Меню

Тайские дома. Как живется в настоящем тайском доме

Пол

****JavaScript based drop down DHTML menu generated by NavStudio. (OpenCube Inc. - http://www.opencube.com)****

Вера и обычаи

Тайский дом, домашние традиции и ритуалы

Каждый из тайцев считает дом главной вещью в своей жизни, от рождения до смерти, так как с древних времен в доме не только проживали, но так же рожали детей и умирали. Это в настоящее время детей рожают в больницах или небольших родильных домах, но в старые времена из-за отсутствия оных рожали исключительно дома, с помощью местных народных целительниц и повивальных бабок, впрочем, как и во всем мире, пожалуй. После смерти кого-либо из домочадцев после ритуала прощания, который мог длиться три, пять или семь дней, тело усопшего кремировали, а часть праха помещали на почетное место в доме. Таким образом, дом служил свою службу не только при жизни его обитателей, но и после нее. В древности прах умерших родственников помещали под порог дома. Считалось, что их души будут охранять жилище. Поэтому наступать на порог любого тайского дома, храма или любого другого здания означает оскорбить духов, стерегущих покой и благополучие дома. Порог надо переступать.

Тут уместно сказать несколько слов о такой неизбежной штуке в нашей жизни, как смерть. Сама по себе смерть не рассматривается тайцами в качестве горя от потери близкого человека. В этой буддийской стране смерть считается естественным переходом из одного состояния бытия в другое, сопряженным с избавлением от страданий в этой жизни и приобретением состояния «сабай-сабай», т.е. полного комфорта. В каком-то определенном смысле за усопшего можно даже порадоваться – он не испытывает физических мучений, он прошел очередной цикл своей кармы и вступил на новый круг существования своей души. Его провожают с почестями, и хранят о нем светлую память. Время прощания (три, пять или семь дней) зависит от дня недели, когда умер человек. Во-первых, нечетные числа считаются в Таиланде счастливыми, поэтому надо выдержать именно этот порядок времени прощания и совершения ритуалов. Во-вторых, нельзя хоронить, т.е. кремировать по четвергам, субботам и понедельникам, поскольку каждый четверг – праздник, День Учителя, а суббота и понедельник – законные выходные у служащих похоронных служб. Из этих соображений высчитывается количество дней прощания с покойным. В эти дни в дом приглашают четырех монахов для совершения прощальных обрядов. Цифра «4» знаменует смерть, поэтому данное количество монахов возможно увидеть в доме только в одном случае. Приглашение монахов – это тхам бун, совершение благих поступков и получение заслуг для своей кармы, т.е. дело святое.

Пока народ днем готовит еду, сооружает и украшает лафет высотой около 4-х-5-ти метров, слушает музыку, выпивает и закусывает, у гроба с телом несут круглосуточную вахту минимум два человека (одному ведь скучно, да и заснуть недолго). Рядом с гробом ставят свечи, и эти бессменные дежурные следят за их огнем. Если вдруг какая-либо из свечей гаснет, это означает, что душа покойника неспокойна, и необходимо просить монахов проводить дополнительные ритуалы. Плохой приметой считается, если черная кошка перепрыгнет через гроб с покойником или, что еще хуже, ляжет ему на грудь. Это может означать, что дух Маттьурат, который приходит за душой усопшего, может отказаться от нее по ряду причин, и душа останется на земле в виде злого духа или духа неудовлетворения Прет. В данном случае покойника нельзя кремировать без проведения соответствующих ритуалов, для чего нанимают специальных старцев пхутхау пхуке, которые проводят эти ритуалы и просят помощи у небес.

Покойнику обязательно кладут в рот монетку для духов. В старые времена клали золото. После кремации служащие получали этот расплавленный кусочек золота в качестве оплаты своих услуг. А непосредственно перед кремацией над головой усопшего разбивают кокос – символ головы, откуда должен выйти дух-хранитель Кхван, сопровождающий человека всю его жизнь, - а затем поливают тело соком кокоса, т.к. этот сок является символом чистоты.

