русской православной церкви - Троице-Сергиевой Лавре. Там свои молитвы в помощь людям, которых одолели бесы, читает отец Герман, известный православный архимандрит и просто очень добрый и сердечный человек.

Отец Гермен Сергиев Посад, отчитка

Отец Герман - поистине просветлённый человек, силу и веру которого переоценить невозможно: он может помочь человеку даже в самых, казалось бы, сложных и трагических обстоятельствах. Он отчитывает людей, которых охватили бесы (бесноватых), в Сергиевой Лавре и также является верным настоятелем храма Петра и Павла, который находится в этой же местност

Отец Герман проводит церковные обряд изгнания в храме Иоанна Предтечи каждый день. Это церковное действо называется “чин” - совершение последования молитв над больными людьми. К нему за исцелением физическим и душевным приезжают люди не только с ближних мест, но и со всего мира, среди них:

Последние - болезни особо рода. В официальной медицине их называют душевными, а в многовековой церковной практике - порчей и беснованием. Это сильное повреждение душевного равновесия человека, в народе в таких случаях говорят “бес вошёл в сердце”.

Отчитка молитвами от порчи в церкви помогает больным полностью излечиться от этого тяжёлого недуга, ибо других лекарств от него просто не существует. Каждое слово молитв возвращает человеку самого себя, дарует долгожданное спокойствие и умиротворение, которое отобрали у него злые силы. Но также нужно помнить: обряд отчитки - это борьба доброго начала и злого в самом страдающем, а значит, молитвы имеют силу только тогда, когда и сам больной верует в каждое слово, а его сердце стремится к Господу.

Отчитка молитвами

При изгнании бесов в храме читаются специальные молитвы, которые были составлены святыми отцами ещё в IV веке. После происходят следующие церковные процедуры:

  • помазание святым елеем;
  • окропление святой водой;
  • осенение крестом.

Во время таких обрядов бесы могут проявлять себя, “вырываясь” из человека страшными голосами:

  • рычат и каркают;
  • воют;
  • бьются;
  • плачут;
  • сотрясают одержимых, от чего те совершают довольно странные телодвижения.

Иногда даже привозят больных из других городов, уже связанных цепями и верёвками.

Отчитка от бесов

Перед отчиткой от бесов всегда читается проповедь, в которой указывается на причины появления болезни и даются советы по тому, как человеку самому избежать “козней дьявола”.

По церковному выражению Святых отцов, Иисус Христос всё чаще использует демонов, как своеобразный бич для наказания грешников, ибо для злых духов не существует никаких преград. Они спокойно могут пройти сквозь стены, через человека, и лишь по попущению Бога остановиться в человеческом теле. Тогда бесы и демоны поражают практически все органы, но в первую очередь:

  • сердце;
  • лёгкие;
  • почки;
  • руки;
  • ноги.

Злые духи проявляют свою волю в виде различных видений и галлюцинаций. Они страшно мучают человека, и из-за этих издевательств людей, охваченных демонами, часто называют шизофрениками и эпилептиками.

Отчитка от порчи

Порча делает людей больными. Болит не только их тело, но и душа. Молитвы, которые исполняют при такой отчитке, обладают огромной Божественной силою и разрушают всякое зло, причинённое человеку. Своим чудесным влиянием они привлекают Божью Благодать, которая даёт больному веру и нарекает исполнять все заповеди.

Обязательно к прочтению: Молитва Архангелу Гавриилу

Ведь именно тогда его защита от злых демонов будет мощнее, когда душа преисполнится праведностью и смирением. Это своеобразная “огненная оболочка”, коснувшись которой, нечисть просто сгорает до тла.

Отчитка псалмами

Также достаточно часто проводится отчитка псалмами. Каждый из них отвечает за определённую сферу жизни и деяний человека, а значит, за его тело и душу. Псалмы, к которым обращаются в храме при изгнании нечистой силы:

    • Против нападений бесовских - 45, 67;
    • В болезнях - 29, 46, 69;
    • В смятении душевном - 30;
      • В душевном уязвлении - 36, 39, 53, 69;
      • От порчи и колдунов - 49, 53, 58, 63, 139;
      • Если одолевает лукавый - 142, 67.

