Меню

К какому федеральному округу относится город Спас-Деменск? В августе православные отмечают Медовый, Яблочный Спас.

Стены

Старинный русский город Спас-Клепики, достопримечательности которого мы будем рассматривать в статье, впервые упоминается в летописях в середине семнадцатого века. Интересно трактуется название. «Клепики», считают ученые, это нож для разделки рыбы. А слово «спас» уже было присоединено к названию после построения храма Преображения Господня в девятнадцатом веке. Одни народные предания, утверждают, что церковь построили разбойники в знак раскаяния в содеянных преступлениях. Другие легенды гласят, что храм был возведен местными купцами за чудесное избавление от преследований разбойников. С давних времен одним из основных промыслов жителей был рыбный. Недаром рыба вместе с крестом и пером изображена на гербе города.

Небольшой провинциальный городок Спас-Клепики (Рязанская область) с населением меньше шести тысяч не имеет высотных зданий. Здесь в основном одно- и двухэтажные дома. Некоторые здания хорошо сохранились, другие имеют весьма неухоженный вид.

Музей Есенин

Г. Спас-Клепики - это родина талантливого российского поэта Сергея Есенина. Поэтому главной достопримечательностью горожане считают музей гения русской поэзии.

Он расположен в здании бывшей церковно-учительской школы. Это скромное двухэтажное сооружение под железной крышей, огороженное низеньким ажурным с деревянными решетчатыми невысокими воротами и калиткой. Вот такая была школа, в которой учился С.А. Есенин. Здесь можно услышать много интересного о людях, так или иначе связанных с отрочеством поэта, учителях, увидеть парту, за которой он сидел, предметы быта, характерные для той эпохи.

Еще один музей, посвященный гению русской поэзии, находится в Путешественники утверждают, что именно его следует посетить первым, ибо здесь Есенин родился и провел детские годы.

Также в Спас-Клепиках, на одной из улиц, установлен бюст Сергею Есенину. А еще в городке есть необычная гипсовая скульптура девочки, которая кормит из соски двух медвежат.

«Лесная крепость»

Что можно интересного увидеть, посетив Спас-Клепики? Музей деревянного зодчества «Лесная крепость». Он является совсем молодым, основан всего 10 лет назад. Экспонаты в нем просто уникальные.

Это различные фигурки зверей и сказочных героев из дерева. Некоторые из них раскрашены, некоторые нет, что и в том и в другом случае придает изделиям особый шарм. Шкатулки с великолепной резьбой и настольные часы также можно увидеть здесь. Примечательно уже само здание музея в виде сказочного терема, богато украшенное деревянной резьбой.

Также здесь функционируют курсы по декоративной обработке дерева.

Озера

Что еще можно увидеть, приехав в Спас-Клепики? Достопримечательности городка действительно интересны. Чем больше всего изумляет и восхищает родина Есенина, так это непревзойденной красотой природы, дивными пейзажами. Недаром красоте края посвятил свои литературные труды известный писатель Константин Паустовский. Именно здесь расположен Национальный парк «Мещерский». Гордость его составляют водные ресурсы. Это долины реки Пра, множество больших и малых озер, болота. Неповторимый ландшафт парку придают знаменитые Великие Клепиковские озера. Они соединены между собой протоками и словно затерялись среди лесных массивов. с песчаными берегами, окруженные могучими деревьями, являются гордостью России.

Это одна из самых чистых экологических местностей. Особенной красотой славится Белое озеро (Спас-Клепики, Рязанская область). Кроме того, это идеальное место для рыбной ловли, поскольку здесь обитает достаточно много видов пресноводных рыб. Озеро карстового происхождения, очень глубокое. В некоторых местах до 100 метров. Самым большим, естественно, является озеро Великое (Спас-Клепики) с изобилием различных представителей флоры и фауны. Оно имеет восемь весьма живописных островов.

Спас-Клепики: достопримечательности

Кроме чудной природы, на территории парка находятся памятники археологии. Это Деулинский могильник и Тюков городок. Еще туристы могут полюбоваться неплохо сохранившимися церквями, построенными в девятнадцатом - начале двадцатого века. Ныне они входят в состав Национального парка. Сотрудники парка разработали несколько туристических маршрутов. Желающие могут выбрать маршрут не только по тематике, но и по способу передвижения: пеший, водный или автомобильный. Кроме того, для удобств отдыхающих создано несколько туристических стоянок, где желающие могут отдохнуть на природе и поставить палатку. К услугам тех, кто любит комфортный отдых, целый ряд туристических баз и пансионатов. К примеру, «Сергеево», «Мещера», «Полушкино» и прочие. На территории парка имеется целебный источник.

