Меню

Картины из шпона своими руками. Мастер-класс по маркетри «Мозаика из дерева

Мебель

МАРКЕТРИ

В одном из залов подмосковного музея-усадьбы Кусково стоит неболь-шой столик, очень простой по форме. Но посетители все же задержи-ваются около столика и подолгу рассматривают тонкий и сложный рису-нок, украшающий его. Со скрупулезной точностью художник изобразил архитектурный ансамбль огромной кусковской усадьбы, не оставив без внимания даже самый малый кустик.

Присмотревшись, посетители обнаруживают, что пейзаж не написан красками, а выложен из множества кусочков разноцветного дерева. Быть может, не одну тысячу тонких фанерок должен был подобрать терпели-вый мастер, чтобы проделать эту ювелирную работу. Причем не по своей прихоти — таков был заказ. Художник с честью с ним справился, пока-зав неограниченные возможности мозаики из дерева. И — удивительное дело! — несмотря на множество мелких элементов, рисунок органично сливается с поверхностью стола, составляя с ним единое целое. Суще-ствует предание, что автор этого удивительного столика, крепостной столяр-краснодеревщик Никифор Васильев, ослеп сразу же после его изготовления — так велико было зрительное напряжение.

Искусство мозаики из тонких деревянных пластинок, так называемое маркетри, возникло в XVII веке в Европе и наиболее широко распро-странилось во Франции. Какое-то время после зарождения техники мар-кетри мебель, отделанную мозаичными наборами, привозили в Россию из Западной Европы. Но уже в XVIII веке появляются отечественные мастера из крепостных. Техника маркетри продвинула искусство мозаи-ки по дереву далеко вперед, так как заменила собой трудоемкую интар-сию — врезание в деревянную основу кусочков различной древесины.

Интерес к технике маркетри не ослабевает до сих пор. Современные мастера украшают мозаичными наборами музыкальные инструменты, мебель, художественный паркет и многое другое.
Для выполнения мозаичных наборов нужно приобрести шпон — одно-слойную облицовочную фанеру из древесины различных пород. Толщина такого шпона колеблется от 0,5 до 1,2 мм. Продается он в магазинах стройматериалов, в магазинах «Юный техник», «Пионер».

Шпон из карельской березы — прекрасный материал для мозаичного набора. Свилеватая волнистая текстура придает древесине необычайную декоративность. Но и древесина обыкновенной березы вполне подходит для маркетри. Плотную розовато-коричневую древесину имеет груша. Часто применяется в наборах дубовый шпон, который хорошо протрав-ливается (об этом мы еще расскажем) под так называемый мореный дуб. Легко поддается обработке умеренно твердая древесина грецкого ореха. Она прекрасно режется во всех направлениях и имеет широкую цветовую гамму— от светло-коричневого тона до почти черного. Широко применяется в мозаичных наборах красное дерево — махагони. Оно тоже бывает различных оттенков — от светло-розового до красно-коричневого.

Кроме перечисленных пород, наиболее употребляемых в маркетри, применяют любую древесину со всевозможными пороками (ложное ядро, синева, крень, наплыв, краснина, двойная заболонь и т. д.), позволяю-щими получать своеобразный рисунок.
Но в маркетри используют не только естественную окраску дерева. Древесину многих пород иногда подвергают протравливанию — глубо-кому прокрашиванию, имитируя тем самым другие, более ценные породы.
Чтобы окрасить шпон в красный цвет, его сперва хорошо вымачива-ют в слабом растворе медного купороса (15 г на литр воды), потом вы-сушивают и опускают в раствор желтой кровяной соли (железисто-синеродистого калия) — она продается в магазине фототоваров. На один литр воды нужно взять 90 г желтой кровяной соли.

Чтобы получить голубой или светло-зеленый цвет, древесину про-травливают раствором хлористого железа. Для получения темно-корич-невого цвета применяют раствор медного купороса, для черного и серо-го — железного купороса, темно-зеленого — хлористой меди. Концентра-цию растворов можно менять в зависимости от того, какой оттенок вы хотите получить.
Древесина дуба, ореха и бука, содержащая в большом количестве дубильные вещества, протравливается без предварительной обработки.

А древесину липы, ольхи, березы, тополя, сосны и других пород необ-ходимо перед протравливанием вымочить в отваре чернильных орешков — это такие наросты на листьях дуба. Если не найдете чернильных ореш-ков, сделайте отвар из дубовой или ивовой коры.

Существует два способа выполнения мозаичного набора в технике маркетри. Наиболее простой — выкладывание орнамента из заранее на-резанных одинаковых элементов. Но этот способ имеет ограниченные возможности, так как позволяет сравнительно быстро выполнить только геометрический рисунок с повторяющимися элементами. И тем не менее начинать изучение техники маркетри желательно именно с этого про-стого способа.
На нашем рисунке показан набор, выполненный из трех повторяю-щихся элементов. Соответственно использован шпон трех различных по-род с разной текстурой и цветом. Такой набор можно использовать для украшения шкатулки или крышки пенала.

