Меню

Святой князь вячеслав чешский. Когда именины вячеслава

Душевая кабина

Житие святого благоверного князя Вячеслава Чешского

Святой благоверный князь Вячеслав Чешский приходился внуком святой блаженной Людмиле . Она, вместе с ее мужем князем Богемии 1 Боривоем, прилагала большие труды к обращению своих подданных к истинной вере. Недаром таинство Святого крещения они приняли от святого Мефодия , архиепископа Моравского, великого просветителя славянских народов.
Сын блаженной Людмилы и Боривоя Вратислав также был искренним христианином, всем сердцем принявшим от благочестивых родителей веру Христову, и всячески внедрял ее среди жителей Богемии, которые неохотно расставались с прежней языческой верой. Укоренению христианства в Чехии также усиленно препятствовали действия саксонских католических миссионеров, которые внедряли христианство среди соседних племен, живших вдоль Лабы (Эльбы), жестокими, насильственными способами.

Надо сказать, что жена Вратислава Драгомира, хоть и приняла Святое крещение, но в душе оставалась преданной языческой традиции, и в преданиях сохранилась память о ней, как о женщине злой и отравленной пороком гордыни. Жестокость немецких властей и священников вызывала в ней гнев и отторжение христианства вообще, но, конечно, она скрывала это от благочестивого мужа, который внедрял Христову веру, конечно же, другими, добродетельными способами, любовью и терпением.

У княжеской семьи, кроме Вячеслава и Болеслава, были еще один сын Спытогнев и несколько дочерей, но Вячеслав выделялся среди всех сердечностью, кротостью, целомудрием и умом. Насколько свои душевные качества молодой Вячеслав унаследовал от отца, который прославился многими благочестивыми делами, настолько гневливость, гордыню и скрытую нелюбовь к христианству Болеслав унаследовал от матери Драгомиры.

Чувствуя эту нелюбовь, князь Вратислав отдал Вячеслава на воспитание его бабушке, святой блаженной Людмиле, которая обучила его грамоте и дала ему с помощью учителей и наставников весьма хорошее по тем временам образование.

Когда святому благоверному князю Вячеславу Чешскому исполнилось 18 лет, отец его умер, завещая престол ему, своему старшему сыну. Властная Драгомира решила, что сын слишком молод для правления, и начала княжить сама, выбирая себе в приближенные людей, которые откровенно не принимали христианской веры или были христианами, но людьми не лучших душевных качеств, ибо, к сожалению, и так бывает. Она же начала менять установленные Вратиславом порядки, поддерживающие христианскую традицию.

Блаженная Людмила была крайне огорчена тем, что происходило в княжестве. Хотя святой благоверный Вячеслав Чешский желал отдать жизнь служению Богу, святая Людмила настояла, чтобы он принял княжение сам. Понимая, что необходимо предпринять шаги по предотвращению смуты в стране, в которой еще не было полного единства веры, и язычество еще занимало кое-где крепкие позиции, святой Вячеслав поделил княжество на две части и отдал одну Болеславу, она была названа Болеславией по имени ее владетеля.

Лишенная власти княгиня Драгомира была жестоко оскорблена. Она постоянно вела с Болеславом разговоры, подогревавшие в нем ненависть к брату и бабке. Блаженная Людмила понимала, чем грозит ей ненависть невестки, и уехала в город Течин. Однако Драгомира разыскала ее, послала в Течин двух своих бояр, подкупивших там нескольких бандитов, которые явились к блаженной Людмиле во время ее молитвы и лишили ее жизни.

Знал или не знал об этом молодой князь – достоверных сведений нет, но известно, что вскоре после этого прискорбного события княгиня Драгомира им от двора была удалена.

Правил святой благоверный Вячеслав Чешский, несмотря на молодость, мудро и с великой добротой. Выдал замуж сестер, соблюдал все уложения, которые установил его праведный отец. Есть предание, из которого известно, что когда соседний князь Радислав напал на Богемию, чтобы завладеть этими землями, ради того чтобы предотвратить большое кровопролитие, святой Вячеслав предложил Радиславу сражение один на один. Кто победит – того и земли. Милостью Божией победил Вячеслав, Радислав просил на коленях прощения у святого князя, а войска прославляли имя Вячеслава, ибо его подвиг сохранил многие жизни.

Во время своего правления святой благоверный князь Вячеслав Чешский избирал своих доверенных из самых благочестивых христиан, следил за тем, чтобы дела в судах вершились справедливо.

Сам он вел строгий подвижнический образ жизни – часто по ночам не сладко спал, а пек просфоры к утреннему богослужению. Ему принадлежит перевод на чешский язык Евангелия от Иоанна. Утром, босой, со своим слугою – престарелым Подивоем, святой князь шел в отдаленный храм, и когда Подивой запинался в снегу, говорил, чтобы старик слуга ступал в его, уже проложенные в снегу следы.

Святой благоверный князь Вячеслав Чешский был готов отдать Болеславу все княжество и удалиться к служению Богу, о чем мечтал с отроческих лет. Однако в Болеславе жила не только страсть к власти. Немецким латинским миссионерам было невыгодно добровольное принятие правления Болеславом всего княжества целиком, ибо такой поступок укрепил бы еще более уважение к святому благоверному князю Вячеславу Чешскому и соответственно его православной вере, ради которой он не жалел княжеского престола. А немцы подстрекали Болеслава уничтожить брата, чтобы не дать ему совершить этот достойный подвижника веры поступок.

Желая навестить брата в праздник святых Косьмы и Дамиана князь Вячеслав поехал в Болеславль, полагая после литургии вернуться домой, но Болеслав стал ласково уговаривать святого Вячеслава остаться. На вечерней трапезе святого тайно предупредили, что против него готовится заговор, но он не поверил тому, хотя сам чувствовал неладное.

Утром 28 сентября 935 года после Р.Х. святой благоверный князь Вячеслав Чешский поспешил в церковь. В воротах двора его догнал князь Болеслав. Вячеслав улыбнулся брату и сказал, что вчерашний вечер хорошо прошел. В ответ Болеслав выхватил спрятанный под плащом меч и со словами, что, мол, нынешний вечер будет еще лучше, ударил Вячеслава мечом по голове. Но Вячеслав, закаленный воин, опрокинул Болеслава на землю и, удерживая его, спросил, что тот задумал. Тут подбежал еще один соратник Болеслава и тоже ударил благоверного князя мечом. Видя, что кругом собираются заговорщики, святой благоверный князь Вячеслав Чешский поспешил к церкви, но его нагнали и закололи мечами. Так же поступили и с его придворными.

Тело святого взял, обмыл и обернул пеленами священник Красей, но, опасаясь преследований, не решился везти его в Прагу, положив останки в местной церкви. Несмотря на то, что христианства Драгомира не любила, узнав о смерти сына, княгиня прибежала к его телу и горько оплакала гибель своего первенца. До погребения кровь выступала из его ран, и никто не мог смыть ее – она снова выступала вокруг его ложа. Когда же он был погребен, она у всех на глазах сама ушла в землю.

Теперь мощи святого благоверного князя Вячеслава Чешского покоятся в Праге, столице Чехии, в соборе Святого Витта, который когда-то устроил сам святой князь, когда перевез в Чехию из Германии останки этого чтимого тут святого.

Значение иконы

Икона Святого благоверного князя Вячеслава Чешского напоминает нам о праведном и подвижническом житии этого удивительного святого. В сонме других православных благоверных князей он являет нам пример удивительного сочетания высоких душевных качеств человека – отважного воина, мудрого и доброго правителя и истинного ревнителя православной христианской веры. Эта духовная созидательная деятельность говорит нам о том, что кротость, терпимость и при этом стойкость властителя оставляют его имя в истории на долгое-долгое время и являются достойным примером для воспитания тех же качеств в следующих поколениях.