Достопримечательности Рязанской области

Удивительная история церкви Троицы Живоначальной в Туме. Как и подавляющее число церквей, она была закрыта в советские времена. Но ее вернули верующим уже в 1945 году. Здание церкви датируется серединой девятнадцатого века. Архитектурный стиль храма в основном классицизм, с богатым декором стен и окон. Шпиль многоярусной колокольни - около восьмидесяти метров. Внутреннее убранство храма очень богато. В нем есть работы итальянских мастеров, а также старинные картины, иконы и фрески, выполненные по эскизам выдающихся русских художников позапрошлого века.

При въезде в Туму можно увидеть Его установили недавно, но сто лет назад такие кресты были не редкость на входе в населенный пункт. Они появлялись перед утомленным путником как символ того, что он благополучно добрался до места назначения и может воздать хвалу Всевышнему за это.

В селе Ильино путешественники могут увидеть небольшую удивительно красивую церковь Иконы Божьей Матери «Смоленской», построенную еще в 1838 году. Здание деревянное, с железной крышей и куполами. О характере сооружения можно сказать, что в нем преобладают простота и достоинство.

Находясь в Спас-Клепиках, обязательно следует посетить деревушку Ушмор, что находится неподалеку. Здесь разбит весьма ухоженный парковый комплекс. Жемчужиной его является круглая красивая ротонда в окружении аккуратных лужаек и прекрасных клумб. Она является местом для фотосессий молодоженов. И не напрасно. Эта частная усадьба удовлетворит запросы самого утонченного эстета.

Самолет Л-29 и музей узкоколейной железной дороги

В Спас-Клепиках возле домов старой застройки находится необычный памятник самолету. Он был установлен в честь 50-летия Победы. На постаменте расположен чехословацкий учебный самолет Л-29.

Недалеко от Спас-Клепиков расположена, наверное, одна из последних в стране узкоколейная железная дорога. Депо в поселке Болонь - просто действующий музей этого исчезающего вида транспорта. На железнодорожной станции «Тумская» основан музей узкоколейной техники. Туристы смогут воочию увидеть плужной снегоочиститель, старинный пассажирский и грузовой вагоны, вагон-платформу, которые уже не используются для современных железных дорог. Все эти новинки техники теперь забыты и сохранились лишь в этом музее.

Административный центр Спас-Деменского района Калужской области. Окрестности города обделены яркими месторождениями полезных ископаемых, но ведется активная добыча гравия, торфа и песка. Лес - главное богатство города и, несмотря на то, что крупных промышленных предприятий здесь нет, градообразующей организацией считается Спас-Деменский лесхоз. На сегодняшний день он занимается производством и реализацией древесины по всей области.

Организация «Спас-Деменский карьер» занимается производством щебня, песка и успешно реализует его по всей Калужской области. Имеется швейное производство, которое представлено швейной компанией «Спас-Деменские Узоры».

Пищевая промышленность представлена хлебокомбинатом, маслосыродельным заводом и предприятием по изготовлению кондитерских изделий и продукции из муки.

Являясь небольшим городком, Спас-Деменск не располагает большим количеством вакансий, но может предложить устроиться на работу водителем, продавцом, грузчиком. Большое количество невостребованных специалистов уезжает за пределы города, чтобы устроится на высокооплачиваемую работу. Часть местного населения занята в сельском хозяйстве и зарабатывает на разведении зерновых культур: рожь, овес, пшеница и ячмень, а также крупного рогатого скота и свиней.

Через город проходят железнодорожные пути и автотрасса следованием по пути Москва-Рязань. Для школьников работают общеобразовательные школы, музыкальная школа и детская школа искусств.

Действует районная больница.Культурно-массовые мероприятия проводятся местным домом культуры в тандеме с местной администрацией.

Несмотря на маленькую территорию, которую занимает Спас-Деменск, он имеет ряд ярких достопримечательностей. Есть потрясающая возможность совершить прогулки по усадьбе Нарышкина, осмотреть разрушенную Александром Невским церковь. Верующие посещают действующий храм, построенный в честь Преображения Господня.

Недалеко от города местные жители и гости могут получить эстетическое удовольствие от живописных пейзажей Морозовского озера, и познакомиться с местной фауной.

