Меню

Государственное устройство древнего рима в период империи. Социальное устройство Древнего Рима

Аксессуары для ванной

История древнего Рима - последний этап в развитии древнего мира, охватывающий период с начала 1 тысячелетия до н.э. (754-753 г.г. до н.э. - традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. – падение Западной Римской империи). В ее развитии следует выделить определенные периоды. В VIII - III вв до н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества. В III в до н.э. - II в н.э - его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую итальянскую и затем средиземноморскую державу. Для III в н.э. характерно наступление экономического, социального, политического кризиса Римского государства, который в IV-V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка. Литературные данные о возникновении Рима легендарны и противоречивы. Это отмечают сами античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорит, что «существует много разногласий как по вопросу о времени основания города Рима, так и о личности его основателя». Наиболее распространена была версия, которую приводит Ливий: «Основателем Рима был потомок троянца Энея, приехавшего в Италию».
Изучение истории римского общества - прослеживание основных закономерностей его экономического, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт - имеет особый интерес.

Особенности государственного строя Древнего Рима в царский период

1. Общественные отношения

Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков.
Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями. Исконное же население, жившее родами, называлось патрициями. Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сословий, можно взять за основу его «комплексную теорию»:
      патриции действительно были коренным гражданством. Они представляли собой полноправный «римский народ»;
      в непосредственной связи с ними были клиенты, которые получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;
      плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к «римскому народу», не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав.
Патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев.

2. Государственный строй

Римская патрицианская община представляла собой примитивный город-государство с типичными чертами «военной демократии».
Носителем верховной власти было племенное собрание . Оно решало важнейшие вопросы в жизни общины: объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными делами и пр.
Вторым органом демократии был совет старейшин, сенат ( слово senatus происходит от senex - старик). Его члены назывались «отцами» - patres .
Согласно легенде, Ромул назначил первых 100 сенаторов. Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний довел их количество до 300.
В период между смертью старого царя и выбором нового общиной управляли поочередно сенаторы.
Первые реформы «военной демократии» провел Сервий Туллий. Все свободное население Рима - и члены римских родов, и плебеи - было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.
Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии - сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды - тяжеловооруженной пехоты, 4-5 разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Изних 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.
Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос, и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Вторая часть реформ - деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

3. Государственные должности и замещения

Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну.
К IV в. до н.э. плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364-337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей.
В 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto - правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената.
Дел непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совет старейшин - сенат. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался. Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.
Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий "царю", которого называли рексом . Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, всего насчитывают семь рексов.

Республиканский Рим

1. Общественные отношения

В 509 году до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики - период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, неуклонно расширявшие границы Римского государства, превращавшие его в могущественную мировую державу.
Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов ) некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю становилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собственность.
Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев ) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников ), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота - люмпен-пролетарии . В силу того, что рабство поначалу имело патриархальный характер, борьба между крупными рабовладельцами и мелкими производителями, которые чаще всего сами обрабатывали землю и работали в мастерских, долгое время составляла основное содержание истории Римской республики. Только со временем противоречие между рабами и рабовладельцами выступает на первый план.
Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами - свободы, гражданства и семьи . Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.
Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. Так, после разгрома Карфагена в рабство было обращено 55 000 человек, а всего во II-I вв. до н.э. - более полумиллиона (число римских граждан, имевших имущественный ценз, в это время не достигало 400 000). Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля - покупка рабов за границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее значение имело их естественное воспроизводство. Можно отметить и то обстоятельство, что несмотря на отмену Законом Петелия долговой кабалы, фактически она, в ограниченных размерах, продолжала существовать. К концу периода республики получает распространение и самопродажа в рабство.
Рабы были государственные и частновладельческие . Первыми становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских. Положение частновладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Если в начале римской истории, в период патриархального рабства, они входили в состав семей римских граждан и, целиком подчиняясь домовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального (священного, основанного на религиозных верованиях) права, то в период расцвета республики эксплуатация труда рабов резко интенсифицировалась. Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких свободных производителей. Особенно тяжелым было положение рабов в крупных рабовладельческих латифундиях . Положение рабов, занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значительно лучше было положение талантливых работников, учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками.
Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была практически неограниченной. Все произведенное рабом поступало хозяину: «что приобретается через посредство раба - приобретается для господина». Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания его существования и работоспособности.
Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтересованность рабов в результатах своего труда, что в свою очередь заставляло рабовладельцев искать более эффективные формы эксплуатации. Такой формой стал пекулий - часть имущества хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.), которую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяйства и получения части дохода от него. Пекулий позволял хозяину более эффективно использовать свое имущество для получения дохода и заинтересовывал раба в результатах своего труда. Другой формой, зародившейся в период республики, был колонат . Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свободные, вольноотпущенники и рабы. У колонов было личное имущество, они могли заключать договоры и вступать в брак. Со временем положение колона становится наследственным. Однако в рассматриваемый период колонат, как и пекулий, еще не получил большого распространения.
По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов ). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Помимо них к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.
По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В среде рабовладельцев в конце III-II в. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников .
В высшее сословие (нобили) входили самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Экономической базой нобилей было крупное землевладение и громадные денежные средства. Только они стали пополнять сенат и избираться на высшие государственные должности. Нобилитет превращается в замкнутое сословие, доступ в которое новому человеку был практически невозможен, и которое ревниво охраняло свои привилегии. Только в редких случаях люди, не принадлежавшие к нобилитету по рождению, становились высшими должностными лицами.
Второе сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В I в. до н.э. развивается процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные судебные должности. Между отдельными их представителями возникают родственные отношения.
По мере расширения пределов Римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуострова (полностью завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они отличались отримских граждан по своему правовому положению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины ), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы - древние латины и латины колоний . За первыми признавались имущественные права, право выступать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых ее городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, пользовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в. до н.э.) всем латинам были предоставлены права римских граждан.
Второй категорией свободных, не имевших прав римских граждан, были перегрины . Кним относились свободные жители провинций - стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности. К перегринам относились также свободные жители иностранных государств. Перегрины не имели прав латинов, но получили имущественную правоспособность. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, мало отличавшемся от положения клиентов.