В последний день похоронных ритуалов, после обильных подаяний монахам, после красивой кремации с фейерверками и петардами, все родственники, близкие, знакомые и соседи усопшего поминают его обильным застольем. Поздней ночью праздник смерти подходит к концу.

Традиционно тайские города и деревни возводили у водоемов – рек и озёр. Близость дома к воде была принципиальной. Дама строили на сваях, поскольку во время сезона дождей уровень воды в реках заметно повышался. С возведением дома связан праздник закладки первой сваи. В настоящее время у новостроек можно увидеть сваю, обвязанную разноцветными ленточками – это древняя традиция привлечения добрых духов, которые в последствии будут охранять дом. Важным условием при возведении дома является его ориентация по частям света. Традиционно входная дверь располагалась с восточной стороны. Спальные комнаты строились так, чтобы люди спали вдоль короткой стены, причем ногами исключительно на запад. Запад ассоциируется со смертью, что неудивительно, ибо солнце – источник жизни – «умирает» на западе. В настоящее время эта традиция не соблюдается так строго, современные дома строят по другим критериям, хотя вряд ли кто из тайцев ляжет спать головой на запад даже в новых домах. В доме может лежать головой на запад только покойник. Зато спальные места по-прежнему ориентированы вдоль короткой стены спальни. Во-первых, при необходимости в комнате может уместиться большее количество людей. Во-вторых – спальня организовывалась таким образом, чтобы короткая стена прямоугольного помещения была перпендикулярна коньковому брусу. Вот в нем-то, в брусе, все и дело.

Несмотря на то, что буддизм, мягко говоря, не одобряет самоубийства, подобные методы решения личных проблем весьма распространены в обществе. Мама не разрешила выйти замуж за любимого – в петлю. Потерял лицо в обществе – в петлю. А петля эта накидывалась именно на коньковый брус в спальне. В спальне днем можно было закрыться и без посторонних решить свою проблему. Поэтому считается, что этот брус – место проживания духа самоубийцы Пхи Хой Ам. И этому духу очень не нравится, когда люди спят вдоль его бруса, чьи тела ориентированы по направлению конька. И этот дух может однажды войти в спящего и овладеть его телом. Даже если в доме не было висельников, отношение к коньковому брусу у тайцев остается предвзятым.
Важным элементом организации домашнего пространства является ориентация «верх-низ». Место для статуэтки Будды будет всегда выше всех предметов домашней утвари, место для приглашенных монахов так же будет всегда выше мест для сидения домочадцев. Традиционный тайский дом двухуровневый, как минимум. Первый, низкий уровень - для еды и дневного времяпрепровождения. Наиболее высокий уровень – в спальнях.

Еще один немаловажный элемент пространственной ориентации – отношение «лево-право». «Право» считается правее, лучше, чище. Справа от женщины идет мужчина. Справа он же ложится спать. В тайском обществе женщина сама никогда не встанет справа от мужчины. Передавать что-то другому человеку или принимать что-то от него принято правой рукой, это вежливо. Левая рука традиционно считается грязной, выполняющей различные гигиенические процедуры, поэтому что-то передавать этой рукой крайне невежливо. Левой рукой можно поддерживать правую, это очень вежливый жест. Это правило работает и при разделении домашнего пространства по критерию «старший-младший» и «мужчина-женщина».

Кухня традиционного тайского дома всегда строилась рядом с основным домом и соединялась мостками. С точки зрения гигиены это было вполне оправдано. Маленький причал у каждого дома давал возможность легко использовать воду в хозяйственных нуждах.
Организация тайского дома и традиции, связанные с ним, отражают сложную иерархию социума и отношений в нем. Эти традиции регламентируют поведение в обществе, в семье, отношение к природе, к событиям в жизни общества. Многие поведенческие нормы, обычаи и нравы могут показаться странными и непонятными. Не спешите с выводами. Корни этих традиций растут из древнейшей культуры и имеют вполне естественные и разумные обоснования, а само общество вполне самодостаточно и гармонично.

