Меню

Когда бывает на исповеди батюшка. Нужно ли исповедоваться часто и рассматривать грехи под микроскопом

Стены

– Для чего человек приходит на исповедь? Существует целый комплекс ответов, раскрывающих его мотивацию. Одна из них: чтобы Господь простил грехи. Именно потому человек решает открыть их Богу.

Здесь возникает вопрос: а для чего Богу нужно озвучивать грехи, неужели Он о них не знает? Еще человек хочет исповедаться, чтобы ему стало легче. То есть главная цель исповеди видится в получении некоего комфорта.

Извините за грубость, один мой знакомый говорил: «А для чего еще эта исповедь? Пришел, опростался – и легко стало…»

С одной стороны, вроде бы понятно – когда человека что-то тяготит, хочется получить облегчение.

Но, с другой стороны, думается вот о чём: наша жизнь, жизнь падших людей, настолько трагична, что всякое желание получить утешение, обезболивание, отдаёт эскапизмом, то есть – бегством.

Человек, стремясь убежать от реальности, например, может прибегнуть к наркотикам. В итоге он получает ощущение обезболивания от боли жизни, краткую сомнительную эйфорию. Способов убежать от жизни изобретается человеком немало…

Обезболиться, не испытывать боли – одно из сильных движений современного человека. Его можно понять: бывают невыносимо тяжелые страдания, болезни, душевные состояния.

В современном мире болеют и страдают очень многие, в нём очень распространено уныние – не только в церковном смысле, но и в самом что ни на есть медицинском – уныние как часть клинической депрессии…

Увы, пока душа живая, для неё естественно болеть, ведь в нашем неидеальном, падшем мире она просто не может пребывать в абсолютной радости, в абсолютном счастье, без страданий.

Человек, который пытается жить, неизбежно испытывает трудности, страдания, что-то, что нужно преодолевать. Даже встать утром по будильнику, включиться в активную жизнь – непросто, нужно преодолевать сопротивление своего немощного существа, которое тянет нас обратно в кровать, под одеяло.

Человек понимает, что если он будет потакать желанию комфорта, он просто перестанет жить.

Кто-то приходит на исповедь, чувствуя, что он действительно виноват перед Богом и хочется избавиться от чувства вины. Кто-то – еще по какой-то своей причине.

В храме или «по дороге с работы на пути в гастроном»?

– В последнее время я часто задумываюсь над фразой «покаяться перед Богом». Ведь, казалось бы, если ты хочешь оправдаться перед Богом, для чего тебе в Церковь идти?

Как говорили некоторые святые: Господь ближе к нам, чем наша собственная кожа. С Ним можно говорить в любом углу в любое время суток: дома, на работе, на улице во время прогулки с собакой, «по дороге с работы на пути в гастроном», как пел «Наутилус»…

Размышляя об этом, я стал понимать какие-то простые вещи о том, что такое Церковь. Для чего человек, чтобы исповедоваться, непременно идет в храм? Церковь – уникальна, потому что – по своей сути – семья: Бог – Отец, а все остальные – дети.

Церковь – то место, куда пришёл Бог для того, чтобы собрать этих детей к Себе поближе. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья…» (Мф. 23:37) Вот так Господь собирает тех, кто хочет быть с Ним.

Церковь – место встречи, место спасения, как островок среди половодья, и её основал Сам Господь. Церковь – как маячок, зовущий: «Приходите сюда, здесь мы будем вместе».

Весь смысл таинств Церкви, в первую очередь – это таинство исповеди и таинство причастия – в том, чтобы людям быть вместе с Богом. Не просто каждому по одиночке, самому по себе, а всем вместе, во исполнение второй части заповеди – любить не только Бога, но и ближнего. Семья – это не только каждый вместе с Отцом, но вместе с братьями и сёстрами.

Наше сознание поражено индивидуализмом. Мы идем каяться и имеем в виду свои душевные заботы, душевные болячки, свои проблемы. Мы приходим в церковь и никого вокруг себя не видим: напрямую идём в то место в храме, где, нам кажется, Бог. Перед Ним мы каемся, решаем свои проблемы…

Вроде бы мы были на исповеди, приняли участие в одном из важнейших таинств, но вместе с тем – мы в церкви не были. Мы не видели никого из окружавших нас, не поняли саму природу Церкви, того, что это – семья. Какими бы ни были на наш взгляд братья и сестры – плохие или хорошие, но они – наши ближние, и от этого никуда не денешься.

Господь хочет, чтобы мы избавились от своего одиночества, эгоизма, индивидуализма. Даже будучи в состоянии гордыни, человек способен представлять сам себя верующим, напоказ выставлять: «Я православный христианин, прихожу к Богу».

Но стоит только ему сказать: «Ты приходишь не только к Богу, но и к ближним», – он удивится: «К каким ближним? К этой вредной старухе? К этому пузатому попу?

Это чужие для меня люди, я пришел общаться не с ними, а с Богом. Я решил свои духовные проблемы и ушел обратно. Я – человек грамотный, прочитал много богословских книг, хорошо знаю, как молиться, как креститься. Но никакого контакта с окружающими в храме людьми у меня нет». Вот это не христианское устроение.

Господь пришел, чтобы призвать нас быть вместе. Когда человек идет на исповедь, думая, что он идет только к Богу, чтобы открыть Ему свои грехи, – это не правильное устроение. Во-первых, как было сказано в начале, Бог знает про наши грехи, причем гораздо лучше, чем мы сами.

Во-вторых, если мы идем на исповедь, как на сеанс к психотерапевту, чтобы после наши болячки исчезли и мы начали чувствовать себя комфортно, мы опять попадаем мимо цели. Греческое слово «грех» – «hamartia» – как раз и означает попадание мимо цели. То есть, вроде бы исповедуя наши грехи, мы опять совершаем что-то не то.

Для чего тогда все это надо: приходит человек в храм и чтобы исповедаться, он должен подойти к священнику? Он мог бы подойти к чудотворной иконе или иной святыне, покаяться, пока вокруг никого нет. Вообще от многих можно услышать: «Я так люблю ходить в храм, когда там людей нет: тихо, спокойно». Ощущение, что человек пришел в музей. Но чего делать в церкви, когда там нет людей?! Церковь – это люди.

Так вот, в таинстве исповеди человек кается не только перед Богом, но и перед Церковью, перед людьми, по крайней мере – в лице священника. Это очень важно.

Мы знаем, что в первые века христианства именно так и было. Мы читаем Деяния апостолов, мартирологи и знаем, что само понятие греха у тогдашних христиан, захваченных ожиданием пришествия Христа, возникало довольно редко. Если случались житейские грехи – это был исключительный случай. Когда христианство стало шириться, грехи перестали быть таким уж исключением. Тем не менее всегда предполагалось, что в грехах этих человек кается перед Церковью. Оттуда, например, пошел чин оглашенных, которые во весь голос оглашали свои грехи и просили прощения у Церкви.

Для чего исповедоваться?

Человеку нужно каяться, прежде всего, чтобы избавиться от греха, и не только для того, чтобы ему стало хорошо и комфортно жить, чтобы «совесть не мучила».

Вспоминаются глубокие слова Достоевского о том, что антихрист, когда придет, не только пообещает людям материальное благополучие, но и возьмет в руки их совесть. То есть кто-то, кто решает все за нас, значит – все в порядке, не нужно думать и мучиться.

Мы можем творить что угодно и будем оправданы – наша совесть отдана другому. Вот поэтому иные люди и хотят «очистить совесть»…

А ведь таинство исповеди совсем не для этого. Исповедь – реальное действие, которое предполагает реальное исправление твоего греха, который мешает тебе быть в Церкви, войти в Царство Христово, которое вот-вот наступит.

Иначе почему мы каждый день повторяем слова из Символа веры: «Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века»? Вот-вот Господь придет, а мы не сможем войти на Брачный пир, потому, что не в брачной одежде, не исправили свой грех.

Когда мы приходим в храм, мы открываем свой грех именно перед Церковью. Священник на исповеди – как напоминание о том, что грех твой принимает не только Христос, но и вся Церковь, всё собрание верующих.

Исповедался «не до конца»

Бывает, человек исповедался, а всё равно чувствует, что что-то не так. Причина может быть в недостаточно искренней исповеди. Когда человек пытается оправдать себя, какой-то грех скрыть.

По-человечески это понятно: какая-то болячка, которую стыдно показать. Вот стесняется мужчина показать свою проблему доктору-проктологу – молодой симпатичной женщине. Примерно так происходит у некоторых верующих во время исповеди: противно, стыдно обнажать какой-то свой грех.

Это детское состояние, которое быстро проходит, когда человек часто начнет приходить на исповедь, поймет, что священник его не осуждает. Можно услышать от некоторых: «Батюшка, мы такие грехи рассказываем, как вы еще с ума не сошли?» Отвечаю: «За годы священства я уже столько наслушался, и хотя бы один человек что-то новое рассказал! За тысячи лет ни одного нового греха не изобретено».

Пока пациент испытывает страх перед врачом, он не сможет начать лечиться. Он должен понять: врач – опытный, повидал многое, стесняться перед ним нечего – врач не будет над ним смеяться, ругать, цель врача – вылечить.

Здесь мы подходим к важному понятию: грех – это болезнь, а не юридическая вина человека. Болезнь, глубоко поразившая природу человека.

Недаром, когда священник начинает исповедь, он читает молитву, в которой есть слова: «Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши».То есть ты пришел в больницу, так не уйди не вылеченным.

