Меню

Имя Дионисий в православном календаре (Святцах).

Аксессуары для ванной

Икона Священномученика Дионисия Ареопагита ручной работы, из янтаря. Каждый миллиметр иконы засыпается янтарной крошкой (рельефная техника исполнения). Также используются более крупные камешки янтаря. Гарантия качества.

Красивая, тщательная профессиональная художественная работа, выполненная с любовью и добрыми помыслами. Уникальное изделие, создаваемое с душой и доброй верой в сердце, из натуральных, природных материалов, станет добрым путеводителем Вам или Вашим близким. Особенность этой иконы в том, что лик Святого Дионисия прописан мастером вручную кистью янтарной крошкой, что требует особого мастерства (т.е. это полностью рукописная икона).

О святом священномученике Дионисии Ареопагите

Из всех афинян, обращенных святым Павлом ко Христу, лишь Дионисий Ареопагит и Дамарь названы по именам. О Дамари почти ничего не известно, хотя ее имя есть в святцах (день ее памяти приходится на 2 октября, то есть накануне дня святого Дионисия).

Священномученик Дионисий Ареопагит 1 происходил от благородных родителей – язычников, и получил воспитание в знаменитом городе Афинах 2. В молодости он был отдан для обучения еллинской премудрости 3. в которой оказал такие успехи, что, будучи двадцати пяти лет от роду, превзошел в философских познаниях всех своих сверстников. Желая еще более усовершенствоваться в философских науках, он удалился в египетский город Илиополь 4. где издавна проживали знаменитые учители. У них, вместе с другом своим Аполофаном, Дионисий обучался астрономии 5. В тот самый день, когда был распят на кресте, ради нашего спасения, Христос Господь и, когда в полдень солнце померкло и в продолжение трех часов была тьма, Дионисий в изумлении воскликнул:

– Или Бог, Создатель всего мира страждет, или сей видимый мир кончается!

Вернувшись из Египта в Афины, Дионисий вступил в брак и, будучи первым среди сограждан по благородству, разуму и честности, сделали одним из девяти членов престижного Совета Ареопага, который на протяжении веков создавал для Афин законы. Звание члена Ареопага было пожизненным.

Во время своего второго миссионерского путешествия, проходившего с осени 49 года по осень 52 года, святой апостол Павел посетил Афины, благовествуя о Христе Воскресшем. Его проповедь в городе, известном своей высокой духовной культурой и философскими традициями, вызвала большой интерес. С целью подробного разъяснения нового учения, апостол был приглашен в Ареопаг (Деян. 17, 19), где его слова, несмотря на скептическое отношение со стороны многих представителей стоической и эпикурейской философии, произвели огромное впечатление на ряд образованных афинян, в том числе и на Дионисия Ареопагита (Деян. 17, 34).

В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. После принятия Крещения Дионисий Ареопагит находился в непосредственной близости с апостолом Павлом, введшим его в глубины христианской мудрости, которую он проповедовал «между совершенными… премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2, 6-7). Основы этого учения были впоследствии изложены Дионисием Ареопагитом в ряде творений, из которых до нас дошли: «О Небесной Иерархии», «О Церковной Иерархии», «Об Именах Божественных», «О мистическом Богословии» и десять писем. Сохранилось упоминание еще о семи утраченных произведениях: «О душе», «О свойствах и чинах Ангельских», «Богословские очерки», «Символическое Богословие», «О духовном и чувственном», «Божественные гимны», «О праведном суде Божием».

Согласно Церковному преданию в 57 году, Дионисий Ареопагит, рукоположенный святым апостолом Павлом во епископа Афин, присутствовал при погребении Богоматери, о чем он упоминает в третьей главе своей книги «Об Именах Божественных».

Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел.

Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

На православных иконах «Успения Пресвятой Богородицы» святитель Дионисий изображается стоящим у изголовья Пресвятой Девы.

После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу и подвергнуты мучениям без милосердия. Святой всё сие терпел, благодаря Бога за то, что Он сподобил его носить раны Его на теле своем. Также точно мучили Рустика и Елевферия, но и они, укрепляемые примером Дионисия и наипаче Самим Богом, в терпении прославляли Христа.

