Меню

Простые сани из дерева. Самодельные санки для рыбалки зимой

Стены

Сани для снегохода - это обязательный атрибут комфортных зимних путешествий на дальние расстояния. Погрузив в них всю необходимую поклажу, можно отправляться на охоту или на рыбалку либо в любую другую поездку.

Сани - это отличное дополнение для кофра, в который может положить все самое необходимое, но нельзя упаковать крупногабаритные тяжелые грузы. Благодаря их использованию возможности владельца снегохода значительно расширяются.

Если и вы хотите стать счастливым обладателем такой конструкции, покупать их совсем необязательно - ее можно довольно легко сделать своими руками.

Снегоходные санки – виды конструкций и принцип их работы

Есть несколько основных видов саней для снегохода, и каждый из них имеет преимущества и недостатки . Сани по своей конструкции весьма универсальны. Они легко крепятся ко всем видам снегоходов. Например к снегоходу , и .

Для того, чтобы выбрать подходящий вам тип, нужно учесть несколько факторов:

  • трассы и маршруты, по которым вам нужно перемещаться, особенности снежного покрова и рельефа местности;
  • вид перевозимых грузов;
  • стиль езды.

Подробнее о санях для снегохода смотрите на видео:

Волокуши – описание и размеры пластиковых снегоходных саней

Сани-волокуши - самый простой вариант.

Они обладают несколькими достоинствами:

  • компактность и низкий вес;
  • простота и скорость погрузки и выгрузки поклажи;
  • корпус волокуш не обмерзает.

Однако волокуши имеют серьезный недостаток - из-за особенностей конструкции их передняя часть часто повреждается. Стоит этот тип саней недорого, и делать его своими руками нецелесообразно.

Пассажирские сани можно встретить нечасто . Обычно они представляют собой корпус, изготовленный из пластика или фанеры, установленный на полозья.

Для большего удобства пассажиров конструкция пассажирских саней может быть подрессорена, а в кабине могут быть устроены освещение и обогрев.

В продаже их найти нелегко, однако такие конструкции иногда изготавливают рыболовы-зимники и другие любители отдыха на природе в холодное время года.

В пассажирских санях можно перевозить одного или даже нескольких пассажиров, поэтому, имея всего один снегоход, обладатель этой конструкции может вывезти на заснеженную природу большую компанию.

Основные недостатки - большие габариты и вес конструкции. Из-за этого пассажирские сани можно прицеплять только к мощным многосильным снегоходам.

Грузовые сани - это самый универсальный и практичный вариант. Они устроены сложнее, чем волокуши, но в то же время намного проще пассажирских. Эти сани отличаются большой грузоподъемностью при малых габаритах.

Благодаря относительно небольшой площади контакта с поверхностью грузовые сани обладают более плавным ходом, чем волокуши - такие конструкции легко скользят на своих полозьях, легко преодолевая препятствия.

Поклажа в них защищена намного лучше. Ниже приведены фото самодельных саней для снегохода.

Благодаря тому, что их лыжи расположены на большом расстоянии друг от друга, грузовые сани также могут похвастать гораздо большей устойчивостью, чем волокуши.

Каждой весной владельцы участков занимаются посевом различных культур. вы можете ознакомиться с сеялкой точного высева.

Культиваторы стали очень популярны среди дачников. Перейдя по ссылке вы узнаете, .

Для перемалывания зерна используется специальное устройство – зернодробилка. С это можно сделать быстро и качественно.

Стандартные грузовые сани состоят из трех основных элементов:

  • каркаса;
  • полозьев ;
  • настила.

Каркас - это основа всей конструкции. К нижней части каркаса с помощью стоек крепятся полозья. Сверху располагается настил, на котором и будут размещаться грузы.

Для большего удобства и функциональности каркас грузовой тележки нужно оборудовать перилами и разместить на нем крытую конструкцию.

В таком боксе грузы будут надежно защищены от снега и ветра.

Необходимые материалы

Из чего сделать лыжи для саней снегохода? Рассмотрим сооружение простого варианта саней для снегохода из металлической трубы. Для того, чтобы сделать такую конструкцию, понадобятся:

  • профилированная металлическая труба 20×20, толщина стенок - 2-3 мм;
  • круглые пластиковые трубы для изготовления лыж;
  • лист металла;
  • фанерные листы толщиной 10-15 и более миллиметров.

Сани с металлическим каркасом гораздо надежнее и долговечнее, чем конструкции, изготовленные из пластиковых труб.

Их недостатком является больший вес, однако служить они будет долго и безотказно. Единственное, что может понадобиться при эксплуатации такой конструкции - периодическая замена пластиковых лыж, которые будут изнашиваться со временем или могут быть повреждены при ударах о камни и корни.

