Меню

Изменения в службе фссп. Фссп готовит реформу: чьи долги перейдут коллекторам

Стены

Федеральная служба судебных приставов, или ФССП — орган, который подчиняется Министерству юстиции России. Никаких особенных вопросов к работе ФССП в Минюсте и других госорганах нет, служба в целом справляется с теми обязанностями, которые возложены на ее сотрудников. Тем не менее, в конце 2017 года ходили определенные разговоры о реформировании ведомства. Реформа ФССП в 2018 года — последние новости о возможных изменениях в структуре службы, какие новые полномочия могут получить судебные приставы.

Как может измениться структура ФССП в 2018 году

Осенью 2017 года Минюст представил проект реформирования ФССП, по которому в службе должна появиться новая должность уровня заместителя директора, а также открыто новое управление.

Новый заместитель директора службы должен стать уже шестым его замом. В полномочия нового заместителя должна будет входить координация и организация работы по защите прав физлиц. Кроме того, новый зам должен будет курировать территориальные органы ФССП.

Что касается нового управления, то оно должно будет стать уже пятнадцатым управлением в структуре службе. Его задачами станут ведомственный финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.

Как особо отмечают в Минюсте, проект реформирования ФССП, о котором идет речь, не потребует дополнительных затрат из бюджета и расширения штатов. Ввести новую должность замдиректора и организовать новое управление планируется за счет перераспределения полномочий внутри того штата, который имеется на сегодня.

Другие новости о реформе ФССП в 2018 году

Поскольку служба приставов — ведомство активно функционирующее, те или иные поправки в его работу вносятся постоянно. В том числе происходит расширение полномочий приставов.

Так, одно из последних предложений — предоставить приставам полномочия по розыску имущества. Такая поправка в закон, впрочем, окажется чисто косметической, поскольку практически те же самые полномочия есть у сотрудников ФССП и сейчас.

А вот еще одна новинка будет практически довольно полезна. Речь о процедуре гашения долга, по которому есть исполнительный документ, третьими лицами.

К примеру, если организация не может выплатить тот или иной долг, но у третьей организации в свою очередь есть долг перед организацией-должником, и она может рассчитаться по этому долгу, приставы могут легально оформить расчет третьего лица по долгам в счет обеспечения исполнительного документа.

Тот же самый порядок будет работать и в отношении физических лиц. Причем у третьего лица не обязательно должны быть долги перед тем, кто должен выплатить долг по суду. Родственник или даже посторонний человек сможет оплатить долги другого лица.

Служба судебных приставов может превратиться в специальную полицию по взысканиям. Фото с сайта www.fssprus.ru

По информации «НГ», в середине апреля Совет Федерации обсудит инициативы по расширению полномочий Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Среди них - перевод сотрудников ведомства из категории гражданских госслужащих в правоохранители. Сами приставы жалуются на чрезмерную загруженность и небольшие зарплаты. Эксперты «НГ» назвали такую «силовую» реформу ФССП своевременной.

О необходимости реформировать принципы деятельности ФССП говорят уже давно. Сейчас Минюст, в подчинении которого и находится эта служба, готовит законопроект «О судебных приставах и порядке прохождения службы». Он добавит приставам и полномочий, и соцгарантий.

К разработке этого проекта готовы подключиться и сенаторы. В апреле в СФ пройдет правительственный час, посвященный модернизации ФССП. Может быть поставлен вопрос о выведении приставов из-под закона о гражданской службе и придании им особого статуса.

По мнению руководителя УФССП по Вологодской области Василия Ларина, «решить проблему можно, изменив статус госслужбы судебных приставов с гражданской на правоохранительную или иную». «Эта мера позволит приравнять нас к сотрудникам органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, а значит, и улучшить социальную защищенность», – считает пристав.