При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна

Наверное, это и есть самое интересное - побывать в доме, в котором живут подданные Его Величества короля Таиланда. Правда, приходится это посещение на утро после долгой утомительной дороги. Туристы выходят из автобусов, чтобы размять ноги. Что это тут у вас? Тайский домик? Ну, ладно, давайте...

И нам показывают дом. То есть несколько домов, прилепившихся друг к другу и соединенных деревянными мостками. Показывают уличную кухоньку, в которой тайцы чего-то готовят - когда нет туристов. Показывают пальму с прибитыми к стволу деревянными перекладинками - все по очереди на нее поднимаются и фотографируются. Памятный портрет в обезьяньей позиции. Потом вереница утомленных дорогой фарангов направляется, собственно, к дому.

Традиционное тайское жилище - это дом у воды. Поэтому дома здесь строят на сваях. Поднимается уровень речки - домик располагается выше зоны подтопления. Спадает вода, а жилище все равно остается у воды.
Строение многоуровневое. Ниже других комнат находится кухня. Еда в буддистском сознании низменный процесс. Чистая физиология. А потому ее следует отделять от дел более одухотворенных. Кухонька может располагаться и в доме. Обычно же еду готовят во дворе - на очаге под специальным навесом.

При входе в дом нужно снять обувь. Это непреложное правило - в обуви ходить по жилым помещениям нельзя. А еще у входных дверей очень высокий порог - как и в буддистских храмах. Гиды обычно говорят, что высокие пороги сделаны для того, чтобы вынудить молящихся преклонить колени перед входом в храм... Но то храм, а почему так сделано в обычных домах? Секрет в том, что в давние времена под порогом хранили прах умерших родственников. В Таиланде покойников кремируют, а пепел отдают детям. Считалось, что прах под порогом дома позволяет душам близких уберечь семью от неприятностей. Сегодня под порогом пепел уже не хранят, но обычай возводить высокие пороги остался... Кстати, порог нужно только переступать и ни в коем случае на него не наступать. Причина уже понятна...
В тайском доме несколько комнат. Самая большая - гостиная. Мебели минимум, но если в доме есть телевизор, он стоит именно здесь. Любопытная подробность - полное отсутствие платяных шкафов. В Тае подобная мебель непопулярна. Дело в повышенной влажности - в закрытых шкафах одежда попросту портится. Поэтому все тряпье вывешено прямо на виду.

Рядом с гостиной могут располагаться спальни детей - пол в этих комнатах выше, чем в гостиной, но ниже, чем в спальне родителей. Спальня хозяев дома самая высокая комната - третий, высший уровень жилища. Но в самой спальне тоже три уровня - пол, супружеская кровать и возвышение, на котором установлена статуэтка Будды, цветы и подношения божеству.

По расположению супружеской кровати (и, добавим, любых кроватей вообще, какие только есть в тайском доме) можно определить стороны света и планировку дома. Дело в том, что кровать всегда располагается вдоль короткой стороны комнаты и изголовьем на восток. Это без вариантов - тайцы никогда не лягут головой на запад, потому что так укладывают покойников. Лечь головой на север или на юг можно, если речь идет о какой-нибудь заграничной гостинице. У себя дома они спят только головой на восток.
Традиционный тайский дом - это деревянный дом, построенный «в одну доску». Зимы здесь теплые, поэтому особого утепления домов не требуется. Самый ходовой материал - древесина тика. Правда, сегодня тик выходит из употребления - его берегут, а потому запрещают применять для строительства. Между тем, тик обладает уникальными свойствами. Этот вид древесины не гниет и не разбухает от воды (а климат в Таиланде очень влажный). Более того, чем больше тик находится под воздействием влаги, тем он становится крепче. Темно-коричневый, почти черный цвет древесины тика выглядит благородно и дорого. Помимо строительства домов, тиковое дерево широко используют в производстве мебели, посуды, украшений. При этом из деревянных тиковых стаканов и кружек можно пить горячий чай или кофе...