Изготовление самодельных саней для снегохода своими руками

  • Сварите из четырех труб прямоугольный металлический каркас.
  • Если вы хотите обеспечить конструкцию высокую прочность и сделать возможной перевозку тяжелых грузов, сделайте несколько дополнительных поперечин.
  • Приварите к каркасу вертикальные стойки, количество их зависит от длины саней, оптимальный вариант - от 2 до 5 стоек с каждой стороны. Чем больше их будет, тем более надежной получится конструкция.

  • Сделайте из труб лыжи . Лучше, если они будут плоскими - в этом случае сани будет гораздо меньше проваливаться под снег. Чтобы выпрямить трубы, нужно использовать строительный фен.
  • Если такого инструмента под рукой нет, для выравнивания трубы можно нагреть и над открытым огнем, но делать это надо с осторожностью. После нагревания трубу нужно положить под доску, сверху разместить груз и оставить до остывания. После этого необходимо сделать спереди каждой трубы загиб вверх.
  • Закрепите полозья на каркасе. Для того, чтобы сани проходили по снегу как можно более легко, верхняя часть каждой лыжи должна доходить прямо до уровня каркаса и быть прикреплена к передней его части.
  • В передней части каркаса также закрепите дышло. Для того, чтобы сделать это, усильте место крепления металлическим листом и врежьте в него втулку.
  • После этого на каркасе нужно закрепить на каркасе фанерный настил - и сани готовы к использованию.

Итоги

Так как самодельные сани для снегохода своими руками будут использоваться зимой, необходимо тщательно подходить к выбору материалов и комплектующих, которые должны хорошо переносить самые низкие температуры.

Кроме того, необходимо учесть, что конструкция будет довольно часто подвергаться ударам, следовательно, они должны быть еще и очень прочными.

Если выбирать материалы и комплектующие недостаточно внимательно, сани могут просто развалиться прямо на ходу через несколько месяцев эксплуатации, а то и раньше.

Если вы решите сделать не грузовые, а пассажирские сани, к вопросу необходимо подойти очень тщательно. Безопасность при этом должна стоять на первом месте - это касается как выбора материалов, так и той тщательности, с которой надо соединять все детали.

Скорости при перемещении на снегоходе могут быть большими, а встречи с препятствиями обычно происходят неожиданно, поэтому надо продумать все важные моменты, чтобы конструкция ваших пассажирских саней была как можно более надежной.

Наличие саней дает множество дополнительных возможностей, при этом сделать такую конструкцию своими руками не так сложно. Ее сооружение не потребует больших затрат и не займет много времени.

При этом важно учитывать, что не бывает универсальных саней на все случаи жизни - а это значит, что в идеале стоит иметь комплект из нескольких разных конструкций, которых будет достаточно для любых ситуаций.

Если вы делаете их своими руками, тщательно подходите к выбору материалов и к самому процессу работы. В этом случае сани, которые вы сделаете, будут надежным и долговечными и прослужат вам долгие годы.

Тренд этой зимы – возвращение к истокам. Поэтому Progorodsamara предлагает забыть про лень и китайский пластик и взяться за дело. Мастерим резные деревянные санки!

В детстве, том самом детстве , когда еще не было модных гаджетов и смартфонов, молодежь во дворах и парках каталась со снежной горки. Для этого использовали любые подручные средства - ледянки, куски картона или даже рваный пакет.

Это занятие для русского человека является традиционным развлечением зимой. Что может быть веселее, чем всей компанией забраться на санки и, вцепившись друг в друга, нестись по склону. Мы решили вернуться к истокам и смастерить собственные санки для зимних забав вместе со столяром Сергеем Пимахиным.

Для того, чтобы сделать санки нам потребуется несколько шагов и много терпения, а также шаблоны, сосновые бруски, доски, клей, евровинты, дрель и лобзик. Все это можно купить в магазине.

Первый шаг - изготовить шаблон и обвести контуры на дереве карандашом

Шаблон - это форма будущих санок со всеми завитками и отверстиями. Когда мы перерисовали шаблон на дерево, можно приступать к созданию прорезных элементов. Сверлильным станком в границах будущих пустот между завитками высверливаем круглые отверстия. Для этого используется сверло Форстнера. У кого нет станка, тот может это сделать дрелью.

Второй шаг - вырезаем контуры

Затем потребуется лобзик с пилкой Т244D. Пилка предназначена специально для искривленных поверхностей. Ей прорезается контур, отмеченный карандашом. Для того, чтобы отпилить без сколов нужно пилить по волокнам с двух концов на встречу. Таким образом, волокна дерева не будут задираться.

Третий шаг - склеивание деталей

Для удобства пользования санками нужна специальная деревянная накладка. Она приклеивается к двум сторонам санок вверху. Нужно использовать водостойкий клей D3. Склеенные детали соединяются зажимами и в таком виде сохнут 15-20 минут.

