Меню

Соут сколько раз проводится. Срок действия специальной оценки условий труда

Двери

Сроки проведения СОУТ

28 декабря 2013 года вступил в силу Федеральный закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – 426-ФЗ). Совместно с ним в это же время был принят 421-ФЗ, который внес изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ). С вступлением в силу данных нормативных правовых актов проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) стало обязательным для работодателя.

Обязанность работодателя – это обеспечение безопасными условиями и охраной труда. В соответствии с 212 статьей ТК РФ и частью 2 статьи 4 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить , а мероприятия, реализованные по ее итогам, могут обеспечить безопасные условия труда на предприятии.

Что такое специальная оценка условий труда?

Специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работников, цель которых -оценка условий труда. По результатам данных исследований организацией, проводящей спецоценку условий труда, подготавливается отчет по установленной законодательством форме. В отчете отражены условия труда в отношении каждого рабочего места (далее – РМ) и информация о необходимости назначения соответствующих гарантий и компенсаций.

На каких рабочих местах проводится специальная оценка условий труда?

Спецоценке подлежат все имеющиеся у работодателя рабочие места, за исключением:

    надомников;

    дистанционных работников;

    лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателями (физическими лицами), которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Какие сроки проведения СОУТ?

Спецоценку условий труда формально можно поделить на «плановую» («первичную») или внеплановую. При этом сроки проведения каждой из них будут различные.

«Плановая» («первичная») СОУТ

В соответствии с частью 6 статьи 27 426-ФЗ «плановая» СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 г.

Внеплановая СОУТ

При проведении внеплановой СОУТ в соответствии с частью 1 статьи 17 426-ФЗ необходимо руководствоваться следующими сроками:

    В течение 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

    В течение 6 месяцев с даты получения предписания государственного инспектора труда (далее – ГИТ) о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными при проверке нарушениями;

    В течение 12 месяцев с изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые оказали влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

    В течение 6 месяцев с момента изменения состава материалов и (или) сырья, оказавших влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

    В течение 6 месяцев с изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников

    В течение 6 месяцев с произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленного профессиональное заболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов

    В течение 6 месяцев с момента появления мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда

Когда не требуется проводить внеплановую СОУТ?

Внеплановая специальная оценка условий труда не проводится, если произошедшие изменения не повлияли на условия труда (часть 1 статьи 17 426-ФЗ). Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией. Результаты данного решения отражаются в протоколе заседания комиссии.

Что будет за нарушение сроков проведения СОУТ?

Нарушение установленных сроков проведения СОУТ грозит работодателю привлечением к административной ответственности по ст. 5.27.1 КОАП РФ. На работодателя может быть наложен административный штрафа как на должностное лицо в размере от 5 до 10 тысяч рублей; и как на юридическое лицо в размере от 60 до 80 тысяч рублей.

За что еще возможно наложение штрафа?

1. Нарушение порядка проведения СОУТ:

a. Непредоставление работодателем в экспертную организацию сведений, характеризующих условия труда на рабочих местах, а также предложений работников по осуществлению идентификации на их рабочих местах (пункт 2 части 2 статьи 4 426-ФЗ)

b. Ошибки при создании комиссии по СОУТ, отсутствие графика проведения СОУТ (части 1-4 статьи 9 426-ФЗ)

c. Отсутствие утвержденного комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ или ошибки, допущенные при его составлении (часть 5 статьи 9 426-ФЗ)

d. Проведение СОУТ в нештатные режимы функционирования предприятия (п. 15 Методики)

2. Нарушение сроков при проведении СОУТ:

a. Нарушение сроков ознакомления работников с результатами СОУТ, в которых отражены условия труда на их рабочих местах (часть 5 статьи 15 426-ФЗ)

b. Нарушение сроков информирования экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ (часть 5 1 статьи 15 426-ФЗ)

c. Нарушение сроков размещения сведений о результатах проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии такового) (часть 6 статьи 15 426-ФЗ)

d. Нарушение сроков подачи деклараций соответствия ГНТОТ (часть 11 статьи 12 426-ФЗ)

3. Невыполнение мероприятий, разработанных экспертной организаций, которые могли улучшить условия труда на рабочих местах работодателя.

