Меню

Как пользоваться динамометрическими ключами и стоит ли покупать дешёвые образцы. Что такое динамометрический ключ и как им пользоваться

Двери

У вас современный автомобиль – значит, и подход к его ремонту тоже должен быть современным. Если вам необходимо поменять колесо или закрутить другие болтовые соединения в автомобиле, обязательно необходимо приобрести динамометрический ключ. Что это за ключ и чем он отличается от обычного?

Назначение динамометрического ключа и его устройство

Само название «динамометрический» говорит за себя. Оно включает название физического прибора (динамометра). Даже школьник знает, что с помощью динамометра можно измерить силу.

Поэтому динамометрический ключ – это приспособление, которое контролирует, с какой силой мы воздействуем на болтовое соединение. Эту силу нужно контролировать согласно техническим условиям –во-первых, для того, чтобы болты не раскрутились во время движения автомобиля, и во-вторых, чтобы не сорвать резьбу.

Процесс закручивания, как правило, происходит по часовой стрелке. Но существуют динамометрические ключи, в которых присоединительный квадрат можно крепить с двух сторон. Такой ключ может закручивать болтовые соединения как с правой резьбой, так и с левой.

Все виды динамометрических ключей имеют приблизительно одинаковое строение: тело ключа и шкала для контроля затяжки. На шкале ключа фиксируются значения не силы, а момента силы, поскольку мы воздействуем на болтовое соединение, используя плечо (в нашем случае – длина ключа).

Из собственного опыта можем сказать: если болт не откручивается, необходимо удлинить ключ. Поэтому момент силы равен силе, с которой мы воздействуем, если длина плеча равна одному метру.Шкала ключа может быть в различных единицах измерения момента силы: Нм (ньютон на метр) или кгс (килограмм силы). 1кгс соответствует приблизительно 10 Нм.

Какими бывают динамометрические ключи

Первый вопрос, который возникает при покупке– как выбрать динамометрический ключ? Рассмотрим виды динамометрических ключей:

стрелочный – недорогой ключ с наименьшей точностью измерения (приблизительно 6-8%). Он состоит из корпуса, прикрепленной к нему шкалы и стрелки, ручки, квадрата для торцевых головок. При работе ключом стрелка остается недвижимой, а корпус с прикрепленной шкалой поворачивается. Работая с таким ключом, следите, чтобы стрелка не выходила за пределы делений на шкале. Иначе ключ может значительно увеличить погрешность в работе.



предельного типа (щелчковый или с масштабированным окном) – средний по цене, точность измерения средняя (приблизительно 4%). Является самым распространенным в использовании как профессионалами, так и любителями.

Щелчковый динамометрический ключ состоит из корпуса, стопорной гайки, рукоятки, двух шкал. Одна шкала нанесена на корпус ключа, а другая – на вращающуюся рукоятку. Принцип работы с таким динамометрическим ключом очень похож на принцип работы микрометра. Если вы когда-нибудь пользовались данным прибором, то вы легко справитесь.



Рассмотрим порядок работы со щелчковым динамометрическим ключом:

1. Открутите рифлёную стопорную гайку, которая находится в самом конце ключа (против часовой стрелки).

2. Установите необходимые цифровые показания момента силы путем вращения рукоятки. Шкала на корпусе будет основной, а на рукоятке – дополнительной. При этом край шкалы на рукоятке должен находиться на необходимом делении основной шкалы, и оно будет точным, если деление «0» на рукоятке совпадет с вертикальной линией основной шкалы.

На показания дополнительной шкалы указывает вертикальная линия на основной шкале. Вращая далее рукоятку, вы должны следить за показаниями дополнительной шкалы. В конечном результате показания основной и дополнительной шкалы суммируются. Это и будет конечным результатом.

3. Закрутите стопорную гайку. Этим вы зафиксируете данные значения.

4. Проводите процесс закручивания детали ключом до тех пор, пока не услышите щелчок.

5. После щелчка процесс закручивания необходимо прекратить.

Динамометрический ключ с масштабированным окном немного легче в использовании и, соответственно, немного дороже. Отличается от предыдущего одной шкалой, что облегчает процесс использования.Процесс фиксации стопорной гайки сопровождается щелчком, что намного удобнее. Необходимое значение момента силы вы видите в небольшом окне, отсюда и название данного прибора.

с цифровой индикацией – самый дорогой и самый точный. Точность измерений – около 1%. Имеет много различных функций и используется на производстве. Показания такого ключа фиксируются на дисплее в любых единицах измерения. Его можно подключить к компьютеру.



На что обратить внимание при покупке

При покупке динамометрического ключа необходимо точно уяснить, для какой работы он вам нужен, поскольку промышленность выпускает ключи с разными диапазонами . Размер ключа может быть разным: небольшой с посадочным квадратом ¼ и огромный с посадочным квадратом ¾. Необходимые нагрузки на ключ должны находиться в середине крайних значений моментов силы, нанесенных на шкалу прибора.

