Меню

Древние храмы в крыму. Самые необычные и удивительные православные храмы крыма

Пол

Здание Александро-Невского собора связано с историей рождения губернского центра начала его застройки и являлось одним из первых монументальных сооружений города Симферополя.

Храм был любимым местом посещения горожан - здесь располагалась кафедра архиепископа. Современники отмечали, что Александро-Невский собор отличался святителями, восседавшими на кафедре, их причисляли к лицам первой величины в Российской церковной иерархии. Проповеди архипастырей Иннокентия, Алексия, Гурия, Гермогена, Пуки и др. известных епископов воодушевляли прихожан на добрые дела и были образцом духовного ораторского искусства.

Идея возведения в Симферополе соборного храма восходит к 1787 году - времени посещения Екатериной II губернского города. Бедность и теснота приспособленного под храм татарского домика поразили императрицу, и она изволила выразить князю Потемкину свою волю о построении в Ак-Мечети соборного храма для постоянных жителей и приезжих греков. Однако смерть Потемкина (1791 г.), затем Екатерины (1796 г.), отложили строительство собора надолго. Дело сдвинулось с мертвой точки в августе 1804 года. Протопоп Никита Петровский, известный своей храбростью во время взятия Измаила, обратился к Таврическому губернатору Мертваго с просьбой о постройке храма. Аналогичное прошение Мертваго к императору Александру I было удовлетворено, и губернским архитектором Карасевым был разработан проект будущего собора, сметная стоимость которого определялась в 81 тыс. 529 руб.


Предполагалось построить храм «во имя Св. Благоверного великого князя Александра Невского на новом месте близ присутственных мест». По преданию, это место определил Петр Симон Паллас. Однако проект Карасева признан министром внутренних дел Кочубеем посредственным, и в основу сооружения храма лег проект петербургского архитектора П.И. Руска, разработанный зодчим в классических формах. Простота композиции, главенствующая роль ордера, торжественность, изысканность пропорций характерны были для этого церковного здания, оформленного с четырех фасадов шестиколонным портиком. В начале мая 1810 года при многочисленном стечении народа состоялись освящение места и закладка храма. Его возводили на берегу Салгира, в Александровском редуте, укрепленном крепостными стенами лагере, «сооруженном во время военных действий генералиссимусом князем Италийским графом Суворовым-Рымникским, бывшим тогда командующим в Крыму генералом». Как впоследствии оказалось, месторасположение храма выбрано не совсем удачно - на косогоре, окруженном рвами, с обрывами в южной своей части.

Строить собор подрядились иностранные мастера - французы П. Николаи, И. Ферри, Б. Латти, оказавшиеся самыми заурядными «шабашниками». По контракту подрядчики обязались построить храм, изготовить иконостас, алтарное устройство и одновременно провести ремонтные работы по укреплению Суворовского редута (вала, рвов, каменных мостов с воротами). За постройкой храма надзор осуществлял губернский архитектор Мартьянов, а городничий Касанчич информировал МВД Санкт-Петербурга о ходе строительства. Одновременно В Петербургский иконописный цех К. Венедиктова был направлен заказ на написание икон Христа Спасителя, Богоматери, св. Апостола Андрея Первозванного, Воскресения Христова; на северные и южные дверные полотна - св. Архангела Гавриила и св. Архангела Михаила. Всего за 2 месяца работы К. Венедиктов выполнил 30 икон стоимостью 2100 руб, они были признаны отличного качества и отправлены в Симферополь.

Строительство собора продвигалось крайне медленно - не хватало средств. За 1811 год стены были возведены вчерне только до капителей. В 1812 году из-за начавшейся Отечественной войны постройка храма была законсервирована. Через год здание имело крайне неприглядный вид: сильная буря снесла всю кровлю, стройматериалы расхищены, песок и известь развеяны ветром. В таком состоянии храм простоял еще 4 года. В 1816 году Высочайше созданная комиссия сделала заключение - храм необходимо разобрать до основания «в виду глубоких трещин и ослабленных конструкций». В Симферополь был командирован губернский архитектор города Полтавы М. Парадисов, который подтвердил выводы комиссии о сносе храма и переносе строения на удобное и отдаленное от Салгира место. Карательные меры последовали незамедлительно. Все члены Симферопольской строительной экспедиции отданы под суд, дело же передано в Сенат для взыскания с виновных всех казенных убытков. На имения губернатора А.М. Бороздина наложен арест.


В 1817-1819 годах храм дал новую трещину, а южная стена здания на обрыве к реке Салгир угрожала скорым падением. Первый этап сооружения собора закончился. Впереди были новые предложения.

Нужно отметить, что Симферополь, заложенный на свободных землях в 1784 году как административный центр

Таврической губернии, должен был развиваться по «регулярному» плану и своим архитектурным обликом отражать соответствующий уровень русской градостроительной культуры конца XVIII - начала XIX века. Утвержденный план города являл собой пример логически разумной, парадной и торжественной архитектурно-пространственной организации. Роль композиционного акцента отводилась полуциркульной площади, в центре которой намечалось место собора. Условия вновь строящегося города с просторными участками предполагали проект нового здания церкви со свободной посадкой. Проект соборной церкви был разработан в строительном комитете МВД Санкт-Петербурга после долгих раздумий о судьбе первого храма в Александровском редуте. Строительный комитет полагал, что возвести церковь необходимо на обширной площади перед редутом, между зданиями присутственных мест и полицейским управлением. Задача строителей Александро-Невского храма была такова - воздвигнуть в центральной точке нового города Симферополя мощный архитектурный объем, который служил бы главной объемной осью по отношению ко всей застройке.


В разработке проекта участвовали два талантливых архитектора - член строительного комитета МВД, титулярный советник И. Шарлеман и известный зодчий, титулярный советник И.Ф. Колодин. По смете первого проекта на постройку требовалось 237 185 руб. 95 коп., второго - 198 2 10 руб. 10 коп. Проект Шарлемана отвечал всем требованиям архитектуры зрелого классицизма, к первой половине XIX века достигнувшего своего наивысшего расцвета. Торжественностью, изысканностью пропорций, главенствующей ролью ордера отличался проект И. Шарлемана, утвержденный государем в 1821 году. Император Александр I пожертвовал на строительство храма большую сумму, да и место будущей постройки, по преданию, тоже указано им.

Уточнения и корректировка проекта Шарлемана на месте предполагались министерским архитектором МВД в лице И.Ф. Колодина, направленного в Симферополь для архитектурного надзора. Еще два года потребовались для разрешения всех задач сооружения собора в Симферополе, и уже в 1822 году граф Кочубей сообщал Таврическому губернатору Н.И. Перовскому о высочайше утвержденном проекте, составленной смете (с употреблением старого материала из разобранной церкви) на сумму 2 18 тыс. 965 руб. и о выборе архитектора И.Ф. Колодина для архитектурного надзора за строительством Александро-Невского собора, присутственных мест и других построек Симферополя. И.Ф. Колодин вместе с помощником Я. Колодиным, техником Абрамовым прибыли в Симферополь. В присутствии Таврического губернатора А.Н. Баранова, всех членов строительной экспедиции, губернского архитектора Лиммермана и понятых граждан был составлен акт о несостоятельности прежней постройки - непрочности стен храма, колонн, отсутствии «железных связей» и необходимости разборки сооружения. Участок первого храма был приобретен предводителем дворянства С.Е. Нотарой и протоиереем Василием Чернявским (впоследствии их дома принадлежали духовному ведомству, в первом - помещалось архиерейское подворье, во втором - духовная консистория; ныне на этом месте располагается гостиничный комплекс «Украина»).

В Симферополе архитектору Колодину предстояло строить Александро-Невский собор (1829), губернские присутственные места, заканчивать возведение странноприимного дома Таранова-Белозерова (1827), перестроить Свято-Троицкую церковь (1865), проектировать и возводить дом гражданского губернатора (1835).