Сложный и трудоемкий процесс, который требует от работодателя глубоких знаний законодательства по СОУТ, трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и государственные нормативные требования охраны труда. Поэтому успешное завершение спецоценки напрямую зависит от выбора работодателем экспертной организации и их взаимной работы.

19-01-2018

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – комплекс процедур, который осуществляется специальными организациями по инициативе руководителя предприятия. Она нацелена на то, чтобы обнаружить и определить степень негативного воздействия факторов производства на работника во время осуществления им профессиональной деятельности, а также уровень отклонения от стандартов, зафиксированных в правовых документах.

Поверка СОУТ проводится на основании Федерального закона от 28.12.2013 ФЗ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который начал действовать с 2014 года. Он отменил действовавшую до этого процедуру аттестации рабочих мест, преобразовав ее в специальную оценку условий труда. По сути, это одно и то же, однако во втором случае комплекс мероприятий значительно расширен. На основании СОУТ определяются размеры выплат в пенсионный фонд и устанавливаются различные льготы трудящимся: сокращенный рабочий день, увеличенный отпуск, досрочный выход на пенсию и т. д.

Проводить спецоценку необходимо всем работодателям, которые используют в производстве наемных сотрудников. Исключения составляют краткосрочная, удаленная или неофициальная работа, а также надомный труд и диспетчерская служба.

  1. Цели и преимущества СОУТ.
  2. Когда нужно проводить СОУТ.
  3. Ответственность за несоблюдение сроков СОУТ.

Цели и преимущества СОУТ

Специальная оценка помогает:

  1. Привести условия труда в соответствие с требованиями, установленными законами.
  2. Снизить уровень или полностью искоренить негативные факторы в рабочем процессе.
  3. Избежать внештатных ситуаций и несчастных случаев на производстве.
  4. Защитить интересы сотрудников.

Вследствие этого работодатель получает следующие выгоды:

  • сокращает отчисления в пенсионный фонд;
  • уменьшает затраты на компенсацию за вредные и опасные условия труда и дополнительное страхование;
  • совершенствует свой бизнес, вкладывая деньги в его модернизацию, а не в различные выплаты и штрафы. Кстати, нарушение сроков и других требований в проведении специальной оценки может обойтись нанимателю в 200 000 рублей.

Преимущества для сотрудников:

  • гарантии соблюдения безопасности и охраны труда;
  • информирование об уровне риска, вредности производственных факторов и возможных негативных последствиях.

В случае несоблюдения этих условий работник вправе потребовать срочную СОУТ, обратившись в контролирующие органы. Для нанимателя это чревато штрафом и незапланированным проведением специальной оценки.

Когда нужно проводить СОУТ

Согласно правовым актам, это обязательное мероприятие, через которое должно пройти любое предприятие. Так как закон «О специальной оценке условий труда» был принят в 2014 году, то последующие 4 года считаются переходным периодом, для которого актуальны результаты аттестации рабочих мест. В дальнейшем СОУТ должна проводиться каждые 5 лет. Однако существует ряд нюансов, которые могут повлиять на ее сроки и о которых необходимо знать, чтобы не получить штраф на большую сумму.

Руководители новых организаций должны позаботиться о проведении специальной оценки в первые полгода после регистрации. Кроме того, работодателю следует как можно быстрее организовать СОУТ, если:

  • условия труда значительно изменились в лучшую сторону;
  • ранее рабочие места не подлежали аттестации.

Сроки специальной оценки также сдвигаются в следующих случаях:

  1. На предприятии были образованы новые рабочие места.
  2. В производственных технологиях или оборудовании произошли изменения, что могло повысить риски, ухудшить условия труда и иметь негативные последствия для здоровья сотрудников.
  3. В процессе выполнения работы случилось чрезвычайное происшествие.
  4. В производственный процесс были внедрены новые материалы.
  5. По предписанию трудовой инспекции в связи с тем, что во время плановой проверки были обнаружены отклонения от установленных нормативов.
  6. Были зафиксированы случаи профпатологии среди работников, спровоцированных вредными факторами производственного процесса.
  7. На предприятии были заменены средства защиты.
  8. Профсоюз выступил с обоснованными требованиями.