Мучители же, сознавая, что скорее ослабнут руки, чем изнеможет терпение святых, в тот же день бросили мучеников в темницу. На утро слуги вывели святого Дионисия из темницы и, по приказанию мучителя, положили его на раскаленном железе. Между тем святой воспевал псалом: «Слово Твое весьма чисто, и раб Твой возлюбил его» (Пс.118:140). После сего, снявши святого с железа, бросили его на съедение зверям. Но святой оставался невредимым и от зверей, потому что Бог заграждал уста их. Затем святого бросили в сильный огонь, но и там он остался невредимым, ибо огонь не касался святого и не причинил ему никакого вреда; после сего он снова был брошен в темницу к Рустику и Елевферию. В темницу к Дионисию приходили многие из верующих и молились вместе с ним. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Тогда мучитель в гневе приказал беспощадно быть святых, а потом осудил их на усечение мечом. Когда святых вели из города к горе, прозывавшейся Ареевой, то Дионисий молился, взывая: – Боже, Боже мой, создавший меня и научивший вечной Твоей премудрости, открывший мне Твои таинства, и всюду, где бы я ни находился, сопребывавший со мною, Благодарю Тебя за всё, что Ты устроил чрез меня для славы пресвятого Твоего имени и за то, что Ты посетил мою удрученную трудами и стремящуюся созерцать Тебя старость, призывая меня к Себе с друзьями моими. Итак, молюсь Тебе: приими меня и друзей моих, будь милостив ля тех, которых Ты стяжал Своею Кровию и сопричислил нас к числу Своих слуг за наше служение Тебе, ибо Твоя есть сила и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков.

Затем, произнесши слово «аминь», святой преклонил святую главу свою за пресвятое имя Иисуса Христа, и был усечен тупою секирою Вместе с ним сложили за Христа свои главы и святые Елевферий и Рустик. По смерти Своего угодника Дионисия, Бог показал преславное чудо. Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый, отдав главу одной благочестивой женщине по имени Катулла, из римской знати, - указывая тем самым место, где должны быть погребены святые останки. При виде такого чуда многие из язычников уверовали во Христа.

Древнейшее описание жития и мученической кончины Святого Дионисия Ареопагита составлено, по свидетельству Церковного предания, равноапостольным Мефодием Константинопольским в IX веке.

Св. Дионисий пострадал на 90-ом году своей жизни. При гробнице его творились многие чудеса во славу Христа и Бога нашего.

По календарю Католической Церкви день памяти Святого Дионисия празднуется 9 октября. Католическая базилика Сен-Дени на севере от Парижа, расположенная на Монматре, что означает «Mont des Martyrs», т. е. «гора мучеников», хранит мощи священномученика. Дионисия и его спутников – Святых мучеников Рустика и Елевферия. Согласно преданию вдоль нынешней Рю Жирардон с холма Монмартр стекал ручей, в водах которого св. Дионисий омыл свою отрубленную голову, прежде чем понести ее к месту своего упокоения.

Долгое время на этом месте стояла простая деревянная часовня. Первая базилика была построена стараниями Святой преподобной Геновефы. Мощи мучеников расположены за главным престолом храма.

На протяжении многих веков базилика являлась усыпальницей французской королевской династии. Как сообщают древние источники, первый король франков Хлодвиг, приняв Крещение, перенес столицу своего государства в Париж главным образом вследствие почитания Священномученика Дионисия и преподобной Геновефы Парижской. Глава священномученика Дионисия была передана Императором Алексием I Комнином (1081-1118) Дохиарскому монастырю на Горе Афон, где она находится и по сей день.

Оплата стоимости доставки при получении изделия на складе Новой почты - 19 грн. наложенным платежом - 36 грн. Доставка курьером по Киеву до двери - пожалуйста, уточняйте район доставки по телефону (доставка курьером магазина возможна не во все районы г.Киева). Возможна доставка до двери по указанному адресу курьером Укрпочты (в течении 3 дней). Самовывоз . Киев, Теремки-2 (Окружная дорога, ТЦ "Метро" или м.Васильковская) по предварительной договоренности.

Вокруг имени священномученика Дионисия Ареопагита, одного из 70 апостолов, посланных на проповедь, не стихают споры о его апостольском труде и о его сочинениях – Ареопагитиках, поскольку между временем, в которое жил святой Дионисий, чье имя упомянуто в «Деяниях апостолов» и который был учеником апостола Павла, и временем написания сочинений святого Дионисия Ареопагита прошло около четырех веков.

