Меню

Кружок рисования в детском саду программа. Перспективный план работы «Нетрадиционные техники рисования» средняя группа

Аксессуары для ванной

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ»

Срок реализации 4 года

Возраст от 3 до 7 лет

Введение

Актуальность

Цель и задачи программы

Сроки реализации программы

Методы и приемы обучения

Диагностика

Заключение

Литература

Введение

Рисование – увлекательный и полезный вид творчества, в процессе которого различными способами, с применением самых разнообразных материалов, создаются изображения, как графические, так и живописные.

Рисование способствует приобщению дошкольников к миру прекрасного, развивает творческие способности, воспитывает эстетический вкус, помогает ощутить гармонию окружающего мира.

Ребенка, вначале, мало интересует результат, а важен и интересен сам процесс. Но, тем не менее, даже самый маленький ребенок способен понять, по-своему оценить, и готов создавать собственные произведения искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, выразительностью, неожиданностью образов. Как говорил Л.С. Выготский «Ребенок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Главное в процессе рисования не навредить ребенку, не навязать свою точку зрения.

Процесс рисования несет в себе психотерапевтические элементы. На лист бумаги выплескиваются переживания, и ребенок освобождается от них, таким образом, происходит «графическое реагирование».

Рисование – одно из самых любимых занятий детей. Для успешного обучения детей рисованию, все чаще используются нетрадиционные техники, особенно в младшем дошкольном возрасте. Так как во многих из них не требуется владение привычными инструментами, не нужны кисти и карандаши, ведь есть пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше.

Данная программа предусматривает формирование творческих способностей у детей, начиная с младшего и заканчивая подготовительным дошкольным возрастом. Она содержит в себе методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования, подбор игровых упражнений, диагностический инструментарий.

Актуальность

Использование детьми нетрадиционных техник рисования актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.

Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать.

В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст.2). Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.

Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества – это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.

В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной.

Есть взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т.п.

Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать такие личностные качества как:

  • умение одухотворять живую и неживую природу
  • способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира
  • готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им
  • стремление заботиться о других
  • умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное
  • способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним
  • готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства

С другой стороны ребёнок набирается опыта изодеятельности:

  • учится быть оригинальным
  • учится использовать средства выразительности
  • учится давать оценку своей и чужой деятельности
  • учится проявлять инициативу, самостоятельность
  • развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник

Исследования российских педагогов и психологов Е.А. Флериной, Н.Г.Сакулиной, Е.И.Игнатьевой и др. дают основание сделать вывод о том, что рисование возникает у детей уже второго года жизни и является неотъемлемой частью развития ребёнка. Поэтому его необходимо включать в процесс обучения дошкольников, который должен быть направлен на овладение техническими навыками и отражение впечатлений от окружающего.

Многообразие техник помогает детям искать себя в материале. По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец и, безусловно, выразит себя наиболее адекватно в предпочтительной технике. Чтобы это произошло, и возникает необходимость в поиске нового подхода, новых способов, новых техник рисования. И тогда каждый ребёнок сумеет реализовать свой неповторимый способ самовыражения.

Новизна и отличительные особенности программы

Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 3-7 лет.

Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

Занятия полезны и увлекательны. Работа позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. Имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ. Иногда на занятиях применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.

Цель и задачи программы:

Цель : развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет средствами нетрадиционного рисования.

Основные задачи программы:

Обучающие:

- учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;

- учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки и т.д.);

- учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников,

замечать и творить Красоту;

- развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

- воспитывать навыки самостоятельности.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на детей 3-7лет, продолжительность обучающей программы 5 лет. Занятия проходят один раз в неделю, в год - 36 часов.

Продолжительность занятий:

1. Первый год обучения, дети 3- 4 лет – от 10 мин. до 15 мин.

2. Второй год обучения, дети 4-5 лет – от 15мин. до 20 мин.

3. Третий год обучения, дети 5-6 лет – от 20 мин. до 25 мин.

4. Четвёртый год обучения, дети 5-6 лет – от 20 мин. до 25 мин.

Форма проведения занятий: групповая.

Занятия проходят во второй половине дня.

Ожидаемые результаты

· дети научатся различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;

· научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом;

· дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;

· у детей разовьется мелкая моторика рук;

· сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;

· разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

· появится любовь и уважение к изобразительному искусству;

· сформируется художественный вкус и чувство гармонии;

· сформируются навыки самостоятельности.

