Меню

Иоанн кронштадтский - моя жизнь во христе. Жизнь во христе

Плитка

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829 – 1908) – один из самых значимых святых России последних времен. При его земном служении достаточно было написать письмо о. Иоанну или послать телеграмму, чтобы он помолился, и чудо исцеления совершалось. И теперь по его блаженной кончине продолжает совершаться множество чудес. Великий дар был наградой о. Иоанну за его подвиги – молитвенные труды, пост и самоотверженные дела любви к Богу и ближним. Несмотря на свою необыкновенную занятость, праведный отец Иоанн находил время вести духовный дневник, записывая ежедневно свои мысли, приходившие ему во время молитвы. Эти мысли составили собой замечательную книгу – «Моя жизнь во Христе». Книга эта представляет собой подлинное духовное сокровище и может быть поставлена наравне с вдохновенными творениями древних отцов Церкви и подвижников христианского благочестия.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Моя жизнь во Христе" Cвятой праведный Иоанн Кронштадтский бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121

01 02 03 14 16 24

  • Описание

Вся ко благоугождению Твоему и

мудрствующе и деюще.

(Молитва пред Евангелием на Литургии).

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ДНЕВНИКА

ПРОТОИЕРЕЯ

Иоанна Ильича Сергиева

ТОМ ВТОРОЙ

Записи 815-864 865-914 915-964

965-1014 1015-1064 1065-1114

1115-1164 1165-1214 1215-1264

1265-1314 1315-1364 1365-1414

1415-1464 1465-1514 1515-1564

1565-1614 1615-1664 1665-1714

1715-1764 1765-1814 1815-1822

С.-Петербург

Св.Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе.

Живая вода Духа Святого да наполнит мое сердце и да потекут

реки воды живы от сердца моего во славу Божию и во спасение

людей Божиих.

ВО СЛАВУ триединого Бога. Аминь.

815 Господи! я - чудо Твоей благости, премудрости,

всемогущества, поколику приведен Тобою из небытия в

бытие, поколику сохраняюсь Тобою доселе в бытии,

поколику имею, по благости, щедротам и человеколюбию

единородного Сына Твоего, наследовать жизнь вечную,

если верен Тебе пребуду, поколику страшным

священнодействием принесения Себя Самого в жертву

Сыном Твоим я восставлен от ужасного падения, искуплен

от вечной погибели. Славлю Твою благость, Твое

могущество бесконечное, Твою премудрость! Но соверши

чудеса Твоей благости, всемогущества и премудрости

надо мною окаянным и ими же веси судьбами спаси меня,

недостойного раба Твоего, и введи в Царство Твое

вечное, сподоби меня жизни нестареющейся, дня

невечернего.

816 Сердце мое должно прилепляться к единому Богу: мне же

прилеплятися Богови благо есть [Ис. 72, 28], а оно -

что за слепота и за извращение! - прилепляется к

сластям века сего: к пище, питию, плотской сласти, к

деньгам, к этому праху, к одеждам, к этому тлену, к

цветам исчезающим, к узорам, к покроям, прельщающим

глаз, к роскошно убранным покоям и т.п. Странное дело!

Меня, христианина, небесного человека, занимает все

земное и мало - небесное. Я во Христе переселен на

небеса, а между тем всем сердцем прилепляюсь крепко к

земле и, по-видимому, никогда не хотел бы быть на

небе, а лучше всегда оставаться на земле, хотя земное,

при своем услаждении, тяготит и мучит меня, хотя я и

вижу, что все земное ненадежно, тленно, скоро минует,

хотя и знаю, и чувствую, что ничто земное не может

насытить моего духа, умирить и усладить моего сердца,

постоянно мятущегося и огорчаемого суетою земною.

Доколе же я, небесный человек, буду земным? Доколе

буду плотью я, чадо Божие, иже не от крове, ни от

похоти плотския, но от Бога родился [Иоан. 1, 13] во

св. крещении, доколе я не устремлюсь весь к Богу?

