Меню

Основные отрасли экономики индии. Общая характеристика Индии

Стены

Внутренний Валовый Продукт (ВВП) Индии по текущим ценам: 692 млрд. $ США (FY 2004-2005гг.). Средний рост Внутренного Валового Продукта: 7.5 % (FY 2004-2005гг.). Размер инфляции по оценкам ВПИ: 4.5 % (декабрь 2005 г.). Курс обмена: 44.20 рупии за 1 $ США (приблизительно) (январь 2006 г.) Валютный резерв: 143 млрд.$ США (декабрь 2005 г.).

Экспорт: 79.2. млрд. $ США (FY 2004-2005гг.); апрель-декабрь (FY 2005-2006гг.: 66.43 млрд.$ США). Основной экспорт: Традиционный экспорт включает в себя хлопковую пряжу, текстильные изделия, одежды, кожевенные товары, драгоценные камни и ювелирные изделия, а также сельскохозяйственные продукты. Однако, орехи кешью, транспортное оборудование, програмное обеспечение, электроника и металлоизделия составляют наиболее быстро растущие статьи экспорта. Основные рынки экспорта: США, Канада, Соединенное Королевство, Германия, Япония и Бельгия в ОЕСД, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия в ОПЕК, Чили, Аргентина, Бразилия и Мексика в Латинской Америке, Китай, Гонконг, Сингапур, Таиланд, Малайзия и Шри Ланка в Азиатском регионе.

Импорт: 107.9 млрд.$ США (2004-2005гг.) апрель-декабрь (FY 2005-2006гг.: 96.26 млрд.$ США). Основной импорт: Средства производства, бензин, нефть и смазочные материалы, драгоценные и полудрагоценные камни, химикаты, пищевое растительное масло и удобрения (для более детального ознокомления, посетите www.nic.in/commin). Основные рынки импорта: США, Соединенное Королевство, Япония, Германия в ОЕСД, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия в ОПЕК, Бразилия, Чили в Латинской Америке, Египет, Гана, Южно - Африканская Республика в Африке, Китай, Гонконг, Малайзия и Таиланд в Азиатском регионе.

Внешний долг Индии: Отношение внешнего долга к ВВП снизилось от 38.7 % в конце марта 1992 г. до 21.9 % к концу марта 2000. Коэффициент обслуживания внешнего долга, который составлял 35.3 % в 1990-91, постоянно снижался и к 2000 году составил 20%. Кроме того, Индия пользуется преимуществом коэффициента выплаты по внешнему долгу в 4%, самым низким среди других стран должников.

Индия вошла в новое тысячелетие с сильными и прочными финансовыми перспективами. Надежность индийской экономики очевидна благодаря стабильности в азиатском рынке. На внешнем фронте экспорт повысился благодаря либерализации торговли, понижению тарифов и большей открытости зарубежным инвестициям в таких секторах интенсивного экспорта, как информационные технологии. Прямые зарубежные инвестиции составили 5.3 млрд. $ США, а 2005 году. Зарубежные непрямые инвестиции (FII) cоставили 10 млрд..$ США Валютный резерв в декабре 2005 года составляет 143 млрд.$ США.

Статистические показатели Индии
(по состоянию на 2012 год)

Десятилетние реформы являются успешными в очевидном высоком росте внутреннего валового продукта, значительном валютном резерве, умеренной инфляции и растущем экспорте.

Основные отрасли экономики Индии

Производственный сектор. После десятилетия реформ, производственный сектор растёт, принимая вызов нового тысячелетия. Инвестиции в индийские компании достигли рекордного уровня к 1994 году, когда многие международные компании решили открыть свои магазины, пользуясь улучшением финансового климата. Для дальнейшего развития промышленного производственного сектора, Зарубежным Прямым Инвестициям (FDI), почти для всех промышленных компаний было разрешено с определенными ограничениями пройти по автоматическому маршруту. Структурные реформы были предприняты в режиме акцизного сбора, с целью введения единого тарифа и упрощения правил и процедур. Индийским филиалам международных многонациональных компаний было разрешено заплатить учредителям за лицензию международных марок, и т.п. Компании в производственном секторе сгруппировались вокруг своей зоны компетентности, связавшись с иностранными компаниями с целью приобретения новых технологий, опыта по менеджменту и доступа к иностранным рынкам. Прибыли от производства сделали Индию предпочтительной страной для производства и источником мировых рынков.

Нефть и природный газ. Индия является восьмым по величине потребителем нефти в мире и владеет 3.12 млн.кв.км. земель осадочных бассейнов. Спрос на сырую нефть возрастет вдвое, от 91 млн. метрических тонн в 2003-04 до 190 млн. метрических тонн в год к 2011 - 2012 гг. Внутреннее производство, однако, составляет только 34 млн. тонн. Мощность переработки сырой нефти близка к 170 млн. метрических тонн в год. Общая протяжённость газовых и нефтяных трубопроводов в Индии составляет около 9,000 км. Потребности в газе в Индии составляют 65 млрд.куб.м при собственном производстве только 23 млрд.куб.м. Однако, открытие огромных газовых запасов в бассейне Кришна-Годавари в прошлом году имеет огромное значение. В последнее время Индия делает всё от неё зависящее, чтобы сберечь свои энергетические запасы. Чтобы удовлетворить необходимые потребности в следующие 10 - 15 лет, понадобятся инвестиции в размере 100 - 150 млрд.$ США. ONGC, Правительственное предприятие инвестирует почти 5 млрд.долларов США в год для разведки/производства нефти в России, Австралии, Египте, Катаре, Иране,Кубе, Сирии, Судане, Берега Слоновой Кости, Мьянмара и Вьетнама.