      Отчитка в церкви - самая эффективная помощь человеку, которого одолели демоны, ведь сила её в Слове Господа, а оно - чисто и незыблемо. Зло в человеке можно победить, если с ним вера и добро, ибо они несут свет, от которого исчезает всё плохое, а мир вокруг снова озаряет свет и покой.

      Где проводит отчитку отец Герман

      Отец Герман принимает всех страждущих в храме святого пророка Иоанна Предтечи, что расположен над самой аркой входа в Троице-Сергиеву Лавру. Службы ежедневны и начинаются в 13.00.

      Перед их началом необходимо приложиться к мощам преподобного Сергия, которые хранятся в храме, и в душе попросить его благословения. Также можно привозить детей и людей, страдающих от тяжёлых болезней. Не лишним будет взять с собой небольшую емкость, так как молебен архимандрита Германа водосвятный, а святая вода пригодится каждому и дома.

      Отчитка отца Германа - одна из самых сильных из всех существующих в мире на сегодняшний день. Она возвращает человеку душу, а значит и веру, а она - самый надёжный защитник от любого зла.

      Господь всегда с Вами!

    Здравствуйте.. очень нужна помощь.. в семье странная череда осбытий.. сами мы люди верующие, мать работает в церкве, но лично я начинаю думать что это какая то порча.
    Год назад подставили и завкли уголовное дело на моего брата, позже умирает сестра.. сейчас умер отец причем болезнь появилась внизапно и убила за 2 недели человека… теперь начинает болеть мама, похудела, плохо очень чувствует себя, хотя анализы впорядке..
    думаю покхать с ней к отцу Герману.. как думаете есть ли смысл? У нас есть желание к нему приехать, но с каким вопросом мы прийдем, что скажем ему…

      1. Ананим

        Помогите пожалуста.

    1. Ириша

      Добрый день!
      Я не знаю кому пишу,но надеюсь вы ответите на мой вопрос,или напишите адрес почты или другие координаты человека,который мне все подробно объяснит!дело в том, что мне бы хотелось попасть на отчитку к Отцу Герману!но есть ли возможность как то попасть лично,может за это нужно заплатить?уж простите меня если что не так пишу,или есть какой то день для личных приёмов!я бы хотела побеседовать с ним,мне это очень нужно,чтобы от сказал есть кто-то во мне или нет!если я буду со всеми людьми стоять,я не знаю сто со мной будет,и как в дальнейшем после отчитки какие моменты нужно учесть,что делать дома,какие молитвы читать,я же этого ничего нет знаю!
      Прошу помогите,посоветуй те,что делать!
      Я живу от вас очень далеко,но готова приехать,чтобы быть здоровой!мне очень тяжело,помогите!
      Мне растить дочку нужно а у меня такая беда,да ещё есть возможность как я поняла пожить у вас?!да?в гостинице?!
      Отправлено с моего

    2. Татьяна

      Добрый вечер! Может ли отец Герман помочь моему мужу, он пьёт. Но по его словам он этого не хочет делать. очень мается.

