Меню

Об организации обучения на дому. Справка из поликлиники

Гидроизоляция

Формально вроде одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически - это совершенно разные понятия. Чтобы не возникало путаницы, мы расскажем о сути каждого из них, раскроем преимущества и недостатки.

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону, надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность - учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому. Утверждается индивидуальный учебный план, расписание, определяются учителя, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  1. Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  2. Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  1. Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  2. В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, будет не аттестован.
  3. Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  4. Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии. Когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде какие-нибудь работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не являетсяформой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  1. Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  2. Можно учиться не выходя из дома. Главное, иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  1. Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего они частные и платные.
  2. Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  3. Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой. Когда учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подобр школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным обучением возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба - не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, предусмотрена не во всех регионах.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  1. Это полноценная форма получения образования.
  2. Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы - от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
  3. Доступно всем.
  4. Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  5. Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  1. Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  2. Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

Выводы

  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение - форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают, потому что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.

26360

Начальное, основное общее и полное среднее образование дети получают в школе. Но по закону «Об образовании в РФ» родители имеют право перевести ребенка на домашнее обучение. Расскажем, как это сделать.

Ч. 1 п. 2 cт. 17 закона «Об образовании в РФ» перечисляет основания для перевода ребенка на домашнее обучение: семейные обстоятельства; медицинские показания (проблемы со здоровьем не позволяют ребенку обучаться в стенах школы).

Переход на домашнее обучение по семейным обстоятельствам

Закон не конкретизирует, что это за «семейные обстоятельства», из-за которых родители переводят ребенка на домашнее обучение. Это только решение родителей. Чтобы учить ребенка дома, нужно выполнить несколько шагов.

Шаг 1. Уведомляем региональные органы управления образованием (Министерство/Департамент/Отдел), что вы переводите ребенка на семейное обучение. Сделать это родители обязаны в соответствии со ст. 63 ч. 5 нового Федерального закона «Об образовании в РФ». Заявление подается в письменной форме в двух экземплярах. Закон позволяет подать уведомление лично или по почте.

Если уведомляете лично - на втором экземпляре в учреждении поставят печать и дату приема документа. Заявление носит уведомительный характер. Вы просто информируете соответствующий орган о своем выборе. Чтобы контролирующие органы не решили, что ребенок прогуливает школу. Орган управления образованием может лишь принять к сведению ваше решение. У чиновников нет права запретить, не разрешить или не одобрить выбор.

Шаг 2. Идем в школу.

В школе родители пишут заявление, что переводят ребенка на домашнее обучение и просят отчислить его из школы. Заявление пишется в свободной форме. В течение недели школа обязана отдать личное дело и медицинскую карту учащегося.

Директор школы не имеет права отказывать в отчислении ребенка из школы для домашнего обучения. Если школа отказывает в отчислении - требуем письменное объяснение от директора и жалуемся на него в органы образования.

После того, как ребенка отчислили из школы, родители составляют индивидуальный план обучения.С этого момента ответственность за образование ребенка лежит на родителях.

Кстати, раньше (до 2012 года, когда приняли действующий закон «Об образовании») родители подписывали договор со школой. В нем прописывали формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ. Школьника приглашали на учебные, практические и другие занятия по расписанию школы. Теперь договор заключать не нужно. Те родители, кто был недоволен требованиями школы посещать контрольные или другие занятия в школе, вздохнули с облегчением.

«Семейник» приобретает статус «экстерна» - в школу он ходит только на промежуточные и итоговые аттестации. Минус - те, кто регулярно приходил в школу за бесплатными консультациями, могут об этом забыть. Какие предметы изучать - решает школа, а как их преподавать - решают родители. Школа в этот процесс не вмешивается и не проверяет. Родители сами определяют методы обучения, время, которое отводится на каждую тему, количество материала, которое можно дать вне рамок программы и многое другое.

Учебники не обязательно покупать - в школе «семейнику» должны выдать бесплатные.