Методы и приемы обучения:

· словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);

· наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);

· практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование)

Создание художественно-развивающей среды в детском саду;

Разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация.

Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер-классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении нетрадиционных изобразительных средств.

Перечень используемых техник нетрадиционного рисования

«Пластилинография»

Задачи: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.

Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать большую выразительность смешивая кусочки пластилина разного цвета.

«Монотипия»

Задачи: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление.

«Ниткография»

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка сред ней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

«Монотипия пейзажная»

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

«Кляксография обычная»

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Цель. Продолжать знакомить со свойствами акварели и техникой рисования. Развивать воображение, цветоощущение, умение видеть красоту в окружающем мире.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

«Восковые мелки и акварель»

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

«Кляксография с трубочкой»

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

«Набрызг»

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Рисование по мокрому листу»

Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань.

Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.

«Оттиск пробкой»

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

«Скатывание бумаги»

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

«Оттиск смятой бумагой»

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

«Рисование тычком»

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.

«Рисование ладошкой»

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

«Рисование пальчиками»

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу.

«Граттаж»

Рисование по восковой прокладке. Суть этой техники в процарапывании. Данную технику начинаем использовать только со старшего возраста. Требуется подготовка специальных «холстов»: сначала наносим цветной фон акварелью, подсушиваем бумагу. Далее весь фон полностью затирается воском и покрывается черной гуашью, с добавлением моющего средства. После заостренной палочкой начинаем процарапывать рисунок.

«Печатка»

Эта техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Для начала нужно изготовить «печатку». Печатки изготовить несложно самим: надо взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова! Прижимаем её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию!

Так же применяются и другие виды нетрадиционного рисования.

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплекс

учебные и методические пособия:

Научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);

материалы из опыта работы:

Образцы;

Шаблоны, трафареты;

Альбомы, фотографии лучших работ;

Перспективные тематические планы;

Конспекты занятий;

Фонотека.

Цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;

Пластилин, стеки;

Простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель;

Кисти, тычки разных размеров, пробки, трубочки для коктейля;

Диагностика

Цель проведения диагностики:

Выявление уровня художественного развития детей;

Выявление возможности свободного выбора ребенком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.

Характер диагностики : естественный педагогический.

Диагностические карты и таблица результатов экспериментального исследования см. Приложение № 1

Годовое перспективное планирование

см. Приложение № 2

Организация работы с родителями

Для сотрудничества с семьей выбраны следующие формы работы:

  • Оформление наглядной агитации для родителей
  • Проведение бесед
  • Консультации
  • Совместное творчество родителей и детей
  • Анкетирование

Цель: знакомство родителей с интересным и полезным видом творчества

Проводимая работа, не только даёт родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приёмах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми.

Заключение

Работа по данной программе дает положительную динамику в развитии у детей навыков рисования. Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость нарядность цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями. Дети, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами. Исходя из результатов видно, что выбранные методы и приёмы помогают решать поставленные мною задачи. Выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования.

Литература

1.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2.Антонова Т.В., Алиева Т.И. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2011.

3.Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011.

4.Галанов А.С., Корнилова С.Н. ,Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству/.– М.: ТЦ Сфера, 1999.

5.Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М.: Лист, 1999.

6.Лубковска К., Згрыхова И. Сделаем это сами: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.

7.Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Занятия в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.

8.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.

9.Конощук С.И. Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей.- М: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011.

10Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

11. Кихтева Е.Ю. Рисуют малыши: Игровые занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

12Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Мозаика-синтез, 2011.

13.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

14. Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет.- М.: Рольф, 2000.

15. Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О. Солодовниковой.- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.

16. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ

«НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ»

Срок реализации 4 года

Возраст от 3 до 7 лет

воспитатель I КК

г. Бутурлиновка

Введение

Актуальность

Новизна и отличительные особенности программы

Цель и задачи программы

Сроки реализации программы

Методы и приемы обучения

Педагогические условия для реализации программы

Перечень используемых техник нетрадиционного рисования

Учебно-методическое обеспечение

Диагностика

Годовое перспективное планирование

Организация работы с родителями

Заключение

Литература

Введение

Рисование – увлекательный и полезный вид творчества, в процессе которого различными способами, с применением самых разнообразных материалов, создаются изображения, как графические, так и живописные.