Четвертый шаг - полозья для придания санкам скольжения

Полозья вырезаются из двух длинных брусков, также приклеиваются к основанию будущих санок. Потом их можно отшлифовать для придания более гладкой формы.

Пятый шаг - изготовление перемычки для устойчивости

В наших санках будут две деревянные перемычки с закруглениями. Карандашом рисуем их контур и вырезаем.

Закрепить их нужно будет евровинтами. Для этого намечаем точки для будущих отверстий так, чтобы евровинт прошел сквозь дерево и попал в перемычку. Всего делаем 8 отверстий по 4 с каждой стороны.

Просверливаем глубокие отверстия, в которые вкручиваем евровинты

Шестой шаг - прикрепить сидение

Мы решили, что для этого можно использовать доску, которая закроет не всю поверхность санок, чтобы за них было удобно держаться. Доску можно посадить на клей, но лучше на саморезы, чтобы он была более стойкой к падениям и ударам.

Теперь наши резные санки готовы! Их можно смело брать и идти кататься. За мастер-класс благодарим Сергея Пимахина. Его работы вы можете оценить на сайте www.резной-наличник.рф.

Кстати, не так давно мы беседовали с Сергеем Пимахиным о резьбе на деревянных домах в старой Самаре. Увлекательное


Как только выпал первый снег, выяснилось, что в доме нет такого нужного грузового зимнего транспортного средства, как салазки. Детские санки уже давно «отправились» на заслуженный отдых в кучу металлолома, да и слабоваты они были бы для перевозки тяжестей.

Пришлось взяться за изготовление новых санок, так сказать, хозяйственных - более крепких и приспособленных для транспортировки грузов (рис.1).

В дальнем уголке двора под навесом в складе металлолома отыскал предусмотрительно припасённые на всякий случай дужки от спинок стальных кроватей и какие-то более тонкие трубы.

По ходу изготовления этих санок в голове роился целый набор конструкций подобного назначения, причём уже не универсальных, а специализированных. Но о них - позже.

При конструировании санок предусматривал такие решения.

Во-первых, чтобы при довольно небольших размерах самих санок на них можно было перевозить не только массивные, но и габаритные грузы. Для этого их платформа должна быть выполнена в одной плоскости с передней перемычкой - траверсой. Правда, по ходу работы я решил траверсу установить всё же немного выше платформы, чтобы она служила передним упором для грузового короба. А при необходимости опустить перемычку до уровня платформы большого труда не составит.

Во-вторых, платформа должна находиться довольно высоко, чтобы на санках перевозить и свешивающиеся грузы. В-третьих, платформу нежелательно делать сплошной, а лучше выполнить её решётчатой, чтобы легче и надёжнее крепить на ней грузы, пропуская верёвку не только по краям, но и посередине. Для перевозки же сыпучих грузов (снега, песка) всё равно придётся использовать короб или ящик.

И последнее. Задние концы полозьев желательно тоже немного загнуть - тогда при необходимости можно будет легко сдавать санки назад.

Вот, пожалуй, и все «маленькие хитрости», которые я постарался предусмотреть при изготовлении грузовых санок. Сам же процесс их изготовления, как говорится, - дело техники. Сначала заготовил отдельные детали: полозья из трубы диаметром 30 мм - от металлических кроватей, стойки-порталы - из 20-мм трубы. Важно, чтобы стойки были как можно более одинаковыми между собой, а полозья - зеркально отображёнными. Трубки стоек-порталов загибал в тисках, а потому в местах загибов они немного сплющились и ослабли. Эти места для надёжности пришлось усилить подкосами тоже из трубы, но диаметром поменьше - 14 мм. Хотя как вариант, изображённый на чертеже, это можно сделать и косынками.

Что касается процесса сборки-сварки, то сначала детали лишь слегка прихватил, а после тщательной рихтовки по выставлению параллельности полозьев проварил стыки окончательно и надёжно.

Задние торцы трубок полозьев заделал приваренными заглушками, а передние - концами пластинчатой поперечины-траверсы. Сварочные швы обточил на наждаке и доработал напильником. В траверсе, близ концов полозьев просверлил отверстия (притупив сверлом потолще их кромки) под вожжи. Платформу изготовил из трёх продольно расположенных деревянных планок сечением 100x20 мм. Планки - сосновые, хотя лучше бы их выполнить из не смолистой древесины. Со стойками скрепил их шурупами-саморезами, через предварительно просверлённые одновременно в обеих деталях соответствующие отверстия.

Красил только стальные детали обычным порядком: сначала чистил от ржавчины с помощью металлической щётки и наждачной бумаги; затем обезжирил уайт-спиритом; а в завершение загрунтовал и покрасил эмалью НЦ в два слоя с промежуточной сушкой.