Закрепите лист бумаги на чертежной доске или на фанере. Вычер-тите в натуральную величину чертеж-шаблон. Сразу же решите, какие три породы древесины вы используете в наборе, и подберите шпон. А чтобы ясно представить себе будущий орнамент, раскрасьте его эле-менты на чертеже акварельными красками под цвет предполагаемых пород.
Из картона или плотной бумаги сделайте шаблон для каждого эле-мента. Теперь накладывайте шаблоны на кусочки шпона и обводите карандашом.

По карандашным линиям вырезайте элементы орнамента резаком, форма которого показана на рисунке. Резак должен быть изго-товлен из хорошей стали. Как его сделать самим и заточить, рассказано в статье о резьбе по дереву. Держите резак в руке так, как вы обычно держите карандаш или авторучку. При вырезании резак ведите точно по линии, слегка наклонив к себе. Резак должен сохранять неизменным свое положение, а при прорезании длинных кривых линий шпон пода-вайте навстречу острию. Под куски шпона во время вырезания подло-жите доску из мягкой породы дерева.
Иногда элементы набора выпиливают лобзиком. При этом из соеди-ненных в пакет нескольких листов шпона получается сразу несколько одинаковых элементов.

Выпиленные или вырезанные элементы орнамента смазывают столяр-ным клеем и наклеивают на чертеж-шаблон, плотно подгоняя каждый элемент друг к другу.

Когда набор будет выполнен весь, его надо наклеить на основу. Осно-вой может служить доска или толстый лист фанеры. Смажьте основу столярным клеем и наложите на нее набор так, чтобы бумажный шаблон оказался наверху. Положите сверху три-четыре листа газетной бумаги и прижмите их деревянным щитом. Все это поместите под пресс, выдер-жите в течение трех-четырех часов, потом распрессуйте. Дальнейшую работу производите не менее чем через двое суток после распрессовки, когда набор окончательно высохнет.

Крупнозернистой наждачной бумагой, обернутой вокруг деревянного бруска, снимите с набора бумажный шаблон. Затем отшлифуйте набор наждачной бумагой с мелким зерном. Шлифовать элементы набора надо вдоль волокон древесины. При шлифовке поперек волокон образуются царапины, которые неизбежно проявятся при дальнейшей обработке. Особенно четко проявляются царапины на мягкой древесине.

Отшлифованный набор в зависимости от художественного замысла лакируют или вощат.
Если вы задумали отлакировать поверхность набора, лучше всего использовать нитролаки. Они влагоустойчивы, прозрачны, быстро сохнут и приобретают интенсивный блеск. Лакировать мозаичный набор мас-ляными лаками не рекомендуется, так как они дают малопрозрачную пленку и недостаточно выявляют текстуру древесины (хотя для других видов работ по дереву иногда хороши и масляные лаки). Нитролаки удобно наносить на древесину обыкновенным пульверизатором, который используется для одеколона.

Нанесите на отшлифованный набор первый слой лака и просушите его в течение часа. Затем отшлифуйте поверх-ность мелкозернистой шкуркой и нанесите еще 2—3 слоя лака. После каждого слоя продолжительность сушки увеличивайте примерно на час. Так, перед нанесением четвертого слоя третий просушивайте в течение трех часов. После нанесения последнего слоя высушивайте лак в тече-ние суток, после чего отполируйте полировочной пастой.

Для вощения нужно приготовить мастику, состоящую из двух ча-стей скипидара и одной части воска. Скипидар медленно вливайте в рас-плавленный воск, помешивая, потом тщательно размешайте. Вощат на-бор остывшей мастикой с помощью тряпичного тампона или щетинной кисти. Мастике дают просохнуть в течение 2—3 часов, после чего набор натирают до блеска щеткой или суконкой.

А теперь попробуйте выполнить мозаичный набор вторым способом. Как и при первом, прежде всего разработайте эскиз в натуральную величину. Эскиз выполните в цвете, а границы между соседними цветами проведите четкой контурной линией. На готовый эскиз наложите лист кальки и переведите на нее линейный рисунок. Переверните кальку — и вы получите зеркальное изображение рисунка. Именно этот зеркаль-ный рисунок переведите с помощью копирки на лист шпона, который будет служить фоном и одновременно шаблоном.

Получить зеркальный рисунок можно и не прибегая к кальке. Для этого эскиз с обратной стороны протрите ваткой, слегка смоченной льняным или подсолнечным маслом. Когда на обратной стороне появится зеркальное изображение рисунка, тщательно протрите бумагу сухой тряпочкой. Как и с кальки, обратный рисунок переводят на лист шпона.