При этом надзор за деятельностью ФССП должна будет осуществлять прокуратура, а сама эта служба, как и прочие силовые ведомства, попадет в прямое президентское подчинение. Стоит отметить, что ФССП уже неоднократно ратовала за расширение своих полномочий, в частности, для проведения оперативно-разыскных действий.

Об этом говорят и в адвокатской среде. Юрист Сергей Савченко, к примеру, допускает, что ФССП и вовсе могут разделить на две части. Ту, что обеспечивает деятельность судов, как раз и оставить в составе Минюста, а другую – превратить в силовую и самостоятельную, поручив ей заниматься исполнительным производством в интересах государства в целом.

В Федеральной палате адвокатов (ФПА) «НГ» сообщили, что «ФССП обязательно нужно усиливать и расширять, чтобы судебные акты исполнялись». Кстати, судя по статистике, количество судебных постановлений растет с каждым годом. В 2016-м на рассмотрении ведомства было порядка 78 млн исполнительных производств, а в прошлом – уже свыше 84 млн. Если сравнивать с 2008 годом (не более 35 млн), то очевидно, что за 10 лет работы у приставов прибавилось вдвое. В среднем у одного пристава в 2017-м находилось 3,6 тыс. исполнительных листов. Правда, за последний год выросло и количество исполненных дел – с 34 до 41,3 млн. Однако взыскать долги удалось лишь у 14% граждан и юрлиц.

По словам правозащитника Владимир Осечкина, различные идеи по реформированию госаппарата, в том числе силового блока и Минюста, обсуждаются уже не первый год. Прежде их притормаживали в основном из-за отсутствия денег на реформу и нехватки профессионалов. Но сейчас, отметил эксперт, ситуация, видимо, изменилась. «Есть курс на усиление полномочий Росгвардии, именно ей в будущем планируется передать основную часть вооруженных подразделений ФСИН. То есть Минюст ослабнет, а потому для сохранения хотя бы какого-то влияния в спешке и готовится проект реформы ФССП, предусматривающий в том числе право ее сотрудников вести оперативно-разыскную деятельность».

По словам Осечкина, это значит, что приставы смогут вести слежку, проводить задержания и обыски, прослушивать телефонные переговоры и переписку. Также у них появится право на применение оружия и самостоятельные задержания. Осечкин убежден, что, поскольку речь идет о спорных гражданско-правовых отношениях, «их ни в коем случае нельзя решать в силовой плоскости». При этом реформа ФССП, по его словам, нужна, но прежде всего для исполнения судебных решений.

Как рассказал «НГ» адвокат Олег Скляднев, одно из предложений в новое законодательство – это предоставление приставам права задерживать должников.

По словам председателя правления Ассоциации юристов России (АЮР) Владимира Груздева, показатели работы приставов, несмотря на всю критику в их адрес, довольно неплохие – за год сумма, взысканная ими, выросла на 72,8 млрд руб., составив 663,6 млрд.

«Вряд ли служба судебных приставов нуждается в кардинальной реформе. Но определенная модернизация ее работы, безусловно, необходима. Часть проблем вызвана объективными причинами: высокая нагрузка, низкие зарплаты и, как следствие, текучесть кадров. В Москве на исполнении одного судебного пристава в течение года в среднем находилось 9 тыс. исполнительных производств. Возможно ли физически справиться с таким объемом?» – подчеркнул Груздев. По его словам, «АЮР готова оказать экспертную помощь в подготовке соответствующих проектов, необходимо активно внедрять информационные технологию в процедуру взыскания долгов».

В 2019 году грядет очередная реформа: на этот раз изменения должны коснуться Федеральной службы судебных приставов. Однако конкретная дата, когда часть функционала ФССП может быть передана частным коллекторам пока не называется.