Иногда необходимо затянуть болтовое соединение с усилием, большим, чем максимальное значение вашего ключа. Тогда производители предлагают воспользоваться приспособлением для динамометрического ключа – мультипликатором . Принцип его действия основан на работе редуктора - усилителя (система шестерёнок). Он крепится к динамометрическому ключу и увеличивает усилие на болт в несколько раз (согласно инструкции).

Как правильно пользоваться ключом и как его проверить

Для того чтобы динамометрический ключ служил вам долго, необходимо следовать таким рекомендациям:



1. Прочитайте внимательно инструкцию по эксплуатации и учитывайте рекомендации производителя. Не используйте силу при подготовке ключа к работе. Если что-то не крутится, то, возможно, вы забыли ослабить стопорную гайку. Проверьте все основательно.

2. Понимайте, что это измерительный прибор, поэтому его нужно использовать для затяжки болтовых соединений с определенной силой, а не просто для затяжки болтов или для их откручивания. Во всех остальных случаях нужно использовать обыкновенный ключ.

3. Не продолжайте затяжку болтов после щелчка. Если продолжать зажимать после щелчка, то ключ будет закручивать дальше, а трещотка будет постоянно щелкать. Это приведет к растягиванию пружины и уменьшению точности работы прибора.

4. Если вы долго не работали с ключом, используйте его сначала на небольших моментах силы. Это поможет заводской смазке равномерно распределиться по всему объёму ключа.

5. Храните ключ в чемоданчике. При хранении ключ должен находиться в нулевом положении, то есть с минимальным значением момента силы.



6. Используйте ключ в допустимом диапазоне значений моментов силы. Не раскручивайте его ниже или выше шкалы нанесенной на основании ключа.

7. Держите ключ в чистоте. Не используйте для очистки химические средства, которые могут воздействовать на заводскую смазку и на механизмы ключа. Не бросайте его, не разбирайте, не стучите по нему, следите, чтобы вода не попала вовнутрь.

Точность работы динамометрических ключей, использованных на СТО, проверяется один раз в год или через 10000 измерений. Предприятий и сервисов, которые могут проводить проверку ключей, не так много. И стоит такая проверка немало. Поэтому бережно относитесь к своему динамометрическому ключу, и будете довольны его работой.

Подписывайтесь на наши ленты в

Динамометрический ключ - инструмент весьма специфичный. С одной стороны, это всем известная трещотка с храповым механизмом, переключателем направления вращения, с другой - это измерительный инструмент, необходимый для точного дозирования момента затяжки резьбового соединения. Второе, как нетрудно предположить, и будет являться основной задачей, решаемой с помощью динамометрического ключа.

Для чего вообще применяются динамометрические ключи?


НЕПРОСТАЯ ПРОСТОТА


Любое резьбовое соединение представляет собой нарезанные с определенными геометрическими параметрами и определенным классом точности витки в отверстии (гайка, отверстие в блоке цилиндров и т. п.) и контактирующие с ними витки на стержне (болт, шпилька и т. п.), выполненные с теми же геометрическими параметрами. При контакте внутренней и наружной резьб во время затяжки крепежа происходит преобразование вращательного движения стержня относительно отверстия в поступательное. При достижении крайнего положения, например нижняя поверхность головки болта достигла поверхности шайбы, происходит затяжка соединения, а именно, при отсутствии движения стержня его витки с каждым оборотом ключа будут все с большей и большей силой прижиматься к виткам в отверстии, при этом будет расти величина момента, необходимого для поворота ключа. В силу накопленной от нижней части резьбы геометрической погрешности в восприятии нагрузки затяжки будут участвовать только несколько ближайших к опорной поверхности витков, именно они и будут деформироваться при превышении допустимой нагрузки на витки, действующей вдоль оси стержня. Именно этой силой и обуславливается наибольший момент затяжки резьбового соединения.

Некоторые опытные автолюбители могут «от руки» с определенной долей точности произвести затяжку соединения, не превысив необходимый момент, но много ли среди нас таких мастеров? Ну а о последствиях перетяжки крепежа говорить не приходится, разве что не все знают, что если даже вы не сорвали резьбу, но момент затяжки был превышен, то в соединении будут сохраняться избыточные напряжения, которые могут в дальнейшем привести к деформации, а то и разрушению элементов крепежа или деталей. При этом не стоит недооценивать опасность недотянутого соединения, ведь автомобиль - конструкция весьма вибронагруженная, а не законтренные резьбовые соединения не любят вибрации и стремятся к саморазвинчиванию. Наверное, очень обидным был бы капитальный ремонт двигателя, вызванный открутившимся болтом крепления головки блока.

Действительно, хотя динамометрический ключ и не является инструментом первой необходимости, но браться за более или менее сложный ремонт, например ремонт двигателя, без его помощи бессмысленно и опасно.