Господи! привлецы сердце мое к Тебе Духом Твоим

Святым. Господи! отврати сердце мое от суеты земной.

Господи! без Тебе не могу творити ничесоже.

817 Все блестящее на земле очень любим: злато, сребро,

драгоценные камни, хрусталь, блестящие одежды, -

отчего не любим будущей славы, к которой Господь

призывает нас? отчего не стремимся к просветлению

наподобие солнечного? Праведницы, сказано, просветятся

яко солнце в Царстве Отца их [Мф. 13, 43]. Оттого, что

грехом извратили природу души своей и вместо неба

прилепились к земле, вместо нетления к тлению,

полюбили земной блеск, временный, тленный и

прелестный. Но отчего у нас такая сильная любовь к

блеску? Оттого, что душа наша создана для света

небесного и вначале была вся свет, вся сияние; ей

врожден свет, врождено чувство и желание света.

Направьте это стремление к исканию небесного света!

818 Когда увидишь прекрасную девицу или женщину, или

прекрасного юношу, немедленно вознесись к верховной,

святейшей Красоте, виновнице всякой красоты земной и

небесной, т.е. к Богу; прославь Его за то, что Он из

земли делает такую красоту; подивись в человеке

красоте образа Божия, сияющего даже в поврежденном

нашем состоянии, вообрази, какова красота святых

Божиих, святых Ангелов, Божией Матери, приукрашенной

божественною славою; вообрази неизреченную доброту

лица Божия, которое мы узрим, и не прельщайся земною

красотою, этою плотью и кровью. Сладостна похоть, но

греховна, растлительна и противна Богу. Не прилепляйся

сердцем к девической или женской красоте, а к единому

Господу Богу, создавшему всякую красоту Себе ради, и

Первая страница
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121

Вся ко благоугождению Твоему и

мудрствующе и деюще.

(Молитва пред Евангелием на Литургии).

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ДНЕВНИКА

ПРОТОИЕРЕЯ

Иоанна Ильича Сергиева

ТОМ ВТОРОЙ

Записи 815-864 865-914 915-964

965-1014 1015-1064 1065-1114

1115-1164 1165-1214 1215-1264

1265-1314 1315-1364 1365-1414

1415-1464 1465-1514 1515-1564

1565-1614 1615-1664 1665-1714

1715-1764 1765-1814 1815-1822

С.-Петербург

Св.Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе.

Живая вода Духа Святого да наполнит мое сердце и да потекут

реки воды живы от сердца моего во славу Божию и во спасение

людей Божиих.

ВО СЛАВУ триединого Бога. Аминь.

815 Господи! я - чудо Твоей благости, премудрости,

всемогущества, поколику приведен Тобою из небытия в

бытие, поколику сохраняюсь Тобою доселе в бытии,

поколику имею, по благости, щедротам и человеколюбию

единородного Сына Твоего, наследовать жизнь вечную,

если верен Тебе пребуду, поколику страшным

священнодействием принесения Себя Самого в жертву

Сыном Твоим я восставлен от ужасного падения, искуплен

от вечной погибели. Славлю Твою благость, Твое

могущество бесконечное, Твою премудрость! Но соверши

чудеса Твоей благости, всемогущества и премудрости

надо мною окаянным и ими же веси судьбами спаси меня,

недостойного раба Твоего, и введи в Царство Твое

вечное, сподоби меня жизни нестареющейся, дня

невечернего.

816 Сердце мое должно прилепляться к единому Богу: мне же

прилеплятися Богови благо есть [Ис. 72, 28], а оно -

что за слепота и за извращение! - прилепляется к

сластям века сего: к пище, питию, плотской сласти, к

деньгам, к этому праху, к одеждам, к этому тлену, к

цветам исчезающим, к узорам, к покроям, прельщающим

глаз, к роскошно убранным покоям и т.п. Странное дело!