Из предания Церкви нам известно о нем то, что происходил он из благородной афинской семьи, его родители и сам Дионисий были язычниками. Ко времени Рождества Христова город Афины, столица эллинов, стал центром будущего европейского просвещения – искусства, архитектура, культура, наука, философия Запада получили свое начальное развитие именно здесь, в Элладе. Афины были знамениты своими философскими школами, и со всего древнего света сюда съезжались на обучение жители стран античного мира. Здесь происходили споры философов разных школ, приезжающие делились своими представлениями о мироустройстве, и было бы это совсем неплохо, если б в этих взглядах присутствовало свидетельство о Духе Божием, который проникает всякое знание, и без этого понимания никакие научные сведения о мире не будут иметь истинной полноты. Но о том, как такие собрания для обмена мыслями были интересны и важны просвещенным афинянам, упоминается в книге Деяний: «Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-то новое» (Деян. 17; 21).

Святой Дионисий был рано отдан в обучение и, благодаря своему таланту и трудолюбию, к 25 годам превзошел своих соучеников. Но его пытливому уму мало было полученных в родном городе знаний. Дионисий вместе с другом Аполофаном отправился в Египет, в город Илиополь, где проживали знаменитые астрономы, чтобы изучить и эту науку. Видимо, уже тогда святой Дионисий был замечен Богом, и какие-то важные, но неведомые пока ему самому изменения происходили в его душе. Иначе как объяснить, что, когда в момент Распятия Христова свет на всей земле померк и тьма накрыла мир на целых три часа, Дионисий воскликнул: «Или Бог, Создатель всего мира страждет, или сей видимый мир кончается!» Согласимся, что для того, кто сызмальства не знал другой веры, кроме языческой, это было весьма неожиданное замечание. Никакая философская умудренность не могла дать такого интуитивного озарения, а только Дух Божий, он, осенив его в тот час, отозвался в душе эллина-язычника.
После обучения в Илиополе Дионисий возвратился в Афины, обзавелся своей семьей, женившись, как предполагают историки, на афинянке по имени Дамарь, чье имя вместе с именем Дионисия упоминается в Деяниях (17; 34). То, что имя этой женщины обозначено особо, а остальные мужи, уверовавшие во время проповедей апостола Павла, оставлены безымянными, позволило, очевидно, сделать такое предположение. Так или иначе, по возвращении из Египта Дионисий, по мнению граждан столицы, которые, как известно, принимали все решения об избрании властей сообща, был признан одним из самых просвещенных и благоразумных горожан, его также отличали благородство духа и честность. Благодаря этим замечательным качествам он был избран в Ареопаг – Верховный совет Афин, имевший также и функции Верховного суда, и потому теперь мы знаем его как Дионисия Ареопагита.

Неисповедимы пути Господни. Вот и на этот раз в том, что один из самых просвещенных язычников стал ареопагитом, что послужило его встрече с одним из первых и наимудрейших служителей Христовых, с апостолом Павлом, нельзя не усмотреть Промысла Божия. В главе 17-й Деяний описано, как пришел в Афины апостол Павел, как проповедовал в Ареопаге и как недоверчиво приняли его философы. Апостол Павел отметил особую набожность афинян и еще заметил, что среди капищ, среди языческих святынь – а в книге Деяний упомянуто именно это слово, что свидетельствует о мудрости апостола, который не желал задеть чувств тех, кто еще ничего не знал о вере в Бога Истинного, – есть «жертвенник, на котором написано “неведомому Богу”» (Деян. 17; 23).