В городе помнят и чтят воинов Великой Отечественной войны. Здесь построено несколько памятников, одним из которых является фигура солдата с автоматом. Для любителей истории, из области науки, будет интересен Минералогический музей, созданный в честь выдающегося ученого и исследователя - Кулик Леонида Алексеевича.

Сегодня отправляемся в Спас-Деменск Калужской области. Это один из старейших городов региона. По одной из версий, свое имя он получил благодаря местному кузнецу Деме. Говорят, он помог вытащить из болота карету Екатерины Великой.

Спас-Деменск - один из самых глухих уголков Калужской области. От Москвы всего триста километров. Но из столицы сюда не идет ни один поезд. А зря - здесь пуп земли.

«Мы живем на пупе! Одна река впадает в Черное море, а другая - в Каспийское море. Вот какие, где мы живем!» - хвалятся горожане.

Василий Иванович Зайцев с супругой Лидией Александровной живут в доме на три семьи. Держат огород и сарай с курами. Кормят кур отрубями. А на вопрос «Почему хозяйством занимается мужчина, а не жена?» Василий Иванович отвечает: «А потому что я физкультурой занимаюсь всю жизнь и мне нужно движение».

Результат утренней зарядки в курятнике - полная кастрюля яиц. Их Василий Иванович ест каждый день, не боясь холестерина.

Василий Иванович - по хозяйству, Лидия Александровна - на репетицию в ДК. В хоре - только бабушки.

Спас-Деменск - город старинный, но старину здесь прячут за пластиковыми панелями. Ими обкладывают купеческие дома. Многие здания ярко выкрашены.

На окраине недавно сдали новостройки. Их обживают бывшие обитатели ветхих квартир и окрестные коты.

По всей России дома престарелых закрывают, отправляя стариков восвояси, а вот, в Спас-Деменском районе открыты целых два таких учреждения. Мария Ивановна Моисеева здесь живет уже 18 лет.

«Ну что, деревня исчезла, никого в деревне не остается. Куда было деваться? У меня родственников никаких. Есть племянница, но она очень любит выпить», - говорит Мария Моисеева.

В комнате живет одна, дружит с соседками по этажу. А в деревне ей даже поговорить было не с кем. Обстановка в комнате своя, привезенная из деревни.

«Шкафчик взяла, вот. Стол взяла, этажерку свою взяла. Койку выбросили - койку брала, но койку выбросили. Государственную поставили», - добавляет Мария Моисеева.

Время перед ужином коротают в комнате отдыха. Смотрят хоккей. Казалось бы, скука смертная, но Мария Ивановна не ропщет.

Зимний вечер в Спас-Деменске. На улицах жизнь затихает, а в домах, наоборот, пробуждается. Прислушайтесь! Играет гармонь.

Душу отводит спасатель МЧС Александр Смирнов: «Первая получка моя была, как пошел самостоятельно работать, купил гармонь».

Своя гармошка есть и у малого Дениса. Но так отчаянно, как отец, меха не рвет. И больше интересуется чучелами, которые делает Александр. Обитатели спас-деменских лесов. Что-то добыл сам на охоте, что-то принесли знакомые. Лебедя, например, кто-то застрелил и бросил прямо возле пруда.

Александр Смирнов, житель Спас-Деменска: «Даю им просто вторую жизнь, чтобы он не сгнил, чтобы его лисы, волки не растащили. Так же и с другими животными».

Существует легенда, что Екатерина Великая посетила Спас-Деменск после коронации. Ее карета застряла в болоте и кузнец Дема вытащил экипаж. Неизвестно, правда ли это - в малых городах вообще любят присочинить что-нибудь про царские визиты. Но точно одно: если бы Екатерина и приехала, то лицом в грязь в Спас-Деменске бы не ударили - и выручили бы, и приютили, и развлекли.

Одна из главных достопримечательностей Спас-Деменска - Преображенская церковь. Каменное здание храма и отдельно колокольня были построены в 19 веке. С приходом советской власти святыня превратилась в зерновой склад. Богослужения там возобновились во время Великой Отечественной войны.

Есть ли какие-то упоминания о нем в наших языческих источниках?
Архаичность спаский обрядов побудила многих исследователей высказаться в пользу языческого происхождения Спаса.

Так, Г.Дяченко, ссылаясь на Буслаева, писал: «Спас, Спаситель — это «Избавитель» от всяких бед и
несчастий.

Не следует думать, что это слово появилось одновременно с явлением христианства, напротив, оно употреблялось славянами еще в язычестве: В Краледворской рукописи уже упоминается, что «славяне называли своих Богов Спас ».

