Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"
В статье мы расскажем о цикле рассказов И.С. Тургенева - «Записки охотника». Объектом нашего внимания послужило произведение «Бежин луг», а особенно пейзажи в нем. Краткое описание природы в рассказе "Бежин луг» ждет вас ниже.
О писателе
Иван Сергеевич Тургенев - один из величайших русских писателей.
Родился этот писатель, драматург и переводчик в в 1818 году. Писал в жанре романтизма, переходящего в реализм. Последние романы были уже сугубо реалистическими, при этом дымка "мировой скорби"" присутствовала и в них. Также ввел в литературу понятие "нигилист" и на примере своих героев раскрыл его.
О рассказе "Бежин луг"
Рассказ "Бежин луг" входит в цикл "Записки охотника". Интересна история создания этого цикла самостоятельных рассказов. Вместе они создают удивительную кайму пейзажей, азарта, тревог и суровой природы (а описание природы в рассказе "Бежин луг" - это удивительное отражение чувств человека в зеркале окружающего мира).
Когда писатель вернулся в Россию после поездки за границу, в 1847 году начал свой долгий путь журнал "Современник". Ивану Сергеевичу предложили опубликовать на страницах номера небольшое произведение. Но писатель считал, что достойного ничего и нет, и в конце концов принес редакторам небольшой рассказ "Хорь и Калиныч" (в журнале его назвали очерком). Этот "очерк" произвел эффект взрыва, читатели стали просить Тургенева в множественных письмах к нему продолжать и издать что-то похожее. Так писатель открыл новый цикл и начал, будто драгоценный бусы, плести его из рассказов и очерков. Всего под этим названием было издано 25 рассказов.
Одна из глав - "Бежин луг" - известна удивительными картинами природы, атмосферой ночи. Описание природы в рассказе "Бежин луг" - настоящий шедевр. Луг и лес, ночное небо, и костер будто живут своей жизнью. Они не просто фон. Они - полноценные персонажи этой истории. Начавшийся описанием раннего утра и рассвета рассказ проведет читателя по жаркому летнему дню, а потом по мистической ночи в лесу и на лугу с загадочным названием «Бежин».
Описание природы в рассказе "Бежин луг". Краткое содержание.
Очень хорошим июльским днем герой рассказа пошел на охоту за тетеревами. Охота была довольно удачной, с полным заплечным мешком дичи он решил, что уже пора домой. Поднявшись на холм, герой понял, что перед ним совершенно чужие ему места. Решил, что "слишком свернул вправо", он сошел с холма в надежде, что сейчас поднимется с нужной стороны и увидит знакомые места. Надвигалась ночь, а путь все так же был не найден. Блуждая по лесу и задавая себе вопрос "Так где же я?", герой внезапно остановился перед пропастью, в которую едва не упал. Наконец-то, он понял, где находится. Перед ним простилалось место, названное Бежин луг.
Охотник увидел неподалеку огоньки и людей возле них. Двинувшись к ним, он увидел, что это мальчишки с близлежащих деревень. Они пасли табун лошадей здесь.
Отдельно стоит сказать про описание природы в рассказе "Бежин луг". Она удивляет, очаровывает, а иногда и пугает.
Рассказчик попросился остаться с ними на ночлег и, чтобы не смущать мальчиков, прикинулся спящим. Ребята начали рассказывать страшные истории. Первая о том, как они ночевали на заводе и там их напугал "домовой".
Вторая история - о плотнике Гавриле, что пошел в лес и услышал зов русалки. Испугался и перекрестился, за что прокляла его русалка, сказав, что "будет он всю жизнь убиваться".
Описание природы в рассказе "Бежин луг" служит не только декорацией к этим историям, оно дополняет их мистицизмом, очарованием, загадочностью.
Так до рассвета вспоминали ребята страшные истории. Автору до души очень припал мальчик Павлуша. Внешность у него была совершенно не примечательная, но глядел он очень умно и «в голосе его звучала сила». Его рассказы ребят совершенно не пугали, на все был готов рациональный, мудрый ответ. А когда в разгар разговора залаяли и бросились в лес собаки, Павлуша кинулся за ними. Возвратившись, он спокойно сказал, что ожидал увидеть волка. Смелость мальчика поразила рассказчика. Наутро он вернулся домой и часто вспоминал ту ночь и мальчика Павла. В завершение рассказа герой с грустью говорит о том, что Павлуша, через некоторое время после их знакомства погиб - упал с лошади.