____________________________________
1 Богемия - историческая область в Центральной Европе, на которой образовалось современное государство Чехия.

или 935 ?), святой страстотерпец, чешский князь, сын кн. Вратислава и Драгомиры .

Память 4 марта , 28 сентября .

Воспитан бабкой св. княгиней Людмилой в духе благочестия и любви к славянскому обряду, отцом же - в латинской церкви. Получил прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия , святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован.

Отец его, князь Вратислав погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол. До 924 - 925 был под опекой матери, Драгомиры , убившей его бабку Людмилу, боровшейся с аскетически-религиозными наклонностями сына, наконец, изгнанной им.

Как самостоятельный правитель Вячеслав проводил религиозно-аскетические идеалы эпохи как в личной жизни (собирал вокруг себя духовенство, мечтал о путешествии в Рим , монашестве и т.п.), так и в государственной (отказался от пыток и от смертной казни). Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии . Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу , построил для них великолепный храм во имя святого Вита .

Недовольство части народа, особенно знати, образом жизни князя, его политикой, особенно внешней (он признал себя вассалом немецкого короля Генриха I Птицелова ), облегчило его брату, удельному князю Болеславу I , государственный переворот.

28 сентября 935 в г. Старом Болеславе на празднике св. Вячеслав был убит своим родным братом и его слугами у дверей храма. Над его сторонниками в Праге была учинена жестокая расправа. Судьба сына Вячеслава, Збраслава, неизвестна.

Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученица, братоубийца перенес его мощи в Прагу , похоронил их в церкви святого Вита (перенесение мощей святого Вячеслава празднуется 4 марта ).

Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии .

Тотчас по смерти Вячеслава появляется в Чехии почитание его как первого чешского мученика-святого, уже в первую четверть XI в. проникший и в Киевскую Русь (жития Бориса и Глеба, богослужебный канон св. Вячеславу и т.п.). Появляются жития его: 1) латинские: «Crescente fide», Гумпольда, Лаврентия - все конца X в., и 2) церковно-славянские: одно оригинальное, первой половины X в., другое, найденное проф. Н. Никольским и изданное Обществом любителей древней письменности,- позднейшее, переработка Гумпольда, но с интересными добавлениями (оба - в русских рукописях, но с чехизмами). Возникает гимн «Svaty Vaclave, vévodo ceské zeme»; в гуситскую эпоху укореняется возникшее еще в XIII в. представление (неверное) о Вячеславе как национальном герое-борце против немцев .

Тропарь, глас 4

Днесь ангели с человеки радуются вкупе общим веселием. / Небо и земля светло ликуют в память ти, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: / помолись к Владыце о нас, избавити ны от напасти, видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую ти память.

Ин тропарь, глас 1

Благочестиваго корене отрасль пречестная, / святый благоверный великий княже Вячеславе, / поборник быв Восточныя в Чехах Церкве / и прибежище теплое убогим и сирым, / яко вторый Авель, незлобиве претерпел еси смерть, / во главу усечен рукою брата пред враты церковными. / Темже и всели тя Христос, / яко исповедника правыя веры во обители Небесныя, / прослави всечестную память твою в словенских языцех / и дарова тя скораго помощника всем, почитающим тя. / Молися о людех твоих ко Господу, / да обратит их в лоно Православныя Церкве и спасет души наша.

Кондак, глас 1

С лики ангельскими предстоя, блаженне княже Вячеславе, / наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты, / и оттуду благодетельныя дары почерп чудес, / всем притекающим верою под твою святыню / источаеши цельбам дарование.


Как быстро получить икону

Золотые рамыСветлые рамы

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 24х21 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 24х21 см. 6500 р. 6500 р.

Заказать икону

Заказать икону

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате?

Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. А шкатулку можно будет потом использовать для хранения чего-то полезного. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком 9500 руб. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы. Еще фото Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли. При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: [email protected] или позвонить по телефону: +79151310033

Как защищает икона

Икону Святого благоверного князя Вячеслава Чешского, помимо того, что она может быть в доме именной иконой для членов семьи, принявших в Святом крещении то же имя, хорошо иметь в доме, где кто-либо из членов семьи находится на воинской службе – срочной и постоянной или участвует в боевых действиях.

Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Святому благоверному Вячеславу Чешскому молятся о защите державы от внешних врагов, об охранении воинов, которые защищают Родину, ее границу, находятся на боевых учениях или в местах военных конфликтов.Вернуться к содержанию

Молитва первая

О святый благоверный княже мучениче Вячеславе, избранный воеводо земли Чешския и всех христиан словенских теплый пред Богом предстателю! Днесь, в память твою единодушно сошедшеся в честнем храме сем и пред иконою твоею умиленно молящеся, сице из глубины сердца нашего к тебе взываем: ты в житии твоем ревнитель и защитник Православныя веры был еси – и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди. Ты великое возложенное на тя служение усердно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в немже призван есть, настави. Ты супостатов полки от отечества твоего силою ратною и мудростию управительною отгнал еси, и на нас ополчающихся всех врагов видимых и невидимых низложи. Ты в пределах страны своея правду и мир и милосердие насаждати потщался еси, и нам от милостиваго Бога в сих добродетелех преуспеяние испроси. Ты безвинную кровь твою, аки Авель, от руки брата своего пред враты церковными пролиял еси, и нас, яко чада единыя Матере Церкве, братолюбию и кротости научи. О великий и славный княже Вячеславе, ради вящшия славы Небесныя венец земнаго княжения оставивый и венцем мученическим праведно увенчанный! Ныне с мудрою наставницей, праматерию твоею Людмилою, и всеми святыми у Престола Божия предстоя, не забуди нас сирых и убогих, якоже в животе твоем никогоже от таковых оставил еси. И предстательством твоим житие тихое и безгрешное и к вечному царствию шествие устрой нам, да прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святый княже Вячеславе! Усердно просим тя молитися за ны, да простит Господь Бог наша согрешения вольная и невольная и очистит нас от всякия скверны плоти и духа, да избавит нас от козней диавола и сохранит от клеветы человеческия, да утвердит нас в истинной вере и благочестии, да соблюдет от суемудрых и душетленных учений, да сохранит сердца наша от соблазнов мира сего и да научит огребатися от плотских страстей и похотей, да тако, горняя мудрствующе, а не земная, прославим Единосущную Троицу во век и в век века. Аминь.

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь:

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

В эту часть молитвенного правила хорошо также включить тропарь своему святому заступнику, который следует знать и понимать.

Тропарь святому благоверному князю Вячеславу Чешскому, глас 4-й

Днесь Ангели с человеки радуются вкупе общим веселием, Небо и земля светло ликуют в память твою, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: помолися к Владыце о нас, избавити ны от напасти видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую память твою.

Тропарь иной, глас 1-й

Благочестиваго корене отрасль пречестная, святый благоверный великий княже Вячеславе, поборник быв Восточныя в Чехах Церкве и прибежище теплое убогим и сирым, яко вторый Авель, незлобиве претерпел еси смерть, во главу усечен рукою брата пред враты церковными. Темже и всели тя Христос яко исповедника правыя веры во обители Небесныя, прослави всечестную память твою в словенских языцех и дарова тя скораго помощника всем, почитающим тя. Молися о людех твоих ко Господу, да обратит их в лоно Православный Церкве и спасет души наша.