Члены строительного комитета в составе архитектора И.Ф. Колодина, губернского архитектора Лиммермана обследовали новое место посадки собора. В результате осмотра оказалось, что здесь остались следы Суворовского редута, тайные подземные ходы, потому пришлось закладывать фундаменты гораздо глубже положенного по смете. Колодин на месте разработал план фундаментов и привлек для работы рядовых Таврического гарнизонного батальона. Первоочередной своей задачей Колодин считал набор опытных рабочих - специалистов разных профессий. С этой целью приглашали мастеровых людей из различных губерний России: 10 каменщиков прибыли из Санкт-Петербурга, плотники - от петербургского купца Терехова. Из Курской губернии также привлекли каменщиков и плотников. Сняли 10 лучших каменщиков-реставраторов из Бахчисарайского Ханского дворца. В строительстве участвовали и рядовые Таврического гарнизонного батальона. История сохранила имена квалифицированных плотников Курской губернии Степана Никифорова, Корнея Сомова, Ивана Анохина и других.

И.Ф. Колодин вел дневник строительных работ и постоянно информировал гражданского губернатора о ходе сооружения храма (дневник работ сохранился в госархиве АРК). Так, в декабре 1822 года Колодин сделал следующую запись в журнале за два месяца (с 1/XI по 1/I 1823 года) выполненных подрядных работ:

1. Поставлены наружные леса для сломки старой церкви.

2. С 3-х порталов храма сняты каменные колонны с базами.

3. Вчерне закончена квартира для рабочих и построен сарай для складирования материалов.

12 марта 1823 года, в годовщину восшествия на престол императора Александра I, после совершения Божественной Литургии в Петропавловской церкви процессия с крестным ходом прибыла на место закладки храма, и преосвященный Иов освятил место. Губернатор Перовский пополнил выгравированную медаль с планом и фасадом церкви в специально подготовленный камень, затем принял от архитектора инструменты, раствор и собственноручно исполнил ритуал закладки кирпича, после чего мастера приступили к работе.

Александро-Невский собор строили всем миром. Татары деревень Карагач, Мангуш, Чокурча и Балточекрак возили бутовый камень. П. Михайлов и турецкоподданные греки Константин Сава, Георгий Сава, Ени Тодора-Салюс и Ени Апостол заключили контракт по доставке камня для капителей, колонн, пилястр, архитрава, фриза, карнизов и др. деталей, которые Колодин предложил выполнить в технике тески, без оштукатуривания, как предполагал проект Шарлемана. В 1825 году на контрактной основе договорились с искусным кровельщиком из Карасубазара - мещанином Петром Бобровским и Карлом Ритером - о покрытии крыши храма листовым железом с последующей окраской кровли в зеленый цвет. Эти мастера обязались изготовить 5 металлических крестов из железа и 5 подкрестовых яблок, покрыть их медью и вызолотить червонным золотом. На 4-х малых куполах были сделаны тумбы - подставки под кресты. В течение 1824, 1825 и 1826 годов строительство собора шло успешно. Возведение монументального здания требовало большого количества опытных рабочих, которых продолжали брать «по найму и подрядом с выгодными ценами». В конце 1826 года архитектор Колодин сделал письменное заявление о дополнительном финансировании, и министр Панской исходатайствовал у императора на окончание храма еще 40 697 рублей 12 коп. Передержки сметы, естественно, были. Колодин мотивировал это следующими причинами: при разборке старой церкви из-за ветхости использовано меньше стройматериалов, чем предполагалось, фундаменты требовали больших затрат, все декоративные детали (карнизы, пояски, дентикулы и др.) выполнялись из тесаного камня, в конструкции корпуса храма Колодин ввел «железные связи», кирпич и штучный камень. Колонны с базами и капителями вытесаны из камня. Барабан основного купола стянут железными кольцами со скобами, для малых 4-х куполов использованы железные кольца на продольные связи, на фронтоны - под перемычки.


Колодин ввел железо в колонны, арки, применил пироны на всю высоту антаблемента. Модули, кронштейны тоже были сделаны из листового железа. На аттике фасадов церкви Колодин предложил сделать сечение не из камня, а из листового железа. Все это оправдало себя в будущем (так, в 1927 году во время сильного землетрясения здание собора не пострадало).

Нужно было позаботиться об оснащении храма колоколами и церковной утварью. Екатеринославская Духовная Консистория решила упразднить Петропавловский собор с тем, чтобы ризницу, утварь, колокола перенести в новый храм. В 1829 году из старого Петропавловского городского собора перенесены 7 колоколов, весом 193 пуда, оцененных в 9625 руб. Больший из колоколов имел 104 п., самый малый - 20 ф. В 1886 году на пожертвования Таврического духовенства приобретен новый колокол весом в 470 пудов. Вместе с этим колоколом московский фабрикант П.Н. Финляндский пожертвовал от себя еще два малых колокола весом по 10 пудов. Эти 3 колокола стоимостью до 90 тысяч рублей серебром были подняты на колокольню 17 августа 1886 года.

3 июня 1829 года в день Сошествия св. Духа при многочисленном стечении народа соборный однопрестольный храм во имя Благоверного князя Александра Невского был освящен преосвященным Гавриилом. Протоиерей Василий Чернявский ходатайствовал у генерала Канцевича о предоставлении военной стражи или караульных часовых для охраны собора от грабителей - близ храма еще не было никакой застройки. Таким образом, соборный храм возводился с большими трудностями и непредвиденными препятствиями, строительство было начато в 1810 году, закончено в июне 1829 года, строительная эпопея длилась 20 лет.

Духовная консистория заказала Колодину проект благоустройства территории храма. В 1831 году Колодин представил консистории три варианта каменной ограды - «круглой, овальной и четырехугольной». Выбор пал на проект с квадратной планировкой. Это был хорошо организованный комплекс, с глубоко продуманными всеми сторонами композиционного решения.

Планировка территории, на спокойном рельефе, преимущественно пейзажная, была подчинена главной архитектурной доминанте - храму. Перед тремя фасадами сформирован парадный партер, в композицию которого включены аллеи со стрижеными кустарниками, деревьями, газонами с цветами. По всему периметру квадратного в плане участка на каменном цоколе покоилась оградная решетка, в угловых звеньях которой размещалась архитектура малых форм в виде павильонов - караульни, помещения для причта, комнаты для изготовления свеч. С восточной стороны автор предусмотрел часовню и свечную лавку. Предполагалось возвести ограду на средства Синода (3 тыс.), кружного сбора (2 тыс.). Екатеринославский епископ Гавриил в письме к Новороссийскому генерал-губернатору просил о выделении средств, необходимых для последнего этапа планировки территории, разбивки аллей (всего 5901 руб.). И.Ф. Колодин так оценил свою работу: «Я с радостью усматриваю красу будущую окрест храма». И уже в 1891 году главный собор имел хорошо организованную планировочную структуру.

Александро-Невский кафедральный собор имел высокую художественную ценность, в его сооружении использованы традиции русской классической школы периода ее расцвета. В проектировании и строительстве принимали участие видные петербургские архитекторы: И.И. Шарлеман, известный как создатель дворцов петербургской знати по перестройке Введенского монастыря и др. памятников архитектуры, и ученик А.Н. Воронихина, бывший крепостной, И.Ф. Колодин, автор многих загородных ансамблей Петербурга, в том числе дворцового комплекса президента Академии Художеств в Марьино, на берегу реки Тосно.