Текущая ситуация

Глава ФССП поднял вопрос о возможности дальнейшего взаимодействия систем исполнительной власти на разных уровнях в рамках частно-государственного партнерства. По мнению Дмитрия Аристова, нагрузка на ведомство растет в геометрической прогрессии, и для оптимизации работы службы, потребуется обратиться за помощью к частным организациям. Сегодня в стране насчитывается порядка 710 компаний, так или иначе связанных с коллекторской деятельностью – 210 головных офисов и 500 представительств. И за работой каждого подобного учреждения необходимо следить судебным приставам, попутно разбираясь с проблемой «серого» коллекторства.

Вопрос о возможном реформировании сферы поднимался неоднократно. Дело в том, что законодательный акт, регулирующий работу судебных приставов, – ФЗ № 188 от 21 июля 1997 г. – не претерпевал изменений с момента принятия. За последние 20 лет в стране произошло немало социально-экономических преобразований, и логично предположить, что реформы ФССП в 2019 и 2020 годах, вероятнее всего, произойдут. Если обратиться к последним новостям, то пока правительство РФ не дает четкой информации по поводу сроков грядущих корректировок. Но можно проследить логическую цепочку предпосылок, которые позволяют судить о возможности скорых перемен:

  • В 2016 г. служащие СП были отнесены к особой категории госслужащих, что согласно ФЗ №397 от 22 ноября 2016 г. сопровождается применением специальных званий, наград и премий.
  • Чтобы служить в данном учреждении, необходимо наличие диплома высшего учебного заведения. Квалификационные требования установлены ст. 12 ФЗ № 79 от 27 июля 2004 г. Исходя из положений данного документа, занимать должность специалиста или руководителя могут только граждане с высшим юридическим или экономическим образованием. Лица без соответствующего диплома могут претендовать лишь на роль технического специалиста. По подсчетам экспертов, сегодня в ведомстве работает порядка ¼ кадров, не имеющих профильного образования. Это означает, что в случае реформирования порядка 5,5 тыс. сотрудников рискуют остаться без занимаемой должности.
  • Идет работа по оптимизации службы. Так, на сегодня появилось 3 категории служащих: дознаватели, судебные приставы по ОУПДС и приставы-исполнители. Все это говорит о сужении полномочий с целью повышения эффективности деятельности ведомства. Кроме того, речь идет о снижении численности кадрового состава региональных отделений ФССП с целью экономии бюджетных денежных средств. Благодаря созданию крупных территориальных департаментов, численность кадров может сократиться более чем в 2 раза в расчете 300 сотрудников на 1 регион РФ.
  • В 2019-2020 гг. идет речь о пересмотре функционала служащих, которые смогут самостоятельно распоряжаться водительскими правами должников. Для приостановки действия водительского удостоверения достаточно будет направить уведомление об этом собственнику ТС. Сумма задолженности при этом должна быть выше 10 тыс. руб. В будущем полномочия ведомства только расширятся в данном направлении: в итоге должники не смогут сдавать экзамены в ГИБДД, ставить на учет приобретенные автомобили и регистрировать номерные знаки.
  • Для привлечения специалистов в службу судебных приставов выделяются средства для формирования соцпакета, в который включаются санаторно-курортное лечение, страхование жизни и здоровья и прочие «бонусы».

Чего ожидать в 2019 году

Приятной новостью для служащих ФССП является возможное повышение заработной платы к 2020 году. По предварительным данным, средний оклад сотрудников ведомства может увеличиться в 1,5-2 раза. Если на сегодня уровень заработной платы составляет 27-32 тыс. руб. для госслужащих СП, то в 2020 г. приставы будут получать порядка 50 тыс. руб. с учетом рангов, званий и доплат.

Рост ФОТ планируется достичь за счет взыскания сумм долгов и увеличения % от исполнительского сбора, по сообщению Совета Федерации. Несмотря на возможный рост зарплат, эксперты прогнозируют отток кадров за счет увеличения нагрузки на госслужащих, а также ужесточения квалификационных требований к специалистам ФССП.