Надо отметить, что санки получились неплохие (рис.1), хотя сделал их, можно сказать, на скорую руку.

Ну, а пока делал эти санки, понял, что для перевозки ёмкостей с водой и другими жидкостями они малопригодны, и для этого нужна уже другая конструкция. Однако работу отложил до следующих выходных дней, чтобы без суматохи, в собственное удовольствие, предаться работе с ржавым металлом. К тому времени продумал очередную конструкцию водовозных санок и, обмерив 40-литровую алюминиевую флягу, предполагаемую для использования в качестве тарной ёмкости, даже набросал их эскиз (рис.2).

В ближайший выходной опять с энтузиазмом взялся за дело и уже к обеду закончил изготовление (кроме покраски) ещё одних салазок - водовозных. Размером они поменьше хозяйственных, и по конструкции попроще. У них нет стоек - их заменили ограничители из более тонкой трубы - диаметром 14 мм. В принципе, им даже не нужна и площадка. Полозья у этих санок, выполненные из стальной трубы наружным диаметром 30 мм, плавно переходят в вваренную между ними траверсу из такой же трубы, все три детали смотрятся как единый элемент.

Руку, как говорят, уже набил, а потому и дело спорилось. Но тут пришли родственники. Они не только положительно оценили мои изделия, но и попросили сделать им подобные.


Не откладывая дела в долгий ящик, принялся за изготовление cледующих санок. По желанию заказчиков они представляли собой симбиоз предыдущих: размерами и конструкцией полозьев - как у водовозных, а стойки с грузовой площадкой - как у хозяйственных. Здесь отмечу, что буквально за день до этого приобрёл приспособление для вытяжных заклёпок. Вот на этих санках его и испытал, прикрепив платформу из 10-мм фанеры к стойкам такими заклёпками.


На изготовленных санках (рис.3 на фото) вечером гости и увезли в свою квартиру мешок с картошкой и овощами, хранившимися в нашем погребе. Вот только краска на санках ещё не успела как следует высохнуть.

И всё же, как ни хороши все предыдущие санки, однако пригодны они только для «снежноукатанных» или «ледовых» дорог. Для снежной целины нужны другие салазки. У нас их называют попросту - волокушей, а вот североамериканские индейцы нарекли их более звучно - тобогган, и это название закрепилось за ними как международное. Волокуша имеет другую конструкцию. Во-первых, у неё нет полозьев, а потому она больше похожа на корыто. В таком исполнении волокуша трудноуправляемая и её «заносит» на каждом повороте, особенно на скорости, когда она, например, прицеплена к снегоходу. Поэтому мои внедорожные салазки представляют собой тоже симбиоз, только теперь санок и волокуши (рис.4). Полозья волокуши, как и у санок, изготовил из трубы наружным диаметром 30 мм, а грузовую платформу-корыто - из стального листа толщиной 1 мм. По бокам корыто имеет борта, а впереди и сзади - траверсы с отверстиями для пропуска верёвок, крепящих груз. Траверсы можно выполнить и как отбортовки днища, например, сложив его края вдвое или даже втрое. Полозья загнуты с обеих концов, то есть конструкция выполнена по принципу «тяни-толкай». Вожжи закрепляются в отверстиях в загнутых концах полозьев, а потом торцы заглушаются деревянными пробками, чтобы в трубы не попадал снег.

Такую волокушу я сделал в подарок своему приятелю-охотнику как прицеп к снегоходу. Сразу не сфотографировал, а теперь уже нет такой возможности.

Конечно же, современные спортивные магазины предлагают огромное количество разных приспособлений для зимнего активного отдыха, но сделать санки своими руками всегда интереснее, особенно, если учесть, что эти сани будут очень маневренными и безопасными. Кроме того, детям наверняка понравится факт, что санки такой же конструкции - тобоган, широко использовали индейцы Северной Америки.

Идея сделать санки, которые будут иметь ручное управление - т.е. руль и тормоз, была опубликована в старом советском журнале, посвященном различным самоделкам. Бесполозная конструкция санок позволяла кататься даже по рыхлому снегу, что не могло не вызвать бурный восторг у детворы.

Сегодня мы предлагаем вспомнить те времена и сделать санки своими руками по тем же старым чертежам и схемам, что и когда-то. Для работы нам понадобятся следующие материалы:

  • березовые доски или столярные (мебельные) плиты толщиной 20-22 мм;
  • лист кровельного железа или дюралюминия;
  • полосовая сталь (для полозьев);
  • стальная трубка диаметром 14-16 мм (ручка управления);
  • две карточные и две "амбарные" петли;
  • три поперечных бруска сечением 25 х 50 мм;
  • кусок фанеры толщиной 6-8 мм (сиденье).

