Меню

Основные черты авторитарного режима кратко.

Смеситель

Политический режим государства - это метод организации системы, отражающий отношения органов власти и представителей общества, социальную свободу и особенности правовой жизни в стране.

В основном эти свойства обусловлены определенными традиционными особенностями, культурой, условиями исторического становления государства. Значит, можно сказать, что в любой стране образовался свой особенный и характерный политрежим. Тем не менее у большей их части в разных государствах можно найти похожие черты.

Научные литературные источники описывают 2 вида социально-правовых устройств:

  • демократические режимы.

Признаки демократического общества

Главными признаками, которые являются характерными для демократии, являются:

  • господство законодательных актов;
  • власть, разделенная на виды;
  • существование настоящих политических и социальных прав граждан государства;
  • выборные органы власти;
  • наличие оппозиционного и плюралистического мнения.

Признаки антидемократии

Антидемократический образ правления подразделяется на тоталитарный и авторитарный режимы. Основные его свойства:

  • главенство единственной партийной организации;
  • верховенствующее положение единой формы собственности;
  • ущемление прав и свобод в политической жизни;
  • репрессивные и принудительные методы воздействия;
  • ущемление влияния выборных органов;
  • усиление исполнительной власти;
  • запрещение существования оппозиционных партийных организаций;
  • запрещение полипартийности и иномыслия;
  • стремление государства координировать все области общественной жизни и отношений между личностями.

  • рабовладельческий;
  • феодальный;
  • буржуазный;
  • социалистическая демократия.

Антидемократические режимы разделяются этим политиком на:

  • тоталитарный;
  • фашистский;
  • автократический.

Последний, в свою очередь, делится на единоличный (деспотия, тирания, режим единоличной власти) и коллективный (олигархия и аристократия).

Политические режимы на современном этапе

На современном этапе считается, что демократия — самый совершенный режим, в отличие от любого антидемократического. Это не совсем правильно. Исторические факты свидетельствуют, что тоталитарные страны (определенная часть) достаточно результативно существуют и выполняют свои функции, например в Корейской Народной Демократической Республике. В добавок к этому, тоталитаризм в значительной степени способен мобилизовать все население государства с целью решения определенной (не менее важной и трудной) государственной проблемы.

К примеру, Советский Союз сумел одержать победу в военных действиях с фашистской Германией, хотя тоталитарная Германия в самом начале военных действий существенно превышала его силы по внутренней военной мощности. В послевоенные годы такой социально-правовой уклад создал рекордный подъем экономики СССР. Пусть даже это было достигнуто немалой ценой. Таким образом, тоталитарный и характеризуются как положительными сторонами, так и отрицательными.

Министерство образования Российской федерации

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

"Хабаровская государственная академия экономики и права"

Центр по работе с филиалами и дистанционному обучению


Контрольная работа


Хабаровск 2013


Введение

1.Понятие и типология политических режимов

Заключение

Приложение


Введение


Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если четко вычленить в нем черты тоталитаризма и демократии. Богатство и разнообразие авторитарных политических систем, по сути являющихся промежуточным типом между демократией и тоталитаризмом, обусловили и ряд универсальных, принципиальных отличительных черт этих политических порядков. Авторитарный режим - это политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. Авторитарный режим - это режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы лиц (диктатуру). Такой режим существенно ограничивает полномочия представительных институтов, игнорирует принцип разделения властей, ущемляет гражданские и политические права, незаконно присваивает, узурпирует или захватывает власть. В настоящее время во многих современных странах мира установились авторитарные политические порядки. Причем немало ученых, как в прошлом, так и в настоящем весьма позитивно оценивали и оценивают данный тип организации власти. В России становление новой политической системы связано с распадом СССР. Функционирующая в России политическая система во многом не отвечает общепринятым критериям демократии. Политологи характеризуют данную политическую систему с помощью терминов "авторитарная демократия", "режимная система" связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.


1. Понятие и типология политических режимов


Сущность власти заключается в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность.

Общество как сложная система взаимодействия индивидов, групп, организаций нуждается в управлении, регуляции и согласовании человеческих интересов и действий. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения поощрения, страха и т.д. Совокупность средств и метолов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности, называется политически режимом.

Политическая власть многообразна по формам и средствам проявления. Для отражения различных аспектов ее функционирования используются такие понятия, как "форма правления", "политический режим", "политическая система".

Для того чтобы эффективно воздействовать на общество, поведение людей, классов, власть должна быть организована, иметь средства влияния, принуждения. Организация верховной государственной власти, ее органов, их взаимоотношения с населением обозначаются понятием "форма правления". Обычно выделяют монархическую и республиканскую формы правления. Однако не всегда характер политической власти в обществе соответствует форме правления. Например, Швеция, Норвегия, Бельгия более демократичны, чем многие республики, хотя по форме правления являются конституционными монархиями. В то же время Германия 30-х годов по форме правления была республикой, однако характер власти был диктаторский. В связи с этим появилась потребность в определении тех средств и методов, с помощью которых государственная власть регулирует и упорядочивает отношения между людьми. Этот аспект функционирования власти отражает понятие "политический режим".

В европейской политической науке это понятие является базисным, в то время как в американской предпочтение по фундаментальности отдается категории "политическая система". Несмотря на длительное использование понятия "политический режим", за ним не сохранилось достаточно четкого содержания.

Сторонники системного подхода расширительно трактуют данное понятие, отождествляя его с категорией "политическая система". Это порождает известные теоретические трудности, поскольку возникает опасность терминологического дублирования двумя понятиями одного ряда политических явлений. Термины "политическая система" и "политический режим" характеризуют политическую жизнь с разных сторон: если политическая система отражает характер взаимосвязи политики с экономикой, социальной, культурной и другими сферами жизни общества, то политический режим определяет средства и методы реализации власти. Следовательно, политический режим представляет собой функциональный "срез" политической системы, он складывается в результате политической деятельности и политического курса, которые выбирают держатели верховной власти.

Некоторые исследователи ограничивают содержание политического режима формой правления. Согласно данной точке зрения, классификация политических режимов основывается на различии законодательной и исполнительной функций государства и выяснении их соотношения. По такому принципу выделялись режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим сотрудничества (парламентская республика). Акцентируя внимание на деятельности правительственных структур, подобное толкование игнорирует влияние других политических институтов: партийной системы, групп давления и т. д. В связи с этим форму правления было бы точнее представить как один из компонентов политического режима.

В политической науке общепризнанным является определение политического режима, данное политологом Ж-Л. Кермонном: "Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период". Среди этих элементов он выделил: 1) принцип легитимности; 2) структуру институтов; 3) систему партий; 4) форму и роль государства.

Понятие "политический режим" выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида, а также дает представление об основах системы власти. В этой связи Ш. Л. Монтескье заметил: "Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх". В зависимости от соотношения демократии и диктатуры как принципов организации общественной жизни, которое определяет степень социальной свободы личности, выделяют три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Между тоталитаризмом и демократией как крайними полюсами данной классификации располагается множество промежуточных способов реализации власти.

Термин "тоталитаризм" происходит от средневекового латинского слова "totalis", что означает "весь", "целый", "полный". Тоталитаризм - это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека посредством прямого вооруженного насилия. Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в XX веке.

Диктатура (от лат. dictatura - "неограниченная власть") - режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых возникла давно и имела множество исторических форм своего проявления. Первоначально, в республиканском Риме (V - I века до н. э.) диктатором именовалось чрезвычайное должностное лицо (магистрат), назначавшееся на срок не более шести месяцев для организации защиты от внешней угрозы или для подавления внутреннего мятежа. Диктатор был связан правом в своих полномочиях и сроках пребывания у власти. Начиная с Суллы и особенно Цезаря, который многократно наделялся диктаторским полномочиями, характер диктатуры существенно изменился. Диктатор стал неподвластен праву, неподотчетен народу и изменял законы в своих интересах. Однако впоследствии - и в средневековье, и в новое время - диктатуры были внутренне непрочными режимами, их сплачивала лишь воля диктатора.

Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры, в которой особую роль играют государство и идеология. Термин "тоталитарный" ввел в политический лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини (1883 - 1945). Цели фашистского движения, по его мнению, состояли в создании сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил иерархическому принципу. Сущность тоталитаризма как нового политического порядка Б. Муссолини выразил формулой: "Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства".

Возникновению тоталитаризма способствовали объективные процессы, развивавшиеся в конце XIX - начале XX веков Вступление человеческого общества в индустриальную стадию развития обусловило создание разветвленной системы массовых коммуникаций. Возникли технические возможности для идеологического и политического контроля за личностью. Растущие разделение и специализация индустриального труда разрушили традиционные формы жизни и сделали личность беззащитной перед миром рыночной стихии и конкуренции. Усложнение социальных отношений потребовало усиления роли государства как универсального регулятора и организатора взаимодействия индивидов, имеющих несовпадающие интересы. Опыт показывает, что тоталитарные режимы, как правило, возникают при чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности в обществе; глубокого кризиса, охватывающего все стороны жизни; наконец, при необходимости решения стратегической задачи, исключительно важной для страны.

В западной политической науке выделяют следующие признаки тоталитаризма: а) единственная массовая партия; б) монопольно существующая признанная всеми идеология; в) монополия на средства массовой информации; г) монополия на средства вооруженной борьбы; д) террористический контроль со стороны политической полиции; е) централизованная система контроля и управления экономикой. Особенно следует отметить такой признак, как абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию. Принцип вождизма или фюрерства отражает низкий уровень развития демократического сознания, возникает как выражение потребности в символе единства нации в условиях социальной нестабильности. Фюрер в фашистской Германии стоял во главе государства, выражал его волю; сила государства исходила от фюрера. Он имел неограниченную власть над подчиненными. Авторитет вождя не был основан на осознанном доверии, а имел скорее мистический, личностный характер.

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. По мнению русского юриста П.И. Новгородцева, "демократия всегда есть распутье... система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог... Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий".

"Демократия" (demos - "народ" и kratos - власть, властвование) в переводе с греческого означает "власть народа". Однако, начиная с первого упоминания о ней в переводе аристотелевской "Политики" в 1260 году и до настоящего времени не смолкают споры о ее содержании. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства, ее ограничении и контроле над ней, основных правах граждан, правовой и социальной государственности, разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастии и т.д. Это обусловило тот факт, что сегодня существует несколько интерпретаций смысла демократии. В одних случаях ее трактуют расширительно, как общественную систему, основанную на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида. В других случаях она истолковывается более узко - как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть. Этим она отличается и от монархии, где власть принадлежит одному лицу, и от аристократии, где управление осуществляется группой лиц. Данная интерпретация демократии идет от античной традиции начиная с Геродота (V век до н. э.). И, наконец, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Индивиды, группы, исповедующие данные ценности, образуют движение за их реализацию. В этом значении термин "демократия" трактуется как социальное движение, как тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий.

Эволюция значения термина "демократия" обусловлена развитием человеческого общества. Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия считалась "худшей формой" правления. В то время полагали, что низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволяет правителям манипулировать "народовластием". Вследствие этого режимы демократии существовали недолго и переходили в охлократию (власть толпы), а те, в свою очередь, порождали тиранию. Исходя из этого, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией, отрицательно относясь к демократии. Его оценка демократии повлияла на дальнейшую ее судьбу: демократия стала восприниматься негативно и была вытеснена из политического обихода.

Функционально полиархия как политический режим опирается на семь институтов, которые обеспечивают его эффективность. К ним относятся:

) выборные должностные лица; контроль за решениями правительства конституционно закреплен за избираемыми от" народа представителями;

) свободные и честные выборы, исключающие всякое насилие и принуждение;

) относительно высокая зависимость правительства от избирателей и результатов выборов;

) свобода слова, обеспечивающая возможность свободно. выражать свое мнение, включая критику правительства, режима, общества, господствующей идеологии;

) существование альтернативных и часто конкурирующих между собой источников информации и убеждений, выведенных из-под правительственного контроля;

) высокая степень свободы в создании относительно автономных и самых разнообразных независимых организаций, включая оппозиционные партии, группы интересов.

Мировой опыт демократизации чрезвычайно актуален для современной модернизации России. По крайней мере, он позволяет выявить особенности политического развития российского общества, соотнести их с мировыми тенденциями.


Авторитаризм обычно рассматривается как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если принять во внимание то, какие черты от тоталитаризма, а какие от демократии можно обнаружить в нем.

Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авторитарный режим либерализует общественную жизнь, не стремится навязывать обществу четко разработанной официальной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с существованием оппозиции. Руководство различными сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурой гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия (от греч. autokrateia - самодержавие, самовластие, т.е. неограниченная власть одного лица) не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Для того, чтобы сохранить неограниченную власть в своих руках, авторитарный режим осуществляет циркуляцию элит не путем конкурентной борьбы кандидатов на выборах, а кооптацией (волевым введением) их в руководящие структуры. В силу того, что процесс передачи власти в подобных режимах осуществляется не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно, эти режимы не являются легитимными. Однако, несмотря на отсутствие поддержки со стороны народа, автократии могут существовать длительное время и достаточно успешно. Они способны эффективно решать стратегические задачи, несмотря на свою нелегитимность. Примером подобных эффективных с точки зрения осуществления экономических и социальных реформ могут быть авторитарные режимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах арабского Востока.

Указанные черты авторитаризма свидетельствуют об известном сходстве его с тоталитаризмом. Однако самое существенное различие между ними состоит в характере отношений власти с обществом и индивидом. Если при авторитаризме эти отношения дифференцированы и опираются на "ограниченный плюрализм", то тоталитаризм вообще отвергает всякий плюрализм и разнообразие социальных интересов. Причем тоталитаризм стремится ликвидировать не только социальный, но и идеологический плюрализм, инакомыслие. Авторитаризм не оспаривает права на автономное самовыражение различных групп общества.

Традиционные абсолютистские монархии - режимы, в которых отсутствуют разделение властей, политическая конкуренция, власть сконцентрирована в руках узкой группы лиц, господствует идеология аристократического класса. Примером могут служить режимы в странах Персидского залива, а также в Непале, Марокко и т. д.

Традиционные авторитарные режимы олигархического типа преобладают в Латинской Америке. Как правило, экономическая и политическая власть при таких режимах сосредоточена в руках нескольких влиятельных семейств. Один лидер сменяет другого при помощи переворота или фальсификации итогов выборов. Элита тесно связана с церковью и военной верхушкой (например, режим в Гватемале).

Гегемонистский авторитаризм новой олигархии создавался как режим, выражавший интересы компрадорской буржуазии, т.е. той части буржуазии экономически отсталых, зависимых стран, которая осуществляла посредничество между иностранным капиталом и национальным рынком. Такие режимы существовали при президентстве Маркоса на Филиппинах (1972 - 1985), в Тунисе, Камеруне и т.д. Достаточно массовой разновидностью авторитарных режимов являются "военные режимы". Они бывают трех видов:

а) обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (например, режим И. Амина в Уганде);

б) военные хунты, проводящие структурные реформы (например, режим генерала Пиночета в Чили);

в) однопартийные режимы, существовавшие в Египте при Г. А. Насере, в Перу при X. Пероне, и т. д. Следует выделить в качестве еще одной разновидности авторитаризма теократические режимы, при которых политическая власть концентрируется в руках духовных лиц. Примером такого типа может быть режим аятоллы Хомейни в Иране.


Способы реализации политической власти в истории российского общества не оставались неизменными. Трем периодам российской политической истории, качественно отличающимся друг от друга - досоветскому, советскому и постсоветскому - соответствовали конкретные способ и характер государственного правления. Сходство же этих трех периодов заключалось, прежде всего, в том, что российскому политическому процессу на всем его протяжении больше соответствовала диктатура, чем демократия.

Традиционной абсолютной монархии, существовавшей со времен правления Ивана III до 1917 года, была характерна диктатура, то усиливавшая свою жесткость (как было при Иване IV, Петре I), то переходившая в умеренную авторитарную систему с элементами парламентаризма в лице Государственной Думы и многопартийности (например, в конце царствования Николая II). Вся полнота власти сосредоточивалась в руках монарха, который в своем правлении опирался не только на традиции, но и на насилие.

