Меню

Куприн олеся краткое. А.И

Потолок

Мой слуга, повар и спутник по охоте – полесовщик Ярмола вошел в комнату, согнувшись под вязанкой дров, сбросил ее с грохотом на пол и подышал на замерзшие пальцы.

– У, какой ветер, паныч, на дворе, – сказал он, садясь на корточки перед заслонкой. – Нужно хорошо в грубке протопить. Позвольте запалочку, паныч.

– Значит, завтра на зайцев не пойдем, а? Как ты думаешь, Ярмола?

– Нет… не можно… слышите, какая завируха. Заяц теперь лежит и – а ни мур-мур… Завтра и одного следа не увидите.

Судьба забросила меня на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья, и охота была единственным моим занятием и удовольствием. Признаюсь, в то время, когда мне предложили ехать в деревню, я вовсе не думал так нестерпимо скучать. Я поехал даже с радостью. «Полесье… глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры, – думал я, сидя в вагоне, – совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком… и уж, наверно, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!» А я в то время (рассказывать, так все рассказывать) уже успел тиснуть в одной маленькой газетке рассказ с двумя убийствами и одним самоубийством и знал теоретически, что для писателей полезно наблюдать нравы.

Но… или перебродские крестьяне отличались какой-то особенной, упорной несообщительностью, или я не умел взяться за дело, – отношения мои с ними ограничивались только тем, что, увидев меня, они еще издали снимали шапки, а поравнявшись со мной, угрюмо произносили: «Гай буг», что должно было обозначать: «Помогай Бог». Когда же я пробовал с ними разговориться, то они глядели на меня с удивлением, отказывались понимать самые простые вопросы и все порывались целовать у меня руки – старый обычай, оставшийся от польского крепостничества.

Книжки, какие у меня были, я все очень скоро перечитал. От скуки – хотя это сначала казалось мне неприятным – я сделал попытку познакомиться с местной интеллигенцией в лице ксендза, жившего за пятнадцать верст, находившегося при нем «пана органиста», местного урядника и конторщика соседнего имения из отставных унтер-офицеров, но ничего из этого не вышло.

Потом я пробовал заняться лечением перебродских жителей. В моем распоряжении были: касторовое масло, карболка, борная кислота, йод. Но тут, помимо моих скудных сведений, я наткнулся на полную невозможность ставить диагнозы, потому что признаки болезни у всех моих пациентов были всегда одни и те же: «в сере́дине болит» и «ни есть, ни пить не можу».

Приходит, например, ко мне старая баба. Вытерев со смущенным видом нос указательным пальцем правой руки, она достает из-за пазухи пару яиц, причем на секунду я вижу ее коричневую кожу, и кладет их на стол. Затем она начинает ловить мои руки, чтобы запечатлеть на них поцелуй. Я прячу руки и убеждаю старуху: «Да полно, бабка… оставь… я не поп… мне это не полагается… Что у тебя болит?»

– В сере́дине у меня болит, панычу, в самой что ни на есть сере́дине, так что даже ни пить, ни есть не можу.

– Давно это у тебя сделалось?

– А я знаю? – отвечает она также вопросом. – Так и печет и печет. Ни пить, ни есть не можу.

И сколько я ни бьюсь, более определенных признаков болезни не находится.

– Да вы не беспокойтесь, – посоветовал мне однажды конторщик из унтеров, – сами вылечатся. Присохнет, как на собаке. Я, доложу вам, только одно лекарство употребляю – нашатырь. Приходит ко мне мужик. «Что тебе?» – «Я, говорит, больной»… Сейчас же ему под нос склянку нашатырного спирту. «Нюхай!» Нюхает… «Нюхай еще… сильнее!..» Нюхает… «Что, легче?» – «Як будто полегшало…» – «Ну, так и ступай с Богом».

К тому же мне претило это целование рук (а иные так прямо падали в ноги и изо всех сил стремились облобызать мои сапоги). Здесь сказывалось вовсе не движение признательного сердца, а просто омерзительная привычка, привитая веками рабства и насилия. И я только удивлялся тому же самому конторщику из унтеров и уряднику, глядя, с какой невозмутимой важностью суют они в губы мужикам свои огромные красные лапы…

Мне оставалась только охота. Но в конце января наступила такая погода, что и охотиться стало невозможно. Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовывался твердый, льдистый слой наста, по которому заяц пробегал, не оставляя следов. Сидя взаперти и прислушиваясь к вою ветра, я тосковал страшно. Понятно, я ухватился с жадностью за такое невинное развлечение, как обучение грамоте полесовщика Ярмолы.

Началось это, впрочем, довольно оригинально. Я однажды писал письмо и вдруг почувствовал, что кто-то стоит за моей спиной. Обернувшись, я увидел Ярмолу, подошедшего, как и всегда, беззвучно в своих мягких лаптях.

