Меню

Нормы выбраковки текстильных стропов. Нормы и правила браковки канатных стропов

Техника

Нормы браковки строп регламентированы законом Республики Беларусь от 10 января 2000г. №8,2/138 «о промышленной безопасности опасных производственных объектов» и "правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов" и их многочисленными приложениями.

Согласно требованиям правил, перед использованием грузоподъемных стропов, для работы по подъему и перемещению грузов, необходимо произвести их тщательный осмотр. Осмотр выполняется стропальщиками или другими ответственными лицами.

При постоянной эксплуатации, браковка строп проводится регулярно.

Результаты осмотра заносятся в журнал. Инженерно-технический персонал, несущий ответственность за содержание грузоподъемных механизмов в рабочем состоянии, включая работников, отвечающих за исправную работу кранов, должны проводить осмотр грузоподъемных стропов каждые 10 дней.

В случаях, когда строп используется редко и выбраковка стропов не производится систематически, осмотр проводится непосредственно перед его эксплуатацией (то есть выдачей стропальщикам для работы).

Основное внимание при осмотре текстильных грузоподъемных строп обращается на состояние и целостность ленты, крюков, захватов, подвесок и мест их креплений. Если проводится осмотр и браковка канатных строп основное внимание рекомендуется обращать на состояние канатов, мест заплетки каната или мест обжима канатов втулкой, крюков и подвесок. При проведении осмотра цепных строп необходимо проверить состояние всех составляющих его элементов: цепей, крюков, соединительных звеньев и т.п.

Браковка текстильных стропов.

Браковка текстильных строп обязательна в следующих случаях:

  1. При отсутствии на стропе бирки или не читаемости сведений о нем.
  2. При наличии на несущих лентах текстильного стропа узлов
  3. При поперечных порезах или разрывах на ленте текстильного стропа
  4. В том случае если на ленте текстильного стропа имеются продольные разрывы или порезы с суммарной длиной более 10% от всей его длины, а также при наличии единичных порезов или разрывов длиной более 50мм.
  5. При наличии местного расслоение ленты текстильного стропа (кроме мест заделки краев ленты) на длине, по сумме более чем 0,5 м. На одном из крайних или на двух и более внутренних швах. (в случае разрыва трех и более строчек шва).
  6. Если присутствуют местные расслоения лент текстильного стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2м. На одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах (в случае разрыва трех и более строчек шва).
  7. В случае отслоения края ленты или сшивки лент у петли на длину более 10% от длины заделки концов ленты.
  8. При наличии поверхностных обрывов нитей ленты, образующихся путем трения стропа об острые края груза, длина которых превышает 10% от общей длины ленты.
  9. В случае если лента повреждена воздействием химических веществ (кислоты, щелочи, нефтепродукты) при общей величине таких повреждений более 10% от длины или ширины текстильного стропа или в случае единичных повреждений более 10% от ширины стропа и более 50мм. Длиной.
  10. При выходе ниток из ленты текстильного стропа на расстояние более чем 10% от ширины ленты и при наличии сквозных отверстий от острых предметов, диаметр которых превышает 10% от ширины ленты.
  11. При наличии прожженных отверстий от брызг раскаленного металла, диаметр которых составляет более 10% от ширины ленты, а также при наличии более трех сквозных отверстий при расстоянии между ними менее 10% от ширины ленты (независимо от их диаметра).
  12. Если лента загрязнена более чем на 50% нефтепродуктами, смолами, красками, цементом или грунтом.
  13. При расслоении нитей на лентах текстильного стропа.

На конструкционных элементах текстильного стропа (скобы, петли, подвески, звенья и т.п.) недопустимы:

  1. Трещины любых размеров.
  2. Износ поверхности или вмятины, приводящие к уменьшению площади поперечного сечения элемента на 10% и более.
  3. Деформации элемента, приводящие к изменению его первоначального размера более чем на 3%.
  4. Повреждения креплений и резьбовых соединений.

Браковка канатных стропов.

Не допускаются к работе стальные канатные стропы, изготовленные по ГОСТ 25573-82 в случаях:

  1. Отсутствие паспорта на строп, бирки с указанными сведениями о стропе
  2. При наличии на канате узлов, перегибов, заломов или перекручивании троса.
  3. В случае если диаметр троса уменьшился из-за износа или коррозии на 7% и более
  4. В случае уменьшения диаметра наружных проволок троса из-за износа или коррозии на 40% и более.
  5. В случае обрыва пряди каната.
  6. При выдавливании наружу сердечника каната
  7. Если строп поврежден воздействием температуры или дуговым электрическим разрядом
  8. В случае если коуш стропа деформирован.
  9. Износ сечения коуша превышает 15%
  10. При наличии трещин на прессовочной втулке или изменении ее размеров более чем на 10%
  11. При отсутствии предохранительных замков на крюках или других грузозахватных элементах канатного стропа

При появлении любого из этих повреждений осуществляется браковка канатных строп. Дальнейшее использование такого стропа опасно.