Но это не просто, это трудная задача для нашей гордыни, нетерпеливости. Нам хочется совершить мгновенное действие, чтобы раз – и все прошло. Оказывается, грех – болезнь глубокая, не только приобретенная, но идущая корнями вглубь времен, к праотцу Адаму. Еще не известно, как пойдет лечение. Нужно набраться терпения, иметь много мудрости, много трезвости.

Терпение – одно из базовых качеств, которых нам сильно не хватает, в том числе и при исповеди.

Если грех не забывается…

Бывает, человек исповедовал грех, полностью отошел от него, но забыть совершенное не может: мучается год, два, десять лет… Человеку важно каяться именно на исповеди, хотя само по себе покаяние моментом исповеди не ограничивается.

Покаяние – перемена ума, перемена жизни. Тем не менее в таинстве исповеди есть то, что действительно поможет преодолеть грех. То есть не просто Бог простит нам этот грех – Он нас всегда прощает, потому, что любит нас. На исповеди человек получает именно возможность лечения.

Представьте, человек сильно болен, а врач ему говорит: «Я тебя прощаю, за то, что ты болеешь». А болезнь-то никуда не денется. Так вот – в таинстве исповеди есть то, что болезнь излечивает.

Здесь не нужно обольщаться: «Вот приду на исповедь, покаюсь и на следующий день проснусь другим». Важно понимать, насколько природа человека поражена грехом. Как я уже сказал, нужно быть реалистами, набраться терпения и трезвости. Нужно понимать, что с нашей природой можно бороться всю жизнь.

Великие святые подвижники, преподобные в конце жизни плакали и говорили: «Ох, скоро представать перед Богом, а я еще не начинал каяться». Подвижнику возражали: «Как же так, ты же святую жизнь вел, ты ведь святой?!» Вопрошающие не понимали, что чем ближе к источнику Света, к Богу, тем виднее на себе грязь и пятна. А когда человек сидит в полумраке, в темноте и думает, что он чистый, ему стоит попытаться подойти поближе ко Христу и увидеть, сколько на нем всякого.

Конечно, святые были и остаются святыми, но, будучи уже близко от Христа, они замечали самую малость, от которой страдали и каялись. Вспомните сказку Андерсена «Принцесса на горошине»: принцессе под множество перин положили маленькую горошину, и она всю ночь не сомкнула глаз из-за неудобства. Другая женщина, более грубой конституции, скотница, например, заснула бы крепко, даже если ей под матрас машину кирпичей положить.

Важно, что в таинстве исповеди есть все, чтобы исцелить человека не только от греха, но и от последствий греха. При каждой болезни, скажем, требующей оперативного вмешательства, важно не только провести операцию, но и грамотно организовать восстановительный период после.

Таинство содержит врачевство, помогающее преодолеть грех, в котором мы покаялись, чтобы он перестал нас грызть, как реальная вина, чтобы он стал творческим заданием на нашу последующую жизнь, уроком, наказом.

Забыть грех мы не сможем, но мы будем помнить его не как вечную вину, нас грызущую, а просто как пример, чтобы в следующий раз поступать по-другому. Память о грехе будет для нас рабочим инструментом, который мы применим к строению нашей будущей жизни.

Второй момент: почему мы часто мучаемся от того, что вроде бы покаялись в грехе, а простить его себе не можем. Речь о нашем маловерии.

Часто вспоминаю замечательный эпизод из жития преподобного Силуана Афонского в изложении отца Софрония (Сахарова), который был келейником старца Силуана. В то время, когда будущий старец был молодым человеком Семёном из Тамбовской губернии, в их деревне жил человек, который долгое время пробыл на каторге за то, что убил жену.

После каторги он вернулся в деревню, жил спокойно, играл на гармошке, участвовал в празднествах. Однажды к нему подошел будущий старец Силуан и спросил: «Как же ты можешь вот так жить, радоваться, ведь ты совершил страшное дело». На что бывший каторжник ответил: «Пока эти годы я был на каторге, я много молился Богу. И Бог меня простил».

Важно не только то, что Бог прощает, важно уметь принять прощение. Что толку, если врач выпишет самое лучшее лекарство, если мы не приложим усилий, чтобы найти это лекарство, затем – чтобы принимать его правильно, по определенному графику! Наше маловерие, недоверие к таинству исповеди очень часто нам мешает.

Знаю много случаев, когда человек приходит на исповедь, снова и снова кается в старых грехах. Чего мусолить одно и то же, то, в чем ты покаялся? «Не могу успокоиться, такая у меня тонкая чувствительная душа», – можно услышать от такого человека.

Что, твоя тонкость превыше, чем вера в таинство Церкви? Господь простил, всё, успокойся, иди дальше. Пусть пережитый грех станет для тебя уроком, не больше.

Подготовила Оксана Головко

Таинство исповеди - испытание для души. Она состоит из желания покаяться, словесного исповедания, раскаяния в прегрешениях. Когда человек идет против законов Божьих, он постепенно разрушает свою духовную и физическую оболочку. Раскаяние помогает очиститься. Оно примиряет человека с Богом. Душа исцеляется и получает силы для борьбы с грехом.

Исповедь позволяет рассказать о своих проступках и получить прощение. В волнении и страхе можно забыть то, в чем хотелось покаяться. Список грехов для исповедислужит напоминанием, подсказкой. Его можно зачитать полностью или использовать как план. Главное, чтобы исповедь была искренней и правдивой.

Таинство

Исповедь - главная составная покаяния. Это возможность попросить прощения за свои грехи, очиститься от них. Исповедь придает духовные силы для противостояния злу. Грех - это расхождение в мыслях, словах, поступках с Божьим соизволением.

Исповедь - искреннее осознание нечестивых поступков, желание избавиться от них. Как бы ни было трудно и неприятно о них вспоминать, следует подробно рассказать о своих грехах священнослужителю.

Для этого таинства необходима полная взаимосвязь чувств и слов, потому что будничное перечисление своих грехов не принесет истинного очищения. Чувства без слов так же безрезультатны, как и слова без чувств.

Существует список грехов для исповеди. Это большой перечень всех непотребных действий или слов. В его основе лежат 7 смертных грехов и 10 заповедей. Жизнь человека слишком многообразна, чтобы быть абсолютно праведной. Поэтому исповедь - возможность раскаяться в грехах и постараться не допустить их в будущем.

Как подготовиться к исповеди?

За несколько дней должна проходить подготовка к исповеди. Список греховможно написать на листке бумаги. Следует почитать специальную литературу о таинствах исповеди и причащения.

Не следует искать оправдания грехам, нужно осознавать их нечестивость. Лучше всего анализировать каждый свой день, разбирая, что было хорошо, а что плохо. Такая ежедневная привычка поможет внимательнее относиться к мыслям, действиям.

До исповеди следует помириться со всеми, кто был обижен. Простить тех, кто обидел. До исповеди необходимо усилить молитвенное правило. Добавить к ежевечернему прочтению Покаянный канон, каноны Богородице.

Следует разделять личное покаяние (когда человек мысленно раскаивается в своих поступках) и таинство исповеди (когда человек рассказывает о своих грехах в желании очиститься от них).

Присутствие стороннего лица требует морального усилия для осознания глубины проступка, заставит через преодоление стыда более глубоко взглянуть на неправые действия. Поэтому так необходим список грехов для исповеди в православии.Он поможет выявить то, что было забыто или хотелось скрыть.

Если возникли затруднения в составлении перечня греховных действий, можно приобрести книгу «Полная исповедь». Она есть в каждой церковной лавке. Там подробно расписан полный список грехов для исповеди,особенности таинства. Опубликованы образцы исповеди и материалы для подготовки к ней.

Правила

Есть тяжесть на душе, хочется выговориться, попросить прощения? После исповеди становится гораздо легче. Это открытое, искреннее признание и раскаяние в совершенных проступках. До 3-х раз в неделю можно ходить на исповедь. Желание очиститься от грехов поможет преодолеть чувство скованности и неловкости.

Чем реже исповедь, тем сложнее упомнить все события, мысли. Оптимальный вариант для проведения таинства - один раз в месяц. Помощь в исповеди - список грехов -подскажет необходимые слова. Главное, чтобы священнику стала понятна суть проступка. Тогда наказание за грех будет оправданным.

После исповеди священник накладывает в сложных случаях епитимью. Это наказание, отлучение от святых таинств и Божьей благодати. Его длительность определяет священник. В большинстве случаев кающемуся предстоят нравственно-исправительные работы. Например, пост, чтение молитв, канонов, акафистов.

Иногда список грехов для исповеди зачитывает батюшка. Можно самостоятельно написать перечень того, что было совершено. Лучше приходить на исповедь после вечерней службы или утром, перед литургией.

Как проходит таинство

В некоторых ситуациях следует пригласить батюшку для исповеди на дом. Это делается в том случае, если человек серьезно болен или находится при смерти.

Войдя в храм, необходимо занять очередь для исповеди. Во все время таинства на аналое лежат крест и Евангелие. Это символизирует незримое присутствие Спасителя.

До начала исповеди батюшка может начать задавать вопросы. Например, о том, как часто произносятся молитвы, соблюдаются ли церковные правила.