КАК МЫ ТЕСТИРОВАЛИ


В прошлых номерах вы могли ознакомиться с тестом комбинированных ключей, трещоточных ключей, торцевых головок. Все это инструмент силовой, поэтому основным этапом испытаний для него являлось достижение разрушающего момента. С динамометрическими ключами ситуация немного иная. Так как это инструмент измерительный, то основной нашей задачей было определение точности соответствия установленного момента и выдаваемого в действительности. Кроме того, проводилось измерение твердости основных рабочих элементов.


ИЗМЕРЕНИЕ ТВЕРДОСТИ


В качестве критерия для оценки ключей мы применяли ГОСТ 25605-83, регламентирующий твердость рабочих элементов трещоточных ключей. Согласно этому ГОСТу наиболее нагруженные детали должны изготавливаться из стали 40 ХФА и иметь твердость в пределах 46,5–51,5 HRC. На твердость мы проверяли наиболее нагруженные в процессе эксплуатации детали: корпус, храповое колесо, присоединительный квадрат, собачка.


ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ТОЧНОСТИ КЛЮЧЕЙ


Для оценки погрешности измерения момента для каждого ключа его шкала была разбита на 6 частей в процентах от максимального значения, то есть минимальное значение момента соответствует 0%, следующее - 20%, далее 60%, 80%, и максимальное значение момента - 100%. Это сделано для того, чтобы облегчить сравнительную оценку ключей, диапазон измерений для которых различен. Как вы уже догадались, для каждого процента устанавливается свое значение момента, различное для разных ключей. Это значение устанавливается на шкале испытываемого ключа, и для него проводятся 5 измерений действительных моментов, далее по полученным значениям выводится средняя погрешность. Та же операция проводится для каждого процента, для всех ключей.


СТАТИЧЕСКОЕ НАГРУЖЕНИЕ


На втором этапе было проведено длительное испытание ключей при статическом нагружении моментом, близким по величине к предельному значению для данного ключа. Время выдерживания ключа под нагрузкой составило 50 часов. Для ключей были установлены следующие значения моментов:

Force - 335 Н.м

Jonnesway - 192 Н.м

Kabo - 188 Н.м

«Мастак» - 196 Н.м

MoB - 97 Н.м

Teng Tools - 196 Н.м

После проведения длительных статических испытаний была проведена оценка установившихся погрешностей.



OVERHAUL OH4312

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Ключ комбинированный

В первую очередь специалисты лаборатории провели оценку твердости данного комбинированного ключа, по которой можно предварительно судить о качестве исполнения. Для испытанного образца твердость составила 45,5 HRC, что с большим запасом превосходит требования нормативных документов.

При нагружении ключа минимальным испытательным моментом (в соответствии с ГОСТом) рабочие грани не получили каких-либо видимых повреждений. При дальнейшем нагружении при моменте 100 Н.м грани открытого зева получили пластические деформации, открытый зев при этом моменте остался без повреждений. Очень хороший результат, если учитывать, что требования ГОСТа ограничиваются отметкой 51,5 Н.м.

Разрушение открытого зева произошло при максимальном моменте 140 Н.м из-за среза металла с рабочих граней.

При испытании кольцевого зева по достижении момента 226 Н.м произошли значительные пластические деформации в зоне перехода рукоятки в кольцо зева, т. е. произошел сильный изгиб рукоятки. Этот параметр также намного превышает требуемые стандартом 72,6 Н.м.

РЕЗЮМЕ

Испытания показали, что «первый блин» получился очень хорошим — комбинированные ключи OVERHAUL очень высокого качества.



OVERHAUL OH3138

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Трещоточный ключ

Как было сказано выше, минимальный испытательный момент для трещоточного ключа с размером присоединительного квадрата 3/8" равен 165 Н.м. На первом этапе испытаний проводилось пятикратное нагружение образца указанным моментом, результатом чего явились незначительные потертости на рабочих гранях квадрата. Второй этап испытаний показал, что при достижении первым образцом момента 330 Н.м произошел срез присоединительного квадрата, у второго образца также срезался квадрат, но при немного меньшем моменте — 308 Н.м. В результате испытаний было установлено 2-кратное превышение требований ГОСТа. Отличный результат!

РЕЗЮМЕ

И вновь результаты не отличились оригинальностью. Скажете скучно? Зато прочно! Требования ГОСТа были превышены почти в 2 раза.

Этот ключ может пригодится, если вы собрались менять запчасти Крайслер . Впрочем, он отлично справится с ремонтом любого автомобиля.



OVERHAUL OH3402/3412

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Торцевые головки с рабочим размером 13 и 19

Как и в случае с комбинированными ключами, испытание головок проводилось в 2 этапа. Сначала проводилось нагружение головок до номинального момента, указанного в ГОСТе, а затем они подвергались нагружению до разрушения головки или оправки. Замеры твердости показали, что образцы хоть и без запаса, но все же уложились в требования ГОСТ 25605-83, показав результаты на нижней границе допуска.

При нагружении головок на 13 номинальным моментом 141 Н.м на их гранях были обнаружены незначительные следы контакта с оправкой, дальнейшее нагружение привело к тому, что при достижении первым образцом момента 269 Н.м произошло его разрушение по ребру, при этом достигнуто почти 2-кратное превышение требований ГОСТа, так что и здесь никаких неприятных событий не произошло.