    3. Татьяна
  • Ирина

    Добрый день.
    Со мной случилась беда.Мой номер телефона 8 910 969 15 78
    В 2000 году сходила к колдунье Храбровай просто погадать на картах.Но она сказала сесть на табуретку я так и сделала как она сказала.Потом она подошла ко мне взяла восковую свечу и стала водить по голове при этом что то шептала и крестила.Через некоторое время отошла в сторонку стала ко мне спиной и опять что то шептала.Когда всё проделала сказала мне поставить 12 восковых свечей и сходить на кладбище.Это я не стала делать.
    В 2005 году я когда мылась услыхала не понятно что какую то музыку но очень тихо.И какие это слова но не предала этому значение.Не чего не понимала даже не о чем не догадывалась.
    В 2013 году ночью кого то услыхала что кто то на расстояние по слогам очень тихо говорит.Даже такое чуство что дышит кто то не далеко от меня.
    В 2014 году я прочитала 2 книги Александр Аксёнов Я-не колдун Я-знахарь.
    Там он пишет про нечистую силу и порчу на смерть.Самое главное я вычитала что одна из причин -колдовство и наведение порчи с помощью нечистой силы.
    Всё что он пишет это правда я сама не верила и оказалась в такой же ситуации.
    Я поняла что слышу на расстояние дьявола нечистую силу.
    Слышу дьявола только ночью в комнате около себя где то рядом(дышит,по слогам говорит).Он сам говорит мне что дьявол,душить не буду,ищи помощь к экстрасенсу,кто тебе поможет меня убрать и тд.
    Пошла я за помощью к Любе Мусиной которая живёт не далеко от меня со всем близко.
    Рассказала я ей всё что со мной случилась.Она сказала мне что поставит защиту чтоб мне было легче.Я ей поверила и согласилась.Люба Мусина сказала поднять руки вверх так я и сделала подняла.Сидела я от неё на расстояние на диване.Она взяла замок прошептала чего то над замком потом 3 раза захлопнула.Потом она взяла дупло и вонзила туда 2 гвоздя.Говорила Люба Мусина про какую то сетку смерти и бесов.
    Всё проделала она со мной когда мы были с ней только вдвоём.
    Когда я пришла домой очень расстроилась поняла что не дела сделала и что меня обманули.
    Когда я была дома у себя заткнула крепко уши и услыхала нечистую силу (сущность)у себя в голове поселенец.И на расстояние так же слышу это бес.
    Слышу постоянно и днём и ночью в любое время суток.
    Не знаю что теперь делать кто мне поможет даже не нахожу дома себе места.
    Очень переживаю как жить дальше.
    Ведь бесы говорят что мы долго не живём что мне осталась жить 5 лет не больше не меньше.
    Всё что я пишу это правда я очень запуталась в жизни не знаю как жить дальше.
    Очень прошу помогите дайте совет что делать.
    Я не могу найти выход из сложной ситуации.
    Напишите пожалуйста сможете мне помочь.
    В каком городе проживаете.
    С уважением,Ирина.

  • Изгнание бесов — миф или реальность? В поисках ответа на этот вопрос журналисты РИА Новости стали свидетелями обряда, о котором в Русской православной церкви нет однозначного мнения, и побеседовали с церковными и светскими экспертами.

    "Умолкни! Убежи!" — восклицает отец Герман, осеняя крестом толпу людей.

    Петропавловский храм возле Троице-Сергиевой лавры набит битком. Здесь несколько раз в неделю в полдень известный архимандрит Герман (Чесноков), которого многие называют старцем, совершает чин "исцеления одержимых нечистыми духами". В Церкви этот обряд еще называют "отчиткой".

    Перед началом чина отец Герман объясняет, почему в того или иного человека может вселиться "нечистый дух". Причина проста — грех. "И болеем мы из-за того, что грешим", — внушает он.

    Отец Герман проповедует долго, больше часа. Люди стоят, а в центре полукругом сидят на скамейках и стульях и стараются внимательно слушать батюшку, который активно жестикулирует,повторяя: "Мы должны идти в храм, а не к гадалкам или экстрасенсам! Если у кого-то есть книжки с заговорами, гаданиями — сожгите сегодня немедленно! Очень полезно причащаться!".

    Некоторые выходят из душного храма на улицу. Остальные переминаются с ноги на ногу, кто-то зевает, кто-то рассматривает иконы, кто-то проверяет сообщения на телефоне. Все ждут начала отчитки.

    В отличие от большинства православных обрядов, во время чина изгнания злых духов священник все время стоит лицом к прихожанам. Отец Герман произносит молитвы не нараспев, как это обычно бывает на службах, а очень эмоционально, с обилием жестов, как пасторы из американских фильмов. Верующие, стоящие в первом ряду, подходят еще ближе к алтарю. Худенькая старушка в черном платке начинает судорожно крестить свой живот. Рядом с ней женщина с двумя фотографиями юноши — во время проповеди она не сводила глаз с алтарного образа Спасителя, а теперь непрерывно плачет.