Место посадки Александро-Невского собора на обширной площади к востоку от редута, между будущими улицами Полицейской, Серова, Долгоруковской и Александро-Невской, определило изначально его доминирующее положение над окружающей застройкой. Пятиглавый храм имел охристую окраску фасадов («кирпичную») с тонировкой деталей в цвет беж. Северную, южную, западную ветви креста замыкали шестиколонные портики ионического ордера с треугольными профилированными фронтонами, тимпан которых не имел заполнений. Собор венчал центральный полусферический купол с главкой наверху, на которой был водружен православный крест. Купол покоился на световом круглом в плане барабане, прорезанном десятью стройными полуциркульными световыми проемами с выразительными наличниками. Многопрофильный карниз с мелкодробленными сухариками дополнял художественный образ здания. В угловых звеньях храма с 4-х сторон располагались купола луковичной формы с крестами наверху, покоившиеся на стройном восьмигранном световом барабане, с идентичными полуциркульной формы окнами. Изящный поясок «сухариков» и мотив треугольных фронтонов повторялись в художественном облике главок. Трехярусная колокольня имела в нижней части массивный объем, увенчанный четвериком с арками звона. Верхний ярус колокольни прорезан высокими арками, его срезанные углы подчеркнуты пилястрами. Здание выделялось отточенностью ордерных форм, гармоничностью и пропорциональностью.

Неотъемлемой частью внутреннего пространства храма и его лучшим украшением являлся иконостас, созданный по проекту архитектора Шарлемана. Первый иконостас Александро-Невской церкви, исполненный талантливыми петербургскими мастерами, представлял своего рода образец декоративного искусства 20-х годов XIX в. Он вошел в альбом иконостасов как одно из лучших произведений классического направления. Общий замысел первого иконостаса не сложен. Композиция одноярусная, строго симметричная. Несмотря на камерность, смотрелась монументально, благодаря своеобразным пропорциональным соотношениям и укрупненным формам деталей и элементов. Характерно также гармоничное сочетание прямоугольных очертаний крупного иконного ряда («местный ряд») по обе стороны царских врат и округленность полуциркулярных линий навершия иконостаса, куда вписывался сюжет «Тайной вечери». Художники В.И. Грязнов и А.П. Никитин выполняли этот заказ. Главный алтарь был расписан С. Лапиным, классным художником, имевшим в Симферополе иконописную мастерскую. Строительный комитет предложил известным живописцам профессорам Академии Художеств Шебуеву, Егорову и академику Антонелли участвовать в росписи храма. Антонелли назвал сумму в 4650 руб., и ее приняли за основу.

В апреле 1828 года начались отделочные работы интерьера храма. Был оформлен контракт с талантливым крепостным художником Н.Ф. Нарышкиной Федором Яковлевым (не он ли расписывал гостиную в доме Воронцова?). В его задачу входило выполнение живописи в алтарной апсиде (изображение Господа Саваофа), в подкупольных парусах (четыре евангелиста) и стеновая роспись храма. Интерьер храма украшали следующие образа: Арх. Михаила и Арх. Гавриила, Тайной вечери, Плащаницы, 4 евангелистов на царских вратах, Богоматери, Успения Пресвятые Богородицы и Благовещание Господне, 2 хоругви с изображением образов Богоматери Казанской Божьей матери, Александра Невского и святителя Николая Чудотворца. Этот иконостас просуществовал до 1845 года. В 1845 году на средства прихожан - коллежского советника Матвея Ивановича Кашкадамова и полковника Дмитрия Федоровича Касинского, Александры Андреевны Бражниковой - устроены два новых иконостаса с престолом во имя Покрова Богоматери и во имя Успения св. Праведныя Анны.

В 1846 г. настоятель доложил архиепископу Гавриилу, что старый иконостас от времени потемнел, позолота сошла, что явно не соответствовало общему благолепию храма, и просил: «Для единообразия и изящества соответственно двум иконостасам, устроить третий новый иконостас, оставить только иконы Санкт-Петербургской живописи». На рапорте архиепископа сохранилась резолюция: «Рисунок смотрен и дав дозволение строить новый иконостас в Симферопольском соборе, рисунок возвратить при указе с тем, чтобы строители не подверглись ошибке относительно тех мастеров, коим дело препоручено будет». Третий иконостас мастера Пантелеймона Ивановича Бочерова устроен 30 августа 1847 года и освящен.

Этот иконостас в 1864 году при расширении алтаря в соборе снят и передан в Симферопольский тюремный замок в церковь св. Петра, а на место отданного выписан из Москвы новый, сообразный размерам нового алтаря. Его выполнял иконостасный мастер московский 2-й гильдии купец Никифор Сафронов. Иконостас сделан из соснового дерева, а резьбу и доски для икон выполнили из липового сухого дерева. Проект иконостаса разработал петербургский архитектор IV округа путей сообщения и публичных зданий Козловский. В его план входило «весь иконостас вызолотить сплошь червонным полузолотниковым золотом, на полименте резьбу, а столярство на мардане». 25 икон на досках украшали иконостас и одна большая, квадратная в шесть аршин икона «Тайной вечери» на полотне,» писаны мастерами Семена Борисова. Высокохудожественные иконы получили хорошую оценку - Сафронов отмечен похвальным листом. В августе 1864 года Преосвященный Алексий освятил иконостас. На иконостасе размещены следующие иконы: Арх. Гавриила Благославляющего, Пресвятой Девы, Евангелистов Иоанна, Марка, Матвея, Пуки, Арона, Мелхисидек с хлебом, Преображения, Вознесения, Введения, Исцеления слепорожденного, Сретения, Успения Богоматери, Голубя парящего, Святителей Василия, Владимира, Папы Климента, Стефана Сурожского, св. Великомученика Георгия, Дмитрия, Иоанна Крестителя, Богоматери Предстоящей, Спасителя на престоле.

Как и наружный фасад, окраска интерьера первоначально имела охристый цвет. Охристая окраска интерьера и экстерьера храма создавали цветовую гамму, мягкую, мерцающе-глуховатую. Общий фон молельного зала собора - золотистый в сочетании с позолотой риз, иконостаса, кессонированных потолков, паркетного пола из дубовых квадр в «елочку» оставлял впечатление роскошное, потрясающее благолепием и красотой, что позволило горожанам называть собор любовно своим «Исаакиевским».

За 100-летие своего существования собор претерпел значительные изменения, объемно-пространственная композиция усложнилась в связи с его расширением и возведением колокольни.

В 1842 году западный фасад храма обогатился часами, устроенными справа от входа на одном из четырех малых куполов. Эти часы - реликвия города со времени основания губернского центра - находились на каланче полицейского дома. В 1842 году по причине ее ветхости, грозившей падением, часы вместе с двумя колоколами перенесены на купол собора.

В 1844 году произведена капитальная перестройка храма. На западном фасаде были построены трапезная и притвор с колокольней, с правой стороны притвора устроено помещение для сторожа, с левой - вход в ризницу и на колокольню. Средства на капитальную перестройку храма отпущены из сумм Синода.

Первоначально собору был определен статус городского, и только в 1860 году в связи с увеличением численности населения он был переименован в кафедральный.

В 1869 году одноапсидный, однопрестольный храм перестраивается - он расширяется пристройкой трех алтарей. Устроена галерея на западном фасаде. Вместимость собора увеличилась на 500 человек.

В 1881 году по ходатайству Таврического архиепископа Гурия Карпова (1867-1882) отпущено из сумм Синода 37 727 рублей для удлинения собора и постройки колокольни. Строительные работы велись 3 года. В 1884 году собор предстал во всем своем величии и красоте, казалось, надолго. Но во второй половине 1890 года была проведена замена четырех башенок новыми, с арочными проемами, красивыми куполами луковичной формы, завершенными позолоченными крестами и установленными на восьмигранном барабане. Из-за отсутствия средств сначала заменили две башенки на восточном фасаде, а в октябре 1890 года реконструкции подверглись башенки западного фасада, Инженер Славинский разработал проект установки часов на правом от главного входа куполе западного фасада, как было предусмотрено раньше. О восстановлении часов писали в газетах в начале XX века, горожане требовали их реставрации. Но установка не состоялась к большому огорчению горожан, привыкших к бою часов в интервале получаса, из-за отсутствия входа на купола. В это же время установлена железная ограда, выполненная по контракту на чугунно-литейном заводе Я.М. Тосунова в Симферополе.