Особой разновидностью диктаторского политического режима является диктатура пролетариата, установленная после Октябрьской революции 1917 года. Диктатура пролетариата по определению В. И. Ленина означала, что "только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле создания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов". На практике был создан политический режим партийной номенклатуры. В составе правительства за весь советский период рабочих было мало, а в Коммунистической партии их было значительно меньше половины. Государство, возглавленное профессиональными революционерами, сосредоточило в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной влаги, монополизировало национальную собственность. Постепенно сформировавшийся новый класс партийно-государственной номенклатуры тяготел к олигархическому характеру власти, социальную базу которой составили массовая Коммунистическая партия и Советы. Правящее меньшинство осуществляло свою власть над большинством, опираясь не только на сильный пропагандистский аппарат, но и на разветвленную карательную систему, средства политического террора и борьбы с инакомыслием. Вследствие этого режим со временем приобрел черты тоталитарности. Вместе с тем политический режим в СССР, для которого больше подходит название "диктатура номенклатуры", стремился реагировать на социально-экономические потребности населения, удовлетворять их. При наличии ресурсов, которые формировались в основном за счет продажи нефти, газа, вооружений, это удавалось делать, однако по мере их сокращения возможности режима также ограничивались. На сдельных этапах тоталитарный режим приобретал черты авторитарности, как это было при Н. С. Хрущеве.

Отмена конституционных гарантий монопольного положения Коммунистической партии привела к падению режима. Появились новые институты власти: президент, парламент, органы местного самоуправления. В 1993 году была упразднена система Советов, формально являвшихся основой механизма функционирования власти в стране.

Однако по характеру государственная власть мало изменилась, по существу она осталась авторитарной. Это - естественное следствие незрелости гражданского общества в России. Авторитарные начала обнаруживаются сегодня в значительной концентрации власти в руках главы государства - президента. Авторитарный режим способен обеспечивать концентрацию ресурсов на стратегических направлениях развития общества, эффективно реагировать на возникающие проблемы. Данная тенденция особенно характерна для стран, переходящих с рынку. Однако авторитарный режим в России имеет и существенные недостатки. Прежде всего, концентрация власти в руках президента в таких объемах, которые превышают полномочия президентов Франции и США вместе взятых, делают общество весьма зависимым от его субъективной воли.

Слабая степень разделения политических ролей и функций говорит о неразвитости политического механизма в целом. Чем выше степень дифференциации и специализации функций политических институтов, тем выше их способность реагировать на возникающие в обществе новые интересы и потребности. Следовательно, пирамидальная структура власти, характерная для современной России, обладает высокой степенью инерционности, субъективизма.

Это обстоятельство обусловливает и недостаточно высокую эффективность режима. Прежде всего, имеется в виду его неспособность надежно гарантировать все конституционные права и свободы граждан, реагировать на возникающие у них потребности. Недостаточная, а в некоторых случаях и просто низкая эффективность режима постоянно ставит перед ним вопрос о его легитимности, необходимости ее поддержания.

В условиях чрезмерной концентрации власти в руках президента и исполнительных органов фактически отсутствуют возможности постоянно действенного контроля за их деятельностью, как со стороны общества, так и со стороны законодателей. Это создает возможности для бесконтрольного расходования федеральных средств, для коррупции. Инструментами контроля в этих условиях могут выступать средства массовой информации и зрелая партийная система. Однако конкурентная партийная система, способная выявить и выразить интересы социальных групп, еще не завершила своего формирования. Средства массовой информации в условиях рынка сами оказываются зависимыми от власти.

Эволюция политического режима в направлении его демократизации связана с более рациональным разделением функций и полномочий между различными ветвями власти, что позволит защитить общество от субъективизма политических лидеров, элит.


Заключение


Одним из видов антидемократического политического режима является авторитарный. Термин "авторитаризм" применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института. Можно выделить реально однопартийный, однопартийный "полуконкурентного" типа и псевдопартийный авторитаризм. Исходя из структуры правящего блока и целей проводимой политики различают военные, олигархические, популистские и бюрократические режимы. В настоящее время в России продолжает господствовать авторитарный политический режим, принципы демократии сочетаются с элементами личной власти. Авторитаризм представляет собой политический режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (лидер, семья, политическая партия, социальный класс) при минимальном участии народа. Авторитаризм является одним из самых распространенных политических режимов современности. Он получил развитие преимущественно в ряде освободившихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, а также в СССР, когда после смерти И.В.Сталина началась трансформация тоталитарного режима в авторитарный. Авторитарный политический режим, как правило, эволюционирует в демократию. Для современной России характерно противостояние двух тенденции. Привилегированное положение президента в системе власти. Президент и его аппарат вынуждены считаться с набравшим силу крупным компрадорским капиталом, финансовой олигархией, сохраняющими серьезные позиции в СМИ и успешно оппонирующие президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти. Некоторые реформы, проводимые властью, являются противоречащими принципам демократии, в частности создание так называемых федеральных округов с представителями президента, продление сроков избрания губернаторов и т. п.

Список использованной литературы


1.Кравченко А.И. Политология: Учеб. Пособие. Для студентов пед. вузов. - М.: Академия, 2005.

2.Лавровский Н.А. Политология: Учебное пособие / Ред. О.В. Полищук: Том. госуд. ун-т систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Каф. МСК: ТУСУР, 2003.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. Издание второе. - М.: "Приор-издат", 2005.

Политология: Учеб. пособие для вузов / Сост. И отв. Редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 2005.

Политология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 2003.

Унпелев А. Г. Политология: власть, демократия, личность. Учебное пособие. М., 2004.

Чвикалов И.М., Камалов Р.М. Политология: Учебное пособие для техн. вузов. - Воронеж: ВГЛТА, 2003.


Приложение


Тесты по политологии

Какому понятию соответствует определение: это негосударственные (частные) объединения граждан, стремящихся реализовать свои общие специфические интересы и ока-зывающих с этой целью воздействие на власть (однако не стремящихся к обладанию ею)?

) политические партии;

) политические движения;

) группы интересов.

Какой из приведённых ниже типов политических культур соответствует типологии, предложенной Г. Алмондом и С. Вербой:

) демократическая;

) либеральная;

) патриархальная.

Какая одна из трёх приведённых ниже политических идеологий характеризуется следующими признаками: а) воинствующий национализм; б) империалистические устрем-ления; в) всемогущество национального государства; г) обличение либеральной парламентс-кой системы; д) признание частной собственности, но обличение порождаемых ею злоупот-реблений; е) идея национальной солидарности; ж) антимарксизм.

) анархизм;

) коммунизм;

Традиционная легитимность основывается на:

) законности;

) силе привычки;

) рациональности.

При какой форме правления правительство должно получить в парламенте "вотум доверия" для того, чтобы стать юридически законным?

) абсолютная монархия;

) парламентская республика;

) президентская республика.

Какой из приведённых ниже признаков наиболее полно характеризует правовое государство?

) верховенство права;

) наличие Конституции и законов;

) социальное равенство.

Какому понятию соответствует определение: это форма политического устройства, при котором входящие в него государства полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, но при этом создают специаль-ные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, вне-шнеполитических и т.д.)?

) конфедерация;

) унитарное государство;

) федерация.

Какому понятию соответствует определение: это тип политического режима, пред-полагающего всеобщий контроль и регламентацию со стороны государства всех сфер жизни общества?

) демократия;

) тоталитаризм.

) конкурентная;

) мажоритарная;

) демократическая.

Какому понятию соответствует определение: это сфера реализации интересов индивидов и групп, совокупность межличностных, семейно-бытовых, экономических, поли-тических, духовных отношений, которые реализуются без прямого вмешательства государ-ства?

) гражданское общество;

) демократическая система;

Какому понятию соответствует определение: это принцип организации общества, основанный на признании многообразия идей и организаций и их конкуренции?

) анархия;

) плюрализм;

) социализм.