Затем начинается таинство. Лучше всего заготовить свой список грехов на исповедь. Образец его всегда можно приобрести в церкви. Если грехи, прощенные на предыдущей исповеди, были повторены, то следует снова их упомянуть - это считается более тяжкой провинностью. Не следует что-либо утаивать от батюшки или говорить намеками. Следует простыми словами внятно объяснить те грехи, в которых раскаиваетесь.

Если батюшка разорвал список грехов для исповеди,значит, таинство закончено и дано отпущение. Священник накладывает на голову кающегося епитрахиль. Это означает возвращение Божьей милости. После этого целуют крест, Евангелие, что символизирует готовность жить по заповедям.

Готовимся к исповеди: список грехов

Исповедь предназначена для осмысления своего греха, желания исправиться. Человеку, далекому от церкви, сложно понять, какие действия следует считать нечестивыми. Для того и существуют 10 заповедей. В них четко прописано, чего делать нельзя. Список грехов для исповеди по заповедям лучше подготовить заранее. В день совершения таинства можно разволноваться и все забыть. Поэтому следует спокойно за несколько дней до исповеди еще раз перечитать заповеди и записать свои грехи.

Если исповедь первая, то самостоятельно разобраться в семи смертных грехах и десяти заповедях непросто. Поэтому следует заранее подойти к батюшке, в личной беседе рассказать о своих затруднениях.

Список грехов для исповеди с объяснением грехов можно приобрести в церкви или найти на сайте своего храма. В расшифровке подробно расписаны все предположительные грехи. Из этого общего списка следует вычленить то, что было совершено лично. Затем записать свой перечень проступков.

Грехи, совершенные против Бога

  • Неверие в Бога, сомнения, неблагодарность.
  • Отсутствие нательного крестика, нежелание защищать веру перед хулителями.
  • Клятвы именем Бога, произнесение имени Господа всуе (не во время молитвы или бесед о Боге).
  • Посещение сект, ворожба, лечение всевозможными магиями, чтение и распространение лжеучений.
  • Азартные игры, мысли о самоубийстве, сквернословие.
  • Непосещение храма, отсутствие ежедневного молитвенного правила.
  • Несоблюдение постов, нежелание читать православную литературу.
  • Осуждение священнослужителей, мысли о мирском во время богослужения.
  • Пустая трата времени на развлечения, просмотр телевизора, бездействие у компьютера.
  • Отчаяние в трудных ситуациях, излишняя надежда на себя или чью-либо помощь без веры в промысел Божий.
  • Утаивание грехов на исповеди.

Грехи, совершенные против ближних людей

  • Вспыльчивость, гнев, высокомерие, гордость, тщеславие.
  • Ложь, невмешательство, насмешки, скупость, расточительность.
  • Воспитание детей вне веры.
  • Невозвращение долгов, неуплата за труд, отказ от помощи просящим и нуждающимся.
  • Нежелание помогать родителям, неуважение к ним.
  • Воровство, осуждение, зависть.
  • Ссоры, употребление спиртного на поминках.
  • Убийство словом (клевета, доведение до самоубийства или болезни).
  • Убийство ребенка во чреве, склонение других к аборту.

Грехи, совершенные против себя

  • Сквернословие, самолюбие, празднословие, сплетни.
  • Желание наживы, обогащения.
  • Выставление напоказ добрых поступков.
  • Зависть, ложь, пьянство, чревоугодие, употребление наркотиков.
  • Блуд, прелюбодеяние, кровосмешение, рукоблудие.

Список грехов для исповеди женщины

Это весьма деликатный список, и многие женщины отказываются от исповеди, ознакомившись с ним. Не следует доверять любой прочитанной информации. Даже если брошюра со списком грехов для женщины приобреталась в церковной лавке, обязательно обратите внимание на гриф. Должна стоять надпись «рекомендовано издательским советом Русской православной церкви».

Священнослужители не разглашают тайну исповеди. Поэтому лучше всего проходить таинство с постоянным духовником. Церковь не вторгается в сферу интимных супружеских отношений. Вопросы контрацепции, которая иногда приравнивается к аборту, оптимально обсудить со священником. Существуют средства, которые не обладают абортирующим действием, а лишь предотвращают зарождение жизни. В любом случае все спорные вопросы следует обсудить с супругом, врачом, духовником.

Вот список грехов для исповеди (краткий):

  1. Редко молилась, не посещала церковь.
  2. Больше думала о мирском во время молитвы.
  3. Допускала половую жизнь до брака.
  4. Аборты, склонение к ним других.
  5. Имела нечистые мысли, желания.
  6. Смотрела фильмы, читала книги порнографического содержания.
  7. Сплетни, ложь, зависть, лень, обиды.
  8. Излишнее обнажение тела для привлечения внимания.
  9. Боязнь старости, морщин, мысли о самоубийстве.
  10. Пристрастие к сладостям, алкоголю, наркотикам.
  11. Избегание помощи другим людям.
  12. Обращение за помощью к гадалкам, ворожеям.
  13. Суеверие.

Список грехов для мужчины

Идут споры о том, следует ли готовить список грехов для исповеди. Кто-то считает, что такой перечень вредит таинству и способствует формальному зачитыванию провинностей. Главное в исповеди - осознать свои грехи, покаяться и не допустить их повторения. Поэтому список грехов может быть краткой памяткой или отсутствовать вовсе.

Формальная исповедь не считается действительной, так как в ней нет раскаяния. Возврат после таинства к прежней жизни добавит лицемерия. Равновесие духовной жизни состоит в понимании сути покаяния, где исповедь - только начало осознания своей греховности. Это длительный процесс, состоящий из нескольких этапов внутренней работы. Созидание духовных ресурсов - это систематическая настройка совести, ответственность за свои отношения с Богом.

Приведем список грехов для исповеди (краткий) для мужчины:

  1. Святотатство, разговоры в храме.
  2. Сомнение в вере, загробной жизни.
  3. Кощунство, насмешки над убогими.
  4. Жестокость, лень, гордыня, тщеславие, алчность.
  5. Уклонение от службы в армии.
  6. Избегание нежелательной работы, отлынивание от обязанностей.
  7. Оскорбления, ненависть, драки.
  8. Клевета, разглашение чужих слабостей.
  9. Соблазнение на грех (блуд, пьянство, наркотики, азартные игры).
  10. Отказ в помощи родителям, другим людям.
  11. Воровство, бесцельное коллекционирование.
  12. Склонность к хвастовству, спорам, унижению ближнего.
  13. Наглость, хамство, презрение, фамильярность, малодушие.

Исповедь для ребенка

Для ребенка таинство исповеди можно начать с семи лет. До этого возраста к Причастию дети допускаются без этого. Родители должны подготовить ребенка к исповеди: объяснить суть таинства, рассказать, для чего оно проводится, вспомнить вместе с ним возможные прегрешения.

Чаду надо дать понять, что искреннее раскаяние и есть подготовка к исповеди. Список греховребенку лучше написать самому. Он должен осознать, какие действия были неправильными, постараться не повторять их впредь.

Старшие дети сами принимают решение о том, исповедоваться или нет. Не стоит ограничивать свободу воли ребенка, подростка. Личный пример родителей гораздо важнее всех бесед.

Малыш должен вспомнить свои грехи перед исповедью. Список их можно составить после того, как ребенок ответит на вопросы:

  • Как часто читает молитву (утром, вечером, перед едой), какие знает наизусть?
  • Ходит ли в церковь, как ведет себя на службе?
  • Носит ли нательный крестик, отвлекается или нет во время молитв и богослужений?
  • Обманывал когда-нибудь родителей или батюшку во время исповеди?
  • Не гордился ли своими успехами, победами, не зазнавался ли?
  • Дерется или нет с другими детьми, не обижает ли малышей или животных?
  • Ябедничает ли на других детей, чтобы выгородить себя?
  • Совершал ли воровство, завидовал ли кому-нибудь?
  • Смеялся ли над физическими недостатками других людей?
  • Не играл ли в карты (курил, выпивал спиртное, пробовал наркотики, сквернословил)?
  • Ленится или помогает родителям по дому?
  • Не притворялся ли больным во избежание своих обязанностей?
  1. Человек сам определяет - исповедоваться ему или нет, сколько раз посещать таинство.
  2. Следует подготовитьсписок грехов на исповедь. Образецлучше взять в том храме, где будет происходить таинство, или самостоятельно его найти в церковной литературе.
  3. Оптимально ходить на исповедь к одному и тому же священнослужителю, который станет наставником, будет способствовать духовному росту.
  4. Исповедь совершается бесплатно.

Предварительно нужно поинтересоваться, по каким дням проходят исповеди в храме. Одеться следует подобающим образом. Для мужчин - рубашка или футболка с рукавами, брюки или джинсы (не шорты). Для женщин - платок на голове, отсутствие косметики (хотя бы помады), юбка не выше колен.

Искренность исповеди

Священник как психолог может распознать, насколько искренен человек в своем раскаянии. Бывает исповедь, оскорбляющая таинство и Господа. Если человек механически рассказывает о грехах, имеет несколько духовников, утаивает правду - такие действия не ведут к покаянию.

Поведение, тон речи, слова, которыми произносится исповедь, - это все имеет значение. Только так священник понимает, насколько искренен кающийся. Муки совести, смущение, переживания, стыд способствуют духовному очищению.

Иногда личность батюшки важна для прихожанина. Это не повод осуждать и комментировать действия священнослужителей. Можно пойти в другой храм или обратиться к другому святому отцу для исповеди.