Значительные изменения произошли в интерьере храма. Первоначально собор был вымощен каменными квадратными плитами. В 1842 году по настоянию священника и церковного старосты Санютина устроен деревянный пол, в 1862 году при расширении алтарей паркетный пол вновь перестлан и исправлен во всем интерьере церкви, кроме притвора, где пол оставался каменным.


После всех перестроек храм имел следующую внутреннюю организацию (по архивному документу 1927 года): притвор, прямоугольный в плане, трапезная, квадратное в плане помещение, в ней находились свечные кассы, молитвенный зал, средний храм длиной 26 м 40 см, шириной 20 м 40 см, имел левый придел, за ним располагалась пономарня, и правый придел с ризницей, главный придел располагался в полукруглой апсиде с 4 оконными проемами. Высота собора главного купола составляла 24 м. Освещение электрическое.

В ризнице, иконостасе и киотах было немало священных и исторических реликвий, связанных с историей полуострова. В главном алтаре находился крест 1782 года, присланный, по преданию, Екатериной II. На святом престоле хранились икона-копия чудотворного образа Божьей матери Каспировской, подаренная архиепископом Иннокентием в 1857 году во время последнего посещения Крыма. К особо ценным предметам из золота относились дары Екатерины II, присланные в 1794 году (потир, дароносица, Евангелие, дарохранительница, сосуд для воды, ковш, кадило, два блюдца и звездница).

Важным документом, сохранившимся в соборе, была грамота, подписанная императором Александром II после окончания Крымской войны 1853-1856 гг. - благодарность «за оказание Таврической губернией Отечеству услуг». Грамота была на пергаменте, с печатью и подписью императора Александра II. Современники отмечали необыкновенное оформление грамоты - «края пергамента украшены государственными и губернскими гербами, символическом изображении в виде ветвей оливкового дерева и обвиты дубовой гирляндой, среди которой виднеются на золотом фоне имена 16 городов».


В соборе хранилась бронзовая вызолоченная доска, присланная в 1842 году из Санкт-Петербурга от шталмейстера Императорского Двора В.В. Долгорукова, внука генерал-аншефа В.М. Долгорукова. На доске вырезана надпись: «Надпись, снятая с артиллерийских орудий, пожалованных императрицей Екатериной II-ю генерал-аншефу князю Василию Михайловичу Долгорукову-Крымскому за знаменитую победу, одержанную им в 1771 году при городу Кефе в Крыму».

Собор сохранял в склепе (за правым клиросом) останки святителя Гурия.

К Александро-Невскому собору приписаны были следующие храмы: церковь во имя Успения св. Праведной Анны на новом городском кладбище (освящена 14 июня 1864 года, устроена на средства купца В.Б. Масленникова); часовня во имя св. Александра Невского (устроена в 1866 г. над могилами воинов, погибших во время Крымской войны); часовня во имя св. Благоверного князя Александра Невского на площади возле фонтана; часовня во имя св. Николая в соборной ограде (построена в 1892 году по проекту архитектора Беккера в честь помолвки будущего императора Николая II с Александрой Федоровной); греческая церковь во славу Пресвятыя Троицы (1865 г.); церковь во имя св. Апостолов Петра и Павла (1870 г.).


Сословный состав прихожан Александро-Невского собора на 1909-1910 гг. был следующим: духовных лиц - 36 человек, военных - 586, статских - 176, купцов, мещан, обывателей - 416, государственных крестьян - 6 1, общественных крестьян - 92.

Жизнь Симферополя была тесно связана с Александро-Невским собором. Здесь проходили торжественные встречи царственных особ, отсюда отправляли воинов на защиту Отечества, здесь проводили церковные праздники.

В годы антирелигиозного террора Александро-Невский собор разделил участь многих христианских святынь России, Крыма. В ночь с 4 на 5 октября 1917 года произошло кощунственное ограбление собора. Воры, взломав решетку, влезли в храм, убили сторожа, похитили деньги сбросили на пол церковные сосуды. В декабре 1922 года Александро-Невский собор был закрыт. Позже его превратили в склад имущества, изъятого властями из закрытых крымских храмов. С начала 1929 года развернулась настоящая война против его существования: были сняты колокола и переданы Симферопольскому отделению Рудметаллоторга. 30 мая 1930 года Крымский ЦИК принял решение - снести храм и передать земельный участок для сооружения музея-панорамы «Взятие Перекопа». Перед сносом удалось перенести из собора на новое кладбище прах архиепископа Гурия (Карпова) и 4-х священников. Могилы их находятся у Всесвятской церкви на городском кладбище. В сентябре 1930 года под храм был заложен динамит. В ночь с 26 на 27 сентября 1930 года в результате варварского взрыва собор прекратил существование. Впоследствии камень бывшего здания собора использовали для строительства так называемого «Дома 1905 года» на улице Павленко, предназначенного для проживания ветеранов и активистов революционного движения. Часть красивой металлической ограды бывшего собора ныне ограждает Детский парк со стороны улицы Шмидта. Соборный сквер именовался сначала Комсомольским, затем Пионерским, а со второй половины 60-х годов он называется сквером Победы.

Весной 1944 года в сквере, в братской могиле, были похоронены советские воины, погибшие при освобождении Симферополя. Тогда же на месте соборного храма установлен танк Т-34. Позже останки героев-освободителей перенесены на воинское кладбище, а постамент под танком реконструирован. Надпись на его лицевой стороне сообщает, что: «Этот танк, входивший в состав 19-го танкового корпуса, один из первых ворвался в город». Далее идут наименования частей и соединений, которые освобождали Симферополь.

Так тесно переплелись судьбы защитников Родины на разных этапах истории Симферополя.

В настоящее время, через 70 лет после уничтожения симферопольской святыни, появилась возможность и желание горожан возродить храм. Возрождение Александро-Невского собора в Симферополе будет покаянием поколений за содеянное. Его величественная архитектура станет образцом культовой постройки эпохи классицизма. А звон колоколов восстановленного собора будет призывать новые поколения горожан к духовному возрождению.

Малоизвестные святыни

текст: Екатерина Воронцова
фото: Лидия Ветхова

Посещение святых мест - давно удел не только паломников, но и праздных, не слишком религиозных туристов. Красивые места, впечатляющая архитектура и благоговейный трепет в сердце от соприкосновения с историей и культурой - вот почему они идут в храмы.

Крым богат древними святынями. И абсолютно неправильно не замечать этого великолепия, отдавая предпочтение пляжному отдыху. Крым ведь не только пляжный курорт, как некоторые его пози­ционируют. Крым - это ещё поражающее многообразие памятников архитектуры, истории, культуры. Множество народов оставили здесь свои памятники, в том числе культовые. Каждому, кто любит Крым, кто живёт здесь или приезжает на отдых, сам бог велел побывать в этих удивительных местах. Вот только о многих из них - захватывающих, с интереснейшей судьбой - вы, возможно, не слышали. Все знают Владимирский собор в Херсонесе, Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае, храм Иоанна Предтечи в Керчи, однако святых мест в Крыму гораздо больше.

«Крымский журнал» решил сделать подборку уникальных храмов, расположенных в разных уголках полуострова, о которых знают далеко не все. Можем заверить, что побывать там стоит!