Природа в рассказе
Особое место в рассказе занимают картины природы. Описание природы в рассказе "Бежин луг" Тургенева начинает рассказ.
Пейзаж несколько меняется, когда герой понимает, что заблудился. Природа все так же прекрасна и величава, но навеивает какой-то неуловимый, мистический страх.
Когда мальчики неторопливо ведут свои детские речи, луг вокруг будто внимает им, иногда поддерживая жутковатыми звуками или полетом непонятно откуда взявшегося голубя.
Роль описания природы в рассказе "Бежин луг"
Этот рассказ славится своими пейзажами. Но рассказывает он не о природе, а об истории с главным героем, о том, как он, заблудившись, зашел на Бежин луг и остался на ночь с деревенскими мальчиками, слушая их страшные рассказы и наблюдая за детьми. Зачем же так много описаний природы в рассказе? Пейзажи не просто дополнение, они настраивают на нужный лад, увлекают, звучат, будто музыка на втором плане повествования. Обязательно прочитайте рассказ полностью, он удивит и очарует вас.
Сочинение
И. С. Тургенев — проницательный и прозорливый художник, чуткий ко всему, умеющий подмечать и описывать самые незначительные, мелкие детали. Тургенев в совершенстве владел мастерством описания. Все его картины живы, ясно предоставлены, наполнены звуками. Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом.
Несомненно, пейзаж в рассказе «Бежин луг» играет важную роль. Можно сказать, что весь рассказ пронизан художественными зарисовками, которые определяют состояние героя, подчеркивают его настроение, чувства, определяют внутреннее напряжение. «Бежин луг», собственно, и начинается с пейзажных зарисовок. Автор описывает прекрасный июльский день, когда «все краски смягчены, светлы, но не ярки», когда чувствуется «трогательная кротость» природы, воздух сух и чист. Предстают перед глазами эти картины и чувствуются запахи полыни, сжатой ржи, гречихи, о которых упоминает автор.
День чудесен! Герой доволен охотой за тетеревами. Однако чувство спокойствия и гармонии длилось недолго. Наступил вечер, начало смеркаться. Герой сбился с пути, заблудился, им овладело внутреннее беспокойство. С помощью описания природы автору удается показать его смятение. Героя сразу охватила неприятная, неподвижная сырость, отчего сделалось жутко. Уже «носились» летучие мыши, и запоздалые птицы торопились в свои гнезда. По мере того как охотник понимал, что заблудился серьезно и по темноте сегодня из леса уже не выберется, «ночь приближалась и росла, как грозовая туча», отовсюду «лилась темнота». И вот когда надежда добраться до дома окончательно оставила героя, он вышел на Бежин луг, где деревенские ребята сидели у костра. Они пасли табун лошадей. В этой романтической обстановке они рассказывали друг другу разные истории. Охотник присоединился к ним. Постепенно чувство тревоги ушло и сменилось новыми чувствами: спокойствием, умиротворением. Он стал любоваться небом, рекой, потрескивающим племенем костра, наслаждаться особенным, томительным и свежим «запахом русской летней ночи».
С любопытством рассказчик слушал истории ребят. В самые напряженные моменты рассказов природа, будто прислушиваясь к ним, посылала небольшие сюрпризы. Всякий раз в самый страшный момент что-то происходило. После рассказа Кости о встрече плотника Гаврилы с русалкой ребята слышат «протяжный, звенящий, почти стенящий звук», который неожиданно возник из тишины и медленно разнесся в воздухе. История, рассказанная Ильюшей о том, как псарь Ермил повстречал нечистую силу в образе барашка, пугает детей еще больше потому, что вдруг неожиданно собаки поднялись и с судорожным лаем бросились прочь от огня и исчезли во мраке. Рассказ о покойниках и предвидении смерти вводит ребят в задумчивость. Появившийся белый голубок, откуда ни возьмись подлетевший к костру, покружившийся на одном месте и растворившийся в ночной мгле, наводит их на мысль о том, не праведная ли это душа, летящая на небо. «Странный, резкий, болезненный крик цапли», раздавшийся в тишине, служит переходом к разговору о загадочных и страшных звуках: так может душа «жалобиться» или кричать леший. Все эти картины передают тревогу, страх, напряжение ребят, подчеркивают их настроение. «Божьи звездочки», внимание к которым привлекает маленький Ваня, помогает всем детям увидеть красоту ночного неба.
Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом.
Заканчивается рассказ тоже описанием природы. «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило», новый день, необыкновенно красивый, солнечный и яркий, соединенный со звуками колокола и бодрящей свежестью, служит финальным аккордом этого замечательного произведения.
Мастерство И. С. Тургенева помогает читателям почувствовать красоту родной природы, обратить внимание на то, что происходит в ней ежеминутно, ежечасно.
Другие сочинения по этому произведению
Характеристика главных героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» Как объяснить почему рассказ называется «Бежин луг» О чем говорится в рассказе «Бежин луг»Титаев Иван
Цель данной работы: определить художественное своеобразие тургеневского пейзажа, определить роль пейзажа в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг», проследить развитие центрального образа – света в рассказе. Задачи работы: изучить изобразительно-выразительные средства языка; определить роль тропов в создании картин природы; выявить функцию пейзажа в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг»; осмыслить проблему взаимоотношения человека и природы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 105
Автозаводского района г. Нижнего Новгорода
Научное общество учащихся
Художественное своеобразие пейзажа в рассказе
И.С.Тургенева «Бежин луг»
Выполнил: Титаев Иван,
ученик 5 б класса
Научный руководитель:
Матросова И. А.,
учитель русского языка и литературы
Нижний Новгород
2014
Стр. |
|
Введение | |
Глава 1 Понятие «Пейзаж». | |
Глава 2 Художественное своеобразие тургеневского пейзажа в рассказе «Бежин луг» | |
2.1 Картина раннего летнего утра | |
2.2 Картина ясного летнего дня | |
2.3 Картина ночи | |
2.4 Образ света | |
Глава 3 Значение природы в рассказе «Бежин луг» | |
Список используемой литературы |
Введение
«Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей; он сын ее».
И.С. Тургенев
И. С. Тургенев выступает необыкновенным мастером изображения картин русской природы. С громадной художественной силой и глубиной отразил писатель всю неяркую и неброскую красоту родной природы.
«Прекрасное – единственная бессмертная вещь… Прекрасное разлито повсюду», - напишет Тургенев в 1850 году. Благоговение перед тайной жизнью природы распространил писатель и на отношение к человеческой душе. Природа дает человеку чистоту, спокойствие, но она же заставляет его чувствовать себя совершенно беспомощным и слабым пред ее непостижимой силой и таинственностью. Природа в его произведениях являет собой живой и всеобъемлющий образ, это как бы еще один герой в системе персонажей
Цель работы:
Определить художественное своеобразие тургеневского пейзажа, определить роль пейзажа в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг», проследить развитие центрального образа – света в рассказе.
Задачи:
- Изучить изобразительно-выразительные средства языка;
- Определить роль тропов в создании картин природы;
- Выявить функцию пейзажа в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг»;
- Осмыслить проблему взаимоотношения человека и природы.
Методы исследования:
1) анализ текста,
2) поисковый метод,
Объект исследования:
Произведение И.С. Тургенева «Бежин луг».
Предмет исследования:
Изображение пейзажных зарисовок.
Для решения поставленных целей и задач мне необходимо изучить следующую литературу:
1. .Валагин, А. П. И. С. Тургенев «Записки охотника»: Опыт анализирующего чтения/ А. П. Валагин//Литература в школе. – 1992. - №3-4. – С. 28-36.
2. И.С. Тургенев Бежин луг - М.: 2005г..
3. Николина, Н. А. Композиционно стилистическое своеобразие рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»/Н. А. Николина//Рус.яз. в школе. – 1983. - №4. – С. 53-59.