2. Государственный строй

В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.
В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры . Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты - органы реальной власти нобилитета.
В Римской республике существовали три вида народных собраний - центуриатные, трибутные и куриатные .
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением Пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию.
В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров ), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.
Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др .) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.
Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов .
Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.
Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат . Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.
Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты . Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

3. Государственные должности и замещения

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность .
Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов , срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры были коллегиальными - на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии ). Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены к ответственности народным собранием, избравшим их.
Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры - иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего ).
Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium ) и общую (potestas ). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел «высочайший империум» (summum imperium ), включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал «большой империум» (majus imperium ) - право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был «ограниченный империум» (imperium minus ) - без права приговаривать к смертной казни.
Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.
Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные) . К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.
Консулы (в Риме избирались два консула ) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор ), а другой - дела с участием иностранцев (претор перегринов ). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.
Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.
Коллегии «двадцати шести мужей» состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.
Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.
Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах - тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto
и т.д.................

Данный выпуск сделан на основании трехтомника “Военная история” Разина и книги “На семи холмах” М.Ю.Германа, Б.П.Селецкого, Ю.П.Суздальского. Выпуск не является специальным историческим исследованием и предназначается в помощь тем, кто занимается изготовлением военной миниатюры.

Краткая историческая справка

Древний Рим – государство, покорившее народы Европы, Африки, Азии, Британии. На весь мир славились римские солдаты своей железной дисциплиной (но не всегда она была железной), блестящими победами. Римские полководцы шли от победы к победе (были и жестокие поражения), пока под тяжестью солдатского сапога не оказались все народы Средиземноморья.

Римская армия в разное время имела разную численность, количество легионов, различное построение. С совершенствованием военного искусства изменялись вооружение, тактика и стратегия.

В Риме существовала всеобщая воинская повинность. В армии начинали служить юношами с 17 лет и до 45 в полевых частях, после 45 до 60 – служили в крепостях. От службы освобождались лица, участвовавшие в 20 кампаниях в пехоте и в 10 в кавалерии. Сроки службы со временем тоже менялись.

В свое время, в связи с тем, что все хотели служить в легкой пехоте (вооружение стоило дешево, оно приобреталось за свой счет), граждане Рима были разделены на разряды. Это было сделано при Сервии Туллии. К 1-му разряду относились люди, обладавшие имуществом, которое оценивалось не менее, чем в 100.000 медных ассов, ко 2-му – как минимум 75.000 ассов, к3-му – в 50.000 ассов, к 4-му – 25.000 ассов, к 5-му – 11.500 ассов. Все бедняки входили в 6-й разряд – пролетариев, богатством которых было лишь потомство (proles ). Каждый имущественный разряд выставлял определенное число войсковых единиц – центурий (сотен): 1-й разряд – 80 центурий тяжелой пехоты, являвшихся основной боевой силой, и 18 центурий всадников; всего 98 центурий; 2-й – 22; 3-й – 20; 4-й – 22; 5-й – 30 центурий легковооруженных и 6-й разряд – 1 центурию, в целом 193 центурии. Легковооруженные воины использовались в качестве обозной прислуги. Благодаря разделению на разряды, не было нехватки в тяжеловооруженных, легковооруженных пехотинцах и всадниках. Не служили пролетарии и рабы, так как им не доверяли.

Со временем государство взяло на себя не только содержание воина, но и удерживало с него из жалования за питание, вооружение и снаряжение.

После тяжелейшего поражения под Каннами и в ряде других мест, после Пунических войн армия была реорганизована. Было резко увеличено жалование, разрешили служить в армии пролетариям.

Непрерывные войны требовали много солдат, изменения вооружения, построения, обучения. Армия становилась наемной. Такую армию можно было вести куда угодно и против кого угодно. Так и произошло, когда к власти пришел Люций Корнеллий Сулла (1 в. до н.э.).

Организация римского войска

После победоносных войн IV-III в.в. до н.э. под власть Рима попали все народы Италии. Чтобы держать их в повиновении, римляне предоставляли одним народам больше прав, другим меньше, сея между ними взаимное недоверие и ненависть. Именно римляне сформулировали закон “разделяй и властвуй”.

А для этого нужны были многочисленные войска. Таким образом, римское войско состояло из:

а) легионов, в которых служили сами римляне, состоявших из тяжелой и легкой пехоты и приданной им кавалерии;

б) италийских союзников и союзной конницы (после предоставления италикам прав гражданства, влившихся в легион);

в) вспомогательных войск, набранных из жителей провинций.

Основной тактической единицей был легион. Во времена Сервия Туллия легион насчитывал 4200 человек и 900 всадников, не считая 1200 легковооруженных солдат, не входивших в строевой состав легиона.

Консул Марк Клавдий изменил строй легиона и вооружение. Это произошло в IV веке до н.э.

Легион был разделен на манипулы (по-латински – горсть), центурии (сотни) и декурии (десятки), которые напоминали современные роты, взводы, отделения.

Легкая пехота – велиты (буквально – быстрые, подвижные) шла впереди легиона в рассыпном сторю и завязывала бой. При неудаче отходила в тыл и на фланги легиона. Всего их было 1200 человек.

Гастаты (от латинского “гаста” – копье) – копьеносцы, 120 человек в манипуле. Составляли первую линию легиона. Принципы (первые) – 120 человек в манипуле. Вторая линия. Триарии (третьи) – 60 человек в манипуле. Третья линия. Триарии были самые опытные и испытанные бойцы. Когда древние хотели сказать, что настал решающий момент, говорили: “Дело дошло до триариев”.

В каждой манипуле было по две центурии. В центурии гастатов или принципов было по 60 человек, а триариев в центурии было 30 человек.

Легиону придавалось 300 всадников, составлявшие 10 турм. Кавалерия прикрывала фланги легиона.

В самом начале применения манипулярного порядка легион шел в бой тремя линиями и, если встечалось препятствие, которое легионеры были вынуждены обтекать, таким образом получался разрыв боевой линии, манипул из второй линии спешила закрыть брешь, а место манипула из второй линии занимал манипул из третьей линии. Во время схватки с врагом легион представлял монолитную фалангу.

Со временем третью линию легиона стали использовать как резерв, решавший судьбу сражения. Но если полководец неправильно определял решающий момент боя, легион ждала гибель. Поэтому со временем римляне перешли к когортному строю легиона. Каждая когорта насчитывала 500-600 человек и с приданным конным отрядом, действуя отдельно, представляла собой легион в миниатюре.