Лекарства и медикаменты. По объему Индия является пятым фармацевтическим рынком в мире. Фармацевтический рынок Индии оценивается в 7 млрд. долларов США за 2005 финансовый год. Ожидается, что он возрастёт до 12 млрд. долларов США к 2008 г. Цель фармацевтической политики Правительства Индии состоит в том, чтобы обеспечить необходимыми и жизненно важными медикаментами высокого качества по умеренным ценам и укрепить местную основу производства. В 2004-05 финансовом году Индия экспортировала основные лекарства на более, чем 2.5.млрд. долларов США. Некоторые индийские компании имеют свои представительства в 60 странах, включая США, Европу и Китай.

Информационная Технология и Электроника. Сектор программного обеспечения продолжает вносить вклад в основную часть дохода информационных технологий Индии. Сеть базовых пользователей в Индии в настоящее время составляет 40 миллионов и ожидается, что эта цифра достигнет 100 млн. к 2007 г. В 2005 г. экспорт информационных технологий составил 23 млрд. долларов США. Ожидается доход от этого сектора равный 60 млрд. долларов США к 2010. Индустрия информационных технологий насчитывает свыше 150 основных производителей оснащения, к которым присоединяются свыше 800 дополнительных единиц, занимающихся сборкой и производством оборудования.

Автопромышленность. Отличный менеджмент, высокая производительность и опыт привели в Индию увеличивающееся число мировых производителей автомобилей. Судзуки и Хундай создали в Индии центр экспорта своих всемирно известных автомобилей. Собственность Индии Тата Моторс экспортирует Сити Ровер автомобили в Ровер (Соединённое Королевство). Дженерал Моторс, Форд, Даймлер Крайслер, Фиат, Тойота, а недавно и БМВ учредили свои заводы по производству автомобилей и комплектующих в Индии. Свыше миллиона автомобилей были произведены в 2005 г. Экспорт комплектующих составляет примерно 3 млрд. долларов США в год.

Туризм. Туризм это 3-я по величине сеть, которая приносит валюту Индии и, в настоящее время, туристическая отрасль дает 6% к Внутреннему Валовому Продукту. Путешествия и туризм в Индии составляют 32 млрд. долларов США, а валютный доход от туризма в 2005 г. составил 4.8 млрд. долларов США. Туризм очень приоритетная отрасль в Индии и все усилия направлены на его быстрое развитие. В секторе отелей и туризма можно получить автоматическое одобрение для иностранной инвестиции до 100%.

Переработка Пищевых Продуктов. Индия является одним из ведущих производителей пищевых продуктов в мире. Переработка пищевых продуктов в Индии составляет 70 млрд. $ США, включая продуктов с наценкой 22 млрд. $ США. Экспорт пищевых продуктов составляет около 120 млрд. рупии в год и является 18 % общего экспорта. Обьем полуфабрикатов и готовых пищевых продуктов составляет более 1 млрд. $ США с ростом более чем на 20 %. Правительство Индии предприняло некоторые ключевые инициативы в поддержку иностранных инвестиций в этом секторе.

Телекоммуникация. Индия владеет 8 по величине телекоммуникационной сетью в мире и 3 среди процветающих экономик. Этот сектор ежегодно в среднем растет на 22 % по основным услугам и более чем на 100 % по сотовым услугам и интернету. Инвестиционная потребность этого сектора около 37 млрд. $ США к 2005 году и около 69 млрд. $ США к 2010 году. Были учреждены основной независимый орган контроля (Орган Контроля Связи Индии) и орган улаживания разногласий (Апелляционный Суд Улаживания Разногласий Связи). В определенных районах телекоммуникационного сектора, Прямая Иностранная Инвестиции разрешена до 100%.

Драгоценные камни и ювелирные изделия. Драгоценные камни и ювелирная промышленность Индии являются важным вкладом во внутренний валовой продукт. За 2004-05 г. экспорт перевалил за 13 млрд.$ США. Индия во всём мире известна, как страна, где обрабатывают и полируют бриллианты и более 80% драгоценных камней обрабатываются в Индии. Энергетика. Энергетический сектор Индии состоит из гидро, термального, ядерного и ветрового источников, генерировавших 105,656 мегаватт в 2002 г. и, предполагается, что к 2012 эта цифра достигнет 212,000 мегаватт. В настоящее время электромощность составляет 131,000 мегаватт. Это ведет к массивным инвестициям в 200 млрд. $ США для пополнения энергетической емкости, передачи и системы распределения. Правительственная политика энергетического сектора старается привлечь значительные инвестиции частного сектора. Частному сектору разрешено организовать термальные проекты жидких основ, газа, угля, и проекты по воде, ветру и солнцу любого объема. Для Прямых Иностранных Инвестиций в этих проектах нет ограничений, связанных с накоплением, передачей и распределением электричества.

Текстиль. Текстильная промышленность занимает важное место в экономике Индии и вносит значительный вклад в занятость населения и экспортные приобретения. Индия является вторым в мире производителем шёлка, важным производителем джута и одной из самых больших производительных баз хлопка. Индия является также большим экспортёром хлопковой пряжи, что составляет 25% от мировой доли. Экспорт текстиля составляет почти 14 миллиардов долларов США.

Телекоммуникации. Индия владеет 8 по величине телекоммуникационной сетью в мире и 3 среди процветающих экономик. Этот сектор ежегодно в среднем растет на 22 % по основным услугам и более чем на 100 % по сотовым и интернет услугам. Общее число телефонных линий составляет 116 миллионов, из которых 68 миллионов являются мобильными. Ожидается, что оборот телефонной связи увеличится с 8.6 млрд. долларов США в 2003 г. до 13 млрд. долларов США к 2007 г. Инвестиционная потребность этого сектора около 69 млрд. $ США к 2010 году. Были учреждены независимый основной орган контроля (Орган Контроля Связи Индии) и орган урегулирования разногласий (Апелляционный Суд Урегулирования Разногласий Связи). В определенных районах телекоммуникационного сектора, Прямая Иностранная Инвестиции разрешена до 100%.

