Меню

Теоретические основы организации и управления производством. Становление и основные этапы развития теории и практики организации производства в россии и за рубежом

Пол

У истоков современной классической школы теории управления и организации стоял Фредерик Тейлор (1902 год «Управление предприятием», 1911 год «Принципы научного управления»). Концепции Тейлора основана на инженерном подходе к рационализации управления и состоит из следующих компонентов: · Дифференциация производственных функций на управленческие и исполнительские · Глубокая дифференциация производственного процесса и узкая специализация рабочих · Научно обоснованное нормирование времени выполнения каждой операции производственного процесса на основе фотографий рабочего дня и хронометражных наблюдений · Отбор наиболее рациональных приемов и методов выполнения трудовых процессов · Введение сдельной оплаты труда Анри Файоль – главный управляющий французского горнодобывающего концерна, последователь Тейлора. 1916 год «Общее и промышленное управление» повествует о необходимости управления по пяти функциям: планирование, организация, распоряжение, координация, контроль. Файоль исходил из следующих предпосылок: 1. Предприятие должно производить продукт, который пользуется спросом на рынке и отвечает требованиям покупателей по качеству и пр. 2. Цена должна быть минимальной (по возможности), так как это увеличивает спрос и реализует эффект масштаба. 3. «сегодня нужно работать лучше, чем вчера, а завтра – лучше, чем сегодня!» 4. Покупатель всегда прав Фаойль сформулировал 14 принципов управления: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство действий, подчиненность личных интересов корпоративным, вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь (непрерывные команды по уровням иерархии), порядок, справедливость, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух. Харрингтон Эмерсон – 1912 год «12 способов эффективности». Генри Форд – «Моя жизнь, мои достижения» - в 1903 году он основал компанию «Форд-мотор». Разработанная им система базировалась на принципах: · Постоянное обучение · Нормальный образ жизни · Напряженный, целеустремленный труд · Интересы дела выше личных · Ориентация на потребителя · Ориентация на новшества (инновации) · Ориентация на понятные и простые решения · Честность в конкурентной борьбе · Воспитание в себе и в коллективе стремления работать качественно и ответственно · Забота о рабочих (нижняя планка зп рабочих Форда была в 2 раза выше, чем у конкурентов) · Стремление к унификации и стандартизации составных частей и тех.процессов · Беречь время потребителей · Четкая организация труда и производства Элтон Мэйо – 1933 «Человеческие проблемы промышленной цивилизации» - начало школы человеческих отношений. Обращают внимание на важность благоприятного психологического климата в трудовом коллективе. Мэйо разработал основные тезисы: · Люди мотивируются соц.потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми · В результате промышленной революции и рационализации работа потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет в соц.взаимосвязях · Люди отзывчивы к соц.влиянию группы равных людей, а не к побуждениям и контролю руководства · Работник откликается на распоряжения руководителя, если тот удовлетворяет социальные потребности подчиненных Мэйо писал о важности неформальный отношений в коллективе, о неэффективности только формального лидерства. Мери Фоллетт – психологические аспекты управления, конфликты в организации, конструктивные конфликты. Абрахам Маслоу – 1943 год «Психологический анализ», 1954 «Мотивация и личность». Он считал, что человек не может полностью достигнуть цели, и, удовлетворив одну потребность, стремится к другим. 1. Люди – это социальные животные, потребности которых постоянно растут 2. Неудовлетворенность побуждает человека к действию 3. Потребности образуют иерархию (пирамиду) Д. МакГрегор – 1960 год «Человеческая сторона предприятия». Он настаивал на переходе от формального управления к неформальному лидерству. Представители школы человеческих отношений положили начало бихевиористскому направлению менеджмента. Другое направление - эмпирическое (считает, что решает всё опыт – управлению может научить только практика). Друкер – 1957 год «Практика управления» - о целевом управлении, т.е. постановки общих задач перед работникам, чтобы они сами рассчитывали время, ресурсы и пр. Томпсон и Стрикленд – 1980 год «Стратегический менеджмент» - передовой опыт американских компаний по разработке и реализации стратегий. Особое внимание уделено стратегии маркетинга, анализу состояния компании. Мескон, Альберт, Хедоури – 1988 год «Основы менеджмента» - анализ всех направлений менеджмента, начиная от Тейлора. Школа социальных систем – начиналась с исследования операций (комплексное изучение и однозначное решение сложных задач) Честер Барнард – «Функции руководителя» - обосновал необходимость применения комплексного подхода к управлению Г. Саймон – 1960 год «Новая наука принятия управленческих решений» - иерархия власти и целеполагания, принятие решений в связи с практикой управления, последовательный поиск и несовершенные знания. В России. Классическая школа развивалась применительно к условиям становления гос.собственности и централизованного гос.планирования. Александр Багданов – 1913 год «Между человеком и машиной» - о новаторских и прогрессивных установках Тейлора, у культурном развитии и здоровье рабочего. Разработывал тектолоию, всеобщую организационную науку (межотраслевую, применимую ко всем сферам жизни) – о триединстве вещей, людей, идей. Отмечал важность системного подхода и что организованное целое больше суммы его частей. Алексей Гастев – писал о проблемах производства и научной организации труда. С 1920 года высказывался о необходимости социализации трудового процесса («трудовая установка») – активировала массы на повышение производительности труда. Его разработки получат развитие в неоклассической школе человеческих отношений.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 2. Основные этапы развития науки об организации производства.:

  1. 84. Основные этапы развития психологческой науки в СССР.
  2. 2. Основные исторические этапы развития предмета экономической науки.
  3. Основные исторические этапы развития науки. Понятие научной рациональности и её типология.
  4. ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
  5. 3. Понятие истории науки. Соотношение логического и исторического в развитии философии, и методологии науки. Этапы становления форм научного сознания.

Предмет и содержание курса

Сущность и задачи организации производства

Организация производства и управления предприятием ОПиУП (экзамен)

Предмет, содержание и задачи курса

1) Организация производства представляет собой совокупность форм, методов и приёмов научно обоснованного соединения рабочей силы со средствами производства, а так же установлением взаимосвязи и взаимодействия элементов, образующих конкретную производственную систему в определённых условиях пространства и времени исходя из заданных целей системы и единства функций её элементов.

Основной целью организации производства является: координация и оптимизация во времени и в пространстве как материальных, так и трудовых элементов производственного процесса (ПП) с целью получения наиболее эффективного результата при минимальных затратах.

Основными задачами организации производства являются:

Обеспечение выпуска конкурентоспособной качественной продукции;

Выбор основных производственных процессов и их эффективная организация в пространстве и времени;

Сокращение времени от запуска до выпуска продукции (снижение длительности выпуска продукции);

Снижение материала и энергоёмкости продукции.

Т.к. многие задачи производства решают технологии, важно различать функции технологии и функции организации.

Функции технологии определяют способы и варианты изготовления продукции. Функции организации определяют конкретные значения параметров производственного процесса и выбора наиболее эффективного согласно целям и условиям производства.

Решение задач возможно только на основе системного подхода, который предполагает комплексное изучение объекта курса (промышленного предприятия).

Системный подход к изучению курса предусматривает оптимизацию работы всей производственной системы в совокупности как целого, а не отдельных её частей.

2) Курс ОПиУП изучает производственные отношения, которые складываются между людьми в процессе производства. Предметом изучения является изучение методов и средств наиболее рациональной организации производства. Объектом является промышленной предприятие, которое рассматривается как производственная система. Производственная система состоит как минимум из трёх блоков:

Ресурсы пр-е производства продукции результат

Производственная система обладает способностью к саморегулированию.

Основные принципы системного анализа, используемые при системном подходе:

Принятие управленческих решений должно начинаться с чёткой формулировки конечных целей и задач предприятия;

Всю проблему рассматривают как единую систему и выявляют влияние каждого входящего элемента и возможные альтернативные варианты;



Задачи отдельных элементов системы не должны вступать в противоречие с целями всей системы.

3) Этапы:

1 Этап возникновения (до 30х годов 20века)

Отцом науки ОПиУП является американский инженер Фредерико Тейлор (1856-1915) – начал исследование проблем рационализации производства с 1885 года. Путём практических опытов и экспериментов на предприятиях ему удалось решить ряд важнейших вопросов управления, связанных с повышением производительности и интенсивности труда. Основные его публикации: «Научное управление» 1902г, «Принципы научного управления (менеджмента)» 1911г. В них он сформулировал основные научные принципы организации производства:

Анализ – разложение производственного процесса на операции с последующим их изучением;

Измерение – количественное определение параметров операции;

Проектирование – разработка технологического процесса, выполнение операций и привязка его выполнения к рабочим местам на планируемый период;

Стимулирование – вознаграждение исполнителей за уровень выполнения планового задания.

