Меню

Какой клей клеить керамику. Склеиваем фаянс и керамику

Плитка

Склеивание — наиболее часто выполняемая операция в процессе консервационной обработки керамических изделий.

Предварительный подбор фрагментов и их монтаж

При всем многообразии задач, которые возникают перед реставратором при сборке разбитых керамических изделий, можно выделить общие технические приемы работ, которые помогут найти наиболее правильный вариант на данном этапе консервационной обработки.

22. Японское блюдо. Фарфор, надглазурная роспись. Разбито на множество фрагментов

23. Японское блюдо. После реставрации

Материалы и инструменты

1. Клейкая лента — для предварительной сборки изделия. Следует исключить при работе с изделиями с хрупкой расслаивающейся структурой черепка и глазури, а также такими видами декора, как надглазурная роспись и позолота, незакрепленные красочные покрытия.

2. Светлый пластилин — для предварительной сборки мелких фрагментов изделия.

3. Замки-связки из гипса или эластичных полимеров — для предварительной сборки крупных фрагментов изделия с непористым черепком.

4. Растворители: ацетон — для удаления следов клейкой ленты; ацетон, уайт-спирит — для удаления следов пластилина.

5. Тампоны — для удаления следов клейкой ленты и пластилина.

6. Ящик с промытым кварцевым песком.

Метод работы

Независимо от того, какое количество фрагментов подлежит склеиванию, рекомендуется провести подборку разбитых частей и осуществить их монтаж.

Если изделие разбито на большое количество фрагментов, то при подборке их целесообразно применить способ системного размещения черепков, который заключается в том, что фрагменты подбирают и раскладывают на рабочем столе в определенной последовательности. Например, фрагменты верхней части разбитого сосуда собирают в одну группу, то же делают с фрагментами средней части (тулова), так же поступают с фрагментами его дна. Таков принцип взаимного расположения фрагментов. В этом случае вспомогательным ориентиром сборки могут служить определяющие признаки: контур и форма черепка, цвет и оттенки черепка и глазури, роспись, рельеф, другие элементы декора, а также трещины и сколы, продолжение которых, вероятно, читается на других, соседних, фрагментах.

После подборки всех имеющихся фрагментов производят предварительную сборку изделия. Эта операция помогает определить последовательность склеивания, выбрать оптимальный вариант точной подгонки фрагментов и выявить возможные утраты черепка.


24. Наполеон. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Фрагменты

25. Наполеон. После реставрации

При проведении предварительной сборки не следует стремиться к абсолютно плотному совмещению фрагментов, чтобы не травмировать поверхность разлома. Иногда достаточно и приближенно определить последовательность сборки, мысленно корректируя возможную подгонку фрагментов с учетом клеевого шва.

Предварительно определяя, насколько точно можно провести склеивание разбитого изделия, следует учитывать и то обстоятельство, что при самом незначительном по толщине клеевом шве все же происходит наращивание неточностей при сопряжении фрагменттов. А на последнем этапе сборки это может привести к тому, что точное совмещение оставшихся фрагментов окажется невозможным. Подобные трудности могут возникнуть и вследствие такого явления, как внутреннее напряжение, которое обнаруживается в керамическом материале, когда изделие разбито. Это явление проявляется в разной степени и не зависит от того, на какое количество фрагментов разбито изделие. Иногда точная сборка всего нескольких частей изделия может вызвать затруднения именно в силу проявления остаточной деформации в материале, образование которой зависит от конфигурации изделия, структуры и разнотолщинности черепка, характерных особенностей разлома. Поэтому именно еще в процессе сборки фрагментов реставратор должен предусмотреть равномерное распределение неточностей, чтобы неизбежные дефекты склейки были менее всего заметны, ни в коем случае не искажая форму изделия и не нарушая целостность восприятия элементов декора.