Сельское хозяйство Индии. Сельскохозяйственный сектор, который долгое время являлся опорой экономики Индии, сейчас составляет только около 22% ВВП и более 50% населения Индии работают в этом секторе. Несколько лет после обретения независимости Индия зависела от помощи других стран из - за нехватки пищевых продуктов, но за последние 40 лет производство пищевых продуктов устойчиво растет, в основном, благодаря расширению оросительных земель и широкому использованию высококачественных, урожайных семян, удобрений и пестицидов. Индия имеет огромный запас зерновых культур (около 19 млн. тонн), а также является экспортером зерновых культур. Доходная часть, особенно чай и кофе, являются главным экспортом. Индия является самым большим производителем чая в мире, ежегодное производство около 470 млн. тонн, 200 млн. тонн которого экспортируется. Индия также содержит около 30 % мирового рынка специй, с экспортом около 120, 000 тонн в год.

Рост ВВП для сельского хозяйства и связанной с ним экономической деятельности в 2000-01 гг. значительно сократился и упал до 0.9%. С целью к укреплению сектора, формированию инфраструктуры для обработки, транспортировки и хранения зерна и продовольствия был предоставлен статус инфраструктуры, что предполагает освобождение от налогов. К тому же, производители продовольствия и овощей освобожденны от режима акциза.

Леса, преимущественно в горных и холмистых районах, занимают площадь ок. 650 тыс. кв. км, или ок. 19% территории страны, причем лишь на 55% этих земель сохранились густые древостои. 3/4 лесных массивов доступны для эксплуатации и служат источником доходов. Половина всех лесов сосредоточена в центральных штатах, еще треть на севере и пятая часть на юге Индии. 95% лесов находится в собственности государства.

Леса обеспечивают внутренние потребности в смоле и канифоли, бамбуке и тростнике, кормах для скота, дровах и строевой древесине. Некоторые древесные породы заготавливают в расчете на зарубежный спрос. Экспортируются также фанера и шеллак.

Индия является одной из ведущих стран, занимающихся переработкой пищевых продуктов. Переработка продуктов питания в индустрии Индии составляет 70 млрд. $ США, включая 22 млрд. $ США -добавочных продуктов. Экспорт пищевых и переработанных пищевых продуктов во время 2004-05 составляло 8.0 млрд. $ США. Сектор переработки пищевых продуктов был объявлен приоритетным и инвестиции в размере 28 млрд. $ США необходимы для удовлетворения возрастающего спроса в переработанных продуктах, вызванного быстрой урбанизацией и уровнем доходов. Эта промышленность является привлекательным конечным пунктом назначения для Зарубежных Прямых Инвестиций (FDI).

Финансовый сектор Индии. Обширный финансовый и банковский сектор поддерживает быстрорастущую экономику Индии. Более того, Индия имеет хороший сырьевой рынок, включающий в себя 23 биржи, более 9,000 компаний. Индийский капитал быстро движется по направлению к рынку, что является современным в условиях настоящей инфраструктуры, а также в лучших традициях международной практики. В дополнение, 26% зарубежных акций без фиксированного дивиденда было разрешено ввести в страховой сектор. В соответствии со списком бирж, перечисленных в Национальной Бирже, общий рынок капитализации на 31 января 2006 г. составлял.593.86 миллиардов долларов США.

Сектор обслуживания. Обслуживание составляет 56% ВВП Индии. Это - высокопрофессиональный сектор, который дает основной толчок экономике. Индия стала главной силой в секторе Информационной Технологии с более чем 220 компаниями из «500 успешных компаний», пользующимися услугами программного обеспечения Индии. Многие международные компании, осознав соотношение цен и базу высокопрофессиональной рабочей силы в Индии, основали акционерные организации и центры в этой стране для удовлетворения своих нужд по всему миру.

Транспорт Индии

Сегодня Индия имеет обширную инфраструктуру в следующих областях: гражданская авиация, железные дороги, судоходство, телекоммуникации и электроэнергия, она также владеет самой большой в мире сетью автодорог. Индия достигла больших успехов в области авиационно-космической и ракетной технологий. Первый полет геостационарного спутника был успешно выполнен в апреле 2001 года в центре SHAR, Срихарикоте. Индия готовится запустить свой первый спутник на луну Чандраяан-1, который должен быть готов в 2007 или начале 2008г. Правительство Индии постепенно снижает свою роль «единственного поставщика» средств инфраструктуры, что отмечается прогрессивной корпоратизацией в сферах телекоммуникации, введение новой регуляции во внутренних, междугородных службах, предложения разнообразить правительственные акции в национальных авиалайнерах, разрешение местным самолётам летать за рубеж и приватизация железными дорогами контейнерной службы.

«План Золотого Квадрата» (5850 км, стоимостью 12.6 млрд. долларов США) в соответствии с которым будут связаны четыре метрополя, города Дели, Мумбай, Ченнай и Кольката посредством современных автобанов, должен быть завершён к 2007 г. Также сооружаются автобан Север-Юг (Сринагар - Каньякумари) и Запад-Восток (Силчар-Порбандар), протяжённостью 10,000 км. Ещё один проект был запущен в январе 2004 г. В соответствии с ним все основные города будут соединены 10, 000 км дорогой. Стоимость этого проекта составляет 9 млрд. долларов США. Индия насчитывает 3, 300,000 км автодорог и 63, 000 железных дорог.