– Что тебе, Ярмола? – спросил я.

– Да вот дивлюсь, как вы пишете. Вот бы мне так… Нет, нет… не так, как вы, – смущенно заторопился он, видя, что я улыбаюсь… – Мне бы только мое фамилие…

– Зачем это тебе? – удивился я… (Надо заметить, что Ярмола считается самым бедным и самым ленивым мужиком во всем Переброде: жалованье и свой крестьянский заработок он пропивает; таких плохих волов, как у него, нет нигде в окрестности. По моему мнению, ему-то уж ни в каком случае не могло понадобиться знание грамоты.) Я еще раз спросил с сомнением: – Для чего же тебе надо уметь писать фамилию?

– А видите, какое дело, паныч, – ответил Ярмола необыкновенно мягко, – ни одного грамотного нет у нас в деревне. Когда бумагу какую нужно подписать, или в волости дело, или что… никто не может… Староста печать только кладет, а сам не знает, что в ней напечатано… То хорошо было бы для всех, если бы кто умел расписаться.

Такая заботливость Ярмолы – заведомого браконьера, беспечного бродяги, с мнением которого никогда даже не подумал бы считаться сельский сход, – такая заботливость его об общественном интересе родного села почему-то растрогала меня. Я сам предложил давать ему уроки. И что же это была за тяжкая работа – все мои попытки выучить его сознательному чтению и письму! Ярмола, знавший в совершенстве каждую тропинку своего леса, чуть ли не каждое дерево, умевший ориентироваться днем и ночью в каком угодно месте, различавший по следам всех окрестных волков, зайцев и лисиц, – этот самый Ярмола никак не мог представить себе, почему, например, буквы «м» и «а» вместе составляют «ма». Обыкновенно над такой задачей он мучительно раздумывал минут десять, а то и больше, причем его смуглое худое лицо с впалыми черными глазами, все ушедшее в жесткую черную бороду и большие усы, выражало крайнюю степень умственного напряжения.

– Ну скажи, Ярмола, – «ма». Просто только скажи – «ма», – приставал я к нему. – Не гляди на бумагу, гляди на меня, вот так. Ну, говори – «ма»…

Тогда Ярмола глубоко вздыхал, клал на стол указку и произносил грустно и решительно:

– Нет… Не могу…

– Как же не можешь? Это же ведь так легко. Скажи просто-напросто – «ма», вот как я говорю.

– Нет… не могу, паныч… забыл…

Все методы, приемы и сравнения разбивались об эту чудовищную непонятливость. Но стремление Ярмолы к просвещению вовсе не ослабевало.

– Мне бы только мою фамилию! – застенчиво упрашивал он меня. – Больше ничего не нужно. Только фамилию: Ярмола Попружук – и больше ничего.

Отказавшись окончательно от мысли выучить его разумному чтению и письму, я стал учить его подписываться механически. К моему великому удивлению, этот способ оказался наиболее доступным Ярмоле, так что к концу второго месяца мы уже почти осилили фамилию. Что же касается до имени, то его ввиду облегчения задачи мы решили совсем отбросить.

По вечерам, окончив топку печей, Ярмола с нетерпением дожидался, когда я позову его.

– Ну, Ярмола, давай учиться, – говорил я.

Молодой мужчина-повествователь, которого “судьба забросила на шесть месяцев в глухую деревушку Переброд Волынской губернии, на окраину Полесья”, нестерпимо скучает, а единственными его развлечениями стали охота вместе со слугой Ярмолой и попытки обучить последнего грамоте. Однажды, во время жуткой метели, герой узнает от обычно несловоохотливого Ярмолы о том, что верстах в десяти от его дома живет самая настоящая ведьма Мануйлиха, которая невесть откуда появилась в селе, а затем была выселена за его пределы за свои колдовские деяния. Возможность познакомиться с ней появляется быстро: как только потеплело, герой с Ярмолой отправляется на охоту и, заблудившись в лесу, натыкается на хату. Предположив, что здесь живет местный лесник, он заходит внутрь и обнаруживает там старуху “со всеми чертами бабы-яги, как ее изображает народный эпос”. Мануйлиха встретила героя неприветливо, но, когда он достал серебряный четвертак и попросил старуху погадать, та заметно оживилась. А в самый разгар гадания опять стала выпроваживать незваного гостя – в дом зашла внучка ведьмы, темноволосая красавица “лет двадцати – двадцати пяти”, которая показала герою дорогу домой и назвалась Олесей.

