Меню

Определение состояния принимаемого груза. Транспортная характеристика груза Транспортное состояние груза пример

Техника

Определение груза. В каком случае товар становится грузом и наоборот.

Груз – это товар, находящийся в процессе перевозки. Товар становится грузом, когда товар находится в процессе перевозки, а товаром он становится, когда он находится на складе производителя или магазина.

Чем различаются понятия: продукт, товар, груз.

Груз – это товар, находящийся в процессе перевозки. Товар становится грузом, когда товар находится в процессе перевозки, а товаром он становится когда он находится на складе производителя или магазина и к нему добавляется некая стоимость за хранение. Изделие – это продукт, изготовленный на предприятии.

4.Транспортная характеристика грузов. Категория грузов.
Транспортной характеристикой груза называется свойство товара, которое проявляется в процессе перевозки, перегрузки и хранения и определяет этот процесс. Транспортная характеристика грузов определяет режимы перевозки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций. Даже частичное изменение транспортной характеристики груза приводит к изменению отдельных технических или технологических элементов перевозочного процесса.

Дать определение плотности груза, пористости и скважистости.

Плотность – это масса груза отнесенная к его объему.

Пористость – отношение свободных пространств (пор и капилляров) к объему частиц груза.

Скважистость - это отношение объема свободных пространств между отдельными частицами груза к самому объему груза.

6.Дать определение габаритного объема места и удельного объема груза. Привести примеры.
Габаритный объем места – это произведение максимальных геометрических размеров с учетом выступающих частей: Vм=lмbмhм;
Удельный объем груза - это отношение объема груза к его массе: v=V/m; измеряется в метрах кубических деленных на килограммы (тонны);

7.Гигроскопические свойства грузов. Дать определение, привести примеры

Гигроскопическими называются грузы, которые имеют в своем составе влагу и могут ее отдавать или дополнительно принимать. Пример – уголь, руда, строительные материалы.

Специфические свойства грузов. Спекаемость и смерзаемость грузов.

Спекаемость – это слипание частиц груза под воздействием изменения температуры. Спекаемости подвержены перевозящиеся навалом тугоплавкие материалы (гудрон, асфальт), а так же агломераты руд, поступающие на транспортное средство в горячем состоянии. Выгрузка таких грузов затруднена, поэтому их следует перевозить в таре или наливом с подогревом и только в отдельных случаях – при низких температурах навалом.

Смерзаемость – свойство грузов превращаться в плотную массу и терять свою сыпучесть при отрицательной температуре. Это свойство аналогично слеживаемости груза, и по результату они одинаковы. При смерзаемости происходит слипание частиц груза, которое тем больше, чем меньше и шероховатее частицы груза, больше влажность и пористость его.

Смерзаемости подвержены рыхлые, пористые, мелкозернистые руды и полезные ископаемые.

Специфические свойства грузов. Самосогревание и самовозгорание грузов.

Самосогреванием называется процесс повышения температуры груза, вызванный действием внутреннего источника тепла – химических и биохимических процессов, протекающих в грузах. Самосогреванию поддержаны грузы растительного происхождения (зерновые, волокнистые, рыбная мука); некоторые ископаемые (торф, каменный уголь, древесный уголь); некоторые руды (пирит, концентраты сульфатов меди, свинца, цинка, железа).

Самовозгорание. Сущность этого процесса подобна самовоспламенению, только этот процесс происходит при обычных окружающих температурах. Самовозгорающимися называются вещества, способные самопроизвольно воспламеняться от теплоты, выделяющейся при химическом, физическом или биохимическом процессах при обычно встречающихся температурах. К таким грузам относят вещества, имеющие температуры до 100 градусов по цельсию.

Ядовитость и инфекционная опасность грузов.

Многие грузы представляют непосредственную угрозу здоровью и жизни людей, связанную с хранением и перевозкой. Реальная опасность ядовитых веществ при перевозке зависит от их возможности создавать опасные концентрации в воздухе при условии нарушения герметичности упаковки. Образование постоянных концентрация ядовитых паров в воздухе происходит из-за неплотности укупорки тары и диффузии вещества. Концентрация паров вещества зависит от интенсивности поступления их в грузовое помещение, скорости диффузии в воздухе, плотности паров и вентиляционного режима грузового помещения.