    Прочитав молитвы и Евангелие, отец Герман с двумя священниками спускается с амвона и начинает мазать лоб каждого освященным маслом. Он спрашивает у женщины с ребенком, как давно тот болеет.

    "Полтора года, батюшка. После поста началось", — плачется женщина. "А ты обвенчана с мужем? Тебе нужно обвенчаться! От этого он болеет", — чеканит архимандрит.

    Затем он берет в руки простой металлический чайник со святой водой и начинает обильно кропить, читая специальную молитву. Взор его направлен на молящихся, но, кажется, что он смотрит не на них. Ряса вся мокрая от святой воды, на полу большие лужи. От холодных брызг молящиеся вздрагивают, но тут же улыбаются. "Матери, если вы будете причащать своих детей каждый воскресный день, то тогда никакие болезни их не возьмут!", — многократно повторяет экзорцист.

    "В маму вселился бес"

    "Батюшка, что делать?" — с таким вопросом часто обращаются люди, чьи родственники, по их убеждению, являются бесноватыми. Ответ священники дают разный, исходя из личного взгляда на отчитки.

    "С моей мамой творилось что-то не то. Мы постоянно ругались из-за каких-то пустяков. Каждый день она говорила мне: будь ты проклят, тебе не надо больше жить, ты даже рваной наволочки не заслужил", — рассказывает Олег из Москвы (имя по его просьбе изменено).

    Мама запрещала ему ходить в храм, сильно раздражалась, увидев икону или крест. Мужчина втайне от нее обратился к священнику, который посоветовал окропить квартиру и вещи матери святой водой. Но, по его словам, "никаких изменений не происходило".

    Затем на одном из православных форумов он узнал про отчитки. Олег признается, что "каким-то чудесным образом" все же уговорил маму поехать в храм, где совершают обряд экзорцизма.

    "Сейчас (после отчитки — ред.) она ведет себя очень спокойно. Батюшка посоветовал приезжать еще. Я потом узнал, что так многие делают", — рассказал Олег.

    "Настоятель нашего прихода благословил меня ехать в лавру к отцу Герману на отчитку, сказав, что я бесноватая", — признается Галина (имя изменено) из Ленинградской области.

    Она долго этому не верила. Но в один из вечеров начались судороги — ей сначала показалось, что это приступ эпилепсии.

    "Но на следующий день я узнала, что к нам в храм везут чудотворную икону Божией Матери. Выходит, что я, не зная о прибытии такой святыни, уже чувствовала это. Это не похоже на самовнушение", — отметила она.

    Когда икону привезли, Галина "очень долго не могла подойти" к реликвии без посторонней помощи. По ее словам, в этот момент она материлась в храме, проклинала всех вокруг, билась головой о пол.

    "Я потом долго плакала и просила прощения за ругательства, но священник, успокаивая меня, говорил, что это бес пытался запугать всех", — поясняет женщина. В итоге она поехала к отцу Герману на отчитку, после которой, по ее словам, все прошло.

    Впрочем, есть и иные отзывы о пользе обряда. Президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) профессор Православного Свято-Тихоновского государственного университета Александр Дворкин привел случай из своей исследовательской практики.

    Житель Омска, "изгонявший беса" из ребенка, пойдет под суд за истязания По данным СК, мужчине после употребления спайса показалось, что в семилетнего сына его сожительницы вселился бес, и для его "изгнания" он вылил на ребенка холодную "святую" воду и ударил по голове банкой, после чего причинил мальчику ожоги паяльником.

    Один православный верующий, имевший определенные психические проблемы, попал в секту лжехриста-Виссариона (главы организации "Церковь последнего завета"). Когда у нового адепта Виссариона начали появляться сомнения в секте, он решил отправиться на отчитку. Но, пройдя обряд, ничего не почувствовал — и заключил, что правильно верит в Виссариона: ведь если бы тот был лжехристом, экзоцист изгнал бы беса зловерия. С тех пор этот верующий уже много лет в секте, ходит и поучает православных, что Виссарион прав, и отчитка это "неопровержимо доказала".