Ребенок пользуется и другими правами обычного школьника: может участвовать в олимпиадах и конкурсах, пользоваться библиотекой школы и т.п. До 9-го класса родитель имеет право вообще не отчитываться перед школой, чему и как учит ребенка.

Первый обязательный экзамен - ГИА в 9-м классе. Следующий - ЕГЭ в 11-м. Список школ, где ребенок будет сдавать эти экзамены (обязательную аттестацию), запросите в управлении образованием.

Из списка школ родители выбирают ту, где ребенок будет сдавать экзамены - и пишут заявление на имя директора. Как и уведомление, заявление необходимо сдать в канцелярию школы под расписку на втором экземпляре или отправить по почте ценным письмом первого класса с уведомлением о вручении и описью вложения.

После этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме лица в образовательное учреждение для прохождения аттестации. Такую аттестацию ребенок проходит бесплатно. По желанию ребенка и родителя экзамены (промежуточную аттестацию) можно сдавать и раз в год.

Переход на домашнее обучение по медицинским показаниям

Учиться дома по медицинским показаниям закон разрешает детям:

- с хроническими заболеваниями;

- с затяжной болезнью;

- которые длительно лечатся амбулаторно.

Рекомендации перейти на домашнее обучение дает лечащий врач. Иногда родители принимают такое решение самостоятельно. Школа отпустит ребенка учиться дома на время болезни при наличии справки, оформленной через контрольно-экспертную комиссию (КЭК). Ее выдают в обычной поликлинике, к которой прикреплен ребенок.

Обязательно проверьте! На справке должна быть подпись врача, который выдал документ; врача, наблюдающего ребенка; заведующего детской поликлиникой; главного врача детской поликлиники. На документе ставится круглая печать поликлиники.

После того, как родители получили справку на руки, нужно идти в школу. На имя директора школы пишется заявление в свободной форме с просьбой перевести учащегося на домашнее обучение. К заявлению прикрепляется справка.

Максимальный срок обучения на дому - один год (учебный), минимальный - месяц (как правило, при травмах и операциях).

Ольга Сластухина

2017-11-10 14:23:02 Княжна Т.В.

Статья самое главное не огласила: в первом случае вы сами своими силами обучаете ребенка, а во втором учителя предоставляет школа за свой счет. По мед показаниям оказалось перевести ребенка не так уж и просто!Существует список из 60диагнозов с которыми переводят, с остальными- мимо. Хоть как ваш ребенок болеет, никого не волнует. Пусть ходит и зарабатывает с каждой болезнью себе диагноз посложнее.(Это очень печально, приходится много пропускать из-за затяжных болезней и потом наверстывать за свой счет. Все для людей, как всегда.

2017-10-31 16:35:53 Пуцко Марина Николаевна

Спасибо за информацию, очень полезна, т.к. нам вероятно придется забрать из школы внука первоклассника. Учится в школе №14, класс с экспериментальной программой "Гармония". Ребенок бегло читает, пересказывает, считает достаточно быстро примеры 2-го класса программы "Планета знаний". А вот программа "Гармония" с квадратиками и ноликами вводит его в ступор. Внук категорически не хочет ходить в школу, хотя до этой программы учился с большим удовольствием. За два месяца посещения школы не вынес и крупицы знаний. Наша семья в ужасе. Удивляемся, почему разрешили экспериментировать на наших детях без согласия родителей и калечить психику малолетних детей.

2017-09-07 14:09:04 Музыка В.А.

Наконец -то люди могут оторватся от тоталитаризма.Хватит делать наших детей общестатистической массой.Загнали этими новыми стандартами образования людей тупик.Надели шоры на глаза и думают прокатит.НЕТ! Господа.Наши дети то-же имеют право на свободную жизнь, а не только Ваши МАжоры.Ещё посмотрим - кто из кого вырастет.СПАСИБО Справедливой РОССИИ.!От всей души, желаю им удачи.Хотелось -бы сказать нам удачи,но я к сожалению ни член этой партии.