На элементах канатного стропа (звенья, крюки, лира, подвеска и т.п.) недопустимы:

  1. Деформации, приводящие к изменению размеров элемента стропа более чем на 3%.

Браковка цепных стропов.

Выбраковка цепных стропов обязательна если:

  1. При отсутствии и повреждении бирки стропа, а также при отсутствии паспорта на строп
  2. При не читаемости маркированных обозначений на элементах стропа
  3. При разности длин ветвей стропа во время свободного провиса более 15мм - выбраковка стропа обязательна
  4. В случае удлинения звена цепи, соединительных звеньев и подвесок более чем на 5% от первоначального их размера
  5. Если вследствие износа уменьшился диаметр сечения звеньев цепи или соединительных звеньев более чем на 8%
  6. При отсутствии предохранительных замков на крюках или грузозахватных элементах цепного стропа

При обнаружении любого из перечисленных дефектов производится выбраковка цепных строп.

На элементах цепного стропа (скобы, крюки, соединительные звенья и т.п.) недопустимы:

  1. Трещины любых размеров, расслоения, надрывы и волосовины
  2. Износ поверхности и вмятины, которые приводят к уменьшению площади поперечного сечения элементов стропа на 10% и более
  3. Деформации, приводящие к изменению размеров элемента стропа более чем на 5%
  4. Повреждение креплений элементов и резьбовых соединений.

Сроки эксплуатации стропов.
Канатные стропы испытываются статической нагрузкой, которая превышает грузоподъёмность стропа в 1,25 раза в течении 10 минут. Канатные стропы изготавливаются в соответствии с ГОСТ 25573-82. Правильная работа гарантируется при работе в одну смену в течении 3 месяцев .

Цепные стропы испытываются статической нагрузкой, которая превышает грузоподъемность стропа в 1,25 в течении 10 минут. Правильная работа цепного стропа гарантирована при работе в одну смену в течении 6 месяцев со дня ввода стропа в эксплуатацию.

Текстильные стропы испытываются статической нагрузкой, которая превышает грузоподъемность стропа в 1,25 раза в течении 10 минут. Правильная работа текстильного стропа гарантируется при работе в одну смену в течении 1-го месяца со дня начала его эксплуатации.

ЗАПРЕЩЕНО ПРИМЕНЯТЬ СТРОПЫ ДЛЯ ПОДЪЁМА И СТРАХОВКИ ЛЮДЕЙ!!!

Стропы бракуют: при отсутствии или повреждении клейма (бирки); при отсутствии на крюках предохранительных замков; при неисправностях концевых элементов (наличии трещин, износе поверхности элементов или местных вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения более 10%); при деформации коушей или их износе с уменьшением размеров сечения более чем на 15%; при наличии трещин во втулках или при изменении размера последних более чем на 10% от первоначального; при наличии признаков смещения каната в заплетке или втулках; при наличии выступающих концов проволок у места заплетки, при наличии обрыва хотябы одной пряди, при наличии механических деформаций, обрыва или выдавливания сердечника, уменьшении диаметра наружной проволоки на 40%, уменьшении диаметра каната на 7% из-за поверхностного износа или коррозии, при повреждении из-за воздействия электродугового разряда или температур. Канатные стропы должны браковаться на длине участка: 3d– 4 обрыва; 6d– 6 обрывов; 30d– 16 обрывов, при наличии неисправности звеньев, крючьев:

а) наличие трещин;

б) износ поверхностных элементов, уменьшающих площадь поперечного сечения на 10% и более;

в) остаточные деформации, изменяющие первоначальный размер более чем на 5%

4.Производство работ двумя кранами

Погрузка и перемещение грузов несколькими кранами (два и более) допускаются в отдельных случаях: при отсутствии у владельца крана необходимой грузоподъемности или когда характер груза не позволяет использовать имеющуюся грузоподъемность.

Такая работа должна производиться в соответствии с ППР или технологической картой, в которой приводятся схемы строповки и перемещения грузов с указанием последовательности выполняемых операций, положения грузовых канатов, а также указания по безопасному перемещению грузов. При этом нагрузка, приходящаяся на каждый кран с учетом массы груза и массы грузозахватных приспособлений, не должна превышать его грузоподъемности. Груз должен быть строго горизонтален, стропы, канаты, крюки в проектном положении. Работа машинистами должна выполняться строго синхронно, на минимально допустимой одинаковой скорости. При перекосе груза подается команда на опускание.

Всей работой руководит ответственное лицо цеха за безопасное производство работ кранами

Трафарет грузоподъемного крана содержит: регистрационный номер крана, грузоподъемность, дата следующего частичного (ЧТО) и полного (ПТО) технического освидетельствования.