На рисунке вы видите последовательность изготовления одного фраг-мента набора — цветка. Для начала попробуйте выполнить мозаичный набор этого цветка. Вам потребуется шпон трех пород древесины. Для лепестков — желтая акация, для фона — простой дуб, а для тычинок — мореный дуб. Конечно, можно заменить все названные породы другими сортами шпона, предварительно окрасив их, если нужно, в подходящие цвета, — вы уже прочитали в этой статье, как окрашивать древесину.

Итак, вы нанесли на лист шпона, который будет служить фоном, зеркальный рисунок. Теперь вырежьте на фоне гнёзда под лепестки. Затем снизу подложите под вырезанное отверстие шпон из желтой ака-ции. Обводя резаком отверстие, нанесите на подложенный шпон тонкие, но отчетливо видимые риски. Отложите фон в сторону, а из акации по нанесенным рискам вырежьте лепестки, которые потом вставьте в вы-резанные гнезда фона, закрепив их с обратной стороны липкой лентой или кусочком бумаги, смазанным клеем.

Следующий этап — вырезание и подклеивание тычинок — выполняет-ся точно так же, только вместо акации берется шпон из мореного дуба.
После того как все элементы набора будут вырезаны и подклеены, все дальнейшие операции производятся так же, как и при наборе пер-вым способом. Только при наклейке на основу у вас сверху окажется уже не чертеж-шаблон, а липкая лента или подклеенные кусочки бумаги.
В заключение один совет. Не старайтесь подменять техникой маркет-ри живопись, не увлекайтесь портретами и пейзажами. Маркетри обла-дает собственными изобразительными возможностями — прекрасно вы-глядят, например, эмблемы, орнаменты. И использовать лучше именно эти возможности.


Маркетри - это специальное искусcтво, при котором подбирается специальный цвет древесины, её текстура, плотность. Красивые краски каторые есть в любой текстуре древесины не перестают нас удивлять. Такое искусство называют «живопись без красок и прочих вспомогательных инструментов»: вместо ярких красок - шпон, вместо большого полотна – твердая основа + профессиональная доработка.

Конечно, этот процесс займет уйму времени, и заберет много сил но поверьте оно того стоит также вам понадобится очень хорошие знание по работе с древесиной. Многое зависит от умения подобрать шпон, и творчески использовать все его дефекты в своих целях. Возможности шпона чрезвычайно велики. Особенно красива так называемая мраморная гниль, которую можно использовать в различных целях, она к,примеру, присутствует в таких породах дерева как бук, береза и кончено же красное дерево. Серебро тополи, перламутр клена, дуба, все это очень красиво выглядит, можно из всего этого сделать весьма красивое изделие.В технике маркетри надо понять главное, что есть тонны не использованных нюансов, которые можно использовать в различных целях, и эти эффекты во многом могут позавидовать в своей красоте живописи, и скульптуре.


Этап № 1 . Это самый важный шаг «Разработка эскиза.»
Эскиз является основой всех основ. Его, делают на небольшом листе бумаги. Первый этап рисования эскиза это разделка по фону (штрихуют в соответствии со светлотой стороной деталей). В дальнейшей разработке эскиза очень часто ориентируется на так называемую «рубашку». «Рубашка» - это склеенные кусочки шпона, которые составляют рисунок. В дальнейшем «рубашку» клеят на основу.


Этап № 2 . «Картон».
Эскиз аккуратно переносят на ватман увеличивая саму картинку. Рисунок должен был исполнен в масштабе 1:1 то есть должен быть того же размера что и наше будущие изделие (в нашем случае это размеры 43x53 см). В нашем случаи это рисунок для наборной мозаики.


Этап № 3 . Это «Калька»
Наносят все части по отдельности (имеются две основные части, это первая часть - Дева Мария и вторая часть - Иисус). Для этого наносят кальку, по углам крепят кнопками. Переносят рисунок каждой детали по отдельности на кальку (лучше это делать гелевой черной ручкой, так как линию от карандаша будет не видно). Каждую деталь переносят отдельно на чистые листы кальки: Деву Марию - на первый чистый лист, Иисуса - на второй чистый лист. Таким же способом переносят второстепенные детали – обозначения различных символов. Нужно с максимальной точностью переносить рисунок чтобы в дальнейшем не было искажений рисунка.


Этап № 4 . Заточка ножа.
Шпон начинают из заточки ножа. Ножик обязан быть наточен и доведен на коже с пастой Гое. Его затачивать вручную, чтобы не сточить режущую головку. Острый нож не мучает дерево получаются ровные края, шпон во время роботы меньше крошится, и меньше осыпается.


Этап № 5 . Набераем основные детали.
Для роботы готовят шпон из разных пород древесины, а также подбирают по цвету фактуре. В первую очередь набирают основные детали. Во время роботы над изделием, частности (Дева Мария) мы должны подобрать разные типы древесины, и подобрать соответственный цвет и фактуру, таким образом мы получим очень красивую композицию.