Выходим на улицу. Ну и что - дом как дом... А вы видели, как устроена крыша тайского дома? Потолочные перекрытия отсутствуют. А в спальне, в самой высокой комнате, обязательно есть открытая центральная балка, на которой держится кровля... Знаете, как она называется? Представьте себе - «балка самоубийц». Буддизм не одобряет добровольный уход верующих из жизни. Но тайская традиция оставляет за владельцами дома такую возможность. Надоело бороться за существование - вот тебе веревка, вот тебе балка... Как говорится - упаси Будда...
По торжественным случаям - по окончании строительства дома, на свадьбу и рождение детей - тайцы приглашают домой монахов, чтобы те прогнали злых духов, произнесли свои мантры и освятили жилище. Монахов оставляют на ночь, освобождая для них супружескую кровать - как самое высокое (приближенное к небесам) место дома. И монахов должно быть больше одного, поскольку один может заскучать, но никак не четверо. Число «4» в буддизме символизирует смерть. Четверых монахов приглашают только на церемонию прощания с умершим. При этом рядом с покойником (его укладывают в супружеской спальне на кровать в обратном положении - головой на запад) постоянно дежурят два монаха, которых время от времени сменяют двое других.

В тайском доме могут жить какие угодно животные, но обязательно есть хотя бы одна кошка. Зверькам черной масти не везет, как и в христианских странах. Если черная кошка перепрыгнет через"" покойника во время прощания, душа умершего не обретет покоя. Еще хуже, если кошка заберется на грудь умершего и уляжется на ней - тогда покойника ждет неминуемая реинкарнация. Поэтому монахи нещадно гоняют безутешных котов...
Условностей полным-полно. Но самая главная - сам дом, в который привозят туристов. Все видят - это не декорация, а самое что ни на есть семейное жилище. Вот портреты хозяев, вот старый радиоприемник, вот их обувь... А где сами хозяева дома? Гиды говорят - на работе (или в поле). И тут же аккуратно добавляют, что хозяев никто никогда из гидов не видел...

А перед домом - любым, даже перед бедняцкой лачугой - обязательно возвышается буддистский алтарь с подношениями. Этот алтарь построен в виде маленькой беседки. И внутри сидит изваяние божества, которое покровительствует семье. Это божество нужно ежедневно поить и кормить. Прикоснуться к выставляемой хозяевами дома еде можно только одному существу - кошке. На кошку Будда вроде бы не обижается.









Airbnb делает поиск жилья не техническим и скучным занятием, а творческим и даже захватывающим. Интересные и необычные варианты жилья можно найти не только в масштабах всего мира, но даже и в отдельно взятой стране. Например, в Таиланде. Конечно, разнообразие не такое впечатляющее, в силу особенностей климата — какой-нибудь домик из снега в тропиках нелегко сделать, но все же выбор достаточно богат: от океанского катамарана до хоббитского домика и голландской мельницы. Меня же лично всегда привлекали дома на деревьях и я однажды почти уже заночевал в таком под Чиангмаем, но не срослось тогда. Надеюсь, на следующий раз.

Несмотря на то, что сервис стремительно развивается, не все о нем еще знают. Хотя это вопрос времени, мне кажется. У меня уже были статьи про Airbnb, более информационного характера.

Дом на тамаринде

Местоположение : Luang Nuea, Чиангмай

Цена за сутки : $60

Маленький семейный отель из шести домов на деревьях, окруженный тиковым лесом. Находится рядом с небольшим поселком с населением 400 человек, в 70 км от Чианг Мая. Хозяин отеля всю жизнь работал архитектором, а после выхода на пенсию сначала построил здесь загородный домик для семьи, а через два — для сдачи в аренду. Каждый построен руками и уникален. Место настолько тихое, что на общественном транспорте к домикам не добраться, надо сначала связываться с хозяином и договариваться о трансфере. Хотя вокруг деревни в принципе есть, что посмотреть, но в основном это природные достопримечательности: водопад, смотровая площадка для заката, пещера с летучими мышами и т.д.