Инфекционная опасность возникает при перевозке живого груза, сырых животных продуктов или бактериологических препаратов. Перевозка этих грузов осуществляется под наблюдением, контролем и на основании правил и инструкций соответственных органов.

Теплофизические свойства грузов.

Методы теплофизики позволяют разработать оптимальные условия хранения грузов, выбрать рациональные средства для их поддержания, построить математические модели для изучения конкретных вопросов. Следовательно, теплофизические свойства составляют значительную часть транспортной характеристики грузов и во многом определяют их транспортное состояние.

Основные теплофизические свойства грузов:

· Теплопроводность

· Теплоемкость

· Диффузия

· Массообмен

· Гигроскопические свойства

· Абразивность

· Хрупкость

· Вязкость

· Сводообразование

Виды тары и упаковки.

По своему назначению тара делится на потребительскую, дополнительную и транспортную. В зависимости от конструкции тары и способности сохранять свою первоначальную форму на жесткую, полужесткую, мягкую.

19.Тара и упаковка. Основные понятия и определения.

Тарой называют изделие, предназначенное для размещения и укладки в ней продукции.

Под упаковкой понимается комплекс защитных мер по подготовке готовой продукции к транспортированию, хранению, для обеспечения ее максимальной сохранности и придания транспортабельного состояния.

Теория удара применительно к упакованному грузу.

Удар – мгновенное изменение скорости движения тела.

21.Виды нагрузок, воспринимаемых тарой и упаковкой при перевозке на основных видах транспорта. На грузы, которые находятся в процессе перевозки, действуют статические и динамические нагрузки. При транспортировке любым видом транспорта, в частности, жд, автомобильным и т.д. на тару с грузом действует вертикальная Рв и горизонтальные (продольная Рпр и поперечная Рп) инерционные силы. Следовательно, элементы тары должны быть проверены на восприятие нагрузок, которые составляют: Рв= авМ(пв -1); Рпр= апрМ(ппр -1); Рп= апМ(пп -1), где ав, апр, ап – соответственно вертикальное, продольное, поперечное ускорение, м/с^2, или доли ускорения g; пв, ппр, пп – число грузовых единиц соответственно в вертикальном, продольном, поперечном направлениях штабеля, размещенного на транспортном средстве.

Транспортная характеристика и транспортное состояние груза.

Транспортная характеристика грузов – свойства товара, которые проявляются в процессе транспортировки, перегрузки, складирования и определяет этот процесс. Определяет режим, способы перевозки, перегрузки, хранения, а так же выдвигает требования к транспортному средству, погрузочно-разгрузочным работам, способу хранения на складе. Есть грузы, которые можно перевозить открытым или закрытым способом.

Транспортное состояние груза – это вид груза имеющего упаковку или отсутствие таковой.

В процессе перемещения груза основными участниками транспортирования становятся не производитель и потребитель продукта, а грузовладелец и владелец подвижного состава со своими обслуживающими организациями. Естественно, объективно транспортирование повышает стоимость продукта для потребителя, поэтому необходимо сокращать транспортные издержки, разумеется, не в ущерб сохранности, своевременности и безопасности доставки груза.

Таким образом, с момента приёма к перевозке на пункте отправления и до момента выдачи на пункте назначения вся товарная продукция носит название груз.

2. Транспортная характеристика груза

Грузы каждого наименования обладают присущими только им физико-химическими свойствами, объёмно-массовыми характеристиками и степенью опасности, определяющими технические условия перевозок. В комплексе с параметрами тары и упаковки специфические свойства грузов составляют понятие транспортная характеристика груза.

Транспортная характеристика груза определяет режимы перевозки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций. Транспортные характеристики используют при решении задач по рационализации перевозочного процесса: выборе типа подвижного состава (ПС), погрузо-разгрузочных механизмов и устройств (ПРМ), складского оборудования, средств пакетирования грузов, разработке условий их перевозки и т.д.

Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики грузов называется транспортным состоянием груза.

Сохранность груза и безопасность его транспортирования обеспечивается, если груз предъявляется к перевозке в транспортабельном состоянии. Груз является транспортабельным если:

    находится в кондиционном состоянии;

    соответствует требованиям стандартов и условиям перевозки;

    имеет исправные тару, упаковку, пломбы, замки, контрольные ленты и положенную маркировку;

    надёжно защищён от неблагоприятного внешнего воздействия; не имеет других признаков, свидетельствующих о его порче.