4. Кикина, Е. А. Человек между светом и тьмой: материалы к урокам по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» /Е. А. Кикина// Лит-ра: Приложение к газете «Первое сентября». – 2005. - №21. - С. 3-4.
I. Понятие «Пейзаж»
Пейзаж (от франц. paysage, от pays – страна, местность) – описание, картина природы часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей; при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы. В зависимости от предмета изображение пейзажа бывает сельский, городской, индустриальный, морской, речной, исторический (картины давнего прошлого), фантастический (облик будущего мира), астральный (предполагаемое, мыслимое, небесное), лирический.
Лирический пейзаж чаще встречается в произведениях лирической прозы (лирической повести, рассказе, миниатюре), отличающейся выраженностью чувственно-эмоционального начала и пафосом возвышения жизни. Дан глазами лирического (нередко автобиографического) героя: является выражением состояния его внутреннего мира, прежде всего, чувственно-эмоционального. Лирический герой переживает чувство единения, согласия, гармонии с природой, поэтому в пейзаже рисуется умиротворенная природа, матерински расположенная к человеку; она одухотворена, опоэтизирована. Лирический пейзаж, как правило, создается на соединении созерцания природной картины (непосредственно в данный момент или в образах памяти) и скрытой или явной медитативности (эмоционального раздумья, размышления). Последнее связано с темами родного дома, любви, родины, иногда – бога, пронизано ощущением мировой гармонии, таинства и глубокого смысла жизни. В описаниях много тропов, выражен ритм. Лирические пейзажи особенно развиты в литературе Х1Х-ХХ веков (И.Тургенев, М.Пришвин).
II. Основная часть. Художественное своеобразие пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
1. Картина раннего летнего утра.
Рассказ открывается пейзажем летнего утра. Писатель обращается к описанию неба, зари, солнца, облаков. Использованные для описания природы автором цвета поражают своей утончённостью и разнообразием: приветно-лучезарный, лиловый, блеск кованого серебра, золотисто-серый, бледно-лиловый. Природа царственна и благосклонна… От нее исходит ощущение хрупкости и гармоничности. Человека в пейзаже нет, он не властен управлять этой мощью и красотой, а лишь с восторгом взирает на Божие творение. Все описание утреннего пейзажа замкнуто у писателя на изображении высокого неба. В результате возникает ощущение какой-то возвышенности.
Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.
При этом количество эмоциональных эпитетов превышает количество изобразительных.
Центральные образы раннего утра: утренняя заря «не пылает…, разливается», солнце «мирно всплывает, просияет и погрузится», тучка, облачко - слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые указывают на хрупкость картины. Цель художника- показать кротость раннего утра, его хрупкость. Эмоциональные эпитеты преобладают, потому что образ природы, картина пробуждения природы переданы через восприятие автора-рассказчика. Нежная цветовая гамма доносит до нас мысль самого автора о том, что красота окружающего мира сопряжена с такими понятиями, как тишина, покой, кротость.
2. Картина ясного летнего дня.
Обратимся к описанию картины ясного летнего дня. В этой картине у Тургенева явно преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой, выделим эпитет вместе с существительным и глаголом, которые он определяет.
«… хлынули играющие лучи и весело и величаво… поднимается могучее светило».
При существительных | При глаголах |
«Прекрасный июльский день»; «небо ясно»; «солнце светлое, приветно лучезарное»; «могучее светило» | «весело и величаво поднимается» |
Эпитеты в картине летнего дня | |
Эмоциональные эпитеты | Изобразительные эпитеты |
«прекрасный… день», «небо ясно», «солнце – не огнистое, не раскаленное… не тускло-багровое, … но светлое и приветно лучезарное…», «могучее светило», «Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый…», «облака … неопределенные». | «лиловый…туман», «…появляется множество…облаков, золотисто-серых…», «…лазурны…» (об облаках), «голубоватые полосы», «розовыми клубами», «алое сиянье», «краски светлы, но не ярки», «белыми столбами». |
Основным художественным средством для создания образа летнего дня становятся эпитеты, которые помогают читателю увидеть картину прекрасного, теплого, сверкающего дня, дарующего человеку ощущение спокойствия и чистоты. Глагол совершенного вида отделяет робкое тихое утро, которое по преимуществу описывается при помощи глаголов несовершенного вида «не пылает, разливается, всплывает» от динамического дня: «Хлынули играющие лучи…» Вот оно полное пробуждение природы, торжествует свет, которым буквально пронизано все вокруг.