Меня, христианина, небесного человека, занимает все

земное и мало - небесное. Я во Христе переселен на

небеса, а между тем всем сердцем прилепляюсь крепко к

земле и, по-видимому, никогда не хотел бы быть на

небе, а лучше всегда оставаться на земле, хотя земное,

при своем услаждении, тяготит и мучит меня, хотя я и

вижу, что все земное ненадежно, тленно, скоро минует,

хотя и знаю, и чувствую, что ничто земное не может

насытить моего духа, умирить и усладить моего сердца,

постоянно мятущегося и огорчаемого суетою земною.

Доколе же я, небесный человек, буду земным? Доколе

буду плотью я, чадо Божие, иже не от крове, ни от

похоти плотския, но от Бога родился [Иоан. 1, 13] во

св. крещении, доколе я не устремлюсь весь к Богу?

Господи! привлецы сердце мое к Тебе Духом Твоим

Святым. Господи! отврати сердце мое от суеты земной.

Господи! без Тебе не могу творити ничесоже.

817 Все блестящее на земле очень любим: злато, сребро,

драгоценные камни, хрусталь, блестящие одежды, -

отчего не любим будущей славы, к которой Господь

призывает нас? отчего не стремимся к просветлению

наподобие солнечного? Праведницы, сказано, просветятся

яко солнце в Царстве Отца их [Мф. 13, 43]. Оттого, что

грехом извратили природу души своей и вместо неба

прилепились к земле, вместо нетления к тлению,

полюбили земной блеск, временный, тленный и

прелестный. Но отчего у нас такая сильная любовь к

блеску? Оттого, что душа наша создана для света

небесного и вначале была вся свет, вся сияние; ей

врожден свет, врождено чувство и желание света.

Направьте это стремление к исканию небесного света!

818 Когда увидишь прекрасную девицу или женщину, или

прекрасного юношу, немедленно вознесись к верховной,

святейшей Красоте, виновнице всякой красоты земной и

небесной, т.е. к Богу; прославь Его за то, что Он из

земли делает такую красоту; подивись в человеке

красоте образа Божия, сияющего даже в поврежденном

нашем состоянии, вообрази, какова красота святых

Божиих, святых Ангелов, Божией Матери, приукрашенной

божественною славою; вообрази неизреченную доброту

лица Божия, которое мы узрим, и не прельщайся земною

красотою, этою плотью и кровью. Сладостна похоть, но

греховна, растлительна и противна Богу. Не прилепляйся

сердцем к девической или женской красоте, а к единому

Господу Богу, создавшему всякую красоту Себе ради, и

говори; мне же прилеплятися Богови, единому Богу,

благо есть [Пс. 72, 28], а не к плотской красоте

преходящей.

819 Уныние, случающееся с нами от неудачи в каком-либо

деле, особенно священническом, которое мы делаем для

других, и стыд на лице происходит от врага нашего

бесплотного, который везде ищет нас поглотить, яко лев

рыкающий, и нудит нас ко всякой неудаче, ко всякому

греху. Поэтому, чтобы быть беспреткновенным в деле,

Купить книгу Комментарии

AVV_UA

whit_val писал(а):

Простите, 205 скачиваний и ни одного отзыва?

Вот, луше этого вряд ли можно написать:

Цитата:

Доступ к отцу Иоанну Кронштадтскому
Многим людям благодатную помощь оказал святой праведный Иоанн. О помощи рассказывают и те, кто далек от Церкви. Свидетельства об отце Иоанне побудили меня обратиться к его писаниям. Когда в начале 1990-х переиздали «Христианскую философию» отца Иоанна, я спешно приобрел книгу и возвращался домой с нетерпением – скорее погрузиться в мысли такого желанного автора. Читая Платона, Боэция, Владимира Соловьева, полюбил философию. Теперь же хотелось узнать, как строит философскую мысль подлинный христианин. И вот разочарование. Вместо философских рассуждений нашел что-то похожее на упражнения в риторике и вынужденно отложил книгу в сторону. Вынужденно, поскольку ощущал, что за риторически выстроенными рядами образов стоят глубокие личные переживания, а не краснобайство.
Похожие истории случались и при жизни отца Иоанна. Один ученый протоиерей (не буду называть имя) наслушался отзывов об отце Иоанне. Принялся его читать, ничего достойного внимания не нашел. И чтобы сделать окончательные выводы, поехал на службу в Кронштадт. Здесь он испытал неожиданную радость от вдохновенного служения и от живого слова отца Иоанна. Только все это случилось когда-то давно. А как же быть здесь и теперь?
Обнаружив, что читать отца Иоанна не могу, я по-прежнему чтил его как доброго пастыря и с удовольствием листал воспоминания о нем. В один прекрасный день я услышал по радио дневник отца Иоанна. Чтение неторопливое, вдумчивое, бережное по отношению к автору и пронизанное благоговением перед Богом. Озвучивал дневники заслуженный артист Владимир Заманский.
Я знал его по киноролям. Владимир Петрович работал у замечательных режиссеров, достаточно назвать Андрея Тарковского и Алексея Германа. Актерские работы Владимира Петровича сочетали неподдельную человечность с интеллектуальной утонченностью. Все это характерно для лучших представителей русской интеллигенции. Что еще сказать? Известного актера не испортила «звездная болезнь», напротив, скромнее, чем он и вести себя нельзя. Еще в юности Заманский добровольцем ушел на фронт, пережил тяжкий опыт ГУЛАГа. Главное, Владимир Петрович – воцерковленный православный человек. Вот он прикасается к дневникам праведного Иоанна. И что же мы услышали по радио?
Как читал Заманский! Еще одной удачной актерской работой это назвать нельзя. Это не было художественным чтением текста. Произошло чудо в религиозном и, если угодно, в светском смысле слова. Дневниковые записи отца Иоанна зазвучали, будто сам батюшка в полный голос поведал свои сокровенные переживания. Святые Божии угодники открываются как совершенно особые люди. Святость даже гениальному актеру сыграть нельзя. Заманский и не играл, тут было что-то иное.
Не могу точными словами назвать духовное делание Владимира Петровича, когда он взял в руки дневник, и началась студийная запись. Но от его чтения все во мне ликовало – мысли отца Иоанна стали проникновенными, входили в самую душу, в сердце. Невидимая преграда рухнула. Я вновь раскрыл напечатанные записи отца Иоанна и уже смог из них впитывать назидания дивного наставника. Прочел и книгу митрополита Вениамина (Федченкова) «Небо на земле», буквально испещренную цитатами из отца Иоанна. Еще будучи священником, Вениамин сослужил батюшке Иоанну, полюбил его. Учился у него стоять перед живым Богом и ходить перед Богом, священнодействовать. Я штудировал «Небо на земле» и понимал, что теперь к писаниям всероссийского старца допущен беспреткновенно, благодаря чуду.
После этих радостных событий произошло еще одно. В больничном коридоре вдруг лицом к лицу встретил Владимира Заманского. Не смог удержаться, подошел к нему поблагодарить за неоценимый труд. Он сделал отца Иоанна таким близким, и не только для меня. Владимир Петрович внимательно слушал рассказ о трудностях с чтением отца Иоанна, о том, как эти трудности остались позади. По глазам Заманского было видно, что интересуют его не комплименты публики и прочие приятности актерской профессии. Заметно было, с какой самоотдачей этот человек относится к своей работе, обязанностям, служению. Его живое отношение вдохновляло. Признаюсь, осмелился сказать своему почтенному собеседнику: «Вы великолепно прочли «Писания старца Силуана», но книгу преподобного Силуана мне было не трудно осваивать. А вот с писаниями отца Иоанна другое дело – Вы просто дверь открыли к батюшке, непосильную для меня дверь, и я смог подойти к нему. Он стал теперь родным. Благодарю».
Что соединило Владимира Петровича с отцом Иоанном? Опыт церковной жизни. Необъяснимым образом их духовная связь словно протянулась до меня, как церковная традиция. В какой-то мере и я приобщился тому, чем жил, о чем размышлял батюшка Иоанн. Твердо верю, что святой Иоанн Кронштадский и сейчас сам станет ближе, пойдет навстречу человеку, который жаждет с ним познакомиться, от него получить наставление и помощь.
Диакон Павел Сержантов
2 января 2012 года