В процессе предварительной сборки изделия для фиксирования легких небольших фрагментов используют клейкую ленту, светлый пластилин. Фрагменты фарфоровых изделий, имеющих деструктированные частицы черепка и глазури, фиксируют при помощи клейкой ленты, но закрепление их следует проводить с обратной стороны, где декор отсутствует. Для фиксирования более крупных фрагментов применяют временные, легкоудалимые замки-связки из гипса.

Процедура сборки и склеивания многофрагментного изделия становится проще, если предварительно провести подклейку небольших фрагментов к более крупным или склеить соответствующим клеем (см. ниже) несколько небольших фрагментов, тем самым уменьшив их число, подлежащее окончательной сборке. Монтируя эти укрупненные фрагменты-секторы, можно вносить поправки в последовательность склеивания, чтобы достигнуть наиболее точного совмещения фрагментов и избежать образования так называемых «замков», когда какой-либо из фрагментов не удается установить между двумя соседними (в этом случае следует изменить последовательность сборки).

Когда предварительная сборка окончена, очищают поверхность и швы разлома от остатков вспомогательных крепежных материалов. Для удаления следов клейкой ленты используют тампоны с ацетоном; остатки пластилина удаляют тампонами с ацетоном и уайт-спиритом; гипсовые замки-связки удаляют механическим способом, при необходимости предварительно размягчив их водными компрессами.

Подготовка поверхностей разлома к склеиванию


26. Пласт с цветочной росписью. Фарфор, надглазурная роспись. Предварительная сборка фрагментов перед склейкой

Подготовка поверхностей разлома к склеиванию заключается прежде всего в удалении загрязнений или остатков старого клея.

Как правило, эту операцию выполняют одновременно с общей очисткой изделия (см. разд. 9).

Материалы и инструменты

1. Растворители: этиловый спирт, ацетон — для обезжиривания швов разлома.

2. Кисть — для очистки швов разлома от пыли или частиц керамической массы.

Метод работы

Перед процедурой склеивания реставратор должен еще раз обратить внимание на то, чтобы фрагменты после очистки были хорошо просушены, а швы разлома обезжирены спиртом или ацетоном. Если же изделие имеет свежие, незагрязненные швы разлома, достаточно лишь удалить кистью пыль или частицы керамической массы, которые даже при самом незначительном количестве могут стать помехой для точной склейки.

Нанесение клея и совмещение склеиваемых поверхностей

Проведение работ по склеиванию фрагментов, так же как и другие процедуры, связанные с реставрацией керамических изделий, предполагает различный методический подход, в зависимости от особенностей структуры черепка и состояния сохранности изделия как по шву разлома, так и в целом.

Поскольку методика склеивания основана на применении целого ряда различных по своей химической природе и физическим свойствам клеевых составов, то следует остановиться на некоторых понятиях, связанных с этим процессом.

Как известно, вещи, пусть даже качественные и дорогие, имеют обыкновение ломаться и разбиваться. Если речь идет о фаянсе и керамике - то эти материалы, несмотря на их, все же, хороший уровень прочности, разбить не составляет труда.

Перетаскивали мебель и зацепили дорогое керамическое изделие. Ребенок решил поиграть в мастера и взял в руки отцовский молоток. Причины бывают разные. Конечно, можно отправиться в магазин и совершить новую покупку. Но если разбитый предмет из фаянса или керамики обладал какими-то индивидуальными качествами, свойственными не всем подобным изделиям?

Решение одно - нужно склеивать.

Сразу возникает вопрос: чем клеить? Здесь стоит отметить, что разновидностей клея очень много. Существуют универсальный клей, предназначенный для самых различных нужд. Или узкоспециальные клеи, разработанные специально для сцепления определенного материала (максимум - нескольких материалов).

Можно было бы дать один общий и очень простой совет: зайдите в строительный магазин и попросите продавца-консультанта выдать вам клей, который предназначени для склеивания фаянса и керамики. Однако мы рассмотрим ситуацию более детально.

Начнем с выбора клея. Стоит отметить, что клей бывает природным и синтетическим.