3.Картина ночи.
Ночной пейзаж у Тургенева также очень эмоционален. Для его создания автор использует олицетворения, метафоры, яркие выразительные и эмоциональные эпитеты, сравнения. Ночью все кажется ожившим.
метафоры | олицетворения | эпитеты | сравнения |
Отовсюду поднимались и даже с вышины лилась темнота»; «с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось» | «На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней, - казалось, одни сползались туда для тайного совещания | «Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо отдавались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул» | «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом» |
Тургенев пользуется эмоциональным, выразительным эпитетом. Эти художественные средства необходимы автору, для того, чтобы передать состояние героя. Через призму его чувств мы видим ночной пейзаж. Эмоциональный эпитет «пугливо нырнула … птица» передает и состояние, в котором находится герой: чувство страха, тревоги и беспокойства. «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота… каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе». Вместе с тем, как растет ночь, растет и тревога охотника. Картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно удостоверился в том, что он заблудился. Сначала его охватывает «неприятное чувство, потом ему становится «как-то жутко», и, наконец, страх перерастает в ужас перед «страшной бездной». Обеспокоенному воображению все представляется в мрачном свете. Такова психологическая подоснова картины ночи в ее первоначальной стадии.
Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел, наконец на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи.
«Темное, чистое небо торжественно и необъятно - высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума…».
Тургеневскую ночь мы видим, слышим, обоняем. Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи, очарованы ею и его герои.
4. Образ света.
Центральный образ в рассказе – образ света. Чтобы это понять, достаточно проследить, сколько слов в описании утра и дня содержат значение (семантику) света. Образ света появляется постепенно, сначала его значение мы находим в словах «ясно, заря, не пылает, светлое», затем свет нарастает: «блеск подобен блеску… серебра, хлынули лучи», и вот уже появляется «светило». Это солнце. Но неслучайно автор называет его светилом. Это уже не просто небесное тело, это уже какое-то языческое божество, которое дарует жизнь всему на Земле. Оно распространяет свет на все вокруг. Оно величественно. На какой-то момент кажется, что это незыблемо. Цвет небосклона весь день одинаков. Ближе к вечеру света становится меньше. Вот появляются тучки, облака, меняется цветовая гамма дня: «черноватые и неопределенные» облака. Слов со значением света становится меньше: «солнце заходящее», « алое сияние над потемневшей землей», и, наконец, «бережно несомая свечка», « вечерняя звезда».
Метафора «бережно несомая свечка» очень точно отражает мысль Тургенева о хрупкости этого мира.
С этого момента свет начинает бороться с мраком. Вот еще свет есть: «небо смутно-ясное», но чем ближе ночь, тем его становится меньше, сначала «лилась темнота», затем «угрюмый мрак», и вот уже «страшная бездна». Казалось, что может быть ужаснее, свет исчез полностью.
Вся эта борьба в природе происходит и в душе героя. Чем меньше становится света, тем сильнее его охватывает паника. Человек и природа едины. Свет и тьма - это вечные соперники и за душу человека. Кажется, что мрак совсем победил, но вдруг охотник видит огонь от костра. Это снова свет. На протяжении всех рассказов мальчиков мотив борьбы мрака и света будет присутствовать. И, наконец, в самом конце рассказа произойдет окончательная победа света: «полились алые потоки… горячего света… всюду алмазами зардели капли росы».
При помощи метафор и олицетворений, эмоциональных, выразительных эпитетов Тургенев доносит до нас мысль о том, что в природе все гармонично, каким бы безнадежным не казался ночной мир, нужно всегда помнить, что свет обязательно победит. В природе все находится в равновесии.