Бывает, что сложно озвучить свои грехи. Душевные переживания настолько сильны, что удобнее составить список неправедных действий. Батюшка внимателен к каждому прихожанину. Если из-за стыда невозможно рассказать обо всем и раскаяние глубоко, то грехи, перед исповедью список которых составлен, священнослужитель имеет право отпустить, даже не прочитав их.

Значение исповеди

Необходимость говорить о своих грехах перед посторонним человеком смущает. Поэтому люди отказываются ходить на исповедь, считая, что Бог и так их простит. Это неверный подход. Священнослужитель выступает лишь как посредник между человеком и Богом. Его задача - определить меру раскаяния. Батюшка не вправе осуждать кого-либо, он не выгонит из храма кающегося. На исповеди люди очень ранимы, и священнослужители стараются не причинять лишних страданий.

Важно увидеть свой грех, осознать и осудить его в своей душе, озвучить перед священником. Иметь желание не повторять больше свои проступки, постараться искупить делами милосердия нанесенный вред. Исповедь приносит возрождение души, перевоспитание и выход на новый духовный уровень.

Грехи (список), православие, исповедь подразумевают познание себя и поиск благодати. Все добрые дела творятся через силу. Только преодолев себя, занимаясь делами милосердия, взрастив в себе добродетели, можно получить Божью благодать.

Значение исповеди состоит в понимании типологии грешников, типологии греха. При этом индивидуальный подход к каждому кающемуся сродни пастырскому психоанализу. Таинство исповеди - это боль от осознания греха, признание его, решимость озвучить и попросить прощения за него, очищение души, радость и умиротворение.

Человек должен почувствовать потребность в покаянии. Любовь к Богу, любовь к себе, любовь к ближнему не могут существовать по отдельности. Символизм христианского креста - горизонталь (любовь к Богу) и вертикаль (любовь к себе и ближнему) - состоит в осознании целостности духовной жизни, ее сути.

Каждый верующий человек знает о том, что исповедь является одним из наиболее важных и знаковых обрядов христианской церкви. Способность сначала осознать все свои прегрешения, искренне раскаяться в них и полностью раскрыться перед Богом посредством исповеди – это очень важная ступень духовного развития и самосовершенствования для каждого верующего человека.

Но, к сожалению, далеко не каждый даже крещеный в церкви глубоко верующий человек регулярно исповедуется. В большинстве случаев этому мешает чувство смущения и неловкости, некоторых останавливает гордость.

Прийти в церковь и покаяться могут все взрослые люди и дети старше 7 лет, дети младше этого возраста ходят на причастие.

В наши дни многие взрослые люди не приучены каяться в своих грехах, поэтому они никак не могут решиться на этот шаг и долго отдаляют день покаяния. Причем чем старше человек становится, тем сложнее ему решиться на этот шаг.

Часто люди впервые приходят исповедаться перед крещением или тогда, года решают узаконить свой брак перед Господом, т.е. обвенчаться. Перед венчанием, как правило, проходит индивидуальная исповедь, после чего батюшка разрешает венчаться. Покаяться перед венчанием обязательно должны оба будущих супруга.

Для того чтобы снять со своей души тяжесть, начать разговаривать с Богом и искренне покаяться во всем содеянном, необходимо узнать как проходить исповедь в церкви, ведь проведение данного обряда должно совершаться по определенным правилам. Узнать о том, как проходит причастие и исповедь можно у работников храма, а также в церковных лавках обычно располагающихся поблизости.

Какой она должна быть?

Исповедь – это особое Таинство, во время совершения которого верующий человек через священника искренне рассказывает Богу обо всех прегрешениях и просит за них прощения, а также обещает больше не совершать подобных действий никогда в жизни. Для того чтобы человек почувствовал как его душа очистилась, отчего стало ему легко и светло, необходимо отнестись к беседе со священнослужителем очень серьезно.

Важно понимать, что обряд отпущения грехов это не монотонное их перечисление вслух, ибо Господь Бог и так о них все знает. Он ждет от верующего человека совсем другого! Он ждет от него искреннего чистосердечного раскаяния и огромного желания очиститься, для того чтобы впредь больше не совершать подобного. Только лишь с такими чувствами и желаниями нужно отправляться в церковь.

«Как же проходит исповедь? » – этот вопрос волнует всех желающих исповедаться впервые.

Таинство происходит по определенным правилам:

  • Отбросьте свой страх и стыд признаться священнику в том, что вы несовершенный и грешный человек;
  • Главные составляющие обряда — искренние чувства, горькое раскаяние и вера в прощение Всевышнего, который непременно вас услышит;
  • Каяться в своих грехах необходимо регулярно и часто. В корне неправильным является убеждение, что достаточно один раз прийти в церковь, рассказать за один раз священнику обо всем и больше никогда не возвращаться сюда;
  • К проведению обряда необходимо серьезно. Если вашу душу тревожит то, что в голову приходят плохие помыслы или вы совершили мелкий бытовой проступок, то в этих деяниях можно покаяться дома в молитвах перед иконой;
  • Не нужно утаивать своих грехов даже тогда, когда они кажутся вам очень страшными и постыдными.

В ходе данного обряда необходимо обязательно признаться во всех проступках, иначе вы совершите еще один грех – попытаетесь утаить от Бога свои поступки и помыслы, обманите Его. Так как прохождение исповедь и причастия – дело очень ответственное, к нему нужно тщательно и осмысленно готовиться.

Подготовка

Большую роль в том насколько удачно пройдет обряд отпущения грехов играет правильная подготовка к нему. Необходимо настроиться на общение с Всевышним, на искренний и откровенный разговор со священнослужителем. Готовьтесь внутренне и внешне, продумывайте каждый отдельный момент.

Прежде чем отправляться на исповедь, побудьте дома в одиночестве, в спокойной обстановке. Сосредоточьтесь и постарайтесь проникнуться мыслью, что в скором времени вам предстоит общаться с Богом в церкви, в его Храме. Не стоит отвлекаться ни на что вокруг, ведь вы готовитесь совершить очень важный поступок в своей жизни. Настроиться на нужный лад и подготовиться помогут молитвы Иоанна Златоуста.

Вспомните все свои грехи и прегрешения, начните со смертных, далее вспомните, согрешали вы гневом, гордыней или сребролюбием, восстановите в памяти картины прегрешений. Служители рекомендуют настраиваться на покаяние долго и тщательно, нужно много молиться, вспоминать о грехах в уединении, желательно соблюдать пост.

Для того чтобы ничего не забыть и не пропустить какой-либо грех, можно записать все на листике. Особенно важно пользоваться такой шпаргалкой на самой первой откровенной беседе со священником.

Отправляясь на исповедь, особое внимание необходимо уделить своему внешнему виду. Женщинам необходимо надеть юбку ниже колен и кофту с закрытыми плечами и руками, голову нужно обязательно покрыть платком.

От нанесения косметики в этот день лучше отказаться, губы красить вообще запрещено, потому что вам нужно будет прикладываться к кресту. Мужчинам также не стоит оголяться, даже если на улице жарко в шортах и майке в церковь отправляться не стоит.

Как проходит?

Люди, желающие впервые пройти исповедь, беспокоятся, как же все будет происходить. В православных храмах и церквях проводятся как общие исповеди, посетить которые могут все желающие, так и индивидуальные беседы с прихожанами.

На общих исповедях священник отпускает грехи всем верующим пришедшим в храм, при этом он перечисляет те грехи и прегрешения, которые совершаются людьми чаще всего. Это делается для того, чтобы напомнить людям прегрешения, о которых, возможно, они забыли.

Войдя в церковь необходимо подойти к аналою, месту, где выстраивается очередь желающих исповедоваться. Пока ожидаете своей очереди нужно молиться и вспоминать свои грехи. Когда подойдет ваш черед, нужно подойти к священнику, который спросит ваше имя, о чем вы хотите рассказать и в чем покаяться.

Рассказывать нужно все как есть, не смущаясь и ничего не утаивая, на задаваемые батюшкой вопросы отвечать нужно честно. Важно помнить о том, что все, о чем вы расскажете, будете знать только вы сами и священник.

Во время исповедания священнослужитель накрывает голову человека частью своей одежды, которая напоминает фартук. Это обязательная часть обряда, в этот момент батюшка будет читать молитву. После чего он даст свои наставления и, возможно, назначит епитимию, т. е. наказание.

Искренне раскаявшемуся человеку его грехи прощаются навсегда. После окончания обряда необходимо перекреститься и поцеловать крест и Евангелие. Затем нужно попросить у батюшки благословения. Исповедь в церквях проходит, как правило, в определенные дни, о которых нужно узнать заранее.

Каждому верующему человеку важно знать следующие моменты .

Мы один раз в жизни принимаем Крещение и миропомазываемся. В идеале один раз венчаемся. Таинство Священства не носит всеобъемлющего характера, оно совершается лишь над тем, кому Господь судил быть принятым в клир. В Таинстве Соборования наше участие очень невелико. А вот Таинства Исповеди и Причащения ведут нас через всю жизнь к вечности, без них немыслимо бытие христианина. К ним мы приступаем раз за разом. Так что рано или поздно имеем все же возможность задуматься: а правильно ли мы к ним готовимся? И понять: нет, скорее всего, не совсем. Поэтому разговор об этих Таинствах представляется нам очень важным. В настоящем номере, в беседе с главным редактором журнала игуменом Нектарием (Морозовым), мы решили коснуться (потому что охватить все — задача непосильная, слишком «безбрежная» тема) исповеди, а в следующий раз — поговорить о Причащении Святых Таин.