Единение с природой в Бангкоке

Местоположение : Bang Nam Phueng, Бангкок

Цена за сутки : $220

Трехэтажный эко-дом у реки Чао Прайя, в котором сочетаются природные материалы и современный дизайн. Находится в зеленом уголке Бангкока, Green Lung, где запрещено высотное строительство. Это «легкие» Бангкока, пространство, заросшее буйной тропической растительностью и густо населенное разной живностью. Сюда приезжают как в городской парк, погулять, покататься на велосипедах по дорожкам и насладиться природой посереди шумного столичного мегаполиса. К дому нельзя подъехать на машине. Только пешком, на велосипеде или на пароме. Вокруг летают бабочки, бегают гекконы, вкусно пахнет сырой землей, водой и лесом. В общем, настоящая дикая тропическая природа. При этом в спальне есть кондиционер, и wi-fi. Прозрачный пол в санузле добавляет колорита, можно наблюдать за природой, ни на что не отвлекаясь. Рядом с домом есть бассейн для купания, вода в котором не содержит никакой химии, то есть, это скорее пруд. Но самое романтичное место в этом доме — большая открытая терраса с прекрасным видом на реку и лес.

Дом на клонге

Местоположение : Бангкок

Цена за сутки : $70

Клонги (каналы) Бангкока — это одна из главных его достопримечательностей. В центре азиатского шумного мегаполиса течет своя, ни на что не похожая и полная красочных деталей жизнь. Поселившись в доме, который стоит прямо на клонге Khlong Bang Luang, вы попадете прямо в центр местного колорита и этнографии. Эдакая юго-восточная азиатская Венеция.

Бунгало в слоновьем питомнике

Местоположение : Мэ Ванг, Чианг Май

Цена за сутки : $63

Бунгало на берегу реки Mea Wang, над дорожкой, по которой ходят слоны. Комнаты в европейском стиле, с большой кроватью, кондиционером, мини-баром и балкон, выходящий на реку. Главная «фишка» этого места — слоны. С ними можно играть, купаться, кормить их, кататься на них, наблюдать за ними… The Chai Lai Orchid находится в часе езды от Чианг Мая. Кроме слонов здесь можно просто наслаждаться природой, лежа в гамаке или сидя в кафе, а можно попробовать что-нибудь более динамичное: рафтинг, трекинг, водопады, горные племена и т.п. Недалеко от этого места находится национальный парк с самой высокой горой Таиланда — Дой Интханон.

Грибы со всеми удобствами

Местоположение : Чианг Май

Цена за сутки : $46

Каково это, жить в полной гармонии с природой? Можете узнать, поселившись в экологическом домике, построенном из глины и окруженном органическим садом. Несмотря на то, что по площади дома небольшие, в них помещается все необходимое: wi-fi, спальня с кондиционером, санузел с хорошей современной сантехникой, стильные интерьеры и даже второй этаж со спальными местами. Окружающий дома сад полон цветов и разной живности, птицами, разными жуками и бабочками. Своим гостям хозяева предлагают в пользование просторную кухню на свежем воздухе, с барбекю и печью для пиццы, а также бесплатные велосипеды для прогулок по окрестностям.

Дом на дереве у реки Лопбури

Местоположение : Аюттайя

Цена за сутки : $35, минимум 2 ночи

Домик в деревенской местности на берегу реки Лопбури на окраине древней столицы Таиланда, Аюттайи. Подойдет как база для осмотра древних развалин с параллельным погружением в сельскую жизнь Таиланда. Можно лежать в гамаке на террасе и смотреть на реку с мостками у берега, можно взять напрокат каяк и сплавать по той же реке, увидеть, как купаются слоны и неторопливо течет деревенская жизнь в тропиках. Внутри домик на дереве очень простой, с дощатым полом и ковриками-лежанками на террасах.