Рисование способствует приобщению дошкольников к миру прекрасного, развивает творческие способности, воспитывает эстетический вкус, помогает ощутить гармонию окружающего мира.

Ребенка, вначале, мало интересует результат, а важен и интересен сам процесс. Но, тем не менее, даже самый маленький ребенок способен понять, по-своему оценить, и готов создавать собственные произведения искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, выразительностью, неожиданностью образов. Как говорил Л.С. Выготский «Ребенок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Главное в процессе рисования не навредить ребенку, не навязать свою точку зрения.

Процесс рисования несет в себе психотерапевтические элементы. На лист бумаги выплескиваются переживания, и ребенок освобождается от них, таким образом, происходит «графическое реагирование».

Рисование – одно из самых любимых занятий детей. Для успешного обучения детей рисованию, все чаще используются нетрадиционные техники, особенно в младшем дошкольном возрасте. Так как во многих из них не требуется владение привычными инструментами, не нужны кисти и карандаши, ведь есть пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше.

Данная программа предусматривает формирование творческих способностей у детей, начиная с младшего и заканчивая подготовительным дошкольным возрастом. Она содержит в себе методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования, подбор игровых упражнений, диагностический инструментарий.

Актуальность

Использование детьми нетрадиционных техник рисования актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.

Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать.

В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст.2). Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.

Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества – это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.

В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной.

Есть взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т.п.

Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать такие личностные качества как:

  • умение одухотворять живую и неживую природу
  • способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира
  • готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им
  • стремление заботиться о других
  • умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное
  • способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним
  • готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства

С другой стороны ребёнок набирается опыта изодеятельности:

  • учится быть оригинальным
  • учится использовать средства выразительности
  • учится давать оценку своей и чужой деятельности
  • учится проявлять инициативу, самостоятельность
  • развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник

Исследования российских педагогов и психологов Е.А. Флериной, Н.Г.Сакулиной, Е.И.Игнатьевой и др. дают основание сделать вывод о том, что рисование возникает у детей уже второго года жизни и является неотъемлемой частью развития ребёнка. Поэтому его необходимо включать в процесс обучения дошкольников, который должен быть направлен на овладение техническими навыками и отражение впечатлений от окружающего.

Многообразие техник помогает детям искать себя в материале. По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец и, безусловно, выразит себя наиболее адекватно в предпочтительной технике. Чтобы это произошло, и возникает необходимость в поиске нового подхода, новых способов, новых техник рисования. И тогда каждый ребёнок сумеет реализовать свой неповторимый способ самовыражения.

Новизна и отличительные особенности программы

Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 3-7 лет.

Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

Занятия полезны и увлекательны. Работа позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. Имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ. Иногда на занятиях применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.

Цель и задачи программы:

Цель : развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет средствами нетрадиционного рисования.

Основные задачи программы:

Обучающие:

Учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;

- учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки и т.д.);

- учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников,

Замечать и творить Красоту;

- развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

- воспитывать навыки самостоятельности.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на детей 3-7лет, продолжительность обучающей программы 5 лет. Занятия проходят один раз в неделю, в год - 36 часов.

Продолжительность занятий:

1. Первый год обучения, дети 3- 4 лет – от 10 мин. до 15 мин.

2. Второй год обучения, дети 4-5 лет – от 15мин. до 20 мин.

3. Третий год обучения, дети 5-6 лет – от 20 мин. до 25 мин.

4. Четвёртый год обучения, дети 5-6 лет – от 20 мин. до 25 мин.

Форма проведения занятий: групповая.

Занятия проходят во второй половине дня.

Ожидаемые результаты

  • дети научатся различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;
  • научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом;
  • дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
  • у детей разовьется мелкая моторика рук;
  • сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
  • разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
  • сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
  • сформируются навыки самостоятельности.

Методы и приемы обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
  • наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
  • практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование)

Педагогические условия для реализации программы:

Создание художественно-развивающей среды в детском саду;

Разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация.

Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер-классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении нетрадиционных изобразительных средств.

Перечень используемых техник нетрадиционного рисования

«Пластилинография»

Задачи: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.

Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать большую выразительность смешивая кусочки пластилина разного цвета.

«Монотипия»

Задачи: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление.