http://www.pravoslavie.ru/put/50740.htm

Не предпосылаю моему изданию предисловия: пусть оно говорит само за себя. Все содержащееся в нем есть не иное что, как благодатное озарение души, которого я удостоился от всепросвещающего Духа Божия в минуты глубокого к себе внимания и самоиспытания, особенно во время молитвы. Когда мог, я записывал благодатные мысли и чувства, и из этих записей многих годов составилась теперь книга. Содержание книги весьма разнообразно, как увидят читатели, если они будут. Пусть они судят о содержании моего издания.

Протоиерей И . Сергеев

Вся ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще.

Молитва пред Евангелием на литургии

1. Обильно открыл Ты мне, Господи, истину Твою и правду Твою. Чрез образование меня науками открыл Ты мне всебогатство веры и природы и разума человеческого. Уведал я слово Твое - слово любви, проходящее даже до разделения души же и духа нашего (Евр. 4, 12); изучил законы ума человеческого и его любомудрие, строение и красоту речи; проник отчасти в тайны природы, в законы ее, в бездны мироздания и законы мирообращения; знаю населенность земного шара, сведал о народах отдельных, о лицах знаменитых, о делах их, прошедших своею чередой в мире; отчасти познал великую науку самопознания и приближения к Тебе - словом, многое, многое узнал я, так что вящшая бо разума человеческого пока зана ми суть (Сир. 3, 23); и доселе еще многое узнаю. Много и книг у меня многоразличного содержания, читаю и перечитываю их, но все еще не насытился. Все еще дух мой жаждет знаний; все сердце мое не удовлетворяется, не сыто и от всех познаний, приобретенных умом, не может получить полного блаженства. Когда же оно насытится? Насытится, внегда явитимися славе Твоей (Пс. 16, 15). А до тех пор я не насыщусь. Пияй от воды сея (от мирских знаний), вжаждется паки: а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки; но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный, сказал Спаситель (Ин. 4, 13-14).

2. Как святые видят нас и наши нужды и слышат наши молитвы? Сделаем сравнение. Пусть вы переселены на солнце и - соединились с солнцем. Солнце освещает лучами своими всю землю, каждую песчинку на земле. В этих лучах вы видите также землю; но вы так малы в отношении к солнцу, что составляете только как бы один луч, а этих лучей в


нем бесконечно много. По тождеству с солнцем этот луч участвует тесно в освещении солнцем всего мира. Так и душа святая, соединясь с Богом, как с духовным солнцем, видит чрез посредство своего духовного солнца, освещающего всю вселенную, всех людей и нужды молящихся.

3. Научился ли ты предзреть Господа пред собой выну - как Ум вездесущий, как Слово живое и действенное, как Дух животворящий? Священное Писание - вот область Ума, Слова и Духа, Бога Троицы, в нем Он проявляется ясно: гла голы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот, - сказал Господь (Ин. 6, 63); писания святых отцов- вот опять выражение Мысли, Слова и Духа ипостасных, с большим уже участи ем самого человеческого духа; писания обыкновенных светских людей - вот проявление падшего человеческого духа, сего греховными привязанностями, привычками, страстями. В Слове Божием мы видим лицом к лицу Бога и - себя, каковы мы. Узнайте же в нем себя, люди, и ходите всегда в присутствии Божием.

4. Человек, вы сами видите, в слове своем не умирает; он бессмертен в нем и по смерти говорит. Я умру, но и по смерти буду говорить. Сколько между людьми этого бессмертно го слова, которое оставили по себе давным-давно умершие и которое живет на устах иногда целого народа! Как живуче слово, даже человеческое! Тем более - Слово Божие: оно пере живет все века и будет всегда живо и действенно.