Но когда апостол стал проповедовать о Господе, сотворившем небо и землю, и даже напоминал, что «некоторые из ваших стихотворцев говорили “мы Его и род”», когда он говорил о покаянии и Судном дне, о воскресении мертвых, одни начали насмехаться над его словами, а другие говорили, что потом придут его послушать. Остались немногие, в их числе Дионисий и Дамарь, но после святой апостол и Дионисий остались вдвоем, поскольку слова апостола Павла произвели на Дионисия огромное впечатление. Они еще долго беседовали, и проповедь святого Павла окончательно перевернула весь внутренний дух, все сознание Дионисия Ареопагита. Когда апостол упомянул, как, видя страдания Христа, само солнце отказалось светить над землею и мир погрузился во мрак, Дионисий вспомнил ту мысль, которая поразила его тогда, в Египте, во время трехчасовой темноты. Он понял, что это и было то самое событие, о котором говорил святой апостол Павел, когда Бог воплощенный, Сын человеческий страдал за всех на кресте. Мир выстроился перед ним не в земной, а в иной – Божественной логике, пронизанной Святым Духом, а потому озаренный Светом, в котором вещи, явления, события предстают в своем истинном, исконном значении, и уверовал окончательно и без всяких на то сомнений.

Святитель Дмитрий Ростовский в своем жизнеописании святого Дионисия Ареопагита пишет, что новообращенный афинянин просил апостола молиться о нем Богу, чтобы «Он был к нему милосерден и сопричислил бы его к рабам Своим». Как мы знаем из истории, так и случилось, и святой Дионисий Ареопагит стал одним из 70 апостолов…

Уходя из Афин, апостол Павел встретил на пути слепца, который не видел от рождения, и все в городе знали об этом. Слепец, слышавший, очевидно, апостольскую проповедь, просил его вернуть ему зрение. Апостол осенил слепого крестным знамением, а дальше рассказал слепому, как поступил Господь Иисус, к Которому тоже подходил с молением о возвращении способности видеть другой слепец: Он «плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому» (Инн. 9; 6). «Тот да просветит и тебя Своею славою!» И слепой тотчас прозрел, а святой апостол велел ему идти к Дионисию Ареопагиту и сказать, что его послал «Павел, раб Иисуса Христа, дабы ты, согласно своему обещанию, пришел к нему и, крестившись, получил оставление грехов».

Видя такое чудо, Дионисий пришел к Павлу со всей своей семьей и крестился, а затем оставил дом и последовал за Павлом, находясь с ним три года. Три года он учился у апостола, после же святой Павел, будучи в Солуни, или иначе, по-гречески – Фессалониках, отправил святого Дионисия в Афины, назначив первым афинским епископом. Надо сказать, что обучение святого Дионисия Ареопагита в те три года, что он провел с апостолом Павлом, было так плодотворно и обширно еще и потому, что пути апостолов часто пересекались, между ними велись долгие и теплые беседы, они рассказывали каждый другому о своем апостольском опыте, что давало много пищи для духа, души и ума молодого Христова последователя. Он был с ними, когда они собрались к погребению Пречистой Богоматери в 57 году от Рождества Христова, был в Иерусалиме у Гроба Господня. Из писем его апостолу Павлу известно, что святой Дионисий ездил из Афин в Иерусалим, чтобы самому повидать светлый лик Пресвятой Богородицы: «Свидетельствуюсь Богом, – писал святой своему учителю, – что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил». Находясь среди апостолов, на этих благословенных встречах он слушал и принимал мудрость слов Иакова, брата Господня, Иоанна Богослова, святого апостола Петра, учеников апостола Павла Тимофея и Иерофея и многих других апостолов и их учеников.

В греческой столице святой Дионисий Ареопагит долгое время прослужил как афинский епископ, и Христова Церковь, основанная там апостолом Павлом, успешно прирастала все большим и большим количеством уверовавших в Бога Истинного. Но уже в зрелом возрасте он пожелал выйти на путь апостольского служения, чтобы так же, как его благословенный учитель апостол Павел, проповедовать евангельское учение и, если на то будет воля Божия, пострадать за Христа, как святой апостол пострадал в Риме от императора Нерона.

Следуя своему желанию, он, оставив после себя в Афинах епископа из числа служителей афинской Церкви, которому мог доверить паству, Дионисий ушел в Рим, где тогда служил епископом святой Климент. Епископ Римский принял святого Дионисия с радостью, там афинский святой пробыл некоторое время, а затем в 95 году святой Климент направил его с епископом Лукианом, священником Рустиком, диаконом Елевферием и еще несколькими священнослужителями в Галлию – так раньше именовали Францию. Галлию населяли потомки варваров-язычников, и труды братии здесь предстояли немалые.