    "Помогает, если верить"

    Архимандрит Герман вот уже более 30 лет практикует массовые изгнания бесов. К нему, по словам благочинного Троице-Сергиевой лавры архимандрита Павла (Кривоногова), приезжает множество людей. "Помогают ли отчитки? Да, я был очевидцем. А бывает так, что кому-то не помогают. Это зависит от человека, от его веры, от состояния его души", — рассказал благочинный. Он не согласен с тем, что совершаемые в Лавре отчитки можно назвать массовыми (за что чин чаще всего критикуют). Обычно, как отметил благочинный, на них приходит 50-60 человек, а не тысячи, как можно подумать.

    Считается, что чин изгнания бесов должен совершаться только в исключительных случаях, когда человек оказывается под тотальным воздействием вселившегося в него темного духа и уже не контролирует свои движения и поступки.

    В Евангелии написано о гадаринском бесноватом, который днем и ночью бился о камни, а когда его заковывали в цепи, то он разрывал узы и в беспамятстве носился по пустынным местам. Христос своей силой в одно мгновение освободил несчастного от тяжких уз. В первые века христианства даже язычники знали о существовании особых лиц, заклинавших одержимых именем Иисуса Христа и тем самым изгонявших из них нечистую силу.

    Зачастую подобное было не под силу даже апостолам — ближайшим ученикам Христа: в Новом Завете описан случай, когда они не смогли изгнать демона из бесноватого юноши. Со временем в христианстве сложилось понимание того, что победа над злыми духами возможна лишь при решительном исправлении человеком своей жизни, при соблюдении строгой аскезы, а не благодаря формально исполненному правилу.

    © Фото: фото предоставлено пресс-службой Троице-Сергиевой лавры


    © Фото: фото предоставлено пресс-службой Троице-Сергиевой лавры

    При этом изгнание бесов в православной традиции считается особым даром Бога, который получают лишь некоторые люди в силу своей особой, святой жизни и который они могут реализовывать только по благословению духовника.

    Экзорцизм на Руси

    "Согласно учению о том, что после грехопадения человечество находится в тесном общении с нечистыми духами, старающимися безраздельно владеть каждой душой, почти все христианские культовые действия, включая домашнюю молитву, содержат в себе элементы экзорцизма. Заклинания против демонов содержатся в чине крещения, великого освящения воды и других", — рассказывает религиовед, старший преподаватель философского факультета МГУ Илья Вевюрко.

    Массовой культуре экзорцизм знаком, прежде всего, по западным фильмам о католических священниках. В Римско-католической церкви существует даже Ассоциация экзорцистов, для них проводятся курсы и конференции. У экспертов из Московской духовной академии нет однозначного мнения насчет того, присущ ли экзорцизм православному христианству.

    Так профессор Московской духовной академии Алексей Осипов полагает, что, в отличие от католической церкви, экзорцизм исторически несвойственен восточному христианству. "На Руси никогда не отчитывали. Лишь в конце XX века, из-за проникновения в Россию католического влияния, отдельные люди начали практику отчитывания, причем зачастую без всякого благословения. Потом уже, когда народная молва ринулась, начали это делать открыто. Но никаких специальных благословений так они и не получили", — подчеркивает Осипов.

    А вот профессор МДА протоиерей Максим Козлов считает, что практика экзорцизма урегулирована с точки зрения канонов, поэтому не является маргинальной. "Практика предполагает, что подобный чин совершается с благословения правящего архиерея. Но только в случае его регулярности", — уточняет профессор. Эта практика пришла на Русь из Византии сразу после крещения, "вместе с богослужебными книгами, которые переводились с греческого".

    Современные экзорцисты используют текст чина отчитки из известного требника митрополита Киевского Петра (Могилы) XVII века.

    В церковь или в клинику?

    Еще пару сотен лет назад на одержимость бесами подчас списывали различные психические заболевания. В наши дни Церковь принимает достижения науки и одновременно говорит о возможности воздействия злых духов на поведение человека.