— Предполагаю, точней, догадываюсь: девять из десяти приходящих на исповедь исповедоваться не умеют…

— Действительно, это так. Даже регулярно ходящие в храм люди многих вещей в нем делать не умеют, но хуже всего дело обстоит именно с исповедью. Очень редко прихожанин исповедуется правильно. Исповедоваться надо учиться. Конечно, было бы лучше, если бы о Таинстве Исповеди, о покаянии говорил опытный духовник, человек высокой духовной жизни. Если я решаюсь здесь об этом говорить, то просто как человек исповедующийся — с одной стороны, и с другой — как священник, которому довольно часто приходится исповедь принимать. Я постараюсь обобщить свои наблюдения за собственной душой и за тем, как другие участвуют в Таинстве Покаяния. Но ни в коем случае не считаю свои наблюдения достаточными.

— Поговорим о наиболее распространенных недоумениях, заблуждениях и ошибках. Человек идет на исповедь впервые; он слышал, что прежде, чем причащаться, надо исповедоваться. И что на исповеди надо говорить свои грехи. У него сразу возникает вопрос: а за какой период «отчитываться»? За всю жизнь, начиная с детства? Но разве это все перескажешь? Или не надо все пересказывать, а надо просто сказать: «В детстве и в юности много раз проявлял эгоизм» или «В молодости был очень горд и тщеславен, да и сейчас, по сути, остаюсь таким же»?

— Если человек пришел на исповедь впервые — совершенно очевидно, что ему надо исповедаться за всю прошедшую жизнь. Начиная с того возраста, когда он уже мог отличать добро от зла — и до того момента, как он решил, наконец, исповедаться.

Как можно рассказать всю свою жизнь за короткое время? На исповеди мы рассказываем все же не всю свою жизнь, а то, что является грехом. Грехи — это конкретные события. Однако нет необходимости пересказывать все случаи, когда вы согрешили гневом, например, или ложью. Надлежит сказать, что вы совершали этот грех, и привести какие-то наиболее яркие, наиболее страшные проявления этого греха — те, от которых болит по-настоящему душа. Есть еще один указатель: что вам меньше всего хочется о себе рассказывать? Вот именно это и надо рассказать в первую очередь. Если вы идете на исповедь в первый раз, вам лучше всего поставить перед собой задачу: исповедаться в самых тяжелых, самых мучительных грехах. Потом уже исповедь станет более полной, более глубокой. Первая исповедь такой быть не может — по нескольким причинам: это и психологический барьер (впервые прийти и при священнике, то есть при свидетеле, сказать Богу о своих грехах — это нелегко) и другие препятствия. Человек ведь не всегда понимает, что есть грех. К сожалению, даже и не все люди, живущие церковной жизнью, знают и хорошо понимают Евангелие. А кроме как в Евангелии, ответа на вопрос, что есть грех, а что есть добродетель, нигде, пожалуй, не найдешь. В окружающей нас жизни многие грехи стали привычным явлением… Но даже и при чтении Евангелия человеку его грехи открываются не сразу, их открывает постепенно благодать Божия. Преподобный Петр Дамаскин говорит, что начало здравия души есть видение своих грехов бесчисленными, как песок морской. Если бы Господь сразу открыл человеку его греховность во всем ее ужасе — ни один человек этого вынести не смог бы. Вот почему Господь открывает человеку его грехи постепенно. Это можно сравнить с чисткой луковицы — сначала одну шкурку сняли, потом вторую — и, наконец, до самой луковицы добрались. Вот почему очень часто бывает так: человек ходит в храм, регулярно исповедуется, причащается — и осознает, наконец, необходимость так называемой генеральной исповеди. Очень редко бывает, что человек готов к ней сразу.

— Что это такое? Чем генеральная исповедь отличается от обычной?

— Генеральной исповедью, как правило, называют исповедь за всю прожитую жизнь, и в определенном смысле это верно. Но генеральной можно назвать исповедь и не столь всеобъемлющую. Мы каемся в своих грехах из недели в неделю, из месяца в месяц, это — простая исповедь. Но время от времени нужно устраивать себе генеральную исповедь — пересмотр всей своей жизни. Не той, что прожита, а той, что сейчас. Мы видим, что одни и те же грехи у нас повторяются, избавиться от них не получается — вот поэтому надо разобраться в себе. Всю свою жизнь, как она есть сейчас, пересмотреть.

— Как относиться к так называемым вопросникам для генеральной исповеди? Их можно видеть в церковных лавках.

— Если под генеральной исповедью понимать именно исповедь за всю прожитую жизнь, то здесь действительно возникает необходимость в каких-то внешних пособиях. Лучшее пособие для исповедников — это книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», она о духе, правильном настрое кающегося человека, о том, в чем именно надо каяться. Есть книга «Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души» архимандрита Лазаря (Абашидзе). Полезны выдержки из святителя Игнатия (Брянчанинова) — «В помощь кающемуся». Что касается вопросников — да, есть духовники, есть священники, которые этих вопросников не одобряют. Говорят, что в них можно вычитать такие грехи, о которых читающий и слыхом не слыхал, а прочитает — и повредится... Но, к сожалению, почти не осталось таких грехов, о которых современный человек не знал бы. Да, там есть вопросы неумные, грубые, есть вопросы, грешащие явно излишним физиологизмом… Но если относиться к вопроснику как к рабочему инструменту, как к плугу, которым один раз нужно всего себя перепахать, то, я думаю, использовать его можно. В старину подобные вопросники называли таким чудным для современного уха словом «поновление». Действительно, человек с их помощью поновлял себя как образ Божий, как поновляют старую, обветшавшую и закопченную икону. Думать о том, в хорошей или плохой литературной форме составлены эти вопросники, совершенно необязательно. К серьезным недостаткам некоторых вопросников нужно отнести вот что: составители включают в них то, что, в сущности, грехом не является. Не мыл ли руки душистым мылом, например, или не стирал ли в воскресенье… Если стирал во время воскресной службы — это грех, а если стирал после службы, потому что другого времени не было,— лично я в этом греха не вижу.

— К сожалению, в наших церковных лавках можно подчас такое купить…

— Вот почему необходимо посоветоваться со священником прежде, чем использовать вопросник. Могу порекомендовать книгу иерея Алексия Мороза «Исповедую грех, батюшка» — это разумный и очень подробный вопросник.

— Здесь же необходимо уточнить: что мы подразумеваем под словом «грех»? Большинство исповедующихся, произнося это слово, имеют в виду именно греховный поступок. То есть, по сути, проявление греха. Например: «Вчера был резок и жесток с мамой». Но ведь это не отдельный, не случайный какой-то эпизод, это проявление греха нелюбви, нетерпимости, непрощения, эгоизма. Значит, нужно не так говорить, не «вчера был жесток», а просто «я жесток, во мне мало любви». Или как нужно говорить?

— Грех — это проявление страсти на деле. Надо каяться в конкретных грехах. Не в страстях как таковых, потому что страсти — они всегда одни и те же, можно на всю жизнь одну исповедь себе написать, а в тех грехах, которые от исповеди до исповеди были совершены. Исповедь — это то Таинство, которое дает нам возможность положить начало новой жизни. Мы покаялись в совершенных грехах, и с этого момента наша жизнь началась заново. Это и есть то чудо, которое в Таинстве Исповеди совершается. Вот почему каяться нужно всегда — в прошедшем времени. Не надо говорить: «Я обижаю ближних», надо сказать: «Я обижал ближних». Потому что у меня есть намерение, сказав это, впредь людей не обижать.

Каждый грех на исповеди должен быть назван так, чтоб было понятно, в чем именно он заключается. Если мы каемся в празднословии, не надо все эпизоды нашего празднословия пересказывать и все наши праздные слова повторять. Но если в каком-то случае празднословия было столько, что мы кого-то этим утомили или наговорили чего-то совсем уж лишнего — наверное, надо об этом на исповеди сказать чуть подробней, определенней. Есть ведь такие слова евангельские: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Надо и на исповедь свою заранее с этой точки зрения посмотреть — не будет ли в ней празднословия.

— И все же о страстях. Если я испытываю раздражение от просьбы моего ближнего, но ничем этого раздражения не выдаю и необходимую помощь ему оказываю — должна ли я каяться в испытанном мною раздражении как в грехе?

— Если Вы, чувствуя в себе это раздражение, сознательно боролись с ним — это одна ситуация. Если же Вы это свое раздражение приняли, развивали его в себе, упивались им — это ситуация другая. Все зависит от направления воли человека. Если человек, испытывая греховную страсть, обращается к Богу и говорит: «Господи, я этого не хочу и не желаю, помоги мне от этого избавиться» — греха на человеке практически нет. Грех есть — настолько, насколько в этих искусительных желаниях участвовало наше сердце. И насколько мы позволяли ему в этом участвовать.

— Видимо, надо остановиться на «болезни рассказывания», проистекающей от определенного малодушия при исповеди. К примеру, вместо того, чтобы сказать «я вела себя эгоистично», я начинаю рассказывать: «На работе… мой коллега говорит… а я в ответ говорю…» и т. д. О грехе своем я в конечном итоге сообщаю, но — именно вот так, в обрамлении рассказа. Это даже не обрамление, эти рассказывания играют, если разобраться, роль одежды — мы одеваемся в слова, в сюжет, чтоб не чувствовать себя голыми на исповеди.