3. Транспортная классификация грузов

Под транспортной классификацией грузов понимают упорядочение совокупности грузов по какому-либо признаку, определяющему особенности транспортного процесса. На транспорте установлены следующие основные виды грузов: наливной - жидкий груз, перевозимый наливом; сухой - любой груз, кроме наливного; навалочный - сухой груз, перевозимый без тары навалом; насыпной - зерновой груз, перевозимый без тары; штучный - сухой груз, состоящий из отдельных грузовых мест; генеральный - различные штучные грузы.

Каждая группа (вид) делятся на подгруппы, объединяющие грузы, сходные по их транспортным характеристикам и условиям перевозки. На автомобильном транспорте (AT) применяется несколько систем классификации грузов.

К навалочным грузам относят твёрдое топливо, руду, минерально - строительные материалы, лесоматериалы и т.д. Указанные грузы принимают к перевозке без счёта мест. Навалочные грузы делят на две группы:

    не требующие защиты от атмосферных осадков и распыления (твёрдое топливо, руда, кирпич);

    подверженные распылению, загрязнению и порче от атмосферных осадков (цемент, известь, мел, удобрения).

Перевозка первой группы разрешается на открытом подвижном составе, а второй - в универсальных крытых и специализированных контейнерах или специализированных цистернах.

Насыпные грузы допускаются к перевозке на автотранспорте насыпью. К ним относится рожь, пшеница, ячмень, гречиха, семена масличных и бобовых культур. Муку м крупу также перевозят в таре и относят к подгруппе тарно- штучных грузов.

Генеральные грузы классифицируются по категориям (подгруппам): металлопродукция : металл прокатный, профильный, листовой, в чушках, проволока в бухтах, трубы металлические, рельсы, балки, металлоизделия;

подвижная техника : подвижные технические средства на гусеничном и колёсном ходу;

железобетонные изделия и конструкции : балки, ригели, шпалы, колонны, сваи, плиты, панели, блоки и пр.;

контейнеры : крупнотоннажные - масса брутто от 10 до 30 т., среднетоннажные - от 3 до 5 т., малотоннажные - от 0,625 до 1,25 т., универсальные и специализированные: мягкие, изотермические, рефрижераторные, открытые, цистерны, платформы и т д.;

пакетированные грузы - грузовая партия, состоящая из штучных грузов в таре или без нес: пакеты в обвязке (плёнке), на поддонах, блок- и строп- пакеты;

тарно-упаковочные и штучные : с массой одного места менее 500кг, тяжеловесные с массой одного места более 500кг, длинномерные и громоздкие: длина более Зм, ширина 2,6м, высота 2,1 м, негабаритные - высота свыше 4м, ширина 2.5м и выступающие за задний борт или край платформы подвижного состава более чем на 2м;

катно-бочковые: бочки и барабаны деревянные, металлические и пластмассовые, барабаны с кабелем, автопокрышки в связках и раздельно, мотки и бухты;

лесоматериалы : круглые лесоматериалы, пиломатериалы в пакетах, фанера, древесная плита в пачках, брёвна пилёный брус и т.п.;

к живности относятся крупный и мелкий рогатый скот, лошади, дикие звери, птицы, пчёлы и живая рыба.

В зависимости от специфических свойств и условий транспортирования все грузы разделяются на девять групп:

    скоропортящиеся, т.е. грузы, требующие защиты от воздействия высокой или низкой температуры окружающей среды. К ним относятся продукты животноводства, полеводства, птицеводства и рыбной промышленности. В этих грузах активно протекают процессы изменения цвета, распад и гидролиз сложных органических веществ;

    гигроскопичные, т.е. грузы, способные поглощать свободную влагу из воздуха, что может привести к изменению массы, объёма, физико-химических свойств, к прямым потерям и порче груза. К ним относятся сахар, соль, цемент и др.;

    грузы, легко аккумулирующие посторонние запахи (продукты перемола, чай, сахар), что может привести к порче продуктов;

    грузы, обладающие специфическими запахами, которые при совместном хранении и перевозке могут привести к порче других грузов (рыбопродукты, кожа, табак, нефтепродукты);

    грузы, устойчиво сохраняющие свои характерные физико-химические свойства в процессе перевозки и хранения, не претерпевающие в обычных условиях заметных изменений (минерально-строительные материалы, руды, каменный уголь, лесоматериалы);

    навалочные грузы, теряющие при транспортировании свойства сыпучести в результате смерзания или спекания отдельных частиц (гранулированный шлак, колчедан, калийная соль);

    слеживающиеся навалочные грузы, у которых при длительном хранении или перевозках происходит потеря подвижности частиц продукта в результате давления верхних слоёв (цемент, глина, торф);

    опасные грузы, требующие при перевозке соблюдения особых правил и которые могут причинить вред персоналу и нанести повреждения подвижному составу, участвующих в перевозках;

    грузы, которые в процессе перевозки способны к значительным потерям массы (овощи, бахчевые культуры, мясные продукты).