Все детали сиденья, спинки и боковин выпиливают согласно чертежу - они достаточно просты в изготовлении и имеют несложную геометрическую форму. Механизм поворота собирают из петель, амортизаторов и тяги: один конец большой "амбарной" петли обрезают, другой сгибают таким образом, как это показано на рисунке ниже.

Затем петли попарно соединяют болтами 5 мм диаметром собой так, чтобы оси этих петель были расположены ровно под углом в 90 градусов. Помимо этого, петли соединены поперечной тягой, которую делают из стальной (или дюралевой) трубки диаметром 12-16 мм. Такое соединение позволяет полозьям поворачиваться как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях, т.е. работать одновременно и рулем, и тормозной системой. Чтобы полозки могли возвращаться в исходное нейтральное положение, рекомендуется сделать к ним резиновые или пружинные амортизаторы.

Хоть санки и позиционируются, как бесполозные, после многочисленных испытаний было решено все же добавить к конструкции дна небольшие полозья из полосового железа толщиной 1,5 - 2 мм. Из такого же железа делают и полозья механизма управления.

Санки собирают на болтах и шурупах: поворотный механизм и ручка крепятся на 5 мм болтах с шайбами; остальные детали фиксируются шурупами. Особое внимание рекомендуется уделить креплению спинки, на которую приходится основные нагрузки при катании с горок - лучше всего спинку дополнительно зафиксировать металлическими уголками. Деревянные части самодельных санок отшлифовывают и окрашивают.

В былые времена в любое время года, там, где не было дорог, и почва была слишком влажной и мягкой, где не могла проехать даже телега, применялись вездеходные сани. Простейший вид саней именовался волокушами. Они представляли собой две жерди, которые одним концом крепились по бокам к лошади, а другим волочились по земле. Между собой концы соединялись перекладиной, а уже на перекладину крепился груз. Когда форму волокущихся концов улучшили, получились сани.

Виды саней

Сани делятся на два вида:

  • с высокими полозьями;
  • с низкими полозьями.

Сани с высокими полозьями использовались в местности с рыхлым снегом и ухабистой дорогой. На северном полюсе сани такого типа, называются «нарты». Полозья поставлены высоко, чтобы снег не загребался самими санями. В Северной Америке используются «тобогганы». Это сани с высокими полозьями, загнутые вверх. Дно у таких саней сплошное. В Западной Европе сани использовались только для спорта. Поэтому формы у саней вычурные и необыкновенные, а так как снег в тех краях рыхлый и быстро тает, то полозья поставлены высоко.

На низких полозьях сани намного устойчивей, однако, предназначены они для дороги с укатанным снегом. К таким саням относятся Русские сани. В XVIII веке в России на колёсный экипаж в зимний период был установлен запрет, чтоб не портилась укатанная дорога. Поэтому владельцы карет снимали колёса и на место каждого устанавливали полоз, ставя, таким образом, экипаж на полозья. Сани с кузовом в форме кареты, называли «возок». На таком зимнем возке разъезжала в своё время императрица Елизавета Петровна.

Русские сани также распределяются по размерам, назначению и конструкции:

  • дровни;
  • подсанки;
  • розвальни;
  • городские;
  • ковровые;
  • чухонские.

Дровни – это рабочие сани без спинки и отводов. Предназначены для транспортировки брёвен и дров.

Подсанки – это прочные сани средних размеров. Обычно сзади подсанок прикреплялись дровни. Таким образом, перевозили длинные грузы в виде сруба.

Розвальни – это лёгкие сани с низкой спинкой или вовсе без неё, и верёвочным плетением между отводами и настилом. Предназначены для рабочих целей и перевозки тяжёлых грузов.

Городские сани – это лёгкие выездные сани с небольшим кузовом для одного – двух пассажиров. Полозья тонкие и короткие, но из-за того, что поставлены они довольно широко, сани оставались устойчивыми при манёврах

Ковровые сани – это большие выездные сани с дополнительным пассажирским сидением сзади козел. Изнутри оббивались коврами, рассчитанные для катания большого количества людей.

Чухонские сани – это широкие утеплённые сани для выездов. Лубяной кузов утепляли изнутри ватой, а поверх затягивали толстой тканью. Запрягались от одной до тройки лошадей.

В настоящее время сани считаются экзотическим видом транспорта и в пределах города их увидеть практически невозможно. Однако в сельской местности, где чистка заснеженных дорог производится, не так щепетильно, сани можно встретить у каждого второго. Ведь те же розвальни очень удобны для перевозки дров, сена или мешков с зёрнами. Выездные сани – это уже показатель уровня мастерства или же состоятельности. Помимо конных вошли в широкое потребление сани, предназначенные для снегоходов.