Величание

Величаем тя, святый благоверный княже Вячеславе, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Вернуться к содержанию

Когда день памяти святого

Празднества святому благоверному князю Вячеславу Чешскому установлены Православной Церковью:

В каких храмах есть икона святого

В 2004 году в Барвихе была построена церковь Святого Вячеслава, князя Чешского. Там находится не только икона, но и частица мощей святого, а также есть частица мощей святой Людмилы Чешской. Эти святыни пребывают в подмосковном храме постоянно. Икона Святого Вячеслава Чешского с частицей мощей есть и в московском храме Святителя Николая в Котельниках на Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии. При Донском мужском монастыре находится церковь Святого князя Вячеслава Чешского, ее иконостас выполнен в традициях древнерусского искусства. Иконы святого можно увидеть в церквах, которые находятся в других населенных пунктах нашей страны, например, в Пскове в храме Святителя Василия Великого. В поселке Новь Московской области и в селе Васильевка Нижегородской области расположены храмы во имя святого благоверного Вячеслава Чешского.Вернуться к содержанию

Житие святого и значение иконы

Житие святого благоверного князя Вячеслава Чешского

Вячеслава Чешского

Святой благоверный князь Вячеслав Чешский приходился внуком святой блаженной Людмиле. Она, вместе с ее мужем князем Богемии1 Боривоем, прилагала большие труды к обращению своих подданных к истинной вере. Недаром таинство Святого крещения они приняли от святого Мефодия, архиепископа Моравского, великого просветителя славянских народов.

Сын блаженной Людмилы и Боривоя Вратислав также был искренним христианином, всем сердцем принявшим от благочестивых родителей веру Христову, и всячески внедрял ее среди жителей Богемии, которые неохотно расставались с прежней языческой верой. Укоренению христианства в Чехии также усиленно препятствовали действия саксонских католических миссионеров, которые внедряли христианство среди соседних племен, живших вдоль Лабы (Эльбы), жестокими, насильственными способами.

Надо сказать, что жена Вратислава Драгомира, хоть и приняла Святое крещение, но в душе оставалась преданной языческой традиции, и в преданиях сохранилась память о ней, как о женщине злой и отравленной пороком гордыни. Жестокость немецких властей и священников вызывала в ней гнев и отторжение христианства вообще, но, конечно, она скрывала это от благочестивого мужа, который внедрял Христову веру, конечно же, другими, добродетельными способами, любовью и терпением.

У княжеской семьи, кроме Вячеслава и Болеслава, были еще один сын Спытогнев и несколько дочерей, но Вячеслав выделялся среди всех сердечностью, кротостью, целомудрием и умом. Насколько свои душевные качества молодой Вячеслав унаследовал от отца, который прославился многими благочестивыми делами, настолько гневливость, гордыню и скрытую нелюбовь к христианству Болеслав унаследовал от матери Драгомиры.

Чувствуя эту нелюбовь, князь Вратислав отдал Вячеслава на воспитание его бабушке, святой блаженной Людмиле, которая обучила его грамоте и дала ему с помощью учителей и наставников весьма хорошее по тем временам образование.

Когда святому благоверному князю Вячеславу Чешскому исполнилось 18 лет, отец его умер, завещая престол ему, своему старшему сыну. Властная Драгомира решила, что сын слишком молод для правления, и начала княжить сама, выбирая себе в приближенные людей, которые откровенно не принимали христианской веры или были христианами, но людьми не лучших душевных качеств, ибо, к сожалению, и так бывает. Она же начала менять установленные Вратиславом порядки, поддерживающие христианскую традицию.

Блаженная Людмила была крайне огорчена тем, что происходило в княжестве. Хотя святой благоверный Вячеслав Чешский желал отдать жизнь служению Богу, святая Людмила настояла, чтобы он принял княжение сам. Понимая, что необходимо предпринять шаги по предотвращению смуты в стране, в которой еще не было полного единства веры, и язычество еще занимало кое-где крепкие позиции, святой Вячеслав поделил княжество на две части и отдал одну Болеславу, она была названа Болеславией по имени ее владетеля.

Лишенная власти княгиня Драгомира была жестоко оскорблена. Она постоянно вела с Болеславом разговоры, подогревавшие в нем ненависть к брату и бабке. Блаженная Людмила понимала, чем грозит ей ненависть невестки, и уехала в город Течин. Однако Драгомира разыскала ее, послала в Течин двух своих бояр, подкупивших там нескольких бандитов, которые явились к блаженной Людмиле во время ее молитвы и лишили ее жизни.

Икона Святого благоверного князя

Вячеслава Чешского

Знал или не знал об этом молодой князь – достоверных сведений нет, но известно, что вскоре после этого прискорбного события княгиня Драгомира им от двора была удалена.

Правил святой благоверный Вячеслав Чешский, несмотря на молодость, мудро и с великой добротой. Выдал замуж сестер, соблюдал все уложения, которые установил его праведный отец. Есть предание, из которого известно, что когда соседний князь Радислав напал на Богемию, чтобы завладеть этими землями, ради того чтобы предотвратить большое кровопролитие, святой Вячеслав предложил Радиславу сражение один на один. Кто победит – того и земли. Милостью Божией победил Вячеслав, Радислав просил на коленях прощения у святого князя, а войска прославляли имя Вячеслава, ибо его подвиг сохранил многие жизни.

Во время своего правления святой благоверный князь Вячеслав Чешский избирал своих доверенных из самых благочестивых христиан, следил за тем, чтобы дела в судах вершились справедливо.

Сам он вел строгий подвижнический образ жизни – часто по ночам не сладко спал, а пек просфоры к утреннему богослужению. Ему принадлежит перевод на чешский язык Евангелия от Иоанна. Утром, босой, со своим слугою – престарелым Подивоем, святой князь шел в отдаленный храм, и когда Подивой запинался в снегу, говорил, чтобы старик слуга ступал в его, уже проложенные в снегу следы.

Святой благоверный князь Вячеслав Чешский был готов отдать Болеславу все княжество и удалиться к служению Богу, о чем мечтал с отроческих лет. Однако в Болеславе жила не только страсть к власти. Немецким латинским миссионерам было невыгодно добровольное принятие правления Болеславом всего княжества целиком, ибо такой поступок укрепил бы еще более уважение к святому благоверному князю Вячеславу Чешскому и соответственно его православной вере, ради которой он не жалел княжеского престола. А немцы подстрекали Болеслава уничтожить брата, чтобы не дать ему совершить этот достойный подвижника веры поступок.

Желая навестить брата в праздник святых Косьмы и Дамиана князь Вячеслав поехал в Болеславль, полагая после литургии вернуться домой, но Болеслав стал ласково уговаривать святого Вячеслава остаться. На вечерней трапезе святого тайно предупредили, что против него готовится заговор, но он не поверил тому, хотя сам чувствовал неладное.

Утром 28 сентября 935 года после Р.Х. святой благоверный князь Вячеслав Чешский поспешил в церковь. В воротах двора его догнал князь Болеслав. Вячеслав улыбнулся брату и сказал, что вчерашний вечер хорошо прошел. В ответ Болеслав выхватил спрятанный под плащом меч и со словами, что, мол, нынешний вечер будет еще лучше, ударил Вячеслава мечом по голове. Но Вячеслав, закаленный воин, опрокинул Болеслава на землю и, удерживая его, спросил, что тот задумал. Тут подбежал еще один соратник Болеслава и тоже ударил благоверного князя мечом. Видя, что кругом собираются заговорщики, святой благоверный князь Вячеслав Чешский поспешил к церкви, но его нагнали и закололи мечами. Так же поступили и с его придворными.

Тело святого взял, обмыл и обернул пеленами священник Красей, но, опасаясь преследований, не решился везти его в Прагу, положив останки в местной церкви. Несмотря на то, что христианства Драгомира не любила, узнав о смерти сына, княгиня прибежала к его телу и горько оплакала гибель своего первенца. До погребения кровь выступала из его ран, и никто не мог смыть ее – она снова выступала вокруг его ложа. Когда же он был погребен, она у всех на глазах сама ушла в землю.

Теперь мощи святого благоверного князя Вячеслава Чешского покоятся в Праге, столице Чехии, в соборе Святого Витта, который когда-то устроил сам святой князь, когда перевез в Чехию из Германии останки этого чтимого тут святого.