Все первые весенние дни образ Олеси не покидал мысли героя, и как только просохли лесные тропинки, он отправился в избушку колдуньи. Как и в первый раз, внучка встретила гостя куда приветливей, чем Мануйлиха. А когда гость попросил Олесю погадать ему, та призналась, что уже однажды раскинула на него карты, и главное, что она ему нагадала – что в этом году “падает вам большая любовь со стороны трефовой дамы с темными волосами”. А тем, “кто будет вас любить, вы много горя принесете”. Еще карты рассказали Олесе, что трефовой этой даме герой принесет позор, такой, который хуже смерти… Когда Олеся отправилась провожать гостя, она попыталась доказать ему, что ей и ее бабке принадлежит настоящий дар колдовства, и провела над ним несколько опытов. Потом герой пытается разузнать, откуда все-таки пришла Мануйлиха в Полесье, на что Олеся ответила уклончиво, что бабушка не любит говорить об этом. Тогда же герой впервые представляется – его зовут Иван Тимофеевич.

С этого дня герой стал частым гостем в избушке. Олеся всегда была рада его видеть, хоть и встречала сдержанно. А вот старуха была не особенно довольна, но Ивану удалось задобрить ее подарками, сыграло свою роль и заступничество Олеси.

Ивана очаровывала не только красота Олеси. Его привлек также ее самобытный ум. Множество споров между ними разгоралось, когда Иван пытался научно обосновать Олесино “черное искусство”. И, несмотря на разногласия, между ними возникла глубокая привязанность. Тем временем у персонажа испортились отношения с Ярмолой, который изначально не одобрил желания познакомиться с колдуньей. Не нравится ему и то, что обе ведьмы боятся церкви.

Однажды, когда Иван в очередной раз явился в избу, он застал колдунью и ее внучку в расстроенных чувствах: местный урядник приказал им убираться из хаты в двадцать четыре часа и пригрозил пустить их по этапам в случае непослушания. Герой вызывается помочь, и старуха не отказывается от предложения, несмотря на Олесино недовольство. Иван пытается упросить урядника не выгонять женщин из дома, на что тот возражает со словами о том, что они – “язва здешних мест”. Но, задобрив его угощениями и дорогими подарками, Иван добивается своего. Урядник Евпсихий Африканович обещает оставить в покое Мануйлиху и Олесю.

Но вот отношения Олеси и Ивана с этого времени изменились в худшую сторону, а любых объяснений Олеся старательно избегает. Тут Иван неожиданно и серьезно заболевает – шесть дней его “била ужасная полесская лихорадка”. И лишь после выздоровления ему удается выяснить отношения с Олесей, которая честно призналась, что избегала встреч с Иваном лишь потому, что хотела уйти от судьбы. Но, поняв, что это невозможно, призналась ему в любви. Иван ответил ей взаимностью. Но Олеся все не могла забыть про свое гадание. Но все-таки их любовь, несмотря на дурные предчувствия Ивана и злобу Мануйлихи, развивалась.

Тем временем служебные обязанности Ивана в Переброде были закончены, и все чаще приходила к нему мысль жениться на Олесе, забрать ее с собой. Убедив себя в правильности этого решения, он делает предложение любимой. Но Олеся отказывается, мотивируя отказ тем, что не хочет портить жизнь молодому, образованному барину. В итоге она даже предлагает Ивану просто поехать за ним, безо всякой женитьбы. У Ивана возникает подозрение, что ее отказ связан с боязнью церкви, на что Олеся говорит, что ради любви к нему она готова перебороть это свое суеверие. Она назначила ему встречу в церкви на следующий день, в праздник Святой Троицы, а Ивана охватило ужасное предчувствие.

На следующий день герой не успел вовремя попасть в церковь, задержавшись по служебным делам, а когда вернулся, застал у себя местного конторщика, который рассказал ему о сегодняшней “потехе” – деревенские девки поймали на площади ведьму, которой задали встряску, хотели вымазать дегтем, но той удалось сбежать. Действительно, Олеся пришла в церковь, отстояла обедню, после чего на нее накинулись деревенские бабы. Чудом вырвавшаяся Олеся пригрозила им, что они еще вспомнят ее и наплачутся досыта. Но все эти подробности Иван смог узнать позже. А пока же он помчался в лес, и застал в хате избитую Олесю без памяти, охваченную лихорадкой, и проклинающую его Мануйлиху. Когда Олеся пришла в себя, она рассказала Ивану о том, что нельзя им больше здесь оставаться, поэтому нужно им проститься. На прощание Олеся призналась, что жалеет, что нет у нее ребенка от Ивана.

Этой же ночью жуткий град обрушился на Переброд. А утром Ярмола, разбудивший Ивана, посоветовал ему убираться из деревни – град, который побил жито у половины села, по мнению деревенских, был наслан колдуньями из мести. И озлобленный народ начал уже было про Ивана “кричать недоброе”. Желая предупредить Олесю о грозящей ей беде, герой мчится в избу, где находит лишь следы спешного бегства и яркие красные бусы, которые остались единственной вещью на память об Олесе и ее нежной, великодушной любви…

Вариант 2

Молодого барина Ивана Тимофеевича на полгода судьба забрасывает в глухую деревушку на окраине Полесья. От скуки он охотится и обучает слугу Ярмолу грамоте. Как-то зимой слуга рассказывает: в местных лесах обитает настоящая ведьма. Раньше она жила в селе, но за колдовские деяния ее выгнали.

