Меню

Сравнительная характеристика остапа и андрия первые впечатления. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (2) - Закон

Дизайн


Среди мужских характеров в повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя Андрий стоит отдельно. Он единственный из них покорился чувствам. Любовь к красавице – стала смыслом его жизни, она заменила ему Мать, Родину, Веру и преданность народу.

Образ и характеристика Андрия в повести «Тарас Бульба» помогут разобраться, каким должен быть настоящий запорожский казак.

Внешность младшего сына

В семье Бульбы младший красив и удивительно схож с утонченностью черт, привлекающих взгляды женщин. Эпитеты, которые подбирает для него автор, выделяют Андрия среди всех мужских образов литературного произведения:

«…всех (красивей) взрачней…»;
«… всех бойчее, всех красивее…»;
«… загорелые щеки блистали яркостью девственного огня…».


У молодого запорожца черные волосы,

«нежно всклоченные кудри».

Черные, как темная украинская ночь, брови, бархатная кожа, бледная и интеллигентная, подтверждающая благородство крови. Высокий и крепкий молодой человек 21-22 лет. Если знать размер сажени, то получается, что казак ростом выше 2 метров (2,13м). Его сложением любуются все: отец, брат, красавица полячка, мать и автор. Его привлекательность усиливается, когда мужчина начинает взрослеть:

«…черты лица…стали теперь грозны и сильны…»;
«…крепостью дышало…» казачье тело;
качества личности «…приобрели широкую силу льва…».


Красивый молодой человек интересно одевается: медного цвета головной убор, модный женский шарфик повязан на запястье, красные сафьяновые сапожки, серебряные подковы на каблуках. Шаровары такие широкие, что автор сравнивает их с Черным морем по ширине, переливом складок, блеском ткани. Ремешок, перетягивающий их, вышит золотыми нитями, украшен различными побрякушками и украшениями.

Андрий Бульба – воин

Младший казачок бросается в битву, как в пучину моря. Война для парня, вступающего в жизнь Запорожской Сечи, – стихия, здесь можно разгуляться, показаться и раскрыть мощь характера. Хлопец не просчитывает действия, не выстраивает схему будущей схватки, не управляет событиями.

«...Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы…».


Старый Бульба, наблюдая, «не раз дивился…». Сын,

«…понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный…»

Запорожец. Но судьба благоволила к молодому парню, «…бешеным натиском…» Андрий «…производил такие чудеса…», что изумляли опытных и много воевавших запорожцев, повидавших славу и смерть. Нерасчетливость и азарт увлекают, безумная схватка, благодаря смелой молодости, завершается победой.

Андрий – сын

Младший изобретателен, хитер и практичен одновременно. Он обретает лидерские черты уже с рождения. Ум помогает ему выстроить тактику так, чтобы избежать наказания, скрыть свои настоящие чувства. Он легко учится, восхищается музыкой. Для понимания учебных понятий ему не требуется стараться и напрягаться. Красавец – настоящий потомок семьи, перенявший и впитавший яркие черты личности главы дома и чувственность матери:

Гордость. Парень не представляет ситуации, где он

«…отдастся в плен живым…».


Смелость. Безумная смелость и храбрость:

«…Украйне не видать …храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее...».


Физическая сила. Словами описать мощь казака невозможно. Автор предлагает понять, насколько он силен такими строчками:

«...с безумною смелостию схватил он мощною рукою своею за заднее колесо и остановил колымагу...».


Андрий перенял от матери черты доброго и способного сострадать другим человека (

«…движимый состраданием, он швырнул ему один хлеб…»

Так ведет себя Андрий в осажденном городе врагов). Ему жалко мать, парень любит быть один, тишину и гармонию с собой.

Андрий Бульба – мужчина

Любовь красавицы становится для мужчины самым важным чувством. Он так поглощен любовью, что не может реально оценивать события. Андрий выпадает из всей системы мужских характеров – сильных и увлеченных войнами и битвами. Сердце парня таяло от слов женщин. Жажда любви и потребность в чувствах появилась в 18 лет. Имя полячки заменяло ему все дорогие имена. Любовь поселилась в душе и стала смыслом, от которого казак не смог убежать. Мужчина отказывается от отца, брата, товарищей. За чувства Андрий намерен биться против всех. Не у всех читателей возникает желание осуждать парня, многим становится жалко и непонятное отношение сострадания селится в голове. Невозможно помочь. Сколько параллелей можно провести, поняв любовь мужчины:
  • различие религий;
  • границы стран.
Человек ищет свою половину, но она может оказаться недоступной и недосягаемой.