При испытании второго образца (на 19) по достижении момента 363 Н.м произошло разрушение твердосплавной оправки, головка при этом осталась целой и невредимой.

РЕЗЮМЕ

Обе головки OVERHAUL прошли тест успешно. Головка типоразмером 13 разрушилась при нагружении моментом, практически в 2 раза (!) превышающим требования нормативных документов. А головка типоразмером 19 и вовсе осталась невредимой, так как она оказалась прочнее даже специально изготовленного испытательного оборудования.



FORCE

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

1/2”.

МАКСИМАЛЬНЫЙ МОМЕНТ: 350 Н.м.

КОНСТРУКЦИЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ: флажковый.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Данный динамометрический ключ среди всех представленных на тест имеет максимальное значение устанавливаемого момента — 350 Н.м. Диапазон регулировок — от 70 Н.м до 350 Н.м, пронумерован на основной шкале через 35 Н.м, имеется также кольцевая шкала на рукоятке, пронумерованная до 35 Н.м, ее цена деления составляет 1 Н.м. Таким образом, ключ позволяет установить момент с точностью до 1 Н.м.

Установка момента производится вращением рукоятки, при этом установка больших значений момента требует приложения значительных усилий при вращении рукоятки. Ключ имеет фиксатор, выполненный в виде расположенной на торце рукоятки закручиваемой головки, переключатель направления вращения флажкового типа. Рукоятка металлическая, имеет насечку от проскальзывания ладони. На ощупь рукоятка воспринимается достаточно грубой, но, взяв во внимание силовые свойства данного ключа, это не воспринимается недостатком.

Максимальную погрешность ключ имеет на минимальном значении момента, для 70 Н.м она составляет 5,3%. На больших моментах погрешность очень низка: от 2,5% до 0,2%. В результате испытания статическим нагружением ключ показал наилучший среди других образцов результат: для минимального значения момента погрешность не изменилась, для момента 182 Н.м она составила 3,8%, а для момента 350 Н.м — всего 2,3%.

Испытания на твердость показали невысокую твердость корпуса, она составила 32,7 HRC, собачка и присоединительный квадрат напротив показали хороший результат: 41,7 и 50,3 HRC соответственно.

В целом ключ воспринимается как большое силовое устройство, не требующее к себе нежного отношения, а результаты испытаний только подтверждают это впечатление.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: высокая точность как до, так и после статического нагружения.

НЕДОСТАТКИ: не совсем удобный фиксатор.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: этот динамометрический ключ довольно трудно представить в гараже автолюбителя, а вот на верстаке профессионала ремонтника в фирменном автосервисе он будет смотреться максимально органично.



JONNESWAY T 06150

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ТИПОРАЗМЕР ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОГО КВАДРАТА: 1/2”.

МАКСИМАЛЬНЫЙ МОМЕНТ: 200 Н.м.

КОНСТРУКЦИЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ: флажковый.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Представленный для испытаний ключ имеет диапазон регулирования от 40 Н.м до 200 Н.м. Шкала выполнена в виде окна с подвижной меткой, имеет цену деления 5 Н.м, то есть момент устанавливается с точностью до 5 Н.м. Установка момента производится вращением концевой части рукоятки вместе с фиксатором, регулировка момента во всем диапазоне шкалы не требует больших усилий. Фиксатор имеет очень удобную конструкцию, он представляет собой кольцо с зубчатой внутренней поверхностью, которое сдвигается вдоль оси рукоятки вверх или вниз, тем самым фиксируя ручку от проворачивания. Сама рукоятка выполнена из пластика с резиновыми вставками, имеет шестигранное сечение, в ней же выполнено окно со шкалами моментов. Ключ имеет переключатель направления вращения флажкового типа.

Погрешность варьируется в пределах от 2,2% до 1,5%, при этом ее максимальное значение достигается на минимальном моменте.

Твердость основных рабочих элементов данного образца достаточно стабильна, при этом корпус имеет среди других образцов самое высокое ее значение — 45,7 HRC, твердость собачки и присоединительного квадрата равна соответственно 36,7 и 50 HRC.

Ключ оставляет впечатление добротного инструмента, имеющего небольшую погрешность, достаточно удобную конструкцию. Пожалуй, это идеальный выбор для увлеченных автолюбителей.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: очень удобный фиксатор, удобная рукоятка.

НЕДОСТАТКИ: мелкая шкала с крупной ценой деления.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: этот ключ вполне соответствует высокому классу данной марки.



KABO

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ТИПОРАЗМЕР ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОГО КВАДРАТА: 1/2”.

МАКСИМАЛЬНЫЙ МОМЕНТ: 210 Н.м.

КОНСТРУКЦИЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ: флажковый.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Динамометрический ключ, представленный на испытания, имеет диапазон регулирования от 20 Н.м до 210 Н.м. Шкала нанесена на подвижном валу в окне с неподвижной риской, установка момента по такой шкале достаточной удобна, но на больших значениях требует больших усилий вращения рукоятки. Цена деления основной шкалы — 10 Н.м, на рукоятке имеется дополнительная кольцевая шкала с ценой деления 1 Н.м. Фиксатор достаточно удобен и оригинален, он выполнен в виде имеющей небольшой ход пробки на торце рукоятки. Рукоятка выполнена из пластика, имеет эргономичную форму с проточками от проскальзывания руки. Корпус ключа имеет приятное на ощупь покрытие матовым хромом. Ключ снабжен переключателем направления вращения флажкового типа. Присоединительный квадрат выполнен переставным с одной стороны ключа на другую.

Погрешность у данного образца имеет достаточно большие значения и варьируется в пределах от 3,6% до 7,9%.

Ключ имеет ввысокие и стабильные показатели твердости. Твердость корпуса — 43,7 HRC, присоединительного квадрата — 46,3 HRC.

Ключ выполнен очень качественно, а по хорошим значениям твердости можно судить о его долговечности.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: удобная шкала, эргономичная рукоятка, удобный фиксатор.

НЕДОСТАТКИ: большие значения погрешностей.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: очень стильный и эргономичный ключ, а за красоту можно простить многое.

Кстати, в России появился новый Сигма Сервис, официальный дилер Skoda . И на этом сервисе используется в том числе и рассмотренный выше инструмент.



МАСТАК

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ТИПОРАЗМЕР ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОГО КВАДРАТА: 1/2”.

МАКСИМАЛЬНЫЙ МОМЕНТ: 210 Н.м.

КОНСТРУКЦИЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ: флажковый.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Представленный для испытаний ключ имеет диапазон регулирования от 28 Н.м до 210 Н.м. Шкала выполнена насеченной на корпусе ключа, меткой для нее служит верхний обрез рукоятки. На рукоятке имеется дополнительная кольцевая шкала. Основная шкала имеет цену деления 14 Н.м, дополнительная — 1 Н.м. Это позволяет устанавливать значения моментов с точностью до 1 Н.м. Достижение максимального значения момента требует значительного усилия при вращении рукоятки. Фиксатор выполнен в виде завинчиваемой головки на торце рукоятки. Рукоятка металлическая, имеет насечку от проскальзывания ладони. Ключ имеет переключатель направления вращения флажкового типа.

Испытания выявили достаточно большую погрешность при установленном моменте 100,8 Н.м, она составила 8,3%. Остальные значения варьируются от 4,4% до 1%, что является достаточно неплохим результатом.

По твердости ключ продемонстрировал средние, но весьма стабильные результаты: твердость корпуса — 31,3 HRC, собачки — 41,3 HRC, присоединительного квадрата — 48,3 HRC.

Данный инструмент является новинкой на российском рынке, но, несмотря на это, имеет отличное качество изготовления и хорошие потребительские качества.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: стабильная твердость позволяет сделать вывод о высоком качестве изготовления, хорошая точность при средних и высоких моментах, очень низкая цена.

НЕДОСТАТКИ: не очень удобный фиксатор, металлическая рукоятка.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: качественный инструмент с достаточной точностью.



MOB

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ТИПОРАЗМЕР ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОГО КВАДРАТА: 1/2”.

МАКСИМАЛЬНЫЙ МОМЕНТ: 100 Н.м.

КОНСТРУКЦИЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ: движковый.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Данный ключ самый малоразмерный из представленных на тест образцов. Диапазон его регулирования — от 20 Н.м до 100 Н.м. Шкала этого ключа выполнена в окне. Разметка нанесена на вращающийся вал, а на окне имеется неподвижная красная метка. Цена деления составляет 1 Н.м. Пользоваться этой шкалой очень удобно. Регулирование во всем диапазоне устанавливаемых моментов практически не требует усилий, производится вращением рукоятки. Фиксатор имеет очень удобную конструкцию в виде поворотного торца рукоятки. Его положения имеют четкую фиксацию. Ключ имеет приятную и удобную на ощупь прорезиненную рукоятку. Переключатель направления вращения выполнен в виде перемещаемой пластинки на обратной от присоединительного квадрата стороне головки ключа. Это делает его хорошо защищенным от случайного переключения.

Испытания показали невысокую погрешность данного ключа. Она находится в пределах от 4,2% до 1,6%. Максимальное значение погрешности выявлено на минимальном значении устанавливаемого момента.

По твердости ключ также продемонстрировал очень хорошие результаты. Твердость корпуса — 41,7 HRC, собачки — 45 HRC, присоединительного квадрата — 52,3 HRC. Кстати, этот ключ используют дилеры МАЗ в своих мастерских.

Качество данного ключа очень высокое, это проявляется во всем: в конструкции шкалы, рукоятки, фиксатора. Кроме того, ключ демонстрирует хорошие значения по погрешностям и отличные значения твердости рабочих элементов.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: высокое качество, удобная рукоятка, шкала, фиксатор.