Экзаменационный билет № 7

1.Основные причины несчастных случаев

При производстве работ грузоподъемными кранами периодически происходят аварии и несчастные случаи, основными причинами которых являются:

неисправность оборудования;

неправильная (ненадежная) строповка груза;

применение для подъема груза непригодных грузозахватных приспособлений и тары;

нахождение людей в зоне, обслуживаемой краном;

нарушение технологических карт погрузочно – разгрузочных работ;

нахождение людей в полувагоне, на платформе, в кузове автомашины, колодце при подъеме или опускании груза;

несоблюдение схем и габаритов складирования грузов;

нахождение людей в кабине автомашины при её погрузке или разгрузке;

выполнение подъема «мертвого» груза;

нахождение людей вблизи стены, колонны, штабеля или оборудования во время подъема или опускания груза;

подтаскивание груза краном при наклонном положении грузовых канатов;

нахождение людей в зоне грейферного крана;

обрыв канатов;

плохое самочувствие машиниста или стропальщика;

не соблюдение Правил технической эксплуатации и Правил техники безопасности.

Изготовление, эксплуатация, проведение экспертиз, проектирование, монтаж и ремонт подъемных установок должны строго соответствовать РД 012-97. Учитывая изложенные требования, контроль стальных стропов проводится каждые десять дней или ежемесячно перед эксплуатацией. Рекомендуется регулярный осмотр с помощью дефектоскопов. Устройства помогают определить степень износа стропов, наличие ржавчины, обрывов.

При каждой проверке уделяется особое внимание таким зонам: креплению в местах соединения троса с какой-либо конструкцией, местам повышенного износа, участкам заделки концов изделия и прохождения через конструктивные элементы.

Существует несколько способов контроля:

  • косвенный. Чтобы оценить техническое состояние стропа, используется интегральная методика по угловым и линейным деформациям;
  • визуальный. Осмотр проводится специалистами с использованием специального оборудования;
  • дефектоскопический. Приборы позволяют провести ультразвуковой, рентгеновский, магнитоскопический осмотр ;
  • инструментальный. Подразумевается применение измерительных средств, которые указывают на степень износа проволок, сечения каната.

По каким критериям происходит браковка стальных стропов

  • Наблюдается износ сечения верхнего слоя проволоки на 40%, протяженность испорченной площади не учитывается.
  • Уменьшилось сечение стального стропа на 7% и более из-за воздействия на его поверхность коррозии. Также в обязательном порядке необходима браковка стальных стропов, когда в результате разрыва и внутреннего износа поврежден сердечник на 10% (если изделие относится к малокрутящимся, то строп бракуется с показателем 3%).
  • Заметен обрыв проволоки на 40%.
  • Увеличилось сечение на 7%, которое вызвано изменением размера сердечника под влиянием резких перепадов температур. Такое явление относится к чрезвычайно опасным.
  • Прочность проволок не соответствует стандартам определенного подъемного оборудования. Осмотр проводится с помощью дефектоскопа .
  • Заметно сплющивание каната по длине, которое вызывается повышенным износом блочного ручья.
  • Наблюдается волнообразование, напоминающее спиральную форму по продольной оси стропа. Данный случай также относится к чрезвычайно опасным.
  • Во время визуального осмотра обнаружены заломы, перекручивания, деформации, перегибы.

Вышеперечисленные дефекты делают изделие менее прочным и надежным, поэтому осуществляется немедленная браковка стальных стропов.

Пример браковки стального стропа

В результате проведения сварочных работ расплавленный металл попадает на трос, на который также оказывает негативное воздействие электрический ток. Браковка стального стропа в данном случае происходит по причине влияния высокой температуры, которая в свою очередь образует обгорелые участки на изделии, становятся заметны остатки сажи, наблюдается изменение цвета.


Где dв -
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната, неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв>1,33d. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25d.
7.10. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рис. 15); выдавливания сердечника (рис. 10); выдавливания проволок или расслоения прядей (рис. 14); местного увеличения диаметра каната (рис. 12); местного уменьшения диаметра каната (рис. 9); раздавленных участков (рис. 13); перекручиваний (рис. 16); заломов (рис. 17); перегибов; повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

8. Нормы браковки стальных канатных съемных грузозахватных приспособлений (канатных
стропов)

8.1. По числу обрывов проволок канатные стропы подлежат браковке, если число обрывов наружных проволок в любой из ветвей стропа превышает указанное в табл. 13.