Храм Святого Илии в Солнечной Долине

Туристов и крымчан обязательно заинтересует древняя базилика IX–XI веков. Этот храм чудом сохранился до наших дней, пережив немало бурь: войны, смены власти, переселения народов - всё это видел Свято-Ильинский храм. Среди местных о нём бытует немало легенд. Есть и множество достоверных исторических фактов. Так, в 1771 году, когда русские войска разбили турков и взяли Кафу, местные жители-турки убили православного священника Петра. Его похоронили у входа в храм и долгое время почитали как чудотворца. Главной реликвией церкви была мраморная купель, привезённая из Константинополя. Она пропала в советские времена, однако в 2000 году её удалось найти и вернуть. Местные говорят, что, несмотря на засушливый климат, на престольный праздник Свято-Ильинского храма в селе всегда идёт дождь.

Адрес :
Судак, с. Солнечная Долина, ул. Черноморская, 2.
Как добраться:
храм расположен в центре села, возле остановки автобуса Судак - Солнечная Долина.
Координаты:
44°52’31’’N, 35°06’03’’E.

Храм-памятник Святой Марии Магдалины в Симферополе

На кладбище времён Крымской войны 1853–1856 годов в братских могилах покоятся 36 тысяч солдат, которые умерли в симферопольских госпиталях. В 1869 году на кладбище появилась часовня. Согласно мемориальной доске на фасаде, построили её «по всемилостивейшему благоволению и по повелению Государя Императора Александра Николаевича». В 1887 году на погосте возвели ступенчатую пирамиду из диорита, увенчанную крестом. Это - первый памятник в крымской столице, построенный на пожертвования горожан. Неподалёку от храма находится святой источник Марии Магдалины.

Как добраться:
доехать на маршрутном автобусе № 4 или № 108 до улицы Петровская Балка, далее - пешком до Братского кладбища.
Координаты:
44°55’14’’N 34°7’14’’E.


Храм Двенадцати Апостолов в Балаклаве

Это культовое сооружение также повидало немало. О дате постройки храма спорят до сих пор. Считается, что здание сохранилось со времён генуэзского господства в Крыму. Так, под штукатуркой здесь нашли плиту, которая гласит: «1357, в день сентября, начата эта постройка во время управления скромного мужа Симоне-де-Орто, консула и кастеляна». Однако есть мнение, что её использовали повторно, а нынешняя каменная церковь, как писал епископ Гермоген в 1887 году, построена в конце XVIII века. В церкви хранили знамёна и реликвии знаменитого Балаклавского греческого батальона. Во времена СССР храм практически уничтожили, однако в 90-е годы его восстановили и заново освятили. Сейчас он является подворьем Инкерманского Свято-Климентовского монастыря.

Адрес:
Севастополь, Балаклава, ул. Рубцова, 41.
Как добраться:
храм расположен в центре города, рядом с набережной Назукина; можно доехать из Севастополя автобусом № 9 или № 119 до остановки «Площадь 1 Мая».
Координаты : N 44 29.859, E 33 36.084.


Храм Всех Святых в Симферополе

Кладбищенский храм, построенный на средства симферопольского купца, освятили в 1864 году - сначала во имя святой праведной Анны. Именно у стен этой церкви похоронены многие известные религиозные деятели Крыма: святитель Лука (Войно-Ясенецкий), святитель Гурий (Карпов), епископ Таврический Михаил (Грибановский). По некоторым данным, известный художник Николай Самокиш принимал участие в росписи этого культового сооружения. Самокиш, к слову, тоже похоронен именно на этом кладбище. Всехсвятский храм единственный в крымской столице, где никогда не прерывались богослужения. И уже в наше время, в 1998 году, говорят, здесь произошло чудо: во время реставрации с иконостаса сняли образ Георгия Победоносца, а через некоторое время работники обнаружили, что образ будто отпечатался на стекле киота, перед которым стояла икона. Экспертиза подтвердила, что изображение нерукотворное и отличается от оригинала. Так, лик и руки святого на стекле даже более чёткие, чем на иконе.

Адрес :
Симферополь, пер. Учебный, 5.

Как добраться :
храм находится на первом гражданском кладбище Симферополя, местные называют его Старое; оно расположено за Центральным рынком.

Координаты :
44°56’28’’N 34°5’22’’E.


Церковь Святой Нины и Преображения Господня в Гаспре

Считается, что заказ на строительство Ливадийского дворца для семьи Романовых архитектор Ялты Николай Краснов получил именно благодаря храму. Он создал в 1908 году в имении Харакс великого князя Георгия Михайловича храм Святой Нины и Преображения Гос­подня. В небольшом строении мастер удачно совместил элементы византийской и кавказской архитектуры. Годом позже Николай II посетил Харакс, и храм его впечатлил. После этого Краснов и стал архитектором Ливадийского дворца.

Адрес :
Большая Ялта, пос. Гаспра, Алупкинское шоссе, 13, санаторий «Днепр».

Как добраться:
от автовокзала Ялты можно доехать маршрутным такси № 102 до остановки «Санаторий «Днепр» либо проехать по городу до остановки «Площадь Советская» и воспользоваться маршрутным такси № 132 также до остановки «Санаторий «Днепр».

Координаты:
44°25’52.10’’, 34°6’46.50’’.


Храм Святого Феодора Тирона в Ялте

Судьба храма тесно связана с именем Чехова. Антон Павлович в конце XIX века принимал участие в строительстве нового каменного здания на месте старой греческой деревянной церкви. Именно в храме Святого Феодора Тирона он венчался с Ольгой Книппер, здесь отпевали его мать. В советское время в культовом сооружении работал спортзал, но после распада Союза его вернули Церкви.

Адрес :
Ялта, ул. Шеломеевская, 7.

Как добраться :
троллейбусом № 1 до остановки «Красноармейская».

Координаты :
N 44 29.541, E 34 8.611.

Церковь Святого Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры

Храм построили в начале ХХ века для санатория Российского императорского флота, где военные проходили лечение от туберкулёза. Покровительствовала здравнице императрица Александра Феодоровна, решившая построить церковь в древнерусском стиле. Задачу поручили молодому архитектору Владимиру Максимову, который создал ряд построек в Царском Селе, а также знаменитому художнику-ювелиру и реставратору Фёдору Мишукову.

Для строительства храма пришлось обустроить искусственную террасу. Паперть сделали тёплой, чтобы пациентам было комфортно. В крипте оборудовали покойницкую. По поручению императрицы для храма приобретали иконы, написанные не позднее XVII века.

Конечно, в советское время религиозное сооружение использовали в хозяйственных целях, богослужения возобновились лишь в 1990-е годы.

Адрес :
Ялта, ул. Поликуровская, 25.
Как добраться:
от автовокзала любым маршрутным автобусом, который идёт на Поликуровскую.
Координаты :
44°30’4’’N 34°11’4’’E.



Базилика Святых Апостолов в Партените

Административный центр Готской епархии в VIII веке находился в Партените. Епископом здесь был святой Иоанн Готский, который подвергся гонениям в Византии во времена иконоборчества. Согласно житию, святой погребён в созданном им монастыре Святых Апостолов. Долгое время было неизвестно, где же находилась эта обитель, пока в XIX веке Партенитская долина не стала имением Раевских. На склоне горы Аю-Даг во время расчистки земли под виноградники рабочие нашли руины большого строения. Его уже начали разбирать на камни, как вдруг обнаружили могильную плиту и мраморную резную капитель. Приехали историки, которые исследовали здание и пришли к выводу, что это - руины древней христианской базилики. Возле алтаря нашли надпись, гласившую, что этот храм Петра и Павла построен Иоанном Готским. Базилику несколько раз реставрировали, разрушали и перестраивали. Окончательно её забросили в XVIII веке. Захоронение Иоанна Готского в храме не обнаружили: археологам удалось найти только пустую гробницу. Были ли там когда-либо мощи святого? Это только предстоит узнать.