Командный состав римской армии

В царское время командующим был царь. Во времена республики командовали консулы, разделив войска пополам, но когда нужно было объединиться, командовали поочередно. Если была серьезная угроза, то выбирался диктатор, которому подчинялся начальник кавалерии, в отличие от консулов. Диктатор имел неограниченные права. У каждого командующего были помощники, которым поручались отдельные части армии.

Отдельными легионами командовали трибуны. Их было шестеро на легион. Каждая пара командовала в течении двух месяцев, сменяя друг друга каждый день, затем уступая второй паре свое место, и т.д. Трибунам были подчинены центурионы. Каждой центурией командовал центурион. Командир первой сотни был командиром манипула. Центурионы имели право солдата за проступки. Они носили с собой виноградную лозу – римскую розгу, это орудие редко оставалось без дела. Римский писатель Тацит рассказывал об одном центурионе, которого вся армия знала под кличкой: “Передай другую!” После реформы Мария, сподвижника Суллы, центурионы триариев получили большое влияние. Их приглашали на военный совет.

Как и в наше время, в римской армии были знамена, барабаны, литавры, трубы, рожки. Знамена представляли собой копье с перекладиной, на которой висело полотнище из одноцветного материала. Манипулы, а после реформы Мария когорты, имели знамена. Над перекладиной было изображение зверя (волка, слона, коня, кабана…). Если подразделение совершало подвиг, то оно награждалось – награда крепилась к древку знамени; этот обычай сохранился и в наши дни.

Значком легиона при Марии был серебряный орел или бронзовый. При императорах он делался из золота. Потеря знамени считалась величайшим позором. Каждый легионер должен был защищать знамя до последней капли крови. В трудную минуту полководец кидал знамя в гущу врагов, чтобы побудить воинов вернуть его обратно и рассеять врагов.

Первое, чему учили солдат – неотступно следовать за значком, за знаменем. Знаменосцы выбирались из сильных и опытных солдат и пользовались большим почетом и уважением.

По описанию Тита Ливия, знамена представляли собой квадратное полотнище, пришнурованное к горизонтальной перекладине, укрепленной на шесте. Окраска полотнища была различной. Все они были однотонными – пурпурными, красными, белыми, синими.

Пока пехота союзников не слилась с римлянами, ей командовали три префекта, выбираемые из числа римских граждан.

Большое значение придавалось интендантской службе. Глава интендантской службы – квестор, ведавший фуражом и продовольствием для армии. Он следил за доставкой всего необходимого. Кроме того, каждая центурия имела своих фуражиров. Особый чиновник, как каптенармус в современной армии, раздавал продукты солдатам. При штабе имелся штат писцов, счетоводов, кассиров, выдававших солдатам жалование, жрецов-гадателей, военных полицейских чиновников, шпионов, трубачей-сигналистов.

Все сигналы подавались трубой. Звук трубы репетировался изогнутыми рожками. При смене караула трубили в трубу-фуцину. В кавалерии употреблялась особая длинная труба, изогнутая на конце. Сигнал к сбору войска на общее собрание давали все трубачи, собранные перед палаткой полководца.

Обучение в римской армии

Обучение бойцов римского манипулярного легиона прежде всего заключалось в том, чтобы выучить солдат идти вперед по приказу центуриона, заполнять разрывы в боевой линии в момент столкновения с противником, спешить слиться в общую массу. Выполнение этих маневров требовало более сложного обучения, чем при обучении воина, сражавшегося в фаланге.

Обучение заключалось еще и в том, что римский солдат был уверен – его не бросят одного на поле боя, что товарищи поспешат к нему на помощь.

Появление легионов, разделенных на когорты, усложнение маневра потребовало более сложного обучения. Не случайно после реформы Мария один из его сподвижников, Рутилий Руф, ввел в римской армии новую систему обучения, напоминавшую систему обучения гладиаторов в гладиаторских школах. Только хорошо обученные солдаты (тренированные) могли преодолеть страх и сблизиться с противником, нападать с тыла на огромную массу врага, чувствуя рядом только когорту. Так мог сражаться только дисциплинированный солдат. При Марии была введена когорта, в которую входили три манипула. В легионе было десять когорт, не считая легкой пехоты, и от 300 до 900 всадников.

Рис.3 – Когортный боевой порядок.

Дисциплина

Римская армия, славившаяся своей дисциплиной, в отличие от других армий того времени, целиком была во власти полководца.

Малейшее нарушение дисциплины каралось смертной казнью, также и невыполнение приказа. Так, в 340 году до н.э. сын римского консула Тита Манлия Торквата во время разведки без приказа главнокомандующего вступил в бой с начальником вражеского отряда и победил его. Об этом он рассказывал в лагере с восторгом. Однако консул осудил его на смертную казнь. Приговор был приведен в исполнение тут же, несмотря на мольбы всего войска о пощаде.

Перед консулом всегда шли десять ликторов, несших пучки розог (фасциев, фашин). В военное время в них вставлялся топор. Символ власти консула над своими починенными. Сначала провинившегося секли розгами, затем отрубали голову топором. Если часть или все войско обнаруживало трусость в бою, то проводилась децимация. Децем в переводе на русский означает десять. Так поступил Красс после разгрома нескольких легионов Спартаком. Было выпорото, а затем казнено несколько сот солдат.

Если солдат засыпал на посту, его отдавали под суд, а затем забивали насмерть камнями и палками. За легкие провинности могли выпороть, понизить в чине, перевести на тяжелые работы, уменьшить жалование, лишить гражданства, продать в рабство.

Но были и награды. Могли повысить в чине, увеличить жалование, наградить землей или деньгами, освобождали от лагерных работ, награждали знаками отличия: серебряными и золотыми цепочками, брастетами. Награждение проводил сам полководец.

Обычными наградами были медали (фалеры) с изображением лика бога или полководца. Высшими знаками отличия были венки (короны). Дубовый давался солдату, спасшего товарища – римского гражданина в бою. Венец с зубчатой стеной – тому, кто первый взобрался на стену или вал вражеской крепости. Корона с двуми золотыми носами кораблей, – солдату, первым вступившему на палубу вражеского корабля. Осадный венок давался полководцу, снявшему осаду с города или крепости или освободившему их. Но самая высокая награда – триумф, – давалась полководцу за выдающуюся победу, при этом должно было быть убито не менее 5000 врагов.