НЕДОСТАТКИ: минусов как таковых не обнаружено.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: очень качественный и хорошо продуманный динамометрический ключ для невысоких моментов затягивания.



TENG TOOLS

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ТИПОРАЗМЕР ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОГО КВАДРАТА: 1/2”.

МАКСИМАЛЬНЫЙ МОМЕНТ: 210 Н.м.

КОНСТРУКЦИЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ: движковый.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Для испытаний представлен ключ с диапазоном регулирования от 40 Н.м до 210 Н.м. Основная шкала нанесена на корпусе ключа, меткой для нее служит верхняя кромка рукоятки. Цена деления основной шкалы — 10 Н.м. На рукоятке имеется дополнительная кольцевая шкала с ценой деления 1 Н.м. Установка необходимого момента осуществляется вращением рукоятки, при этом достижение по шкале моментов большой величины требует значительных усилий. Рукоятка имеет резиновую накладку, которая, по всей видимости, может быть удалена. В результате останется обыкновенная металлическая рукоятка с насечкой против проскальзывания руки. Фиксатор выполнен в виде вращающейся головки на торце рукоятки. Корпус ключа окрашен в яркий красный цвет, что придает ключу более профессиональный вид. На верхней поверхности головки ключа имеется шкала для точной протяжки крепежа. Шкала пронумерована от вертикали на 90 градусов в каждую сторону, цена деления шкалы — 15 градусов. На многих самых ответственных крепежах после затягивания определенным моментом требуется довернуть его на определенный угол, и от чувства этого самого угла во многом зависит надежность и ресурс детали и механизма. Здесь же расположен переключатель направления вращения флажкового типа.

Погрешность у данного образца варьируется в пределах от 5,5% до 0,5%, что является достаточно хорошим результатом.

По твердости ключ также продемонстрировал неплохой результат: твердость корпуса — 42,3 HRC, собачки — 37,3 HRC, присоединительного квадрата — 49,7 HRC.

Ключ произвел очень хорошее впечатление по качеству и общим характеристикам. Бесспорно, данный ключ станет надежным помощником любому автолюбителю или работнику сервиса.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: невысокая погрешность, наличие шкалы протяжки крепежа, прорезиненная ручка.

НЕДОСТАТКИ: не очень удобный фиксатор.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: показав хорошие характеристики по точности и эргономичности, данный ключ покорил шкалой на головке, позволяющей контролировать угол затяжки крепежа — простейшее решение, которое может реально выручить, причем не один раз.

Поскольку никогда не сталкивались с таким инструментом. Зачем же нужны подобные приборы? В каких работах они применяются? Давайте постараемся ответить на представленные вопросы.

Стрелочные ключи

Наиболее дешевая модификация динамометрического инструмента. Обладает незначительной погрешностью при настройке порядка 6-8 %.

Вопросом о том, как пользоваться стрелочным динамометрическим ключом, задаются немногие слесари и автомобилисты, поскольку подобные модели отличаются особой простотой конструкции. В процессе эксплуатации шкала инструмента смещается при затяжке, а стрелка остается на месте. Именно по этим конструктивным элементам ориентируется пользователь при настройке.

Щелчковые ключи


Более дорогостоящий вариант по сравнению с предыдущим. Но в то же время имеет меньшую погрешность на уровне до 4 %.

Разобраться, как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа, не так уж сложно. Необходимо лишь постичь азы обращения с инструментом на практике. Конструктивно такой прибор напоминает обыкновенную трещотку и содержит 2 шкалы, согласно которым и ориентируются мастера, определяя нужное усилие.

Недостаток щелковых ключей заключается в ограниченности диапазона возможной затяжки. Различные модели отличаются размером и характером посадочных квадратов. Встречаются ключи с возможностью изменения масштаба просвета.

Ключи с цифровой индексацией

К данной категории относятся высокоточные приборы с погрешностью в 1-2 %, что сказывается на достаточно высокой цене инструмента. Обычно применяются частными профессиональными мастерами по обслуживанию автомобилей, персоналом СТО.

Как правильно пользоваться динамометрическим ключом с индексацией? В ходе выполнения работ достаточно ориентироваться по звуковым и световым указателям, которые позволяют определить достаточный порог прикладываемого усилия.

Особенности эксплуатации


Как использовать динамометрический ключ? Как пользоваться шкалой? Подобными вопросами задаются многие начинающие слесари, которые сталкиваются с необходимостью применения инструмента.

На самом деле определиться с допустимым диапазоном потуг можно на глаз. Как правило, инструмент с длиной рычага порядка 50 см рассчитан на затяжку гаек при усилии не более 100 Нм. Этого оказывается вполне достаточно для выполнения большинства работ в автомастерских.

Как пользоваться динамометрическим ключом с рукояткой длиной в 70 см и более? Такой инструмент способен уже выдерживать усилие на уровне до 350 Нм. Чтобы в точности определиться с нужными параметрами, в данном случае стоит воспользоваться специальными рекомендациями, которые содержатся в прилагающейся инструкции.