Одним из трёх типов избирательных систем является:

) справедливая;

) представительная;

) пропорциональная.

) интегрирующая;

) легально-рациональная;

) прогностическая.

Одним из принципов правового государства является:

) верховенство права;

) социальная справедливость;

) ответственность правительства за поддержание минимального благосостояния граждан.

Какое из приведённых ниже определений наиболее точно характеризует политику?

) это управление;

) это деятельность бюрократического аппарата;

) это стремление людей к участию во власти или к оказанию влияния на неё.

Какая одна из трёх приведённых ниже политических идеологий характеризуется следующими признаками: а) осуществление политической демократии; б) внедрение эко-номической демократии и создание "государства благосостояния" (социального государст-ва); в) установление социальной демократии - наполнение демократическим содержанием всех без исключения сфер общественной и личной жизни; г) основные ценности этого дви-жения - свобода, равенство, справедливость, солидарность?

) анархизм;

) коммунизм;

) социал-демократизм.

) пропагандистская;

) политической социализации;

) управленческая.

Какому понятию соответствует определение: это совокупность политических институтов, норм и взаимоотношений между ними, посредством которых реализуется политическая власть?

) государство;

) политическая система;

) правительство.

Общественное мнение - это:

) совокупность коллективных оценок и установок;

) результаты опроса;

) единодушное отношение общественности к какому-либо событию.

Какое из приведённых ниже утверждений является ошибочным:

) в России пропорциональная избирательная система;

) отличительным признаком пропорциональной избирательной системы являются одномандатные округа;

) смешанная избирательная система представляет собой соединение выборов в одномандатных округах и голосование за списки кандидатов от политических партий в многомандатных округах.

Какому понятию соответствует определение: это политическая идеология, пред-полагающая переход революционным путём к обществу, основанному на принципах равен-ства, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивидов?

) анархизм;

) коммунизм;

) либерализм.

Кто из названных ниже мыслителей главным субъектом политики считал соци-альный класс?

) М. Вебер;

) К. Маркс;

) Г. Моска.

Харизматическая легитимность власти основывается на:

) вере в сверхъестественные качества вождя;

) законности;

) рационализме.

24. Основным признаком международных акторов является:

) самостоятельное участие в международных отношениях;

) наличие государственного суверенитета;

) участие в деятельности международных организаций.

25. Какому понятию соответствует определение: это определённый уровень знаний людей о политике, а также степень участия и формы их политического поведения?

) политическая культура;

) политический менталитет;

) политическое сознание.

26. Каким словом заканчивается определение: Демократия - это власть большинства, уважающего интересы и права...

) граждан;

) меньшинства;

) оппозиции.

. "Унитарное государство" - это:

) государство, в названии которого есть слово "союз";

) государство, состоящее из государственных территориальных единиц, не имеющих своей конституции, своих законов, правительства; в них назначаются управители, которые формируют местные органы управления;

) недемократическое государство.

Одной из функций средств массовой информации в демократическом обществе является:

) идеологическая;

) интегративная;

) новостная.

) государство;

) судебная система.

Одной из функций политологии является:

) интегрирующая;

) практическая;

) электоральная.

31. Какому понятию соответствует определение: это форма представительства интересов членов гражданского общества, объединённых единой идеологией и стремящихся к завоеванию политической власти?

) группа интересов;

) избирательное объединение;

) политическая партия.

Парламент (представительный и законодательный орган) Российской Федерации называется:

) Совет Федерации;

) Государственная Дума;

) Федеральное Собрание.

Какая одна из трёх приведённых ниже идеологий характеризуется следующими утверждениями: а) основная цель общества - достижение счастья и справедливости для всех людей; б) необходимо ограждать личность от сбоев и злоупотреблений рыночной системы; в) индивидуализм, соблюдение права собственности и вообще прав человека; г) стремление не к равенству собственности, а равенству перед законом и равенству возможностей; д) мораль и право должны быть ориентирами во внешней политике?

) неокоммунизм;

) неолиберализм;

) неофашизм.

34. Одним из типов избирательных систем является:

) демократическая;

) представительная;

) смешанная.

35. Политический строй, при котором государственная власть в стране принадлежит представителям наиболее богатых и знатных слоёв общества, это:

) диктатура;

) олигархия;

) охлократия.

36. Кто из названных ниже французских просветителей XVIII века отстаивал в своём знаменитом труде "О духе законов" конституционно-монархическую форму правления и принцип разделения властей?

) Д. Дидро;

) Ш. Монтескье;

) Ж.-Ж. Руссо.

37. Какому понятию соответствует определение: это ценности, которые можно использовать или обменять на другие ценности для достижения политических целей?

) политические ресурсы;

) степень доверия;

) экономический потенциал.

38. Одной из функций политики является:

) централизация общества;

) организационная;

) отстаивание групповых интересов.

Какому понятию соответствует определение: это признание законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений со стороны общества?

) легитимность;

) подчинение.

Форма правления в России в соответствии с Конституцией 1993 г.:

) парламентская республика;

) полупрезидентская республика;

) президентская республика.

Какому понятию соответствует определение: это политическая идеология, отстаивающая приоритет прав и интересов личности по сравнению с интересами государства и общества?

) коммунизм;

) консерватизм;

) либерализм.

Гражданское общество - это:

) общество, независимое от политики;

) общество, свободное от милитаризма;

) сфера свободной жизнедеятельности людей, находящаяся вне прямого государственного управления.

43. Какому понятию соответствует определение: это группа лиц, принимающая важнейшие политические решения, отличающаяся особыми социальными, политическими, психологическими качествами, престижем и привилегированным положением?

) научная элита;

) политическая партия;

) политическая элита.

Легально-рациональная легитимность власти основывается на:

) вере в исключительные качества вождя;

) конституционной законности;

) силе привычки.

Важнейшим направлением политической мысли в России в XIX веке был:

) рационализм;

) консерватизм;

46. Какому понятию соответствует определение: это тип государства, стремящегося к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищённости, а в идеале - примерно одинаковых стартовых возможностей для реализации жизненных целей, развития личности?

) социальное государство;

) унитарное государство;

) правовое государство.

47. Какое из приведённых ниже понятий характеризует тип политического режима?

) либеральный;

) популистский;

) тоталитарный.

48. Главным признаком государства является:

) наличие идеологии;

) социальная структура общества;

) суверенитет.

В современных условиях роль государства как международного актера:

) возрастает;

) остаётся неизменной;

) снижается.

Какому понятию соответствует определение: это основной институт политической системы, обладающий суверенитетом, монопольным правом на применение легитимного насилия и осуществляющий управление с помощью специальных органов?

) государство;

) парламент.

В структуру политического поведения входит:

) внешняя ситуация;

) ресурсы;

) установки.

Какому понятию соответствует определение: это передача политической культуры новым поколениям, совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности?

) высшее образование;

) политическая пропаганда;

) политическая социализация.

Какому понятию соответствует определение: это слой профессиональных управленцев, деятельность которых основана на разделении ролей и функций посредством чётких правил и процедур?

) бюрократы;

) политики.

Какое из приведённых ниже понятий характеризует форму правления?

) демократия;

) монархия;

) тоталитаризм.

Одним из типов избирательных систем является:

) всеобщая;

) мажоритарная;

) представительная.

56. Одной из функций политического конфликта является:

) гуманистическая;

) социального прогресса;

) ценностно-ориентационная.

Какому понятию соответствует определение: это преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры?

) переворот;

) реформа;

) эволюция.

Один из трудов Т. Гоббса называется:

) "Левиафан";

) "О духе законов";

) "Политика".

Четвёртая власть - это:

) правительство;

Какой одной из трёх политических идеологий соответствуют все данные утверждения: а) неравенство людей в отношении физического и умственного развития является естественным; б) в деле достижения личной свободы и защиты социального порядка важнейшая роль принадлежит частной собственности; в) поскольку сфера человеческого разума ограничена, в обществе большую роль играют традиции, социальные институты, символы, ритуалы и даже предрассудки?

) коммунизм;

) консерватизм;

) либерализм.