«Ниткография»

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка сред ней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

«Монотипия пейзажная»

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

«Кляксография обычная»

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Акварель и акварельные мелки»

Цель. Продолжать знакомить со свойствами акварели и техникой рисования. Развивать воображение, цветоощущение, умение видеть красоту в окружающем мире.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

«Восковые мелки и акварель»

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

«Кляксография с трубочкой»

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

«Набрызг»

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Рисование по мокрому листу»

Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань.

Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.

«Оттиск пробкой»

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

«Скатывание бумаги»

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

«Оттиск печатками из ластика»

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

«Оттиск смятой бумагой»

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

«Рисование тычком»

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.

«Рисование ладошкой»

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

«Рисование пальчиками»

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу.

«Граттаж»

Рисование по восковой прокладке. Суть этой техники в процарапывании. Данную технику начинаем использовать только со старшего возраста. Требуется подготовка специальных «холстов»: сначала наносим цветной фон акварелью, подсушиваем бумагу. Далее весь фон полностью затирается воском и покрывается черной гуашью, с добавлением моющего средства. После заостренной палочкой начинаем процарапывать рисунок.

«Печатка»

Эта техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Для начала нужно изготовить «печатку». Печатки изготовить несложно самим: надо взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова! Прижимаем её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию!

Так же применяются и другие виды нетрадиционного рисования.

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплекс

учебные и методические пособия:

Научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);

материалы из опыта работы:

Образцы;

Схемы;

Шаблоны, трафареты;

Альбомы, фотографии лучших работ;

Перспективные тематические планы;

Конспекты занятий;

Фонотека.

Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:

Цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;

Пластилин, стеки;

Простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель;

Кисти, тычки разных размеров, пробки, трубочки для коктейля;

Диагностическая карта «Оценка освоения программы».

Диагностика

Цель проведения диагностики:

Выявление уровня художественного развития детей;

Выявление возможности свободного выбора ребенком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.

Характер диагностики : естественный педагогический.

Диагностические карты и таблица результатов экспериментального исследования см. Приложение № 1

Годовое перспективное планирование

см. Приложение № 2

Организация работы с родителями

Для сотрудничества с семьей выбраны следующие формы работы:

  • Оформление наглядной агитации для родителей
  • Проведение бесед
  • Консультации
  • Совместное творчество родителей и детей
  • Анкетирование

Цель: знакомство родителей с интересным и полезным видом творчества

Проводимая работа, не только даёт родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приёмах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми.

Заключение

Работа по данной программе дает положительную динамику в развитии у детей навыков рисования. Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость нарядность цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями. Дети, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами. Исходя из результатов видно, что выбранные методы и приёмы помогают решать поставленные мною задачи. Выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования.

Литература

1.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2.Антонова Т.В., Алиева Т.И. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2011.

3.Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011.

4.Галанов А.С., Корнилова С.Н. ,Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству/.– М.: ТЦ Сфера, 1999.

5.Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М.: Лист, 1999.

6.Лубковска К., Згрыхова И. Сделаем это сами: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.

7.Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Занятия в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.

8.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.

9.Конощук С.И. Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей.- М: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011.

10Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

11. Кихтева Е.Ю. Рисуют малыши: Игровые занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

12Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Мозаика-синтез, 2011.

13.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

14. Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет.- М.: Рольф, 2000.

15. Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О. Солодовниковой.- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.

16. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана

«Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ЗАНЯТИЙ В КРУЖКЕ

«РАДУГА»

ПО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ № 10 «РОМАШКА»

Руководитель кружка:

Чернышова О.В.

Абакан 2016г.

ВВЕДЕНИЕ

Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес и различным видам искусства в целом. Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие.

Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – саморегуляции, самоуправления. Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.

Пояснительная записка

Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, что чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.

В последние годы появилось много методической литературы по развитию детского творчества и обучению детей технике рисования, тем не менее, овладение детьми техникой изображения остаётся актуальным. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали , работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. С течением времени движений руки оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Вот почему и специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.

По исследованию В.И.Дружинина, вопрос о связи речи с мышлением является в определенном смысле ключевым в психологии. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь не случайно Л.С.Выготский называл рисование «графической речью».

Рисование карандашами и красками требует от ребенка дошкольника высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знание приемов работы. Однако, несмотря на усилия, рисунок может, получается непривлекательным, тут на помощь приходят нетрадиционные приемы рисования.