По условиям и способам хранения грузы можно разделить на три большие группы:

    ценные грузы и грузы, которые могут испортиться под воздействием влаги или изменения температуры: скоропортящиеся, промышленные, продовольственные; рекомендуется хранение в закрытых складах;

    грузы, не подверженные воздействиям температурных колебаний, но попадание влаги может привести их к порче: бумага, металл, хлопок. Рекомендуется хранение в закрытых складах или под навесом.

    грузы, не подверженные или слабо подверженные воздействию внешней среды: каменный уголь, металлы, контейнеры. Хранение рекомендуется на открытых площадках.

Транспортные характеристики грузов - совокупность свойств груза определяющих условия и технику его перевозки перегрузки и хранения называется транспортной характеристикой груза. По своим физико-химическим свойствам грузы разделяют на две основные группы: скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся. Грузы можно также разделить на группы по степени огнеопасности, ядовитости, радиоактивности и обладанию определенными агрессивными свойствами - пылящие, выделяющие газы и запахи, грузы, обладающие гигроскопичностью, и так далее. Кроме того, почти все грузы обладают специфическими, только им присущими свойствами, определяющими требования, которые необходимо выполнять в процессе их перевозки. Для того, чтобы обеспечить сохранность и своевременность доставки перевозимого груза, необходимо знать его характеристики и свойства.

К транспортной характеристике груза относятся:

1) физико-химические свойства;

2) объемно-массовые характеристики;

3) биохимические процессы;

4) свойства, определяющие степень опасности груза;

5) свойства, определяющие Технические условия (ТУ) перевозки, перегрузки и хранения;

6) требования к таре и упаковке груза.

Учет транспортных характеристик и свойств груза позволяет сделать правильный выбор подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов (ПРМ), средств хранения и режимов перевозок.

Знание транспортной характеристики грузов является непременным условием для выполнения основной транспортной задачи - своевременной, сохранной, в качественном и количественном отношениях, доставки груза из пункта отправления в пункт назначения.

Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза называется транспортным состоянием груза.

Так, например, к основным свойствам навалочных грузов относятся такие свойства как:

Угол естественного откоса, или угол покоя. Это угол между плоскостью основания штабеля и образующей, который зависит от рода и кондиционного состояния груза. Рыхлые и пористые навалочные грузы имеют больший угол покоя, чем твердые кусковые грузы. С увеличением влажности угол покоя растет. При длительном хранении многих навалочных грузов угол покоя за счет уплотнения и слеживаемости возрастает. Различают угол естественного откоса в покое и в движении. В покое угол естественного откоса на 10-18о больше, чем в движении (например, на ленте транспортера).

Гранулометрический состав для навалочных грузов указывается в запродажных контрактах и перевозочных документах. Ряд рудных грузов и углей делится на классы в зависимости от гранулометрического состава. Так, например, угли (антрацит) делят на классы в зависимости от размера куска угля (мм): плотный 110 и более; крупный 50-100; орех 25-50; мелкий 13-25; семечко 6-13; штыб менее 6. Гранулометрический состав груза определяет возможность применения различных схем механизации погрузо-разгрузочных работ.

Усадка - уплотнение навалочных грузов вследствие перераспределения частиц груза в массе насыпи и сдавливания нижних слоев верхними. На усадку грузов оказывают влияние свойства груза, способ нагрузки, встряхивание судна на волне, вибрация корпуса судна, длительность и условия плавания. Усадка зерна в рейсе происходит от 2,5 до 8%.