В соответствии с Федеральным законом (ч. 2, ст. 17) при первых двух условиях СОУТ должна быть организована в течение 12 месяцев. В остальных случаях необходимо позаботиться о прохождении проверки не позднее 6 месяцев.

Помимо этого, в течение месяца после утверждения СОУТ работодатель обязан официально, под роспись проинформировать трудящихся об итогах процедуры, а также разместить на интернет-ресурсе план мероприятий, которые будут проведены на основании результатов спецоценки.

Ответственность за несоблюдение сроков СОУТ

По закону наниматель должен инициировать специальную оценку своевременно, при этом в его интересах всячески способствовать данному процессу, предоставляя комиссии соответствующую документацию, данные и разъяснения. Нарушение этих требований влечет за собой штрафные санкции. Индивидуальным предпринимателям и ответственным лицам придется выплатить до 10 тысяч рублей, а при повторном срыве сроков – до 40 тысяч рублей. Организация получит штраф до 80 тысяч рублей, при втором нарушении – до 200 тысяч рублей.

Каждый работодатель должен помнить о том, что проведение специальной оценки условий труда рабочих мест - это его обязанность, закрепленная на законодательном уровне в Трудовом кодексе РФ. За ее неисполнение, либо исполнение неподобающим образом он может быть привлечен к ответственности.

Общая информация

Которую далее мы будем именовать для простоты восприятия СОУТ, была введена в действие Федеральным законом с 01.01.14 г., заменив предшествующую ей аттестацию рабочих мест. Она является обязательным мероприятием, проводимым работодателем совместно с привлекаемой специализированной организацией.

Нарушение трудового законодательства влечет наступление ответственности, которая может выражаться не только в наложении штрафов, ставших в последнее время весьма крупными, но и в определенных последствиях уголовно-правового характера. Важно запомнить для себя раз и навсегда, что такое СОУТ, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, а также некоторые особенности ее осуществления на практике и информацию о мероприятиях, проводимых после ее завершения.

Официальное определение понятия СОУТ

Определение СОУТ дано в части первой ст. 3 ФЗ № 216, принятого 28.12.13 года. Согласно данной норме, она является единым комплексом осуществляемых последовательно мер по выявлению факторов трудового процесса и среды производства, определяемых, как вредные и/или опасные, оценке уровня их влияния на работника. При этом учитывается фактическое отклонение показателей от установленных государством гигиенических требований, применение средств защиты (коллективной и индивидуальной).

В чем заключается суть СОУТ?

Суть организации проведения специальной оценки условий труда заключается в следующем. Независимая специализированная компания проводит детальный анализ состояния условий, в которых работники трудятся, причем работает она по приглашению работодателя. Рабочие места в организации, на которых планируется проведение проверки, определяются заранее. Главная цель процесса - это выявление факторов производства, определяемых как опасные и/или вредные, далее проводится оценка уровня их влияния на работника. Под ними следует понимать такую совокупность факторов, которые, оказывая влияние на человека, могут привести к получению травмы или развитию заболевания.

Имея на руках результаты СОУТ, специалисты компании, занимающейся ее проведением, устанавливают подклассы (классы) условий на тех местах, которые были обследованы. Утвержденная законодателем методика проведения специальной оценки условий труда различает в зависимости от степени выраженности вредного и/или опасного влияния четыре класса: опасный, вредный, допустимый и благоприятный. Отнесение к той или иной категории сказывается на размере страховых взносов, которые перечисляет в ПФР работодатель.

Кроме того, деление условий труда на классы, степени напрямую влияет на уровень предоставляемых сотрудникам, занятым на опасном и/или вредном производстве, компенсаций и гарантий (сокращенное время работы, дополнительный отпуск и денежные выплаты).