Значение иконы

Икона Святого благоверного князя Вячеслава Чешского напоминает нам о праведном и подвижническом житии этого удивительного святого. В сонме других православных благоверных князей он являет нам пример удивительного сочетания высоких душевных качеств человека – отважного воина, мудрого и доброго правителя и истинного ревнителя православной христианской веры. Эта духовная созидательная деятельность говорит нам о том, что кротость, терпимость и при этом стойкость властителя оставляют его имя в истории на долгое-долгое время и являются достойным примером для воспитания тех же качеств в следующих поколениях.

____________________________________

1 Богемия - историческая область в Центральной Европе, на которой образовалось современное государство Чехия.Вернуться к содержанию

Святые разных веков являются прообразами героев многих литературных произведений. Иногда мы даже не помним автора любимых строк - но точно знаем, кто вдохновил их создателя.

Здравствуйте! С вами писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».

Сегодня мы говорим о благоверном князе Вячеславе Чешском и популярной в Европе рождественской песне «Добрый Вячеслав король…»

«Добрый Вячеслав король
Распахнувши ставни
Увидал глубокий снег
В день Стефанов славный

Видит - в поле под луной
Вьюга снег взметает
Там крестьянин на ветру
Хворост собирает.

«Где ты, верный мой слуга?
Расскажи мне, друже
Где живет крестьянин, что
Мерзнет в этой стуже»…

Таким - внимательным к людям, обходительным, добрым - остался в народной памяти образ благоверного князя Вячеслава (или Вацлава) Чешского.

Вячеслав жил в 10 веке и был старшим сыном князя чехов Вратислава. У него был младший брат Болеслав и несколько сестер.

Так сложилось, что Вячеслав с детства воспитывался в доме бабушки, святой княгини Людмилы Чешской, и перенял у нее все самое лучшее.

После смерти мужа княгиня Людмила до совершеннолетия сыновей сама правила Чехией. В летописях (кстати, она первая женщина, упоминаемая в чешских хрониках) ее правление характеризуется как разумное и справедливое.

Княгиня Людмила была христианкой и знала славянскую грамоту. По преданию, ее крестил сам просветитель славян святой Мефодий.

Её любимый внук Вячеслав тоже был хорошо образован: знал латынь, греческий язык. Христианское «образование» получила и его душа: добрая, сострадательная к людям.

Не каждый правитель, выглянув в окно, обратит внимание на озябшего крестьянина, собирающего хворост…

«Сир, отсюда мили три
Там источник под горой
У святой Агнии”

«Принеси скорей вина,
мяса, дров сосновых
Пусть отведает бедняк
Трапезы дворцовой»…

Но если Вячеслав многое унаследовал от своей мудрой, просвещенной бабушки, то его младший брат Болеслав находился под влиянием матери, жестокой язычницы Драгомиры.

Невестка ненавидела Людмилу, ревнуя к ее уважению в народе, а после смерти мужа, князя ВратислАва, подослала к княгине-мученице убийц.

Вячеславу было шестнадцать лет, когда он сразу лишился отца, бабушки, да и матери тоже - за свои злодеяния Драгомира была выслана за пределы страны.

Из близких у занявшего княжеский престол юного Вячеслава теперь был только брат БолеслАв. Князь Вячеслав справедливо распорядился наследством, уступив младшему брату обширную область княжества, которая называлась Болеславией.

Среди многочисленных легенд о Вячеславе Чешском одна - особенно трогательная. Она о том, как молодой князь со своим верным слугой Подивоем ходил зимой к заутрене в церковь. Вячеслав шел по сугробам впереди и заботливо протаптывал для старика дорожку в снегу, говоря: «Нынче зима, старче, ступай по следам моим, какие проложил я в снегу».

«Злой зиме наперекор
С ветрами, снегами
Вышли в путь король и паж
С грузом за плечами

«Добрый Сир, не видно зги,
Заметает очи
Сжалось сердце от тоски
И идти нет мочи»

«Видишь, вот следы мои
В них ступай ты смело
Так и хлада избежишь,
И согреешь тело».

Так за кралем он пошел
По следам смелее -
Самый дерн согрел святой
Поступью своею…»

Святой князь Вячеслав Чешский - князь-страстотерпец, князь-мученик…

Как-то на праздник Косьмы и Дамиана князь Вячеслав поехал в Болеславль, город младшего брата. После литургии он собирался ехать домой, но Болеслав стал упрашивать брата остаться на праздничный ужин.

На вечерний пир в княжеский дворец собралось множество друзей Болеслава, и во время рыцарской потехи кто-то шепнул князю Вячеславу, что это - неспроста, младший брат задумал его убить. Но Вячеслав не хотел в это верить и остался гостить у брата до утра.

На рассвете, когда князь Вячеслав уже выезжал из ворот дома, неожиданно его нагнал Болеслав.

- Добрый вечер был у тебя, брат мой! - сказал ему Вячеслав.

Выхватив меч, Болеслав ответил:

- Нынешний хочу сделать тебе лучше вчерашнего, - и ударил Вячеслава по голове.

Они схватились, в какой-то момент князь Вячеслав выхватил меч из рук Болеслава…

О силе Вячеслава и его умении владеть оружием тоже ходили легенды. Как-то молодому князю чехов пришлось сражаться с соседним князем Радиславом, и когда два войска уже стояли напротив друг друга, Вячеслав предложил противнику решить спор поединком. Радислав был побежден и просил у Вячеслава прощение…

Теперь князь-христианин не захотел проливать кровь родного брата и опустил свой меч.

Братья смотрели друг другу в глаза - а тем временем во двор уже стали сбегаться друзья и слуги Болеслава, кто-то из них ранил гостя в руку. Вячеслав вырвался и побежал в сторону церкви. Убийцы настигли князя-мучника прямо на пороге храма…

Позже Болеслав раскаялся в своем преступлении. Став верховным князем, он велел перенести мощи князя Вячеслава в Пражский Град, где они и теперь лежат в соборе святого Вита.

А еще память благоверного князя Вячеслава увековечена в песне, которую на праздник Рождества Христова в Европе любят петь взрослые и дети.

Братья, верьте - не спасут
Деньги иль главенство
А кто бедных ублажит -
Сам найдет блаженство!

Бла-го-вер-ный Вя-че-слав (он же Вин-че-слав или Вац-лав), князь Чеш-ский, был вну-ком свя-той кня-ги-ни Люд-ми-лы, ко-то-рая вос-пи-та-ла его в хри-сти-ан-ской ве-ре. По-лу-чив пре-крас-ное об-ра-зо-ва-ние от пре-сви-те-ра Пав-ла, уче-ни-ка свя-ти-те-ля Ме-фо-дия, свя-той Вя-че-слав вла-дел сла-вян-ским, ла-тин-ским и гре-че-ским язы-ка-ми и был все-сто-ронне об-ра-зо-ван. Отец его, князь Ро-сти-слав (Вра-ти-слав) по-гиб в 920 го-ду в бою с угра-ми (вен-гра-ми), и 18-лет-ний Вя-че-слав всту-пил на кня-же-ский пре-стол.

Он управ-лял муд-ро и спра-вед-ли-во, за-бо-тясь о хри-сти-ан-ском про-све-ще-нии сво-е-го на-ро-да. Вы-ку-пая де-тей языч-ни-ков, про-дан-ных в раб-ство, он от-да-вал их на вос-пи-та-ние в хри-сти-ан-ском ду-хе. Князь Вя-че-слав был ми-ро-лю-бив, по-чи-тал ду-хо-вен-ство, укра-шал хра-мы. Он мно-го по-тру-дил-ся для укреп-ле-ния хри-сти-ан-ства в Че-хии. Он пе-ре-нес мо-щи му-че-ни-ка Ви-та в сто-ли-цу Че-хии, Пра-гу, по-стро-ил для них ве-ли-ко-леп-ный храм во имя свя-то-го Ви-та.