По весне барин с Ярмолой идут охотиться, сбиваются с пути и набредают на хату. Думали, дом лесника, оказалось – Мануйлихи. Похожая на бабу-ягу хозяйка неприветлива с гостями, но серебряный четвертак меняет дело – она даже соглашается погадать Ивану. В это время в дом вошла темноволосая девушка – внучка хозяйки, назвавшаяся Олесей.

Красота девушки покоряет сердце Ивана. Как только тропки просохли, он отправляется в лесную избушку. Старуха выражает недовольство, Олеся напротив приветлива с гостем. Он просит внучку погадать, та признается: уже раскидывала на него карты. Выпадает Ивану большая любовь со стороны трефовой дамы, но принесет он ей много горя и позор, который хуже смерти. Олеся вызывается проводить гостя. В пути девушка пытается убедить: они с бабкой обладают настоящим даром колдовства.

С того дня Иван стал частым гостем в доме Мануйлихи. Старуху удалось задобрить подарками, да и Олеся всегда вступалась за барина. Между молодыми людьми возникла привязанность. Он даже похлопотал перед урядником, чтоб оставил женщин в покое, когда тот намеревался выселить “язв здешних мест” и грозил пустить по этапу. Ярмола осуждает барина: обе ведьмы боятся церкви.

По непонятной причине Олеся начинает избегать Ивана. Неожиданная лихорадка свалила молодого человека на неделю. Лишь после выздоровления вернулся к выяснению отношений. Девушка сознается: хотела уйти от судьбы, но поняла – это невозможно. Олеся признается в любви к барину. Сам Иван давно питает к самобытной девушке нежные чувства и даже подумывает о женитьбе.

Служебные дела в Переброде подходят к концу. Иван решается сделать предложение. Однако Олеся не хочет портить жизнь образованному человеку, она готова ехать с ним просто так, без женитьбы. Иван думает, что отказ связан с боязнью церкви, но Олеся готова доказать обратное. Она назначает встречу в церкви на следующий день.

В праздник Святой Троицы Иван задерживается по делам, не успевает вовремя к назначенному месту, его мучат нехорошие предчувствия. Местный конторщик рассказывает явившемуся барину, как местные девки поймали на площади ведьму и задали встряску. Позже Иван узнает: Олеся была в церкви и отстояла обедню, потом на нее накинулись бабы. Она чудом вырвалась, пригрозив напоследок, что наплачутся досыта.

Иван мчится в лес. Олеся без памяти бьется в лихорадке, Мануйлиха во всем винит ухажера. Придя в себя, девушка прощается с любимым, сожалеет о неимении ребенка от Ивана. Она знает: им с бабкой нельзя оставаться в лесу.

Этой же ночью сильнейший град бьет жито у половины села. Деревенские считают это местью колдуньи и собираются идти в лес. Иван опережает местных, но застает в брошенной избе лишь красные бусы Олеси. Они становятся единственным напоминанием о нежной и великодушной любви.

  • Олеся Куприн Краткое Содержание

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Олеся Характеристика литературного героя Олеся (Алена) – девушка 25-ти лет, живущая вместе с бабкой в лесу. Ее бабка Мануйлиха, пришлая из русских или из цыган, считалась в деревне ведьмой. За это жители прогнали ее с внучкой в лес. О. является Read More ......
  2. Иван Тимофеевич Характеристика литературного героя Иван Тимофеевич (Ванечка) – рассказчик, городской интеллигент, начинающий писатель. И. Т. по служебным делам оказывается в Полесье. Там, будучи на охоте и заблудившись в лесу, герой встречается с прекрасной Аленой (Олесей, по-полесски). После этой встречи Read More ......
  3. Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметила для себя основную тему его произведений – это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви. Я перевернула последнюю страницу повести “Олеся” – моей любимой повести А. И. Куприна. “Олеся” глубоко затронула меня, я считаю Read More ......
  4. Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметила для себя основную тему его произведений – воспевание чистой, непорочной, великодушной любви. Я перевернула последнюю страницу повести “Олеся”, которая глубоко затронула меня. Произведение является гимном величайшей любви, которая, на мой взгляд, должна Read More ......
  5. Особое место в творчестве А. И. Куприна занимает тема любви. Писатель подарил нам три повести, объединенных этой прекрасной темой, – “Гранатовый браслет”, “Олеся” и “Суламифь”. Разные грани этого чувства показал Куприн в каждом из своих произведений, но неизменно одно: любовь Read More ......
  6. Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметила для себя основную тему его произведений – это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви. Я перевернула последнюю страницу повести “Олеся” – моей любимой повести А. И. Куприна. “Олеся” глубоко затронула меня, я считаю Read More ......
  7. Произведениям замечательного русского писателя А. И. Куприна суждена долгая жизнь. Его повести и рассказы продолжают волновать людей разных поколений. В чем же их неиссякаемая чарующая прелесть? Наверное, в том, что они воспевают самые светлые и прекрасные человеческие чувства, зовут к Read More ......
Краткое содержание Олеся Куприн