5. Так как Бог есть зиждительная, живая и животворящая Мысль, то весьма согрешают те, которые мыслями своего духа отклоняются от этой ипостасной Мысли и занимаются толь ко предметами вещественными, тленными, овеществляя чрез то дух свой; особенно грешны те, которые во время богослу жения или домашней молитвы совсем отклоняются своими мыслями и блуждают в разных местах вне храма. Они крайне оскорбляют Божество, в Которое должна быть вперена наша мысль.

6. К чему ведет пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению пред Господом. Есть, из-за чего попоститься и от всего сердца исповедаться. Награда будет неоценимая за труд добросовестный. У многих ли из нас есть чувство сыновней любви к Богу? Многие ли из нас со дерзно вением, неосужденно смеют призывать Небесного Бога Отца и говорить: Отче наш!.. Не напротив ли, в наших сердцах вовсе не слышится такой сыновний глас, заглушенный суетой мира сего или привязанностью к предметам и удовольствиям его? Не далек ли Отец Небесный от сердец наших? Не Богом ли мстителем должны представлять себе Его мы, удалившиеся от Него на страну далече? - Да, по грехам своим все мы достойны Его праведного гнева и наказания, и дивно, как Он так много долготерпит нам, как Он не посекает нас, как бес плодные смоковницы? Поспешим же умилостивить Его покаянием и слезами. Войдем сами в себя, со всею строгостью рас смотрим свое нечистое сердце и увидим, какое множество нечистот заграждают к нему доступ Божественной благодати, сознаем, что мы мертвы духовно.

7. Любящий Господь здесь: как же я могу допустить в свое сердце и тень злобы? Да умрет во мне совершенно вся кая злоба, да умастится сердце мое благоуханием незлобия. Любовь Божия да побеждает тебя, злобный сатана, нас, зло нравных, к злобе подстрекающий. Злоба крайне убийственна для души и тела: палит, давит, мучит. Никто, связанный зло бой, да не дерзнет приступить к престолу Бога любви.

8. Молясь, мы непременно должны взять в свою власть сердце и обратить его к Господу. Надобно, чтобы оно не было холодно, лукаво, неверно, двоедушно. Иначе что пользы от нашей молитвы, от нашего говенья? Хорошо ли слышать от Господа гневный глас: приближаются Мне людие сии усты своими и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене (Мф. 15, 8). Итак, не будем стоять в церкви с душевным расслаблением, но да горит каждый духом своим, работая Господу. И люди не много ценят те услуги, которые мы делаем с холодностью, по привычке. А Бог хочет именно нашего сердца. Даждь Ми, сыне, твое сердце (Притч. 23, 26), потому что сердце - главное в человеке, жизнь его; больше - сердце наше есть самый человек. Потому, кто не молится или не служит Богу сердцем, тот все равно что вовсе не молится, потому что тогда молится тело его, которое само по себе, без души, - то же, что земля. Помните, что, предстоя на молитве, вы предстоите Богу, имеющему разум всех. Потому молитва ваша должна быть, так сказать, вся дух, вся разум.

9.Живут и по смерти святые Божий. Вот часто слышу в церкви, как поет Божия Матерь чудную, проходящую в сердце песнь Свою, которую Она сложила в доме тетки Своей Елисаветы после благовещения Архангела. Вот я слышу песнь Моисея, песнь Захарии - отца Предтечева, Анны - матери пророка Самуила, песнь трех отроков, песнь Мариами. А сколько новозаветных святых певцов доныне услаждают слух всей Церкви Божией! А богослужение? А Таинства? А обряды? Чей там дух движется и умиляет наши сердца? Господа Бога и святых Божиих. Вот вам доказательство бессмертия человеческой души. Как это: люди умерли - и управляют по смерти нашей жизнью; умерли - и доселе говорят, поучая, назидая и трогая нас!

10.Как дыхание необходимо для тела и без дыхания человек не может жить, так без дыхания Духа Божия душа не может жить истинной жизнью. Что воздух для тела, то Дух Божий для души. Воздух подобие некоторое Духа Божия. Дух, идеже хощет, дышет... (Ин. 3, 8).