Сыпучесть - свойства навалочных грузов, которые при наличии свободной поверхности под воздействием качки пересыпаются с одного борта на другой. В результате этого судно может получить опасный крен и перевернуться. Проведенные опыты показали, что пересыпание грузов происходит по законам, отличным от законов перетекания жидкости. В начальный момент крена в результате действия сил сцепления частиц поверхность груза остается неподвижной, но если крен достигает такого значения, при котором угол между поверхностью насыпки и горизонтом будет больше угла покоя на 8-10о, то масса груза быстро перемещается в сторону крена. Обратного перемещения может не быть, так как крен в противоположную сторону уменьшается за счет смещения центра тяжести судна в сторону пересыпавшегося груза.

Погрузочный объем - объем, занимаемый 1т груза в грузовом помещении. При перевозке зерновых грузов погрузочный объем является критерием, по которому грузы делятся на "тяжелые" - рожь, ячмень, пшеница, горох, рис (1,13 - 1,54 м3/т) и "легкие" - овес, арахис, льняное семя, подсолнух (1,50 - 3,7 м3/т).

Влажность - важнейший показатель состояния груза, поскольку от нее зависит самонагревание, возможность и вероятность разжижения. Влажность гигроскопических грузов находится в прямой зависимости от относительной влажности воздуха. Повышенная влажность навалочных грузов приводит к потере провозной способности флота из-за увеличения их массы, а при перевозке зерна - к его порче. Нормальная влажность экспортного зерна - 11-14%. Зерно с влажностью 16% принимать к перевозке запрещается.

Самонагорание грузов растительного происхождения резко ухудшает их качество и, как правило, вызывается тремя причинами: биологическим процессом "дыхания", жизнедеятельностью микроорганизмов и вредителей. При перегрузке зерна и ряда других продуктов сельского хозяйства (хлопка, льна, сена) температура груза в результате самонагревания может достигать 85-90оС, что приводит к потере товарных качеств груза.

Самовозгорание - действие внутренних источников тепла (биологических и химических процессов), которые протекают в грузе. Самовозгоранию подвержены многие грузы растительного происхождения, зерновые, волокнистые, жиры, торф, каменные и бурые угли, древесный уголь, а также некоторые руды и рудные концентраты.

При "дыхании" зерна, семян, овощей и фруктов поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Энергия "дыхания" зависит от свойства груза, но особенно увеличивается с ростом температуры и влажности. Повышение температуры и влажности способствует развитию бактерий, а наличие бактерий в растительных грузах вызывает не только самонагревание, но и самовозгорание. Жизнедеятельность микроорганизмов приводит к дальнейшему нагреванию груза. Если груз обладает малой теплопроводностью, то выделяющаяся теплота накапливается и температура повышается. Микроорганизмы гибнут при температуре груза 70о и выше, но химические реакции между кислородом, воздухом и разлагающимися растительными грузами продолжается. Это приводит к самовозгоранию или обугливанию груза. Для предотвращения самовозгорания зерновых грузов следует удалять выделяющиеся газы и тепло, что достигается постоянной вентиляцией грузовых помещений.

В процессе хранения и перевозки ископаемых углей происходит постоянное окисление углерода, что приводит к потере качества и уменьшению количества груза. Величина этих потерь зависит от марки, сорта угля и температуры хранения. Решающим фактором самовозгорания, например углей, является процесс химического взаимодействия вещества угля и в первую очередь углерода с кислородом воздуха и воды. Окисление углей делится на две стадии. В начальной стадии (при температуре 20-25оС) образуются малоустойчивые перекисные соединения, содержащие кислород. Во второй стадии (при температуре 25-180оС) происходит расщепление неустойчивых перекисных соединений. При этом освобождается 60-70% всей тепловой энергии окислительного процесса. Выделяющиеся при расщеплении активный кислород и другие элементы вместе с образовавшимся теплом способствуют окислению новых порций исходного вещества груза.

Температура груза, по достижении которой начинается бурный процесс окисления, переходящий в самовозгорание, называется критической температурой. По действующим инструкциям критической температурой для ископаемых углей считается:

в России - 60оС; в Англии - 58 - 75оС; в США - 75 - 85оС.

Самовозгоранию углей способствует аэрация штабеля, наличие внешних источников тепла, таких как солнечная радиация, нагревающая переборки и магистральные трубы, наличие посторонних примесей, смешение разных марок, сортов и партий груза.

Очень малая и чрезмерно высокая влажность углей снижает их способность к самовозгоранию. В практике перевозок температура углей 40-45оС считается уже опасной.