Одним из первых крупных произведений Александра Куприна стала повесть «Олеся». Повесть была написана в 1898 году и в том же году опубликована. Сам автор считал это произведение одной из лучших своих работ. «Олеся» 3 раза экранизировалась: в 1915, в 1956 (фильм назывался «Колдунья») и в 1971 годах.

Молодой барин Иван Тимофеевич, от лица которого ведётся повествование, приезжает в небольшой населённый пункт на окраине Волынского Полесья. Барину скучно в глухой деревне после городской жизни. Он пытается подружиться с местными жителями: обучает грамоте своего слугу, занимается лечением. Однако ни одно из этих занятий не сближает «чужака» с населением деревни. Иван Тимофеевич начинает заниматься охотой. Слуга барина Ярмола рассказывает своему хозяину о том, что в местном лесу живёт колдунья Мануйлиха со своей внучкой, а неожиданно поднявшийся ветер приписывает чёрной магии старой ведьмы. Через несколько дней барин случайно сбивается с пути на охоте. Пытаясь найти обратную дорогу, он выходит на избушку Мануйлихи. Иван Тимофеевич знакомится с Олесей, внучкой колдуньи. Девушка помогает барину выйти из леса.

Главный герой долго не мог забыть свою новую знакомую. Через некоторое время он возвращается в лес, чтобы найти Олесю. Барин хочет, чтобы девушка погадала ему. Колдунья предвещает главному герою одиночество, желание свести счёты с жизнью и большую любовь с темноволосой женщиной. Однако даже любовь не сможет дать счастья. Та, которую полюбит Иван Тимофеевич, будет страдать и примет позор. Олеся утверждает, что у барина слишком ленивое сердце, а значит, любить по-настоящему, самоотверженно он не умеет. Главный герой не верит ни в гадания, ни в сверхъестественные силы, которые приписывают Мануйлихе и её внучке. Единственная цель его прихода в лесную избушку – вновь увидеть юную колдунью.

Иван Тимофеевич и Олеся начинают тайно встречаться, несмотря на протесты Мануйлихи. Главный герой спасает возлюбленную и её бабушку от урядника Евпсихия Африкановича, который пытается выселить «ведьм» из их дома. Иван Тимофеевич подкупает урядника и уговаривает его оставить женщин в покое. Узнав об этом, гордая Олеся обиделась. Между влюблёнными происходит размолвка. Затем главный герой заболевает. В течение недели он не видится с Олесей. После выздоровления Иван Тимофеевич продолжает встречаться с колдуньей. Молодой барин знает, что ему скоро предстоит возвращение в город и предлагает Олесе обвенчаться и уехать с ним. Девушка не согласна. Ни одна женщина в её роду не венчалась, ведь душа колдуньи принадлежит Сатане.

Главный герой на некоторое время вынужден уехать в соседнюю деревню. Вернувшись, он узнаёт о том, что возле церкви местные жители избили колдунью. Ей удалось вырваться и убежать в лес. Иван Тимофеевич спешит в лесную избушку, понимая, что крестьяне напали именно на Олесю. Придя домой к любимой, он находит девушку избитой. Олеся решила пойти в церковь, чтобы порадовать Ивана Тимофеевича. Крестьяне же приняли поступок ведьмы как вызов. Колдунья не должна осквернять своим присутствием святое место. После службы на Олесю напали и избили. Иван Тимофеевич предлагает привести доктора, но девушка отказывается. Молодая колдунья сообщает главному герою, что они с бабушкой скоро переедут, чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев крестьян. Олеся хочет расстаться с Иваном Тимофеевичем, чтобы их роман не навлёк беду на обоих. Девушка сожалеет только об одном: у неё не будет ребёнка от любимого человека.

Той же ночью в деревне была гроза с градом, из-за которой погиб весь урожай. Ярмола предлагает барину немедленно уехать. Крестьяне уверены, что грозу устроила старая колдунья, чтобы отмстить за внучку. В деревне уже известно о романе Олеси и приезжего барина. Ивану Тимофеевичу тоже могут устроить расправу. Главный герой решил послушать доброго совета. Перед отъездом Иван Тимофеевич решил навестить Олесю ещё раз. Однако Мануйлиха и её внучка уже успели уехать. Словно посылая любимому прощальный привет, Олеся оставила в избушке свои красные бусы.