Андрий гибнет от рук Тараса Бульбы, отца. Он не противится отцу, покорно принимает свою судьбу. Отец смотрит на красоту мертвого сына и сожалеет о случившемся, о таком отличном казаке, но изменившим своей Отчизне.

Тема: «Две жизни, две судьбы».
(сопоставительная характеристика Остапа и Андрия, героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

Цели урока:

    Образовательные: учить составлять характеристику героя и находить средства ее раскрытия;

    Развивающие : учить работать с таблицей, самостоятельно работать с учебником, учить мыслить, сравнивать, делать выводы;

    развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию;

    Воспитательные : воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

    учиться толерантности.

Задачи урока:

1. Развить понятие о литературном герое

2. Показать особенности изображении человека в повести

Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

3. Помочь ученикам осмыслить своеобразие конфликта в повести.

4. Прививать навыки самостоятельной работы с текстом.

5. Совершенствовать навыки анализа текста.

6. Развивать устную речь учащихся.

7. На примере повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» воспитывать

чувства патриотизма, ответственности за свои поступки,

товарищества.

8. Учащиеся должны понять, что писатель с помощью различных

литературных приёмов показывает читателю, что нельзя

выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.

Оборудование:

1. Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

2. Сопоставительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия».

3. Мультимедийный проектор.

4. Экран.

5. Презентация по теме «Характеристика литературного героя».

6. Музыка для релаксации.

Ход урока:

Этапы урока

Примечания

1

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2

Изучение нового материала.

Объявление темы и целей урока.

Прежде, чем мы запишем тему урока, я хочу, чтобы вы отгадали, чей это образ?

<…> <…>

-Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…>

Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Какая тема урока? (Отвечают)

Тема нашего урока сегодня «Две жизни, две судьбы». Запишите число, тему. А какие задачи мы поставим на урок?

Сопоставить главных героев повести;

Найти, в чём сходство и отличие братьев;

Ответим на проблемный вопрос - почему Андрий изменил Отчизне? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока.

Слайды 1, 2, 3

Читает 1 ученик

Читает 2 ученик

Запись числа, темы

3

Мы узнаем о герое повести по его поступкам, из рассказов автора.

А давайте вспомним с вами - Что такое патриотизм? Кого мы называем патриотом? Кого вы знаете из истории? Кто пожертвовал жизнью ради родины? Какой войне посвятил Н.В.Гоголь свою повесть?

Кто такой литературный герой? Что такое образ? Обратимся к словарю. У вас на столе лежит словарь литературоведческих терминов. Найдите определение, что такое литературный герой? Что такое образ?

Литературный герой – это действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Образ – законченное целое, совокупность всех характеристик и поступков

При характеристике мы должны будем обратить внимание на общие черты героев и различия между ними , зачитывать фрагменты текста. Характеристику будем оформлять в виде таблицы. План таблицы лежит у вас нас столах.

Запись в тетради.

Составление таблицы.

1 группа: характеристика Остапа.

2 группа: характеристика Андрия.

План таблицы:

1. Внешность.

2. Отношение к учёбе?

3. Характер?

4. Юношеские мечты?

5. Поведение во время боя?

6. Отношение к товариществу?

7. Близость к родителям?

8. Отношение к личному счастью?

9. Черты сходства?

10. Черты отличия?

Работа в группах

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

1)внешность

«…два дюжие молодца, еще смотревшие семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были

не касалась бритва».

исподлобья, как недавно

выпущенные семинаристы,

покрыты первым пухом волос,

которого еще не касалась бритва».

2)отношение к учебе

«…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». Тарас пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.

«Он учился охотнее и без напряжения…

Он был более изобретателен, нежели

его брат…»

3)характер

Внешне суров, сдержан, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность.

Чувствительный, нежный, но

мало отзывчивый.

4)юношеские мечты

Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

С одной стороны кипел

жаждою подвига, но иногда

любил помечтать и

побродить в одиночестве по

улицам Киева.

5)поведение во время боя

Патриотизм, ненависть к врагу, героизм.

Хвастливость, предательство.

6)отношение к товариществу

До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем.

Предал товарищей, увидев

голод, нищету, страдания людей

осаждаемого города; легкомыслие, бесцельность жизни.