Таблица 13

Нормы браковки канатных стропов по числу обрывов проволок в ветви из канатов двойной свивки

Число возможных обрывов проволок на участке канатного стропа
длиной

30d

8.2. При уменьшении диаметра канатного стропа в результате поверхностного износа (рис. 5) или коррозии (рис. 6) на 7% и более по сравнению с его номинальным диаметром строп подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
8.3. При уменьшении диаметра канатного стропа на 10% в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. строп подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 8).
8.4. При наличии у канатных стропов поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 3.
8.5. При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (см. рис. 5, д) на 40% и более канатный строп бракуется, если их количество равно либо превышает браковочные по-казатели по обрывам.
8.6. При обнаружении в канатном стропе одной или нескольких оборванных прядей строп к дальнейшей работе не допускается.
8.7. Волнистость ветви канатного стропа характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 12). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Н канат бракуется при dв>1,08 d , где dв - диаметр спирали волнистости, d - номинальный диаметр каната.
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната, неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв> 1,33 d. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25 d.
8.8. Канатные стропы не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рис. 15); вы- давливания сердечника (рис. 10); выдавливания проволок или расслоения прядей (рис. 14); местного увеличения диаметра каната (рис. 12); местного уменьшения диаметра каната (рис. 9); раздавленных участков (рис. 13); перекручиваний (рис. 16); заломов (рис. 17); перегибов; повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.
8.9. Канатные стропы бракуются при разности длин ветвей за счет остаточного удлинения более чем на 3% после приработки.

Приложение

ПРИМЕРЫ БРАКОВКИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ

1. Канаты грузоподъемных кранов
1.1. При визуальном осмотре каната диаметром 18,0 мм механизма главного подъема мостового крана выяснилось, что на канате имеются обрывы проволок. Подсчёт числа обрывов с помощью шаблона в виде отрезка линейки (в качестве шаблона можно также использовать отрезок мерной ленты и т.д.) длиной 6d (для данного каната длина шаблона равна 6х18,0=108 мм) показал, что на участке каната с максимальным числом обрывов в пределах длины шаблона 6d имеются 12 попарно оборванных проволок, что соответствует 6 обрывам.
Исходными данными для определения браковочного показателя являются:

Режим работы механизма подъема согласно паспорту крана, М4;

Конструкция каната, определённая по сертификату на канат, 6х16(1+6+6/6)+1о.с. по ГОСТ 2688-80, тип свивки ЛК-Р (пряди каната линейного касания с наружным слоем из проволок разного диаметра), крестовой свивки.
Браковка каната производится согласно табл. 4. Для данного каната браковочный показатель на длине 6d - 5, учитывая, что на канате с помощью шаблона обнаружен участок длиной 6d с 6 обрывами, канат следует забраковать.
1.2. При осмотре каната диаметром 20,5 мм механизма подъема козлового крана оказалось, что на канате имеются оборванные проволоки. Контроль числа обрывов с помощью: шаблона выявил, что максимальное число обрывов на длине 6d (6х20,5=123 мм) - 7.
Режим работы механизма, согласно паспорту крана, М5. Конструкция каната по сертификату: 6х19(1+9+9)+1о.с. по ГОСТ 3077-80, тип свивки ЛК-О (пряди линейного касания с одинаковыми диаметрами проволок в наружном слое каждой пряди), крестовой свивки.
Браковочным показателем для данного каната, согласно табл. 4, на длине 6d являются 6 обрывов, следовательно, канат следует забраковать.
1.3. При осмотре каната ГОСТ 2688-80 грузовой лебёдки башенного крана выяснилось, что при отсутствии обрывов проволок
наружная поверхность каната имеет износ. Измерение диаметра каната с помощью штангенциркуля показало, что при номинальном диаметре каната 19,5 мм его диаметр оказался равным 18,1 мм. Согласно п. 3.3. при уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа на 7% и более канат подлежит браковке. В данном случае диаметр канат уменьшился на 19,5 - 18,1 = 1 ,4 мм, что составляет:

Следовательно, этот канат следует забраковать.
1.4. В процессе эксплуатации на канате диаметром 13,5 мм стреловой лебедки автомобильного крана обнаружен участок с интенсивными обрывами проволок. Подсчёт числа обрывов с помощью шаблона длиной 6d (6х13,5=81 мм) показал, что максимальное число обрывов на этой длине - 5. Подсчет обрывов с помощью шаблона длиной 30d (30х13,5=405 мм) выявил участок с 15 обрывами.
Режим работы механизма, согласно паспорту, М4. По сертификату канат изготовлен по ГОСТ 7668-80, крестовой свивки.
Браковочные показатели по обрывам проволок, согласно табл. 4, для данного режима и конструкции каната на длине 6d - 7 обрывов, на длине 30d - 14.
Следовательно, несмотря на то, что по числу обрывов на длине 6d канат может эксплуатироваться, по второму показателю (числу обрывов на участке 30d) его следует забраковать.