Эко-бунгало с видом на море

Местоположение : о. Панган

Цена за сутки : $63, минимум 3 суток

Шалаш, окруженный банановыми и кокосовыми пальмами, сквозь которые просвечивает лазурная полоса моря. Бунгало практически полностью сделано из бамбука и дерева. Санузел и кухня практически слиты с природой. Широкая открытая терраса с кухонным уголком и холодильником обдувается прохладным морским бризом и окружена ухоженным тропическим садом. Вход в спальню с раздвижными стеклянными дверями в пол дает возможность любоваться природой даже находясь под прохладным кондиционером.

Купольный дом на Пангане

Местоположение : о. Панган

Цена за сутки : $38, минимум 2 ночи

Выбор для романтиков и искателей новых впечатлений. Что, несомненно, соответствует общему настроению этого острова. Кроме дом необычной формы, хозяин также предлагает своим гостям приватный двор с фонариками и местом для душевных музыкальных посиделок у костра. Кроме стандартного набора удобств, к услугам гостей гамак, бесплатный чай, кофе и печеньки в номере, а для большего колорита вы можете выбрать один из 16 цветов подсветки внутри дома: розовый, голубой, фиолетовый… на любой вкус и настроение.

Землянки у горы Чианг Дао

Местоположение : Чианг Дао

Цена за сутки : $41

Небольшие домики причудливой формы разбросаны по склону холма на окраине северной тайской деревушки. Каждый вылеплен вручную, с изысканно изогнутой шляпкой и крылечком. Дома сделаны из натуральных материалов и разбросаны по обширному тенистому саду с прудом и беседкой. Отсюда открывается красивая панорама на покрытые лесом склоны горы Чианг Дао, которая является третей по высоте в Таиланде. В доступе гостей неограниченные чай-кофе от местных производителей и библиотека с подборкой книг по строительству эко-домов, а также многочисленные хозяйские собаки и кошки.

Гнездо с джакузи

Местоположение : Камала, о. Пхукет

Цена за сутки : $1127

Дизайнеры этого жилья черпали вдохновение из образа жизни клана Рунг-Нок (Nest Clan), который, по преданию, состоял из художников, музыкантов, астрологов, философов и поэтов. Как видно, они знали толк в хорошей жизни. Вилла спрятана среди пышной тропической растительности, на склоне холма, с панорамным видом на лес, пляж Камала и Андаманское море. Кроме стильной кровати с балдахином и просторной ванной с джакузи к дому прилагается открытая терраса с собственным бассейном. Вообще, это не отдельно стоящий домик, а целый курортный комплекс, с барами, ресторанами, общим бассейном, целой деревней домов-гнезд и собственным спа-центром.

Бывший рисовый сарай

Местоположение : Чианг Май

Цена за сутки : $61

Перестроенный под гостиницу рисовый сарай. Специально для любителей традиционных тайских построек из тика: много воздуха, много дерева, много интересных деталей в интерьере. Отель находится на окраине Чианг Мая, по соседству с Гранд Каньоном. Приятности жилью добавляет ухоженный сад с лужайкой и зоной для барбекю, бассейн, включенный в стоимость завтрак, своя кухня и бар на открытом воздухе.

Плавучий дом в Канчанабури

Местоположение : Thong Pha Phum District, рядом с нац. парком Эраван

Цена за сутки : $79, минимум 2 ночи

Что же такое традиционное тайское жилище? От региона к региону традиции внешнего оформления и архитектуры самих домов отличаются, но несущественно. Это всегда сваи, стены, пол, крыша, окна со ставнями, лестница, несколько внутренних перегородок для разных «подгрупп» семьи.