11.Когда вам предстоит искушение на грех, тогда представляйте живо, что грех сильно прогневляет Господа, Который ненавидит беззаконие. Яко Бог не хотяй беззакония Ты ecu (Пс. 5, 5). А чтобы вам лучше понять это - представьте правдивого, строгого, любящего свое семейство отца, который всеми мерами старается сделать детей своих благонравными и честными, чтобы за их благонравие наградить их великими своими богатствами, которые он приготовил для них с великим трудом, и который между тем видит, к прискорбию своему, что дети за такую любовь отца не любят его, не обращают внимания на приготовленное любовью отца наследие, живут беспутно, стремительно несутся к погибели. А каждый грех, заметьте, есть смерть для души (см. Иак. 1, 15 и далее), потому что он убивает душу, потому что он делает нас рабами диавола-человекоубийцы, и чем больше мы работаем греху, тем труднее наше обращение, тем вернее наша погибель. Убойтесь же всем сердцем всякого греха.

12. Когда сердце твое уклонится в помышлении лукавства и лукавый, как говорится, начнет подмывать твое сердце, чтобы оно совсем подвигнулось с камня веры, тогда скажи себе внутренне: знаю я свою духовную нищету, свое ничтожество без веры; скажи: я так немощен, что именем Христовым только и живу, и упокоиваюсь, и веселюсь, распространяюсь сердцем, а без Него - мертв душевно, беспокоюсь, стесняюсь сердцем; без Креста Господня я давно был бы жертвой самой лютой скорби и отчаяния. Христос меня держит в жизни; Крест - покой и утешение мое.

13. Мы потому и можем мыслить, что есть беспредельная мысль, как потому дышим, что есть беспредельность воздушного пространства. Вот отчего и называются вдохновением светлые мысли о каком-либо предмете. Мысль наша постоянно течет именно под условием существования беспредельного мыслящего Духа. Вот почему апостолы говорят: мы не довольны есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога (2 Кор. 3, 5). Вот почему и Спаситель говорит: не пецытеся, како или что возглаголете, дастбося вам в тот час, что возглаголете (Мф. 10, 19). Видишь, и мысль, и даже самое слово (вдохновение) приходят к нам отвне. Это, впрочем, в состоянии благодати и в случае нужды. Но и в обыкновенном нашем положении - все светлые мысли от Ангела Хранителя и от Духа Божия, тогда как, напротив, нечистые, темные - от нашего поврежденного существа и от диавола, всегда приседящего нам. Как же нужно вести себя христианину? Бог Сам есть действуяй в нас (Флп. 2, 13). Вообще, везде в мире мы видим царство мысли: как во всем составе видимого мира, так, в частности, на земле, в обращении и жизни земного шара - в распределении стихий света, воздуха, воды, земли, огня (в сокровенности), тогда как другие стихии разлиты во всех животных - в птицах, рыбах, гадах, зверях и человеке, в их мудром и целесообразном устройстве, в их способностях, нравах или привычках, в растениях, в их устройстве, в питании и проч., - словом, везде видим царство мысли, даже в бездушном камне и песчинке.

14. Священники Господни! Сумейте утешением веры обратить ложе печали страдальца-христианина в ложе радости, сумейте сделать его из несчастнейшего, по его мнению, человека человеком счастливейшим в мире, уверьте его, что вмале быв наказан, он будет великими благодетельствован (см. Прем. 3, 5) по смерти, - и вы будете друзьями человечества, ангелами-утешителями, органами Духа Утешителя.

15. Если не возгревать в сердце теплоты веры, то может от нерадения совсем погаснуть в нас вера, может как бы совсем помереть для нас христианство со всеми его Таинствами. Враг о том только и старается, чтобы погасить веру в сердце и при вести в забвение все истины христианства. Оттого мы видим людей, которые только по одному имени христиане, а по делам совершенные язычники.