Рабочие места, подлежащие СОУТ

В ТК РФ (ст. 209, ч. 6) законодатель устанавливает, что рабочим следует считать то место, на котором сотрудник обязан находиться, либо куда необходимо ему прибыть в связи с характером работы, и над которым косвенным или прямым образом осуществляется контроль со стороны работодателя. На первый взгляд все довольно просто. Однако имеет некоторые особенности. Так, СОУТ проводится на всех существующих у работодателя рабочих местах, за исключением дистанционных сотрудников, тех, что осуществляют трудовую функцию на дому и работников, которые работают у физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, спецоценка не может быть проведена на рабочем месте, которое в настоящий момент является вакантным. По данному поводу были даны разъяснения Минтруда России.

Список подлежащих спецоценке мест работы, в т. ч. и аналогичных, в организации составляется, а затем утверждается специально созданной комиссией работодателя.

Рабочие места, признаваемые аналогичными

На самом деле, на практике у работодателей сложности возникают не столько при определении срока проведения специальной оценки условий труда, сколько при составлении перечня аналогичных (похожих) рабочих мест. Более чем в половине случаев список формируется неправильно.

Во-первых, работодатель самостоятельно принять решение о признании конкретных рабочих мест аналогичными не может, т. к. это задача эксперта организации, занимающейся проведением СОУТ. Во-вторых, оно должно быть утверждено в завершении комиссией по проведению спецоценки.

Обратите внимание на то, что аналогичные места обладают совокупностью общих признаков:

  • однотипное (одинаковое) оснащение системой отопления, освещения, вентиляции и кондиционирования воздуха;
  • расположение в одном или нескольких одинаковых (однотипных) производственных зонах, либо помещениях;
  • работники занимают одну должность и трудятся по одной и той же специальности или профессии;
  • сотрудники выполняют одинаковые функции (трудовые) в условиях однотипного технологического процесса и при идентичном режиме рабочего времени;
  • сотрудники в работе используют одинаковое оборудование и инструменты, материалы и сырье, приспособления;
  • работники оснащены одинаковыми (идентичными) СИЗ.

В соответствии с установленным порядком проведения специальной оценки условий труда, при наличии в компании рабочих мест, являющихся аналогичными, исследуют их не все, а 20% от общего количества, но не менее 2-х. Результаты СОУТ при этом распространяются на все.

Результаты СОУТ

Результат проведения СОУТ выражается в установлении на каждом конкретном месте работы класса условий труда. Данная работа выполняется экспертом организации, занимающейся проведением спецоценки. Итоги должны быть оформлены в виде отчета по установленной форме. В нем ставят свои подписи все члены комиссии работодателя, а затем в течение трех дней (рабочих) уведомляют об этом организацию, проводившую СОУТ.

Отчет есть не что иное, как комплект документации, включающий в т. ч. сведения об организации и работодателе, протоколы замеров, карты спецоценки.

Использование результатов СОУТ

Результаты должны применяться с даты подписания всеми членами комиссии отчета о проведении специальной оценки условий труда. Срок ознакомления работников с ними, предоставляемый законом, тоже начинает исчисляться с этого времени.

Когда условия труда по итогам СОУТ признаются опасными и/или вредными, работодатель обязан своим сотрудникам:

  • предоставить компенсации и гарантии, предусмотренные ТК РФ;
  • обеспечить их средствами (сертифицированными) для коллективной защиты и индивидуальной;
  • предоставлять молоко и иные пищевые равноценные продукты.

Кроме того, в сферу обязанностей работодателя входит проведение мероприятий, целью которых является изменение в лучшую сторону условий труда сотрудников. Например, снижение уровня загазованности, запыленности воздуха, модернизация производства.

Если среды, определяемые как опасные и/или вредные, не выявлены, и условия труда официально признаны безопасными, работодатель в целях поддержания их в таком виде должен осуществлять своевременный и полный контроль над такими местами, а также проводить мероприятия, направленные на поддержание их на безопасном уровне.

Результаты СОУТ: ознакомление работников

Ознакомление сотрудников с результатами СОУТ - это один из вопросов, который волнует работодателя после проведения специальной оценки условий труда. Какой срок для этого предоставляется, можно узнать, обратившись к тексту ФЗ № 426.