В Париже, тогда он звался Лютецией, святой Дионисий основал Церковь, усердно проповедовал Слово Божие и обратил многих. Он построил храм на благотворительные пожертвования новообращенных парижан, это примерно то место, где он был упокоен, оно впоследствии получило название Сен-Дени, позже на этом месте выросло известное аббатство Сен-Дени. В этом храме святой старец совершал богослужения и усиленно молился сам – молил Господа, чтоб Он даровал ему силы на привлечение к вере Христовой тех, ради кого пришел сюда, ради спасения их душ в славу Божию. Но в 89 году от Р.Х. к власти в Римской империи пришел Домициан – не уступающий по жестокости Нерону гонитель христианства и христиан. Домициану донесли об успехах на духовном поприще святого Дионисия, епископа Лукиана и всей братии в делах обращения населения Галлии в христианство, и, чтобы прекратить распространение Христовой веры в тех местах, император послал туда военачальника Цициния, своего надежного соратника и единомышленника, приказав ему истребить всех галльских христиан.

Прежде всего, был схвачен святой Дионисий, о подвигах и мудрости которого было известно далеко за пределами Галлии. Со святым Дионисием были взяты под стражу Рустик и Елевферий, остальные сумели спастись, уйдя с проповедью в другие страны. К тому времени святой Дионисий уже был глубоким стариком. Было ему 90 лет. Его, Рустика и Елевферия посланные взять их воины связали вместе и так привели к Цицинию. Тот спросил Дионисия, тот ли он старец, что ниспровергает языческих богов Рима? На это Дионисий ответил, что хоть он и стар телом, но душа его юна верой в Христа и способна рождать новых чад для Господа. Кто Бог его, спрашивал Цициний, и Дионисий отвечал ему словами евангельских истин. Однако душа военачальника осталась глуха к речам Дионисия, он снова и снова требовал отречения всех троих от Христовой веры, велел, чтобы они принесли жертвы римским богам, а те снова и снова в один голос отвечали, что поклоняются только Богу Единому, исповедуют веру Христову и никакого отречения императорский ставленник от них не дождется.

Взбешенный таким упорством Цициний приказал предать всех троих мучениям, потом бросить в темницу. На другой день Дионисия вывели из темницы и снова предали мучениям, но ни раскаленное железо, ни звери, которым пытались предать святого старца на съедение, ни огонь, куда его затем бросили, не причинили ему вреда – Господь защитил своего верного слугу, и уставшие от тщетных усилий сломить волю священномученика палачи кинули его обратно в темницу к Рустику и Елевферию. На другой день и их тоже пытали, требуя принести жертвы языческим богам, и столь же безуспешно. В конце концов, наместнику ничего не оставалось, как предать верных Христовых служителей казни через усечение мечом. Было решено казнить их на горе, которая в память об этом событии носит знаменитое на весь мир название Монмартр. Есть некоторые разночтения по поводу значения ее наименования: Mons martis – Марсова гора или Montmartre – Гора мучеников, впрочем, второе считается более верным толкованием древнего имени 130-метрового холма.

Когда всех троих вели к месту казни, святой Дионисий молился Господу, Который создал, научил его, Который открыл ему вечные таинства, и благодарил Его за все, что Он для него устроил и удостоил святого в конце его жизни пострадать за Христову веру. Он молил Бога принять его и его друзей к Себе и сопричислить «к числу Своих слуг за наше служение Тебе, ибо Твоя есть сила и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков». Завершив свою молитву, святой Дионисий сам преклонил свою главу под секиру палача. За ним сложили головы и Рустик с Елевферием.

А далее произошло чудо, которое потрясло всех, присутствовавших при казни. Тело Дионисия поднялось, взяло в руки свою честную главу и прошло с ней до церкви, которую когда-то возвел святой старец, два поприща, что составляет примерно 400 метров. Вручив голову благочестивой прихожанке Катулле, оно после этого упало наземь. Видя это, многие бывшие при этом язычники уверовали в силу Бога Единого и приняли Христову веру. Цициний был посрамлен.

Катулла хотела взять и тело святого мученика, чтобы похоронить его по обычаю, но язычники не дали этого сделать и даже выставили возле тела стражу. Однако Катулла, зная алчность римлян, пригласила их в дом, оделила подарками и угощением, а в то время христиане взяли останки святого и с почестями упокоили его там, где женщина приняла его голову.