— Действительно, так легче. Но не нужно облегчать себе задачу исповеди. На исповеди не должно быть ненужных подробностей. Не должно быть каких-то других людей с их поступками. Потому что когда мы говорим о других людях, мы чаще всего оправдываем себя за счет этих людей. Также мы оправдываемся за счет каких-то наших обстоятельств. С другой стороны, иногда мера прегрешения зависит от обстоятельств совершения греха. Избить человека по пьяной злобе — это одно, остановить преступника, защищая жертву,— совсем другое. Отказать в помощи ближнему из-за лени и эгоизма — одно, отказать потому, что температура в тот день была сорок,— другое. Если человек, умеющий исповедоваться, исповедуется подробно — священнику легче увидеть, что и почему с этим человеком происходит. Таким образом, обстоятельства совершения греха нужно сообщать только в том случае, если без этих обстоятельств не понятен совершенный вами грех. Этому тоже учатся на опыте.

Лишнее рассказывание на исповеди может иметь еще и другую причину: потребность человека в участии, в душевной помощи и тепле. Здесь, может быть, уместна беседа со священником, но она должна быть в другое время, никак уж не в момент исповеди. Исповедь — это Таинство, а не беседа.

— Священник Александр Ельчанинов в одной из своих записей благодарит Бога за то, что Он помогает ему всякий раз переживать исповедь как катастрофу. Что мы должны делать для того, чтоб наша исповедь, по крайней мере, не была сухой, холодной, формальной?

— Надо помнить, что исповедь, которую мы произносим в храме,— это верхушка айсберга. Если вот эта исповедь — это все, и ею все ограничивается — можно сказать, что у нас ничего нет. Не было исповеди на самом деле. Есть только благодать Божия, которая вопреки нашему неразумию и безрассудству действует все-таки. У нас есть намерение каяться, но оно формально, оно сухо и безжизненно. Это как та смоковница, которая если и принесет какие-то плоды, то с великим трудом.

Наша исповедь в другое время совершается и в другое время готовится. Когда мы, зная, что завтра пойдем в храм, будем исповедоваться, садимся и разбираемся в своей жизни. Когда я задумываюсь: почему за это время столько раз осуждал людей? А потому, что, осуждая их, я сам в своих глазах выгляжу лучше. Я, вместо того, чтоб заниматься собственными грехами, осуждаю других и оправдываю себя. Или нахожу для себя в осуждении какое-то удовольствие. Когда я понимаю, что, пока я осуждаю других, я не буду иметь благодати Божией. И когда я говорю: «Господи, помоги мне, иначе — сколько я буду убивать этим свою душу?». После этого я приду на исповедь и скажу: «Я без числа осуждал людей, я превозносился над ними, я находил для себя в этом сладость». Мое покаяние заключается не только в том, что я это произнес, но в том, что я решил больше этого не делать. Когда человек кается именно так, он от исповеди получает очень большое благодатное утешение и совсем по-другому исповедуется. Покаяние — это изменение человека. Если изменения не произошло, исповедь осталась до известной степени формальностью. «Исполнением христианского долга», как почему-то принято было выражаться до революции.

Есть примеры святых, которые приносили покаяние Богу в сердце своем, изменяли свою жизнь, и Господь это покаяние принимал, хотя не было над ними епитрахили, и молитва об оставлении грехов не была прочитана. Но покаяние-то было! А у нас по-другому — и молитва прочитана, и причастился человек, а покаяния как такового не произошло, разрыва в цепи греховной жизни нет.

Есть люди, которые приходят на исповедь и, встав уже перед аналоем с крестом и Евангелием, начинают вспоминать, чем они согрешили. Это всегда сущее мучение — и для священника, и для тех, кто ждет своей очереди, и для самого человека, конечно. Как к исповеди готовиться? Во-первых — внимательной трезвой жизнью. Во-вторых — есть хорошее правило, взамен которого ничего не придумаешь: каждый день вечером уделять пять-десять минут даже не размышлению о том, что произошло в течение дня, а покаянию перед Богом в том, в чем человек считает себя согрешившим. Сесть и мысленно пройти день — от утренних часов до вечерних. И каждый грех для себя осознать. Большой грех или малый — его надо понять, прочувствовать и, как говорит Антоний Великий,— поставить меж собой и Богом. Увидеть в нем препятствие между собой и Творцом. Почувствовать эту страшную метафизическую сущность греха. И за каждый грех попросить у Бога прощения. И в сердце своем положить желание оставить эти грехи в дне минувшем. Желательно эти грехи в какой-то блокнот записывать. Это помогает полагать греху предел. Не записали мы этот грех, чисто механического такого действия не сделали, и он «перешел» в следующий день. Да и готовиться к исповеди тогда будет проще. Не надо все «вдруг» припоминать.

— Некоторые прихожане предпочитают исповедь в такой форме: «Согрешил против такой-то заповеди». Это удобно: «Согрешил против седьмой» — и больше ничего рассказывать не надо.

— Я полагаю, что это совершенно неприемлемо. Любая формализация духовной жизни эту жизнь убивает. Грех — это боль человеческой души. Если этой боли нет, то нет и покаяния. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что о прощении наших грехов нам свидетельствует та боль, которую мы чувствуем, каясь в них. Если мы не испытываем боли, у нас есть все основания сомневаться, что грехи нам прощены. А преподобный Варсонофий Великий, отвечая на вопросы различных людей, неоднократно говорил, что признак прощения — это потеря сочувствия к прежде совершенным грехам. Вот это и есть то изменение, которое с человеком должно произойти, внутренний поворот.

— Еще одно распространенное мнение: зачем я буду каяться, если я знаю, что все равно не изменюсь — это будет с моей стороны лицемерием и ханжеством.

— «Невозможное человекам возможно Богу». Что такое грех, почему человек вновь и вновь его повторяет, даже понимая, что это плохо? Потому что это то, что возобладало над ним, что вошло в его природу, сломало ее, исказило. И сам человек с этим справиться не может, ему нужна помощь — благодатная помощь Божия. Через Таинство Покаяния человек прибегает к Его помощи. Первый раз человек приходит на исповедь и подчас даже не собирается свои грехи оставлять, но пусть он хотя бы раскается в них перед Богом. О чем мы просим Бога в одной из молитв Таинства Покаяния? «Ослаби, остави, прости». Сначала ослаби силу греха, потом остави, и уж потом — прости. Бывает так, что человек приходит на исповедь много раз и кается в одном и том же грехе, не имея сил, не имея решимости его оставить, но кается искренне. А Господь за это покаяние, за это постоянство посылает человеку свою помощь. Есть такой замечательный пример, по-моему, у святителя Амфилохия Иконийского: некий человек приходил в храм и там вставал на колени перед иконой Спасителя и слезно каялся в ужасном грехе, который раз за разом вновь совершал. Его душа настолько исстрадалась, что он однажды сказал: «Господи, я устал от этого греха, я никогда его более не совершу, я Тебя Самого призываю в свидетели на Страшном Суде: этого греха отныне не будет в моей жизни». После этого он вышел из храма и вновь впал в этот грех. И что же он сделал? Нет, не удавился и не утопился. Вновь пришел в храм, встал на колени и каялся в падении. И так, возле иконы, умер. И святителю была открыта участь этой души. Господь помиловал каявшегося. И диавол спрашивает Господа: «Как же так, разве он не обещал Тебе много раз, не призывал Тебя Самого в свидетели и не обманывал потом?». И Бог отвечает: «Если ты, будучи человеконенавистником, столько раз после его обращений ко Мне принимал его к себе обратно, как же Я его не приму?».

А вот известная лично мне ситуация: в один из московских храмов регулярно приходила девушка и исповедовалась в том, что зарабатывает себе на жизнь древнейшей, как говорится, профессией. Никто не допускал ее до Причастия, конечно, но она продолжала ходить, молилась, пыталась как-то участвовать в жизни прихода. Не знаю, удалось ли ей оставить это ремесло, но точно знаю, что Господь ее хранит и не оставляет, ожидая необходимой перемены.

Очень важно верить в прощение грехов, в силу Таинства. Те, кто не верит, жалуются, что после исповеди не наступает облегчения, что они уходят из храма с тяжелой душой. Это от маловерия, даже от неверия в прощение. Вера должна давать человеку радость, а если веры нет, не нужно надеяться на какие-то душевные переживания и эмоции.

— Иногда бывает так, что некий давний (как правило) наш поступок вызывает у нас реакцию скорее юмористическую, чем покаянную, и нам представляется, что говорить об этом поступке на исповеди — это излишнее усердие, граничащее с ханжеством либо с кокетством. Пример: я вдруг вспоминаю, что когда-то в юности украла книгу в библиотеке дома отдыха. Думаю, что надо сказать об этом на исповеди: как ни крути, восьмая заповедь нарушена. И тут же самой становится смешно...

— Я бы не относился к этому столь несерьезно. Есть поступки, которые нельзя даже формально совершать, потому что они нас разрушают — даже не как людей веры, а просто как людей совестливых. Есть определенные барьеры, которые мы должны себе установить. Это святые могли иметь духовную свободу, которая позволяет совершать вещи, формально осуждаемые, но они совершали их только тогда, когда эти поступки были во благо.

— Верно ли, что не нужно каяться в грехах, совершенных до Крещения, если крестился в зрелом возрасте?