Пробуя всевозможные типы древесины, сначала отбирают шпон, наиболее пригодный по тону и с нужным направлением волокон. Ножом осторожно вырезают сегмент детали на кальке, подкладывают под нее подобранный кусочек шпона. Изначально по вырезанному углу кальки намечают ножом контур, а после в пару приемов вырезают деталь. Осторожно приклеивают вырезанный кусок шпона, перевернув кальку к ее краям гуммированной лентой в различных участках по контуру (смачивают клеевую сторону гуммированной ленты губкой). Далее вырезают на кальке последующий сегмент, примыкающий к только что изготовленной запчасти, подкладывают под него необходимый кусочек шпона, осторожно вырезают шпон по контуру, переворачивают кальку и гуммированной лентой приклеивают шпон к уже вклеенному куску шпона, с одной части, и кальке - с иной. Так понемногу набирают весь рисунок. Если в ходе действий гуммированная лента не мгновенно склеит детали друг с другом, необходимо установить на участок стыка (по-верх приклеенной гуммированной ленты) грузило и подождать какое-то время.

Аналогично первой детали набирают вторую (Иисуса). Ножом аккуратненько вырезают данную деталь из кальки. Состыковуют детали друг с другом, для чего накладывают вторую деталь на 1-ую, совмещают рисунок и осторожно врезают вторую деталь в первую. Ножиком освобождают обе детали от ненадобной кальки. Первая и вторая детали склеены между собой и составляют единое целое.


Этап № 6 . Комплект второстепенных деталей.
Второстепенные детали освобождают от кальки определенно таким же методом, и точно таким же ножом.


Этап № 7 . Набор фона.
Набрав базовые и второстепенные детали, приступают к выбору фона какой сделаю красивый вид изделия. Выбрав необходимый по тону шпон, накладывают на него склеенные меж собой базисные детали и ножом по контуру врезают их в фон. Лишний шпон какой остался выбрасивают. Гуммированной лентой склеивают с обратной стороны края фона и основных деталей.


Этап № 8 . Выравнивание.
Опосля как «рубашка» набрана, ее края сглаживают применяя линейки, грузов и ножа. Углы «рубашки» обязаны быть абсолютно 90°.


Этап № 9 . Инсталяция второстепенных деталей в фон.
Размещают на уже доделанном фоне второстепенные детали, врезают и вклеивают их в фон. Далее приступают к заключительному этапу сбора «рубашки». В дело идет линейка, грузы и нож, режут узкие полоски различного по оттенку шпона для паспарту. Приклеивают их к «рубашке» с обратной стороны гуммированной лентой. «Рубашка» готова. Еще раз необходимо проверить работу. В случае когда мелкие запчасти выпали, необходимо их возвратить.


Этап № 10 . Клеем «рубашку» на основу.
Основой будет фанерная доска толщиной 8 мм, какую выпиливают по размеру рубашки. Фанера не обезательно, если есть клеяный прорейсмусованый щит, он тоже отлично подойдет.
Намазывают на нее первый слой клея, ждут 10-15 минут, и далее намазывают второй слой. Потом необходимо намазать клей на ту сторону «рубашки», где нет гуммированной ленты; нужно хорошо промазать, чтобы наполнить все поры и западины. «Рубашку» накладывают на основу. Необходимо тщательно заботиться за тем, чтобы углы «рубашки» и основы совпадали.


Этап № 11 . Прессование.
Чтобы крепко приклеять шпон применяют типографский пресс. Меж «рубашкой» и плитой каторая прижимает, прокладывают лавсановую пленку, чтобы не случилось отслоения «рубашки» от основы. Под прессом изделие необходима выдержать сутки.


Этап № 12 . Циклевание.
После пресса, незамедлительно нужно делать циклевку, так как гуммированная лента лучше всего отходит от плоскости в этот период. Циклюют работу огромным ножом. Зоны, на каких гуммированная лента отходит слабо, необходимо отшлифовать.


Этап № 13 . Шлифование.
Для шлифовки применяют эксценриковую шлифмашину. Но можно использовать и электродрель с необходимой насадкой. Основная задача - не перестараться и не прошлифовать шпон до фанерной основы.


Этап № 14 . Вскрытие изделия лаком.
Для отделки применяют матовый нитролак, так как он не дает блеск который мешает восприятию. Покрывают лак при помощи кисти либо краскопульта. Необходимо наносить пять-шесть слоев лака. Первый слой наносят неразбавленным лаком, а каждый следующий слой лака наносят, разбавленным ростворителем. В последнем слое лак обязан составлять консистенцию воды. После высыхания каждого слоя его обрабатывают нулевкой. Завершающий слой шлифовать не надо. Наше изделие готовое, вставляем ее в раму.