Триумфатор ехал на позолоченной колеснице в пурпурной мантии, расшитой пальмовыми листьями. Колесница была запряжена четверкой белоснежных лошадей. Перед колесницей несли военную добычу и вели пленных. За триумфатором шли родственники и друзья, песенники, солдаты. Звучали триумфальные песни. То и дело заздавались крики “Ио!” и “Триумф!” (“Ио!” соответствует нашему “Ура!”). Раб, стоявший позади триумфатора на колеснице, напоминал ему о том, что тот простой смертный и чтобы он не зазнавался.

Например, солдаты Юлия Цезаря, влюбленные в него, идя за ним, подшучивали и смеялись над его плешью.

Римский лагерь

Римский лагерь был хорошо продуман и укреплен. Римское войско, как говорили, таскает за собой крепость. Как только делался привал, сразу же начиналось строительство лагеря. Если надо было двигаться дальше, лагерь бросали недостроенным. Даже разбитый ненадолго, отличался от однодневного более мощными укреплениями. Иногда армия оставалась в лагере на зиму. Такой лагерь называли зимним, вместо палаток строили дома и бараки. Кстати, на месте некоторых римских тагерей возникли такие города, как Ланкастер, Рочестер и другие. Из римских лагерей выросли Кёльн (римская колония Агрипинна), Вена (Виндобона)… Города, в окончании которых есть “…честер” или “…кастр”, возникли на месте римских лагерей. “Каструм” - лагерь.

Место для лагеря выбирали на южном сухом склоне холма. Поблизости должны были находиться вода и пастбище для обозного скота, топливо.

Лагерь представлял собой квадрат, позже прямоугольник, длина которого была на одну треть протяженнее ширины. Прежде всего намечалось место претория. Это квадратная площадь, сторона которой равнялась 50 метрам. Здесь ставились палатки командующего, жертвенники, трибуна для обращения к солдатам полководца; здесь же происходил суд и сбор войска. Направо была палатка квестора, налево – легатов. По обеим сторонам помещались палатки трибунов. Перед палатками через весь лагерь проходила улица шириной 25 метров, главную улицу пересекала другая, шириной 12 метров. На концах улиц были ворота и башни. На них стояли баллисты и катапульты (одно и то же метательное орудие, получило название от метаемого снаряда, баллиста метала ядра, катапульта – стрелы ). По сторонам правильными рядами стояли палатки легионеров. Из лагеря войска могли без сутолки и беспорядка выступить в поход. Каждая центурия занимала десять палаток, манипул – двадцать. Палатки имели досчатый остов, двускатную досчатую крышу и обтягивались кожей или грубым полотном. Площадь палатки от 2,5 до 7 кв. м. В ней жила декурия – 6-10 человек, двое из которых постоянно находились в карауле. Палатки преторианской гвардии и кавалерии были больших размеров. Лагерь обносили частоколом, широким и глубоким рвом и валом высотой 6 метров. Между валами и палатками легионеров было расстояние в 50 метров. Это делалось для того, чтобы неприятель не мог зажечь палатки. Перед лагерем устраивали полосу препятствий из нескольких контрвалационных линий и заграждений из заостренных кольев, волчьих ям, деревьев с заостренными сучьями и сплетенными между собой, образовывавших почти непроходимое препятствие.

Поножи носили римские легионеры с древнейших времен. При императорах были упразднены. Но центурионы продолжали их носить. Поножи имели цвет металла, из которого изготавливались, иногда раскрашивались.

Во времена Мария знамена были серебряными, во времена империи золотыми. Полотнища были разноцветными: белыми, синими, красными, пурпурными.

Рис. 7 – Оружие.

Кавалерийский меч в полтора раза длиннее пехотного. Мечи одоюдоострые, рукоятки делались из кости, дерева, металла.

Пилум – тяжелое копье с металлическим наконечником и стержнем. Наконечник с зазубринами. Древко деревянное. Средняя часть копья обмотана плотно виток к витку шнуром. На конце шнура делали одну-две кисточки. Наконечник копья и стержень были из мягкого прокованного железа, до железа – из бронзы. Пилум метали по щитам противника. Впившееся в щит копье тянуло его к низу, и воин был вынужден бросить щит, так как копье весило 4-5 кг и тащилось по земле, так как наконечник и стержень сгибались.

Рис. 8 – Скутумы (щиты).

Щиты (скутумы) приобрели полуцилиндрическую форму после войны с галлами в IV в. до н. э. Скутумы делались из легких, хорошо просушенных, плотно пригнанных друг к другу досок осины или тополя, обтянуты полотном, а сверху бычьей кожей. По краю щиты окаймлялись полосой металла (бронзы или железа) и крестом клались полосы через центр щита. В центре помещалась остроконечная бляха (умбон) – навершие щита. Легионеры хранили в нем (он был съемный) бритву, деньги и другие мелкие вещи. С внутренней стороны были ременная петля и металлическая скоба, были написаны имя владельца и номер центурии или когорты. Кожа могла быть крашеная: красная или черная. Руку просовывали в ременную петлю и брались за скобу, благодаря этому щит плотно висел на руке.

Шлем в центре более ранний, слева более поздний. На шлеме было три пера длиной 400 мм, в древние времена шлемы были бронзовые, позднее железные. Шлем иногда украшался в виде змей по бокам, которые наверху образовывали место, куда вставляли перья. В более поздние времена единственным украшением шлема был гребень. На макушке римский шлем имел кольцо, в которое продевался реммешок. Шлем носили на спине или на пояснице, как носят современную каску.

Римские велиты были вооружены дротиками и щитами. Щиты были круглые, из дерева или металла. Одеты велиты были в туники, позднее (после войны с галлами) все легионеры стали носить еще и штаны. Часть велитов была вооружена пращами. У пращников на правом боку, через левое плечо, висели сумки для камней. У некоторых велитов могли быть мечи. Щиты (деревянные) обтягивались кожей. Цвет одежды мог быть любой, кроме пурпурного и его оттенков. Велиты могли носить сандалии или ходить босиком. Лучники в римской армии появились после поражения римлян в войне с Парфией, где погиб консул Красс и его сын. Тот самый Красс, который разбил войска Спартака под Брундизием.

Рис 12 – Центурион.

Центурионы имели посеребренные шлемы, не имели щитов и меч носили с правой стороны. Они имели поножи и как отличительный знак на доспехах на груди имели изображение виноградной лозы, свернутой в кольцо. Во времена манипулярного и когортного построения легионов, центурионы находились на правом фланге центурий, манипулов, когорт. Плащ красного цвета, причем все легионеры носили красные плащи. Лишь диктатор и высшие командиры имели право носить пурпурные плащи.