    "В настоящее время в Церкви нет четкой методологии разделения бесноватых и психически больных людей. Иногда это бывает практически невозможно, так как бесоодержимость сочетается с психическим заболеванием. Иногда же беснование протекает изолировано. До революции Священный Синод специально обращался в клинику психиатрии Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия — ред.) с просьбой дать методические рекомендации для священников, имеющих подобную духовную практику. Основной задачей являлось именно установление грани между духовной и психической патологией", — отмечает доктор богословия и медицинских наук, заслуженный врач РФ, психиатр, протоиерей Григорий Григорьев.

    Козлов: изгнанием бесов занимаются самые опытные священники Вопрос: Правда ли, что в православии есть специально подготовленные священники, которые могут изгонять злых духов? Отвечает профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим Козлов.

    По его словам, если священник "с верою прочитает церковную молитву", то одержимый бесами человек — в духовной практике такие люди встречаются "чрезвычайно редко" — испытает резкое облегчение своего психического состояния. После отчитки вызванные духовными причинами психические расстройства, как правило, проходят.

    Но психически больным людям, по словам врача, отчитки не только не принесут пользы, но даже ухудшат состояние. "Например, при некоторых формах шизофрении может развиться бред воздействия на религиозной почве. Здесь требуется серьезное медикаментозное лечение в условиях стационара", — пояснил психиатр. Поэтому он советует сначала обращаться к врачу. А уж если тот не поможет — то в храм.

    Настоятель Оптинского подворья в Москве архимандрит Мелхиседек (Артюхин) пояснил, почему, например, в известной своими старцами Оптиной пустыни никогда не было отчиток. "В тяжелых духовных случаях оптинские старцы советовали исповедь (подробную, с детства), соборование и причастие. Такова традиция. Новации ищут те, у кого нет желания укорениться в традиции, но есть желание всего и сразу без борьбы с самим собой. Бесплодная практика. Исцеление — процесс, а не фокус", — считает архимандрит Мелхиседек.

    "Отчтывать отчитывающих"

    Священник-психиатр Григорий Григорьев подчеркивает, что до революции священнослужителям рекомендовалось проводить отчитки индивидуально, "чтобы отсечь больных истерией, которые в церкви назывались кликушами". Они, по его словам, нередко привлекают внимание на церковных службах резкими выкриками и другими демонстративными действиями, воспринимающимися верующими людьми как бесоодержимость, хотя таковыми не являются. Бесноватого же, по словам священника, отличает страх перед церковными таинствами, святыми мощами, святой водой и чудотворными иконами.

    Профессор Александр Дворкин крайне отрицательно относится к нынешней практике отчиток. По его словам, он солидарен с мнением патриарха Алексия II, который много лет назад на одном епархиальном собрании сказал, что следует "отчитывать отчитывающих".

    "Отчитки — совершенно нетрадиционное явление, которое вырождается в какие-то истеричные, мрачные и крайне неприятные шоу. Безусловно, как православный человек, я понимаю, что бесовская одержимость, несомненно, бывает. Христос изгонял бесов из одержимых людей, святые также делали это Его именем", — отметил глава РАЦИРС.

    Где и почем изгоняют бесов

    По словам профессора МДА Осипова, сегодня за отчитку порой берутся вовсе не те люди, которые получили этот особый дар благодаря святой жизни. "Берутся за отчитывание люди подчас по самонадеянности, по тщеславию, по корыстолюбию, о чем мы находим свидетельств более чем достаточно", — констатирует Осипов.

    "Понятно, что отчитки приносят популярность священникам, проводящим их. К ним начинают ездить люди, это приносит массовые денежные средства, повышает доходы, поэтому в тех или иных епархиях священноначалие поддерживает такие мероприятия, или хотя бы не препятствует их проведению", — отмечает, в свою очередь, Дворкин.

    Судя по сообщениям в сети, достаточно популярны у верующих поездки в деревню Чихачево Ивановской области к схиархимандриту Иоанникию (Ефименко). Известен также иеромонах Владимир (Гусев) в городе Ливны Орловской области. На Украине отправляются на отчитки в Почаевскую лавру или в Ильинский монастырь в Одессе.