В целом же эксплуатация инструмента заключается в следующем. При необходимости выдержки определенных усилий, в ходе завинчивания болтов или гаек следует заблаговременно настроить шкалу прибора на нужную величину. Реализуется задача благодаря наличию специального механизма, который расположен у самой рукоятки рычага либо рядом с ней.

В зависимости от модификации ключа пользователю приходится перемещать шкалу до достижения необходимого показателя или накручивать счетчик. Ориентировка по электронным указателям в случае эксплуатации прибора с цифровой индексацией значительно облегчает определение необходимых усилий.

После применения, измерительную часть инструмента следует переместить в нулевое, исходное положение. Несоблюдение данного правила может привести к некорректной работе любого прибора в результате расслабления пружины.

В итоге

Исходя из вышесказанного, стоит отметить, что оптимальным вариантом для отечественного пользователя способен стать щелчковый ключ. Благодаря умеренным погрешностям, он идеально подходит не только для персонала СТО, но также обычных автолюбителей. Естественно, использовать ключи с цифровой индексацией проще. Однако такой дорогостоящий инструмент приходится по карману далеко не каждому.

Что касается вопроса, как пользоваться динамометрическим ключом, то для этого достаточно лишь научиться правильно настраивать шкалу прибора, заранее ослабляя стоп-гайку, после чего планомерно вращать рукоятку до момента, пока инструмент не покажет допустимую норму.

Динамометрический ключ щелчкового типа

Наиболее универсальными являются динамометрические ключи щелчкового (предельного) типа . Предназначены для затягивания, как правило, по часовой стрелке с заранее установленным усилием. Существуют разновидности ключей, позволяющие затягивать крепеж против часовой срелки. Конструкция таких динамометрических ключей предусматривает переключение присоединительного квадрата на противоположную сторону.

Внешне напоминает обычную трещотку с нанесенной шкалой у рукоятки. Это самые удобные в применении ключи. Настройка производится очень быстро:

  • Отпустить стопорную гайку (1);
  • При помощи вращающейся рукоятки (3) на шкале (2) установить необходимую нагрузку (как на микрометре);
  • Зафиксировать положение стопорной гайкой.

Ключ готов к работе. Во время работы при достижении выставленной нагрузки раздается щелчок. Все очень просто. Это щелчкового типа.

Погрешность таких динамометрических ключей составляет порядка 4%, что позволяет проводить фактически все работы, связанные с ремонтом автомобиля. Единственное, что необходимо учитывать при выборе динамометрического ключа , это рабочий диапазон. Он может быть:

от 0,5 кг до 2,5 кг - квадрат 1/4"

от 1,9 кг до 11 кг - квадрат 3/8"

от 4,2 кг до 21 кг - квадрат 1/2"

от 7 кг до 35 кг - квадрат 1/2"

от 8 кг до 40 кг - квадрат 3/4"

от 10 кг до 70 кг - квадрат 3/4"

от 14 кг до 98 кг - квадрат 1"

Желательно выбрать так, чтобы необходимые нагрузки находились внутри рабочего диапазона (не крайние значения).

Существует несколько разновидностей щелчковых динамометрических ключей , кроме уже описанного. Отличаются они приспособлениями для установки момента. Например, с установкой момента на шкале в окне. Значение на шкале (2) устанавливают поворотом кольцевого регулятора (1), предварительно оттянув его. Считается, что точность динамометрических ключей со шкалой немного ниже, чем у аналогов.

Точность показаний всех динамометрических ключей должна регулярно проверяться один раз в год или каждые 10000 применений. Таким динамометрическими ключами пользуются профессионалы на СТО и любители. Цена такого динамометрического ключа от 900 руб. до 3000 руб.

Электронные динамометрические ключи

Самыми серьезными считаются электронные динамометрические ключи . Погрешность результатов инструмента не более 1%, а показания отображаются на цифровых жидкокристаллических дисплеях в любых системах измерения (кг, фунты, Н/метры). Такой имеет разъем для соединения с компьютером. И, соответственно, имеется возможность распечатки данных затяжки и другой информации (дата, время, номер операции, марка автомобиля, назначение и т.д.). Но и цена электронных динамометрических ключей начинается от 1000 евро.

Стрелочные динамометрические ключи

Существует еще одна разновидность динамометрического ключа . Это так называемые стрелочные динамометрические ключи . Очень дешевый вариант (около 300 руб.). К корпусу (1) прикреплена шкала (2), ручка (3), квадрат для торцевых головок (4) и стрелка (5). При затягивании стрелка остается на месте, а корпус со шкалой смещается. Погрешность таких динамометрических ключей составляет 6-8%. Сломаться такие ключи могут только при превышении нагрузки.

Механические динамометрические ключи с круглой шкалой и стрелкой менее удобны в применении. Цена и вес выше, чем у щелчковых, но имеются покупатели и на них. При хорошем исполнении погрешность составляет 2-3%.