III. Значение природы в рассказе «Бежин луг».
Итак, в рассказе Тургенева «Бежин луг» русская природа показана с большой выразительностью. Пейзаж Тургенева лиричен, он согрет глубоким чувством любви. Природа у Тургенева дана в богатстве ее красок, звуков и запахов, изображение пейзажа насыщено тропами.
Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель больше использует олицетворения, отглагольные метафоры и эмоциональные эпитеты. Это оправдано целью художника – показать сам процесс пробуждения и оживления природы.
В описании картин летнего дня преобладают эпитеты в сочетании с метафорой, что помогает выразить свое впечатление и отметить наиболее яркие признаки природы, богатство красок в один из летних дней.
При изображении же ночи характер и значение изобразительных средств уже иные, так как автор хочет показать не только картины природы, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, следовательно, нет необходимости использовать яркие изобразительные эпитеты. Тургенев для передачи тревожных чувств пользуется целым комплексом языковых средств: эмоциональными эпитетами, сравнениями, метафорами и олицетворениями.
Таким образом, сам отбор изобразительных средств у Тургенева, как мы убедились, внутренне обоснован и играет огромную роль в описании природы.
Для чего, с какой целью Тургенев ввел в свой рассказ обширные описания картин природы? Жизнь крестьянских детей, в отличие от городских, всегда связана с природой, и в рассказе Тургенева природа показана, прежде всего, как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскохозяйственному труду. Было бы фальшиво, да и невозможно, изображая детей в ночном, не показывать природу. Но она дана не только как фон или условие жизни крестьянских детей.
Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего дня – чувство радости жизни. Таким образам, картины природы вызывают те или иные настроения автора.
Рассказ начинается с изображения «прекрасного летнего дня», а заканчивается изображением ясного летнего утра. Пейзаж служит зачином и концовкой произведения.
Итак, функция пейзажа у Тургенева необычайно разнообразна: она служит фоном жизни героев, определяя построение произведения, образуя его зачин и концовку; воздействует на воображение героев; оттеняет душевное состояние героя, раскрывая движение души; несет социальную функцию; пронизывается философскими размышлениями о вечной борьбе добра и зла.
Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, воздействующая и на рассказчика, и на мальчишек. Природа живёт, изменяется, это действующее лицо в рассказе. Она вмешивается в жизнь человека. Когда ребята рассказывают свои истории, слышится всплеск щуки, покатилась звезда; слышится «протяжный, звенящий, почти стенящий звук», появляется белый голубь, который «налетел прямо в это отражение, пугливо повертелся на одном месте, весь обливаясь горячим блеском, и исчез, звеня крылами». И в этом своеобразие восприятия природы И.С.Тургеневым.
Список используемых источников в литературе
1. А.П. Валагин, И.С. Тургенев «Записки охотника»: Опыт анализирующего чтения /А.П. Валагин // Литература в школе. – 1992. - № 3-4. – С. 28-36.
2. И.С. Тургенев Бежин луг - М.: Просвещение, 2005.
3. Н.А. Николина, Композиционно стилистическое своеобразие рассказа
И. С. Тургенева «Бежин луг» / Н. А. Николина // Рус. яз. в школе. – 1983.
- № 4. – С. 53-59.
4. Е.А. Кикина, Человек между светом и тьмой: материалы к урокам по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» / Е. А. Кикина // Лит-ра: Приложение к газете «Первое сентября». – 2005. - № 21. – С. 3-4.
5. С.П. Белокурова, Словарь литературоведческих терминов, - СПб.: Паритет, 2007.
(1 вариант)
Природа помогает писателю глубже проникнуть в изображаемое событие, охарактеризовать героя, точнее определить время и место действия.
В своих произведениях И.С. Тургенев не раз пользуется описаниями природы, которые делают художественный текст выразительнее, красочно богаче. Например, в основе названия одного из рассказов цикла «Записки охотника» – точно указанное место, Бежин луг, на котором разворачиваются основные события произведения. Заблудившись, рассказчик вышел к Бежину лугу, где и познакомился с крестьянскими ребятишками, которые говорили о народных поверьях, приметах, веры людей в добрых и злых духов.