Классический тайский дом располагается на сваях. Причины, по которым тайцы (как, впрочем, и большинство других жителей Индокитая) строили свои дома на сваях, вполне практичны и резонны:

– во время наводнений, половодий и просто сильных тропических ливней сезона дождей дом будет сухим и безопасным убежищем от стихии;

– значительно снижается вероятность того, что в дом на сваях заползет или заберётся какое-либо «чудо-юдо» – скорпион, змея, сколопендра или, скажем, тигр;

– дополнительная циркуляция воздуха под полом помогала поддерживать нормальную, относительно нежаркую температуру воздуха внутри дома;

– территория под полом помогала сэкономить место – ее использовали как хозяйственную часть дома (хранили чаны с водой, рисом, держали домашнюю птицу со скотиной);

– если хозяину дома не принадлежала земля, на которой он соорудил свое жилище (а в средневековом Сиаме такая ситуация была обычной), в случае, если землевладелец требовал заплатить за аренду земли или убраться восвояси, сваи помогали бедному крестьянину последовать второй из предложенных опций. Подогнав под дом телегу, крестьянин выбивал сваи и, словно улитка, перевозил свой дом в другое место.

Материалы, из которых строили традиционный тайский дом, зависели от благосостояния и социального положения его хозяина. Бедняки сооружали свои лачуги из бамбука, древесины кокосовой пальмы. Люди среднего достатка использовали более прочные и эстетично выглядящие виды древесины – железное дерево, красное дерево (цезальпигию саппан и прочие разновидности) и ирвингию (тайск. «крабóк»). Аристократы и богатое сословие строили свои дома «на века», посему использовали эбеновое дерево (тайск. «такó») и тиковое дерево, которое, как известно, и на ярком солнце не ссыхается, и в условиях повышенной влажности не отсыревает, и плесени противостоит, и термиты им брезгуют.

Каждый дом строился в несколько этапов: составные деревянные части (панели стен, крыша, сваи, панельные перегородки, пол и т.п.) и элементы декора делались отдельно. Далее вбивались сваи, причем в старые времена тайцы стремились ориентировать свой дом по сторонам света:

восток – место восхода солнца, появления света и жизни. Головой на восток стоило спать;

север – тоже хорошее направление в тайском мировоззрении (ведь, по-тайски, слово, обозначающее «север, северный», одновременно значит и «над, вверху»);

юг – наоборот, самое неблагоприятное направление («юг, южный», по-тайски, еще и «под, внизу»). Скажем, крематории на территории тайских буддийских храмов обычно ориентируют так, чтобы голова мертвеца была направлена на юг или на запад;

запад – место, где садится солнце, знаменуя начало темного времени суток. Понятное дело, не самое популярное направление для ориентации жилища.

В последнюю очередь, в течение одного лишь дня сам дом собирался из составных панелей прямо на сваях – таким образом, у каждого тайского дома был свой «день рождения». Это влияло, скажем, на выбор цвета «сан пхра пхум» – «главного» домика духов – и другие немаловажные мелочи.

Часто внутри дом был ориентирован не только по сторонам света, но и по уровням: некоторые участки пола были выше, чем другие, – для более старых и уважаемых членов семьи.

Пороги дома также часто делали высокими: согласно тайским анимистическим поверьям, разновидностей духов существует великое множество. И эти самые духи обитают в, возле, вокруг, под и над домом! Один из важнейших видов духов, которые хранили дом, его обитателей, а также не впускали внутрь силы зла, – это так называемые «пхра пхум пратý лэ хýа крадáй» («Хранители дверей (врат) и лестниц»). Обитали они, понятное дело, в портальной части дома – в дверном проёме. И чтобы ненароком (по незнанию или нечаянно) не оскорбить их, наступив на порог, пороги делали повыше. Таким образом, ни дитя малое, ни чужеземец, ни иноверец, не ведающие о традициях тайского анимизма, не смогут оскорбить обидчивых духов-хранителей дома .