Природный клей своими руками

Существует природный клей, который изготовить самому. Рецепт такого клея:

  1. В одном литре воды растворить 100 г сахара и 100 г гашеной извести: помешивать на медленном огне в течение трех часов не давая массе закипеть.
  2. Дать отстояться известково-сахарному раствору, воду слить.
  3. Добавить полкило измельченного плиточного клея и выдержать получившуюся массу в течение двенадцати часов.
  4. Излишки воды слить, набухший клей поставить на медленный огонь.
  5. Использовать в холодном состоянии.

Но стоит сразу сказать, что природный вид клея все же уступает синтетическому виду по таким параметрам, как воздействие воды и микроорганизмов.

Синтетический клей

Синтетический клей, предназначенный для склеивания фаянса и керамики: БФ-2, ЭДП, МЦ-1, ЭПО, «Мекол», «Рапид», «Аго», «Марс», «Эластостил-2», «Суперцемент», «Уникум». Конечно, этот список далеко не является исчерпывающим. Сегодня в специализированных магазинах наверняка есть и другие марки клея, которые, вполне возможно, имеют лучшие характеристики, чем перечисленные здесь. Однако, если применить любую из указанных марок, фаянс и керамика тоже будут держаться отлично. Самое главное, клеить правильно.

Перейдем к процессу склеивания

1. Необходимо обезжирить ацетоном (просто промокнуть чистую тряпочку и тщательно протереть) места склеивания фаянса или керамики.
2. Нанести первый слой клея и дать ему подсохнуть.
3. Нанести второй слой клея и сильно прижать друг к другу склеиваемые части фаянса или керамики.
4. Зафиксировать изделие в зажатом состоянии: в силу того, что фаянс и керамика являются предметами хрупкими, и железные тиски к ним не применишь, можно обмотать склеиваемое изделие резиновым жгутом.
5. Выждать несколько часов, после чего предмет можно считать отремонтированным, окончательно клей должен схватиться через несколько суток.

Для склеивания изделий из керамики применяют специальные клеи. Наверное, мало кто захочет склеивать кусочки разбившейся чашки, вазы или сантехнического устройства. Но склеивание керамических деталей при ремонте устройств энергоснабжения происходит довольно часто. А в строительстве керамические клеи широко используются для крепления керамической плитки.

Пожалуй, наиболее широко применяются керамические клеи в строительстве для крепления керамической облицовочной плитки к различным поверхностям – бетону, дереву, гипсокартону, кирпичу.

Различают несколько типов клеев для укладки керамической плитки – мастики, сухие смеси и эпоксидные клеи.

Мастики


В состав мастик входит клей и химические добавки.

Применяют мастики для крепления керамической плитки на ровную поверхность - фанеру, металл, дерево, гипсокартон. Мастики не содержат воду, поэтому не портят поверхности, не переносящие влагу. Но их нельзя использовать для нагревающихся поверхностей – каминов, печей, плит. В этом случае подойдут сухие клеевые смеси.

Сухие клеевые смеси

Все эти смеси состоят из цемента, песка и химических добавок. Цемент и песок входят в смесь примерно в одинаковых пропорциях, а добавки для каждой смеси свои. Химические добавки придают смесям различные свойства – влагоустойчивость, морозоустойчивость, способность к адгезии, то есть сцеплению между поверхностью плитки и поверхностью, на которую она крепится. Перед использованием сухую смесь разбавляют водой. Подбирается смесь в зависимости от того, где будет наклеиваться плитка: в помещении или на улице. Нужно сказать, что такие смеси идеальны для неровных поверхностей, когда имеются отклонения от горизонтали или вертикали. В этом случае с помощью клеевых смесей неровности легко устраняются. Смеси используют и тогда, когда работу нужно выполнить срочно, так как схватываются они практически за несколько часов.

Эпоксидный клей


Эпоксидный клей состоит из смолы и отвердителя кислотного или основного типа. При их смешивании образуется очень прочное соединение. Каждый из компонентов клея продаётся отдельно. Клей, состоящий только из смолы и отвердителя, называется двухкомпонентным.