Иногда учащиеся боятся отстать от программы даже из-за небольшой простуды и ходят в школу несмотря на температуру, чтобы ничего не пропустить. Но как не отстать от одноклассников, когда больничный оказывается длительным, а возможности дойти до учебы нет?

Государство гарантирует каждому ребенку право на доступное образование. По Закону для детей, которые нуждаются в длительном лечении и детей-инвалидов, если они по состоянию здоровья не могут посещать школу - обучение организуется на дому или в медицинских организациях.

Какие дети считаются нуждающимися в длительном лечении?

По определению Минобрнауки - Длительное лечение – это лечение, которое составляет более 21 календарного дня.

Если ребенок находится в больнице более 21 календарного дня или он восстанавливается после лечения и не может по заключению врача посещать школу – для него должно быть организовано обучение на дому или в медицинской организации.

В каком порядке организуется обучение на дому и кто за него отвечает?

Обучение на дому организует школа, в которую зачислен ребенок.

Сроки обучения на дому зависят от сроков действия медицинского заключения. Ребенок вправе обучаться на дому только в период заболевания, пока это рекомендовано врачом.

Перечень заболеваний, которые дают ребенку право обучаться таким способом утвержден Приказом Минздрава России от 30.06.2016 N 436н .

Надо отличать обучение на дому от семейного образования. Право перевести ребенка на семейную форму образования есть у всех родителей и оно не связано с какими либо заболеваниями. Это просто выбор иной формы получения образования. Обучение же на дому организуется только при наличии медицинских показаний.

Порядок организации обучения на дому и оформления отношений с родителями определяется региональным законодательством.

Как правило, переход на обучение на дому включает следующие этапы:

  1. Родители получают медицинское заключение
  2. Подают заявление в школу по установленной форме
  3. Школа в течение определенного количества дней после приема документов должна принять решение о переводе ребенка на обучение на дому.
  4. Школа заключает с родителями договор, в котором определены взаимные права и обязанности.

На условия, которые определены в договоре стоит обращать внимание. Например, в типовом договоре могут быть предусмотрены обязанности родителей информировать об изменениях в части медицинских рекомендаций, также закреплено право родителей присутствовать на занятиях.

Школа также согласует с родителями индивидуальный учебный план и расписание занятий. Это важный пункт договора. У родителей есть возможность согласовывать расписание и настаивать на внесении изменений если оно категорически неудобно для семьи.

Каким может быть объем учебной нагрузки при обучении на дому?

Региональный порядок может устанавливать ограничение на объем нагрузки в день. Например, что такая нагрузка может составлять не более 3 – 3,5 часов в день, что нагрузка определяется в зависимости от психо-физических возможностей ребенка и на основе рекомендаций лечащего врача.

Дистанционное обучение

Обучение на дому может быть организовано дистанционно. Дистанционное обучение возможно при соблюдении следующих условий:

  1. В школе должны быть соответствующие технические возможности.
  2. Также такие возможности должны быть обеспечены в семье, как минимум, компьютер и доступ в интернет.
  3. Родители должны дать свое согласие на дистанционное обучение.
  4. У ребенка не должно быть медицинских противопоказаний против обучения за компьютером. Для этого также придется получить справку от врача.

Формы проведения промежуточной аттестации

При наличии медицинских показаний ребенок имеет право проходить промежуточную аттестацию на дому или в дистанционном режиме.

Какими нормативными правовыми актами регламентируется организация обучения на дому?

  1. Письмо Минобрнауки России от 31.08.2015 N ВК-2101/07
  2. Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 18.07.2014 N СЭД-26-01-04-627
  3. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2

Домашнее обучение – альтернатива школьному. Продуктивно ли оно и как правильно его организовать?

Для того, чтобы успешно организовать обучение ребенка на дому необходимо

  • Выбрать школу, к которой будет приписан ученик и в которой впоследствии будет проходить аттестацию.

С начала 90-х годов по закону любой человек, являющийся гражданином Российской Федерации, имеет право обучаться на дому, но для получения необходимых документов об образовании необходима аттестация в подходящем по уровню государственном образовательном учреждении.