— Формально верно. Но дело вот в чем: раньше Таинству Крещения всегда предшествовало Таинство Покаяния. Крещению Иоаннову, вхождению в воды Иордана предшествовало исповедание грехов. Сейчас взрослых людей в наших храмах крестят без исповедания грехов, лишь в некоторых храмах есть практика предкрещальной исповеди. И что происходит? Да, в крещении человеку грехи прощаются, но он не осознал этих грехов, не пережил покаяния в них. Вот почему он к этим грехам, как правило, возвращается. Разрыва не произошло, линия греха продолжается. Формально человек не обязан о грехах, совершенных до крещения, на исповеди говорить, но… лучше не углубляться в такие вот расчеты: «Это я должен сказать, а вот это могу не говорить». Исповедь не предмет такого торга с Богом. Здесь не в букве дело, здесь дело в духе.

— Мы достаточно много говорили здесь о том, как готовиться к исповеди, но что мы должны читать или, как говорят, вычитывать накануне дома, какие молитвы? В молитвослове есть Последование ко Святому Причащению. Нужно ли вычитывать его целиком и достаточно ли этого? Кроме того, Причастия за исповедью может ведь и не следовать. Что читать перед исповедью?

— Очень хорошо, если человек перед исповедью прочитает Покаянный канон Спасителю. Есть также очень хороший Покаянный канон Божией Матери. Это может быть просто молитва с покаянным чувством «Боже, буди милостив ко мне грешному». И очень важно, вспоминая каждый совершенный грех, доводя до сердца сознание его гибельности для нас, от души, своими словами попросить за него прощения у Бога, просто стоя перед иконами или полагая поклоны. Прийти к тому, что преподобный Никодим Святогорец называет ощущением себя «виновномилуемым». То есть почувствовать: я погибаю, и это сознаю, и не оправдываю себя. Я признаю себя достойным этой гибели. Но я с этим иду к Богу, повергаюсь перед Его любовью и надеюсь на Его милость, веря в нее.

У игумена Никона (Воробьева) есть замечательное письмо некоей женщине, уже немолодой, которая из-за возраста и болезни должна была приготовиться к переходу в Вечность. Он пишет ей: «Вспоминай все свои грехи и в каждом — даже и в том, который исповедала — кайся перед Богом, пока не почувствуешь, что Господь тебя прощает. Это не прелесть — почувствовать, что Господь прощает, это то, что святые отцы называли радостнотворным плачем — покаянием, приносящим радость». Это самое необходимое — почувствовать мир с Богом.

Беседовала Марина Бирюкова

Здравствуйте. Очень хочу исповедаться, но не знаю с чего начать. Точнее - боюсь. В церковь хожу не регулярно, но довольно часто. Каждый раз хочу подойти к батюшке, спросить, но оковывает страх. И опять оставляю на потом. На душе тяжело. Посоветуйте, пожалуйста, как поступить. С уважением, Елена.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Елена!

Ну, в Вашей ситуации надо как-то перебороть этот страх, переступить через него и все-таки начать исповедоваться, - другого пути нет. Походите по разным храмам, посмотрите на священников, и в Вашем городе наверняка найдете кого-нибудь, перед которым душа Ваша раскроется. Поспрашивайте через знакомых, посмотрите разные сайты храмов Петербурга… Ищущий всегда найдет! Бог Вам в помощь!

Батюшка, вчера на проповеди в нашем храме священник сказал о том, что раньше за грех блуда и колдовства отлучали от причастия на много лет. Сохраняется ли эта практика сейчас?
Ольга

Здравствуйте, Ольга!

Канонов, конечно, никто не отменял, и, теоретически, они могут быть применены в церковной практике. Но, насколько я знаю, священники сейчас назначают куда более мягкие епитимьи, чем требуют этого каноны. Это вынужденная мера, связанная со многими факторами, перечислять которые затруднительно. Но, тем не менее, каноны дают нам возможность понять, насколько серьезно Церковь относится к таким грехам как блуд и колдовство.

Подскажите, пожалуйста, как правильно исповедаться. Достаточно ли только назвать грех, например, обман близкого человека. Или необходимо более подробно рассказать в чем заключался обман? Марина.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Здравствуйте, Марина!

В большинстве случаев достаточно просто назвать грех. Однако, обман бывает разный. Поэтому лучше немного конкретизировать. Если будет необходимость, то священник сам попросит рассказать о чем-то более подробно.

Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, как исповедоваться 7-летнему ребёнку? Раньше мы ходили просто причащаться, а с 7 лет, я слышала, нужно исповедоваться. Спасибо! Татьяна.

Здравствуйте, Татьяна!

Постарайтесь объяснить ребенку, что такое грех, что наши грехи огорчают Бога и потому мы должны в них каяться - то есть просить прощения. Остальное предоставьте священнику, которого следует предупредить, что исповедь у ребенка первая. Ни в коем случае не готовьте исповедь за ребенка, очень важно, чтобы он научился чувствовать грех самостоятельно. А вот если ребенок задаст Вам вопрос грех ли тот или иной его поступок, то, конечно, Вы можете ему ответить на вопрос.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что делать, если уже несколько раз исповедовала один и тот же грех, но облегчения не происходит, и воспоминание о грехе все равно мучает? Спасибо! Лариса .

Здравствуйте, Лариса!

Посоветуйтесь со священником на исповеди о том, какие молитвы или иные духовные средства могут Вам помочь. Лично зная Вас и Ваш грех, священник на исповеди даст точный и действенный совет.

Как исповедовать мысленные грехи, подробно или общими фразами -хульные, непристойные мысли, или подробно, о чем конкретно я подумала? Ведь есть такие мысли, которые невозможно даже озвучить.
И если мы за каждое слово будем отвечать, а за всю жизнь столько ужасных слов сказано, на исповеди невозможно сказать все слова, то надо говороить на исповеди общими фразами? Татьяна.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Татьяна!

Конечно, за всю жизнь столько ужасных слов сказано, что на исповеди сказать их невозможно, да и не полезно. Но даже «общие» фразы могут быть более-менее детализированы. Если помыслы Вас постоянно одолевают, то лучший способ их уврачевания - это прямо назвать их на исповеди. Тогда и священник сможет подсказать Вам наиболее действенный способ борьбы с ними. То же относится и к словам - можно каяться, не вспоминая каждое сказанное слово, но достаточно конкретно описывая ситуацию.

Скажите, пожалуйста, можно ли во время исповеди обращаться к Богу на "Ты" или надо говорить о Господе в третьем лице, обращаясь к священнику? Спаси Господи! Анна.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Здравствуйте, Анна!

Каемся мы перед Богом, а священник является посредником между Богом и человеком. Исповедуемся мы Богу, но говорим со священником, который принимает исповедь.

Много споров по поводу причащаться или нет в День Пасхи. В Великий четверг вечером будет последняя исповедь перед Светлой Пасхой. Вопрос в том, что если не получится попасть на исповедь в Великий четверг, будет ли еще одна исповедь на ночном богослужении в Великую субботу? Спаси, Господи! Александр.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Александр! Бог Вас благословит!

В каждом приходе этот вопрос решается индивидуально в зависимости от конкретных обстоятельств. Но, безусловно, подробно исповедовать на Пасху нет возможности, поэтому постарайтесь исповедоваться заранее. В любом случае за окончательным ответом Вам нужно обратиться в тот храм, в который собираетесь прийти на Пасху.

Известны ли в церковной практике случаи записи на различные информационные носители исповеди? Имеет ли право исповедующийся человек, не ставя в известность священника, тайно вести запись своей исповеди? В целом, можно ли дать оценку подобным действиям? Спасибо. Марина.

Отвечает священник Михаил Самохин:

Здравствуйте, Марина!

Исповедь является тайной, хранение которой обязательно не только для священника, но и для исповедующегося. Тайная запись исповеди может быть расценена как человеческая непорядочность. Если к этому не побуждают какие-то исключительные причины, о которых Вы ничего не пишете. При желании записать исповедь, священник обязательно должен быть поставлен об этом в известность и дать на это свое благословение.

Меня больше года мучает смертный грех, который я совершила по отношению к своей семье. Постоянно посещают мысли, что Господь не простит мне его или, если простит, то я или мои дети должны будут понести страшное наказание. Я уже исповедовала его, но всё равно мучаюсь душой. Что мне делать? Как жить спокойно? Никаких сил нет, постоянно плачу. . .
Благодарю заранее за помощь. Екатерина.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Здравствуйте, Екатерина!

Такое случается, люди продолжают мучиться после исповеди. Обычно такое случается, когда исповедь бывает не совсем искренней или полной. Я думаю, что Вам стоит пойти в храм и лично поговорить со священником, рассказать о проблеме и попросить совета. Заочно, посредством интернета, очень сложно Вам помочь.

Вы знаете, меня мама заставляет идти на Соборование, а я не хочу. Ведь после этого нужно исповедоваться. Но ведь для того, чтобы исповедоваться, нужно ощущать потребность душевную, как я думаю. А я на данный момент её не ощущаю. И считаю, что без этого исповедоваться нет смысла. Подскажите, пожалуйста, что мне делать? Любовь, 17 лет.

Отвечает священник Антоний Скрынников:

Здравствуйте, Любовь!