Планируется продолжить внедрение новых технологий для автоматизации работы исполнительного производства. Уже с 1 апреля 2018 г. в Москве с Мосгорсудом обмен документации производится в электронном виде, что позволяет сделать систему более прозрачной. Осталось решить вопрос автоматизации в регионах, но это процесс долгий и весьма затратный.

Трудности реформирования

Основными проблемами в 2019 г. остаются:

  • Нехватка финансирования – на реформу потребуется выделить порядка 9,5 млрд. руб., что говорит о необходимости привлечения частных инвестиций.
  • Сложности в проведении аттестации кадров согласно новым требованиям.
  • Оптимизация кадрового состава, которая может привести к тому, что тысячи людей останутся без работы.
  • Возможность злоупотребления обязанностями сотрудниками ведомства из-за непонятной ситуации с распределением бонусов, которые планируется выплачивать служащим за счет увеличения взысканий с должников.

Министерством юстиции уже давно заявлялось о том, что Федеральная служба судебных приставов должна реформироваться, потому что выполняемая работа на соответствует реальности. Власти планируют с помощью реформ увеличить эффективность приставов. Как вы заметили последнее время в службе проводились изменения и в ближайшем будущем будут еще новации.

Минюстом анонсировалось что уже в 2017 году будут проверки квалификации служащих. Главное требование – высшее юридическое или экономическое образование. Если работник не будет соответствовать, то он получит должность ниже или же вообще оставят без нее.

Данные изменения позволят увеличить профессионализм службы в целом. Отсеятся служащие, которые некачественно выполняют свою работу. Новации будут также и в полномочиях судебных приставов, количества работников и заработной платы за работу. Результаты можно будет увидеть уже в 2018 году.

Изменениями будут затронуты большинство аспектов работы ФССП. Под сокращение могут попасть практически 5600 работников, которые по предварительным данным не получили высшее образование по нужным направлениям. Конечно у руководства есть мнение, что нагрузка на работников, которые останутся, будет велика и им будет тяжело справляться с объемом работы.

Правительство уверяет, что благодаря реформе будут только хорошие результаты и служба станет современнее и привлекательнее для квалифицированных специалистов

Итак, какие же изменения ждут службу в 2018 году? Давайте остановимся на основных моментах:

  1. Разделение приставов на исполнителей и работающих в судах. Благодаря этому будет четкое распределение обязанностей, что позволит упростить несение службы и ответственность за итоги. Также будет создана категория должностей пристава-дознавателя.
  2. Если работник пройдет все квалификационные проверки, то ему будет присвоена специальная категория, благодаря которой оклад будет повышен, присвоены гарантии социального значения и разнообразные поощрения.
  3. Планируется оптимизировать состав штата, что повлечет сокращение. Небольшие управления и отделы могут объединить. Данное направление реформы будет осуществляться для оптимизации бюджета службы. Чиновники придерживаются мнения, что сокращение не приведет к снижению эффективности работы, но у экспертов и представителей службы противоположное мнение.
  4. Расширение полномочий. В 2017 году работники Федеральной службы судебных приставов уже начали регулировать коллекторский рынок. Планируется увеличение возможностей приставов.

Таким образом полностью отдав деятельность коллекторов под контроль службы. Также исполнители начали принимать решения по распоряжению документаций на автомобили.

Должник, у которого сумма задолженности превышает 10 тысяч рублей, постановлением судебного пристава может быть лишен водительских прав. Возможно в будущем такие возможности приставов будут расширяться, например будет запрещаться сдача экзаменов в ГИБДД и регистрация транспортных средств и товарных знаков.

Представители Министерства юстиции считают, что реформа будет больше привлекать молодых специалистов, не желающих нести службу в ФССП по причине небольшой заработной платы.

Чиновники обещают, что зарплата будет увеличена сначала на 50%, а позже на 100%. Также работникам должно будет предоставлено оздоровление, медицинская помощь по страховке, а также служба будет оплачивать поездки на курорты. Одним из главных ожидаемых результатов – современная и эффективная служба.