Немец-кое ду-хо-вен-ство, пре-сле-до-вав-шее рань-ше свя-ти-те-ля Ме-фо-дия, про-ти-во-дей-ство-ва-ло и свя-то-му Вя-че-сла-ву и вос-ста-нав-ли-ва-ло про-тив него за-вист-ли-вых вель-мож. Эти вель-мо-жи ста-ли ин-три-го-вать про-тив Вя-че-сла-ва и уго-во-ри-ли его млад-ше-го бра-та Бо-ле-сла-ва за-нять пре-стол. Чтобы из-ба-вить-ся от Вя-че-сла-ва, Бо-ле-слав при-гла-сил его на освя-ще-ние хра-ма. Вя-че-слав от-ка-зал-ся ве-рить слу-гам, ко-то-рые пре-ду-пре-жда-ли его о за-го-во-ре. Он по-шел в храм к утрене, и на по-ро-ге хра-ма был убит сво-им бра-том и его дру-зья-ми. Это про-изо-шло в 935 го-ду. Из-руб-лен-ное те-ло свя-то-го Вя-че-сла-ва несколь-ко дней ле-жа-ло без по-гре-бе-ния, от-че-го на-род него-до-вал и вол-но-вал-ся. Мать, узнав об уби-е-нии Вя-че-сла-ва, по-хо-ро-ни-ла его те-ло в церк-ви при кня-же-ском дво-ре. Кровь, про-ли-тую в цер-ков-ных две-рях, дол-го не мог-ли от-мыть. Бо-ле-слав, став пра-ви-те-лем, за-нял-ся ис-ко-ре-не-ни-ем пра-во-сла-вия в Че-хии и на-саж-де-ни-ем ка-то-ли-че-ства. Он на-ста-и-вал на слу-же-нии ли-тур-гии толь-ко на ла-тин-ском язы-ке. Под дав-ле-ни-ем на-ро-да, по-чи-тав-ше-го Вя-че-сла-ва как му-че-ни-ка, бра-то-убий-ца, по-ви-ди-мо-му, рас-ка-ял-ся и пе-ре-нес его мо-щи в Пра-гу, по-хо-ро-нил их в церк-ви свя-то-го Ви-та. Стра-сто-тер-пец Вя-че-слав вме-сте с кня-ги-ней Люд-ми-лой по-чи-та-ют-ся по-кро-ви-те-ля-ми Че-хии.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь благоверному князю Вячеславу Чешскому

Днесь А́нгели с челове́ки ра́дуются вку́пе о́бщим весе́лием,/ Не́бо и земля́ све́тло лику́ют в па́мять твою́, свя́те./ И мы, гре́шнии, приле́жно ти вопие́м:/ помоли́ся к Влады́це о нас,/ изба́вити ны от напа́сти/ ви́димых и неви́димых враг,// чту́щих пресве́тлую па́мять твою́.

Перевод: Сегодня Ангелы с людьми радуются вместе общей радостью, Небо и земля громко поют в память твою, святой. И мы, грешные, настойчиво к тебе взываем: помолись Владыке о нас об избавлении от нападения видимых и невидимых врагов, так как мы почитаем пресветлую память твою.

Ин тропарь благоверному князю Вячеславу Чешскому

Благочести́ваго ко́рене о́трасль пречестна́я,/ святы́й благове́рный вели́кий кня́же Вячесла́ве,/ побо́рник быв Восто́чныя в Че́хах Це́ркве/ и прибе́жище те́плое убо́гим и си́рым,/ я́ко вторы́й А́вель, незло́биве претерпе́л еси́ смерть,/ во главу́ усече́н руко́ю бра́та пред враты́ церко́вными./ Те́мже и всели́ тя Христо́с/ я́ко испове́дника пра́выя ве́ры во оби́тели Небе́сныя,/ просла́ви всечестну́ю па́мять твою́ в слове́нских язы́цех/ и дарова́ тя ско́раго помо́щника всем, почита́ющим тя./ Моли́ся о лю́дех твои́х ко Го́споду,// да обрати́т их в ло́но Правосла́вныя Це́ркве и спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Благочестивого корня росток почитаемый, святой благоверный великий князь Вячеслав, ты был защитником Восточной Церкви в Чехии и теплым пристанищем нищим и сиротам, как второй Авель, невинно претерпел ты смерть, убитый рукой брата перед воротами церкви. Потому и вселил тебя Христос, как исповедника истинной веры в обители Небесные, прославил почитаемую память твою среди славянских народов и даровал тебя, быстрого помощника всем, почитающим тебя. Молись о людях твоих ко Господу, да обратит их в лоно Православной Церкви и спасет души наши.

Кондак благоверному князю Вячеславу Чешскому

С ли́ки А́нгельскими предстоя́,/ блаже́нне кня́же Вячесла́ве,/ наслажда́ешися Боже́ственныя и неизрече́нныя добро́ты,/ и отту́ду благоде́тельныя да́ры поче́рп чуде́с,/ всем, притека́ющим ве́рою под твою́ святы́ню// источа́еши цельба́м дарова́ние.

Перевод: С ангельскими хорами пребывая, блаженный князь Вячеслав, наслаждаешься Божественной и несказанной красотой, и оттуда почерпнув дары благотворения чудес, всем, приходящим с верой к твоей святыне, источаешь исцелений дарование.

Величание благоверному князю Вячеславу Чешскому

Велича́ем тя́, благове́рный кня́же Вячесла́ве, и чти́м святу́ю па́мять твою́, ты́ бо мо́лиши за на́с Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва благоверному князю Вячеславу Чешскому

О, святы́й благове́рный кня́же му́чениче Вячесла́ве, избра́нный воево́до земли́ Че́шския и всех христиа́н слове́нских те́плый пред Бо́гом предста́телю! Днесь, в па́мять твою́ единоду́шно соше́дшеся в честне́м хра́ме сем и пред ико́ною твое́ю умиле́нно моля́щеся, си́це из глубины́ се́рдца на́шего к тебе́ взыва́ем: Ты в житии́ твое́м ревни́тель и защи́тник правосла́вныя ве́ры был еси́, и нас в ней те́плыми твои́ми к Бо́гу моли́твами непоколеби́мы утверди́. Ты вели́кое возложе́нное на тя служе́ние усе́рдно проходи́л еси́, и нас твое́ю по́мощию пребыва́ти коего́ждо, в не́мже призва́н есть, наста́ви. Ты супоста́тов полки́ от оте́чества твоего́ си́лою ра́тною и му́дростию управи́тельною отгна́л еси́, и на нас ополча́ющихся всех враго́в ви́димых и неви́димых низложи́. Ты в преде́лах страны́ своея́ пра́вду и мир и милосе́рдие насажда́ти потща́лся еси́, и нам от ми́лостиваго Бо́га в сих доброде́телех преуспе́яние испроси́. Ты безви́нную кровь твою́ а́ки А́вель от руки́ бра́та своего́ пред враты́ церко́вными пролия́л еси́, и нас, я́ко чад еди́ныя ма́тере Це́ркве, братолю́бию и кро́тости научи́. О, вели́кий и сла́вный кня́же Вячесла́ве, ра́ди вя́щшия сла́вы Небе́сныя вене́ц земна́го княже́ния оста́вивый и венце́м му́ченическим пра́ведно увенча́нный! Ны́не с му́дрою наста́вницею, прама́терию твое́ю Людми́лою, и все́ми святы́ми у Престо́ла Бо́жия предстоя́, не забу́ди нас си́рых и убо́гих, я́коже в животе́ твое́м никого́же от таковы́х оста́вил еси́. И предста́тельством твои́м житие́ ти́хое и безгре́шное и к ве́чному Ца́рствию ше́ствие устро́й нам, да просла́вим Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святому мученику князю Вячеславу Чешскому