16. Не думайте, что вера наша не животворна для нас, пасты рей, что мы лицемерно служим Богу. Нет, мы первые больше всех пользуемся милостями Божиими и знаем по опыту, что для нас Господь с его Таинствами, что Его Матерь Пречистая и Его святые. Например, причащаясь животворящих Тайн Тела и Крови Господних, мы часто, часто испытывали на себе их животворность, небесные дары мира и радости о Духе Святом; знаем, что не веселит так милостивый царский взор последнего из подданных, как веселит благостный взор небесного Владыки нашего, как веселят Его Тайны. И мы были бы крайне неблагодарны пред Господом и ожесточенны сердцем, если бы не поведали об этой славе животворящих Тайн всем возлюбленным Божиим, если бы не прославляли Его чудес, в нашем сердце совершающихся в каждую Божественную литургию! Мы также часто испытываем на себе непобедимую, непостижимую, Божественную силу честного и животворящего Креста Господня и силой его прогоняем из сердца своего страсти, уныние, малодушие, страх и все козни бесовские. Он наш друг и благодетель. Говорим это искренно, с сознанием всей истины и силы своих слов.

17. Ты хочешь постигнуть непостижимое; но можешь ли понять, как постигают тебя внутренние убивающие душу скорби, и найти средства - вне Господа, - как их прогонять? Узнай же сердцем, как освобождаться тебе от скорбей, как соделывать покойным сердце свое, и тогда, если нужно, мудрствуй о непостижимом. Аще убо ни мала песо можете, что о прочих пенетеся? (Як. 12,26).

18. Размышляй чаще: чья мудрость проявилась в устройстве твоего тела, постоянно поддерживает его в бытии и отправлениях? Кто предписал законы твоей мысли, и она доселе следует им у всех людей? Кто начертал на сердцах всех людей закон совести, и она доселе у всех людей добро награждает, а зло наказывает? Боже всемогущий, премудрый и всеблагий! Рука Твоя постоянно на мне, грешном, и нет мгновения, когда бы благость Твоя покидала меня. Даруй же мне всегда живой верой лобызать десницу Твою. Зачем мне ходить далеко искать следов Твоей благости, Твоей премудрости и Твоего всемогущества? Ах, следы эти так явственно видны во мне! Я, я - чудо Божией благости, премудрости и всемогущества. Я - в малом виде - целый мир; моя душа - представительница мира невидимого, мое тело - представитель мира видимого.

19. Братья! Какая цель нашей жизни на земле? Та, чтобы по испытании нашем земными скорбями и бедствиями и после постепенного усовершенствования в добродетели при помощи благодатных дарований, преподаваемых в Таинствах, нам опочить по смерти в Боге - покое нашего духа. Вот почему мы поем об умерших: «Упокой, Господи, душу раба Твоего». Мы желаем усопшему покоя как края всех желаний и молим о том Бога. Не безрассудно ли поэтому много скорбеть над умершими? Приидите ко Мне ecu труждающиися и обремененный, и Аз упокою вы, - говорит Господь (Мф. 11, 28). Вот покойники наши, христианской кончиной уснувшие, приходят на этот глас Господа и упокояются. Чего же скорбеть?

20. У людей, старающихся провождать духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война через помыслы каждое мгновение жизни - война духовная; надобно быть каждое мгновение всему оком светлым, чтобы замечать втекающие в душу помыслы от лукавого и отражать их; сердце свое такие люди должны иметь всегда горящим верой, смирением, любовью; в противном случае в нем легко поселится лукавство диавольское, за лукавством маловерие или неверие, а затем и всякое зло, от которого скоро не отмоешься и слезами. Потому не допусти, чтобы сердце твое было холодным, особенно во время молитвы, избегай всячески холодного равнодушия. Весьма часто бывает, что на устах молитва, а в сердце - лукавое маловерие или неверие, уста ми как будто близок человек к Господу, а сердцем далек. А во время молитвы лукавый все меры употребляет к тому, чтобы охладить и излукавить наше сердце самым незаметным для нас образом. Молись да и крепись, сердце свое крепи.