7) близость к родителям

Ближе к отцу

Ближе к матери

8)отношение к личному счастью

Никогда не стремился к личному счастью.

Мечтал о личном счастье.

9)черты сходства

Одна семья; окружение; воспитание

10)черты отличия

Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни.

Релаксация.

Представьте «Любимое место отдыха» - музыка для релаксации.

Ребята занимают удобную позу, по желанию могут закрыть глаза и под музыку представить любимое место отдыха. Музыка затихает, школьники возвращаются в привычное состояние, и отдохнувшие, продолжают работать на уроке.

Проверка таблицы.

Обсуждение проблемного вопроса.

Почему Андрий идет в осажденный город?

Почему юноша предал отчизну?

Изменил ли себе герой?

(Слайд 7)

Какими качествами должен обладать человек, который любит свою родину, который верен ей?

Запишите в тетради ключевые слова, с которыми у вас ассоциируются образы Остапа и Андрия?

Учащиеся отвечают:

У Андрия ожили чувства к девушке и заслонили разум, данный выбор неизбежно ведет к предательству.

Андрий не только любит полячку, но и чувствует перед ней «благоговейную боязнь»; он теряет волю и уже не принадлежит себе – готов погубить себя ради любви. А значит, юноша готов пожертвовать всем: семьей, верой, товарищами, земляками. Я считаю, что он изменил Родине, так как любил безрассудно…

Андрий вступил в трагический конфликт со всеми, но он не изменил себе, это выбор, ставший трагедией; этот конфликт не мог разрешиться иначе, чем смертью героя.

Вывод по теме урока: Гоголь осуждает Андрия за измену Родине. Андрий умирает, по словам автора, « бесславно, как подлая собака». Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Гоголь рисует его как былинного богатыря, защитника Родины, сравнивает со львом, говорит, что ему « на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за Родину.

Рефлексия.

Каким было преобладающее настроение?

Какой герой вам более близок и почему?

Какие выводы вы сможете применить в современной жизни? (Слайд 8)

Семиклассники по желанию отвечают на вопросы.

Самооценка. Заполнить карточки.

Заполняют.

Домашнее задание. На выбор

    Письменно ответить на вопрос:

Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами?

    Нарисовать рисунки: образ Остапа или Андрия.

    Стр. 210 вопрос № 3.(устно)

«Моя самооценка и оценка работы группы»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я внёс свой вклад в работу группы?

Я чувствовал поддержку своей группы?

В моей группе было интересно и познавательно работать?

Сопоставительные признаки

Остап

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

Сопоставительные признаки

Андрий

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

-"Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы <…> А он между тем, объятый пылом и жаром битвы <…> понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае (Андрий)

Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…> Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва".(Остап)