Характеристика персонажей

Характеристику главному герою даёт сама Олеся. Иван Тимофеевич не проявляет заносчивости по отношению к простым людям, пытаясь стать им другом. Он способен на добро и сочувствие. Тем не менее, как отмечает лесная ведьма, у барина «ленивое сердце». Будучи человеком порядочным, он предлагает Олесе официальный брак. Но при первом же её отказе отступает, не стремясь отстоять свою любовь.

Ко многим действиям Ивана Тимофеевича побуждает скука. Не имея возможности жить той жизнью, которую он вёл в городе, главный герой пытается чем-то себя развлечь. В конце концов, главным развлечением барина становится колдунья. Иван Тимофеевич отдаёт предпочтение именно этой девушки из-за её непохожести на других деревенских женщин. Она отличается от обычных крестьянок и в то же время не принадлежит тому обществу, к которому привык главный герой. Роман с ведьмой для Ивана Тимофеевича окутан мистикой, несмотря на то, что он не верит в сверхспособности девушки.

Предложение, которое главный герой делает Олесе, носит чисто символический характер. Вступив в близкие отношения с девушкой, Иван Тимофеевич считает себя обязанным на ней жениться. Однако барин знает заранее: честная бескорыстная Олеся ни за что не согласится стать его женой.

Знакомы ли вы с биографией Александра Куприна – уникального русского писателя первой половины ХХ века, автора таких известных произведений как “Олеся”, “Гранатовый браслет” и “Кадеты”?

Обратите внимание на известное произведение Александра Куприна “Яма” , изображающее тайные и порочные стороны высшего общества, людей, оказавшихся в ловушке собственных страстей и слабостей.

Иван Тимофеевич описывает главную героиню, как красивую и сильную девушку. Несмотря на свою малограмотность, Олеся очень умна. Главный герой отмечает, что молодая колдунья обладала гибким умом и деликатностью, благодаря чему их отношения складывались весьма гармонично.

Барин не верит в сверхъестественные способности своей любимой, приписывая веру в потустороннее неграмотности колдуньи. Олеся уверена, что умеет останавливать кровь заклинанием. Иван Тимофеевич объясняет девушке, что кровь останавливается естественным путём, а не из-за колдовства. По мнению автора, в Олесе действительно есть что-то необычное, однако с магией он это никак не связывает.

В отличие от Ивана Тимофеевича, Олеся не эгоистична в любви. Лесная ведьма прекрасно понимает, что такой девушке, как она, не место в высшем обществе. Барин должен жениться на равной. Олеся, не задумываясь, отказывается от своей любви ради блага её возлюбленного.

Жители деревни ненавидят ведьму за силу, красоту и независимость, которые ей присущи. Любое несчастье (метель, гроза и т. д.) приписывается действиям колдуньи. Девушка не скована религиозными запретами, так как считает, что её душа с самого рождения принадлежит дьяволу, и это нельзя никак исправить. Отсутствие запретов помогает ей быть свободной в любви.

Символы в повести

Автор обращает внимание на главный символ повести «Олеся» только в конце повествования. Им становятся бусы лесной колдуньи. Ярко-красный цвет украшения символизирует независимый характер девушки. Олесю, как и её бусы, трудно не заметить. И причиной этому не красота или сверхъестественные способности, а внутренняя сила и бесстрашие, идущие из самого сердца ведьмы.

5 (100%) 3 votes

Историю рассказывает молодой мужчина, который по долгу своей службы попадает в глухую деревню Переброд - скучное и унылое место.

Единственное развлечение там - это охота в местном лесу со слугой Ярмолой и попытки научить его грамотно писать и читать. Однажды во время страшной метели барин узнает от Ярмолы о том, что недалеко живет колдунья Мануйлиха, которую местные выселили за колдовство. Во время оттепели автор со слугой едут поохотиться и, заблудившись по дороге, находят в лесу старую хату. В доме их без особой радости встречает Мануйлиха, но серебряный четвертак гостя заметно меняет отношение женщины. Во время гадания в избе появляется внучка хозяйки - молодая красавица с темными длинными волосами по имени Олеся.

Лицо и облик Олеси долгое время не покидали мысли главного героя. И вот он решился вновь посетить дом ведьмы. Внучка Мануйлихи снова встретила гостя гораздо приветливее, чем колдунья. Герой попросил ее погадать и девушка призналась, что уже гадала на него раньше. Карты предрекали гостю большую любовь от темноволосой трефовой дамы, а той, которая его полюбит - много горя, слез и позор, что страшнее смерти... Тогда же автор в первый раз представляется, его имя - Иван Тимофеевич.

С того самого времени Иван часто бывал в избушке, несмотря на недовольство старой ведьмы. Молодая девушка держалась скромно, но всегда радовалась приходу барина. Герою нравилась красота юной Олеси, ее ум и проницательность. Отношения же с помощником Ярмолой сильно ухудшились, так как общение с ведьмами он никогда не одобрял.