Актуальность данного направления заключается в использовании

систематических упражнений по тренировке пальцев, которые являются средством стимуляции коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения. Пальчиковые игры, упражнения и нетрадиционные техники рисования – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Использование нетрадиционных техник рисования способствует:

    Развитию у дошкольников двигательной координации кистей и пальцев, глазомера, зрительного восприятия, ориентировке на листе бумаги;

    Развитию умений и навыков, способствующих подготовке руки ребенка к письму;

    Развитию воображения и восприятия, а значит, познавательных способностей;

    Эмоционально-положительное отношение к рисованию;

    Самовыражению личности, т.е. отображения собственного фантазийного и эмоционального мира.

Исходя из вышесказанного, данная тема является в настоящее время очень актуальной и дает педагогу возможность для творчества.

Кружок направлен на развитие у детей мелкой моторики нетрадиционными техниками рисования.

Цель Программы:

Основная цель занятий - создание условий для развития у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества.

Задачи:

Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

Развивать творчество, фантазию.

Активизировать детей при выборе тематики.

Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:

1. Анкетирование родителей и педагогов.

2.Диагностика моторных навыков (Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич).

3. Наблюдения во время работы за детьми.

Структура занятия

Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.

Рассматривание картин и книжных иллюстраций.

Проговаривание последовательности работы.

Показ воспитателя.

Пальчиковые гимнастики и массажи, специальные тренировочные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Музыкальное сопровождение.

Оформление выставок.

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной, в группе необходимо создать развивающую среду, которая может включать в себя такие компоненты:

Зона ИЗО деятельности (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, бумага, штамповки и другое).

Зона, где сосредоточенны разнообразные , мозаики, бросовый материал, различные инструменты.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга;

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления);

Тактильной чувственности (при непосредственном контакте пальцев рук с различными средствами художественной деятельности дети познают их свойства, возможностями применения и т.д.);

Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

Ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников – ребенку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.);

В процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

В работе по развитию мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования находит свое отражение интеграция образовательных областей:

1. «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми, пополнение словаря детей.

2. «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.

3. «Художественное творчество»: участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций, использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности детей.

4. «Познание»: расширение кругозора детей, сенсорное развитие.

5. «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей и способность преодолевать трудности.

6. «Безопасность»: соблюдение элементарных правил безопасности во время работы с различными материалами.

7. Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.

8. «Труд»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.

9. «Здоровье»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.

Одним из важнейших направлений, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму, остается работа с родителями .

Эффективным средством знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования является их участие в вечернее время, где они могут познакомиться с методом и приемами работы. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители, будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения.

Поэтому особое внимание необходимо уделять обсуждению детских работ, обязательно вводить в практику анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараться оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.

Работа с родителями

- Консультация «Особенности рисования детей 4-5 лет».

- Изготовление папки-передвижки « Пальчиковые краски и работа с ними ».

Наглядно – текстовая информация « Как правильно использовать нетрадиционные техники рисования ».

Формы проведения:

Занятия длительностью 15-20 минут с использованием техник нетрадиционного рисования:

Техники:

Тычок полусухой жесткой кистью;

Рисование восковыми мелками и акварелью;

Пластилинография;

Обрывная аппликация;

Пальчиковое рисование (ватной палочкой);

Рисование бумагой;

Граттаж;

Рисование ниточками;

Монотипия;

Кляксография;

Рисование нитками;

Рисование цветными мыльными пузырями;

Рисование ладошками .

Методы обучения нетрадиционным техникам рисования

    Создание игровой ситуации, интересных моментов.

    Проговаривание этапов работы.

    Демонстрация воспитателя, применение мультимедийной презентации с изображением по этапам правильного положения рук в процессе знакомства с новыми техниками.

    Пальчиковые гимнастики, специальные упражнения для тренировки кистей и пальцев, массажи, способствующие развитию мелкой моторики.

    Рассматривание иллюстраций из книг и картин.

    Сопровождение музыкальными произведениями.

    Оформление выставок.

    Самостоятельная деятельность детей.

Принципы работы с детьми:

    доступность отбираемого материала;

    постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;

    индивидуальный подход к детям;

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

О разнообразии техник нетрадиционного рисования

О свойствах и качествах различных материалов;

О технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

Планировать свою работу;

Договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

Анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

Создавать индивидуальные работы;

Использовать различные техники и способы создания рисунков;

Аккуратно и экономно использовать материалы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Структура занятия кружка «Радуга»

ЧАСТЬ 1. Вводная

Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Что бывает такого цвета», «Волшебные картинки», «Лабиринт» слушание песенок, и т.д.