Адрес :
Алушта, пос. Партенит, ул. Санаторная, 1, санаторий «Крым»,
Как добраться:
фундаменты базилики находятся на территории санатория «Крым», законсервированы и доступны для обозрения; из Симферополя, Алушты или Ялты можно доехать как на автобусе, так и на троллейбусе, от троллейбусной трассы в Партенит курсирует маршрутный автобус.
Координаты : 44°34’18»N 34°20’29»E.




Катерлезский монастырь Святого Георгия под Керчью

Обитель расположена у села Войково (ранее - Катерлез) Ленинского района. Обитель появилась здесь в XIX веке. Согласно преданию, на горе Кетерлез-Оба, рядом с селом, людям являлся сам святой Георгий на своём коне, на камне даже остались отпечатки копыт. Также считается, что после одного из таких явлений на вершине обнаружили икону с изображением святого. Её перенесли в церковь Иоанна Предтечи в Керчи, однако наутро она исчезла и снова оказалась на горе, которую уже успели окрестить Свято-Георгиевской. Тогда священник пообещал возвести здесь храм, а пока церковь строится - ежегодно приносить икону крестным ходом. Сначала на горе появилась маленькая часовня, а в 1857 году - каменный храм, который построили на средства горожан. Позднее здесь возвели и мужской монастырь с ещё одним храмом, трапезной, корпусами и хозпостройками. В 1900 году обитель преобразовали в женскую, а в советские годы Катерлезский скит стал первым монастырём, закрытым в Крыму. Церковь Святого Георгия разобрали на стройматериалы. Сохранилась лишь часть камня с отпечатком копыта. Сейчас там вновь обживаются монахини, но восстановить храм возможности пока нет.

Адрес :
Керчь, с. Войково, ул. Степная.
Как добраться :
автобусом из Керчи, Щёлкино или Ленино до автостанции «Войково».
Координаты :
45°23’33’’N 36°26’33’’E.


Храм Иверской Иконы Божией Матери в Феодосии

В историческом квартале Феодосии, Карантине, стоит средневековый православный храм, по архитектуре напоминающий армянский - в честь Иверской иконы Божией Матери. Ранее он был освящён во имя Иоанна Предтечи, затем стал Карантинной церковью и только потом приобрёл своё нынешнее название. В нём сохранились фрагменты старинных удивительно красивых фресок. Есть предположение, что некоторые из них выполнил знаменитый византийский живописец Феофан Грек. В XV веке в храме побывал русский путешественник Афанасий Никитин, а в начале ХХ века там венчались художник Константин Богаевский и Жозефина Дуранте. Во время Гражданской войны у здания храма расстреляли около семи тысяч белых солдат. В советские годы храм едва не разрушился, но благодаря энтузиастам реставрацию всё же провели в конце ХХ века и культовое сооружение вернули верующим.

Адрес :
Феодосия, Карантин, ул. Портовая, 16.
Координаты :
45°1’21’’N 35°24’5’’E.

СИМФЕРОПОЛЬ, 13 апр - РИА Новости (Крым) . Ежегодно в Крым приезжают , чтобы воочию увидеть древние святыни и помолиться священным местам. А таковых на полуострове сохранилось предостаточно. Десятки храмов, многие из которых являются по-своему уникальными, хранят в себе память о былых временах и известных личностях.

В преддверии значимого христианского праздника - Пасхи - РИА Новости (Крым) составило ТОП-10 православных храмов Крыма, которые с удовольствием посещают не только местные жители, но и паломники из разных стран.

Один из самых древних храмов Крыма

Возведенная церковь превышала 30 метров (вместе с крестом), толщина стен составляла метр, а интерьер поражал своим великолепием. В 1920-х годах храм закрыли, а во время Великой Отечественной войны он подвергся разрушениям. Восстанавливать его начали только в 1990-х годах.

В 1941-1942 годах в соборе размещался госпиталь. После Великой Отечественной войны в нем оборудовали архив. Восстанавливать храм начали в 1966 году, но прежний облик вернули только спустя два десятилетия. Богослужения же в храме возобновились в 1991 году.

Собор расположен в два яруса: внизу находится церковь святителя Николая Чудотворца, вверху - церковь князя Владимира. В стены северного и южного фасада вмонтированы четыре мемориальные плиты с именами адмиралов и датами их жизни. Вместе с тем их захоронения, находящиеся в нижней церкви, объединены общим надгробием в виде большого мраморного креста.

Ежегодно здесь проводят панихиды по морякам, погибшим в годы первой и второй обороны , экипажам подводной лодки "Курск" и крейсера "Варяг", а также советским солдатам, павшим в Афганистане.

Самый высокий храм Крыма

На побережье в поселке Малореченское (Алуштинский регион) стоит изящный храм-маяк . Он считается самым высоким собором Крыма - его высота достигает 65 метров. Храм, созданный в честь всех погибших на водах, был построен в 2006 году, а спустя два года торжественно освещен.

На каждой из четырех сторон фасада церкви выбита форма большого креста, в которую вписано изображение святого. Высота такого панно составляет 15 метров. Кроме того, в оформлении церкви использованы якоря и якорные цепи, а внутренние росписи посвящены Николаю Мирликийскому.

Вместе с тем над обрывом на территории храма оборудована беседка в форме "Летучего голландца". Здесь любят отдыхать и фотографироваться туристы.

В 2009 году при соборе начал работать еще один уникальный крымский объект - Музей катастроф на водах. Он состоит из 17 небольших помещений, каждое из которых посвящено резонансным трагедиям, произошедшим в морях и океанах.

Место почитания святого Луки

Одним из главных храмов Симферополя считается Свято-Троицкий собор. Он расположен в центре города на территории одноименного женского монастыря, а узнать его можно по голубым куполам с ажурными крестами и мозаичному рисунку на фасаде.

История храма начинается в 1796 году, когда на месте современного собора была возведена деревянная церковь для греков. Известен же он тем, что здесь хранятся мощи крымского святого - , который был доктором медицинских наук, целителем и епископом РПЦ. Также в храме хранится икона Божией Матери "Скорбящая". В 1998 году она чудесным образом обновилась, после чего крестным ходом ее пронесли через весь полуостров. С тех пор икона стала всекрымской святыней.

Стоит отметить, что при монастыре также действуют музей , пекарня, мастерские, воскресная школа и архиерейский хор.

Храм в неорусском стиле

Одним из красивейших храмов считается . Его строительство было неразрывно связано с российским императорским домом и велось с 1891 по 1902 год.

Храм выстроен в неорусском стиле, украшен различными декоративными элементами (пилястрами, сердечками, порталами, прочим). При этом бело-розовые тона и золотые купола придают церкви праздничный вид. Однако, несмотря на нарядное убранство, храм является памятником в честь императора Александра II, который погиб от рук народовольцев.

В свое время этот собор также пережил период забвения. Так, в 1938 году его закрыли, а внутри организовали спортивный клуб. Богослужения в соборе возобновились в 1942 году и с тех пор не прекращались.

Сегодня при соборе действует школа, есть детский хор.

В память о спасении семьи императора Александр III

На отвесной скале высотой 412 метров в южнобережном поселке с 1892 года возвышается храм Воскресения Христова. Церковь с черными куполами построили в память о спасении царской семьи на железной дороге в 1888 году. Согласно истории, здесь потерпел крушение поезд, в котором ехал император Александр III с родными. При этом потолок вагона начал обваливаться, но глава государства, имевший большую физическую силу, удерживал его, пока вся семья не выбралась из поезда.

В 1929 году церковь была разграблена, в годы Великой Отечественной войны служила убежищем для пограничников Форосской погранзаставы. В мирное время в храме сначала работал ресторан, затем здесь оборудовали склад. Православной церкви собор вернули только в 1990-м.