Кондак 1

Богоизбранный княже и кроткий воине Христов, в роде христианскаго князя Богемии Боривоя и блаженней княгини Людмилы рожденный, родителями князем Вратиславом и княгиней Драгомирой с именем Вячеслава крещенный, величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная. Ты же из младенчества христианскому благочестию наученный от всяких нас бед свободи:

Икос 1

Ангелов Творец посла тя, святче Божий, Церкве Православней в укрепление, жаждущим ведения истины во благое вразумление, благочестивым житием твоим в назидательное окормление. Мы же, дивящеся таковому о тебе Промышлению Вседержителя, с радостию вопием ти:
Pадуйся, смирением и кротостию показавый стезю духовнаго восхождения.
Радуйся, княже, блаженней Людмилы любимое окормление;
Pадуйся, христианским истинам верное научение.
Радуйся, Духа Святаго в сердце вместивый;
Pадуйся, огнем божественной любви душу свою распаливый.
Радуйся, разума Евангельскаго исполненный;
Pадуйся, землю Чешскую житием благим твоим в вере утвердивый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 2

Видяще Господь чистоту помышлений сердца твоего, святый отче наш Вячеславе, избра тя в оружие Свое на земли Чешския в христианское просвещение, да утверждаемые твоими молитвами и наставлениями с надеждой вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Под сению блаженной Людмилы боговедение твое Господь укреплял еси, святче Божий, и в утверждение твое на прародительском престоле княже Вратислав на ступени алтаря пред лице святительское возвел еси тя, глаголя: Преподай, владыко, благословение сыну, наследнику моему. Мы же, видяще Божие благоволение к тебе, с радостию вопием ти сице:
Радуйся, подобно праведным праотцам Аврааму, Исааку и Иакову благословенный;
Pадуйся, в венчании равноапостольным царем Константину и Елене уподобленный.
Радуйся, от юности ревнителю благочестия богоизбранный;
Pадуйся, утверждения Православной веры источниче отрадный.
Радуйся, язычества дивный просветителю;
Pадуйся, аскетического жития ревнителю.
Радуйся, о словесном стаде Христовом земли Чешския попечение;
Pадуйся, о спасении народа твоего непрестанное помышление.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 3

Сила Вышняго служение княжеское твое воистину определила еси, веру в Господа нашего Иисуса Христа народу явно явил еси, днем и ночию храмы Божии для молений посещаяй, растерявших благодать святую к покаянию призываяй. Мы же, видяще попечения Божия сия, со умилением вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Благоволил еси Господь явити Своего светильника миру, тебе, святый отче Вячеславе, истины ведение, изобилие любве и кротости даровал еси, в умножении христианских добродетелей утвердил еси; все были равны пред лицем твоим. Сего ради поем Богу о тебе:
Радуйся, управителю земли Чешския верный;
Pадуйся, носителю духа кротости добропобедный.
Радуйся, богатым и убозим рабе верный;
Pадуйся, светом небесным наполненный.
Радуйся, сирот и вдов упование;
Pадуйся, душ христианских врачевание.
Радуйся, мирнаго духа хранителю;
Радуйся, язычества кроткий обличителю.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 4

Бури безумия и злоречия могущественных вельмож не убоялся еси, козни язычников превозмогаяй и землю Чешскую в Православии соблюдаяй. Мы же, победу духовну зря, с радостию вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Видящи язычества окружение, святче Божий, прилежно книги церковные изучал еси, духом ведения истины исполняяся, мудрости и твердости княжеской набираяся. Сего ради вопием ти:
Радуйся, чистый источниче вдохновения;
Pадуйся, гонимых за правду неизменное окормление.
Радуйся, убийц любимой наставницы блаженнной Людмилы обличение;
Pадуйся, родительницы твоея Драгомиры, коснеющей в язычестве, удаление.
Радуйся, в утверждении заповеди Божией с матерью примирение;
Pадуйся, греха краткаго отчуждения слезнаго омовение.
Радуйся, в возраст духовней зрелости неизменное восхождение;
Pадуйся, самобытное области твоея устроение.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 5

Боготечная звезда всем христианом страны твоея явился еси, святый мучениче Вячеславе, благочестивым житием на покаяние, на путь несения креста смиренно наставляяй. Мы же, верою узревши спасительность смирения и кротости на пути Христа, с радостию вопием ти: Аллилуиа.

Икос 5

Видевши вельможи страны Чешския великаго тя благочестия защитника, святый отче, брата твоего Болеслава ложию во искушение ввели, благочестие твое искажали. Мы же вси, твоему боголюбию дивящеся, вопием ти:
Радуйся, подвижниче богопрославленный и дивный;
Pадуйся, врагом рода человеческого, диаволом, поносимый.
Радуйся, к чистоте духовней, к вере в Истину призывавый;
Pадуйся, о любви Христовой житием твоим вещавый.
Радуйся, четырех твоих сестер в жены за князей окрестных стран с радостию отдавый;
Pадуйся, благодатию Святаго Духа страну твою омывавый.
Радуйся, брата Болеслава по-христиански возлюбивый;
Pадуйся, нивочто наговоры его на тя вменивый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 6

Проповедует Святая Церковь подвизи и труды твоя, богоносне угодниче Христов, о славе Божией и о спасении всем возвещал еси, о благодатном пламенении души житием твоим благовествуяй, научай тем люди твоя благодарственно пети Господу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси светом истины в стране многострадальной, святый княже Вячеславе, любовию твоею образ Христа являеши, гробом гордости, тщеславия и себялюбия себе пред всеми утверждающе. Сего ради воспеваем ти таковая:
Радуйся, княжеское страны твоея окормление;
Pадуйся, всем жаждущим спасения и до ныне благое утешение.
Радуйся, украшением храмов и очищением душ верных ко спасению препровождаеши;
Pадуйся, княжеством твоим и верою православных христиан умудряеши.
Радуйся, стадо Христово святыми молитвами вразумляеши;
Pадуйся, волков в овечьих шкурах доныне обличаеши.
Радуйся, страны Чешские украшение;
Pадуйся, святой Людмилы Чешския достойное последование.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 7

Хотяй веру Православную на земли Чешския в чистоте утвердити, святче Божий, против языческаго князя Куримскаго с войском выступил еси, в желании овладеть страной Богемией его обличаяй и открыто на поединок напавшаго князя вызываяй. Мы же, видяще отважность веры твоея, благодарно со слезами вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Ведуще тя избранника Божия, святый отче наш Вячеславе, безмолвно стояло преданное тебе войско, суда Господня ожидаяй, и вот внезапу князь язычник пред лицем твоим светлый крест узрел еси; пав ниц, твое благодушное прощение обретаяй. Мы же, вси труды твои поминающе непрестанно воспеваем ти сицевая:
Радуйся, благочестия христианскаго попечителю;
Pадуйся, безкровной битвы победителю.
Радуйся, врачу наш скорый и благодатный;
Pадуйся, верных Господу Иисусу Христу защитниче славный.
Радуйся, градов чешских щит и ограждение;
Pадуйся, в вере Православной утверждение.
Радуйся, в нуждах упованию на Бога научаеши;
Pадуйся, богатство лишь на небе собирати призываеши.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 8

Божию милость видим на тебе, святый мучениче Вячеславе, благочестия дела творя на совет имперский опоздал еси, обвинения собравшихся князей смиренно принимаяй. Ангелов окрест тя и крест сияющий на челе твоем Бог кесарю открыл еси внезапно и пред тобою его ниц поверг еси для всех нежданно. Мы же, зря сокровища сия, со умилением вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь всем заступниче явился еси, блаженне отче Вячеславе, часть мощей святаго Вита у кесаря, повергшагося пред тобою, испросил еси и в граде Праге церковь в честь святаго освятил еси, на похвалу всех подвизая пети Богу:
Радуйся, престолу и главе духовней в стране Чешстей поревновавый;
Pадуйся, кафедру архиепископскую Божиим смотрением основавый.
Радуйся, подвигами и молитвою народу чешскому ходатаю спасения;
Pадуйся, приводяй всех жаждущих к источнику очищения.
Радуйся, согревающую благодать слуге твоему Подивою открываяй;
Pадуйся, следовати за Христом «след в след» в зимнем поле научаяй.
Радуйся, нощным печением святых просфор Бога славивый;
Pадуйся, детей язычников истинному Богу служити посвящавый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 9

Всякое естество Ангельское удивися Промыслу милосердия Твоего, Боже наш, яко даровал еси нам толико мудраго и теплаго молитвенника и о спасении душ наших пред Престолом Твоим, Господи, попечителя. Кто сочтет, святче Божий, все труды твоя, яже сотворил еси, Господеви поя: Аллилуиа.