ЧАСТЬ.2. Продуктивная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.

ЧАСТЬ 3. Завершающая

Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка. по теме занятия.

Учебный план.

N

Название темы

Количество часов

Игра-беседа «Условия безопасной работы».

Игра: «Знакомство с чудо - помощниками»

«Знакомство с техниками»

«Творим без кисточки»

«Рисуем мыльными пузырями»

«Рисуем ватными палочками»

«Рисуем ниточками»

«Знакомство с кляксографией»

«Рисуем пластилином»

«Набрызг»

«Граттаж»

«Монотопия»

Всего:

34

п/п

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Сентябрь

Осенние листья

Плюшевый мишка

Тычок жесткой полусухой кистью

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью»

Яблочко

Монотипия

Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере яблока). Развивать пространственное мышление.

По замыслу

Различные

Октябрь

Боровичок

Рисование пальчиками

Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания. Развивать чувство композиции, цветовосприятие.

Варенье

Кляксография

Познакомить с техникой кляксография. Развивать чувство композиции.

Блюдечко

Пластилинография

Совершенствовать умения и навыки в рисовании пластилином.

Кресло

Набрызг

Познакомить с техникой набрызг. Развивать чувство композиции.

Ноябрь

9

Пылесос

Граттаж

10

Самокат

Рисование ватными палочками

Закрепить умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство композиции

11

По замыслу

Различные

Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

12

Пароход

Пластилинопластика

Закрепить умение рисовать пластилином. Развивать чувство композиции.

Декабрь

13

Морозные узоры

Акварельные краски+восковые мелки

Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений об осени. Совершенствовать умения и навыки в рисовании восковыми мелками и акварелью.

14

Синичка

Рисуем ниточками

Познакомить с техникой рисования ниточками.

15

Саночки

Рисование ватными палочками

16

Новогодняя открытка

Различные

Январь

17

По замыслу

Различные

Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

18

Кошечка

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

19

Цыпленок

Рисование ватными палочками

Совершенствовать умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство композиции.

Февраль

20

Бегемот

Граттаж

Познакомить с техникой граттаж. Учить обводить шаблоны простой формы.

21

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

22

Гора

Монотипия

Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере горы). Развивать пространственное мышление.

23

Открытка папе

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Март

24

Платье

Рисование ватными палочками

Совершенствовать умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство композиции.

25

Открытка мамочке

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

26

Платочек для бабушки

Акварельные краски+восковые мелки

Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений об осени. Совершенствовать умения и навыки в рисовании восковыми мелками и акварелью.

27

Капель

Рисование пальчиками

Совершенствовать умение рисовать пальчиками. Развивать цветовосприятие.

Апрель

28

Подводное царство

Рисование мыльными пузырями, ладошкой, восковыми мелками + акварель

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции

29

По замыслу

Различные

Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

30

Сказочный сад

Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету

Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету).

31

Волшебный цветок

Различные

Май

32

Пчелки

Восковой мелок+акварель, черный маркер+акварель

Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции

33

Открытка на 9 мая

Различные

Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы.

34

Фантазия

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Учить создавать образ используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник

Наталья Никулина
Перспективный план работы «Нетрадиционные техники рисования» средняя группа

Месяц Название темы Реализуемые задачи

Сентябрь Разноцветная тучка Учить детей смешивать такие цвета, которые сочетаются между собой. Учить задумывать и реализовывать свой замысел.

Сентябрь Дождик Учить детей рисовать дождь – методом тычок. Учить, правильно подбирать и сочетать цветовую гамму, пользуясь уже имеющимся опытом.

Сентябрь

Золотая осень

Учить использовать технику печатания (листьями) . Воспитывать умение любоваться своей работой .

Сентябрь

Овощи Учить использовать технику - оттиск смятой бумагой. Развивать у детей воображение.

Октябрь Листопад Учить детей техники рисования пальцами . Учить использовать всё пространство листа. Развивать пространственную координацию.

Октябрь Журавли улетают на юг Учить детей техники рисования в сочетание с кистью и штампами. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к продуктам труда.

Октябрь Озеро с лебедями Показать, как рисовать с помощью ладони . Вызвать желание к данной работе . Воспитывать аккуратность. Коллективная работа .

Октябрь Разноцветные ладошки Учить подбирать фон для работы , учить аккуратно делать оттиск своей ладони.