Однажды, вновь наведавшись в гости, Иван Тимофеевич застал Олесю и Мануйлиху в слезах. Как выяснилось, местный урядник отдал приказ покинуть избу и грозил пустить по этапам, если те ослушаются. Герой активно оказывает помощь женщинам, "задаривая" урядника и Евпсихий Африканович оставляет их в покое.

С тех самых пор отношения Ивана и девушки заметно поменялись далеко не в лучшую сторону. Причину этого герою удается выяснить только после выздоровления от "полесской лихорадки". Олеся признается, что хотела избежать роковой судьбы, но поняла, что это сделать не так легко. Любовь главных действующих лиц развивается, несмотря на все плохие и дурные знаки.

В это время Ивану Тимофеевичу нужно возвращаться домой. Он решается женится на Олесе и увезти ее с собой. Но девушка отказывается, чтобы не испортить жизнь молодому человеку. Иван подозревает, что причина - боязнь церкви, но красавица опровергает это и назначает встречу в день Святой Троицы в храме.

На другой день Иван опаздывает на встречу в храме. По возвращению он встречается с конторщиком, который рассказывает, что местные девки выловили колдунью, чуть не вымазали дегтем, но та убежала. И вправду, Олеся явилась в храм, отстояла службу и на нее напали деревенские тетки. Вырываясь девушка сказала, что они еще поплатятся за это и не раз вспомнят ее. Детали случившегося Иван узнал гораздо позже. Герой мчался в лес и нашел избитую девушку без сознания вместе с недовольной старой ведьмой. Когда Олеся очнулась, она простилась с Иваном, пожалев, что не родила ребенка от него.

В ту же ночь был страшный град. С утра слуга разбудил и просил барина поскорее уезжать, потому что град сильно испортил жито у сельчан, как они думали не без участия колдуньи. Злой и разгневанный народ начинал уже обвинять и Ивана в причастности к этому. Герой быстро поехал в лесную хату, чтобы как можно скорее предупредить Олесю о надвигающейся беде, но изба была уже пуста. Барин нашел лишь ярко-красные бусы Олеси, которые остались на память о ее девичьей любви...

  1. Иван Тимофеевич — молодой барин (паныч), литератор. От его лица ведется повествование.
  2. Олеся — молодая девушка, внучка Майнулихи, обладает необычными способностями.

    Другие действующие лица

  3. Ярмола — слуга молодого барина.
  4. Мануйлиха — старя ведьма, бабушка Олеси.
  5. Никита Назарыч Мищенко — живет в соседнем имении, приказчик и конторщик.
  6. Евпсихий Африканович — полицейский урядник.

    Рассказ о старой ведьме и ее внучке

    История повествуется от лица молодого человека Ивана Тимофеевича, который волею судьбы оказался в Полесье в глухой деревеньке Переброд. Там он жил в течение 6 месяцев и решительно не знал чем заняться. От скуки барин попытался обучить грамоте своего полесовщика Ярмолу.

    В один вечер, когда погода была ненастная, Ярмола рассказал Ивану Тимофеевичу историю, которая случилась 5 лет назад. В их деревне жила старая ведьма, которую звали Мануйлиха, но ее вместе с внучкой прогнали из деревни за то, что она колдовала. С тех пор они поселились рядом с болотом за Ириновским шляхом. Молодому человеку хочется познакомиться с таинственной Мануйлихой, и он просит полесовщика отвести его к ней. Но Ярмола рассердился на барина за такую просьбу и отказался показывать ему дорогу.

    Избушка Мануйлихи

    Во время охоты, паныч заблудился. Пытаясь найти дорогу, он выходит к болоту и видит сказочную избушку. Решив, что там живет лесник, он заходит туда. Но по обстановке, в которой рассказчик оказывается, понимает, что это изба той самой Мануйлихи. Сама Мануйлиха была похожа на Бабу-Ягу, как в описаниях в русских сказках.

    Ведьма была не рада незваному гостю и хотела, чтобы он побыстрее ушел. Но молодой человек уговаривает ее погадать ему за деньги. До того еще, как старуха закончила гадать, в избу вошла красивая темноволосая молодая девушка, которая была не похожа на остальных деревенских девушек. Она называется Олесей, объясняет молодому человеку как добраться до дому и разрешает их еще раз навестить.

    Сверхъестественные способности Олеси

    Весной, как только лесные тропинки стали проходимыми, молодой барин решил снова дойти до избушки Мануйлихи. Девушка была рада видеть гостя, чего нельзя было сказать о ее бабушке. Рассказчик хочет, чтобы Олеся ему погадала, но она отказывается и объясняет ему, что уже раскладывала на него.