Дерево в интерьере в качестве декора может использоваться повсеместно. Дуб, можжевельник, орех, ясень, вишня, красное дерево - цветовая гамма настолько разнообразна, что даже незатейливый рисунок смотрится потрясающе. И пусть не всегда есть возможность приобрести мебель из дорогой древесины, техника маркетри по дереву позволяет украсить интерьер, существенно сократив затраты. Даже если используются сравнительно недорогие материалы, мебель выглядит изысканно и оригинально.

Что значит «маркетри»

Когда новичок впервые слышит это слово, он задает вопрос: "Маркетри - что это такое?" Термин marqueterie взят из французского языка, в переводе значит «мозаика».

Принцип такой техники состоит в следующем: тонкие пластинки собираются в отдельный рисунок и наклеиваются на основу. Это своего рода инкрустация. Основой может быть самая простая древесина. В работе используются пластинки, так называемый шпон (в переводе с немецкого означает «щепа»), толщиной не более 3 мм, разнообразные по цвету и фактуре. Из них и создают необычайной красоты, декорируют мебель, стены, полы, потолки.

Историческая справка

По утверждению ученых-искусствоведов, техника маркетри была известна много тысяч лет назад. При раскопках древних гробниц фараонов найдены уникальные изделия с использованием мозаики из кедра и черного дерева. Мастера Древней Греции и Рима также с успехом использовали ее в декоре помещений и при оформлении мебели.

В эпоху Возрождения наблюдается мощный прорыв в технической части: изобретение специального станка дало возможность наладить производство пиленого шпона, и облицовка мебели ценной древесиной приобрела массовый характер. Население начинает интересоваться маркетри, что это такое, знает практически каждый. Деревянная мозаика становится не только популярной, но и более доступной по цене. В работе используются до сотни ценных пород деревьев, их богатая цветовая палитра и разнообразная фактура позволяют создавать настоящие шедевры.

В 18 веке искусство деревянной мозаики пришло в Россию. Наборная мозаика использовалась для декорирования полов, стен, дверей, мебели. Самыми популярными сюжетами в те времена были сцены из Библии, природные мотивы, пейзажи, геометрические узоры.

Попутно мастера разрабатывают новые приемы: гравировку, протравливание, подкрашивание, поджиг. Это позволяет добиться большей натуральности, сходства с оригиналом и показать оригинальность и самобытность мастера.

Сегодня техника маркетри не менее популярна. используется не только для декора интерьера и мебели, но и для создания прекрасных панно, картин, настенных панелей, витражей.

Как и в любом другом деле, здесь нужен опыт. У человека, впервые приступающего к работе, возникает немало вопросов, многое кажется сложным, включая само значение маркетри, что это такое, а также основные составляющие работы в данной технике. Советы опытных мастеров значительно упрощают задачу и делают процесс увлекательным занятием.

Например, при выборе шпона следует помнить, что его окраска меняется после шлифовки и обработки лаком. Новичку поможет специальная палитра, в которой пластинки шпона расположены по кругу, от более светлых к более темным. Так удается правильно подобрать оттенок, используя основной закон техники - закон контрастов. Оказывается, один и тот же рисунок будет смотреться по-разному, если использовать шпон разной фактуры и расцветки. И еще одна хитрость: каждую пластинку с одной стороны можно покрыть лаком, чтобы иметь полное представление о будущем цвете.

Освещение

Неправильное освещение губительно для будущей работы. При тусклом или, наоборот, слишком ярком легко ошибиться в выборе цвета. Лучше естественный рассеянный свет или максимально приближенное к нему искусственное освещение.

Нож-резец: как сделать самому

Основным приспособлением мастера является специальный стальной нож с плоским скошенным лезвием. Если не нашли готовый в продаже, его легко изготовить самостоятельно из медицинского скальпеля. Его часть нужно затупить на точиле по всей длине и приделать ручку. Или можно просто обернуть его нижнюю часть изолентой. Как вариант, можно усовершенствовать опасную бритву, притупив ее нижнюю часть, чтобы избежать порезов пальцев, и обернув изолентой или скотчем. Таких инструментов должно быть несколько: для мелких и крупных деталей. Из чего бы ни был изготовлен нож-резец, из основных параметров можно выделить следующие: толщина лезвия - от 1 до 1,5 мм, ширина - от 10 до 15 мм, длина - от 15 до 20 мм, угол скоса - 30-45 градусов.

Основные инструменты для маркетри

Вся работа проводится на специальном столе с наклонной столешницей, покрытой жестким полистиролом. Если такого нет, нужно подготовить отдельную крышку с наклоном и использовать ее на обычном столе в качестве рабочей поверхности. Кроме ножа, понадобятся:

  • Брусок для затачивания. Нож рекомендуется затачивать непосредственно перед началом работы. Используют для этого специальный смоченный водой. Заточка - процесс деликатный. Не рекомендуется применять так можно сжечь режущий край ножа.
  • Шлифовальная кожа. Ее используют для правки лезвия в процессе работы. Обычно небольшой кусочек наклеивают на деревянный брусок. Так нож аккуратнее режет шпон, не рвет края, срез получается идеально ровным, шпон практически не крошится, а полученные детали легче состыковать между собой.
  • Ватман.
  • Простой карандаш.
  • Гелевая ручка черного цвета.
  • Линейка.
  • Ластик.
  • Клей ПВА.
  • Нитролак.
  • Дрель со специальными насадками для шлифовки.
  • разной зернистости.
  • Кнопки.
  • Гуммированная лента.
  • Пресс.
  • Губки.
  • Кнопки.