Ноябрь Первый робкий снег Учить детей наносить краску смятым комком бумаги. Воспитывать любовь к занятиям изобразительной деятельностью.

Ёжики Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью» . Учить дополнять изображение подходящими деталями.

Украсим платье кукле Знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Развивать воображение.

Ноябрь Ночное небо

Знакомить с техникой

Декабрь Праздничная елочка Учить способу рисования - оттиск поролоном , смятой бумагой. Воспитывать любовь к занятиям изобразительной деятельностью. Коллективная работа .

Декабрь Зимушка - Зима Учить детей наносить белую краску смятым комком бумаги, создавая образ снега. Учить детей выполнять работу аккуратно , не выходя за края рисунка.

Новогодняя ночь Продолжать знакомить с техникой сочетания свечи и акварели. Прививать любовь к искусству.

Шарики на елке

Закреплять умение рисовать пальчиками разноцветные шарики. Воспитывать аккуратность.

Январь Страна фантазий Знакомить с техникой - кляксографией . Способствовать развитию воображения.

Январь Снежинки Закреплять умение рисовать пальчиками , ватными палочками. Развивать чувство композиции. Коллективная работа .

Покормите птиц зимой

Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о птицах. Учить рисовать корм пальчиками , ватными палочками.

Январь Вьюга Учить рисовать используя метод - кляксография с трубочкой. Развивать мелкую моторику рук. Развивать воображение.

Февраль Украсим

коврик Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка) . Закреплять умение подбирать фон для работы .

Февраль Веселый ветерок Учить сочетать различные приёмы. Воспитывать выдержку, усидчивость.

Папин день

Учить рисовать , совмещая различные нетрадиционные техники и приёмы . Воспитывать любовь к Родине и уважение к защитникам Родины.

Февраль Солнышко Продолжать знакомить с техникой сочетания свечи и акварели. Воспитывать выдержку, усидчивость.

Март Волшебные ладошки Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество.

Март Интересные узоры Продолжать знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Создать праздничное настроение у детей.

Март Подарок для мамы Воспитывать удовлетворение от завершённости работы . Воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам.

Март В гостях у цветочной феи Закреплять умение рисовать необычные цветы , используя поролон, печатки. Прививать любовь к изобразительной деятельности. Колллективная работа .

Апрель Весеннее дерево Учить продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка.

Апрель Паучок Учить рисовать используя метод - кляксография с трубочкой. Развивать мелкую моторику рук. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

Апрель Космос Совершенствовать умение использовать в рисунке штампы. Развивать у детей представление о космосе. Воспитывать любознательность.

Сады в цвету

Закреплять технику - печатание . Развивать чувство цвета.

Салют Продолжать знакомить с техниками сочетания : свечи и акварели, восковых мелков и акварели. Развивать воображение, творчество.

На летней опушке Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования , понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. Учить использовать в одном рисунке несколько техник нетрадиционного рисования .

Май В пруду Закреплять умение рисовать подводный мир пальчиками. Закрепить знания об обитателях пруда и его растительного мира. Развивать чувство композиции.

Праздник Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках . Учить выбирать самостоятельно технику и тему .

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования в ДОУ «… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.

Назначение: развитие мелкой моторики Описание работы: занимательное занятие для детей, при помощи которого мы получили не только красивые.

Весна! Как много жизни в этом слове! Все пробуждается ото сна, расцветает, дарит нам свои краски и хорошее настроение!Весенний майский дождь.

Соловьёва О. В., Вольферц Г. А. воспитатели МБДОУ №41 г. Белово. Нетрадиционные техники в изодеятельности. В дошкольном периоде особое значение.

Нетрадиционные техники рисования. Перспективный план кружок «Акварелька» (подготовительная группа) План работы подготовительной группы Сентябрь. № 1 «Весёлые кляксы» Кляксография. Познакомить с таким способом изображения как кляксография,.

Для дошкольных учреждений многие нетрадиционные техники рисования (монотипия, кляксография, пальцеграфия) уже давно традиционное явление.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Тема моего опыта работы «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Целью моей работы является развитие творческих способностей у.

Перспективный план кружковой работы по экологическому воспитанию дошкольников «Мир вокруг нас» (средняя группа) Перспективный план работы кружка «Мир вокруг нас» Тема Программное содержание 1 Осень. Наблюдение за осенними цветами (бархатки, астры).

Система работы