Икос 9

Всего себе Господу предал еси, мир Христов посреде людей утверждаяй и козни сатанинская любовию Христовой побеждаяй. Мы же, благочестивое житие твое зря, с любовию вопием ти:
Радуйся, дар прозорливости стяжавый;
Pадуйся, о перенесении тела святей Людмилы в девичию обитель святаго Георгия откровение Свыше восприявый.
Радуйся, монашество приняти возжелавый;
Pадуйся, будущее твое духом Святым познавый.
Радуйся, Ангельское и наше непрестанное удивление;
Pадуйся, носителю Божия прославления.
Радуйся, добровольной скудости не изменивый;
Pадуйся, Духа самоотвержения и любве приимый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 10

Спастися хотяй всем человеком, иже на крове мучеников Своих Церковь основавый, сердцеведец Христос положи тя, отче наш Вячеславе, в сонме святых мучеников во основание храмины страны Чешския, да вси в ней сущия вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Наставниче был еси всем с верою к тебе прибегающим, святче Божий, стране Чешския щит и ограждение, и о чистоте Православныя веры славное попечение. Мы же обетованное святыми духовное возстание богохранимых стран славянских в молитвах призываем и в покаянии вопием сице:
Радуйся, крест страданий на рамена во утверждение Православия приявый;
Pадуйся, сердечную мягкость стяжавый.
Радуйся, отмстителем себе Господа избравый;
Радуйся, образе мытарева смирения.
Pадуйся, кроткий лик небеснаго прозрения;
Радуйся, странники и нищия питавый.
Pадуйся, благость Христовой любви познавый;
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 11

Пение благоуханное непрестанно Святей Троице и Деве Богородице возносяще, всеми помыслами, житием твоим, образом благочестия в стране твоея пребыл еси; подобно братием князиям Борису и Глебу на Святой Руси, предательство от брата Болеслава приял еси. Мы же, возлюбивше Бога за таковую милость, выну зовем Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Богоизбранный воине Христов, святый мучениче княже Вячеславе, яко светозарное светило возсиял еси, кротость и смирение источаяй, смысл жития и смерти христианстей утверждаяй, любовию на стезю спасения, стезю несения креста во спасение души призываяй. Тем же поем ти:
Радуйся, поныне святые храмы Божии устрояеши;
Pадуйся, с любовию священство в них собираеши.
Радуйся, последний храм твой святому праотцу Аврааму посвятивый;
Pадуйся, брата твоего с благоговением на освящение пригласивый.
Радуйся, созидателю душ христианских славный;
Pадуйся, народа Божия любовь стяжавый.
Радуйся, воине Христов, явленный в подражание;
Pадуйся, отец чадолюбивый, Богом прославленный нам в утешение.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 12

К тебе любовь Пречистой Богородицы ведущи, святче Божий, на праздник святых Безсребреников ко брату Болеславу пребыл еси, яко овча, ведомое на заколение, смерть прозрел еси и кровь свою за Христа Бога пролити возжелал еси, словами сие предваряяй: Завтра на утреннем бдении райскаго предстоятеля святаго Михаила буду пити чашу, Владыка, ибо уже Архангеле душу мою Владыце обещал еси; вы же, радостно со мною ныне пиющие вино, ведайте, что от сего часа уже не буду пити оное с вами. Сего ради вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Церковь Божия земная славу небесную утверждаяй, поюще страдания твоя, подобно христопродавцу Иуде, брат твой Болеслав на пир нечестиваго скопища предателей увлек еси тя, великодушный святый мучениче Вячеславе, утром во вратах дома княжескаго смерть от меча брата и клевретов его с кротостию приял еси и на пороге церковном душу Господу предал еси. Мы же все сия зря, со слезами вопием ти:
Радуйся, святый княже, посланный нам во укрепление;
Pадуйся, образе Христов, призванный в покаянное очищение.
Радуйся, любящим тя ходатаю спасения;
Pадуйся, величающим тя и подражающим щит и ограждение.
Радуйся, немощным во благое утешение;
Pадуйся, всем верным победоносное благословение.
Радуйся, всех присных в Небесныя обители с собою призвавый;
Pадуйся, слезы поздняго раскаяния матери твоея Драгомиры познавый.
Радуйся, святый мучениче Вячеславе, страны Чешские княже предивный.

Кондак 13

О, предивный угодниче Христов, приими малое сие моление наше в похвалу тебе от православной братии возносимое, призри на нас немощных, ко греху преклонных, малопросвещенных, заботами обремененных и, предстоя в небесной славе пред Престолом Царя царствующих, молися о нас, великий княже: проси, святче Божий, да обрящем милосердие Его в день судный, в радости поюще Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

Молитва святому благоверному князю Вячеславу Чешскому

О, великий воине Христов, святый мучениче княже Вячеславе! Призри от Горния славы на нас грешных, яда теплохладности вкусивщих. Молися о нас, святче Божий! Да сподобит нас Господь во дни апостасии благодать для покаяния стяжати, с состраданием на брата и с любовию на врагов взирати, без злобы святую веру в оправдание себе пред Богом в чистоте содержати. Да сподобимся твоими молитвами последняго Царя на Святей Руси от Господа прияти, с тобою наследниками Царствия Небеснаго стати: вечнаго познания творений Божиих и благостнаго славословия Пресвятой Троицы: Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва иная

О, святый княже Вячеславе! Усердно просим тя молитися за ны (имена) , да простит Господь Бог наши согрешения вольная и невольная, и очистит нас от всякия скверны плоти и духа, да избавит нас от козней диавола и сохранит от клеветы людския, да утвердит нас в истинной вере и благочестии, да соблюдет от суемудрых и душетленных учений, да сохранит сердца наша от соблазнов мира сего и да научит огребатися от плотских страстей и похотей, да тако горняя мудрствовати, а не земная, прославляя Единосущную Троицу во веки и в век века. Аминь.

Канон святому благоверному князю Вячеславу Чешскому

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.

Лику́им дне́сь, ве́рнии, ра́достно, све́тлыми душа́ми пою́ще Спа́са на па́мять пречу́дную Христо́ва служи́теля Вячесла́ва.

Влады́чним Страсте́м сла́вне уподо́бился еси́, я́ко а́гня непоро́чно, без пра́вды убива́емь, те́м с ли́ки му́ченик, богоблаже́нне, ны́не весели́шися.

Сме́рть хода́таицу жи́зни прии́м, вся́ческим Влады́це ны́не в сла́ве предстои́ши, ея́же и на́м улучи́ти умоли́, свя́те, творя́щим твою́ па́мять пречу́дную.

Кто́ испове́сть твоя́ чудеса́, сла́вне, я́же твори́ши в ми́ре без числа́? Вы́ну бо все́м ве́рным оби́льно дае́ши исцеле́ние.

Богоро́дичен: Впа́дша мя́ в разбо́йники душегу́бными де́лы и сме́ртию потопле́на воздви́гни, молю́ Ти́ ся́, Госпоже́: Сы́ну Своему́ и Бо́гу за мене́ помоли́ся.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.

Любо́вию Христо́вою при́сно разжиза́емь к це́ркви святе́й, та́мо, преблаже́нне, я́ко а́гнец незло́бив, непра́ведное претерпе́л еси́ убие́ние.