Преимущества гуммированной ленты

Часто опытные мастера делятся секретами с новичками, рассказывая о маркетри, что это такое, какие основные инструменты и материалы используются, обязательно указывают на отдельные детали и возможные ошибки в работе. К примеру, нельзя использовать скотч, от него остаются следы клея, от которого трудно избавиться. Поэтому лучший вариант - это использование гуммированной ленты, специальной бумажной полосы, одна сторона которой обработана клеем. При смачивании водой вторая сторона также становится клейкой. При покупке не стоит выбирать слишком широкую ленту, она неудобна в работе с мелкими деталями. В этом случае ее можно разрезать вдоль на небольшие полоски.

Создание маркетри пошагово

1. Сначала рождается идея картины, готовится эскиз, и на бумагу наносится контурный рисунок. В технике маркетри эскизы - это основа всей работы.На них ориентируются, когда отдельные детали готовы и складываются в общую картину. Они готовятся в масштабе 1:1, точнее, они являются шаблоном будущей картины, все детали выкладываются и крепятся на них. Рисунки для маркетри могут создаваться вручную или копироваться с уже готовых работ. В этом случае они увеличиваются до нужных размеров и переносятся на лист бумаги.

Новичкам рекомендуется использовать миллиметровую бумагу. Если вы только приступаете к работе в этой технике, полезно посетить несколько мастер-классов по маркетри по дереву для начинающих для того, чтобы понять основные требования и секреты технологии.

2. Далее некоторые детали рисунка затушевываются, художник определяет более светлые и темные, чтобы потом подобрать подходящий по цвету шпон. В этом случае главным является оттенок, а не сорт дерева и его стоимость.

3. На деревянную основу при помощи копировальной бумаги наносится готовый макет.

4. Отдельные детали композиции вырезаются из шпона ножом вручную и складываются в мозаику рисунка.

5. В случае необходимости, техника маркетри допускает сквозной обжиг отдельных деталей в кварцевом песке, прокрашивание и гравировку.

6. Все детали вкладываются на свои места. С обратной стороны листа их нужно аккуратно зафиксировать клейкой лентой. Большие композиции рекомендуется складывать частями.

7. Сверху будущая мозаика промазывается клеем и прессуется на основу. В случае необходимости можно прогладить утюгом, дополнительно пройтись по отдельным частям композиции прессом.

8. Когда клей подсохнет, удаляется.

9. Картину шлифуют и покрывают лаком. При необходимости вставляют в раму.

Вот и все. В принципе, ничего сложного, если следовать данным рекомендациям. Для начала хорошо брать более простые композиции, постепенно переходя к более сложным. Опыт - лучший друг и показатель мастерства.

Предлагаем рассмотреть мастер-класс в стиле маркетри. Что это такое? Маркетри — это мозаика по дереву своими руками. Данную мозаику делают из тонких слоев древесины различных пород, которые получают путем резьбы. Рассмотрим пошаговую инструкцию по работе в данной технике для начинающих.

Мозаику по дереву можно разделить на самые основные виды:

  • Интарсия, в данной технике идет выполнение деревянного изделия по деревянному;
  • Инкрустация, для этого используют украшение, которое отличается от фона изделия, на котором оно выполняется;
  • Маркетри;
  • Блочная мозаика.

Мы рассмотрим сегодня технику маркетри.

Техника маркетри

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Нож — резец большого и маленького размера;
  • Бруски для заточки и поправки кромки;
  • Гуммированная лента;
  • Простой чистый лист;
  • Ватман;
  • Калька;
  • Ручка гелиевая;
  • Дрель с насадкой для ошкуривания;
  • Наждачная бумага;
  • Губка.

Пошаговая инструкция по выполнению работы.

На листке бумаге рисуем в ручную эскиз, если у вас таких данных нет, то можно воспользоваться поиском в интернете и найти там подходящую картинку. После чего распечатать ее. Основываясь на рисунке, подбираем материал по цветовой гамме.

После того как схема на простой бумаге полностью готова, ее необходимо перенести на большой ватман, причем увеличивая изображение. Линии все необходимо проводить четкими и видимыми.

При выборе цветовых тонов необходимо разобрать рисунок на несколько составляющих, после этого подготовить для каждого из них свои цветовые гаммы.