Тарас Бульба -настоящий казак,могучий,как дуб.
Широкоплечий,огромный здоровяк,в розовыми щеками и трубкой во рту.Седые усы и чуб делают его старше,шрамы на лице и теле говорят о его воинской доблести.Зажиточный пан,строг и безразличен к свой жене.Гордится сыновьями,но не показывает виду.Истинный патриот своей Родины,готов умереть за неё.Вспыльчивый и несдержанный характер,но опытный и хороший командир Строгий и справедливый,любит правду.Тарас мстительный человек,не прощает обид.Храбрый и грубый,Тарас не умеет сидеть без дела.Грубый,но умный,он прикидывается простаком,но не так прост на деле.Тарас-это собирательный образ доблестного казачества Запорожской Сечи.
Остап- старший сын Тараса,крепкий и статный юноша,22 лет.Красавец,плотного телосложения,высокий и мощный воин.Автор сравнивает Остапа со львом.Хорошо образован,смелый и свободолюбивый казак.Добрый товарищ,обладая умом и смелостью,становится атаманом куреня.Остап как и отец,любит гулять и воевать.Строгий и собранный,он прекрасный воин.Холодная голова,но доброе и отзывчивое сердце.Просто и прямой,он стал бы великим воином и вершил бы ратные дела.
Андрий Бульба -младший сын Тараса,возраст 20-21 год.Черноволосый красавец,статный и ловкий.Автор сравнивает его с борзым псом-быстрым и прекрасным.Правильные,мягкие черты лица,ощущение спокойствия и силы в его облике.Андрий впечатлительный юноша,у него пылкий и пытливый характер.Учился он легко,всё ему давалось проще,чем брату.Дюжий молодец обладает смекалкой,быстро понимает и оценивает происходящее.Поступки Андрия обдуманные,он взвешивает всё,прежде чем делать.Не бросается сломя голову,сначала обдумывает действия.Любит побыть один,помечтать,поразмышлять.Любит мать,уважает отца,готов воевать за Отчизну.
Тарас показал себя настоящим лидером,он сердце казачьего войска,моральный лидер.Беспощадный и могучий воин,заботящийся о товарищах,мудрый полковник.
Остап смелый и решительный воин,возмужавший "лев",бесстрашный в битвах.Мстя за товарищей,Остап безрассуден,он бросается в бой,презирая опасность,это стоит ему жизни,он попадает в плен. Утончённый Андрий не разделяет взглядов отца,ему чужды сражения,его душа стремилась к любви и спокойствию.Выбрав путь предательства,Андрий погубил только себя,но спас панночку.Тарс хладнокровно убивает сына-предателя.
Казнь Остапа-это жертва,принесённая во имя Родины.Он шёл первым и призвал казаков молчать во время казни.Остап погибал за идею,защищая Родину,он верит в идеалы и в справедливость.Умирая,Остап обращается к отцу,ему нужна моральная поддержка,он с мужеством встречает смерть,зная,что отец рядом и он ответил ему из толпы.Казаки не пытаются бежать,они смиренно идут на казнь,зная,что это почёт и уважение для товарищей.Инквизиция Средневековья была милосердней,чем ляхи.
Другое дело -казнь Тараса,он умирает как мученик,поляки сами не понимая,сделали его святым.Тарас-символ свободы своего народа,символ борьбы за независимом,символ героизма и любви к своей Родины.Тарас не боится смерти,ему важнее знать,что его товарищи сумели спастись и продолжат его дело.Огонь убивает лишь тело Тараса,его образ навсегда остаётся в душе народа,его враги тоже сломлены величием казнённого.
Тарас умирает счастливым,он спокоен за свою Родину,его последователи продолжат борьбу.Остап умирает умиротворённым,он не подвёл отца,умер как и подобает казаку,с честью и гордостью,он сын своей Родины и отец оказывает ему последнюю помощь и почесть.Если смерть Тараса славная,она не напрасна,он вдохновляет казаков на борьбу,то смерть Остапа-это жертва,он мог умереть с честью и в бою,но предпочёл без сопротивления взойти на плаху,не пытаясь обрести свободу.

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» - произведение неоднозначное. С одной стороны, она вроде бы воспевает немыслимую силу русского духа, с другой - пугает современного читателя описаниями старинных зверств. Остается только благодарить судьбу за то, что нам не пришлось жить в то суровое время.

Все ценности казаков, их средства достижения цели и образ жизни выглядят сегодня дикостью несусветной.

Встреча семейства Бульбы

Сюжет, наверное, помнят все еще со школьной скамьи: старый полковник Тарас Бульба, дождавшись из Киевской академии двух своих сыновей, - старшего Остапа и младшего Андрия, отправляется вместе с ними в Запорожскую Сечь, ибо отношение его ко всем этим «букварям и философиям» скептическое. Истинною наукой считает старый казак жаркий бой да мужское товарищество.

Сыновья его - оба здоровые, красивые юноши возрастом «лет за двадцать». Нрава они разного: характеристика Остапа начинает проясняться с первой же страницы. Едва вернувшись домой, он вступает в драку с родным отцом, не позволив тому над собой потешаться (старому Бульбе показались смешными сыновние «свитки»). Надо отдать должное, что полковник на старшего сына не рассердился, а совсем наоборот: пришел в восторг и пожелал драться с младшим. Но этот слеплен из другого теста, и отец сразу же припечатывает: «Э, да ты мазунчик, как я вижу!».

Личность юного Остапа

Личности своих героев Гоголь обрисовывает немногими, но выразительными фразами, причем характеристика Остапа несколько скупее других. Человек это прямодушный, верный товарищ, никогда не выдающий своих подельников по бурсацким затеям.

К ученью старший сын Тараса равнодушен - только угроза на двадцать лет оказаться в монастырских служках, озвученная отцом, принуждает его взяться за науку. И тут обнаруживается, что способности у него не хуже, чем у других, но все равно Остап почти никогда ни о чем не думает, кроме «войны и разгульной пирушки».