Работник должен быть ознакомлен в течение тридцати дней (календарных), отсчет при этом начинается с момента утверждения (подписания всеми членами комиссии) отчета о результатах СОУТ. В данный промежуток не включается период нахождения работника на больничном листе, в отпуске, командировке или межвахтовый отдых.

Факт ознакомления должна подтверждать подпись сотрудника в карте СОУТ. С документом также каждый раз знакомят вновь принятых работников.

Работник не принимает результаты спецоценки: что делать?

Довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда работник отказывается знакомиться с результатами СОУТ, либо категорически с ними не согласен. В этом случае представителю работодателя необходимо оформить акт, подтверждающий это, и засвидетельствовать его, как минимум тремя подписями. В комиссию можно пригласить начальника или специалиста кадровой службы, руководителя структурного подразделения, в котором работник трудится. Кроме того, сотруднику нужно разъяснить его право на обращение в Трудовую инспекцию с целью обжалования результатов СОУТ.

Срок проведения специальной оценки условий труда по плану: впервые, повторно

Если СОУТ работодатель проводит впервые, и причиной тому служит принятие ФЗ № 426, то предусмотрены переходные положения, касающиеся сроков. Существует три варианта развития дальнейших действий:

  1. На рабочем месте ранее была проведена аттестация (АРМ). В этом случае СОУТ организовать работодатель обязан в срок не позднее пяти лет. Отсчет начинается с даты утверждения результатов последней аттестации. Однако следует помнить, что если срок действия ее результатов истек, т.е. прошло более пяти лет, спецоценку проводят безотлагательно. В противном случае есть риск привлечения к адм. ответственности.
  2. На рабочем месте ранее никогда не проводилась АРМ, оно не включено в список, указанный в п.п. 1, 2-й части шестой статьи 10 ФЗ № 426 и введено в эксплуатацию до 01.01.2017 г. В этом случае прямого указания на срок проведения специальной оценки условий труда в законе нет. Правовые эксперты предполагают, что руководствоваться нужно ч. 6 ст. 27 указанного нормативно-правового акта. В ней указано, что СОУТ может проводиться работодателем поэтапно, но не позднее 31.12.18 года.
  3. На рабочем месте ранее не проводилась АРМ, и оно включено в список, указанный в п.п. 1, 2-й части шестой статьи 10 ФЗ № 426. В этом случае СОУТ должна быть проведена в самые кратчайшие сроки. Обусловлено это тем, что трудовые условия на данных рабочих местах заведомо принадлежат к категории опасных и/или вредных.

Повторная плановая СОУТ проводится не позднее 5 лет с того момента, как был утвержден отчет последней спецоценки.

Внеплановая специальная оценка условий труда: срок проведения

Проведение внеплановой СОУТ организуется на вновь образованных рабочих местах (недавно введенных в штатное расписание). Для этого работодателю предоставляется срок 12 месяцев. Отсчет начинается со дня ввода их в эксплуатацию. Аналогичные правила действуют в ситуациях, когда рабочее место перемещают в другое помещение или если на нем меняется технология производства, происходит замена оборудования. Эти изменения могут оказать воздействие на уровень (степень) влияния производственных факторов, определяемых как опасные и/или вредные, на сотрудников.

Существуют из данного правила исключения. Так, в соответствии с законом, установленные сроки проведения СОУТ (специальная оценка условий труда) могут быть уменьшены до полугода. Наблюдается это в случае, если на рабочем месте (ах):

  • произошли изменения в составе применяемых материалов и сырья или (и) используемые сотрудниками средства для коллективной защиты и индивидуальной, что может привести к изменению уровня воздействия факторов производства, определяемых как опасные и/или вредные, на работников;
  • произошел несчастный случай, в котором третьи лица не виноваты;
  • у работника обнаружено профессиональное заболевание.

Кроме того, СОУТ проводится в течение полугода в отношении мест (рабочих), по поводу которых высказал свое мотивированное мнение профсоюз, а затем от него поступило письмо с предложением провести внеплановую спецоценку, либо в отношении которых существует предписание госинспектора труда.