Теперь каждую из деталей необходимо с ватмана перенести на кальку. У нас это будет три штуки — сам фон, ваза с цветочками и книжка. Перенос делать лучше всего черной гелиевой ручкой, так как простой карандаш можно и не заметить на кальке. Для каждой детали используйте отдельный листочек с калькой.

Перед тем как начать работу, необходимо хорошо заточить ножи. Лезвия их должны быть отполированными и острыми. Поточить их можно на абразивном камне или же использовать брусок, только обязательно перед данным действием смочите водой лезвие инструмента.

Теперь начинаем подбор цветов для создания композиции. В первую очередь выбираем фон, только потом все остальные оттенки подбираем.

Помните о том, что данный материал при нанесении на него лака меняет свой оттенок. Например, до обработки лака цвет был светлым, после может стать на несколько тонов темнее.

Готовые детали необходимо вырезать из кальки при помощи ножа. Выбранный цветовой материал подкладываем под заготовленную часть. Вырезаем по кальке. Лучше, конечно, в первую очередь сделать небольшой контур, а только потом вырезать. После склеиваем кальку и готовую деталь между собой при помощи гуммированной ленты. Ее же просто смачиваем водой. Вырезаем следующую часть на кальке, которая идет следом за уже готовой. Склеиваем между собой детали при помощи данной ленты. Продолжаем это делать о тех пор, пока не получится весь рисунок.

Теперь производим набор основных деталей, делаем это точно так же, как и с фоном. Вырезаем их из кальки.

Вот и все, детали все собраны, теперь переходим к полному сбору. На готовый фон накладываем основные компоненты, начинаем проводить компоновку картины. Врезаем все детали в фон, предварительно прижав их тяжелыми предметами. Вырезанную часть у фона убираем, вставляем туда заготовку закрепив фон и заготовку между собой, лентой.

Таким же образом, что описывалось, врезаем все оставшиеся детали.

Теперь переходим к выравниванию уголков изделия. Они должны быть прямыми, делаем, как показано на фото:

Нарезаем небольшие тонкие полоски из светлого и темного цвета, приклеиваем их с внутренней стороны картины. Вот как это должно выглядеть.

Теперь необходимо проверить готовую работу, если имеются какие погрешности, то их необходимо устранить.

Готовую картину приклеиваем к листу фанеры с помощью клея. Причем смазывать необходимо как саму фанеру, так и картину. Только у картины промазываем свободные места, где нет груммированной ленты.

Укладываем картину на основе под пресс на 24 часа для того, чтобы она 100% проклеилась.

Достаем работу из-под пресса, ножом начинаем убирать груммированную ленту.

Производим шлифовку с помощью дрели с насадкой.

Готовую работу необходимо покрыть лаком. Делаем при помощи кисточки. В данном случае лучше использовать матовый лак. Покрываем в 5 слоев. Первый слой остается без изменения, а вот последующие слои можно немного разбавить растворителем. После каждого нанесения даем полностью высохнуть лаку, сразу начинаем зашкуривать наждачкой. Шкурить нельзя последний слой, то есть пятый.

Вот и все, мастер-класс на этом подошел к концу.

Видео по теме статьи

Инкрустация по дереву - это особый вид декоративно-прикладного искусства, который с виду очень похож на мозаику или орнамент, выполнен из частиц разных материалов. Суть состоит в том, чтобы уже подготовленную фигурку из другого материала внедрить в поверхность предмета, который декорируем. Элементы не выступают, они представляют собой единую целостную конструкцию.

С помощью инкрустации можно украсить деревянную мебель, посуду, рукоятки ножей, стены, балки. В итоге получается очень интересный рисунок, необыкновенный как по форме, так и по исполнению. В зависимости от того, какие материалы используются, можно определить виды инкрустации:

  1. Интарсия - украшение деревянного предмета с помощью элементов, сделанных также из дерева.
  2. Маркетри - нанесение узора шпоном (деревянной щепкой).
  3. Тауширование - металлический предмет дополняют драгоценными металлами.

Для инкрустации используются разные материалы: камень, металл, мрамор, керамика, дерево другого вида, перламутр, слоновая кость. От выбранного вещества зависит, какой метод декорирования будет использоваться.

Для начинающих маркетри по дереву - наиболее доступная техника. Из материала понадобится шпон (фанера из любой древесины). Суть заключается в том, чтобы деревянные детали сложить, как мозаику, сформировать необходимый рисунок и наклеить его на подготовленную основу. Дальше нужно все тщательно отполировать и покрасить.

Сложнее всего придумать узор и сделать чертеж будущего шедевра. Это основа, без которой нельзя создать уникальную, качественную и безупречную вещь. Такой вид инкрустации можно применить при создании паркета, столешницы, картин, сувениров. Технология маркетри хоть и проста, но требует максимальной аккуратности, терпения, усидчивости, чувства меры и эстетического вкуса.