Вместе с тем, и доброта не чужда его сердцу (правда, с оговорками на «суровый и сильный» нрав и такую же эпоху). Слез несчастной матери старшему сыну жаль, и он уезжает из дома, невесело опустив голову.

Cherchez la femme

Второй сын Бульбы отличается от первенца: Остапа и Андрия тотчас предлагается вниманию читателя. Младший брат не столь угрюмого нрава - он больше расположен и к науке, и к разного рода чувствам. Мечтая о ратных подвигах, он, тем не менее, помышляет и о многом другом. Интересно, что в Академии проявил Андрий, часто бывая заводилой разнообразных проказ, причем изворотливость и живость ума порой спасали его от наказания. В этом смысле характеристика Остапа противоположна: к предводительству не стремился, оправдываться не считал нужным. Принимал заслуженное наказание молча и безропотно, что говорит и об отсутствии хитрости, и о наличии гордости.

Главное же отличие, о котором говорит внимательному читателю характеристика Андрия и Остапа, - место женщины в душе каждого из них. Если старший брат об этом и не мыслит, то младший рано узнал потребность в любви, едва ему минуло восемнадцать.

Отношение Тараса Бульбы к слабой половине человечества более чем презрительное. «Казак не на то, чтобы возиться с бабами», - такова безапелляционная характеристика Тараса. Остапа, видимо, отцу удалось воспитать в «правильном» духе. С младшим не вышло: еще во время учебы он встречает в Киеве «прекрасную полячку», дочку приезжего воеводы, и влюбляется в нее смертельно. и приведет его к гибели.

Ученье в бою

Прибыв в Сечь, старший Бульба тут же принимается подбивать кошевого атамана совершить боевой поход (чтобы сыновья нюхнули пороху). Получив отказ, старый полковник разражается гневной тирадой, смысл которой в том, что жизнь без войны - бессмысленна.

В конце концов Тарасу, наконец, «везет». В Кош является козак с недоброй вестью о том, что по всей Украине поляки притесняют православный люд, и даже церкви теперь принадлежат евреям - чтобы отслужить службу, надо платить «жидам». Поубивав немного сынов Израилевых в окрестностях Сечи, казаки выступают в доблестный поход и приходят к укрепленному городу Дубно, жители которого готовы сражаться до последнего, но не сдаться на милость запорожскому войску. Нельзя сказать, что такая позиция неверна: описание ратных подвигов казачества вовсе не наводит на мысли о проявленном милосердии, где там: всюду, где проходили бравые воины, они жгли, убивали, грабили и мучили - таковы, повторяет Гоголь, были обычаи того жестокого времени.

Разум и страсть

Итак, Дубно не сдается, но его обитатели в тяжелом положении: продовольствия в городе нет, окрестные деревни разграблены, а казаки расположились перед стенами, намереваясь держать осаду, пока голод не сделает того, чего не смогло оружие.

В ходе боев становится окончательно ясно, каков старший сын Тараса - Остап Бульба: характеристика, данная ему отцом, самая лестная: «Будет со временем добрый полковник, да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!». Старший из братьев, несмотря на довольно юный возраст (ему двадцать два), проявляет себя как человек, созданный «вершить ратные дела». Он храбр, хладнокровен, расчетлив в бою, способен здраво оценить свое положение и силы противника. Мысль его занята победой - и он находит способ достичь желаемого, даже временно отступив.

Тут же окончательно определяется разница между братьями: характеристика Андрия и Остапа не противоречит тому, что о них уже известно, наоборот - дополняется новыми фактами.

Младший сын Тараса видит в битве «бешеную негу и упоенье». Он не склонен к предварительным оценкам или раздумьям: это натура, скорее, страстная и чувственная, нежели спокойная и рассудительная. Порой одним натиском отчаянной храбрости ему удается совершить невозможное, и тогда отец одобряет сына, все же отдавая предпочтение старшему: «И это добрый… вояка! Не Остап, а добрый, добрый также вояка!».

Предательство Андрия

Под осажденным городом казаки маются от скуки, пьют, куролесят. Описанная Гоголем запорожская дисциплина ужаснула бы военного специалиста: весь лагерь спит, и только Андрий бродит по степи со стесненным сердцем - не иначе, предчувствует свою участь. И действительно: вот крадется чья-то призрачная фигура. Изумленный, он узнает служанку своей киевской знакомой: татарка, выбравшись подземным ходом из осажденного города, пришла просить у Андрия хлеба для своей панночки.