Юридически родители имеют право приписать своего ребенка к любому учебному заведению по своему желанию, но на практике меньше вопросов и проблем возникает при выборе школы, которая уже имеет «штат» учеников на домашнем обучении.

  • Написать заявление на имя директора школы с просьбой перевести ребенка на домашнее обучение.

По сути, это единственный документ (кроме, конечно, копий паспортов родителей, свидетельства о рождении ребенка и фотографий), который требуется от родителей, решивших, что их ребенок будет обучаться дома. В устной беседе с директором в качестве причины такого выбора следует назвать особые семейные обстоятельства, например, частые командировки или любовь к путешествиям. В заявлении нужно обозначить, что всю ответственность за качество знаний ребенка родители берут на себя в силу того, что это их самостоятельное решение без особых объективных на то причин (как, например, состояние здоровья ребенка).

После того, как ребенок будет официально приписан к школе, нужно будет решить, как часто и по какой схеме его будут аттестовывать. Сдавать экзамены, практические и лабораторные работы он может как раз в неделю, так и один раз в полугодие опять же по согласованию с администрацией школы.

  • В случае необходимости следует предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.

Для надомного обучения, когда школьные учителя приходят к ученику домой для проведения урока, необходима специальная медицинская справка, выданная клинико-экспертной комиссией (КЭК) медицинского учреждения. Если ребенок страдает заболеваниями, которые препятствуют его обучению в обычной школе, то по заключению КЭК он может рассчитывать на бесплатное обучение наравне со всеми гражданами России.

  • Получить программу и рекомендации по необходимому объему и качеству знаний, которые должен иметь ребенок по окончании отчетного периода.

Важно помнить о том, что выбирая домашнее обучение, родители серьезно должны быть озабочены качеством знаний, которые получит их ребенок. По истечении отчетного периода - недели, месяца, четверти или полугодия, в зависимости от договоренности со школой - ребенок должен будет успешно сдать положенные тесты и экзамены для того, чтобы быть аттестованным. В противном случае, будет рассматриваться вопрос о том, что домашнее обучение для него не эффективно и не представляется возможным.

Для того, чтобы не попасть впросак, определиться с тем, кто и как будет обучать ребенка на дому, родителям имеет смысл заранее получить программу обучения, обговорить с директором или завучем сложные моменты, пункты, на которые следует обратить особое внимание и т.д.

  • Определиться с формой домашнего обучения.

С появлением законодательно закрепленного права гражданина самому выбирать, и соответствующие документы об образовании, стали распространяться не только сети частных школ, но и домашнее обучение также получило свое развитие. В настоящее время существует три формы организации образования на дому.

Формы домашнего обучения

Надомное

Надомное обучение организуется силами школы, к которой приписан ученик, не способный из-за состояния здоровья обучаться на общих основаниях. Для тех, кто выбрал домашнее обучение без видимых на то причин, надомное обучение не может быть доступно.

Предоставив необходимые медицинские справки, ученик имеет право на то, чтобы учителя школы, к которой он приписан, проводили с ним индивидуальные занятия у него на дому. Данные уроки полностью дублируют школьную программу, а их качество полностью зависит от того, насколько добросовестно относятся к внеклассной работе.

Семейное

Семейное обучение организуется также после принятия заявления от родителей о домашнем обучении ребенка в одной из школ и согласования порядка аттестации ученика.

Классы семейного типа создаются при полной инициативе и , которые сами выступают в роли педагогов младших классов, а позже и учителей-предметников. Беря на себя ответственность за качество образования детей, родители вправе составить свою программу, дополнить необходимыми на их взгляд дисциплинами, скажем, начальную школу, изменить подход к изучению какого-то предмета по своему усмотрению. Но они должны помнить, что в конце четверти или полугодия в зависимости от договоренности со школой ребенок должен будет сдать экзамен, чтобы подтвердить, что он получил те же знания, что и его сверстники, находившиеся все это время за школьной партой. В остальном же родители вправе проявлять фантазию и творчество, изобретая новые формы и подходы для того, чтобы их детям было веселее и интереснее учиться.