Кро́вию ти́ пресве́тлою Це́рковь твоя́ укра́шшися, све́тлы лучи́ испуща́ет чуде́с, пою́щи па́мять ти́, достосла́вне.

Заря́ми Тро́ичными измла́да просве́щся, Христу́ насле́дник, свя́те, бы́сть, Его́же моли́ посла́ти ми́р душа́м на́шим.

Богоро́дичен: Чу́до Бо́жия Рождества́ Ти́, Чи́стая, вся́каго естества́ прехо́дит чи́н: Бо́га бо Пресу́щна зача́т во чре́ве и, ро́ждши, пребыва́еши Присноде́ва.

Конда́к, гла́с 3:

Кня́же, во́ине страны́ Боге́мии преди́вныя, смире́нным кня́жеским служе́нием спасе́ние стяжа́вый, у ца́рскаго престо́ла, свя́те Вячесла́ве, вене́ц сла́вы му́ченика за Христа́ прия́л еси́, и ны́не усе́рдно мо́лишися о ве́рных, Ду́хом Бо́жиим к ве́чному блаже́нству угото́ванных, страну́ Че́шскую храни́ти в Правосла́вии с любо́вию призыва́я, во е́же спасти́ся душа́м на́шим.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи, от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.

Благоде́тельно измла́да в ве́ре чи́сте воспита́н, чи́стыми свои́ми труды́ любо́вию Влады́це после́довал еси́, наде́ждею На́нь льсти́ваго врага́ посрами́в.

Све́тлостию сия́я, свя́те Вячесла́ве, грехи́ омраче́ны су́щия просвети́ твои́ми моли́твами, с ли́ки му́ченик имы́й дерзнове́ние за на́с моли́тися.

Мечи́ ссека́емь, свя́те, непобеди́ме, врага́ лука́ваго мече́м терпе́ния ссе́кл еси́, те́м и вене́ц прия́т из руки́ Вседержи́теля.

Богоро́дичен: Неизглаго́ланы и непостижи́мы, богоподо́бны вои́стину су́ть Твоего́, Богоро́дице, Рождества́ земны́м и небе́сным, Присноде́во, та́йны.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.

Твои́ми страстьми́, прехва́льне, неболе́зненную жи́знь восприя́в, свя́те Вячесла́ве, стра́ждущим все́м яви́ся заступле́ние, на по́мощь ве́рно тя́ зову́щим.

Па́че со́лнца, блаже́нне, просвети́л еси́ се́вера, и ю́га, и за́пада концы́ пресве́тлыми заря́ми чуде́с твои́х. Те́м на́с озари́, свя́те, па́мять твою́ пра́зднующих.

Су́щим в беда́х помо́щник ты́ бы́сть, ни́щим кормле́ние, печа́льным уте́ха, те́м и по сме́рти, свя́те, вся́ избавля́еши ве́рно тя́ зову́щия на по́мощь.

Богоро́дичен: Богоро́дицу Тя́ от души́ испове́дующия, Влады́чице ми́ру Блага́я, спаса́й, Тя́ бо заступле́ние, Непоро́чная, и́мамы, су́щую вои́стину Богоро́дицу.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти́: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.

Житие́ чи́сто поще́нием стяжа́в, Вячесла́ве преди́вне, и а́нгелом сограждани́н яви́вся, с ни́миже моли́ о спасе́нии ду́ш на́ших.

Княже́ние земно́е оста́вил еси́ вре́менное и ца́рское украше́ние прия́т из десни́цы Влады́чни, тле́нными ве́чная, я́ко му́др, стяжа́в.

Приими́ похвале́ние из окая́нных усте́н, свя́те, не могу́ща похвале́ния ти́ досто́йна исплести́ и моли́ Ми́лостиваго Бо́га дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Богоро́дичен: Пречи́стая Влады́чице, ро́ждшая земны́м Ко́рмчию и Го́спода, по́хотем ми́ злолю́тым устро́й смуще́ние и тишину́ пода́ждь се́рдцу моему́.

Конда́к, гла́с 1.

С ли́ки а́нгельскими предстоя́, блаже́нне кня́же Вячесла́ве, наслажда́ешися Боже́ственныя и неизрече́нныя добро́ты, и, отту́ду благоде́тельныя да́ры поче́рп чуде́с, все́м притека́ющим ве́рою под твою́ святы́ню источа́еши цельба́м дарова́ние.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Росода́тельну у́бо пе́щь соде́ла а́нгел преподо́бным отроко́м, халде́и же опаля́ющее веле́ние Бо́жие, мучи́теля увеща́ вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Ста́рый злоде́й зави́де свято́му твоему́ житию́ и науща́ет на убие́ние безу́мнаго ти́ собра́та. Ты́ же чи́стою со́вестию немо́лчно Творцу́ своему́ вопия́ше: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Ве́село лику́ет Пра́га дне́сь, пресла́вный ти́ гра́д, почита́я па́мять твою́, и, чудесы́ твои́ми озаря́я све́тло, вся́ страны́ созыва́ет вопи́ти: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Ле́стию прелука́ваго дре́вле очервлена́ бы́сть земля́ твоя́ братоуби́йственною руко́ю; ны́не же, кро́вию ти́ окропи́вшися, благоуха́ния же́ртву Христо́ви приноша́ет, вопию́щи: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Тобо́ю на́м, Деви́це, Све́т возсия́, те́мным, Ты́ бо родила́ еси́ Зижди́теля все́м и Бо́га, у Него́же проси́, Пречи́стая, при́сно посыла́ти на́м, ве́рным, ве́лию ми́лость.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: вся́ бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. Тя́ превозно́сим во вся́ ве́ки.

Весе́лия добро́тами на́с озаря́еши, пресла́вне, па́че со́лнца в земли́ Боге́мстей благода́тными заря́ми свы́ше освяще́н, превозноша́я Христа́ во ве́ки.

Те́ло твое́ свято́е, блаже́нне, прии́м, Пра́га дне́сь, прехва́льный ти́ гра́д, преди́вная чудеса́ ми́рови провозвеща́ет, превозноша́я Христа́ во ве́ки.

Кро́тостию укра́шен, преди́вне, и ра́зумом благове́рия просве́щся, Тро́ицы Пресвяте́й яви́лся еси́ вои́стину пропове́дник, превозноша́я Христа́ во ве́ки.

Богоро́дичен: От Све́та Светода́вца Словесе́ зача́т и неизрече́нно родила́ еси́ Пресу́щаго: Ду́х бо Бо́жий, Деви́це, в Тя́ всели́ся, те́м Тя́ пое́м, Чи́стая, во ве́ки вся́.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Бо́га челове́ком невозмо́жно ви́дети, на Него́же не сме́ют чи́ни а́нгельстии взира́ти; Тобо́ю бо, Всечи́стая, яви́ся челове́ком Сло́во воплоще́нно, Его́же велича́юще, с небе́сными во́и, Тя́ ублажа́ем.

Ве́лия благода́ти сподо́бився, сла́вне, просвети́л еси́ всю́ вселе́нную, исцеле́ния все́м оби́льно подава́я.

Приими́, свя́те, ра́дость а́нгельскую и, предстоя́ Зижди́телю своему́, о на́с помоли́ся, тебе́ велича́ющих.

Прии́м ны́не блаже́нный поко́й, не преста́й моля́ся, пресла́вне, свята́го блаже́нства причасти́тися вы́ну тя́ велича́ющим.

Богоро́дичен: Богоро́дице, ро́ждшая Сло́во па́че словесе́, Зижди́теля Своего́, Де́во, Того́ умоли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Свети́лен.

От земли́ преступи́л еси́ ко Влады́це, преблаже́нне Вячесла́ве, прииди́ ны́не духо́вно и присети́ ми́лостию пою́щих дне́сь честно́е ти́ пра́зднество.