Поведение героев в ходе последующих событий согласовывается с личностью каждого из них. Можно сказать, что Остапа, Андрия завершена - остается лишь понять, как душевные качества способны определить судьбу.

Младший представитель семейства, чувственный и стремящийся к наслаждениям, теряет голову. Отправившись к прекрасной полячке с хлебом, Андрий забывает свой долг и свою Родину. «Отчизна моя - ты!», - говорит он возлюбленной, и остается в осажденном городе, перейдя на сторону врага.

Весть о предательстве сына, принесенная евреем Янкелем, больно ранит Тараса. Напрасны попытки утешить его: вспомнил старый полковник, что «велика власть слабой женщины… что податлива с этой стороны природа Андрия».

Смерть сыновей

Тем не менее, осознание сыновней слабости не побуждает Бульбу к прощению - он упрям, жесток и безжалостен в своих принципах: заманив младшего отпрыска в лес во время битвы, отец убивает сына со словами, давно ставшими крылатыми: «Я тебя породил, я тебя и убью!».

Потеряв одного сына, отец всю свою любовь и гордость отдает другому. Жестоко изрубленный в бою, выживший чудом, он отправляется в саму Варшаву, чтобы попытаться вызволить Остапа из плена - но этого, к сожалению, сделать не удается. Не довелось отцу и повидаться с сыном (не в последнюю очередь из-за вспыльчивости самого Тараса, не сумевшего вытерпеть оскорблений стражника, которого пытался подкупить льстивыми речами и знакомый нам Янкель).

Оставив надежду, старый Бульба присутствует на площади, где казнят пленных, и характеристика Остапа, данная ранее, снова подтверждается. Под пытками не издает он ни звука, чтобы не доставить «еретикам»-полякам удовольствия слышать козачьи стоны. Душа его дрогнула лишь однажды, при самой жестокой муке, и тогда, поддавшись слабости (наверное, единственный раз в своей недолгой жизни) Остап крикнул в душевной муке: «Батько! Где ты! Слышишь ли ты?!» И стоящий среди зевак Бульба ответил любимому своему сыну: «Слышу!».

И Андрия» приходится писать многим семиклассникам. Два противоположных по характеру и взглядам на жизнь героя представлены Гоголем очень ярко. Судьбы двух братьев сложились совершенно по-разному.

Казаки

Остапа и Андрия, сочинение о которых вам предстоит написать, обязательно будет содержать информацию о казачестве. Это было довольно популярное военное направление в 16 веке. В казаки вступали, как правило, беглые крепостные крестьяне, которым нечего было терять, а также сильные молодые парни, которым хотелось острых ощущений.

Возникло оно пять столетий назад в ответ на объединение двух церквей: католической и православной. Несогласные с этим решением украинцы объявили о создании особой оппозиции, которая не являлась частью государственной армии, но, с другой стороны, и не враждовала с ней. Казаков как мощное подкрепление брали в бой с поляками. Они отчаянно бились и не боялись трудностей.

Законы Запорожской Сечи - места, где селились казаки, были очень жесткими и направленными на воспитание настоящих воинов.

План сочинения «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия» должен включать в себя пункт «Отношение братьев к правилам казачества».

Когда они впервые увидели, что человека, убившего своего товарища в пьяном угаре, живьем закопали вместе с покойником, то долго не могли прийти в себя. Также братьев поражало отношение к ворам и драчунам, но тем не менее свободная жизнь в Сечи им была по нраву.

Отношение к учебе

Тарас Бульба - отец Остапа и Андрия. Он отличался сильной натурой и закаленным в многочисленных боях характером. Он был противником всяческих наук, считал, что предназначение каждого казака - служить своей Родине. При этом человеком он был неглупым и довольно образованным.

Своих сыновей Тарас отправляет на обучение в духовную семинарию, чтобы они набрались знаний, а после планирует отвезти их в Сечь.

Андрий проявлял усердие, старался и потому был успешным в науках. Остап же характер имел своевольный, учиться никак не хотел. Он даже несколько раз сбегал из семинарии. Сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия» содержит информацию об отношении братьев к учебе.

После семинарии оба возвращаются домой, где их ждут родители.

Запорожская Сечь

В сочинении «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в произведении «Тарас Бульба» стоит сказать о поведении героев до отъезда в казачью обитель. По прибытии домой братьев встречают отец с матерью. Сразу становится понятно, что Андрий - мамин любимый сын. Он более ласков, чем Остап. Мать обнимает его и насмотреться не может. Остап же совсем иной. Он вступает в полемику с отцом, который подшучивает над ним. Становится понятно: этот храбрец не даст себя в обиду не только врагу, но и собственному батьке.