Но эпоксидный клей может состоять и из множества компонентов: отвердителей, наполнителей, порошков различных металлов, растворителей (ацетона или спирта), пластификаторов, полимеров, модификаторов.

Эпоксидный клей универсален. Он устойчив к влаге, кислоте и щелочам, эластичен. Приклеивает керамику практически к любой поверхности – металлу, стеклу, дереву, резине. Заполняют эпоксидным клеем и межплиточные швы.

Эпоксидные клеи применяют не только для склеивания керамической плитки. Используется они в энергоснабжающих устройствах для соединения керамики с металлом.

Многокомпонентные эпоксидные клеи в своей работе применяют реставраторы музейных керамических изделий.

Керамику можно склеивать и клеями БФ-2 и БФ-4. Эти клеи – хорошие электроизоляторы. Они применяются для склеивания керамических деталей, изоляторов, трубок в электротехнике. Если клеевой шов должен быть устойчив к влаге и теплу, используют БФ-2. А если хотят, чтобы шов был эластичным и устойчивым к морозу, применяют БФ-4.

Что делать, если, к примеру, откололся кусочек любимой керамической вазы, а расставаться с ней вы не хотите? В этом случае можно воспользоваться универсальным суперклеем на основе цианокриалата. Этот клей можно купить в любом хозяйственном магазине. И пользоваться им не сложно. Для этого нужно протереть склеиваемые керамические поверхности ацетоном или спиртом, чтобы обезжирить их. А затем, плотно прижав их друг к другу и подержав 30-50 секунд, можно будет убедиться в том, что они прочно склеились.

Добавить сайт в закладки

  • Виды
  • Выбор
  • Монтаж
  • Отделка
  • Ремонт
  • Установка
  • Устройство
  • Чистка

Как и чем склеить разбитую сантехнику?

Иногда бывает так, что у нормально работающего унитаза появляются сколы или трещины, часто этим грешат и бачок, и ванные полочки из керамики, мрамора и так далее. Ведь даже качественная и дорогая сантехника имеет обыкновение трескаться и разбиваться, даже несмотря на достаточно хороший уровень прочности. Но если сантехника дорогая, то менять ее только из-за небольшого недоразумения просто не целесообразно.

Поговорим о том, как и чем, склеить унитаз, бачок, полочки из подобного материала. Нет возможности для всех случаев сказать точное время возможной эксплуатации вещи после ее ремонта: оно индивидуально для каждого случая и зависит от места повреждения, от его размера, способа склеивания и так далее.

Первый вариант склеивания

Для того чтобы заклеить трещину или склеить скол унитаза или бачка, необходимо приготовить следующее:

  • водостойкий клей, холодную сварку, эпоксидку или герметик силиконовый;
  • мелкую шкурку шлифовальную;
  • ацетон или растворитель;
  • узкий шпатель для удобного нанесения склеивающего материала;
  • ветошь;
  • строительный фен (можно и домашний).

В первую очередь скол и поврежденную поверхность тщательно зачищают шкуркой, феном или ветошью, освобождают от мелких частиц. Затем обе поверхности обезжириваются растворителем или ацетоном и далее хорошо прогреваются феном, чтобы максимально выпарить влагу из области будущего шва.

Если бак или унитаз в результате повреждения получил не очень большой скол, то его будет правильнее приклеить именно водостойким клеем.

Этапы установки унитаза.

Итак, на зачищенную, обезжиренную и хорошо просушенную поверхность нужно очень аккуратно нанести тонкий слой клея и согласно прилагаемой инструкции выдержать необходимое время. Только после этого куски нужно прижать друг к другу как можно сильнее на несколько минут.

Если провести этот этап правильно, то можно будет забыть про скол на несколько лет. Но следует знать, что и поврежденный бачок и унитаз, даже если место скола не очень заметно или не видно совсем, потребуют дополнительной обработки шва. В первую очередь — для его усиления, а во вторую — для эстетических целей.