Рассказ «Бежин луг» начинается с описания прекрасного летнего июльского дня. Здесь И.С. Тургенев использует эпитеты: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце – не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман», «цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце… мирно всплывает», «облака… почти не трогаются с места», «краски все смягчены», сравнения: «облака исчезают… как дым», «как бережно несомая свечка… вечерняя звезда», которые передают красоту, разлитую в природе. Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передается и читателю, который становится как бы соучастником событий и чувствует, так же как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние… над потемневшей землей», и «печать какой-то трогательной кротости», и «накопившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи.
Смена пейзажа передает изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. Вместо ярких красок летнего дня появляются темные и черные цвета: «темным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чернея», «синеватая воздушная пустота». Природа отражает состояние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и метафоры создают атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной». Вместе с рассказчиком читатель тоже ощущает страх и волнение.
Таким образом, пейзаж в рассказе «Бежин луг» помогает читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика. И.С. Тургенев – мастер пейзажных зарисовок, поэтому природа у писателя – тот художественный образ, который раскрывает психологическое состоние героев.
(2 вариант)
В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» природа является источником вдохновения, тайны для взрослых и детей, но это не единственная ее роль.
Рассказ начинается с описания июльского дня, с утренней зари и до вечерней звезды проходит этот день перед нами. Тургенев часто говорил, что природа говорит на своем языке, только голоса у нее нет. Автор рассказа дает ей возможность поговорить с нами: разговор ведут пищащие летучие мыши, шорох крыльев ястребков, крики перепелов, звуки шагов, плеск рыбы, шум тростника, какой-то «зверок слабо и жалобно пискнул между корней». На смену реальным звукам дня и ночи приходят звуки таинственные, создающие атмосферу сказочности: «Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке».
Каждый фрагмент пейзажа – художественное полотно: облака подобны островам, разбросанным по реке, которая обтекает их прозрачными рукавами ровной синевы.
Наверное, у горизонта река земная и река небесная сходятся.
Природа в произведении не только фон, но и герой, сопереживающий, отражающий чувства других героев рассказа. Охотник заблудился, занервничал – и его охватила неприятная сырость, дороги не стало, кусты «какие-то некошеные», мрак «угрюмый», камни как будто сползлись в лощину «для тайного совещания». Но вот он нашел ночлег и успокоился около костра, теперь «картина была чудесная». Природа оживает в рассказах ребят, они населяют ее живыми существами: на фабрике живет домовой, в лесу – леший и русалка, в реке – водяной. Непонятное они объясняют понятным через сравнения (русалка беленькая, «как пескарь», голос у нее жалобный, «как у жабы») и через простые толкования сложных вещей (Гаврила заснул, Ермил был пьяный), хотя простое не вызывает у них интереса. Природа как бы сама участвует в диалоге с ребятами. Поговорили про русалок – кто-то захохотал, заговорили про барашков и покойников – собаки залаяли. Камни, реки, деревья, животные – все вокруг живое для ребят, все вызывает страх и восхищение. Не все суеверны, но даже реалист Павел слышит голос утонувшего Васи и верит в водяного.
Вместе с охотником и ребятами из рассказа «Бежин луг» мы видим, слышим, разговариваем с природой, понимаем, как и почему когда-то предки «населили» природу духами.
(1 вариант)
Природа помогает писателю глубже проникнуть в изображаемое событие, охарактеризовать героя, точнее определить время и место действия.
В своих произведениях И.С. Тургенев не раз пользуется описаниями природы, которые делают художественный текст выразительнее, красочно богаче. Например, в основе названия одного из рассказов цикла «Записки охотника» – точно указанное место, Бежин луг, на котором разворачиваются основные события произведения. Заблудившись, рассказчик вышел к Бежину лугу, где и познакомился с крестьянскими ребятишками, которые говорили о народных поверьях, приметах, веры людей в добрых и злых духов.