В Индии 12 больших портов, а также. 184 порта средней величины, девять верфей и 7517 км береговой линии. Примерно 140 корабельных компаний действуют в Индии. Проект «Сагар Мала», начатый в августе 2003 г. для расширения и модернизации портов, навигации и морского транспорта потребовал инвестиций 22 млрд. долларов США за период 10 лет. В то время, как Правительство инвестировало 15%,частный сектор позаботился об остальном. Ожидается, что объём грузоперевозок возрастёт до 565 миллионов тонн в 2006-2007 г. по сравнению с 412 млн. тонн в 2002-03 г. К 2008 г. только развитие автодорог потребует инвестиций, равных 24 млрд. долларов, а железнодорожный сектор 22 млрд. долларов США в следующие 10 лет.

Индия имеет сильную инфраструктуру гражданской авиации с 19 международными и 87 внутренними аэропортами. Внутренние авиационные услуги были либерализованы в 1994 году. В настоящее время действуют 12 плановых частных операторов и 22 неплановых операторов. В 2004-05 году авиалинии Индии перевезли около 60 млн. пассажиров. Аэропорты в Дели и Мумбае модернизируются и к 2010 смогут пропускать 75 миллионов пассажиров в год в Дели и 28 миллионов в Мумбае. Правительство Индии посредством гибкого подхода по сращению капитала, также поддерживает участие частного сектора в строительстве и приведении в действие новых аэропортов.

Участие Индии в интеграциональных группах

Индия начала стратегию региональной интеграции и двусторонних FTA(свободные торговые отношения) и PTA(предпочтительные торговые отношения). Индия уже подписала FTA с Шри-Ланка, тем самым положив начало подписанию дальнейших соглашений/договоров.

Договор был подписан 6 января 2004 г. В соответствии с ним устанавливалась юго-азиатская зона свободной торговли среди семи стран региона, а именно: Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Непал, Бутан и Мальдивы. Зона начала действовать с 1 января 2006 г. К 2008 г. Индия, Пакистан и Шри-Ланка понизят свои тарифы до 0-5% к 2013, а другие страны к 2018 году.

Соглашение об экономическом сотрудничестве (СЕСА) с Сингапуром было подписано в 2005, как составная часть политики «Взгляд на Восток». Экономическое сотрудничество между Бангладеш, Индией, Мьянмар, Шри-Ланка, Непалом, Бутаном и Таиландом (BIMST-EC) было подписано в рамках Соглашения FTA в феврале 2004 г.

FTA (свободные торговые отношения) и PTA (предпочтительные торговые отношения) уже подписаны с Шри-Ланка, Таиландом, Бутаном, Афганистаном, SAPTA и MERCOSUR. Ведутся переговоры о подписании FTA и PTA с ASEAN.

Индия либерализовала воздушные службы со странами SAАRС и ASEAN , а также разрешила своим самолётам летать в некоторые зарубежные страны.

Была организована исследовательская рабочая группа для более тесного торгово-экономического сотрудничества с Китаем, который является важнейшим торговым партнёром Индии.

Исследовательские рабочие группы также были образованы для СЕРА с Японией, Малайзией, Индонезией, Пакистаном, Израилем и Чили.

Рамочные соглашения по сотрудничеству были подписаны с южно-африканским таможенным союзом и СОМЕSА в Африке. Соглашение об экономическом сотрудничестве с Маврикием и Шри-Ланка находится в стадии переговоров.

Одной из наиболее развивающихся стран в мире сегодня считается Индия. Промышленность и сельское хозяйство в значительной мере находятся в государственной собственности. Роль этих сфер в формировании ВВП является существенной. Если на первую из них приходится 29%, то на вторую - 32%. Самая большая доля ВВП (около 39%) принадлежит Главные Индии - это чёрная металлургия, машиностроение, энергетика, лёгкая и химическая промышленность. О них и пойдёт речь далее более подробно.

Металлургия

Чёрная металлургия является одной из ключевых областей экономики государства. Это и неудивительно, поскольку страна богата залежами руды и угля. Важнейшим центром области стал город Калькутта, окрестности которого зачастую называют «индийским Руром». Самые крупные металлургические заводы страны располагаются преимущественно в восточных штатах. В целом отрасль работает на обеспечение внутренних нужд государства. Среди всех добываемых экспортирует лишь марганец, слюду, бокситы и некоторые

Хорошо развитым направлением цветной металлургии можно назвать выплавку алюминия, которая опирается на собственные крупные запасы сырья. Потребность в других цветных металлах удовлетворяется за счёт импорта.

Машиностроение

Эта отрасль промышленности в последние годы достигла значительных успехов. Довольно развитыми можно назвать такие направления, как вагоно-, судо-, автомобилестроение и авиационное строительство. Основные отрасли промышленности Индии обеспечиваются за счёт собственного Страна выпускает практически все виды оборудования. В этой сфере функционирует более 40 предприятий, они располагаются в крупнейших городах государства.

Текстильная промышленность

Вторым по величине источником занятости в стране стала текстильная промышленность Индии. Согласно аналитическим данным, сейчас в ней заняты около 20 миллионов местных жителей. В 2005 году правительство отменило ряд налогов и сборов в отрасли, что способствовало существенному притоку зарубежных и внутренних инвестиций. После этого за очень короткий промежуток времени данная сфера экономики преобразовалась из деградирующей в быстроразвивающуюся. Её стремительный рост прекратился в 2008 году. Причиной стал мировой кризис и снижение спроса на мировых рынках на текстиль из Индии.

Промышленность эта перестала быть привлекательной для инвесторов, что привело к сокращению около 800 тысяч из недавно созданных в отрасли рабочих мест. В настоящее время власти предпринимают ряд мер, направленных на ограничение строительства ткацких фабрик. Это делается, прежде всего, в интересах развития небольших предприятий, функционирующих в указанной сфере.