Недостатки реформы

Заявления и реформе конечно очень оптимистичны, однако непосредственно работники службы сомневаются в ее успехе.

  • Во-первых, как сопоставится сокращение числа работников и расширение полномочий. Данный вопрос может привести к еще большей текучке кадров.
  • Во-вторых, финансирование реформы. Для организации нормальной деятельности службы необходимо более 1,6 миллиардов рублей; для организации рабочих мест – около 147,5 миллионов рублей; для выплаты заработной платы служащим – примерно 10 миллионов рублей ежемесячно. С иронией относятся и к обещаемому увеличению заработной платы в нынешней экономической ситуации. Среди экспертов бытует мнение, что оклад могут увеличить на 5-6 %, но не более, ведь не стоит забывать, что на начальном этапе реформирования понадобятся около 9,9 миллиардов рублей.

  • В-третьих, возникает вопрос относительно повышения требований к квалификации. Данное решение может также повлиять на постоянную смену работников. Если будут уволены сотрудники, которые не подходят, а зарплаты не повысят и не предоставят необходимые социальные гарантии, то служба будет парализована.

Эксперты считают, что начало реформе должно положить повышение престижа ФССП, а не сокращение штата

Также ходят слухи, что премиальный фонд будет состоять из средств, взысканных с должников. Если это направление будет реализовано, то приставы будут действовать жестче, а иногда будет доходить и до превышения полномочий.

С учетом изложенного к вопросу реформирования службы относятся с настороженностью. Если принятые решения будут непродуманными, то появится множество сложностей и проблем. Однако правительство уверено, что реформа Федеральной службы судебных приставов необходима и озвученные вопросы пойдут на пользу. Также уверяют, что все недостатки будут исправляться во время изучения экспертами и в ходе непосредственного применения новаций.

Конечно, результаты появятся со временем, и говорить сразу об эффективности реформы нельзя.
Сами же сотрудники службы надеются, что правительство будет принимать правильные решения и условия работы будут улучшены.

Видео-новость

На территории РФ сегодня работает большое количество структур силового назначения. Главной целью подобной организаций является обеспечение прав, свобод человека. Помимо этого, некоторые структуры занимаются реализацией государственной службы. Все подобные органы являются прямым доказательством важности их работы в нашей стране. Однако выполнение всяческих функций со стороны государства может происходить в различных проявлениях. Например, полиция озадачена соблюдением правопорядка, а суды осуществляют процессы правосудия.

В итоге государство имеет доступ в большинство сфер жизнедеятельности каждого гражданина РФ. Помимо всех известных органов в виде ФСБ, прокуратуры и пр., есть также более специфические структуры, к которым также относится служба судебных приставов (ФССП). Задачами этого органа является контроль и регулирование отношений в области исполнения актов ведомства правосудия.

ФССП – орган власти исполнительного характера, в сферу деятельности которой входит организация выполнения судебных актов. Структура работает в составе Минюста. И в данной статье мы рассмотрим, какие изменения ожидают эту службу на 2018-2019 год.

Что может измениться в ФССП

В грядущем году для всех работников Минюст собирается вводить дополнительные требования, которые касаются квалификации сотрудников. Согласно новым критериям, будут увольняться или понижаться в должности те, у кого нет дипломов о высшем образовании (специальность экономика или юриспруденция). Как показывает статистика, в категорию риска попадает более 5 тысяч человек. Эта цифра составляет около 25% штата всей структуры.

Данная реформа по заявлениям ФССП сократит количество работников до 300 человек в некоторых регионах. Такое расположение дел уже вызвало негодование со стороны работников этого органа, потому как такое количество сотрудников будет не в состоянии справиться с текущей нагрузкой. В результате произойдет заметное снижение качества проделываемой работы.