Материал для саней

Из чего же делают конные сани? К сожалению, чётких ограничений и ГОСТов при конструировании саней нет. Мастера в основном производят замеры с уже готовых экспонатов или применяют знания, переданные по наследству. Также, существуют каретные мастерские, где сани изготавливаются опытным персоналом, с использованием различных дерево и метало обрабатывающих станков.

При изготовлении саней важна лёгкость материала, чтобы лошадь во время перевозки не подвергалась сильным нагрузкам. А так как конструкция сама по себе довольно габаритная, то к выбору материала нужно подходить с большой ответственностью.

В старину сани изготавливали из чистого дерева без использования гвоздей, поскольку металл был очень дорогим. Со временем сани начали укрепляться металлическими листами, болтами и сваркой. В настоящее время используются даже пластмассовые трубы. И так, какой же именно материал используется в современном изготовлении саней:

  • древесина (дуб, ясень, берёза, вяз, черёмуха, липа);
  • сталь (нержавеющая, углеродистая);
  • пластмасс.

Строение саней

Сани – это, прежде всего конструкция, которая состоит из деталей, поэтому сперва нужно разобраться в её строении. Для примера возьмём розвальни. Почему именно их? Потому что, розвальни – это нечто среднее между дровнями и выездными санями. При желании, достаточно лишь незначительной модернизации, чтоб получить одно или другое.

Рассмотрим строение деревянных розвальней, которые изготавливались Голицынским обозостроительным заводом.

Рис.1 Сани – розвальни. Общий вид.

а) вид сбоку;

б) вид сверху.

  • полоз;
  • подрез;
  • кованая скоба;
  • копыл;
  • болт для крепления полоза;
  • планка;
  • рама;
  • боковой отвод;
  • настил;
  • щиток;
  • передний брусок;
  • стальной пруток;
  • скалка;
  • поперечина боковых отводов;
  • верёвка;
  • поперечные доски щитка.

Основной частью любых саней являются полозья (1). Как видно на рис.1, длина полозьев в уже загнутом состоянии составляет 2250 мм, а высота загнутой части не превышает 800 мм. Сечение бруса, из которого выгнуты полозья в пределах 80 мм, расстояние между их средними точками 570 мм – это ширина колеи. От подреза (2) до крайней точки дуги полозьев расстояние должно быть не более 600 мм, а от места крепления полозьев к переднему бруску (11) до крайней точки дуги – 420 мм.

Длина рамы (7) составляет 2100 мм, а настил (9), который крепится к раме, должен быть в пределах 1500х700 мм. Расстояние между крайними точками отводов (8) не должно превышать 1300 мм.

Рис.2. Сани — розвальни. Рама и крепление

а) конструкция рамы;

б) крепление рамы;

в) кованая скоба для оглобли.

  • поперечный брусок;
  • продольный брусок;
  • полоз;
  • крепёжная скоба;
  • копыл;
  • стальная планка.

Рама к полозьям крепится с помощью копыл сечением 30х15 мм (5), крепёжных скоб сечением 50х3 мм (4) и стальных планок сечением 50х3 мм (6). Расстояние между полозьями и рамой варьируется от 100 до 300 мм. В раме заранее должны быть сделаны отверстия для копыл.

Рама усиливает конструкцию и становится жёсткой благодаря равномерному креплению поперечных брусков (1) к продольному брусу (2). В этом моменте главное соблюдать строгие параллели, чтобы в дальнейшем сани не уводило в сторону и не опрокинуло.

Чтобы защитить человека от снега, которые летит из-под копыт лошади, устанавливается щиток (10), нижним концом который крепится к полозьям, а верхний к переднему бруску (11) – это место жёсткого крепления загнутых концов полозьев. Впереди этого бруска прикреплена скалка (13), на которой держатся передние концы боковых отводов. Чтобы детали 10, 11 и 13 в месте соприкосновения хорошо держались, их укрепляют стальными прутками (12) и протягивают через верхнюю конструкцию к раме, где и закрепляют в самих полозьях. В боковых отводах, как и в настиле, необходимо заранее сделать отверстия для вплетения веревки (15).

К каждому полозу также прикрепляется стальная скоба (рис.1а – 3, рис.2в), которая предназначена для крепления оглоблей.

Сани своими руками

Прежде чем приступать к изготовлению саней, необходимо решить для себя какие именно сани это будут. Поскольку структуру саней в целом мы уже рассмотрели, а объектом рассмотрения выступали розвальни, то самое время практическую часть сконцентрировать на выездных санях.

И так, первое что нам необходимо, это размеры. Выездные сани славятся своей устойчивостью за счёт ширины колеи, однако, следует учитывать дороги, по которым эти сани будут разъезжать. Самое практическое решение этого вопроса заключается в замере самого узкого места на предполагаемом маршруте. Но если таковое не имеется, тогда можно воспользоваться общими размерами.