К тому же периоду относятся работы американских учёных Ливии и Фрэнка Гилбертов, Генри Гандта. Анри Файоль (фр.) – главная заслуга – рассматривал управление как непрерывный универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных видов деятельности: техническая, коммерческая, финансовая, деятельность по защите собственности и жизни людей, анализ статистических данных и административная деятельность. Генри Форд (1863-1947) – пооперационную детализацию производственного процесса изготовления автомобиля в 1913 году реализовал на конвейере и на основе поточной формы организации труда добился значительного повышения производительности.

Рационализация труда и управления требовала технических средств измерения и контроля. Был изобретён метод хронометрирования движения рабочего во время выполнения трудовых операций, применена кинокамера и другие приборы, позволившие наблюдать и анализировать ход работы и отыскивать самые рациональные приёмы и способы труда. Шёл поиск наиболее рациональных методов управления, возможности материального вознаграждения за наиболее интенсивный и производительный труд.

2 Этап становления (30-60 годы 20 века)

После глубокого и продолжительного финансового кризиса 1929-1933 годов прежние научные и классические подходы к управлению производством были не в состоянии обеспечить рост производительности труда. Требовались новые способы руководства предприятием, которые бы учитывали инициативу работников. Возникло новое направление «Школа человеческих отношений». Возглавил её Элтон Мэйо (1880-1949). Он повернул человеческую мысль в сторону ориентации на человека и социальные стороны производственного процесса, а так же на роль всего коллектива в успешной работе всего предприятия.

Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал теорию, известную как «Пирамида потребностей»

Дуглас Маг-грегар (1906-1964) разработал теорию двух типов поведения человека на работе, и в соответствии с этим двух способов управления работниками. «Теория Х» была разработана для исполнителей, которые изначально ленивы, безынициативны и стремятся избегать лишней работы, работают только по принуждению и желают, чтобы ими управляли. «Теория У» исходила из того, что для творчески мыслящих исполнителей необходимо обеспечить достаточную свободу в рамках выполняемых ими функций.

Основной заслугой этого этапа является доказательство того, что разработанные операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к высокой производительности труда. Не менее важным фактором является сила взаимопонимания между людьми, их потребности, которые лишь косвенно могут быть удовлетворены при помощи денег. Главным шагом к эффективной организации является применение эффективных приёмов управления человеческими отношениями.

3 Этап дальнейшего развития или системного подхода (60г 20 века по настоящее время)

На этом этапе ОПиУП стало объектом моделирования с использованием современных средств связи и математических способов обработки информации. Управленческая мысль постоянно развивается, выдвигаются всё новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. В современном менеджменте преобладают три тенденции:

Осознание значения материально-технической базы современного производства и услуг;

Усиление внимания к организационной культуре и к демократизации управления;

Усиление международного характера управления.

В системе современного менеджмента важное место занимает менталитет каждой страны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО "САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

Направление подготовки 080200.62 - "Менеджмент"

Дисциплина: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Студента (ки) 4 курса 423 группы

Квак Дианы Александровны

Научный руководитель:

Заведующая кафедрой менеджмента

к. экон. н., доцент

Лысенко Н.Н.

Южно-Сахалинск - 2014

Библиографический список

Развитие организации производства в дореволюционный период

В дореволюционной России велась работа по пропаганде идей Ф. Тейлора и их приспособлению к условиям российской действительности.

В подходе Тейлора организация - завод представляет собой набор более или менее автономных элементов, каждый из которых может быть рационализирован, усовершенствован, а при рациональной специализации и координации деятельности элементов может быть получен высокий результат. Таким элементом может быть и производственное подразделение, и процесс, и рабочее место, и операция, и трудовое движение. "Разработанная Тейлором система представляет собой совокупность методов организации и нормирования труда и управления производственными процессами, подбора, расстановки и оплаты рабочей силы, направленных на повышение интенсивности и производительности труда. Система предусматривает детальное исследование трудовых процессов и строжайшую регламентацию их выполнения, а также режимов работы оборудования"*. Подходы Тейлора к анализу движений рабочего, устранению лишних и неудобных движений, научному нормированию труда, ведению учета и контроля служат основой современных систем организации труда. Уровень реализации подходов Тейлора - непосредственно производство, его звено, конкретное рабочее место. Ф. Тейлора упрекали за то, что он превращает рабочего в придаток машины, в автомат, но в своих поздних трудах он говорил о необходимости формирования сознательного отношения рабочих к вводимым новшествам, стимулирования инициативы, усердия, добросовестности, старательности, обучения рабочих, заботы о них, разъяснения целей организации. И хотя эти пожелания не привлекли внимания современников Тейлора, а система Тейлора осталась в памяти как "система выжимания пота", без его работ явно замедлились бы темпы научно-технического прогресса. К примеру, в современных японских системах организации производства устранены лишние, а тем более неудобные движения, нормирование выведено на высочайший уровень, решены проблемы разделения, специализации, кооперации и координации труда, синхронизации всего производства, но все это делается совместно с самими работниками, при их заинтересованном и поощряемом участии. Так уже в наше время сомкнулись лучшие элементы тейлоризма и факторы, связанные с отношением к персоналу как к главному достоянию организации .