Экстернат

Экстернат является самой известной формой индивидуального обучения и часто ассоциируется с одаренными детьми, такими, как Майкл Кевин Кирни, который окончил среднюю школу экстерном в 6 лет, а в десятилетнем возрасте попал в книгу рекордов Гинесса как самый молодой выпускник университета.

Для образования и получения аттестата по форме экстерната целесообразным является найти школу с опытом подобной работы, где есть ответственный (как правило, один из завучей) за организацию экстерната в данном учебном заведении. Как правило, в такой школе уже есть группа детей, с которой ведется работа по данной форме.

После заполнения соответствующих документов, родители получают на руки и зачетную книжку, и затем 2 раза в год ребенок сдает экзамены по предметам для того, чтобы переходить из класса в класс.

Если у ученика есть возможность и способности усваивать знания быстрее, чем это прописано в плане, он может переходить в следующий класс раз в полгода, а не раз в год, как все остальные дети. В этом и заключается суть экстерната.

Как правило, родители, нацеленные на экстернат, сразу же нанимают репетиторов, чтобы они смогли быстро и качественно обучить ребенка предмету.

По официальной статистике, имеющейся за 2007 год, из 100 тысяч детей, получавших образование на дому, 19 с половиной тысяч детей обучались на экстернате, почти 4 тысячи детей на семейном обучении, а остальные получали надомное образование по состоянию здоровья.

Родители в домашнем обучении

Оставляя ребенка на домашнем обучении, наставника и просветителя, которую в обществе призван нести учитель. Для того, чтобы успешно справиться с такими важными обязанностями, от родителей требуется определенный набор навыков.

  • Базовые знания и эрудиция, готовность отвечать на вопросы.

Необходимо воскресить собственные знания, полученные в школе и в течение жизни, для того, чтобы суметь отвечать на вопросы своего ребенка, удовлетворяя любознательность новоиспеченного ученика.

  • Организованность.

Родители должны уметь эффективно управлять собственным временем и правильно планировать время ребенка.

  • Разжигать и поддерживать познавательный интерес ребенка.

Нужно уметь нетривиально и с удовольствием преподносить новую информацию, тогда ребенок будет заинтересован в получении знаний.

  • Способствовать развитию самостоятельности.

Начиная с совместного изучения материала, со временем нужно увеличивать долю ребенком. Так, к концу седьмого класса ученик способен сам добыть необходимую информацию, выбрать нужное и отсечь лишнее, изучить и суметь рассказать о прочитанном, а затем сдать экзамен.

  • Развитие навыков целеполагания.

Родители должны уметь четко и ясно объяснить ребенку, почему они выбрали такую форму образования для него, какие она несет для него бонусы и как он должен их использовать. В противном случае, ребенок не будет видеть смысла в развитии самостоятельности и вообще получения знаний, не будучи ежедневно под контролем учителя.

Плюсы и минусы способа

Как и в любой ситуации, выбирая домашнее обучение, нужно трезво оценивать положительные и отрицательные моменты своего выбора.

Слабые сторона обучения на дому:

  • Отсутствие общения в коллективе сверстников или недостаточное его количество.
  • Родители должны перестать быть только мамой и папой, но стать еще и учителями, а это может быть болезненно для всех членов семьи.
  • Необходимость удаленной работы одного из родителей или вовсе .
  • Большие расходы на пособия и другие учебные материалы, а также на репетиторов, в случае если родители недостаточно компетентны в том или ином предмете.

Сильные стороны домашнего обучения:

  • Комфортные атмосфера и режим, привычная среда и отсутствие неприятных людей в окружении.
  • Индивидуальный темп и форма изучения предмета, а не рассчитанная на среднего ученика.
  • Возможность углубленного изучения действительно и ознакомления с другими предметами в рамках, необходимых для написания теста.
  • Более глубокие и близкие отношения с родителями, благодаря ежедневному контакту, изучению и обсуждению нового.