Рассказ «Бежин луг» начинается с описания прекрасного летнего июльского дня. Здесь И.С. Тургенев использует эпитеты: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце – не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман», «цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце… мирно всплывает», «облака… почти не трогаются с места», «краски все смягчены», сравнения: «облака исчезают… как дым», «как бережно несомая свечка… вечерняя звезда», которые передают красоту, разлитую в природе. Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передается и читателю, который становится как бы соучастником событий и чувствует, так же как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние… над потемневшей землей», и «печать какой-то трогательной кротости», и «накопившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи.
Смена пейзажа передает изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. Вместо ярких красок летнего дня появляются темные и черные цвета: «темным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чернея», «синеватая воздушная пустота». Природа отражает состояние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и метафоры создают атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной». Вместе с рассказчиком читатель тоже ощущает страх и волнение.
Таким образом, пейзаж в рассказе «Бежин луг» помогает читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика. И.С. Тургенев – мастер пейзажных зарисовок, поэтому природа у писателя – тот художественный образ, который раскрывает психологическое состоние героев.
(2 вариант)
В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» природа является источником вдохновения, тайны для взрослых и детей, но это не единственная ее роль.
Рассказ начинается с описания июльского дня, с утренней зари и до вечерней звезды проходит этот день перед нами. Тургенев часто говорил, что природа говорит на своем языке, только голоса у нее нет. Автор рассказа дает ей возможность поговорить с нами: разговор ведут пищащие летучие мыши, шорох крыльев ястребков, крики перепелов, звуки шагов, плеск рыбы, шум тростника, какой-то «зверок слабо и жалобно пискнул между корней». На смену реальным звукам дня и ночи приходят звуки таинственные, создающие атмосферу сказочности: «Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке».
Каждый фрагмент пейзажа – художественное полотно: облака подобны островам, разбросанным по реке, которая обтекает их прозрачными рукавами ровной синевы.
Наверное, у горизонта река земная и река небесная сходятся.
Природа в произведении не только фон, но и герой, сопереживающий, отражающий чувства других героев рассказа. Охотник заблудился, занервничал – и его охватила неприятная сырость, дороги не стало, кусты «какие-то некошеные», мрак «угрюмый», камни как будто сползлись в лощину «для тайного совещания». Но вот он нашел ночлег и успокоился около костра, теперь «картина была чудесная». Природа оживает в рассказах ребят, они населяют ее живыми существами: на фабрике живет домовой, в лесу – леший и русалка, в реке – водяной. Непонятное они объясняют понятным через сравнения (русалка беленькая, «как пескарь», голос у нее жалобный, «как у жабы») и через простые толкования сложных вещей (Гаврила заснул, Ермил был пьяный), хотя простое не вызывает у них интереса. Природа как бы сама участвует в диалоге с ребятами. Поговорили про русалок – кто-то захохотал, заговорили про барашков и покойников – собаки залаяли. Камни, реки, деревья, животные – все вокруг живое для ребят, все вызывает страх и восхищение. Не все суеверны, но даже реалист Павел слышит голос утонувшего Васи и верит в водяного.
Вместе с охотником и ребятами из рассказа «Бежин луг» мы видим, слышим, разговариваем с природой, понимаем, как и почему когда-то предки «населили» природу духами.
- Новое!
Мы видим в рассказе, как ночью знакомые места становились таинственными, непонятными: теперь кругом было смутно, угрюмо, глухо. Так воспринимал охотник природу. Сама последовательность описаний утра, дня, вечера, ночи в какой-то мере подготавливает понимание...
- Новое!
Как объяснить, почему рассказ называется «Бежин луг»? Какие еще произведения, названные по месту происходящих в них событий, вы читали? Рассказ называется «Бежин луг» по месту, где происходили его события. Бежин луг находится в тринадцати километрах...
- Новое!
Место и значение пейзажа в рассказе. (Описанию природы в рассказе Тургенева отводится много места; природа здесь - одно из действующих лиц, и это отмечено названием рассказа. «Бежин луг» начинается и заканчивается описанием природы, и центральная его...
- Новое!
Человеческий мир у Тургенева своих проявлениях, и во всех своих проявлениях он продолжается в природе, природою осеняемся. Поэтому книга в основе своей глубоко оптимистична. Тургенев добивается гармонического звучания пейзажного мотива! как в масштабе...