Научная организация производства в России 20-30-х годов

В 1920-х гг. сложилось два направления в отечественном менеджменте: организационно-технические и социальные концепции управления. Сторонниками организационно-технических концепций были А.А. Богданов (Малиновский), О.А. Ерманский, А.К. Гастев, сторонниками социальных концепций - П.М. Керженцев, Н.А. Витке и Ф.Р. Дунаевский.

В эти годы в стране были созданы научные институты, разрабатывавшие проблемы организации труда и производства, - Центральный институт труда, Таганрогский институт организации труда и производства, Всероссийский институт труда, Казанский институт научной организации труда и др. Было создано несколько специальных журналов: "Предприятие", "Вопросы организации и управления", "Системы и организация", "Организация труда" и др. Этот период характеризуется выпуском многочисленных работ, посвященных организации производства, труда и управления. Если 1920-е гг. примечательны публикациями материалов по отдельным проблемам организации, то уже в первой половине 1930-х гг. теоретические работы по вопросам организации производства носили комплексный характер.

Ряд ученых (Н.А. Аносов, Ф.Р. Дунаевский, М.Н. Липский) обосновали идею о необходимости выделения особой науки организации и управления производством, ее полезности для практической деятельности. Было сформулировано понятие организационного процесса, определены его основные фазы. Большая группа ученых, к числу которых относятся Е.М. Альперович, М.И. Васильев, И.С. Лавров и др., сконцентрировали свои творческие усилия на решении проблем организации производства и управления в рамках отдельного предприятия.

Выдающийся ученый - естествоиспытатель, философ, экономист А.А. Богданов (1873 - 1920) отмечал, что все виды управления в природе, технике и обществе имеют общие черты. Исходя из этого, он разработал основные принципы новой науки о законах организации, действующих в технике (организация вещей), экономике (организация людей), политике (организация идей), и заявил о необходимости их изучения. Многие положения, выдвинутые А.А. Богдановым, предвосхитили идеи кибернетики, теории систем, современной теории организации.

К фундаментальным работам, опубликованным в 1920 - 1930 гг., следует отнести книгу под редакцией Б.Я. Каценбогена и Д.Т. Тобиаса "Методика расчета серийного производства", книгу П.В. Крепыша "Структура и расчет деятельности производственного цикла", книгу С.А. Думлера "Основы расчета величины наивыгодной партии".

Велись поиски адекватных новым условиям методов проектирования и организации процессов труда, производства и управления. Сотрудники Центрального института труда под руководством Гастева разработали концепцию трудовых установок, которая в зародыше содержала основы кибернетики, инженерной психологии и эргономики. Составными элементами этой концепции были теория движений в производственном процессе, организация рабочего места, организация управленческих процессов, методика рационального производственного обучения.

А.К. Гастев (1882 - 1941) разработал концепцию "узкой базы". Суть ее в том, что работу по научной организации труда надо начинать с отдельного человека, будь то руководитель или рабочий (все это было сформулировано еще до создания теории "человеческих отношений в управлении" Э. Мэйо). Концепция узкой базы сводилась к тому, что "рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка", а закономерности управления станком можно распространить на предприятие и на государство в целом. Он считал, что труд любого работника может быть легко разложен на отдельные операции, легко поддающиеся регулированию, как и операции, производимые при помощи машин.

О.А. Ерманский (1866-1941) разработал методологию рационализации крупного машинного производства, основанную на комплексном подходе, а также сформулировал предмет науки об организации труда и управления, в основе которой лежала идея об оптимизации использования всех видов энергии и факторов производства. Одним из основных законов этой науки он считал закон организационной суммы, которая больше арифметической суммы составляющих ее сил, но возможно это лишь тогда, когда все вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга. Так был предвосхищен закон синергии.