    Карты ей сказали, что он человек добрый, но слово свое не всегда держит, падок на женщин. Жизнь его будет несчастлива и никого он не сможет полюбить. А в этом году в него влюбится женщина с темными волосами, но ее любовь принесет ей только горе. Молодой человек не верит, что он способен принести кому-то столько неприятностей. Но молодая ведьма заверяет его, что ее слова непременно сбудутся. Олеся признается, что может видеть некоторые вещи и без карт, например, скорую смерть человека. Эти способности передаются в их семье от матери к дочери.

    Вечером девушка решает проводить гостя. По дороге она рассказывает о том, что когда-то ее бабушка исцеляла людей, могла найти клады и много другого. Молодой человек не верит, что человек может обладать такими способностями и просит девушку продемонстрировать их. Олеся поранила его и с помощью заговора остановила кровотечение. Затем она говорит ему идти впереди себя и не оборачиваться. Молодой человек все время идет и спотыкается. Во время прощания, Олеся спрашивает имя гостя. Именно тогда оно в первый раз появляется в повести — Иван Тимофеевич.

    Случай с урядником

    После этой прогулки, Иван Тимофеевич часто бывает в гостях у бабушки и внучки. Между молодым человеком и Олесей возникла крепкая привязанность. Он все время пытался понять, откуда и как появились способности девушки. Как-то в разговоре, барин случайно сказал, что если она захочет выйти замуж, то ей надобно будет венчаться в церкви. Олеся отвечает, что ей нельзя посещать церковь, потому что она ведьма.

    Однажды во время своего очередного визита Иван Тимофеевич видит, что Олеся чем-то расстроена. На все вопросы барина девушка не отвечала. Мануйлиха рассказывает, что к ним приходил урядник и велел покинуть эти места. Он отказался брать деньги, предложенные старухой. Тогда паныч решает пригласить к себе Евпсихия Африкановича и угостить водкой. Он уговаривает его не трогать бабушку и внучку и дарит ему ружье.

    Отношения между Иваном Тимофеевичем и Олесей

    После произошедшего случая с урядником, между девушкой и рассказчиком возникла неловкость в отношении. Они перестали гулять, но он не переставал думать о девушке. Но находясь рядом с ней, рассказчик чувствует смущение и неловкость. Внезапно он заболевает «полесской» лихорадкой.

    Шесть дней он боролся с болезнью. После своего выздоровления, молодой барин отправляется к Мануйлихе. Увидев девушку, он вдруг осознает насколько она стала ему дорога и близка. Олеся провожает его и говорит, что старалась держаться на расстоянии от него потому что хотела избежать своей судьбы. Но не вышло, и девушка признается ему в своих чувствах и целует его. Иван Тимофеевич говорит, что тоже любит ее. Разлука из-за его болезни сделала их чувства еще более сильными.

    Месяц длилась их чудесная сказка, но подошло время, когда молодому человеку нужно было уезжать. Он все чаще стал думать о том, что нужно сделать предложение Олесе. Иван Тимофеевич говорит девушке, что ему уже нужно покинуть деревню и делает ей предложение выйти за него замуж. Олеся отвечает, что ничего не получится, потому что у ней нет образования и она незаконнорожденная. Но молодой человек догадывается, что она опасается венчания в церкви. Но девушка решает ради любви перебороть свои страхи и предлагает встретиться в церкви на следующий день.

    Расставание Олеси и Ивана Тимофеевича

    Выбранный влюбленными день оказался праздником святой Троицы. Молодого человека задержали дела, и когда он прибывает на место, встреченный им по дороге конторщик Мищенко рассказывает о том, что деревенские девушки поймали ведьму, но ей удалось уйти.

    Это Олеся все-таки решилась пойти в церковь, и когда служба окончилась, ее обступили женщины и начали оскорблять девушку. Ей удалось вырваться из толпы, а они стали вслед кидать камни. Тогда молодая ведьма пообещала им, что они об этом пожалеют. Иван Тимофеевич немедля поехал к Мануйлихе.

    В избушке он увидел, что девушка находится без сознания. Мануйлиха ругает молодого человека, что это из-за него Олеся решила пойти в церковь. Когда Олеся приходит в себя, то сообщает возлюбленному, что им нужно расстаться, потому что теперь ей и бабушке придется покинуть эти места. Во время прощания, девушка признается ему, что очень хотела бы от него ребенка и ей жаль, что этого не случилось.

    Вечером началась сильная гроза вместе с градом, который побил жителям все их посевы. Ярмола дал совет барину быстрее уехать из деревни, дескать, люди уверены, что это дело рук Олеси. При этом они недобрым словом вспоминали и самого Ивана Тимофеевича.

    Молодой человек быстро собирает свои вещи и едет к избушке Мануйлихи, чтобы предупредить бабушку и внучку. Но там никого не оказалось, были только следы спешных сборов. Иван Тимофеевич уже хотел было уйти, как его взгляд упал на нитку красных коралловых бус — это все, что ему осталось на память об Олесе и их волшебной истории любви.

Тест по повести Олеся