Итак, наружный шов, полученный в результате склеивания унитаза или бачка, необходимо обработать замазкой швов, используемой для керамической плитки, или специальной эпоксидкой с наполнителем, максимально подобранным под цвет ремонтируемой сантехники. Унитаз или бачок изнутри на стыке швов усиливается дополнительным слоем клея и полоской мягкого нержавеющего металла или тонкого пластика. Предварительно область усиления очищается шлифовальной шкуркой, обезжиривается и высушивается феном.

Склеить трещину бачка или унитаза можно похожим способом. Внутренняя и наружная поверхности области трещины очищаются, обезжириваются и тщательно высушиваются. Затем обработанная область тщательная замазывается эпоксидкой. А изнутри бачок или унитаз на месте раскола усиливается приклеиванием полоски пластика или мягкого нержавеющего металла. На внешней стороне после высыхания эпоксидного клея область трещины следует дополнительно промазать водостойким клеем.

Вернуться к оглавлению

Общие правила склеивания сантехники

Понятно, что в любом случае нельзя обойтись без должной обработки соединяемых поверхностей, как описано выше. А вот одним слоем клея обойтись иногда невозможно, например, если поверхность на разломе имеет сложный рельеф.

В этом случае тщательная зачистка шлифовальной шкуркой может только повредить: если слишком стесать ею некоторые выпуклости, то при склеивании могут образоваться пустоты, которые точно не будут способствовать прочности шва. В этом случае разлом обрабатывается лишь слегка, все лишнее выдувается феном, обезжиривается, просушивается должным образом и промазывается тонким слоем клея.

Общий вид раковин для ванной и туалетной комнат: а - консоль, б - на пьедестале, в - на полупьедестале, г - встраиваемая.

Далее дается время до почти полного высушивания первого слоя клея и только тогда наносится второй. И второй слой выдерживается по инструкции, затем части склеиваются. Тут важную роль играет именно сила прижатия, а не время. В идеале хорошо бы полностью исключить даже микроскопические пузырьки воздуха из шва, поэтому так важны сильное давление и двойной слой клея.

Если бачок получил повреждение крышки, то ее расколотые части необходимо соединять на горизонтальной поверхности. А выдерживания под гнетом требуют некоторые клеевые составы, приготовленные на различных растворителях. При высыхании такого клея растворитель испаряется, при этом происходит расталкивание склеиваемых поверхностей. Для предотвращения плохого соединения следует пользоваться гнетом.

Для того чтобы надежно зафиксировать склеиваемые части, обычно используют тугой жгут или струбцину, а небольшие предметы из керамики можно поместить в ведро с чистым песком, на который ставится груз, при этом песчинки передают равномерное усиление на склеиваемые поверхности.

Вернуться к оглавлению

Склеивание мраморных поверхностей

Некоторые конструкции смесителей: а – смеситель для кухни, б – смеситель для кухни с душевой сеткой, в – смеситель для умывальника с управляемым выпуском.

Для склеивания мраморной сантехники (полочка унитаза, корпус смесителя, раковина, бачок) применяются очень различные по составу клеи, которые требуют определенного применения. Рассмотрим некоторые клеевые составы.

Универсальный и знакомый многим универсальный клей БФ-2 применяется практически при любом ремонте сантехники . Он годится как для склеивания пластмассовых труб, сифонов, термопластов, фитингов и другого похожего оборудования, так и для ремонта и склеивания санфаянса. И склеивание клеем БФ-2 ускоряется при последующем нагревании места склеивания.

Именно для этого предметы из фаянса, треснувшие смесители с керамическим покрытием, крышки унитазных бачков после склеивания нагреваются над электроплитой или в духовке, разогретой до 100°С. Фаянс и керамику достаточно надежно склеивают и готовые клеи: ЭПД, ЭПО, МЦ-1, «Марс», «Уникум», «Рапид» и им подобные.

Вернуться к оглавлению

Клеящие составы самостоятельного приготовления

Устройство раковины: 1 - настенное крепление; 2 - кронштейн, 3 - слив, 4 - широкая гайка, 5 - запорная гайка, 6 - стакан, 7 - цемент, 8 - канализация.