Шкуры животных выполняли роль седел. Стремян римляне не знали. Первые стремена были веревочными петлями. Лошади были не кованы. Поэтому лошадей очень берегли.

Использованная литература

1. Военная история. Разин, 1-2 т. т., Москва, 1987

2. На семи холмах (Очерки о культуре древнего Рима). М.Ю. Герман, Б.П. Селецкий, Ю.П. Суздальский; Ленинград, 1960.

3. Ганнибал. Тит Ливий; Москва, 1947.

4. Спартак. Рафаэлло Джованьоли; Москва, 1985.

5. Флаги государств мира. К.И. Иванов; Москва, 1985.

6. История древнего Рима, под общей редакцией В.И. Кузищиной; Москва, 1981.

Публикация:
Библиотека военно-исторической комиссии - 44, 1989

В Риме и провинциях установился государственный строй, который называли принципатом. "Принцепс сенатус" называли в предшествующие времена первого в списке сенаторов (обычно старейшего из бывших цензоров), первым высказывавшего свое мнение. Принцепс Август - это "первый гражданин римского государства", а в соответствии с неписаной римской конституцией это означало пост императора.

Чтобы понять, что представляла собой Римская империя в период принципата, каков был ее общественный строй, надо остановиться в первую очередь на вопросе гражданства. Уже при Юлии Цезаре предоставление прав римского гражданина в провинциях (всего провинций было 18) стало распространенной политической мерой. Эта практика была продолжена его преемниками. В 212 г. н.э. император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению Империи. Это знаменательный шаг имел далеко идущие последствия. Привилегированное положение самого Рима было подорвано. Но к этому времени положение свободных людей в Риме и Империи значительно отличалось от того, что было при республике.

Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия. Первым и самым знатным было сословие нобилей. Оно сформировалось еще в IV-III вв. до н.э. из патрицианско-плебеанской поместной знати. При Империи нобили - господствующее сословие, доминирующее и в обществе, и в государстве. Экономическую основу нобилитета составили огромные земельные владения, обрабатываемые массой рабов и зависимых крестьян-пекулиантов. Политическим оплотом нобилитета стал сенат. Высокопоставленные жрецы и высшие магистраты, особенно консулат, управители завоеванных территорий - проконсулы, пропреторы, легаты и пр. - принадлежали к нобилитету. При императоре Августе (63 до н.э. - 14 н.э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, которое пополнялось за счет сановников, выдвинувшихся на государственной службе.

Из сословия всадников - финансовой знати империи с цензом в 4000000 сестерциев - выходили ответственные чиновники и офицеры.

Управление городами империи осуществлялось декурионами - сословием, представленным бывшими магистратами. Это были, как правило, средние землевладельцы.

На самой низшей ступени социальной лестницы находились по-прежнему рабы. При Августе с целью защиты интересов рабовладельцев были введены специальные меры, отличавшиеся крайней жестокостью. В частности, были резко сокращены возможности предоставления рабам воли, восстановлен закон, по которому подлежали казни все те рабы, которые находились в доме в момент убийства их господина (на расстоянии окрика) и не пришли ему на помощь. В одном из источников описан случай такого рода, когда, несмотря на недовольство народа, сенат и император предали казни 400 рабов. Римские юристы находили оправдание этому жестокому закону: ни один дом не может быть в безопасности (от рабов) иным способом, кроме как страхом смертной казни..

Между тем, экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов. Ни надсмотрщик, и ни наказания не могли заменить экономического стимула. Раб делал то, что было безусловно необходимо и не более того, и так, чтобы не вызвать наказания. Ни одно усовершенствование не приносило выгоды. В Риме прогресс техники как бы остановился: ни коса, ни даже примитивный цеп, которым выбивают зерно из колосьев, не были известны в Риме и его провинциях.

Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии, т.е. земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенную заранее долю продукта (обычно половину урожая). Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения урожая. Но для того чтобы пекулиатные отношения принесли заметный результат, их следовало надежно оградить от злоупотреблений, дав им более или менее широкую правовую защиту. Однако старое римское право запрещало производить рабу от своего имени (не хозяина) и для своей же пользы все виды торговых и займовых операций, а также подавать иск и отвечать в суде. Эти запреты были преградой для развития пекулии как специфической формы арендных отношений, поэтому их следовало смягчать, модифицировать, отменять, что осуществлялось весьма медленно.

Одновременно с этим в Римской империи совершается такой немаловажный процесс, как превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика - колона. Развитие колоната было прямым следствием никогда не останавливавшегося грабежа крестьян, непосредственно связанного с ростом сенаторских и всаднических латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из-за уменьшения военной мощи империи и усиления оказываемого ей сопротивления.

Обязательства колона носили как денежный, так и натуральный характер. В первый период колоната аренда была краткосрочной, но это было невыгодно арендодателю. Только длительная аренда могла обеспечить его рабочей силой и в то же время породить в колоне стремление к улучшению земли, повышению урожайности и пр.

Удовлетворяя требования землевладельцев, закон 332 г. положил начало прикреплению арендаторов к земле. Колоны, самовольно покинувшие поместья, возвращались силой. В то же время закон запрещал прогонять колонов при продаже земли. Точно так же запрещалось и самовольное повышение лежащих на колоне тягот и повинностей. Прикрепление колонов к земле было пожизненным и потомственным. Так в еще рабовладельческом Риме зарождается феодальный порядок, феодальные производственные отношения. В этом сложном процессе раб поднимается в своем социальном статусе, свободный крестьянин, напротив, опускается.

К концу империи запрещается самовольное убийство раба, разобщение его семьи, вводится облегченный порядок отпущения рабов на волю.

Ремесленники, организованные по коллегиям, т.е. сообществам, должны были "навсегда оставаться в своем состоянии", что значило для них ни что иное, как насильственное потомственное прикрепление к своим профессиям.

Ромулу приписывают организацию римской общины (от лат. civitas). Население города в то время составляли две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, и не-граждане - плебеи. Плебеи не входили в общину полноправных граждан и составляли свободный, но лишенный политических прав слой населения, обвешенный различными повинностями, однако, они несли военную службу наравне с патрициями. При завоевании соседних общин римляне отторгали часть их земли в общественный фонд, но плебеи к пользованию этой землей не допускались. В руках плебеев было сосредоточено, главным образом, торговое и промышленное богатство: гордые своим происхождением патриции считали унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности и военной службы. Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени (трибы). Три племени - рамны, тиции и луцеры - составляли "римский народ". Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины - куриатные комиции. Народной собрание принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными делами и т.д. Итак, говоря о происхождении римских сословий, следует взять за основу его "комплексную теорию":

патриции были действительно коренным гражданством. Они представляли собой полноправный "римский народ";

клиенты были в непосредственной связи с патрициями, они получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали "римскому народу", не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав.