2. Канаты лифтов
2.1. При осмотре двух тяговых канатов диаметром 12,0 мм грузового лифта выяснилось, что на одном из них имеются оборванные проволоки. Подсчёт числа обрывов с помощью шаблона длиной 6d (для данных канатов длина шаблона равна 6х12,0=72,0 мм) показал, что на данном канате на длине 6d максимальное число обрывов - 12.
Исходные данные для браковки каната:

Первоначальный коэффициент запаса прочности, определенный по паспорту лифта, 11;

Конструкция каната, определенная по сертификату на канат, 6х19(1+6+6/6)+1о.с. по ГОСТ 2688-80, ЛК-Р крестовой свивки.
Браковка каната производится согласно табл. 7 и п. 4.7.
Браковочным показателем на длине 6d является 12 обрывов. Учитывая, что на длине 6d каната было обнаружено 12 обрывов, данный канат необходимо забраковать. В п. 4.7 подтверждается, что при подвеске кабины на двух канатах допускается замена одного, более изношенного, каната.
2.2. При осмотре канатов грузового лифта с канатоведущим шкивом выяснилось, что на всех трех канатах диаметром 14,0 мм имелись обрывы проволок. С помощью шаблона длиной 6d и 30d (для данного каната их длина равна, соответственно, 6х14=84 мм и 30х14=420 мм) обнаружено, что на длине 30d число обрывов на каждом из трех канатов не превышает 30, однако на одном из канатов на длине 6d было 20 обрывов, на двух других, соответственно, 15 и 14.
Исходными данными для браковки канатов являются:

Первоначальный коэффициент запаса прочности, определенный по паспорту лифта, 9;

Конструкция каната, определённая по сертификату на канат, 6х19(1+9+9)+1о.с. по ГОСТ 3077-80, ЛК-О, крестовой свивки.
Браковка этих канатов производится согласно табл. 7 и п. 4.8. Браковочным показателем на длине 30d является 32 обрыва,
на длине 6d - 16. Согласно п. 4.8. при количестве канатов три и более их браковка производится по среднему арифметическому значению, определённому из наибольшего числа обрывов на длине 6d каждого каната. Среднее арифметическое значение
равно:

что больше браковочного показателя, равного 16, следовательно, канат с числом обрывов, равным 20, следует забраковать (при обнаруженном количестве обрывов на двух других канатах, несмотря на то, что обрывы на них не достигли браковочного показателя, но близки к нему, рекомендуется провести замену всех трех канатов).

3. Канаты подъемников (вышек)
3.1. При осмотре подъёмного каната диаметром 13,0 мм подъемника выяснилось, что на канате имеются обрывы проволок. Подсчёт числа обрывов с помощью шаблона длиной 6d (для данного каната длина такого шаблона равна 6х13,0=78 мм) показал, что максимальное число обрывов на длине 6d - 11.
Конструкция каната, определенная по сертификату на канат, 6х19(1+6+6/6)+1о.с. по ГОСТ 2688-80, ЛК-Р, крестовой свивки.

Браковка каната производится согласно табл. 9. Браковочный показатель для данного каната на длине контролируемого участка 6d - 10, учитывая, что максимальное число обрывов на этой длине - 11, канат следует забраковать.
3.2. При периодическом контроле каната, работающего на вышке, выяснилось, что на канате диаметром 15,0 мм имеются обрывы проволок. Подсчет их с помощью шаблона длиной 6d (6х15,0=90 мм) показал, что максимальное число обрывов на этой длине - 10. Применение другого шаблона, длиной 30d (30х15,0=450 мм), показало, что на канате имеется участок длиной 30d с числом обрывов 29.
Конструкция каната, согласно сертификату, 6х19(Н+9+9)+1о.с. по ГОСТ 3077-80, ЛК-О, крестовой свивки.
Браковка каната производится по табл. 9. Браковочные показатели для данного каната на длине 6d и 30d - соответственно, 14 и 28, следовательно, канат следует забраковать по числу обрывов на длине каната 30d.

4. Канаты подвесных канатных дорог и наклонных рельсово-канатных подъемников (фуникулеров)
4.1. При осмотре тягового каната диаметром 19,5 мм, эксплуатирующегося на грузовой подвесной канатной дороге выяснилось, что имеются обрывы проволок. Подсчёт обрывов с помощью шаблона длиной 6d (6х19,5=117 мм) показал, что максимальное число обрывов на этой длине - 15.
Конструкция каната, согласно сертификату, 6х19(1+9+9)+1о.с. по ГОСТ 3077-80, ЛК-О, крестовой свивки; коэффициент прочности каната по сертификату - 6.
Браковка каната производится по табл. 11. Браковочным показателем данного каната на длине контролируемого участка 6d - 14. Следовательно, канат следует забраковать.
4.2. При осмотре тягового каната диаметром 19,5 мм, эксплуатирующегося на пассажирской подвесной канатной дороге (ППКД), выяснилось, что на канате имеется значительное число оборванных проволок. Подсчет обрывов с помощью шаблонов длиной 6d (6х19,5=117 мм) и 30d (30х19,5=585 мм) показал максимальное количество обрывов на данных участках, соответственно, 2 и 6.
Конструкция каната, согласно сертификату, 6х19(1+9+9)+1о.с. по ГОСТ 3077-80, ЛК-О, односторонней свивки; коэффициент прочности 4,5.
Браковка каната производится в соответствии с табл. 11 и п. 6.14. Браковочные показатели данного каната на участках 6d и 30d, с учётом п. 6.4 (где сказано, что на ППКД нормы браковки, приведённые в табл. 11, уменьшаются вдвое относительно овочных показателей при запасе прочности до 6), соответственно, 3 и 6.
Следовательно, данный канат следует забраковать, т.к. число обрывов на длине 30d больше браковочного показателя, приведённого в таблице 11, равного 12 и вдвое уменьшенного в соответствии с п. 6.4.
4.3. При осмотре хвостового каната диаметром 17,5 мм, эксплуатировавшегося на ППКД, оказалось, что количество обрывов проволок на канатах не превышает предельно допустимых, однако канат был заметно корродирован. Замер диаметра каната штангенциркулем после тщательной очистки наружной поверхности участка каната до металлического блеска показал, что диаметр каната уменьшился и стал равным 16,2 мм.
Браковка данного каната производится согласно п. 6.3, где требуется браковать канат двойной свивки при уменьшении его диаметра в результате поверхностного износа или коррозии на 7% и более. Уменьшение диаметра данного каната составило:

следовательно, канат следует забраковать.
4.4. При ежесменном осмотре несущего каната диаметром 45 мм были обнаружены обрывы фасонных проволок. Подсчёт обрывов с помощью шаблона длиной 30d (30х45=1350мм) показал, что максимальное число обрывов на этой длине каната - 5.
Конструкция каната по сертификату - закрытой конструкции с 21 z-образной проволокой в наружном слое, ГОСТ 7675-73.
Браковка такого каната производится в соответствии с п. 6.15, где указано, что несущие канаты закрытой конструкции подлежат браковке при обрыве 16,6% наружных проволок на участке длиной 30d. Обрывы 5 проволок составляют:

следовательно, данный канат следует забраковать.

5. Канаты сменных грузозахватных органов и лебедок
5.1. При осмотре каната диаметром 11 мм, используемого при монтаже в качестве неподвижного (для растяжки), оказалось, что на нём имеются обрывы проволок. Подсчёт обрывов с помощью двух шаблонов - длиной 6d(6х11=66 мм) и 30d(30х11=330 мм) показал, что максимальное число обрывов на длине 6d - 2, на длине 30d - 6.
Конструкция каната - 6х19(1+6+6/6)+7х7(1+6) по ГОСТ 14954-80, ЛК-Р.
Браковка каната производится согласно табл. 12. Браковочные показатели по обрывам для данного каната на длине 6d - 2, на длине 30d - 5. Следовательно, данный канат необходимо забраковать по обоим браковочным показателям.

6. Канатные стропы
6.1. При осмотре канатного стропа диаметром 12,0 мм оказалось, что на нём имеются обрывы проволок. Подсчёт обрывов с помощью трех шаблонов: длиной 3d (3х12=36), 6d (6х12=72 мм) и 30d (30х12=360 мм) показал, что максимальное число обрывов на длине 3d - 3, на длине 6d - 5, на длине 30d - 17.
Браковка данного стропа производится по табл. 13.
Браковочные показатели на участках длиной 3d, 6d и 30d, соответственно? 4, 6 и 16. Следовательно данный канатный строп следует забраковать по браковочному показателю на длине 30d.
6.2. При осмотре канатного стропа оказалось, что в нём оборвана одна прядь. Браковка данного стропа производится согласно п. 8.6., где указано, что при обнаружении в канатном стропе обрыва одной или нескольких оборванных прядей строп следует забраковать. Следовательно, данный канатный строп подлежит снятию с эксплуатации.
6.3. При осмотре канатного стропа диаметром 17,5 мм перед работой выяснилось, что его наружные проволоки сильно изношены, а поверхность стропа имеет характерный блеск. Измерение диаметра выступающей из-за обрыва наружной проволоки, произведенное с помощью микрометра, показало, что диаметр наружной проволоки составляет 0,83 мм. Подсчёт количества изношенных проволок с помощью шаблона длиной 3d (3х17,5=52,5 мм) определил, что максимальное число изношенных проволок на длине 3d - 5.
Конструкция каната 6х19(1+9+9)+1о.с. по ГОСТ 3077-80, ЛК-О, крестовой свивки, диаметр проволок наружного слоя в прядях - 1,4 мм.
Браковка канатного стропа производится согласно п. 8.5., где требуется браковать строп при уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа на 40% и более, если их количество равно либо превышает браковочные показатели по обрывам.
Браковочный показатель по обрывам проволок на длине 3d - 4 .Учитывая, что износ наружной проволоки равен:

а максимальное число изношенных проволок на длине 3d - 5, что больше браковочных показателей, канатный строп следует забраковать.

Ответственность.

Обязанности стропальщиков (зацепщиков) при возникновении аварийной ситуации или несчастном случае, связанном при эксплуатации крана.

6.1. При возникновении аварийной ситуации или несчастном случае, стропальщик(зацепщиков) обязан:

а) подать сигнал аварийной остановки машинисту крана.