Определение реформ на 2019 год

В 2016 году президент инициировал разработку совершенно нового законопроекта в области исполнительного производства. Новоиспеченный закон нацелен на полную замену текущих нормативных документов, которые осуществляют свою деятельность еще 1997 года.

Основным нововведением является то, что с начала текущего года судебные приставы относятся к особой категории госслужащих.

Таким образом, сотрудники получают:

  1. Звания.
  2. Гарантии социального характера.
  3. Дополнительные выплаты и другие преимущества.

Весь штат разделяется на категории:

  1. Приставы, которые осуществляют деятельность в судах.
  2. Исполнительные приставы.
  3. Приставы-дознаватели.

Все привилегии полагаются только тем, кто обладает высшим образованием в юридической или экономической области.

Работники, которые не соответствуют текущей должности, будут переданы на рассмотрение к увольнению или понижению. Еще одним вариантом может быть предложение о возможности стать помощником приставов. Деятельность таких лиц заключается в подготовке документации.

Уполномоченные представители Минюста утверждают, что новая реформа способна обеспечить приток студентов, которым можно будет работать помощниками. Занять какую-либо должность возможно по факту окончания профильного ВУЗа по одному из двух направлений, о которых мы уже упоминали выше. Первой ступенькой в карьерной лестнице студента станет должность пристава-исполнителя.

Минюст также говорит о том, что реформа способна повысить статус специальности пристава как таковой. Снижение кадровой текучки позволит сделать должность достаточно привлекательной. Это позволит привлечь людей, обладающих высоким уровнем квалификации.

С приходом нового законодательства юристы также смогут трудоустраиваться. Особенно это касается тех, кто попал под сокращение в правоохранительных органах.

Инновацией также считается снижение количества филиалов в регионах. Небольшие подразделения будут совмещены в межрегиональные структуры ФССП. Такой подход позволит сократить расходы бюджетных денег.

Что говорят специалисты о новых реформах в органах ФССП

Вячеслав Лысаков (первый зампредседателя Госдумы в области КЗ) говорит, что такие нововведения повлекут за собой негативные последствия. Как показывает практика, судебные секретари обладают наименьшим уровнем заработной платы, если провести сравнение с иными силовыми структурами. Поэтому текучка среди кадров как была, так и останется. А этот показатель достигает уровня в 80%.

Зарплата самих приставов также не является соответствующей к рабочим условиям. Следовательно, реорганизация ФССП должна начинаться не с сокращения штата. Изначально целесообразно подтвердить статус должности путем повышения окладов и создания привлекательных условий труда.

Такие заявления поддерживает Дмитрий Горцов, который работает на должности заместителя председателя Госдумы по делам безопасности и противодействия коррупции. Как он утверждает, президент прямо не инициировал необходимость сокращать работников из органов МВД или ФССП. Глава государства говорил о сокращении неэффективных расходов денежных средств из бюджета. Результатом этого всего эти ведомства предпочли пойти по более простому пути – уволить основную массу людей.

Возможно, госаппарат услышал мнение Лысакова – с начала 2019 года работники ФССП могут рассчитывать на получение доли из взысканных ими денег. В лучшем случае об этом упоминается в обновленном законодательстве. За счет взысканных средств предлагается создавать специальные фонды. Такие нововведения позволят ввести систему поощрений для тех исполнителей, которые показали самые лучшие результаты по вопросу взысканий. Сегодня этот проект находится на общественном согласовании и обсуждении.

Какие полномочия будут добавлены приставам

В текущем году судебные приставы уже могут распоряжаться правом на вождение автотранспорта. В сферу обязанностей сотрудников ФССП входит возможность изымания прав у заядлых неплательщиков. Особенностью этого полномочия является то, что сотрудникам не требуется на это дополнительных решений суда. Условием для применения подобных мер считается словесное уведомление при личном разговоре. После этого данные поступают в ГИБДД, где приостанавливается действие лицензии на вождение. Санкция снимается сразу после погашения лицом всех задолженностей.