Святой Дионисий Ареопагит с его соратниками был казнен в 96 году от Рождества Христова в преклонном возрасте, о его казни известно из свидетельств апологета Аристида. С 1935 года одному из кратеров на видимой стороне Луны, по решению Международного астрономического союза, было присвоено имя Дионисия Ареопагита.

«Ареопагитики» и их значение для христианского богословия

Но не только мученическим венцом прославлен в веках святой Дионисий Ареопагит. Он оставил после себя замечательные труды, получившие название «Ареопагитики». «Ареопагитики» стали повсеместно известны в V веке, и между богословами долгое время шел спор – что это, неизвестные доселе труды самого святого Дионисия Ареопагита, к тому время его уже стали называть и Дионисием Парижским, или это был другой парижский автор, живший уже четыре века спустя после того, раннего Дионисия, казненного на исходе I века? Можно ли их отождествить? К единому мнению, были ли это открытые позже сочинения святого Дионисия, епископа Афинского, Ареопагита, или это была мистификация, в те века весьма распространенная и не предосудительная, ученые-богословы не пришли. Исходя из последнего предположения, иные утверждают, что эти сочинения принадлежат некоему автору, выходцу из Сирии, который взял имя священного мученика, чтобы придать весомость этим сочинениям.

Все-таки наиболее верным кажется предположение, что труды святого Дионисия Ареопагита принадлежат не кому-то, кто взял его имя как псевдоним, а что долгое время они сохранялись втайне богословами Александрийской церкви. Есть свидетельства, что Климент Александрийский, Дионисий Великий, возглавлявший Александрийское огласительное училище, где ученики получали научение в Христовой вере, святой Григорий Богослов знали и изучали их. Святой Дионисий Александрийский писал толкования на сочинения Дионисия Ареопагита Григорию Богослову. В VI – VII веках «Ареопагитики» получили всецерковное признание, а Иоанн Скифопольский и преподобный Максим Исповедник создали первые толкования к ним. Впрочем, на Западе среди католиков и протестантов остается предпочтительным мнение богослова Лоренцо Валлы, который подверг сомнению, что «Ареопагитики» принадлежат святому, прославленному мученичеством на рубеже I – II веков от Р.Х., и утверждал их как написанные под псевдонимом. Однако большинство богословов склоняются к тому, что важнее всего – духовная ценность этих сочинений, хотя имя их истинного создателя так и остается, по сути, окутанным флером времени, которое хранит свои тайны.

«Ареопагитики» включают в себя пять трактатов: «О божественных именах», «О таинственном богословии», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», последний трактат – это 10 писем, в одном из которых говорится о том солнечном затмении, которое наблюдал святой Дионисий в часы страданий Христа на Кресте, и это письмо может служить подтверждением мнения православных богословов о принадлежности «Ареопагитиков» именно ученику апостола. Это самое раннее, судя по всему, богословское учение о духовных священноначалиях, об обожении человека, об ангельских чинах и их соподчинении, о жизни Церкви и ее таинствах и чинах священничества внутри нее – замечательное, неоценимое для последующих веков богословия творение, к которому обращались многие Святые Отцы Христовой Церкви, как на католическом Западе, к примеру, Фома Аквинский, так и на православном Востоке.

Иоанн Дамаскин вносит его в свое «Богословие», а в IX веке Патриарх Мефодий, еще до принятия сана, составил житие Дионисия на греческом языке, он же дополнил его свидетельством о месте его мученической кончины в соответствии со свидетельством Аристида. Святитель Дмитрий Ростовский составил его житие на русском языке, но использовал при этом все имеющиеся духовно-исторические источники – и греческие, и латинские.

Значение иконы

Лик старца на иконе Святого Дионисия Ареопагита написан в канонической манере изображения священномучеников раннехристианского периода. В 933 году в творении «Из древностей церковной истории Ульпия Римлянина о наружном виде Богоносных отцов» дано наиболее раннее описание наружности святого Дионисия, благодаря которому мы видим его иконописный образ.