Не дав побыть сыновьям дома и недели, Тарас отвозит парней в Запорожскую Сечь. Бедная мать снова остается одна. Поначалу братья были шокированы казаческими порядками. Но со временем они привыкли и даже полюбили эту разгульную жизнь.

В бою

Недолго братья прожили в мирное время: пришло время показать, на что они способны. В бою оба проявили себя блистательно. Остап был более рассудительным, стратегом. Он тщательно продумывал каждое свое действие на несколько шагов вперед. Андрий же был более эмоциональным. Он размахивал саблей, не чувствуя страха. Действовал по разумению сердца и был очень смелым казаком.

Отец и нарадоваться не мог, что вырастил настоящих храбрецов. Но мог ли он подумать, что жизнь повернется совсем по-другому?..

Предательство

Спустя некоторое время после прибытия в Сечь Андрий встречает девушку, с которой был знаком еще со времени обучения в семинарии. Она оказывается дочерью польского предводителя. Такие отношения в военной обстановке невозможны. Ни один из отцов не будет рад такому союзу. Однако во время осады города, где жила красавица, наступает голод. Ее служанка тайком проникает в Сечь, находит там Андрия и слезно просит о помощи. Она говорит, что ее госпожа умирает с голоду, ей очень плохо. Несмотря на то что поляки практически были готовы сдаться по причине голода, Андрий несет съестное во вражеское логово. Девушка не знает, как отблагодарить спасителя. Она понимает, что не может быть вместе с Андрием. Но тот совершает поступок, которого никто не мог ожидать. Сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия», разумеется, должно содержать подробное описание момента его предательства. Молодой казак признается в любви дочери польского врага. При этом он заявляет, что ни отец, не брат ему больше не нужны. Он принимает все польские условия, переходит на их сторону. Теперь он становится врагом не только для своего войска, но и для близких ему людей.

Смерть Андрия

К сожалению, оба брата рано закончили свою жизнь. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, сочинение о которых мы пишем, несомненно, будет содержать описание сцен смерти братьев.

Андрий окончил свою жизнь, со слов Тараса Бульбы, как собака. Этому предшествует эпизод кровавого боя с поляками, в котором казаки одерживают победу. Осталось только прорвать ворота крепости. Все уверены: победа близка. Неожиданно крепость открывается, и оттуда на благородном коне, весь в золоте и дорогих доспехах, появляется Андрий. Тарас шокирован. Он не может поверить, что сын, которого он растил, гордился им, теперь оказывается предателем. Этот эпизод должен быть подробно описан в теме «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия». Сочинение (краткое) обязательно будет содержать цитаты, которыми подтверждается предательская натура младшего сына. Конечно же, отец не будет терпеть такое отношение к себе и к всему казачеству в целом. Поэтому он решается на страшное дело: расправу с собственным сыном. Заманив Андрия в безлюдное место, Тарас спрашивает о мотивах его поступка. Тот молчит, опустив глаза. Ему стыдно перед отцом, но тем не менее он не кается.

Трудно представить, что испытывал Тарас в эти минуты. Сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия» подробно будет описывать состояние обоих героев в такой нелегкий момент. Тарас стреляет в сына, а после очень переживает. Он вспоминает, как хорош был Андрий в бою, и никак не может понять, что подтолкнуло его на такое низкое предательство.

Казнь

Единственной отрадой Бульбы остается Остап. Он проявляет себя как очень смелый воин и отличный стратег. В одном из боев Остапа берут в плен. Теперь его, несомненно, ждет смертная казнь. Гоголь - мастер Он подробно описывает поведение Остапа во время жестокой казни. На польской площади собралось несметное количество зевак. Все хотя увидеть, как будут казнить врага. Но смелый сын Тараса Бульбы не произносит ни слова. Ему больно, кнут ломает его кости, хлещет кровь. Однако Остап героически переносит это тяжкое испытание. Перед самой смертью он зовет отца.

Остап предан ему, казачеству, своей Родине. Этим он разительно отличается от своего брата.

Теперь написать сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия» не составит никакого труда. Произведение «Тарас Бульба» - одно из самых ярких, колоритных, сильных, написанных Гоголем.