Мнение специалистов о целесообразности, преимуществах и недостатках домашнего обучения (видео)

Таким образом, перевести своего ребенка на домашнее обучение не представляет трудностей - достаточно найти подходящую школу с опытом такой работы и написать соответствующее заявление на имя директора. Далее необходимо согласовать план аттестации ребенка и получить на руки программу, которую он должен будет освоить за определенный отрезок времени. После этого нужно определиться с формой обучения на дому, в рамках которой ребенок будет получать знания. Соотнеся все позитивные и негативные стороны домашнего обучения, родители смогут определиться с тем, что действительно нужно их ребенку.

ПОЛОЖЕНИЕ

об индивидуальном обучении на дому

I .Общие положения

1.1. Настоящее положение регулирует организацию обучения на дому Муниципального казенного образовательного учреждения « Суджанская средняя общеобразовательня школа №2»(далее Школа).

1.2. Настоящее положение разработано на основе:

    Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ;

    • Письма Минпроса СССР от 5.05.78 г. № 28-м “Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому”;

Устава школы.

II . Организация образовательного процесса

Основанием для организации индивидуального обучения больных детей на дому является:

    медицинское заключение лечебного учреждения;

    письменное заявление родителей

III . Коррекционно-образовательный процесс

Индивидуальное надомное обучение - предназначено для детей с проблемами интеллектуального развития, отягощенного множественными хроническими заболеваниями, сложностями структуры дефекта, обострениями психоневрологического состояния, детей-инвалидов, которые по состоянию психофизического здоровья не могут посещать учебные занятия в соответствии с учебным планом школы. Содержание образовательных предметов в индивидуальных планах снижено по сравнению с базовыми курсами. Для данной группы детей разрабатываются и утверждаются на педагогическом совете учебный план, рабочие индивидуальные программы сопровождения.

    Коррекционно-образовательный процесс направлен на:

    коррекцию недостатков психофизического развития;

    реализацию индивидуальных образовательных программ;

    социальную адаптацию;

    социально-психологическую реабилитацию

Дети, обучающиеся на дому, относятся к разным категориям

I , II категория обучающихся:

I категории, обучающихся на дому, с нарушением интеллекта легкой степени, планируется в соответствии с Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, вариант I , «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой.

Для II категории обучающихся:

Обучение и воспитание учащихся II категории, обучающихся на дому, с нарушением интеллекта (умеренная и тяжелая степень умственной отсталости со сложной и осложненной структурой дефекта) планируется в соответствии с «Программами обучения глубоко умственно отсталых детей» - Министерство социального обеспечения РСФСР, научно-исследовательский институт дефектологии АПН, Москва, 1983г., «Методическими рекомендациями обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» - Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский институт открытого образования (МИОО), Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики, под редакцией И.М. Бгажноковой.

3.2.Индивидуальный образовательный маршрут(, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанни­ка) составляется учителем, ведущим индивидуальное обучение с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, характера течения заболевания.

3.3.Занятия могут проводиться в школе, на дому, комбинированно: часть занятий проводится на дому, часть – в учреждении. Выбор варианта зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, медико-педагогического совета школы, возможностей доставки обучающегося в учреждение и отсутствия противопоказаний для занятий в классе (группе).

3.4.Учебный материал дается в доступной форме, адекватной интеллектуальному развитию ученика. Выбор предметов и количество часов на каждый предмет зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, характера течения заболевания. При хорошо развитых трудовых навыках, в исключительных случаях, по согласованию с медико-педагогическим советом школы, обучающийся может заниматься в учебных мастерских индивидуально или с группой обучающихся (I категория учащихся). Выбор предметов и количество часов утверждается педагогическим советом.

3.5.Составление расписания и продолжительность учебных занятий в течение дня зависят от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, характера течения заболевания, пожелания родителя(законного представителя).

3.6.Результаты учебы оцениваются по пятибалльной системе.