Однако самое главное – это история их земного жития и великого подвига как свидетельства любви к Богу и самоотреченного служения Ему. Впрочем, помимо мученического подвига святого старца, о котором он сам молил Бога, желая, как и многие ранние христиане, пострадать за Христа, свидетельствуя тем, что на свете есть ценности превыше физической жизни и сокровища дороже материальных благ, для нас важно, что своим радостным мученичеством они обличали самих мучителей, с виду благополучных, имеющих силу и славу земную. Однако в свидетельстве силы и славы Божией их здешняя власть терялась, оказывалась беспомощной, и, видя это, многие из тех, кто не веровал, уверовал – слишком уж очевидным было доказательство величайшей – духовной – правоты мучеников, каким был и святой Дионисий Ареопагит, и его соратники.

Был еще один подвиг святого. Можно приписывать его другому лицу, более позднего происхождения (кратко о богословских спорах по поводу принадлежности сочинений святого Дионисия см. раздел «События из жизни святого», подраздел «”Ареопагитики” и их значение для христианского богословия»), можно согласиться с тем, что творение Ареопагита совершенно аутентично, но было сокрыто до поры до времени по особой воле Господа. Важнее другое: автор «Ареопагитиков» был удостоен величайшего дара – практически первым дать миру пришедшее через него Божественное откровение о Творце, о Небесном соподчинении ангельского войска и об отражении Господней воли на нас, живущих в Церкви на земле. Истинность этих творений безусловна и признана Православной Церковью, поэтому и для нас они могут служить важным и интересным источником духовных и богословских знаний об исповедуемой нами вере. В I ли веке было создано творение святого Дионисия Ареопагита, в V ли, но оно носит его имя, и иначе как по воле Божией этого случиться не могло. Божественная, не земная логика в том, что оно открылось миру именно тогда, когда богословие пришло в ту стадию развития, чтобы быть способным понять «Ареопагитики», принять и использовать во всей полноте как источник духовных знаний. Этот подвиг не менее дорог, чем его многолетнее епископское служение, апостольская проповедь в числе 70 апостолов и кончина.

Поэтому почитание его имени перед его иконой, обращение к нему за духовной помощью – замечательное духовное подспорье нам всем. Прочтите историю его жития, восхититесь ею, и ваш взгляд на икону станет иным. Вы увидите на этом образе и святого, и человека, который жил, действовал, страдал и радовался, и все это было во славу Божию, а потому снова и снова хочется в конце рассказа о мученике, подвижнике Церкви святом Дионисии Ареопагите сказать древними и нестареющими словами: «Дивен Бог во святых Своих!»

Священномученик Дионисий Ареопагит родился в Афинах в семье богатых и знатных язычников. Родители дали сыну прекрасное классическое эллинское образование. Способный мальчик достиг

больших результатов в познании и в свои двадцать пять лет превзошел в этих познаниях своих сверстников. Желая совершенствоваться в философских знаниях, Дионисий отправляется учиться в Египет в город Гелиополь, где изучает астрономию. В Гелиополе Дионисий стал свидетелем солнечного затмения, произошедшего в момент распятия на кресте, ради нашего спасения, Иисуса Христа. Увиденное чудо так поразило Дионисия, что он в изумлении воскликнул: «Это или Бог, Создатель всего мира страдает, или этот мир видимый кончается!»

Возвратившись в Афины, Дионисий за свою не по годам мудрость был избран членом Ареопага /верховного афинского суда/. Когда же святой апостол Павел посетил Афины, то на проповедях присутствовал и Святой Дионисий Ареопагит. Просвещенный светом Божественной благодати, Дионисий Ареопагит принят крещение. После крещения Святой Дионисий Ареопагит провел со Святым апостолом Павлом три года, являясь его соратником и сотрудником в проповедях Евангелия. В последствии апостол Павел поставил его епископом города Афины. В 57 году Святой Дионисий Ареопагит присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы, которую видел в Иерусалиме. Он писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе был приведен пред лицом Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я почувствовал благоухание неописуемых ароматов и полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твоих наставлений, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе предтавить большего блаженства, чем то. которое я ощутил».

После кончины апостола Павла, Святой Дионисий Ареопагит продолжает дело своего учителя. Он посещает многие страны: Германию, Испанию, Францию. В Галлии во время гонений на христиан Святой Дионисий был схвачен и брошен в тюрьму. Ночью в заточении Святой совершил Божественную литургию в сослужении Святых Ангелов Божиих. Наутро мученики и сам Святой Дионисий были обезглавлены. Но по смерти Святого Бог показал величайшее чудо - обезглавленное тело Святого Дионисия встало и пошло к христианскому храму. Многие уверовали в Истинного Бога. увидев такое чудо.