Ширина между полозьями – до 900 мм.

Длина полозьев в загнутом виде – от1700 мм.

Ширина кузова – до 1200 мм.

Высота саней от земли до днища кузова – до 300 мм.

Длина оглоблей зависит от размера лошади – около 1200 мм.

Самая трудоёмкая и основная часть при изготовлении саней, это полозья. Они должны быть достаточно прочные и в то же время лёгкие. Изготавливаются они из древесных длинных брусков, стальных или пластиковых труб, а чтобы при езде контакт со снегом был больше, к трубам привариваются тонкие металлические полоски.

Металлические полозья для саней

Для изготовления полозьев из металла используют нержавеющую или углеродистую сталь. Выбор стали зависит от самого мастера, и от того, какими ресурсами он располагает, на качество езды выбранный материал не повлияет. Минусом металлических полозьев является неустойчивость к сильным морозам, при сильной нагрузке в минусовую температуру полозья могут дать трещину.

Идеально, если полозья будут выкованы из сплошных стальных листов, однако не у всех желающих есть доступ к кузнечным мастерским. Поэтому, более популярные в использовании стальные трубы, диаметром 25-50 мм.

Длина труб должна быть на 1-1,5 метра больше задуманной длины саней, потому как полозья придётся сгибать с обеих сторон. Спереди – для плавности хода, сзади – для возможности сдать назад.

Сгибание труб можно произвести двумя способами:

  • с помощью трубогиба;
  • с помощью нагрева.

Трубогиб облегчает процесс сгибания труб. Выгнутые полозья можно соединить между собой дополнительными трубами, согнутыми буквой «П». Если приварить их к полозьям на расстоянии 200 мм друг от друга, то конструкция станет намного прочнее и жёстче. А П-образный каркас будет выполнять функцию копылов, на которые приваривается настил.

Если в хозяйстве трубогиба нет, сгибать трубы придётся вручную. Для этого необходимо в трубу засыпать песок, желательно сухой и чистый, нагревом довести металл до температуры, позволяющей без особых усилий произвести деформацию. Загибание нужно производить медленно и осторожно, чтобы не допустить излома металла. Также, необходимо строго контролировать диаметр изгиба, чтоб полозья максимально были идентичны. Роль копылов в данном случае будут выполнять металлические стойки из труб диаметром 25 мм, которые крепятся к готовым полозьям с помощью сварки.

В случае если сани нужны для рабочих целей, то сильно высоко полозья загибать не нужно. Так, например, на рис.3 виден упрощённый вариант каркаса саней.

Рис. 3. Чертёж полозьев.

  • полозья из труб;
  • П-образные трубы;
  • Металлический настил.

Для усиления металлического каркаса также используются металлические уголки, профили и швеллеры. Все детали крепятся друг к другу с помощью сварки. Места сварки зачищаются и шлифуются, чтоб не было зазубрин.

Деревянные полозья для саней

Работа с деревом очень трудоёмкая и требует определённых навыков. Новичку придётся потратить немало сил и ресурсов, чтобы получились крепкие и долговечные полозья. Чтобы избежать лишних затрат, лучше проконсультироваться у опытных столяров. Если же таковых в окружении не имеется, вашему вниманию предоставляются некоторые рекомендации от народных мастеров.

Во-первых, необходимо выбрать дерево, из которого будут выгибаться полозья. В изготовлении используют дуб, ясень, берёзу, вяз, черёмуху и липу. Черёмуха самая мягкая из всех деревьев, вязкая и хорошо гнётся. Дуб самый твёрдый из всех, поэтому требует более длительного выпаривания. Берёза должна быть срублена весной, когда она сочнее всего.

Во-вторых, перед сгибанием дерево нужно подготовить, чтобы оно приобрело эластичность. Чаще всего дерево несколько часов держат на пару. Некоторые мастера пропаривают его в бане, а другие вымачивают в воде по несколько месяцев. Кто-то даже подолгу кипятит. Ещё существует метод запаривания дерева в собственном соку. Когда заготовку заворачивали в кору и укладывали на 2-3 часа в тлеющий костёр. После чего в нужном месте делали загибание. Какая бы технология не была выбрана, в любом из вариантов при сгибании вероятен разлом бруса. В этом случае главное не останавливаться, а продолжать попытки достижения цели. Ведь многое зависит от самой древесины. Если не поддаётся на изгиб вяз, попробуйте липу или берёзу. Также, рекомендуется сделать подпил дерева (каждые 6-8 см) на предполагаемом изгибе с внутренней стороны.