Римская патрицианская община представляла собою примитивный город- государство с типичными чертами "военной демократии". Еще одним органом демократии был совет старейшин - сенат. Его члены назывались "отцами" (от лат. patres - отцы). В компетенцию римского сената входили дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира. Он состоял из старейшин всех 300 родов, поэтому и назывался сенат (от лат. senex - старый, старейшина). Старейшины составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода. Согласно легенде, Ромул создал сенат из 100 сенаторов, Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний Древний довел их до 300. Со временем патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев. Усиление роли плебеев в экономике при их численном превосходстве привело к борьбе между плебеями и патрициями, первый этап этой борьбы завершился реформами общественного строя, приписываемыми царю Сервию Тулию. Наряду с прежним делением населения по родам, вводилось новое деление населения по имущественному и территориальному признакам. В ходе реформы "военной демократии" все римские граждане, как патриции, так и плебеи, были "оценены" по их наличному имуществу (земля, скот, инвентарь и пр.) и разделены на 193 сотни - центурии. То есть, согласно реформе было произведено деление на 5 имущественных разрядов или классов:

в первый класс зачислялись лица, обладавшие состоянием не меньше, чем в 100.000 ассов (асс - медная монета, первоначально весом в 1 фунт, ценность ее для раннего периода истории Рима не установлена);

во втором - 75.000 ассов;

в третьем - 50.000 ассов;

в четвертом - 25.000 ассов;

в пятом - 12.500 ассов.

Те, у кого состояние было очень мало, стояли "ниже класса" и назывались "пролетарии" (лат. proletarii, от слова proles - потомство), т.е. люди, которые имели только детей. Каждый разряд населения выставлял определенное количество своих представителей - восковых единиц - центурий (буквально - сотня). По центуриям стало теперь проводиться голосование в народное собрание; каждая центурия имела один голос. Пролетарии, т.е. вовсе лишенные учитываемого имущества, составили всего одну центурию. При согласованном голосовании первых двух разрядов голоса остальных не имели значения. Вместо старых родовых триб было введено деление на территориальные трибы. Реформы "военной диктатуры" Сервия Тулия нанесли сокрушительный удар по устаревшему родовому строю и заложили основу государства, т.е. было разрушено общество, основанное на кровном родстве, и вместо него создано государственное устройство, основанное на имущественном различии и территориальном делении. Имущественным положением определялось и место воинов в строю легиона. Самые богатые граждане I класса служили в коннице и назывались всадниками. Остальные члены этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение пехотинца и стоять в первых рядах легиона.

Граждане других классов имели облегченное вооружение, занимали место в задних рядах. Воины V класса являлись в строй легко вооруженными, а пролетарии в строю вообще не служили. Сервий Туллий допустил в войско и плебеев, наделив их некоторыми политическими правами посредством организации новой формы народного собрания. В нем участвовали оба сословия. Оно называлось центуриатным собранием. Центурия (сотня), будучи военной тактической единицей, стала и голосующей единицей. К центуриатным собраниям перешли важнейшие функции старых собраний - объявление войны, выбор должностных лиц, суд и пр. На тот период времени данные реформы были прогрессивной формой управления. Падение военной демократии в Риме, как свидетельствуют данные ученых, произошло в конце VI - начале V вв. до н.э. в форме насильственного свержения последнего царя и передачи его власти двум выбранным должностным лицам. Они могли выбираться только из патрициев и назывались консулами. Таким образом, был осуществлен переход к республике.

В ходе сословной борьбы патрициев и плебеев Рим превратился в полисную республику, основными чертами которой, как и в античной Греции, были: особые права гражданина, формальный суверенитет народа, осуществляемый через народное собрание, выборность магистратов (должностных лиц), гражданское ополчение. При этом Рим оставался аристократическим государством, так как политическая власть была сосредоточена в руках нобилитета. Это примерно 30-40 семейств и родов: из их числа пополнялись все высшие должности, и в их круг весьма неохотно допускались «выскочки», для обозначения которых в римском политическом лексиконе существовало особое понятие «новый человек» (homo novus ). Правда, формально нобилитет не имел особых прав, так что его господствующее положение определялось не законом, а заслугами нобилей или их предков перед государством. Это превосходство определялось не писаным правом - ius, а неписаным правом -fas, т. е. традицией, обычаем, «нравами предков» (mores maiorum).

Завершение борьбы патрициев и плебеев ускорило складывание новых сословий: сенаторского, всаднического и плебса, при этом старинное деление на патрициев и плебеев никуда не делось, а просто утратило основное политическое значение. Новая сословная принадлежность не была наследственной и четко фиксированной: сын всадника мог стать сенатором, если займет какую-нибудь курульную должность, а сын сенатора не входил в сословие отца, если отказывался от политической карьеры. Главным принципом пополнения двух высших сословий была служба, наличие особых заслуг перед государством.

Сенаторское сословие считалось высшим. Претендовать на место в сенате могли исключительно бывшие высшие магистраты, но это необходимое условие было недостаточным: при включении в список сената учитывались и заслуги - как личные, так и предков. К сенаторскому сословию относились только члены сената; знаком их привилегированного положения была особая одежда - туника с широкой пурпурной продольной полосой (tunica laticlavaf Тогу с пурпурной каймой (toga praetexta Э носили только бывшие высшие, или курульные магистраты, имевшие право восседать на курульном кресле (рис. 10.4).

Всадниками, как и сенаторами, не рождались, а становились. Для этого было недостаточно высокого имущественного ценза, который во II в. до н. э. составлял 400 тыс. сестерциев 1: всадническое достоинство присуждало государство в лице цензора, учитывались опять же заслуги претендента. Новоиспеченный всадник получал «общественную лошадь» (equus publicus), за которой должен был заботливо ухаживать. Будучи в большинстве своем, как и сенаторы, землевладельцами, всадники более активно участвовали в деловой жизни: занимались торговлей, различными финансовыми операциями. Во время войны они служили в кавалерии или были офицерами в легионах, а в мирное время могли добиваться почетных должностей, дающих право на место в сенате: в сенатороское сословие можно было попасть только через всадническое.