Химическая промышленность

Стоимость продукции, которую ежегодно выпускает химическая промышленность Индии, составляет в среднем 32 миллиарда американских долларов. В настоящее время отрасль испытывает ряд проблем, которые обусловлены высокими ценами на сырьё и средства производства, а также конкуренцией, создаваемой импортными товарами.

Рентабельность данной сферы начала постепенно снижаться ещё в девяностые годы прошлого века. Сейчас в стране постепенно налаживается производство минеральных удобрений, химических волокон, пластмасс и синтетического каучука. Такая сфера, как фармацевтическая промышленность Индии, экспортирует составы и средства в среднем на 18 миллионов долларов в год. Главная проблема отрасли заключается в том, что экспортируется лишь незначительная доля изготовленной продукции. Единственное направление, которое и сейчас продолжает существенно расти, - тонкий органический синтез.

Энергетика

Хоть энергетическая промышленность Индии и развивается очень стремительно, бытовые нужды населения в топливе обеспечиваются в основном за счёт дров и сельскохозяйственных отходов. Добыча каменного угля налажена в северо-восточной части государства. Транспортировать его к тепловым электростанциям довольно дорого. Как бы там ни было, на них приходится около 60% вырабатываемой электроэнергии.

Существенным шагом к созданию современной энергетической системы стало строительство ГЭС и АЭС. Доля первых в объёме производимой электроэнергии составляет 38%, а вторых - 2%.

Есть в недрах и нефть, однако такая отрасль, как нефтяная промышленность Индии, развита очень слабо. Переработка «чёрного золота» организована намного лучше, однако она основывается в основном на импортном сырье. Основные такие предприятия расположены в крупных портах - Бомбее и Мадрасе.

Сельское хозяйство

В структуре сельского хозяйства Индии преобладает растениеводство. Основные выращиваемые пищевые культуры - это пшеница и рис. Важную экспортную роль играют технические сорта, к которым можно отнести хлопок, чай, и табак.

Доминирование выращивания растений во многом обусловлено климатическими условиями. Дождливый летний сезон обеспечивает идеальные условия для выращивания хлопка, риса и тростника, в то время как менее зависимые от влаги культуры (ячмень и пшеница) сеются в сухую зиму. Таким образом, растениеводство в Индии развивается круглый год. Государство полностью обеспечивает себя продовольственными культурами.

Во многом из-за индуизма животноводство на территории страны практически не развивается. Дело в том, что эта религия не просто не поощряет употребление мяса, но и называет «грязным» ремеслом даже обработку шкур.

Заключение

Развитие промышленности в Индии только набирает обороты. По абсолютным её размерам государство входит в десятку мировых лидеров. Вместе с этим уровень национального продукта, приходящегося на душу населения, является чрезвычайно низким. Не стоит забывать, что Индия - это индустриально-аграрная страна, в которой ещё с колониальных времён сохранилась экономика с преобладающим сельскохозяйственным производством.

Индия занимает почетное место среди аграрно-индустриальных стран, исходя из структуры и уровня развития современной экономики. В сельском хозяйстве занято 60% трудоспособного и экономически активного населения, в свою очередь только 20% занимается кустарным производством и промышленностью.

В Индии производится приблизительно 1,5% промышленной продукции мира. Несмотря на большой объем производства, промышленный комплекс остается на несовершенном уровне и только набирает обороты, находясь в стадии формирования.

В быстром темпе в Индии развивается добывающая промышленность, которая преобладает в стране.

Чтобы понимать структуру промышленности государства, необходимо детально ознакомиться с каждой отраслью.

Топливно-энергетический комплекс

Топливный комплекс Индии в большей степени состоит из каменноугольной промышленности. Угледобывающие предприятия разместились на востоке страны, где были найдены крупные месторождения угля. На западе Индии добывается нефть и газ. Самый крупный район по добычи нефти и газа находится в Мумбаи (иное название - Бомбей). В столице и крупных морских портах, таких как Калькутта, Ченнай, Мумбаи, развита нефтеперерабатывающая отрасль.

Основой электроэнергетики являются тепловые электростанции, которые на 72% обеспечивают страну электроэнергией. Подача электричества происходит благодаря сжиганию древесины, переработанного сахарного тростника, соломы.

Гидроэлектростанции, расположенные на берегах горных рек Гималаев и на плоскогорье Декан, обеспечивают страну электричеством на 26%. Постепенно развивается атомная энергетика.

Металлургическая промышленность

Основой для развития и становления тяжелой промышленности Индии служит металлургия. Предприятия по производству и переработке черной металлургии работают преимущественно на собственном сырье, реже используя привозное.

Наибольшее скопление металлургических предприятий находится в:

  • Бокаро;
  • Бхилаи;
  • Дургапуре;
  • Джамшедпуре.

Особенное место в сфере цветной металлургии занимает алюминиевая отрасль, которая функционирует на своих бокситах с применением местной электроэнергии. В сфере цветной металлургии перерабатывается медь, цинк, свинец. Индия поставляет 20-60% цветных металлов для машиностроения. Быстрыми темпами развивается золотоперерабатывающая промышленность.

Химическая промышленность

Химическая промышленность в Индии не достаточно развита, страна входит в состав стран со средним уровнем развития данной отрасли. Большая часть работы направлена на производство аминокислот, различного вида волокна, удобрений искусственного происхождения, красок, лаков. Химическая промышленность сосредоточена в:

  • Гуджарате;
  • Тамилнаде;
  • Бихаре;
  • Махараштре;
  • Пенджабе.