Интарсия была предшественником маркетри. Она использовалась еще в Греции, Риме, Египте и на Востоке. Чаще всего с помощью этой техники украшали посуду и мебель для церкви и знатных господ. Раньше распространенными орнаментами были геометрические фигуры, а также изображения растений и животных. Сейчас можно подобрать уникальный рисунок как по форме, так и по цвету.

Этапы создания изделия в технике интарсии:

  • Интарсия по дереву сложна в исполнении, поэтому первоначально нужно создать схему и по ней вырезать детали. Чтобы было удобнее, на схеме отмечают цвет дерева. Сколько цветов, столько же должно быть и листов со схемой.
  • Поверхность предмета следует очистить от пыли, загрязнений. Подготовленные элементы схемы нужно наклеить на фрагменты дерева по цветовой гамме. Клей использовать самый обычный (ПВА), так как бумага потом будет удаляться.
  • Четко по схеме отпилить фрагменты, отполировать и отшлифовать их. Где необходимо, края обработать напильником или наждачной бумагой.
  • В основе изделия делаются углубления под уже имеющиеся детали. Нужно наподобие мозаики сложить элементы в единую конструкцию с помощью клея. В конце работы при желании предмет можно покрыть лаком.

Чтобы изделие было интересным, красивым и качественным, особое внимание уделяется созданию схемы-рисунка, только с ее помощью можно сделать точные формы предметов. Изучение схем интарсии по дереву - основа этого мастерства. Также нелишним будет поэкспериментировать с выбором древесины, ведь есть экзотические виды дерева с очень интересной фактурой.

По технике исполнения интарсия похожа на блочную мозаику, в которой делают паркет, оформляют стены. Заранее подготавливают тонкие пластинки из разных сортов дерева, отличающихся цветом, размером, структурой. Затем нужно соединить все в единую композицию. Принцип работы: фрагменты древесины вставляют в углубления, подготовленные заранее, и наклеивают на основание. Блочная мозаика бывает также объемной (украшенной резьбой). Она идеально подходит для изготовления шкатулок.

Инкрустация по дереву металлом (медью, серебром, алюминием, латунью и др.) - довольно распространённый вид техники. В дереве по схеме делают углубления, в них выкладывают проволоку или жидкий металл. Главное условие - древесина должна быть прочной и сухой, чтобы могла выдержать воздействие расплавленных металлов. Пазы делают с помощью ножа или долота. Перед тем как положить проволоку, углубления смазывают клеем, а потом ее аккуратно можно забить молотком.

Такой вид инкрустации наиболее сложный, поэтому нужно старательно придерживаться техники безопасности. При работе с выпрямлением проволоки необходимо пользоваться защитными очками, чтобы уберечь глаза от возможных повреждений. Элементарные средства для защиты должны быть под рукой, ведь работа сложная, и любое необдуманное движение может привести к травмам или ожогам.

На изделиях из древесины мозаика выглядит очень эффектно. Работая над ней, можно творчески себя раскрыть, дать волю фантазии. Процесс создания даже самой мелкой вещи (например, сувенирного изделия) очень интересный и увлекательный. Можно начать с малого, а дальше расширять горизонты и переходить к планированию крупных проектов.

Например, своими руками можно создать деревянную мозаику для стен. Это начинание, безусловно, требует хорошей подготовки, но ничего невозможного в нем нет. При большом желании и опыте все получится.

Интерьер в помещении кардинально изменится, если будет украшена хотя бы одна стена, или если в комнате будет присутствовать элемент декора.

Мозаика прекрасно вливается в общий интерьер дома, оживляет его своими красками.

Деревянная мозаика для стен своими руками - способ не только оригинальный и стильный, но и довольно практичный, так как при контакте с водой и паром материал не портится и не деформируется за счет специального покрытия. Благодаря этому деревянной мозаикой украшают и гостиные, и кухни, и даже сауны. Часто ее используют при оформлении помещений в ресторанах, кафе или офисах.

Для создания мозаики из дерева больше всего подходят береза, ясень, дуб, акация, клен, орех. Материал предварительно подвергают термической обработке, очищают от загрязнений и тщательно высушивают. Для интарсии подходит только массив древесины, который распиливают по определенным правилам.

При оформлении стен можно придерживаться выбранного геометрического рисунка, под него подбирать необходимые оттенки. Очень эффектно смотрятся композиции, похожие на шахматную доску или пчелиные соты. А можно в хаотичном порядке размещать по поверхности фрагменты, и это тоже будет смотреться, как интересное дизайнерское решение.

Главные преимущества инкрустации по дереву:

  • используются экологически чистые природные материалы;
  • подбираются исключительно крепкие виды деревьев, что гарантирует высокую прочность изделий;
  • возможность создавать разные элементы декора, ведь существует масса вариаций, где можно применить эту технологию.

Изготовление деревянных изделий в технике инкрустации - очень интересный и увлекательный процесс, но создание уникального шедевра под силу только настоящему профессионалу. А чтобы им стать, необходима постоянная практика.