Исповедь, как правило, происходит до соборования, а не после. Заставлять вас идти на соборование против вашей воли, конечно же, неправильно. Но с другой стороны, вы должны понимать, что ни одна мать не пожелает своему ребенку ничего плохого. Никакой первоклашка не хочет ходить в школу. Гораздо веселее играть целыми днями в солдатики и машинки. Когда мы вырастаем, мы начинаем понимать, какое же доброе дело сделали наши родители, дав нам образование.
Если вы не испытываете духовную потребность в покаянии, то это серьезный повод задуматься, что с вашей душей что-то происходит. Если мы не видим своих грехов и потребности в избавлении от них, то наша душа мертва. Если мы считаем нашу совесть чистой, то это признак короткой памяти.
Чтобы пробудить свою совесть, нужно читать Евангелие, духовную литературу, в том числе и об исповеди.

Каждому ли нужен духовник (или, правильнее, духовный отец) и зачем? Ольга.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Ольга!

Духовник необходим христианину. Причин тому много. Для новоначального, только начинающего жить духовной жизнью, духовник служит проводником, который не даст заплутать, может предостеречь от многих опасностей и сложностей. Духовник является и наставником, помогающим в духовном росте и развитии. Также духовника сравнивают с врачом, который врачует духовные недуги. О необходимости иметь духовника пишут многие святые отцы.

Как часто надо исповедоваться? А если некоторые моменты жизни никак не могу высказать Батюшке, но они меня гложут, как себя пересилить? Юлия.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Юлия!

Частота исповеди зависит от напряженности духовной жизни, вопрос этот для каждого человека решается индивидуально. Как правило, исповедоваться и причащаться советуют не реже 1 раза в 3-4 недели, но это лишь самый приблизительный ориентир. Как часто стоит исповедоваться Вам, решите в личной беседе со священником, у которого исповедуетесь. Для исповедания некоторых грехов, действительно, требуется определенное духовное мужество. Молитесь, просите Господа о помощи. Возможно, Вам поможет письменная исповедь - напишите то, в чем хотите покаяться, и дайте прочитать записку священнику, это допустимо. «Волшебного» способа преодолеть себя не существует - только самопонуждение, молитвенное и духовное усилие могут Вам помочь. Дай Бог Вам сил!

Я покрестился 2 года назад, на исповеди не был. Теперь, чувствую, что просто необходимо. Грехи описываются со времени крещения? Или за свою всю жизнь? На нескольких исповедях. Подскажите, пожалуйста! С уважением, Владимир.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Владимир!

При Крещении человеку прощаются все совершенные ранее грехи, поэтому каяться в них не нужно. Исповедовать необходимо грехи, совершенные после Крещения, но, если совесть Ваша неспокойна, расскажите об этом священнику.

Здравствуйте! Пожалуйста, разрешите вопрос. Можно ли исповедоваться без подготовки (1-3-дневного поста и вычитывания канонов), если уверена, что причащаться не будешь именно после этой исповеди. Или нельзя? Наталья.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Наталья!

Да, исповедоваться можно без предварительного поста и чтения особых молитв. Напомню, однако, что сейчас идет Великий пост, который необходимо по мере сил соблюдать.

Хочу исповедаться первый раз, но меня очень волнует следующий вопрос: мы с мужем не венчаны. Повенчаться хотим этим летом. Поминаю, что это не повод откладывать исповедь до лета. Как мне быть в такой ситуации? Екатерина.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Екатерина!

Не смущайтесь, Церковь не считает зарегистрированный брак грехом, даже если этот брак не венчан. Поэтому нет никаких причин откладывать исповедь и причастие до лета. Сейчас приближается Великий Пост - время сугубого покаяния. Желаю Вам не откладывать исповедь, а воспользоваться этим благодатным периодом церковного года.

Здравствуйте. В последнее время приходит осознание того, как много я нагрешила в своей жизни, недавно еще и сделала аборт. Не могу больше так жить, нет мне оправдания. Очень сильно во всем раскаиваюсь, на душе камень. Подскажите, пожалуйста, что мне нужно сделать, простит ли меня Господь, если я покаюсь во всем содеянном? Не хочу после смерти попасть в ад, ведь по сути я человек не плохой. Спасибо. Екатерина.

Здравствуйте, Екатерина!

Искренне рад, что Вы осознали тяжесть совершенных грехов и раскаиваетесь в них. Господь прощает нам грехи, в которых мы искренне каемся. Начать Вам нужно с исповеди в храме, прислушайтесь к советам священника, который будет принимать Вашу исповедь. Если он сочтет необходимым дать Вам епитимью, приложите все усилия к тому, чтобы ее исполнить, и впредь старайтесь не допускать в своей жизни тяжких грехов. Помните, что Господь любит каждого человека, и всем нам желает спасения. Но спасаемся мы не своими «заслугами», а милостью Божией. А мы все - грешные, но это вовсе не то же самое, что «плохие». В каждом человеке есть образ Божий, и нужно понимать, что все наши «хорошие» стороны - от Бога. Но мы грешные, все искажаем образ Божий своими грехами, и потому должны каяться в своих грехах и все нуждаемся в милости Божией. Слово «покаяние» по гречески звучит как «метанойя» и означает «изменение сознания». Каяться необходимо так, чтобы суметь измениться, чтобы даже мысль о повторении греха была для нас недопустимой. Молитесь, кайтесь и не отчаивайтесь в Милости Божией! Помоги Вам Господи!

Как правильно каяться? Верно ли я понимаю, что нужно рассказать всё, что было совершенно и теперь мучает? И в любой церкви это можно сделать? Ксения.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Ксения!

Каяться надо в тех грехах, которые Вы за собой заметили. Это можно делать в любом храме, но желательно со временем найти духовника - священника, которому Вы будете регулярно исповедоваться, и который станет Вашим руководителем в духовной жизни.

Никак не могу наладить духовную жизнь. С домашней молитвой как-то начало проясняться после 4,5 лет хождения в церковь. А вот с регулярным причастием беда. Думаю: зачем буду готовиться, стараться, если в принципе я в церкви никому не нужна. Все упирается в равнодушие священников. Они только исполняют свою работу, их не интересует духовная жизнь паствы, отдельной личности. Исповедь или рано-рано утром, или во время службы. Все действия священнослужителей направлены на сбор денег. Один формализм, ничего живого. Читала массу статей об исповеди, причастии. Есть дельные советы, но статьи исходят из того, что ты приходишь к добросовестному и умному священнику. У нас в Казани большинство — халтурщики. Раскрывать перед ними душу — осадок остается, чувство досады. Такая психологическая коллизия. Что посоветуете, кроме терпения?
Спасибо. Татьяна.

Здравствуйте, Татьяна!

Приходя в Церковь, мы приходим не к тому или иному священнику, хорошему или плохому, мы приходим к Богу, ко Христу. Именно к Нему мы обращаемся в молитве, с Ним соединяемся в Таинстве Причастия, Он отпускает нам грехи, врачует нашу душу, направляет нашу жизнь. И Ему каждый из нас и нужен, и ценен, и дорог. Помните, что ради Вас Господь пришел на землю и принял крестную смерть. Вас Он любит и Вам желает спасения. Поэтому первое, что я могу Вам посоветовать, это искать в церкви не внимания от священника или прихожан, а встречи с Господом. И в таинствах христианин участвует не для того, чтобы стать кому-то нужным - таинства нужны Вам, в них Вы получаете Божию благодать, поддержку Ваших духовных сил, исцеление духовных болезней.
Далее Вы пишите, что исповедуетесь и причащаетесь нерегулярно, но при этом хотите, чтобы священник уделил Вам особое внимание. Но ведь нельзя руководить духовной жизнью человека, которого не знаешь и видишь нерегулярно. В таких случаях очень трудно дать какой-то совет. А иногда священник и старается дать совет, но собеседник не готов его услышать, а потому обижается на священника. Кроме того надо помнить, что исповедь - это покаяние в грехах, и, как правило, нет необходимости на исповеди описывать те причины, которые в наших глазах являются «смягчающими обстоятельствами». Господь лучше нас знает все смягчающие обстоятельства, но грех остается грехом, и нам на исповеди нужно в нем каяться. Когда нужно что-то уточнить - священник сам задаст вопрос. Но зачастую на исповеди приходится слышать жалобы на скверный нрав родных и близких, невыносимые условия на работе и тому подобное. А цель исповеди - не «душевно» побеседовать с батюшкой, а принести Господу покаяние в грехах и получить от Него прощение.
Ну и последнее, о чем я хотел бы Вам сказать. Попробуйте не ждать, что Вы станете кому-то нужны, а самой стать нужной ближним. Предложите свои силы для каких-то приходских мероприятий, выделите время для посещения больных, престарелых, детей-сирот, словом, окажите сами кому-то внимание и милосердие. Только не ожидайте чего-то «взамен», а просто попробуйте стать полезной кому-то рядом. Чувство ненужности и оставленности очень быстро пройдет, уверяю Вас.
Если же у Вас возникают какие-то вопросы, на которые Вы не можете найти ответа, пишите нам, постараюсь ответить на Ваши вопросы.

Здравствуйте! С некоторых пор после исповеди меня мучает один вопрос. Если женщина сделала аборт и раскаивается в этом (исповедь и свечи за упокоение души нерожденного ребенка), то Бог прощает этот грех, а как это влияет на мужчину, который тоже принимал участие в зачатии (мужчина не исповедуется и не верует)? Заранее благодарна за ответ. Наталья.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Наталья!

Раскаяние женщины никак не влияет на мужчину: каждый отвечает перед Богом за свои грехи. Так что и мужчине нужно принести покаяние, или он будет отвечать за свой грех перед Богом.