Машиностроение в Индии

Развитие транспортной отрасли в Индии набирает обороты. В Варанаси выпускаются локомотивы, в Мумбаи производят дизели и речные судна, В Ченнаи налажено производство самолетов. Дургапур и Ранчи известны развивающимся тяжелым машиностроением.

Современный мир требует введения и развития инновационных и трудоемких отраслей. Индия использует дешевую рабочую силу для производства мотоциклов, станков, велосипедов, бытовой техники, разработки современного программного обеспечения. Данная отрасль развита в крупнейших городах страны:

  • Мумбаи;
  • Калькутте;
  • Чена;
  • Бангалоре.

Развитие легкой промышленности

Индия является самым большим в мире поставщиком хлопчатобумажных тканей, которые производятся на 750 фабриках. Наибольшая их концентрация расположена в штатах Гуджарат и Махараштра. Самая большая доля экспорта государства выпадает на продукцию джутовых фабрик, размещенных в Колкате. Также в Индии развита кожевенно-обувная отрасль.

Пищевая промышленность

Данная отрасль предполагает производство масла, растительного жира из кунжута, льна, арахиса, кокосовых орехов. Здесь производится чай и тростниковый сахар.

Другие отрасли промышленности

Кустарное производство, которое включает в себя художественные ремесла, ювелирное дело, ковроткачество, резьбу по слоновой кости и другое, призвано удовлетворять потребности внутреннего рынка. Половина продукции уходит на экспорт. Каждый населенный пункт Индии располагает маслобойнями, кузницами, гончарными, швейными и другими малыми предприятиями. Развитое кустарное производство привлекает любопытных туристов.

Интересен тот факт, что Индия является единственной страной, где занимаются производством мелких бриллиантов.

В стране развита киноиндустрия, главным центром которой является Мумбаи. "Болливуд" известен во всем мире, а герои индийских фильмов отождествляются с национальными героями.

Структура промышленности Индии

По структуре и уровню развития экономики Индия относится к аграрно-индустриальным странам. Более $60\%$ экономически активного населения страны занято в сельском хозяйстве, а $20\%$ - в промышленности и кустарном производстве.

Индийская промышленность производит примерно $1,5\%$ мировой промышленной продукции. Но структура промышленного комплекса еще недостаточно совершенна. Она находится в стадии формирования.

В промышленности Индии преобладают добывающие отрасли. Современные отрасли обрабатывающей промышленности развиваются быстрыми темпами.

Рассмотрим отраслевую и территориальную структуру промышленности Индии детальнее.

Топливно-энергетический комплекс

Основу топливной промышленности Индии составляет каменноугольная промышленность. Месторождения угля сосредоточены на востоке страны. Нефть и газ добывают на западе страны , в районе Мумбайи (Бомбея). Нефтеперерабатывающие предприятия размещены в Дели и в морских портах:

  • Калькутта,
  • Мумбайи,
  • Ченай (ориентированы на привозную нефть ).

Основу электроэнергетики составляют тепловые электростанции , которые дают $72\%$ электроэнергии. Значительное количество энергии в стране получают за счет сжигания древесины, соломы, отходов от переработки сахарного тростника.

На горных реках Гималаев и порожистых водотоках плоскогорья Декан построены гидроэлектростанции , производящие $26\%$ электроэнергии. Растет доля и атомной энергетики .

Металлургия

Металлургическими центрами являются:

  • Бокаро,
  • Дургапуре,
  • Бхилаи,
  • Джамшедпур.

Основной отраслью цветной металлургии является алюминиевая (Хиракуд, Риханд), которая работает на собственных бокситах с использованием местной электроэнергии. Плавятся также медь, свинец, цинк. Развивается золотоперерабатывающая промышленность. Для нужд машиностроения Индия довозит от $20$ до $60\%$ различных цветных металлов.

Химическая промышленность

Индия относится к странам со средним уровнем развития химической промышленности. Химическая промышленность занимает важное место в хозяйстве страны. Преобладает производство аминокислот, удобрений, искусственного и синтетического волокна, лаков и красок. Основные центры отрасли расположены в штатах:

  • Гуджарат,
  • Махараштра,
  • Тамилнад,
  • Пенджаб,
  • Бихар.

Химия полимеров на основе нефтепереработки развивается в Мумбайи.

Машиностроение

Машиностроение характеризуется развитием транспортной отрасли. Так, локомотивы выпускают в Варанаси, дизели - в Мумбаи, Колкатпи, железнодорожные вагоны, самолеты - в Ченнаи (Мадрасе), Бангалоре, морские и речные суда - в Мумбаи, Вишакхапатнами. В последнее время развивается тяжелое машиностроение в городах Дургапур и Ранчи.

Наряду со старыми отраслями тяжелого металлоемкого машиностроения развиваются трудоемкие и наукоемкие отрасли, использующие местную дешевую рабочую силу. Эти приятия, где собирают мотоциклы, велосипеды, станки, бытовую технику, разрабатывают компьютерные программы, развиваются в крупных городах:

  • Мумбаи,
  • Чена,
  • Калькутте,
  • Бангалоре.

Легкая промышленность

Легкая промышленность охватывает хлопчатобумажную, кожевенно-обувную отрасли. Индия производит самое большое в мире количество хлопчатобумажных тканей на $750$ фабриках, расположенных преимущественно в штатах Махараштра и Гуджарат. Продукция джутовых фабрик, сосредоточеных в Колкате, составляет большую долю в экспорте страны.

Пищевая промышленость

Пищевая промышленность характеризуется производством масла и растительного жира из арахиса, кунжута, клещевины, горчицы, льна, кокосовых орехов, а также тростникового сахара и чая.