Вероятно, у славян, так же, как и в ведической традиции, рядом с именем Бога использовался его эпитет, например: Всевышний Сварог. Так же в Велесовой Книге среди названий месяцев (недель или декад) находим название Спасиць (Спасич). Можем предположить, что это были дни, предназначенные чествованию Спаса.


Спасовка — время, когда духи и души Предков (усопших родственников) посещают свои семьи, являются на землю, так же, как и в другие праздники Кола Сварожьего (например, Радуницу, Русалии). Наш народ верит, что Предки способствуют цветению и созреванию плодов, охраняют поля, сады и огороды … Поэтому в эти дни приносили жертвы Роду и Рожаницам, как семейным богам. Именно им торжественно изготавливали и зажигали спаские свечи с нового воска, крошили хлеб, выливали медовый напиток. До нас дошли древние языческие молитвы, которые читались к каждой свечи (а их было три — «троица»):

«Пресвятая плодородная Земля наша, поля, сады, огороды — свет Солнца вам!
Праведная Солнце, Месяц ясный, Зори светлые, Небо пречистое, будьте
милостивы к людям и к скотине! Леса, воды, воздух чистый, все души
праведные лада наши — всем вам во благо, полезно! ».

Как видим, здесь прославляются древние, именно языческие Боги — Солнце, Луна, Звезды, Земля, Небо и духи предков, которыми ведает Бог Велес. Недаром в обжинковому обряде Велесу посвящаются последние несжатые колосья, которые прямо на поле торжественно завязываются красной лентой и которым приносится в жертву хлеб. Этот обряд носит называние Велесовой или Спасовой Бороды (иногда — Дедова Борода). Все это красноречиво свидетельствует давность религиозной традиции, которую не смогли уничтожить тысячелетия.

Спасич (Спасовка) имеет три этапа

Первый — Маковей, или Спас на воде (Мокрый Спас) , что связано с Богиней Воды Данной или Мокошею, которая одновременно является покровительницей женщин, плодородия, растительности — вообще водной стихии.
К Первому Спасa пасечники отбирают мед, соты, топят воск; хозяйки заготавливают мак и зелья, цветы, колосья для венков — все это предназначено к освящению. В древности именно в этот день происходило богослужение у
рек и источников, которым приносились жертвы из меда и хлеба.

Мак в Украине — символ плодовитости, оберег от недоброжелательных сил.

Второй праздник этого цикла — Яблочный Спас, или Спас на горе.

Церковь к этому празднику приспособила свою легенду о преображении Иисуса на горе Фавор. Однако есть один из многих примеров наложения поздних мифов на древние языческие обычаи, ведь Боги Спасы почитались на высоких горах, скалах или у истоков (в местах, которые любят Боги). Здесь происходили также военные братчины, тризны, поминовение погибших воинов.

В Украине была очень сильно развита магия начала, поэтому и первые плоды Земли нуждались ритуального освящения, чтобы обеспечить изобилие в течение года. А это достигалось и через жертву. Приносили жертвы воде, огню, волхвам, кумовьям и соседям, которых наделяли яблоками, грушами, медом, сотами и т.п..
Вместе осуществлялось и поминовение предков, после братчины говорили: «С нами поели и те души, которых вспоминали» . Освященные «начала» сохраняли до нового урожая или к началу посева, их использовали в течение года для лечения, подкуривания, оберега, а по окончании летнего круга (Кола Сварожьего) — ритуально уничтожали остатки, т.е. бросали в костер, на огороды, на воду. Накануне Второго Спаса кое-где сохранилось таинственное заклинание Житника — Духа поля, чтобы земля была плодородной. На Яблочный Спас также бытовали обряды с водой: святой водой окропляли вспаханную под озимые землю.

Третий Спас называется Хлебного Спаса
До этого дня хозяйка выпекает первый хлеб нового урожая. С хлебом-солью сопровождает она хозяина в поле, где он засеет озимые. В языческой вере не было спаского поста, как это есть в христианстве.

Украинские веночки были возрастными, ритуальными, обычными, магическими.
Один из таких венков — венок Спаса плетут весной, как зацветет венерин башмачок и яблони. Добавляют еще вишневые листочки.
Надевают венок лишь на Спаса (19 августа).
К веночку привязывались соответствующие ленты: посередине — оранжевая, далее голубые, синие, желтые, фиолетовые — цвета Спаса. Желтый — цвет солнца.