Мы коротко рассказали Вам об основных видах динамометрических ключей . Какой выбрать - Вам решать. Здравый смысл Вам подскажет, что использование динамометрического ключа необходимо не только при ремонте двигателя, но и при затяжке любого крепежа, в том числе и колесных гаек.

Мы слишком трепетно любим свои машины, и слишком дорого они нам обходятся, чтобы позволить себе безалаберно относиться к их ремонту. Конечно, лучше всего это делать в сервисной мастерской. Но есть некоторые индивидуумы, вроде меня, которые предпочитают перебирать своего железного коня собственными руками, считая, что никто, кроме них, не знает лучше особенностей именно этой конкретной машины.
У каждого такого фанатичного автолюбителя должен быть внушительный запас инструментов, без которых невозможен качественный ремонт.
Для того, чтобы не повредить резьбу или головку болта при установке колес, и чтобы сам процесс шел быстрее и надежнее, необходимо приобрести удобный динамометрический ключ.

Что такое динамометрический ключ?

В салонах по продаже запасных частей и инструмента можно приобрести динамометрические ключи нескольких разновидностей.
Самый простой из них – ключ стрелочного типа. Его устройство очень незамысловато: на рукоятке крепится шкала с делениями. При достижении определённого усилия, прикладываемого к болту, стрелка показывает силу, которая прикладывается мастером. Таким образом, детали вашего автомобиля защищены от повреждений.
Ключи предельного типа удобны тем, что не надо постоянно следить за показаниями счетчика. При достижении заданного значения силы, ключ оповещает нас громким щелчком. Дополнительное удобство этого инструмента заключается в том, что его можно использовать для соединений и с правой, и с левой резьбой.
Наконец, как достижение техники, можно использовать дисплейные ключи, возможности которых позволяют произвольно задать предел прикладываемого усилия. Данные о вашей работе высвечиваются на экране. Такое сложное устройство недешево стоит и приобретать его целесообразно только если вы работаете в автомастерской.

Как пользоваться динамометрическим ключом?

К каждому динамометрическому ключу, приобретенному в магазине, прилагается подробная инструкция, в которой указываются рабочий диапазон инструмента и пошаговое описание действий, которые необходимо совершать для получения желаемого результата.
Чтобы избежать быстрой поломки и в полной мере воспользоваться преимуществами, предоставляемыми при работе динамометрическим ключом, необходимо соблюдать несколько простых правил:
подбирать инструмент таким образом, чтобы требуемое усилие располагалось между критическими значениями, указанными в инструкции, ближе к середине интервала;
как любой другой измерительный прибор динамометрический ключ должен периодически проходить тестирование для корректировки, в случае необходимости его показателей;
при работе категорически запрещено превышать установленные на устройстве показатели во избежание поломки;
после завершения работы динамометрический ключ должен быть осмотрен на предмет повреждений корпуса;
храните ключ только с установленными нулевыми значениями.

Невнимание к эти требованиям легко может привести к поломке динамометрического ключа и к искажению его показаний.

Как сделать динамометрический ключ своими руками?

Если приобретение заводского динамометрического ключа для вас почему-то неприемлемо, придется вспомнить школьный курс физики. Инструкции по эксплуатации и ремонту узлов автомобиля рекомендуют использовать для различных соединений моменты, выраженные в ньютонах на метр. В переводе на человеческий язык 10 Н/м означает, что к рычагу длиной 1 метр приложено усилие в 1 килограмм. Отсюда следует зависимость длины рычага от ваших возможностей. Для хрупкой барышни понадобится именно метровый рычаг, а я рукой могу создать усилие в 10 кг. Следовательно, мне понадобится рычаг в 10 см.

В качестве измерителя силы (динамометра) подойдет обычные пружинные весы с крючком и циферблатом (вертикальная шкала менее точная), на которых бабушки у входа на рынок взвешивают и продают картошку. Их иначе называют «безмен».
Оптимальным для большинства случаев будет безмен на 20 кг и трубка длиной 1/2 метра. Внутренний диаметр трубы (в идеале 2,5 см) должен позволять удобно одеть её на ключ. На другом конце рычага проделываются два отверстия, которые позволяют установить импровизированный динамометр строго перпендикулярно к трубе. Такая конструкция позволяет затягивать гайки с моментом от нуля до 100 Н/м. Для наглядности приведу примеры:

Для получения момента 10 Н/м необходимо приложить усилие 2 кг
для затягивания свеч с моментом 30 Н/м – 6 кг
50 Н/м – 10 кг.

Специфика такого самодельного рычага состоит в его абсолютной универсальности. Используемую трубку можно надеть на обычный и разводной ключ. Она вполне подойдет для шестигранника и воротка трубочного ключа. Такой разноплановый инструмент невозможно найти в магазинах ни за какие деньги.

Ограничение такого динамометрического ключа заключается в хлопотности оперирования такой замысловатой конструкцией. Для серьезных работ в двигателе автомобиля все же больше подходит хорошая станция техобслуживания с её профессиональным инструментом.