Другие отрасли

Важную роль в хозяйстве Индии играет кустарное производство. Оно дает почти половину дешевой промышленной продукции, удовлетворяющей потребности внутреннего рынка и на экспорт. Это художественные ремесла, различные промыслы. К ним относятся ковроткачество, ювелирное дело, ткачество, резьба по слоновой кости, художественная работа по металлу. Маслобойни, кузницы, столярные, дубильные, гончарные, мыловаренные, швейные, мебельные предприятия есть в каждом населенном пункте. Они удовлетворяют повседневные потребности населения, служат ждя привлечения туристов.

Пример 1

Индия - единственная в мире государство, в котором производят мелкие бриллианты.

Мумбай является крупным центром киноиндустрии. Там расположены крупнейшие кинофабрики Индии, которые в народе называют «Болливуд» . Популярные киноактеры приравниваются индийцами к национальным героям.

Несмотря на ускоренное развитие индустрии, Индии в мировом промышленном производстве остается незначительной - 1,3%. В то же время если вспомнить, что на все развивающиеся страны, которых насчитывается более сотни, приходилось в середине 70-х годов 8,7% мировой продукции обрабатывающей промышленности, то Индия предстает как одна из крупнейших индустриальных держав среди развивающихся стран. Промышленность страны включает разнообразнейшие формы производства - от современных мощных фабрично-заводских предприятий государственного сектора индийского и иностранного монополистического капитала до промыслов и ремесел, составляющих наследственную профессию каст миллионов кустарей и ремесленников.

Между этими полюсами существует множество переходных форм мелкотоварного производства, начального капиталистического предпринимательства, мелкой средней капиталистической промышленности.

Известно, что опережающее развитие энергетики - необходимая создания тяжелой индустрии, повышения производительности труда во всех сферах производства, модернизации отсталых секторов хозяйства. В общем энергетическом балансе Индии продолжают преобладать непромышленные виды энергии; бытовое потребление топлива (в основном для приготовления пищи) почти целиком обеспечивается дровами, кизяком, сельскохозяйственными отходами. В стране прилагаются большие усилия, чтобы увеличить добычу угля, ресурсами которого она обеспечена лучше по сравнению с другими энергетическими источниками. За годы независимости угледобыча почти утроилась, превысив 100 млн. т в начале 80-х годов. Существенное воздействие на размещение и функционирование хозяйства оказывает угольной промышленности на северо-востоке полуостровной части страны: и разрезы, сосредоточенные на протяжении 300 км по долине р. , дают свыше 2/3 всего добываемого угля, в том числе весь коксующийся. Это вызывает длительные и дорогостоящие перевозки. составляет % всех грузов, перевозимых железными дорогами. Освоение угольных месторождений, расположенных вне Дамодарского бассейна, - одна из официально поставленных в Индии задач.

Небольшие современные механизированные предприятия образуют наиболее быстро развивающийся сектор мелкой промышленности. Потенциально они обладают возможностями специализироваться на производстве узлов и деталей для фабричных предприятий. Однако пока «японский» кооперации мелкой и крупной промышленности не получил широкого распространения в Индии.

Индия - одна из крупнейших железнодорожных держав : к концу 70-х годов протяженность ее железных дорог достигла почти 62 тыс. км, из них половина имеет узкую колею метровой ширины.

Первые железные дороги были проложены в начале 1850-х годов как классические «линии проникновения» от главных портов в глубь страны. После подавления Великого народного восстания 1857-1859 гг. строительство железных дорог стало главным орудием стратегического и экономического упрочения британского господства в Индии. Основные железные дороги, соединив порты между собой и с внутренними территориями, оставили связь глубинных районов друг с другом крайне слабой. Созданная к началу XX в. железнодорожная сеть позволила выкачивать сырье из глубинных районов, содействуя росту Калькутты, Бомбея, Мадраса и стимулируя в них возникновение фабричной промышленности. В то время как главные порты были связаны между собой ширококолейными путями, обширные внутренние территории (прежде всего княжества , территории Катхиявара и Раджастхана), а также -ское левобережье, получили лишь метровой колеи. Унаследовав большую по протяженности железнодорожную сеть, независимая Индия была поставлена перед задачей усиления межрайонных связей и изменения сети в интересах национального развития.

При большой протяженности железнодорожной сети основные перевозки грузов и пассажиров сосредоточены на нескольких магистральных направлениях ширококолейных дорог, связывающих Калькутту, Дели и Мадрас. Основная грузов, перевозимых по железным дорогам, - уголь, железная руда и другая продукция горнодобывающей промышленности, которые в сумме образуют около половины общего грузопотока. Среди готовых промышленных изделий в наибольших количествах перевозятся и продукция черной металлургии, а также . Важную роль играют перевозки зерновых. Железные дороги выполняют основную транспортную работу: на них приходится 3/4 грузовых и половина пассажирских перевозок.

За годы независимости протяженность автогужевых дорог почти утроилась , достигнув к концу 70-х годов 1 200 тыс. км. Однако лишь 480 тыс. км составляют дороги с твердым покрытием - «пакка», так называют в Индии дороги, проходимые круглый год. Крупнейшие города страны соединены между собой национальными автострадами, асфальтированными, обсаженными тенистыми деревьями. Но их общая протяженность составляет лишь 29 тыс. км. Национальные автострады расширяются и реконструируются. Индийский участок сооружаемой трансазиатской магистрали - проходит по направлению - Дели - Агра - - - Калькутта, что еще более усиливает значение этой главной североиндийской автострады.