По критерию публичности политический конфликт может быть:

) закрытым (латентным);

) межрегиональным;

) социальным.

Какой одной из трёх политических идеологий соответствуют все перечисленные ниже идейно-политические доктрины: а) основные ценности - общественная собственность и социальное равенство; б) осуществление свободы личности и политической демократии; в) установление социальной демократии - наполнение демократическим содержанием всех без исключения сфер общественной и личной жизни?

) коммунизм;

) либерализм;

) социал-демократизм.

Какому понятию соответствует определение: это политический институт, функцией которого является посредничество между гражданами, с одной стороны, и людьми, принимающими решения в парламенте, правительстве - с другой?

) парламент и депутаты;

) политическая партия;

) средства массовой информации.

Одним из признаков демократии является:

) легитимность;

) наличие государственности;

) наличие гражданского общества.

Какому понятию соответствует определение: это форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства субъекты (земли, штаты, республики, области и т.д.) имеют собственные конституции (или уставы), законодательные, исполнительные, судебные органы, но при этом образуют единые для всех субъектов органы государственной власти, устанавливают единое гражданство, единую денежную единицу и т.д.?

) конфедерация;

) унитарное государство;

) федерация.

Одной из форм правления является:

) республика;

) тоталитаризм.

Свободная рыночная экономика предполагает:

) наличие различных форм собственности;

) планирование в развитии страны;

) решительное вмешательство государства в экономику страны.

Одним из средств внешней политики является:

) дипломатия;

) меркантилизм;

) протекционизм.

Эффективность общественного мнения измеряется:

) массовостью;

) положением средств массовой информации в обществе;

) степенью влияния на политику.

Какая из приведённых ниже идеологий предполагает развитие общества на основе ценностей семьи, религии, собственности, традиций, а также конкуренции между индивидами при ограничении государственного вмешательства?

) коммунистическая;

) консервативная;

) либерализм.

Одной из функций средств массовой информации в демократическом обществе является:

) интегративная;

) определения политических приоритетов;

) пропагандистская.

Какому понятию соответствует определение: это сфера реализации интересов индивидов и групп, совокупность межличностных, семейно-бытовых, экономических, политических, духовных отношений, которые реализуются без прямого вмешательства государства?

) гражданское общество;

) демократическая система;

) частное предпринимательство.

В предметную область политологии входят:

) политические дискуссии;

) политическая культура и политическое поведение;

) политические традиции.

Одним из элементов структуры власти является:

) воля к власти;

) легитимность власти;

) ресурсы власти.

В структуру гражданского общества входит:

) бюрократия;

) общественное мнение;

) правительство.

76. Тип власти, характерный, в основном, для переходных, смутных, кризисных периодов:

) автократия;

) охлократия;

) тирания.

77. Какой из названных ниже типов государственного устройства Платон считал идеальным и характеризовал как правление лучших и благородных?

) аристократия;

) демократия;

) олигархия.

Какому понятию соответствует определение: это политическая идеология, базовой ценностью которой является свобода личности?

) анархизм;

) коммунизм;

) либерализм.

Политическое прогнозирование по критерию цели бывает:

) нормативным;

) управленческим;

) целевым.

Одним из стилей политического лидерства является:

) демократический;

) интегративный;

) конфликтный.

Какому понятию соответствует определение: это идеология, движение, режим, отрицающие демократию, проповедующие агрессивный национализм, практикующие насилие и захватнические войны?

) коммунизм;

) либерализм;

Одной из особенностей политической власти является:

) интегративность;

) представительность;

) полицентричность.

Теорию политических элит разработал:

) М. Вебер;

) В. И. Ленин;

) В. Парето.

Одним из стилей лидерства является:

) интегративный;

) консенсусный.

Одной из функций средств массовой информации в демократическом обществе является:

) идеологическая;

) манипуляторская;

) комментаторская.

Первоначальным значением греческого слова "политика" было:

) власть народа;

) искусство руководства людьми;

) концентрированное выражение экономики.

Какой из приведённых ниже политических режимов характеризуется неограниченной политической властью одного человека или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности и обществу, но допускающих относительную свободу вне политической сферы?

) демократия;

) тоталитаризм.

В зависимости от объекта властного воздействия политические процессы разделяют на:

) внутриполитический и внешнеполитический;

) базовый и периферийный.

Наиболее типичным вариантом завершения политического конфликта является:

компромисс;

) консенсус;

) физическое уничтожение противника.

Одним из требований к политическому прогнозу является:

) ангажированность;

) научная объективность;

) пролонгированность.

Толерантность - это:

) конкуренция идей и программ;

) конформизм;

) терпимость к другим.

Какому понятию соответствует определение: это частное объединение индивидов, разделяющих общие установки, интересы и цели, которые они стремятся реализовать?

) группа интересов;

) избирательное объединение;

) политическая партия.

Теорию политических систем разработал:

) Д. Истон;

) Г. Моска;

) Т. Парсонс.

Одной из функций политологии является:

) пропагандистская;

) политической социализации;

) ценностно-ориентационная.

Принцип разделения властей разработал:

) Т. Гоббс;

) Ш. Монтескье;

) В. Парето.

Одним из методов принятия политических решений является:

) интуитивный;

) патерналистский;

) радикальный.

Какому понятию соответствует определение: это процедура избрания официальных лиц, осуществляемая путём тайной или открытой подачи голосов в пользу того или иного кандидата?

) избирательная система;

) рекрутирование элиты.

Одним из принципов социал-демократической политической идеологии явля-ется:

а) антикоммунизм;

б) социализм;

в) элитизм.

Правовое государство представляет собой:

) государство, в котором невозможны такие пороки, как коррупция, насилие, уголовная преступность;

) общество, в котором функционирует режим с реальным разделением властей и верховенством права;

) государство, где вся власть находится в руках народа.

Ведущая идеология современного западного общества:

) либеральная;

) националистическая;

) социалистическая.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.64K | Скачано: 105 | Добавлен 18.12.08 в 22:03 | Рейтинг: +12 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2008


1. Сущность и отличительные черты политического авторитаризма. Разновидности авторитарных режимов 3

Список использованной литературы 17

1.Сущность и отличительные черты политического авторитаризма. Разновидности авторитарных режимов.

Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если четко вычленить в нем черты тоталитаризма и демократии.

Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношений власти и общества. Эти отношения построены больше на принуждении, чем на убеждении, хотя режим либерализирует общественную жизнь, и уже не существует четко разработанной руководящей идеологии. Авторитарный режим допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с наличием оппозиции.

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Авторитаризм присущ власти и политике, но основания и степень его различны. В качестве определяющих могут выступать природные, прирожденные качества политического лидера ("авторитарной", властной личности); разумные, рациональные, оправданные ситуацией (необходимостью особого рода, например, состоянием войны, общественного кризиса и т.п.); социальные (возникновение социальных или национальных конфликтов) и т.д., вплоть до иррациональных, когда авторитаризм переходит в его крайнюю форму - тоталитаризм, деспотизм, создание особо жестокого, репрессивного режима. Авторитарным является всякое навязывание воли власти обществу, а не принятое добровольно и осознанное повиновение. Объективные основания авторитаризма могут быть связаны с активной преобразовательной деятельностью власти. Чем меньше таких оснований и бездеятельнее власть, тем очевиднее выступают субъективные, личные основания авторитаризма.

Руководство различными сферами жизни общества при авторитаризме не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурами гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества, поэтому авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Для того, чтобы сохранить неограниченную власть в своих руках, авторитарный режим производит циркуляцию элит не путем конкурентной борьбы на выборах, а кооптацией (волевым введением) их в руководящие структуры. В силу того, что процесс передачи власти в подобных режимах происходит не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно, эти режимы не являются легитимными. Однако, даже несмотря на то что они не опираются на поддержку народа, это не мешает им существовать в течение длительного времени и достаточно успешно решать стратегические задачи. Примером эффективных с точки зрения проведения экономических и социальных реформ могут быть названы авторитарные режимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах арабского Востока.