3.7.В течение учебного года на заседании медико-педагогического совета школы анализируются результаты надомного сопровождения в присутствии учителей, воспитателей, медработников и специалистов школы, и разрабатываются рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

3.8. Перевод детей осуществляется согласно решения педагогического совета школы.

3.9.Государственная (итоговая) аттестация определяется для детей I категории в соответствии с нормативными документами об итоговой аттестации.

3.10. Режим работы учащихся – 3 раза (по заявлению родителей количество может быть увеличено) в неделю в соответствии с отведённым количеством часов.

IV . Участники коррекционно-образовательного процесса

4.1 Участники образовательного процесса: обучающиеся, родители (законные представители), педагогические и медицинские работники, органы опеки, ОДН, КДН.

4.2. Обучающийся имеет право:

    на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

    обучение по индивидуальным учебным планам, обучение на дому;

    получение дополнительных образовательных услуг (в том числе и платных), по рекомендации медико-педагогического совета школы: сопровождение логопедом, психологом, дефектологом, социальным педагогом, мед. работниками;

    на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

    свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

    перевод в другое образовательное учреждение соответствующего типа в случае реорганизации и (или) ликвидации школы или по желанию родителей(законных представителей);

    защиту от применения методов физического и психического насилия; условия обучения, гарантирующего охрану и укрепление здоровья.

4.3. Обучающийся обязан:

    соблюдать требования образовательного учреждения;

    добросовестно учиться;

    уважать честь и достоинство работников образовательного учреждения;

    соблюдать расписание занятий;

    находиться в часы, отведенные для занятий дома или там где необходимо;

    вести дневник.

4.4.Родители имеют право:

    защищать законные права ребенка;

    обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации образовательного учреждения, в управление образования, Министерство образования и науки Нижегородской области;

    присутствовать на уроках с разрешения администрации образовательного учреждения;

    согласовывать и вносить предложения по составлению расписания занятий, по включению в пределах выделенных часов, предметов из учебного плана школы, не предусмотренных приказом Минпроса от 5.05.78 г. № 28-м, аргументировав необходимость, с учетом способностей и интересов ребенка.

4.5. Родители обязаны:

    выполнять обязанности по воспитанию своих детей и получению ими основного общего образования;

    выполнять требования Устава образовательного учреждения;

    создавать условия для проведения занятий;

    своевременно, в течение дня, информировать образовательное учреждение об отмене занятий по случаю болезни и возобновлении занятий;

    контролировать ведение дневника, выполнение домашних заданий, ставить свою подпись по факту проведенных занятий.

4.6. Педагогический работник имеет права, предусмотренные ФЗ РФ “Об образовании”.

4.7. Учитель обязан:

    составлять индивидуальный образовательный маршрут с учетом психофизических особенностей, склонностей и интересов детей;

    знать специфику заболевания, особенности режима и организации индивидуальных занятий;

    развивать навыки работы с учебником, справочной и художественной литературой;

    не допускать учебных перегрузок;

    своевременно заполнять и сдавать соответствующую документацию.

4.8. Обязанности администрации:

    контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, аттестацию учащихся, оформление документации не реже 1 раза в четверть;

    контролировать своевременность проведения занятий, ведение журнала учета обучения больных детей на дому;

    обеспечивать своевременный подбор учителей;

    предоставлять в недельный срок в Управление образования документы об организации индивидуального обучения больных детей на дому после представления необходимых документов.

V . Ведение документации.

С детьми, обучающимися индивидуально на дому, ведется следующая документация журнал индивидуальной работы.Ежегодно с инструкцией по ведению документации учителей, ведущих надомную работу, знакомит заместитель директора по УВР.

Журнал индивидуальной работы. Отражает учебную деятельность обучающегося по индивидуальному учебному плану. Оформляют журнал учителя, ведущие индивидуальную надомную работу, согласно полученной инструкции и указаний к ведению классного журнала.

VI .Ответственность

6.1. Школа несет ответственность за реализацию прав обучающихся, воспитанников на получение общедоступного и бесплатного образования в соответствии с законодательством.