Рис. 10.4.

Состав последнего сословия (плебса) был весьма разнороден: плебс делился на городской (торговцы, ремесленники и т.п.) и сельский (в основном средние и мелкие землевладельцы). Значительную часть первого составляла городская чернь - неимущие люмпены, чьим лозунгом впоследствии стало знаменитое «рапет et circenses» («хлеба и зрелищ»).

В ходе сословной борьбы окончательно формируется государственное устройство республиканского Рима. Высшим государственным

органом Римской республики считалось народное собрание, существовавшее в трех видах: куриатные, центуриатные и трибутные комиции. Самые древние - куриатные, собрания патрициев по куриям, фактически уже давно утратили политическое значение и собирались редко; некоторые исследователи полагают, что в эпоху республики в них стали принимать участие и плебеи. Куриатные комиции принимали особый закон - lex curiata de imperio, каковым соответствующему магистрату вручались его особые полномочия - империй.

Империй - совокупность полномочий сначала царя, а потом высших должностных лиц в Риме; основное содержание империя - военная власть и юрисдикция. В Римской республике таким же словом обозначалась территория, на которую распространялся империй высшего магистрата; в эпоху императоров - название римской мировой державы (Imperium Потопит).

Центуриатные комиции, собиравшиеся за городской чертой, на Марсовом поле, избирали высших магистратов (консулов, цензоров и преторов), объявляли войну и утверждали мирные договоры. В середине III в. до н. э. была проведена демократическая реформа, изменившая распределение центурий по классам: каждый класс получал равное количество центурий (по 70). Главным же видом народного собрания со временем становятся трибутные комиции, возникшие из собраний плебеев по трибам - территориальным округам, на которые делилось государство (31 сельская и четыре городских). С III в. до н. э. в работе трибутных комиций участвовали и патриции, и с этих пор в них стали приниматься основные законы. Ряд магистратов: курульные эдилы, квесторы, военные трибуны - выбирались в данном виде народного собрания; что же касается народных трибунов и плебейских эдилов, то эти должностные лица избирались на чисто плебейских собраниях по трибам (concilium plebis ). Значение народных собраний в политической жизни Рима ограничивало то, что они не имели права законодательной инициативы: ни один законопроект не мог предлагаться самим собранием, его обязательно вносил магистрат, обладающий таким правом (консул, диктатор, трибун); также комиции не могли собираться по собственному усмотрению - только по инициативе магистрата.

Исполнительная и судебная власть в государстве осуществлялась магистратами - должностными лицами. Все магистратуры (кроме диктатуры) были выборными, временными (большинство сроком на один год) и коллегиальными. Высшими магистратами, верховными командующими и фактически главами государства были два консула, именами которых назывался год. Высшие магистраты унаследовали инсиг- нии царской власти - 12 ликторов с фасциями, отдельные курульные кресла в сенате. Консулы созывали сенат и народное собрание, вносили законопроекты, руководили выборами и считались носителями высшего империя.

Преторы - младшие коллеги консулов - занимались судебными делами. Сначала их было двое, но к концу республики, когда из бывших преторов стали назначать наместников провинций, их число увеличилось до 16.

Весьма авторитетной была должность цензора. Двух цензоров избирали раз в пять лет из бывших консулов сроком на 18 мес. Такая периодичность объясняется тем, что раз в пять лет проходила перепись граждан (census) и проводилась ревизия списка сенаторов и всадников. Цензоры осуществляли также контроль за нравственностью граждан: за скверное поведение (мотовство, пьянство, дурное обращение с детьми, непочтительность к родителям) они могли вынести замечание, что было чрезвычайно позорно, или даже исключить из списка сенаторов или всадников. Среди цензоров Ранней республики самым знаменитым был Аппий Клавдий по прозвищу «Слепой» (в старости он ослеп). Став в 312 г. до н. э. цензором, он начал строительство великой дороги древности, названной в его честь Аппиевой, которая соединила Рим с Капуей. Он улучшил также снабжение Рима водой, построив первый из римских акведуков, доставлявший питьевую воду с сабинских холмов. Аппий Клавдий первым из цензоров стал заниматься пересмотром списка сенаторов (раньше это делали консулы) и - неслыханное дело! -даже включил в число сенаторов сыновей вольноотпущенников.

Задание

Смоделируйте римский cursus honorum (букв, «бег, путь почестей»), поставив в правильной последовательности (от низшей к высшей) должности, которые проходили представители нобилитета:

  • 1) квестор;
  • 2) консул;
  • 3) претор;
  • 4) цензор;
  • 5) эдил.

Чрезвычайно важное значение в Риме имели плебейские магистраты - народные трибуны. Помимо права помощи и права вето они получили право вносить законопроекты, созывать трибутные комиции и сенат и даже арестовывать магистратов, если те им противодействовали. Значительная власть трибунов ограничивалась лишь тем, что любой из них мог наложить вето на предложение коллеги, а также тем, что полномочия трибунов действовали только в пределах померия - городской черты Рима. В народные трибуны охотно шла честолюбивая молодежь, для которой эта должность часто становилась началом политической карьеры.

Вопрос для размышления

Как вы думаете, почему греческий историк Полибий считал римское государственное устройство наилучшим? Ответ аргументируйте.

За общественным порядком, состоянием городских зданий, чистотой улиц наблюдали эдилы; они же заботились о доставке продовольствия и ведали устройством общественных игр, для чего расходовали немалые средства из собственного кармана. Это окупалось тем, что щедрый эдил приобретал популярность, способствовавшую его дальнейшей карьере.

Квесторы заведовали государственной казной (aerarium) , которая находилась в храме Сатурна; в их ведении был и государственный архив. В эпоху Поздней республики квесторы часто были помощниками провинциальных наместников или полководцев. С должности квестора обычно начиналось восхождение по лестнице магистратур, наиболее достойные и удачливые добирались до вершины - должности консула или цензора.

Кроме обычных были в Риме и экстраординарные, или чрезвычайные, магистратуры: интеррексы, децемвиры, триумвиры, военные трибуны с консулярской властью и др. Когда опасность от внешнего врага была особенно велика или внутренние смуты грозили междоусобицей по специальному решению сената назначался диктатор. Полномочия диктатора длились не более шести месяцев; он сам выбирал себе помощника - начальника конницы. Древняя диктатура создавалась главным образом с военной целью. В случае войны консулы делили армию на две части, либо командовали по очереди, такое двойное командование часто вело к взаимным претензиям и непониманию и вредило делу. Назначение экстраординарного магистрата - диктатора - приводило к единоначалию: консулы и преторы на войне обязаны были ему подчиняться.