Авторитаризм не оспаривает права на автономное, разнообразное самовыражение общества, его групп. Это дало основание X. Линцу интерпретировать авторитаризм как способ правления «с ограниченным плюрализмом». Он определил авторитаризм как консервативный тип власти, который, будучи не в состоянии сегодня лишить права голоса широкие массы населения, прибегает с этой целью к глобальному или избирательному запрещению партий и массовых организаций. Причем запрещаются те организации, которые нарушают социальное равновесие между государством, бизнесом, церковью и т. д. Разрешается деятельность тех сил, которые поддерживают существующий статус-кво.

В обобщенном виде наиболее характерными чертами авторитарных режимов являются следующие:

— сосредоточение власти в руках одного человека или группы. Носителем власти может быть харизматический лидер, монарх или военная хунта. Как и при тоталитаризме, общество отчуждено от власти, отсутствует механизм ее преемственности. Элита формируется путем назначения сверху;

— права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности;

— в обществе доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идейным течениям, лояльным к правящему режиму;

— политика монополизируется властью. Деятельность политических партий и оппозиции запрещена или ограничена. Профсоюзы подконтрольны власти;

— государственный контроль не распространяется на неполитические сферы — экономику, культуру, религию, частную жизнь;

— обширный государственный сектор жестко регламентируется государством. Как правило, он функционирует в рамках рыночной экономики и вполне уживается с частным предпринимательством. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной;

— осуществляется цензура над средствами массовой информации, которым разрешается критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе;

— власть опирается на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению. Массовые репрессии, как при тоталитаризме, не проводятся;

— при положительных результатах деятельности режим может поддерживаться большинством общества. Меньшинство борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но зависит от государства;

— режиму свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти. Права национальных меньшинств ограничены.

Рассмотрение тоталитарных и авторитарных политических режимов позволяет выявить основные отличия между ними. Самое существенное различие между ними состоит в характере отношений власти с обществом и индивидом. Если при авторитаризме эти отношение дифференцированы и опираются на «ограниченный плюрализм», то тоталитаризм вообще отвергает плюрализм и разнообразие социальных интересов. Причем тоталитаризм стремится ликвидировать не только социальный, но и идеологический плюрализм, инакомыслие.

Тоталитаризм — это диктатура государства, а авторитаризм — диктатура личности или группы. При авторитаризме роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма лидер, как правило, не харизматический.

По своему историческому назначению тоталитаризм связан с утопической идеей и претендует на вечное существование, а авторитаризм ставит задачу вывода страны из тупика.

При тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль за обществом, а авторитаризм предполагает наличие сфер, неподконтрольных государству, значительную автономию политической системы по отношению к экономической, возможность ее сочетания как с централизованной, так и с рыночной.

При авторитаризме отсутствует всепроникающий характер государственного воздействия на общество, тотальное регулирование общественными процессами, поощряется самостоятельность и инициатива граждан, государство отказывается от вмешательства в частную жизнь.

Авторитаризм допускает размежевание и даже поляризацию сил и интересов в обществе. При тоталитаризме террор носит массовый характер по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится избирательный террор с целью предотвратить возникновение оппозиции. При авторитаризме главным аргументом политической власти является авторитет, а не сила.

Особенность партийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой, не обязательно формально представляющей институт партии. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отнесены и формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а также правление первых лиц государства с их "сплоченными" командами (Белоруссия). Обычно такие режимы либо устанавливаются в результате революций, либо навязываются извне (как, например, в послевоенных условиях в странах Восточной Европы, где были установлены коммунистические режимы с помощью СССР). Но в отдельных случаях режимы этого типа могут представлять собой и результат эволюции легитимного режима.

Военные режимы, как правило, возникают в результате переворотов, заговоров и путчей. Наибольшее число примеров установления военных режимов дали страны Латинской Америки, Африки, а также Греция, Пакистан, Турция. Такие политические порядки отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, широким распространением коррупции и внутренней нестабильностью. Государственные режимы используются в основном для подавления сопротивления, снижения социальной активности граждан. Заданные правила игры поддерживаются угрозами и принуждением, не исключающим использования физического насилия.

Модели национального авторитаризма возникают в результате доминирования в элитарной группировке национальной или этнической группы. В настоящее время такие системы характерны для ряда стран на постсоветском пространстве (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). Они еще не обрели законченности, но уже явно демонстрируют стремление создать социальные и политические преимущества представителям одной группы населения, этнизировать органы государственной власти, представить активность инонациональных групп населения как политическую оппозицию. В этих странах проводится негласная политика вытеснения инонациональных групп. В то же время в ряде стран отдельные круги оппозиции (в основном конкуренты в этнически господствующей среде) скатываются к применению методов политического террора. Отсутствие многих механизмов, способствующих либо ужесточению власти правящего режима, либо, напротив, сохранению баланса политических сил, вызывает особую нестабильность, чреватую возможностью обвального развития событий.

Корпоративный режим олицетворяет собой власть бюрократических, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство становится прибежищем сил, которые используют прерогативы официальных органов для защиты своих узкогрупповых интересов. Экономическим основанием такой системы власти является разветвленная в госуправлении система квот, разрешительный порядок регистрации предприятий, отсутствие контроля над деятельностью государственных служащих.

Наиболее распространенной экономической предпосылкой корпоративного авторитаризма является госпредпринимательство, в результате которого чиновники получают огромные личные доходы. Государственные институты, обладающие формальными правами, не могут противостоять этим группам, контролирующим принятие решений и девальвирующим значение легитимных каналов участие населения во власти. Корпоративное перераспределение ресурсов, как правило, исключает политические партии и другие специализированные группы интересов из процесса принятия решений.

Теократический - с опорой на духовенство и религию. В качестве примера можно привести современный Иран, где с середины 90-х гг. наметилась тенденция к либерализации режима.

Вождистский (режим личной власти), опирающийся на авторитет сильного лидера. Сам режим может иметь поддержку народа. Почвой для возникновения подобных режимов может стать ощущение внешней угрозы для страны. Сами лидеры часто используют националистические лозунги, идеи независимости или "модернизационного прорыва" (быстрого решения проблем экономической отсталости и бедности) для консолидации населения вокруг собственной власти. Режимы личной власти (Индия при И. Ганди, Испания при Франко, Румыния при Чаушеску) персонализируют все политические отношения в глазах общественного мнения. Жесткий характер правления в сочетании с определенными традициями некритического восприятия власти нередко дает экономический эффект, приводит к активизации населения и росту легитимности режима. Однако такая система власти нередко провоцирует политический террор со стороны оппозиции.

Смешанные , сочетающие в себе элементы разных режимов. Так, режим, установленный С. Хуссейном в Ираке, обладает свойствами военного, вождистского и частично теократического режимов одновременно. Военный режим, установленный в 1973 г. в Чили, позже трансформировался в режим личной власти А. Пиночета.

Как видим, формы современного авторитаризма представляют собой пеструю картину. Наряду с вышеуказанными, выделяют однопартийные и многопартийные, президентские и парламентские, традиционные и мобилизационные формы авторитаризма. Наконец, авторитарный режим может выступать в форме реакционной диктатуры или быть более либеральным. Последние формы авторитаризма представляют собой своеобразный симбиоз авторитарных и демократических тенденций.

Гибридные режимы существуют в разных формах и получили разные названия:

  • - режим, в котором произошла некоторая либерализация, но без последующей демократизации. Хотя населению предоставлены определенные права, оно не вовлечено в политическую жизнь, нет развитого гражданского общества;
  • - имеются элементы демократии (многопартийность, альтернативные выборы), но отсутствует либерализация. Элементы демократии носят формальный характер, а выборы призваны гарантировать победу правящей партии;
  • предполагает установление сильной исполнительной власти во главе с президентом. Избиратели делегируют право принимать важнейшие решения не законодательному органу, а президенту.

В конце 80 - начале 90-х гг. значительно возрос научный и политический интерес к авторитаризму в связи с крахом преимущественно тоталитарных политических систем в большинстве коммунистических государств мира. Попытки многих из них, в том числе и России, быстро, в духе большевистских «кавалерийских атак» ввести демократию без наличия необходимых для неё общественных предпосылок не увенчались успехом и повлекли за собой многочисленные разрушительные последствия.