Возможно изготовление клея и своими руками. Например, для склеивания керамического или фаянсового унитаза можно приготовить клей, в основу которого входит казеин.

Рецепт первый. 10 частей казеина и 1 часть буры замешивают в 2 частях воды, позже добавляют еще 2 части воды. Для изготовления водоупорного шва в готовый раствор необходимо добавить несколько капель раствора алюминиевых квасцов или формалина. Такой клей затвердевает через 2-3 часа — за это время его следует использовать по назначению.

Для того чтобы склеить крупные фарфоровые или фаянсовые предметы (унитаз или бачок например) можно приготовить следующий клеящий состав:

  • 1 часть измельченного стекла;
  • 2 части речного просеянного песка;
  • 6 частей жидкого стекла или силикатного клея.

Этот клей достаточно прочен, но очень не просто сделать шов с ним малозаметным.

Второй рецепт:

  • 1 часть негашеной извести;
  • 10 частей мела;
  • 2,5 части жидкого стекла.

Данный состав следует готовить непосредственно перед применением, когда поверхности полностью подготовлены к склеиванию, так как он быстро твердеет.

Рецепт третий. Для изготовления впрок подойдет другой состав клея. Для него нужна 1 часть скипидара (по массе) и 2 части светлого шеллака. Скипидар и шеллак растапливаются на медленном огне, хорошенько смешиваются и охлаждаются. Далее полученную массу можно разделить на небольшие плитки и оставить на хранение.

Такой клей хранится достаточно долго, перед применением его следует разогреть и нанести тонким слоем на склеиваемые поверхности, которые затем нужно будет сильно сжать. Выступающий излишек клея тут же удаляется.

Четвертый рецепт. Унитаз из фарфора или другие предметы из этого материала можно склеить составом на основе гипса. Для приготовления такого клея также понадобятся обыкновенные квасцы. Готовится данный клей следующим образом: в насыщенном растворе квасцов 24 часа вымачивают жженый гипс, затем его сушат, прокаливают и измельчают, после до консистенции сметаны разводят водой.

В каждой семье найдутся изделия из фарфора или керамики, это может быть новая посуда, украшения для дома или старые бабушкины статуэтки. Часто бывает, что такие изделия бьются, хотя керамика сама по себе прочный материал. Не стоит отчаиваться в данном случае, ведь испорченную вещь можно починить. Разбитую посуду склеивают, а трещины замазывают специальным материалом или жидким стеклом, после чего, лишние части аккуратно спиливают.

Чем склеивать

Чтобы подобрать клей для подобной работы, стоит различать, из чего состоит изделие. У фарфора и керамики есть свои особенности, а значит, материал для склеивания отличается. Рассмотрим некоторые виды клея, разберемся, чем же отличаются такие работы.

Каким клеем ремонтировать керамику

Изделия из керамики очень прочные, однако с течением времени или из-за халатности хозяина они часто ломаются, бьются. Не нужно сразу выкидывать полюбившиеся, ценные предметы.

  1. Из русских производителей самые эффективные: Супер-момент, Секунда, Монолит.
  2. Лучший импортный водостойкий клей — Марс, очень быстрый и легкий в нанесении.
  3. Керамические изделия склеивают с помощью эпоксидного клея или смолы.
  4. Для посуды используют обычный ПВА, только после ремонта следует вскрыть ее лаком.

Кроме склеивания керамической посуды, керамический клей применяют в строительстве, для крепления плитки. Разделяется на три типа: мастика, сухие и эпоксидные. В состав мастики входит клей и химические примеси. Применяют для крепления плитки на ровную поверхность. Такие материалы не портят стены, не переносящие влажность, однако не являются термостойкими.

Сухие смеси состоят в основном из цемента, песка и химических добавок. Выбор данного материала зависит от места крепления плитки: на улице или в доме. Подходит для неровных стен, скрывая все погрешности.