б) поставить в известность лицо ответственное за безопасное производство работ кранами (бригадира, мастера, начальника участка, начальника смены).

в) оказать до врачебную помощь

г) место аварии или несчастного случая нужно оградить.

д) не допускать в зону аварии посторонних лиц.

7.1 Стропальщик (зацепщик), обученный и аттестованный несёт ответственность за нарушение изложенных в настоящей инструкции указаний.

1. Стальной канат имеет следующее строение:

а) внутри пеньковый сердечник. (редко стальной)

б) вокруг сердечника оплетаются пряди, количество прядей в канате зависит от его назначения, диаметра и т.д. На предприятии используется стальной канат из шести прядей.

в) каждая прядь свита из отдельных, стальных специальных проволочек. Количество проволок в одной пряди зависит от диаметра каната и других факторов.

2. Бракуется строп или чалка по следующим признакам:

а) порыв хотя бы одной пряди

б) наружный износ или коррозия проволок до 40 % от их первоначального диаметра (определяется с помощью мерительного инструмента)

в) порыв или выдавливания сердечника

г) строп или чалка попали под напряжения (при осмотре обнаружено несколько пережженных проволок)

д) стропы или чалки имеют резкие переломы, перегибы, раздавливание прядей.

3. Нормы браковки цепных строп.

3.1 Цепные стропы (как и канаты) изготавливаются на предприятиях имеющих разрешение (лицензию) Госгортехнадзора.

3.2. Каждый строп после испытания снабжается маркировочной биркой, на которой указано:

а) порядковый номер

б) грузоподъёмность

в) дата (число, месяц, год) изготовления и испытания, одна и таже дата.

3.3. Испытываются стропа один раз на предприятии изготовители нагрузкой на 25 % превышающей их грузоподъёмность, выдерживаются под нагрузкой 10 минут, после чего осматриваются и выдаются заказчику.

3.4. Осмотр строп на участке осуществляется:



а) стропальщиком(зацепщиком) , когда берёт стропы в работу

б) работником РСС на кого возложены приказом эти обязанности (каждые десять дней с записью в специальном журнале)

3.5. При осмотре строп обращать внимание:

а) на состояние крюков: разогнутость, износ в зеве крюка не должен превышать 10% от первоначальной высоты крюка.

б) звенья цепи не должны иметь трещин, деформации, износ колец допускается до 10% от первоначального диаметра прутка, из которого они изготовлены.

в) основное кольцо стропа не должно иметь трещин по сварке на месте соединения.

3.6. Все ветви многоветвевого стропа должны быть одной длинны и крюки должны быть на одном уровне.

3.7. Выявленные в процессе осмотра поврежденные стропы изымаются с места производства работ и отправляются на ремонт.

4. Нормы браковки тары.

4.1. Тара изготавливается на предприятии имеющим разрешение (лицензию) Госгортехнадзора.

4.2. Тара на предприятии – изготовителе не испытывается. Проверяется контрольным мастером, качество сварных швов, параметры согласно чертежа и выдается заказчику.

4.3. На таре должны быть указаны:

б) грузоподъёмность

в) собственный вес пустой тары

г) для чего предназначена (шихты, кирпича, мусора и т.д.)

4.4. Тара проверяется стропальщиком, когда берёт её в работу и работником РСС, на кого приказам по предприятию возложены эти обязанности, один раз в месяц с записью в специальный журнал.

4.5. При осмотре тары обратить внимание:

а) чтобы все имеющиеся петли находились в исправном состоянии

б) чтобы сварные швы не имели трещин

в) чтобы днище тары не имело дыр

г) чтобы тара не была деформирована.

Приложение 2

Инструктивные указания по проведению погрузочно-разгрузочных работ грузоподъёмными кранами.

1. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов кранами на базах, складах и площадках должны выполнятся по технологическим регламентам и картам, разработанным с учётом требованием действующих стандартов и Правил устройств и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов утверждённых Госгортехнадзором Республики Казахстан 21 апреля 1994 года.

При выполнении погрузо-разгрузочных работ, связанных с использованием средств железнодорожного или автомобильного транспорта, следует, кроме того, соблюдать Правила по технике безопасности и производственной санитарии при погрузо-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте и Правила технике безопасности для предприятий автомобильного транспорта. С технологическими регламентами и картами должны быть ознакомлены РСС, ответственные за безопасное производство работ кранами, крановщики и стропальщики (зацепщики).

2. Места (площадки) производства погрузо-разгрузочных работ должны иметь твёрдое покрытие и уклон не более 5 0 .

3. Погрузо-разгрузочные площадки и места складирования грузов должны быть оборудованы необходимыми приспособлениями и технологической

оснасткой (кассеты, пирамиды, стеллажи, лестницы, подставки, подкладки, стропы, тара, оттяжки и т.д.)

На площадках для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними.