Диктатор - экстраординарный магистрат в республиканском Риме, избиравшийся на срок не более шести мес., обычно для военного командования; в Поздней республике (Сулла, Цезарь) - фактически авторитарный правитель.

Магистраты делились на категории: курульные магистраты (те, кто имел право на курульное кресло (рис. 10.5)) - консулы, диктатор, преторы, цензоры и курульные эдилы; прочие должности считались некурульными. Должностные лица, наделенные империем, - магистраты cum imperio: консулы, преторы, диктатор и другие чрезвычайные магистраты (децемвиры, триумвиры). Высшими магистратами считались курульные, а также с некоторого момента - народные трибуны.

Важнейшим элементом римского государственного устройства был сенат, чья власть основывалась не столько на законе, сколько на авторитете (auctoritas senatus ). В строгом смысле писаного права сенат был чисто консультативным органом, он не мог принимать законы, а мог только давать советы, рекомендации, если магистрат попросит его об этом. Однако fas - неписаное право, обычай (в Риме - такие же источники права, как и закон) - требовало испрашивания санкции сената для всех без исключения дел, что превращало этот орган, по сути, в правительство Римской республики. Сенат утверждал законы (после 339 г. до н. э. требовалось только предварительное одобрение сенатом вносимых в комиции законопроектов); мог отменить под благовидным предлогом закон, принятый народным собранием (например из-за нарушения процедуры, неблагоприятных ауспиций 1 и пр.). Он ведал финансами (бюджет, размер налогов), руководил внешней политикой (принятие и отправка посольств) и военными действиями (объявление набора, распределение войска между консулами, военный бюджет, назначение триумфа и т. д.). С IV в. до н. э. состав сената, численность которого оставалась прежней - 300 человек, стал пополняться из бывших магистратов, начиная с квесторов. В сенате существовал определенный порядок голосования: первым высказывал свое мнение, подавал голос принцепс (princeps senatus ), затем курульные сенаторы (те, кто в прошлом занимал курульные должности), наконец, прочие, но до них редко доходила очередь. Порядок пополнения сената определял его социальный состав: нобилитет, в руках которого были все высшие магистратуры, так же царил в сенате, как сенат - в жизни римского государства.

Рис. 10.5.

Принцепс - в Римской республике сенатор, чье имя стояло первым в списке сената, первым высказывавший мнение при обсуждении; в императорское время - один из титулов императора, который и был прин- цепсом сената.

Практикум

Борьба патрициев и плебеев. Законы XII таблиц.

Семинар посвящен анализу «Законов XII таблиц» - древнейшего источника по римскому праву. Практическое занятие подразумевает чтение и подробный разбор документа, поэтому перед занятием необходимо внимательно с ним ознакомиться.

Задания

Составьте краткий конспект (около 1 стр.) по теме «борьба патрициев и плебеев», в котором будут перечислены основные требования плебеев, этапы этого противостояния, принятые реформы и законы, результаты.

Выпишите и выучите значения таких понятий, как «патриций», «плебей», «сецессия», «патрон», «клиент», «децемвиры», «народный трибун», «плебисцит».

Внимательно прочитайте текст «Законов XX таблиц» и определите, в каких статьях говорится об отраслях римского права (уголовное, имущественное, семейное, наследственное, долговое, земельное), судопроизводстве, структуре общества. По ходу чтения документа составьте сводную таблицу. В эту таблицу необходимо вписать соответствующие номера статей (некоторые статьи могут относиться сразу к нескольким позициям).

Решите задачи, опираясь на статьи «Законов XX таблиц».

Обратите внимание! При ответе на задачи ссылки на конкретные статьи обязательны.

  • 1. Римлянин Публий обратился в суд с жалобой на своего соседа Марка. Он утверждал, что Марк украл у него бревна, из которых потом построил себе дом. Какое наказание грозит Марку, если его вина будет доказана?
  • 2. Бедный римлянин обратился к зажиточному товарищу с просьбой дать в долг сроком на один год 500 ассов. Тот ссудил ему денег в рост, с условием, что вернуть следует 600 ассов. Год спустя бедняк не отдал долг и, более того, обратился в суд, утверждая, что подобное требование противозаконно. Как следует решить это дело?
  • 3. Двое римлян, Гай и Луций, давно конфликтовали между собой. Однажды ночью Гай вырубил семь фруктовых деревьев на участке Луция. Луций на следующее утро пришел к Гаю, затеял драку и в драке сломал противнику руку. Какие штрафы должны заплатить оба?

Социально-политическое устройство республиканского Рима

Семинар проходит в форме коллоквиума.

Задания

  • 1. Составьте план-конспект рассказа Полибия о римском государственном устройстве (книга VI).
  • 2. Сравните римские комиции (народные собрания) между собой. Попытайтесь при этом ответить на вопросы: кто их собирал? Какие вопросы на них рассматривались? Существовала ли свобода слова на этих собраниях?
  • 3. Сравните римское народное собрание с афинской экклесией. Какой тип собрания Вам кажется более демократичным? Ответ аргументируйте.

Творческое задание

Составьте ситуационную задачу по статьям «Законов XX таблиц» и предложите вариант ее решения. Старайтесь опираться сразу на несколько статей «Законов» - так задача получится интереснее и сложнее.

Вариативное задание

Заполните таблицу «Римские магистратуры».

Название магистратуры

Число

Срок пребывания в должности

Такую же тогу носили некоторые жрецы и мальчики до достижения совершеноле-тия, когда они облачались в мужскую тогу (toga virilis). Тот, кто домогался какой-либовысшей магистратуры, надевал выбеленную тогу - toga Candida, поэтому назывался«кандидат» (candidatus).

  • Сестерций - серебряная монета весом примерно в 1 г.
  • Автор рисунка - Pearson Scott Foresman. URL: https://commons.wikirnedia.Org/w/index.php?curid=3162343 (дата обращения: 05.10.2017).
  • Ауспиции (лат. auspicia) - испрашивание воли богов путем гадания, чаще всегопо поведению птиц (их полету, крику, поеданию пищи).
  • Триумф (лат. triumphus) - торжественное шествие по Риму, которое сенат разрешал полководцу за выдающуюся победу над неприятелем.