Эпоксидный — самый универсальный материал для крепления или склеивания. Он устойчив к влаге, кислоте и щелочи, обладает гибкой структурой. Подходит к любому материалу, из которого изготовлены стены. Швы, которые остаются между плитками часто заполняют таким же клеем. Это очень удобно и практично.

Каким клеем склеивать фарфор

Фарфор более хрупкий и чаще бьется, нужно следить за сохранностью такой посуды. Для ремонта используют:

  1. Эпоксидный клей или смолу.
  2. Материал отечественного производителя: карбинольный клей.
  3. Цемент, произведенный на основе гипса. Хороший аналог стандартному клею, главный плюс которого — его можно приготовить самостоятельно.
  4. Самодельный материал для склеивания, для приготовления потребуется только белок и сода.
  5. Обычный пищевой клей.

Варка холодного фарфора

Для начала необходимо разобраться, что из себя представляет холодный фарфор. Это масса для лепки, из которой хорошо формируются гибкие, легкие детали разных фигурок. В рукоделии такой фарфор применяют чаще всего, потому что его приготовление не требует каких-либо труднодоступных материалов. Все рецепты просты, в них может присутствовать специальный клей, либо же отсутствовать вовсе.

Клей для холодного фарфора нужно подбирать особенно внимательно. Если он окажется некачественным, вместо хорошей работы на выходе можно получить что-то непроизносимое. Для таких работ отлично подходит обычный ПВА. Любой вид такого материала термостойкий, что является одним из главных критериев отбора. Исключение — канцелярский, боящийся морозов, жары.

Актуальные фирмы, пользующиеся популярностью:

  1. Момент — распространенный материал, пользуется хорошим, частым спросом среди рукодельниц и мастеров.
  2. Tytan — менее знаменитый, однако после работы с ним, оставляют хорошие отзывы.
  3. Клей ПВА производителя Лакра — есть мебельный и универсальный, серия распространенная.
  4. Тезис и Эксперт, неплохие материалы, не пользуются такой популярностью, как предыдущие, но те, кто пользовался ими — остались довольными. Поэтому фирмы получили хорошие отзывы.

Не зависимо от выбранного производителя, клей ПВА холодный фарфор склеит идеально, работа получится аккуратной, не будет проблем с последующей реставрацией изделия.

Как без клея обработать холодный фарфор?

Холодный фарфор без клея обычно используют рукодельницы для создания фигурок, украшений для дома, просто чтобы порадовать глаз, успокоить нервы или занять себя в свободное время. Несколько простых рецептов, которые можно приготовить в домашних условиях без особых усилий и напряжения.

Самый просто рецепт, для которого понадобится: четверть стакана воды, соды и крахмала. Все это перемешать и поставить на медленный огонь. Довести до кипения, подождать, пока полученная смесь не станет густой. Такая масса легко отделяется от стенок посуды, ее можно брать в руки, лепить любое изделие. Как можно увидеть на фото, работа получается аккуратной, не требует больших затрат времени.

Универсальный клей для обоих материалов

Мы уже разобрались отдельно с каждым видом материала, рассмотрели возможные фирмы, разобрались, как обойтись без клея вообще. Кроме всего этого, нужно уметь выбирать клей для фарфора и керамики. Таких универсальных склеивающих материалов очень много. Один из качественных — клей марки Porcelan Porch, на втором месте — любой пищевой. По сути, каждый из вышеперечисленных материалов будет подходить как для фарфора, так и для керамики, не нарушая целостность изделия. Но перед тем как приступить к ремонту или создания чего-то нового, следует внимательно изучить, с чем предстоит работать.

Выбрав вид предстоящей работы, изучите все за и против материалов и частей изделия. Нужно обращать внимание на мелкие аспекты, банально, даже на особенности кожи (некоторый клей может вызывать аллергическую реакцию). Если подходить ко всему с вниманием, ремонт посуды или фигурки из керамики или фарфора пройдет успешно, обойдется все без значительных потерь. А новое изделие будет радовать вас на протяжении многих лет.