В-третьих, нужно согнуть дерево так, чтобы диаметр изгиба был одинаковый на обоих полозьях. Для этого понадобится шаблон и немалое усилие, которое прикладывается во время процесса загибания. Обычно приглашаются помощники, но можно справиться и одному, если есть в хозяйстве лошадь. Для шаблона используют широкий ствол дерева, распиленный вдоль всей длины, в котором делается углубление желаемой формы изгиба полозьев. Или же форма создаётся с помощью забитых клиньев, между которыми укладывается древесная заготовка. Есть умельцы, которые огибают дерево вокруг диска грузовой машины, закрепляя гнущийся конец проволокой, но в этом случае у мастера должны быть крепкие нервы и несколько помощников.

Многое может упроститься, если у мастера в свободном доступе есть столярные станки. Ведь брус, какой бы толщины он не был, согнуть намного тяжелее, чем древесную пластину шириной 10-15 мм. Выгнутые пластины склеивают между собой, держат несколько дней под прессом. А затем дополнительно скрепляют болтами по всей длине. Такие полозья прослужат по срокам не меньше, чем полозья из цельного дерева.

Пластиковые полозья для саней

Для полозьев, порой, используются пластиковые трубы. Хоть это и облегчает конструкцию, однако данный вариант саней будет ограничен в своих грузо перевозочных свойствах. Трубы сгибаются с помощью паяльной лампы для пластиковых труб. Но такие полозья требуют обшивки металлической полосой, чтобы пластмасса не повредилась во время поездки.

Сборка каркаса саней

И так, полозья готовы, а значит, самая трудоёмкая часть позади. Независимо от того, из какого материала сделаны ваши полозья, теперь следует сосредоточиться на равномерном закреплении всех деталей, чтобы в дальнейшем конструкция была прочна и надёжна.

Если у вас металлические полозья, но вы хотите общую конструкцию сделать более лёгкой, то можно скомбинировать металл с деревом уже в этом моменте. Если вы будете использовать лёгкие материалы в конструировании кузова, то полозья с каркасом могут быть металлическими.

Чтобы сани не просели под большим грузом, на полозья устанавливают стойки, они же копылы. Стойки могут быть как из дерева, так и из металла. Деревянные стойки представляют собой бруски сечением 30х15 мм, металлические используют трубы диаметром до 25 мм. Крепятся на полозья на расстоянии 20-30 см друг от друга. Чем больше стоек, тем прочнее будут сани. Если сани не предназначены для больших грузов, достаточно будет двух стоек на каждом полозе. Стойки должны быть одной высоты и установлены строго напротив друг друга, чтобы дальнейшая установка поперечных перекладин соблюдала строгие параллели.

Перекладины можно нарезать из профиля. Деревянные стойки к полозьям и перекладинам крепятся с помощью металлических уголков. Металлические стойки к полозьям и перекладинам привариваются сваркой. Можно стойки с перекладинами делать цельными, для этого трубы выгибают буквой «П» и приваривают к полозьям.

На перекладины укладывается настил. Металлический настил к металлическим перекладинам или приваривается, или прикручивается болтами. К деревянным перекладинам прикручиваются деревянные доски, которые должны плотно прилегать друг к другу, чтобы образовать настил.

Щит может быть также металлическим или наборным деревянным, крепится к передним поперечным перекладинам. В той же местности только к полозьям привариваются пластины для крепления оглоблей.

Кузов и отделочные материалы должны быть лёгкими, поскольку силовая нагрузка на них не приходится. Для бортов используется фанера, дли сидений тонкие доски.

Утепление кузова изнутри и наружная отделка – это, целиком и полностью, полёт фантазии мастера. К украшению саней можно подойти творчески, используя художественную ковку, резьбу по дереву, роспись маслом и тканую обивку. Главное, чтобы изделие радовало глаз мастера и использовалось как можно дольше.

Дуга для лошади

Сани готовы, оглобли к ним пристёгнуты, осталось сделать дугу для лошади, к которой крепятся оглобли, соединяя весь механизм саней в единое целое.

Для дуги понадобится брусок дерева сечением 50х70 мм длиной 1,5-2 метра. Подготовка дерева перед сгибанием такая же, как для деревянных полозьев. Однако после окончательного загиба, концы дуги стягиваются и связываются плотным жгутом. В таком зафиксированном положении изделие отправляется на просушку, которая длится до 40 дней. Затем дерево грунтуется, покрывается лаком или краской, и украшается росписью.

Какой бы вид саней не был выбран, для их изготовления нужно немало терпения, выдержки и сил. Не зря говорится, что готовить сани нужно летом, ведь времени для этого требуется не каких-нибудь пара – тройка часов. Но в тот морозный день, когда из-за сугробов не будет видно собственного забора, когда транспорт будет абсолютно бесполезный из-за заметенных дорог, прогулка на санях по заснеженным окрестностям окупит все труды, которые были затрачены на изготовление чудесного изделия.