В 2004 году здесь провели реставрационные работы: обновили фасад, отремонтировали мозаичный пол, заменили витражи, систему отопления, расписали внутренние стены, восстановили ограждение.

Сегодня Форосский храм - не только место для богослужения, но и одно из любимых мест туристов. Ведь со скалы, на которой стоит церковь, открываются живописные панорамные виды.

Пещерный храм на окраине Бахчисарая

В горах на окраине Бахчисарая несколько столетий назад появился Свято-Успенский мужской монастырь. Древние монахи возвели здесь несколько храмов, в том числе в скалах. Именно они привлекают сюда каждый год - люди едут в монастырь, чтобы помолиться в пещерном храме, а также полюбоваться необычными сооружениями и красивой природой.

Известно, что в годы Крымской и Великой Отечественной войн на территории монастыря находился госпиталь, а на святых землях хоронили павших в боях солдат и офицеров. Также здесь несколько лет существовала колония для инвалидов. Кроме того, монастырь подвергался разорению и пережил годы забвения.

В последнее время на его территории активно ведутся строительные работы. Так, уже восстановлены четыре храма, дом настоятеля, колокольня и лестница, обустроен источник. Помимо того, здесь возводятся два новых храма.

По соседству с мечетью

Уникальным крымским храмом можно назвать православный в Евпатории. За время своего существования он несколько раз перестраивался (первое здание было возведено еще в XVIII веке), а также дважды разрушался - в годы . В советское время церковь то закрывалась, то вновь открывалась. Сегодня же она считается подобием собора Святой Софии в Константинополе и может одновременно принять до 2 тыс человек.

Храм имеет бетонный купол диаметром 18 метров и три престола: во имя святителя Николая Мирликийского, святого князя Александра Невского и апостола Иакова Зеведеева.

Собор расположен в исторической части Евпатории и входит в туристический маршрут "Малый Иерусалим". По соседству с ним находится - средневековая мечеть Джума-Джами. Также недалеко от храма расположены синагога Егие-Капай, молитвенный дом крымчаков, караимские кенассы, армянская церковь святого Никола и другие интересные объекты.

Живописная церковь в честь святой Екатерины

В Феодосии, между автовокзалом и железнодорожной станцией, расположена величественная церковь во имя святой великомученицы Екатерины. Выстроенный в традициях XVII века собор является живописным памятником архитектуры. Закладка будущей святыни состоялась в 1892 году в день рождения .

Белоснежный храм со стрельчатыми окнами венчают ярко-зеленые купола. Стены собора стоят на высоком цоколе и по углам разделены колоннами. В основе плана храма - греческий крест.

В 1937 году церковь закрыли, превратив в склад. Однако спустя четыре года ее вновь открыли. В начале 2000-х годов здесь провели капитальный ремонт, построили новые объекты, в том числе воскресную школу, методический кабинет, библиотеку и гостиницу.

По дороге из Феодосии в Симферополь находится небольшое село Грушевка, которое большинство проезжающих просто проскакивают мимо, спеша в более интересные и популярные крымские места. Нас же привлекла табличка, которая гласила, что тут находится древний храм Знамения 1-го века. Мимо такого проехать было трудно, если учесть то, что на Руси христианство появилось только в конце 10-го века, а тут аж на 9 веков старше.

Проплутав некоторое время по деревне, не разобравшись с указателями, мы почти отчаялись достигнуть цели, но нам помог вновь неожиданно возникший указатель, что изрядно бодрило. Машину оставили возле сооруженного в 19 веке "источника":

Пройдясь пешком, оказалось, что мы проезжали мимо храма, но из-за забора и неправильных ожиданий, абсолютно его не приметили:

Я сначала обрадовался, что для такого старинного здания, выглядит оно вполне отлично, но данная постройка оказалась чуть моложе. Вообще, история храма такого, что на этом месте была часовня времен самого начала христианства, от нее сохранился алтарь, который находится сейчас внутри храма, вот он и относится в 1-му веку. Далее храм разрушался, а храм в 14 веке был построен армянами в качестве католического, который существовал здесь до времен присоединения Крыма к России, тогда же в конце 18-го века его переделали в православный, и он получил нынешнее название в честь Знаменской иконы.

Когда -то здесь была и колокольня, взорванная в 1959-м году, сейчас же есть звонница:

Интересный металлический колодец:

По периметру попадаются старые обломки:

Сложенная рядом черепица:

Современные детали в конструкции храма:

Икона в одном из окон снаружи храма:

Местный обитатели пришли с серьезным видом проверить, что мы тут вынюхиваем:

Некоторые были нам очень сильно рады:

Увидев, что мы ходим вокруг с фотоаппаратами, к нам подошла служительница храма и сказала, что откроет двери, чтобы мы посмотрели, что там внутри. Если честно, что даже удивило такое радушие. Кроме того, она рассказала небольшую историю про храм, а также про аналогичный храм в районе Подольска. Только вот сказала, что старый алтарь не покажет, этим занимается обычно батюшка, я ей в алтарную часть нельзя.

Внутри храма нет отопления:

Обогревают все современной печкой:

Мы не стали надолго отвлекать служительницу от ее основных дел, да и нам предстояло еще довольно долго ехать до Севастополя, но покинули это место с мыслью, какие же удивительные находки все же могут скрываться в неприметных деревнях. Это еще хорошо, что кто-то повесил указатели, а то бы мы также, как и большинство туристов в Крыму, проехали бы мимо села Грушевка дальше по своим делам.

Крым - одно из самых великолепных мест для туристов. Каждый человек выбирает его для отдыха по разным причинам. Сюда приезжают ради красивой природы, отдыха на море, в лечебных целях. Но есть люди, которые хотят посетить Святые места Крыма. Паломничество сюда достаточно частое явление. Причем полуостров имеет такую богатую и древнюю историю, что здесь могут найти для себя святые места представители различных религий.

Собор в Херсонесе

И начать изучение их, наверное, стоило бы с посещения Древнего Херсонеса. Рождение его относят к шестому веку до нашей эры, в течение двух тысячелетий, во времена Древней Греции, Древнего Рима и Византийской империи он являлся большим культурным центром. Город сыграл большую роль в распространении христианства на Руси и других землях восточных славян.

Свято-Владимирский кафедральный Собор в Херсонесе - один из самых первых христианский центров на Руси. Есть предположение, что здесь Князь Владимир принимал святое крещение, и на месте, где сейчас расположен Собор, когда-то была крещена Русь. Об этом говорится в одном из самых древних литературных источников «Повесть временных лет». Впервые руины трех христианских храмов обнаружили в первой четверти девятнадцатого века. Крестообразная базилика, по мнению историков того времени, и была тем храмом Рождества Божьей матери, в которой произошло событие, изменившее историю Руси.

Александр II утвердил проект восстановления собора, и в 1861 году заложили первый камень его. Стены храма возвели вокруг руин древнего здания. На месте древних остатков сделали купель и поместили которые перевезли из Малой церкви, находящейся в Зимнем дворце. В соборе хранился список чудотворной В советские времена храм закрыли и передали Херсонесскому музею, так же, как и всю ее утварь. Только в 1992 году собор открыли вновь.

Храм Святого Иоанна

Продолжить посещать святые места Крыма можно в Керчи. Говорят, что здесь находится самый Он называется Храм Святого Иоанна Предтечи. По мнению историков, его построили примерно в восьмом или одиннадцатом веке. Это единственный византийский храм, сохранившийся до нашего времени. Самое интересное, что он был в какой-то период даже мечетью. В советские времена в нем разместили музей искусства античности, а в девяностые годы вновь открыли.