В то же время целый ряд авторитарных государств (Южная Корея, Чили, Китай, Вьетнам и др.) практически продемонстрировали свою экономическую и социальную эффективность, доказали способность сочетать экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть - со свободной экономикой, личной безопасностью и сравнительно развитым социальным плюрализмом.

Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых относится полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.

В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач, преодолевать сопротивление политических противников. Всё это делает её достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.

В современных условиях постсоциалистических стран «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и ее подконтрольности гражданам - важнейшая практическая задача на пути конструктивного реформирования общества. Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы недолговечны. Их реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политической системы - демократия.

Функционирующая в России общественно-политическая система во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность власти и ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.

Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

Россия получила в наследство правление коммунистической партии и ограниченную автономию в составе Советского государства. В результате сложилась ситуация, когда в государственных структурах выражаются не интересы партий, а социально-экономических групп, имеющих непосредственный доступ к политической власти. В российском обществе происходила борьба между требованиями суверенитетов субъектами федерации, отсутствовало разделение между экономическими и политическими иерархиями. Политика осуществлялась через структурированные, хотя и неформальные взаимоотношения. В итоге складывается ситуация, когда формальные процедуры демократии скрывают опасный для общества торг между реальными политическими и экономическими игроками. Напряжение между государством и политическим режимом является также напряжением между формальными и неформальными политическими отношениями, между законом и политикой, между институционализированной и персонифицированной политической властью. За формальным фасадом демократической политики, проводимой на уровне государства, режим считал себя в основном свободным от подлинно демократической отчетности и контроля со стороны общества.

Результатом такой политической практики явилось ослабление государства, не способного утвердить принципы конституциональной независимости политической системы от существующего режима.

Политический режим современной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма.

Авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений.

В ходе приватизационной политики, проводимой в 1990-х гг., значительная часть государственной собственности оказалась в руках малочисленных, но могущественных финансово-промышленных групп, монополизирующих средства массовой информации и распространяющих свое влияние на политику исполнительной и законодательной ветвей власти. Тем самым эти «империи» превратили существующий режим в корпоративно-олигархический.

Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у других ветвей власти практически нет.

Перманентный рост преступности;

Природные катаклизмы;

Этнорегиональные конфликты;

Военные столкновения;

Нестабильность ситуации внутри правящих элит;

Распространение терроризма;

Монополизация природных ресурсов, энергетики олигархами;

Инфляционные процессы в экономике.

С другой стороны, в современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии, существует система разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от властных; нет ведущей идеологии и политической партии; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существует внешняя независимость средств массовой информации и коммуникации.

Для усиления в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей: реформа административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионная реформа и т.д.

Следует отметить, что наряду с тенденцией к авторитаризму и олигархизации власти действует и противоположная тенденция - укоренения в общественном сознании общедемократических ценностей. По данным Института социологического анализа, от 67 до 98% населения разделяют ценности, нехарактерные для традиционной политической культуры России: свобода необходима российским гражданам не меньше, чем людям Запада; жизнь человека является самой большой ценностью; закон обязателен для каждого - от президента до простого человека; частная собственность священна и неприкосновенна; государство тем сильнее, чем выше благосостояние населения.

Ввиду неэффективности российской власти растет число сторонников внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую систему путем перераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства и премьера. Независимо от политических ориентаций многие из них выступают за предоставление парламентскому большинству права формирования правительства и контроля за его деятельностью.

В отсутствие массового среднего класса, влиятельных самостоятельных партий и независимого от власти местного самоуправления перспективы демократической трансформации авторитарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов - от наличия в самой правящей элите влиятельных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся «транснациональное гражданское общество».

Следует также отметить, что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.

Вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.

Список использованной литературы

  1. Громыко А.Л. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. - М.: Прометей, 2003.
  2. Медушевская А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституциализм в сравнительной перспективе. - М.: РОССПЭН, 1998.
  3. Политология: Лексикон. - М.: РОССПЭН, 2007.
  4. Политология: Словарь - справочник. / М.А.Василик, М.С.Вершинин, Л.Д.Козырева. - М.: Гардарики, 2000.
  5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М.: Аспект Пресс, 2003.
  6. Теория политики / Под ред. Б.А.Исаева. - СПб.: Питер, 2007.
  7. Цыганков А.П. Современные политические режимы:структура, типология, динамика. - М.: Фирма «Интерпракс», 1995.
  8. Категория политической науки. - М.: РОССПЭН, 2002.

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

По своим характерным чертам авторитарный режим занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией -- наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:

  • - Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);
  • - Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению;
  • - Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
  • - Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но при условии их подконтрольности властям.

Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и, прежде всего, в экономику. Власть занимается главным образом вопросами собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

  • -- в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной демагогией, популизмом;
  • -- во внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки.

Все эти характеристики дают в сумме явление авторитаризма только в том случае, если наличествует его духовный и практический стержень -- авторитет. Под авторитетом понимается общепризнанное неформальное влияние отдельной личности или какой-то организации в различных сферах жизни общества. В более узком смысле авторитет -- одна из форм осуществления власти, стоящей выше права. М. Бебер выделял три типа авторитета: 1) основанный на рациональном знании, 2) на традиции, 3) на харизме вождя. В первом случае носителем авторитета является учитель-пророк, во втором - проповедник, в третьем - вождь. Без личности такого рода авторитаризм невозможен. Она является знаком, символизирующим единство нации, ее суверенитет, ее великое прошлое, настоящее и будущее.

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.).

История развития многих государств была связана с практикой выстраивания авторитарной модели политического управления. Часто она противопоставляется демократии, а также сравнивается с тоталитаризмом. Однако, авторитаризм имеет как общие с указанными формами политического устройства признаки, так и те характеристики, что существенно отличают его от них. Какие можно выделить примечательные факты об авторитарных режимах? В чем специфика соответствующих систем политического управления?

Сущность авторитаризма

Что такое авторитарный политический режим? Под таковым принято понимать тип государственного управления, занимающий промежуточную позицию между двумя «полярными» способами организации политической власти — демократией и тоталитаризмом. В чем, в свою очередь, специфика двух указанных режимов?

Для демократии характерно полноценное участие в политическом процессе всех граждан — либо их большинства (например, всех совершеннолетних). В свою очередь, тоталитарный режим характеризуется сосредоточением всей полноты власти в руках одного человека или очень узкой группы лиц. Участие граждан в политическом процессе на практике отсутствует или же оно номинально (есть некие каналы включения граждан в соответствующие коммуникации, но они не работают фактически).

Власть в интересах элит

Авторитарный политический режим предполагает, что власть необязательно сосредоточена в руках конкретного человека, однако она принадлежит конкретной группе лиц, которые действуют практически независимо от народного волеизъявления. Безусловно, в ряде случаев ожидания граждан и активности «авторитарных» лидеров могут совпадать. Но в случае если во властной верхушке будут происходить негативные с точки зрения политической устойчивости государства процессы, то народ ничего с этим не сможет поделать.

Таким образом, сами по себе авторитарные политические режимы, равно как и тоталитарные, предполагают управление государством не хуже, чем при демократии, но только при условии, что во власти — адекватные, компетентные, ответственные люди. Однако граждане, если в их стране установлена соответствующая форма политического устройства, не будут иметь возможности контролировать этот процесс. Демократия, в свою очередь, позволяет это делать.

Различия между авторитаризмом и тоталитаризмом: экономика

Прежде всего, они прослеживаются в механизме управления экономикой. Дело в том, что всякая государственная система должна на что-то существовать. Хотя бы потому, что в органах власти работают люди, которым нужно платить зарплату. Любые структуры — правоохранительные, надзорные, налоговые - предполагают финансирование.

В случае если в стране установлен тоталитарный политический режим, то наличие свободных каналов перемещения денежных средств, характеризующих собственно рыночную экономику, может привести к ситуации, что источники финансирования власти (в виде бюджетных поступлений) будут находиться преимущественно в частных руках. Это не в интересах тоталитарных лидеров, и они с высокой вероятностью пресекут подобные активности. Скорее всего, путем запрета рыночных отношений. Итак, первое, в чем несхожи авторитарный, тоталитарный, демократический политические режимы — это характеристика хозяйственной системы государства.