Во всех перечисленных случаях срок проведения специальной оценки условий труда исчисляется со дня их наступления.

Ответственность за нарушение законодательства о СОУТ

Согласно ТК РФ, в сферу обязанностей каждого работодателя входит обеспечение безопасных условий, в которых работают его работники, в т. ч. организация проведения СОУТ.

Неисполнение, либо нарушение порядка (установленного законом) осуществления спецоценки грозит административной ответственностью. Для должностного лица штрафы варьируются в пределах 5 000 -10 000 руб., для юр. лиц - 60 000 - 80 000 руб. При выявлении повторного нарушения сумма денежного взыскания увеличивается практически вдвое, к тому же список санкций расширяется: возможна дисквалификация или приостановление деятельности компании.

Анализируя нормы Федерального закона, можно сделать вывод о том, что нарушением порядка проведения спецоценки признаются, например, следующие действия со стороны работодателей: несоблюдение срока, неправильно оформленная документация (результаты), отсутствие специально созданной комиссии и т. д.

Согласно законодательству, работодатель должен обеспечить безопасные условия работы в компании и охрану труда работников. Оценка условий труда – один из этапов для выполнения данного требования. Ранее работодатели обязаны были проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. С 2014 года вместо аттестации рабочих мест проводится специальная оценка условий труда.

Данная обязанность распространяется на все компании независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей. Сфера деятельности, в которой работает компания, а также статус предпринимателя (например, малый бизнес), количество сотрудников не играют роли.

Стоит отметить, что относительно некоторых работников оценка условий труда проводиться не должна. К таким работникам относятся:

  • работники, трудящиеся дома (надомники);
  • работники, трудящиеся дистанционно;
  • сотрудники, трудящиеся у физлиц, не имеющих статуса ИП.

В отношении некоторых рабочих мест по отдельным видам деятельности специальная оценка условий труда осуществляется с учетом некоторых особенностей, которые устанавливаются Минтрудом России. Так, например, особенности проведения установлены для некоторых категорий медработников, творческих работников театров, цирков и так далее.

Срок действия специальной оценки условий труда

По общему правилу специальная оценка условий труда проводится компаниями-работодателями не реже одного раза в пять лет, в некоторых случаях данный срок может составлять 6 и 12 месяцев. Большая часть работодателей (условия труда у которых не являются опасными или вредными), могут проводить оценку условий труда этапами и завершить ее проведение до конца 2018 года (до 31 декабря 2018 года).

Однако результаты специальной оценки являются действительными до момента, когда условия труда были изменены. Законодательством установлен ряд случаев, когда компания - работодатель обязана провести незапланированную оценку условий труда работников, таким образом, сроки проведения оценки условий труда будут сокращены. Так, в течение года (двенадцати месяцев) необходимо провести незапланированную проверку условий труда работников в случае, если:

  • В эксплуатацию вводится новое рабочее место. Под вводом стоит понимать именно фактическое начало работы на этом рабочем месте. Как правило, этим днем считается первый рабочий день сотрудника, который принят на это рабочее место;
  • Были изменены условия труда: замена оборудования на производстве, сырья, средств защиты, если от этого меняется влияние вредных факторов производства на организм работника.

Сроки проведения специальной оценки условий труда могут быть еще короче – полгода (6 месяцев) со дня, когда имели место быть следующие случаи:

  • Если в процессе проверки трудовой инспекцией были обнаружены нарушения законодательства об оценке условий труда;
  • Если произошло ЧП (несчастный случай) или у сотрудников предприятия было выявлено проф. заболевание (то есть вредное воздействие производства повлекло возникновение заболевания у работника);
  • Если профсоюзная организация работников выступила с обоснованным предложением о проведении внеплановой оценки.

Таким образом, спецоценка условий труда (сроки проведения) могут отличаться при возникновении некоторых случаев.

Стоит учитывать, если до начала 2014 года (1 января 2014 года) предприятие проводило аттестацию рабочих мест в установленном порядке, то специальную оценку условий труда оно имеет право не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (если не возникнут причины для проведения внеплановой оценки).

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().