Храм Вознесения Христова

Еще один удивительный храм, в который стоит зайти, - Форосская церковь, или Храм Вознесения Христова. Этот собор уникален — его построили на отвес-ной скале. Алтарь в нем смотрит не на восток, а на море.

Это свойственно именно храмам на С моря церковь хорошо видна и является маяком для кораблей.

В тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году император Александр III попал в железнодорожную катастрофу и чудом спасся. В честь этого и было решено возвести храм Вознесения Христова.

В советские времена Форосская церковь не действовала. В годы войны в ней скрывались пограничники, ее обстреливали фашисты. В девяностые годы храм вновь отдали верующим, и он стал действующим.

Свято-Успенский монастырь

Какие еще есть Крыма? Каждый год огромное количество паломников посещает Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае. Уникальность его и еще одиннадцати монастырей заключается в том, что все они - пещерные. Располагаются на скалах среди первозданной природы, и только руины и древние крепостные стены иногда находятся рядом.

Среди таковых можно, например, назвать «Челтер-Мармара». Предполагается, что монастырь, скорее всего, существовал здесь примерно с двенадцатого и до пятнадцатого века. Об этом свидетельствуют раскопки, проводившиеся в пещерах. Но это не точные данные. Ученые так и не пришли к единому мнению. Некоторые указывали на девятый век, что подвергается критике со стороны других археологов.

«Челтер-Коба»

Еще один интересный с религиозной и с археологической точки зрения комплекс помещений - «Челтер-Коба». Считается, что монастырь существовал и действовал, по мнению В. Даниленко, с восьмого по девятый века. Ю. Могарычев же считает, что это утверждение ошибочное. Они относит существование собора к периоду с четырнадцатого по пятнадцатый века.

«Шулдан»

Монастырь Христа Спасителя «Шулдан» расположен в Севастополе. Состоит из двух пещерных храмов и множества хозяйственных помещений. Датируют сей монастырь восьмым веком. Основали его монахи, бежавшие из Византии из-за гонений. Предполагается, что они были с Афона. Монастырь существовал, скорее всего, до пятнадцатого или шестнадцатого века до прихода в эти места османов.

Город Дорос (Феодоро)

Необычайно богата историческими и религиозными памятниками и гора под названием Мангуп. Самые древние археологические находки относятся к эпохе энеолита. Еще в третьем веке нашей эры здесь были расположены поселения, уже укрепленные. Затем население только прибывало. В пятом веке, в период правления Юстиниана I, здесь воздвигли крепость и основали город Дорос. В окрестностях располагалась страна Дори. В десятом веке город пришел в упадок. Ученые связывают это с землетрясением, которое произошло в тот период. Затем страну вокруг и сам город называли Феодоро.

Также интересен здесь комплекс пещерного монастыря. На вид это грот, где с разных сторон находятся кельи и храм. Там же, на мысе Тешкли-Бурун, расположена Цитадель мунгупских князей, а за ней октагональный храм. Позже турки превратили его в мечеть. Там же недалеко находятся церковь Святого Георгия и собор Святого Константина. Ученые предполагают, что они существовали вплоть до семнадцатого века. Османы перестроили и переименовали город. До конца восемнадцатого века здесь проживала община караимов. Кто бы ни занимал пещеры, расположенные на территории полуострова, одно, несомненно, можно сказать: это святые места Крыма.

Благовещенский собор

В конце двадцатого века Южный монастырский комплекс вновь стали обживать иноки. Сейчас здесь действует Благовещенский собор. Здесь, как и много веков назад, совершаются богослужения. Это место очень почитается верующими, и ежегодно сюда приезжает множество паломников.

Кстати, здесь находится чудотворная икона Богоматери Скоропослушницы, которая помогает бороться с различными болезнями. Так что сюда могут приехать те, кто хочет посетить святые места Крыма, исцеляющие людей.

Одним из самых почитаемых верующими мест является скит Узорешительницы. Он особенно известно потому, что здесь находился целительный источник. Говорят, что даже многие крымские татары, исцелившиеся в этом месте, перешли в христианскую веру.

Храм Св. Пантелеймона

Продолжая путешествие по святым местам, исцеляющим людей, можно посетить храм Св. великомученика и Этот собор находится на территории детского санатория имени А. А. Боброва. Построен он был в тысяча девятьсот первом году. В 1923, с приходом революции, его закрыли. В 1991 году его вновь открыли. Теперь больные вновь могут обращаться к святым с просьбой об исцелении.

Собор Святой троицы и Генуэзская крепость

Это один из храмов, которому посчастливилось остаться действующим в советские годы. Собор является кафедральным. Особую известность и почитаемость он приобрел благодаря святителю Луке, профессору медицины, врачу, в последние годы отдавшему себя религии. Когда-то удостоенный Сталинской премии за свои научные труды, впоследствии он провел 11 лет в тюрьмах и ссылках за свое отношение к религии. В последние годы жизни был архиепископом Симферопольским и Крымским. Сейчас при соборе располагается женский монастырь, обитательницы которого открыли музей святителя Луки. Принято считать, что именно Святитель Лука исполняет желание бесплодных женщин забеременеть.

Кроме того, бытует мнение, что эти девушки должны завязать ленточку на дереве желаний в Генуэзской крепости и посетить сталактит, по форме похожий на сердце, который можно найти в Красных пещерах.

Не менее интересен для верующих храм в пещере Иограф. Он находится в Ялте. Вместо разрушенного храма Святого мученика Евграфия решили построить новый. И его решили возвести на другом месте. Построили его в Ялте. Назвали его Храм Святого Иоанна Златоуста. Он имеет высокую и стройную колокольню белого цвета с золотистым куполом. В настоящее время пещера Иограф вновь стала храмом.

Церковь во имя Святых Константина и Елены. Александро-Невский собор

Посещая Святые места Крыма, можно вспомнить и другие храмы, которые находятся в Симферополе. Например, церковь во имя Святых Константина и Елены. Она была открыта в доме, который купил командир русских войск у крымского татарина. Все время, пока русские войска там квартировали, церковь работала. Интерес представляет то, что храм по архитектуре совершенно не похож на другие. Говорят, что здесь молилась посетившая в то время Крым Екатерина II. Видимо именно это и подало ей идею о строительстве Александро-Невского собора. Это еще одно интересное место в Крыму. Храм построили лишь к 1829 году. Прослужил он ровно сто лет, после чего был, как и множество храмов советских времен, закрыт. В тысяча девятьсот тридцатом году его взорвали и на его месте разбили сквер. Лишь в начале двадцать первого века начали строительство по его восстановлению. В настоящее время храм практически закончен.

Другие соборы

Одним из главных храмов Симферополя также являлся и Петропавловский, построенный в начале девятнадцатого века. Он, как и большинство соборов был закрыт в советские времена. В настоящее время храм вновь действует.

На месте бывшей греческой гимназии с небольшой церковью в наше время открыли Свято-Троицкий женский монастырь. Внутри храм украшен изображением евангелистов и образа господа.

Церковь трех Святителей интересна тем, что здесь в девятнадцатом веке была открыта и работала духовная семинария. В учебном заведении преподавали не только богословие, но и множество научных знаний.

Самым высоким храмом Крыма является церковь Святого Николая Чудотворца. Она расположена на территории села Малореченское. Это действующий храм. Является храмом-маяком. Так как его видно далеко с моря. Он является частью мемориала, посвященного всем погибшим на море. Высота храма - шестьдесят пять метров, и в башне расположен маячный фонарь. Цокольный этаж занимает музей катастроф на водах. На стендах его размещена информация о наиболее крупных и резонансных катастрофах.

Заключение

Теперь вам известны святые места Крыма. Кроме христианских и православных, на полуострове огромное количество центров других религий, не менее интересных. Они принадлежат мусульманам, караимам, евреям и представителям других вероисповеданий.