Предпринимательские свободы

В каких случаях экономика, в свою очередь, будет соответствовать рыночным критериям? Полностью, если государство управляется по демократическим принципам. Наличие предпринимательских прав и свобод — важнейшая характеристика системы политического устройства, в которой ведущая роль принадлежит гражданам. В свою очередь, авторитарные политические режимы также могут существовать и при рыночной экономике.

Однако в этом случае в руках государства будут находиться ключевые инструменты управления хозяйственной системой — возможность утверждать любые законы в интересах правящей верхушки. Например, те, что позволяют изымать из бюджета средства на финансирование проектов, которые интересны элитам, но не слишком полезны для общества. Гражданам может быть позволено иметь бизнес, который в перспективе даже может вырасти в крупный. Более того, авторитарные политические режимы могут поощрять предпринимательскую инициативу за счет низких налогов — в силу того, что бюджет государства, так или иначе, нужно пополнять.

Политическая конкуренция при авторитаризме

Характеристика экономической системы — не единственный, конечно же, критерий различий между авторитаризмом и тоталитаризмом. Следующий примечательный момент — организация выборов. Дело в том, что авторитарные политические режимы, в принципе, допускают наличие неких демократических механизмов и даже политическую конкуренцию. То есть, на выборы в тот или иной орган власти вполне могут выдвигаться несколько кандидатов. Однако на практике с наибольшей вероятность победит только один из них, и его имя, в принципе, легко прогнозируется. Это обусловлено тем, что при авторитарном политическом режиме власти нужны свои люди. Их появление в правящей верхушке организуется, с одной стороны, при задействовании выборных механизмов. С другой стороны ключевые ресурсы, которые позволяют человеку набрать больше рейтинга в глазах избирателя (доступ к медиа, пиар, организация предвыборной агитации) становятся наиболее доступны только тому кандидату, который более всего интересен правящим кругам.

В аспекте выборов авторитарный и демократический политический режим - системы, которые могут быть очень схожими внешне. Но в первом случае победитель — либо очевиден заранее, либо, так или иначе, приводится во власть заинтересованными субъектами. Для демократии характерна более заметная политическая конкурентность и непредсказуемость.

Историческая роль авторитаризма

Итак, мы исследовали ключевые признаки авторитарного политического режима, рассмотрели, чем он принципиально отличается от тоталитаризма и демократии. Рассматриваемый вид политического устройства по-разному оценивается экспертами с точки зрения позитивной или негативной роли для развития государства. Однако представители научных кругов солидарны относительно исторической значимости авторитарных политических режимов. Изучим данный аспект подробнее.

Различные типы авторитарного политического режима имеют давнюю историю. Так, соответствующая форма государственного устройства была характерна для Спарты, Персии, многих средневековых государств Европы. Однако теоретическое обоснование авторитаризм получил только в 19 веке. К тому моменту в различных государствах мира уже успели сформироваться довольно несхожие формы политического устройства, и ученым было что с чем сравнивать.

Авторитаризм как инструмент государственного строительства

Те ключевые признаки авторитарного политического режима, что мы рассмотрели, были определены уже в 19 веке, но по мере процессов трансформации мировой системы международных отношений могли дополняться новыми концептуальными подходами. Особенно большую значимость авторитаризм приобрел в немецкой политической науке образца 19 века. Так, соответствующая форма политического управления рассматривалась как мощный инструмент социальной мобилизации общества. Многие политики видели в авторитаризме идеальный инструмент выстраивания суверенного государства.

Авторитаризм — в теории, тоталитаризм — на практике

В 20 веке авторитаризм перетек в известные формы тоталитаризма. Одной из таковых многие исследователи считают советскую модель государственного управления. При этом практика выстраивания политической системы в СССР, как отмечают некоторые ученые, часто опережала теорию. Во многом впечатляющие успехи коммунистического строительства в СССР стали поводом для дискуссий на предмет того, что демократии, уверенно шагающей по планете, появилась вполне конкурентная альтернатива. Тот факт, что СССР распался, для сторонников тоталитарной модели не стал веским аргументом — вскоре одним из политических и экономических лидеров мира стал такой же коммунистический Китай.

Таким образом, успехи самого «радикального» варианта авторитаризма — в виде тоталитаризма, в современной научной среде становятся аргументом за то, что рассматриваемая форма политического устройства приемлема с точки зрения выстраивания эффективного государства и то, что демократия — не единственный приемлемый вариант для современного мира.

Авторитаризм и общество

Изучим то, какова характеристика авторитарного политического режима в контексте взаимодействия власти и общества. Прежде всего, отметим — и это еще одно отличие авторитаризма от тоталитаризма — рассматриваемая модель государственного устройства не предполагает оспаривания права отдельных граждан или их групп на политическую позицию, отличающуюся от государственной. Вполне допускается плюрализм соответствующих ориентиров и даже некоторая пропаганда таковых. Но права и свободы людей начинают встречать существенное ограничение, как только речь идет о приближении субъектов политического процесса с убеждениями, альтернативными тем, которых придерживается власть, к верхушке управления государством.

Это необязательно будет выражаться в том, что кандидатов с соответствующими взглядами не допустят к выборам. Наоборот, признаком авторитарного политического режима является, как мы отметили выше, наличие в государстве избирательных процессов. Но вероятность того, что человек с альтернативными взглядами попадет в элиту — невысока в силу того, что у него, скорее всего, не будет необходимых ресурсов для набора соответствующего рейтинга в среде избирателей.

Официальная идеология при авторитаризме

Несмотря на то что в авторитарном государстве допускается плюрализм политических убеждений, официальная идеология в нем, скорее всего, будет установлена властью. Ее поддержка может осуществляться административными методами, например, в части принятия законов, по которым в школах должны проводиться уроки с акцентом на определенную тематику, чтобы идеология укреплялась уже в сознании самых молодых граждан. Также данный механизм может быть реализован посредством СМИ. Как правило, в авторитарном государстве есть те, что имеют наибольшую аудиторию, потому весьма эффективно способны воздействовать на сознание граждан.

Открытость границ

Касательно международных активностей — гражданам авторитарных государств в большинстве случаев разрешено выезжать за границу, равно как и иностранцам приезжать в страну. Конечно, соответствующие коммуникации в обоих случаях могут также потребовать оформления виз, но при их наличии иных препятствий для путешествий граждан и иностранцев авторитарное государство, как правило, не устанавливает.

Репрессии как непопулярная мера

Такое явление, как репрессии для авторитаризма — и в этом еще одно его отличие от тоталитаризма — не свойственно. Это обусловлено многими факторами. Например, активными международными коммуникациями авторитарного государства, стремлением привлекать в экономику зарубежных инвесторов. Репрессии могут попросту отпугнуть привыкшим к демократии инвесторам.

Авторитарное государство: резюме

Итак, каковы основные черты авторитарного политического режима? Можно выделить следующий их перечень: рыночная экономика, подвластная частому государственному вмешательству, официальная идеология, поддерживаемая посредством законотворческих активностей, а также в СМИ, относительная открытость границ (ограничения чаще всего относятся к введению визовых режимов), относительная свобода предпринимательства, наличие возможностей для выражения гражданами политических взглядов, не совпадающих с государственными, отсутствие репрессий.

Эффективен ли авторитаризм?

Авторитаризм как система государственного управления не может прямо определять уровень эффективности управления государством. Основные управления и хозяйственного развития могут быть вполне функциональны. Но все зависит от того, какие интересы преследуют элиты, находящиеся у власти.

Если это компетентные, опытные в решении актуальных сложностей экономики и политического развития субъекты — то у них может получиться выстроить прекрасное государство. В свою очередь, если во власть попадают лица, преследующие корыстные интересы и не желающие работать эффективно — то в стране может наступить глубокий социально-политический кризис. При демократии граждане имеют возможности воздействовать на приоритеты власти. При авторитаризме делать это несопоставимо сложнее.