Однако 3/4 дорог Индии - это грунтовые «качча», которые становятся в сезоны дождей труднопроходимыми. Тысячи индийских деревень оказываются тогда отрезанными от внешнего мира. Почти % сельских дорог считается непригодной для движения моторизованного транспорта. Упряжка волов или буйволов - основное средство передвижения крестьян, для доставки товаров на ближайший местный рынок «манди» - в среднем на расстояние 15-20 км. Гужом перевозится 200 млн. т грузов в год - столько же, сколько железными дорогами страны. Замена крестьянских упряжек моторизованными видами транспорта - длительный процесс, связанный с улучшением сельских дорог, повышением стоимостной ценности сельскохозяйственной продукции, удешевлением средств доставки и т. д.

Не менее роль автотранспорта в грузовых и особенно пассажирских перевозках быстро возрастает. В конце 1970-х годов автобусы перевозили 10 млрд. пассажиров в (железные дороги - 2,4 млрд.). Доля автотранспорта в грузовых перевозках повысилась с 1950 до 1980 г. втрое. К сожалению, развитие автомобильных перевозок затруднено тем, что они находятся в ведении правительств отдельных штатов и для переезда автомашин из одного штата в другой необходимо получение специальных разрешений. Посты, инспекции, налогообложение, существующие на всех дорогах при переезде из одного штата в другой, замедляют и удорожают грузовые автомобильные перевозки.

Индия - морская . осуществляет большую часть внешнеторговых грузоперевозок страны. Почти 90% морского грузооборота перерабатывается восемью главными портами. Крупнейший среди них - Бомбей, через который в конце 70-х годов проходило 17-18 млн. т. , длительное время главенствовавшая в колониальный , находится в трудном положении. , в которой находится город-порт, быстро мелеет. Сооружение глубоководного аванпорта Халдии должно облегчить сложившееся . Крупнейшие порты Южной Индии - , Коччи. Наиболее быстро растут порты, специализирующиеся на вывозе железной руды, которая в годы независимости стала одним из главных экспортируемых Индией товаров. Благодаря этому порт Мармаган () выдвинулся по грузообороту на второе место в стране, был создан новый специализированный Парадип, быстро расширился Вишакхапатнама. порт Кандла, созданный в экономически пока слаборазвитой части Гуджарата, растет медленно.

Существенный прогресс за годы независимости достигнут в развитии авиатранспорта как на международных, так и на внутренних линиях. На комфортабельном самолете за пару часов можно перебраться из одного конца страны в другой. Начали появляться в промышленных районах специализированные виды транспорта: трубопроводы, канатные дороги. Внешние экономические связи. Индии в годы независимости динамично развивается, при этом не просто расширяется ее объем, но изменяется структура товарооборота и география внешних связей страны. Объем импорта почти постоянно превышает экспорт. Это связано с резким увеличением стоимости импортируемых нефти и нефтепродуктов, поглощающих свыше У4 средств, расходуемых на импорт. Второе место во ввозе занимают машины и оборудование, далее следуют черные и цветные . Среди капиталистических торговых партнеров Индии в импорте преобладают , в экспорте - . Великобритания, господствовавшая во внешней торговле страны в колониальный период, ныне отодвинулась на третье место. Значителен объем внешнеторговых операций Индии с . Расширяются торговые связи с развивающимися странами, особенно Азии и бассейна Тихого океана. Страны Ближнего и Среднего Востока - основные поставщики нефти, превосходящие другие государства по стоимости импорта и объему отрицательного сальдо внешнеторгового баланса Индии.

Важную роль в индустриализации, достижении хозяйственной самостоятельности и укреплении государственного сектора играет экономическое сотрудничество Индии с социалистическими странами, и в первую очередь с . Экономические связи между нашими странами развиваются на основе межправитель-ственньгх соглашений экономическом и техническом сотрудничестве. В результате успешной реализации этих соглашений в Индии с помощью СССР сооружены и введены в эксплуатацию 50 промышленных и других объектов в отраслях государственного сектора. Среди них такие мощные новостройки, Kajc введенные в и расширяющиеся металлургические комбинаты в и Бокаро, угольные шахты, железорудные разработки, нефтепромыслы и нефтеперерабатывающие заводы, электростанции, заводы тяжелого машиностроения в Ранни, горношахтного оборудования в Дур-гапуре, тяжелого электрооборудования в Хардваре, завод приборостроения в , предприятия медицинской промышленности в Ришикеше, Хайдарабаде и Мадрасе. В 1979 г. было подписано соглашение об оказании технического содействия СССР в строительстве нового металлургического завода близ Вишакхапат-нам.

Построенные в Индии при экономическом и техническом содействии других стран предприятия выплавляют 33% всей стали, добывают 16% железной руды и 60% нефти, производят 20% электроэнергии, практически все металлургическое оборудование и значительную часть горнодобывающего оборудования.

Большую роль играет помощь Советского Союза Индийской Республике в подготовке технических и научных кадров. Символом научно-технического сотрудничества наших стран стал запуск в 1975 и 1979 гг. советскими ракетами-носителями первых индийских научных спутников Земли - «Ариабата» и «Бха-скара».

В марте 1979 г. была подписана Долгосрочная программа экономического, торгового и научно-технического сотрудничества между СССР и Индией. программа рассчитана на 10-15 лет и предусматривает дальнейшее развитие сотрудничества в строительстве в Индии промышленных и других объектов, включая сотрудничество на компенсационной основе в различных отраслях тяжелой и легкой промышленности. В декабре 1980 г. во время официального дружественного визита Генерального секретаря и Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева в Индию были подписаны Совместная советско-индийская , соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве и торговое соглашение на 1981-1985 гг.

Одним из элементов внешних экономических связей является международный , приносящий стране определенную часть дохода в иностранной валюте. Число иностранных туристов за последние полтора десятилетия быстро растет. В 1960 г. Индию посетило 120 тыс. туристов, а в 1979 г. - около 800 тыс. Из них больше половины прибыли из стран Западной Европы и Северной Америки.