Не допускается размещать грузы в проходах и проездах.

4. Места производства погрузо-разгрузочных работ должны иметь естественное достаточное и искусственное освещение. Освещённость должна быть равномерной, без слепящего действия светильников на работающих.

5. Погрузка и разгрузка краном открытого железнодорожного подвижного состава (полувагоны, платформы) и автомашин должны производится с соблюдением следующих Правил безопасности:

а) если работа производится крюковым краном, из кабины которого не обозревается площадь полувагона, не разрешается поднимать или опускать груз, когда в полувагоне находятся люди. Стропальщик (зацепщик) должен выходить из полувагона при каждой операции подъема и опускания.

б) если работа производится с помощью крана, из кабины которого хорошо обозревается площадь полувагона и стропальщик (зацепщик) имеет возможность отойти от висящего на крюке груза на безопасное расстояние, то пребывание его в полувагоне допускается, но работа должна проводится по техническому регламенту (карте).

в) во всех случаях не допускается нахождение людей во время подъёма и опускания груза в кузове автомобиля.

г) нахождение людей в полувагоне, на платформе или в кузове автомашины при погрузке или разгрузке их магнитным или грейферным краном категорически запрещается, так как травма может быть нанесена не только в момент подъема груза, но порожним грейфером или магнитом при опускании или раскачивании их.

6. Для обеспечения удобства и безопасности производства работ в местах постоянной погрузки и разгрузки полувагонов и автомашин должны устраиваться специальные эстакады (площадки) с настилом, расположенным несколько ниже борта автомашины и полувагона или на уровне борта.

Эстакады снабжаются инвентарными лестницами для обеспечения доступа в полувагон и ограждением

В качестве эстакады может быть применена специальная передвижная площадка. На площадке следует иметь инвентарные лестницы для спуска в полувагон и крючья для разворота груза.

7. Укладка груза в полувагоны, на платформы и автомашины должна производиться таким образом, чтобы была обеспечена возможность удобной и безопасной строповки его при разгрузке. Для этого должны применяться специальные прокладки, подкладки, многооборотные стропы, контейнеры и т.д.

8. Прокладки и подкладки в штабелях складируемых материалов и конструкций, а таже в полувагонах, на платформах и кузовах автомобилей следует располагать в одной вертикальной плоскости. Толщина применяемых подкладок и прокладок при укладке панелей, блоков, плит перекрытия и т. п. должна быть больше высоты выступающих монтажных петель не менее чем на 20 мм. Погрузка сортового металла должна

производиться пачками, имеющими дополнительные хомутовые обвязки для удобства разгрузочных работ. Ответственность за прочность хомутовых обвязок несёт грузоотправитель. Хомутовые обвязки перед подъёмом груза необходимо проверить с целью определения их состояния.

9. Не допускается нахождение людей и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов при погрузке и разгрузке с подвижного состава, а также при перемещении грузов кранами.

10. Грузы при высоте штабеля до 1.2 метра должны находится от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса железнодорожного или кранового пути на расстоянии не менее 2 метров, при большей высоте- не менее 2,5 м.

11. Перед подъемом и перемещением грузов должны быть проверены устойчивость грузов и правильность их строповки.

12. Способы укладки груза должны обеспечивать:

а) устойчивость штабелей, пакетов и грузов находящихся в них:

б) механизированную разборку штабеля и подъём груза навесными захватами:

в) безопасность работающих на штабеле или около него:

г) соблюдение требований к охранным зонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

13. При разгрузке автомобильными стреловыми самоходными кранами вблизи котлованов и траншей установка автомобилей и кранов должна производится на расстоянии не менее 1 метра от верхней бровки угла естественного откоса грунта.

14. Не допускается выполнять погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами при обнаружении несоответствия тары требованиям нормативно-технической документации, неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и предупредительных надписей на ней.

15. При загрузке автомобилей кранами водителю и другим лицам запрещается находиться в кабине автомобиля.

16. При укладке грузов должны быть приняты меры, предотвращающие защемление и примерзание их к покрытию площадки.

17. Грузы на транспортных средствах должны быть установлены и закреплены (уложены) так, чтобы во время транспортирования не происходило их смещение и падение.

18. При погрузке и разгрузке товарно-штучных грузов следует применять их пакетирование с использованием поддонов, контейнеров и других пакетообразующих средств. В пакетах грузы должны быть скреплены.

19. Работающие не должны находится на контейнере и внутри него во время подъема, опускания и перемещения, а также на рядом расположенных контейнерах.

20. Штабеля сыпучих грузов должны иметь откосы крутизной, соответствующей углу естественного откоса для грузов данного вида, или должны быть ограждены прочными подпорными стенками.

21. Укладку и разборку груза следует производить равномерно, без нарушения установленных для складирования груза габаритов и без загромождения проходов и проездов, чтобы расстояние от выступающих элементов поворотной части самоходного крана до груза было не менее 1 метра.