    В интернете можно найти перечни еще десятков мест по всей России, где совершаются отчитки. Поэтому на многочисленных сайтах паломнических служб есть даже специальные туры к известным экзорцистам. Паломничества проводятся в основном по выходным, на них советуют записываться заранее, из-за большого числа желающих.

    Как правило, на сайтах паломнических центров упоминается о пожертвовании за поездку, но "сумму пожертвования" увидеть нельзя — она озвучивается при общении по телефону. В нее может входить, например, только дорога туда-обратно. Есть также пакеты "все включено", предусматривающие, помимо дороги, жилье, питание и требы. Например, поездка из Москвы в Ливны обойдется примерно в 6 тысяч рублей, включая два молебна "О недужных" (так называют в паломническом центре отчитки) и соборование.

    Справедливости ради стоит отметить, что на отчитках можно присутствовать и без взноса пожертвований.

    "Самовольное изгнание"

    Еще одной проблемой является признание легитимности того или иного экзорциста. В интернете часто можно встретить статьи про то, как в каком-нибудь селе батюшка изгоняет бесов различными способами.

    "Любой человек может одеть рясу, клобук, взять крест и объявить себя епископом, благодатным старцем, — и у него найдутся последователи и все такое прочее. Ясно, что статистику (отчиток — ред.) никто не ведет", — заявил ведущий интернет-проекта "Батюшка онлайн" иеромонах Макарий (Маркиш).

    Таких самопровозглашенных бесогонов архиереи могут запретить в служении или лишить сана. Однако, по словам иеромонаха, изгоняющий бесов человек вряд ли примет решение иерарха — поэтому "станет самосвятом, или прямым раскольником, сектантом".

    "В частности, можно сказать: поскольку наша страна свободная, каждый может себя объявить (экзорцистом — ред.)", — убежден Маркиш.

    Негативно относящиеся к массовой отчитке эксперты выступают за искоренение подобной практики. Однако сделать это, по их мнению, крайне сложно. Народная молва поддерживает экзорцизм. И если, по словам профессора Осипова, попробовать "запретить", к примеру, совершать отчитки отцу Герману, поднимется большой шум.

    "Подчас те, от кого это зависит, не придают особого значения происходящему, не понимают, сколько людей из-за этого просто погибают, становятся ненормальными", — убежден Осипов.

    Он раскритиковал популяризацию экзорцизма и совершающего его духовенства. "Если святые скрывали свой дар, то теперь вы можете на сайте нашей лавры найти расписание, в какие дни и часы священник совершает чудо изгнания. Сам Христос по расписанию этого не делал", — заключил наш собеседник.

    Однако благочинный лавры архимандрит Павел убежден, что от человека мало что зависит — никто не может ограничить "силу Божьей благодати". "Господь сам управляет и врачует. Это не как выпить аспирин, чтобы стало легче", — подчеркивает он. Главное, что требуется от человека — искренне верить.

    И на сладкое:)
    ЭКЗОРЦИЗМ
    Алексей ОСИПОВ,
    профессор Московской духовной академии

    Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его в христианской практике – крещение, причащение, венчание или монашеский постриг по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом говорит Господь (Мк. 16,16).

    Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (например, в Московской епархии) благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. (Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется благословение епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитывание превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного.) Лаодикийский собор (364) постановил: "Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах..." (пр. 26). Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный характер имеет новая практика, так и о духовном состоянии отчитывающих. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: "А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения... Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями..."

    Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. "Постановлени апостольские" (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что "славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем". В V в. экзорцисты уже не упоминаются . Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра Могилы (XVII в.) католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления.

    Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что "сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы , а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий ("ех opere operate") изгонять (отчитывать) злых духов "Иисусом.Которого Павел проповедуют" (Деян. 19. 13), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа. нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: "Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований" .

    Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли "просто" молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже – внешней (см., например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования , поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед таинством Крещения и является освящениемих акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.

    Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу "проповедовать", вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.