Шел Спас к Солнцу — Ярилы и просил у него один лучик весны, чтобы освятить им весенние цветы из девичьего венчика. А Ярило отвечал: «Я тебе дам лучик мудрости и здоровья, но ты мне принести в ладонях две капельки голубой водицы (отсюда и голубые ленты), звездочки ночи синей (синие), радость жизни (желтые) и мудрость человеческую (Фиолетовые) ».
Спас дает на то согласие и через три дня все обещанное приносит Солнцу. А Солнце вручает свой луч, святить деревья. Касается каждой веточки. Яблоки. Сливы …

ИЗ ИСТОРИИ ГОРОДА СПАС-ДЕМЕНСКА

FROM HISTORY of the Town SPAS-DEMENSK

Самую первуюи самую раннюю дату упоминания Спас-Деменска (как волости Демена) находим в исторических документах 1446 года – в «Литовских метриках» вдарственной грамоте короля литовского Казимира за верную службу «Князю ФёдоруВоротынскомуДемена»,адресованной князю Фёдору Львовичу Воротынскому. До этого эта земля принадлежала литовцам. Именно эту дату мы принимаем за дату основанияг.Спас-Деменска (тогда ещё волости Демина Смоленского княжества).Затем1494 год-эта дата была найдена в архивах нашим старейшим краеведом, бывшим учителем школы № 1 Т.Ф.Силаевым в документах о переговорах о волостях между Москвой и Литвой, в результате которых смоленские пригороды, которые великий князь литовский Александр Казимирович хотел оставить за Литвой, перешли в московскую сторону. Потом ещёСпас-Деменск какволость Демина упоминается в 1503 и 1505-х годах в Перемирной грамотемежду Москвой и Литвой и в завещании царя Иоанна III , государя всея Руси своим пятерым сыновьям. По административной реформе 1708 года, проведённой Петром I , спас-деменские земли вошли в Мосальский уезд Калужской провинции, которая входила в Московскую губернию. В 1796 году императрица Екатерина II провела третью реформу. Было образовано Калужское наместничество, куда вошёл Мосальский уезд с населением более 16420 человек, а через 20 лет оно было преобразовано в Калужскую губернию. В конце XVIII века Спас-Деменск был селом «Спасским, что в деменской волости». Здесь стояла деревянная Преображенская церковь, а затем было построено ещё два храма. Позднее, в 1818 году, подполковником М.П.Нарышкиным и на церковно – кошельковую сумму (собирал народ) был построен новый каменный храм Преображения Господня (сейчас называется Спасо -Преображенская церковь). По сути дела, в то время село Спас-Деменское было купеческо-ремесленным поселением. В нём жили купцы, ремесленники, мещане и крестьяне. Самыми известными купцами были двоюродные братья Николай и Михаил Дамановы. В селе Спас-Деменское ежегодно проводилось десять ярмарок – больше, чем в Калуге. Назрела необходимость в строительстве железной дороги, инициатором в прокладке которой выступило местное купечество, торговавшее зерном, льняным и конопляным маслом, пенькой, верёвочным материалом, кожами, имевшими спрос в других регионах России и за рубежом. Осенью 1897 года начались подготовительные работы, а 21 декабря1899 года было открыто правильное пассажирское движение на участке Данков – Смоленск. Также были построены и действовалишкола, аптека, больница, гимназия, почтово-телеграфная контора, гостиный двор, электростанция, паровая мельница. Так выглядел Спас-Деменск в то время: «…В городе была церковь, немощёная улица, было много лавок и лавочек, кабак, большая коновязь посреди площади, железнодорожная станция, где всегда слышалось движение – дыхание локомотивов, свистки сцепщиков, гудки стрелочников. Пульса города не чувствовалось – редкие пешеходы, ещё редкие повозки – всё как в тихом уездном захолустье ». И в это, и в последующее время именно железнодорожники вносили разнообразие в тихую жизнь нашего городка. Это было как отдельное государство- свой клуб, ясли – сад, отличный духовой оркестр. Именно по инициативе железнодорожников началосьстроительство нового района, который стал называться Черёмушки.Наступила революция. В 1921 году постановлением ВЦИК был образован Спас-Деменский уезд Калужской губернии, куда вошли 16 волостей от Мосальского уезда, а сам Спас-Деменск получил статус города ещё в 1917 году.Общая площадь уезда составляла 206079 десятин, в том числе под лесом - 70789. В 1929 году было проведено изменение в районировании страны, в результате которого Калужская область была упразднена, упразднился иСпас-Деменский уезд и образовался Спас-Деменский район, который вошёл в Сухинический округ Западной области с центром в г.Смоленске. Новое время пришло. Начали мостить дорогу на Большой Советской (нынешней Советской улице). Песок для укладки камня рыли на окраине Спас-Деменска за больницей. Так образовалась знаменитая Суховская горка. 27 сентября 1937 года была образована Смоленская область, куда и вошёл Спас-Деменский район. 5 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Калужская область, в составе которой и сейчас находится наш район.