Святой пострадал на девяносто году своей жизни, в 96 г по Рождеству Христовом.

Святой Дионисий Ареопагит при жизни написал много богословских трактатов, под влиянием которых в дальнейшем развивалась богословская христианская философия. До нашего времени сохранились четыре книги: «О Небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии», и десять посланий к разным лицам.

Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным - в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81-96). Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию.

Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. "Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается",- сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).

Цель Богоучрежденной ангельской иерархии - восхождение к Богоподобию чрез очищение, просвещение и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками Божественного Света и Божественной жизни для ликов подчиненных. Не только умные, бесплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой.

Книга "О церковной иерархии" является продолжением книги "О небесной иерархии". Церковь Христова в ее всемирном служении зиждется, как и ангельские лики, на Богоучрежденном священноначалии.

В мир земной, к чадам церковным, Божественная благодать нисходит прикровенно - в святых церковных таинствах, духовных по существу, но чувственных по образу. Лишь немногие святые подвижники прозревали земными очами огнеобразную природу Святых Таин Божиих. Но вне церковных таинств, вне Крещения и Евхаристии, нет для человека светоносной спасающей благодати Божией, нет Богопознания, нет обожения.

Книга "О именах Божиих" излагает пути Богопознания чрез Лествицу Божественных имен.

Книга "О мистическом Богословии" также излагает учение о Богопознании. Богословие Православной Церкви все основано на опытном Богопознании. Чтобы познать Бога нужно к Нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Это более всего достигается молитвой. Не потому, что молитвой мы приближаем к себе Непостижимого Бога, но потому, что чистая сердечная молитва нас приближает к Богу.

Приписывавшиеся святому Дионисию Ареопагиту творения (их называют Ареопагитики) имеют исключительное значение в богословии Православной Церкви. На протяжении почти четырех веков, до начала VI столетия, они сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской Церкви. Они были известны Клименту Александрийскому, Оригену, Дионисию Великому, преемственно возглавлявшим огласительное училище в Александрии, и . Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на "Ареопагитики". Общецерковное признание Ареопагитики получили в VI-VII вв. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные († 662; сведения о нем помещены 21 января).

В Русской Православной Церкви учение о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по "Богословию" . Первый славянский перевод самих Ареопагитик был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах - в том числе пергаментная рукопись "Творения святого Дионисия Ареопагита", принадлежавшая , митрополиту Киевскому и всея Руси († 1406) и писанная его рукой.

*На русском языке издано:

1. О Небесной иерархии / Пер. свящ. Моисея Гумилевского. М., 1786. Изд. 2-е М., 1898.

2. О церковной иерархии / Пер. свящ. Моисея Гумилевского. М., 1784. То же. С примечаниями Максима Исповедника и толкованием Георгия Пахимера // Христианское чтение. 1855. 1 (в прилож.). То же. // Писания святых отцов, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 1. СПб., 1855. С. 1-260.

3. К Тимофею о таинственном Богословии / Пер. архимандрита Гавриила Воскресенского // Христианское чтение. 1825. ХХ. С. 3 слл.

4. (Письма): Гаю Ферапевту. Дорофею диакону. Сопатру священнику. Демофилу монаху / Пер. архимандрита Гавриила Воскресенского // Христианское чтение. 1825. ХIХ. С. 239-247.

5. (Письмо): Иоанну Богослову, Апостолу и Евангелисту, во время заточения его на острове Патмосе // Христианское чтение. 1838. IV. С. 281 слл.

6. (Письмо): Священноначальнику Поликарпу. - Там же. С. 283-285.

7. (Письмо): Священноначальнику Титу, который вопрошал святого Дионисия чрез письмо, что такое дом Премудрости, что ея чаша, ея пища и питие // Христианское чтение. 1839. 1. С. 3 слл.*

Иконописный подлинник

Афон. 1546.

Сщмч. Дионисий. Феофан Критский и Симеон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.

Константинополь. 985.

Сщмч. Дионисий. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

Афон. Ок. 1290.

Сщмч. Дионисий. Мануил Панселин. Фреска. Афон (Протат). Около 1290 г.