Слеживаемость характеризуется прочным сцеплением частиц груза и максимальной плотностью. Это приводит к потере грузом свойств сыпучести. Слеживаемости подвержены в наибольшей мере концентраты руд, селитра, соль поваренная, калийные и азотные удобрения, сульфат. Причинами слеживаемости являются: сцепление частиц груза от сдавливания при большой высоте укладки; кристаллизация солей из растворов и переход соединений вещества из одних модификаций в другие; химические реакции в грузах.

Степень слеживаемости зависит от размера, формы и характера поверхности частиц груза, наличия и свойств примесей, условий хранения груза, его влажности, гигроскопичности, характера воздействия внешней среды, длительности перевозки и высоты укладки.

Смерзаемость - свойство груза при отрицательной температуре превращаться в сплошную массу и терять свою сыпучесть. Это свойство аналогично слеживаемости груза, и по результатам они идентичны. При смерзании также происходит слипание частиц груза и тем больше и сильнее, чем мельче и более шероховата поверхность частиц груза, больше его влажность и пористость. В наибольшей степени смерзаемости подвержены полезные ископаемые - рыхлые, пористые и мелкозернистые руды, серные и медные колчеданы, влажные угли, песок, соль, апатиты, фосфориты, бокситы, медные, железные, марганцевые, свинцовые, цинковые концентраты руд и ряд других грузов.

Спекаемость - слипание частиц груза под воздействием изменения температуры. Спекаемости подвержены перевозящиеся навалом материалы, такие как пек, гудрон, асфальт, а также агломераты руд, поступающие в трюмы судов в горячем состоянии. Процесс спекания схож с процессом слеживаемости. Спекаемость грузов при перевозке их навалом на обычных судах предотвратить нельзя, поэтому их следует перевозить в таре или на специализированных судах. Так, например, агломерат, который при перевозке спекается и покрывается коркой, перевозят в горячем состоянии. Для уменьшения влияния процесса спекаемости груза строятся суда специальной конструкции, позволяющие замедлить или предотвратить охлаждение груза в пути.

Транспортной характеристикой груза называется свойство товара, которое проявляется в процессе перевозки и определяет этот процесс. В понятие «транспортная характеристика груза» входят: физико-химические, биохимические и опасные свойства; объёмно-массовые показатели; тара и упаковка, в которой транспортируется груз; условия (режимы) транспортирования, хранения и выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Совокупность определенных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза, сформировавшихся для конкретной перевозки, называется транспортным состоянием груза .

Физико-химические, биохимические и опасные свойства, присущие определенному грузу, определяют условия его перегрузки, транспортирования и хранения, а также основные требования к таре и упаковке груза. Описание данных свойств и их влияние на организацию транспортного процесса приведено в работах . При этом биохимические свойства (процессы) протекают в грузах растительного и животного происхождения и вызваны взаимодействием груза с кислородом воздуха, либо присутствием в грузе различных микроорганизмов и их жизнедеятельностью. Наличие опасных свойств свидетельствует о транспортной опасности груза. Перевозка опасных грузов осуществляется с соблюдением особых условий, устанавливаемых в общем случае Правилами перевозок опасных грузов, утвержденными для различных видов транспорта.

Определение объёмно-массовых показателей груза необходимо для оценки использования вместимости и грузоподъемности подвижного состава, в котором может перевозиться груз, а также для расчета параметров складов и погрузочных механизмов, массы груза. При этом для грузов разного вида данные показатели различаются: плотность характеризует наливной груз, объемная (насыпная) масса – насыпной и навалочный грузы, удельный объем – генеральный.

Тара и упаковка может применяться при перевозке различных генеральных грузов. Грузы, которые по своим характеристикам могут быть упакованы и пакетированы, должны предъявляться к перевозке в упакованном виде с применением транспортной тары. В результате упаковывания продукции создаются упаковочные единицы – товары, упакованные в потребительскую упаковку для продажи и грузовые единицы – грузы, упакованные в транспортную упаковку для перевозки. Грузовые единицы иначе называют транспортными единицами или грузовыми местами . Каждый вид тары характеризуется определённым кодом.

Условия транспортирования, хранения и выполнения погрузочно-разгрузочных работ должны определяться на основании действующих правил перевозок грузов, утвержденных для различных видов транспорта. Эти условия должны учитывать те физико-химические, биохимические и опасные свойства, которые присущи перевозимому грузу. При предъявлении груза к перевозке необходимо указывать его наименование и код, которые в общем случае принимают согласно Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ).