The first and the earliest date of the mentioning of Spas-Demensk (as volosti Demena) find in historical documents in 1446 - in "Lithuanian metrics" in grant credentials of the king lithuanian Kazimir for true service "Prince Fyodor Vorotynskiy Demena", addressed prince Fyodor Livovich Vorotynskiy. This land belonged to lithuanias before. Exactly this date we take as year of foundation of Spas -DEMENSK (at that time it was volost Demina Smolenskogo principality).Then 1494-this date was found in archive the most old Regional Studies, former teacher of the school1 T.F.SILAEVYM in the document about negotiations about volosts between Moscow and Lithuania, as a result smolenskie suburbs, which grand duke lithuanian Alexander Kazimirovich wanted to leave for Lithuania, have alterredin moscow side. AfterwardsSpas-Demensk as volost Demina is mentionned in 1503 and 1505 years in Peremirnoy credentials between Moscow and Lithuania and in testament reigning Ioanna III, sovereign of All Russia to his five sons. On administrative reform 1708, conducted by Peter I, the lands of Spas-Demensk fell into Mosaliskiy district Kaluzhskoy provinces, which fell into Moscowprovince. In 1796 empress Catherine II has conducted the third reform. It was formed Kaluzhskoe namestnichestvo, where Mosaliskiy district entered with population more than 16420people, but in 20 years it was transformed in Kaluzhskuyu provinces. At the end of the XVIII century Spas-Demensk was a village "Spasskim that in demenskoy volosti". There was wooden Preobrazhenskaya church, and afterwards two temples were built. Later, in 1818, lieutenant colonel M.P.NARYSHKIN and on church - purse amount (collected folk) was built new stone temple of the Transfiguration Gospodnya (presently is identified Spaso-Preobrazhenskaya church). On essences of the deal, in that time village Spas-Demenskoe was merchant"s-craft settling. Merchants, handicraftsmen, middle classes and peasants lived there. The famous merchantswere cousins Nikolay and Mihail Damanovy. In village Spas-Demenskoe was annually conducted ten fairs - more, than in Kaluga . It was an urgent problem in construction of the railway, initiators were the local merchants, traded by grain, linen and hemp mask, hemp, material, skin, trere was a great demand in the other regions ofRussia and overseas. In Autumn 1897 began starting-up work, and in December, 21 1899 was opened correct passenger motion on area Dankov - Smolensk . Also, were built and acted the school, drugstore, hospital, gymnasium, postal-telegraph office, guests courtyard, power station, steam mill. So looked Spas-Demensk in that time: " There was a church, unpaved street, many commissaries and small bench, pub, big hitching post in the middle area, railway station, where was always heard motion - a breathing locomotive, whistle of, couplers, switchman’s beep. The Pulse of the city did notfelt - a rare pedestrians, rare vehicles - all as in a quiet boondocks district ". And in this, and at the following time exactly railwaymen contributed the variety in calm life of our borough. This was as separate state- its club, creche-garden, excellent brass band. Exactly construction of the new region began on the initiative of railwayman, which was named Cheryomushki. The revolution has approached. In 1921 resolution VCIK was formed Spas-Demenskiy district Kaluzhskoy province, where entered 16 volostey from Mosaliskogo district, but itself Spas-Demensk has got the status of the town as far back as 1917.The General area of the district formed 206079 tithes, including under wood - 70789. Change was organized in 1929 in division into districts , as a result Kaluzhskaya area was abolished, abolished and Spas -Demenskiy district and was formed Spas-Demenskiy region, which fell into Suhinicheskiy district of the West area with the centre in g.Smolenske. New time came. They have begun to pave the road on Big Soviet (the present Soviet street). Sand for stowage stone snout on fringe Spas-Demenska for hospital. So was formed a famous Suhovskaya hutch. In September 27 1937 was formed Smolenskaya area, where entered Spas-Demenskiy region. In July 5 1944 Edict of the Presidium of the SUPREME SOVIET USSR was formed Kaluzhskaya area, in composition which and is presently found our region.