На разных этапах экономического цикла "производство - транспортировка - потребление" результат труда в каждый раз представляет в новом качестве. На первом этапе (производство) материальным результатом общественного труда является продукт, обладающий стоимостью и потребительской стоимостью. Продукт полностью или частично может быть использован для продажи или потребления в другом месте. В этом случае он становится товаром. На втором этапе с момента передачи транспорту для пространственного перемещения продукт обретает новое качество: он становится грузом, т.е. объектом транспортировки. На третьем этапе, т.е. при реализации потребительской стоимости, груз опять выступает в роли только продукта.

Стоимость продукта слагается из стоимости его изготовителя и стоимости транспортировки. Потребительская стоимость максимальная, так как она может быть реализована в полной мере.

Все полезные свойства продукта, которые характеризуют его потребительскую стоимость, являются существенными на начальном и заключительном этапах экономического цикла. На промежуточном этапе цикла (транспортировка) продукт становится грузом и многие потребительские свойства, характеризующие его как товар, оказываются несуществующими, так как не влияют на процесс транспортировки. На первый план выступают те свойства товара, которые связаны с процессом транспортировки и составляют транспортную характеристику груза.

Транспортной характеристикой груза называется свойство товара, которые проявляются в процессе транспортировки и определяют этот процесс. В транспортную характеристику груза входят: физико-химические свойства, объемно-массовые показатели, тара, упаковка, режим хранения, перегрузки, перевозки. Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза называется транспортным состоянием груза.

Сохранность груза и безопасность его транспортировки обеспечивается, если груз предъявляется к перевозке транспортабельном состоянии. Груз является транспортабельным, если он находится в кондиционном состоянии; соответствует стандартам и условиям перевозки на автомобильном транспорте; имеет исправную тару, упаковку, пломбы, замки и положенную маркировку; надежно защищен от воздействия внешней среды; не имеет признаков, свидетельствующих его порче.

2 Задача организации перевозок

Как известно, цель существования транспорта (в том числе и автомобильного) – полное и своевременное удовлетворение постоянно возникающих потребностей предприятий и населения в перевозках. Мы будем рассматривать перевозки грузов автомобильным транспортом. При этом автотранспортные предприятия, естественно, стараются израсходовать минимальное количество ресурсов (топлива, смазочных материалов и т. д.). Работа автомобильного транспорта осложняется тем, что заявки на перевозку грузов (потребности в перевозках) изменяются с течением времени. Помимо относительно постоянных заказчиков (клиентов), автотранспортные предприятия (АТП) имеют много так называемых разовых перевозок, когда клиент обращается в АТП, например, один раз в месяц. В результате неравномерного поступления заявок могут возникнуть периоды времени, когда АТП не справляются с перевозками или когда автомобили простаивают из-за отсутствия работы. Кроме этого иногда появляется проблема найти работу специализированным автомобилям, предназначенным для перевозок одного определенного или нескольких однородных грузов. Таким образом, в АТП постоянно возникает потребность в решении задач по организации перевозок грузов в соответствии с изменяющимися условиями. Одной из таких задач является определение кратчайших расстояний между грузовыми пунктами (пунктами погрузки или выгрузки грузов). Это необходимо для правильного расчета с клиентурой, начисления заработной платы водителям, установления затрат времени на перевозки и т. д. Потребность в нахождении расстояний между грузовыми пунктами возникает, когда появляется новый клиент или меняются дорожные условия (открываются новые мосты, закрываются на ремонт улицы и т. д.). На затраты АТП значительное влияние оказывает распределение наличного подвижного состава (автомобилей, прицепов и полуприцепов) по объектам. Любую заявку можно осуществить несколькими типами подвижного состава, которые требуют неодинаковых затрат и имеют различную грузоподъемность. Сравнивая наличные модели, выбирают наиболее рациональную. Такую задачу предлагается решить при выполнении курсового проекта. Основные сбои перевозочного процесса возникают в грузовых пунктах при погрузочно-разгрузочных работах. К ним относятся сверхнормативные простои в очередях под погрузку-разгрузку, отказы принимать или отправлять груз, большие затраты времени на погрузку или разгрузку и т. д. Одна из самых сложных задач службы эксплуатации АТП – оперативное планирование перевозок. Ее сложность обусловлена в основном огромным количеством вариантов решения. Для организации перевозочного процесса большое значение имеет правильно составленный график выпуска подвижного состава.