Закон организационной суммы позволил Ерманскому сформулировать главный принцип теории рационального управления - физиологического оптимума, который должен был стать критерием рациональности любой работы. В основе этого критерия - сопоставление израсходованной энергии и полученного эффекта, выражаемое в виде коэффициента рациональности (Полезный результат/Затраты энергии).

Сторонниками социальных концепций организации производства и управления, как уже отмечалось, являлись П.М. Керженцев (Лебедев), Н.А. Витке и Ф.Р. Дунаевский.

Керженцев выделял три элемента: труд, производство и управление. Причем последнему элементу он придавал особое значение и понимал под научной организацией управления изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов выполнения управленческих действий, таких как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и использование кадров, поддержание дисциплины. Керженцев сформулировал и свои принципы управления, к которым отнес: установление целей и задач, выбор формы организации, составление планов, учет и контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов.

Н.А. Витке разработал "социально-трудовую концепцию управления производством", в которой четко разграничил управление вещами и управление людьми. Он видел главную задачу в целесообразной организации людей как главных участников единой трудовой кооперации (управление состоит в целесообразном сочетании людских воль). Витке рассматривал управление как процесс, объединяющий систему социально-трудовых отношений и реальную деятельность, в которой эти отношения воплощаются. Все эти элементы процесса управления соединяются с помощью административной функции, которой он уделял особое внимание.

Ф.Р. Дунаевский разработал теорию "административной емкости", под которой он понимал способность управленцев руководить определенным числом подчиненных. Причем эта способность руководителей, по его мнению, незначительно зависит от их личных качеств. Дунаевский считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточных звеньев, связанное с необходимостью компенсировать превышение "административной емкости" центра. Таким образом, он выделил нарастание информационного барьера в управлении и предложил некоторые способы его преодоления. Результатом большой научно-теоретической работы ученых в предвоенный период стал выпущенный в 1937 г. первый отечественный учебник по организации производства под редакцией Б.Я. Каценбогена .

Теория и практика организации с 1941 по 1945 годы

В 1941 г. в США Ф. Хичкоксом была впервые решена "транспортная задача". Симплекс-метод, разработанный Дж. Данцигом, позволил решать широкий круг задач линейного программирования.

С компьютеризацией связано развитие прогнозирования, управления запасами, планирования материальных ресурсов, компьютерного проектирования (CAD), экспертных систем. Разработка протокола (стандарта) производственной автоматизации (MAP) дала возможность упорядочить использование средств компьютеризации для управления производством и обеспечить развитие производственных систем вплоть до создания компьютерных интегрированных перерабатывающих систем (CIM) .

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда перед промышленностью СССР встала задача обеспечить фронт большим количеством военной техники, были востребованы разработки ученых - организаторов производства. На предприятиях широко применялся поточный метод производства, были разработаны новые формы потока - переменно-поточные и групповые поточные линии. Развивались коллективные, бригадные формы труда. Все это позволило наладить массовый выпуск вооружений.

Экономическая победа в войне стала возможной благодаря тому, что Советскому Союзу удалось создать более совершенную экономическую организацию и добиться более эффективного использования всех ее ресурсов.

Вся система управления страной в военные годы носила чрезвычайный характер. 30 июня 1941 г. был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) в следующем составе: И.В. Сталин (председатель), В.М. Молотов (зам. председателя), К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, Л.П. Берия. Позднее в его состав введены Н.А. Булганин, Н.А. Вознесенский, Л.М. Каганович, А.И. Микоян. В руках ГКО сосредоточивалась "вся полнота власти в государстве". Члены ГКО курировали различные отрасли народного хозяйства, в частности, давали предприятиям задания по выпуску вооружения и боеприпасов и контролировали их выполнение. ГКО непосредственно руководил обороной Москвы и Ленинграда, а в ряде крупных городов были созданы городские комитеты обороны.

Плановая централизованная система управления, созданная в СССР к началу войны, позволила быстро перестроить народное хозяйство. 65-68% всей произведенной продукции в натуральной форме были предметами военного потребления. Война вызвала гигантский сдвиг как в структуре экономики страны, так и в размещении производительных сил. К концу войны объем продукции промышленности в восточных районах возрос в 2 раза, а военной продукции - в 5,6 раза.

По официальной советской статистике, военные расходы за 1941-1945 гг. составили 58,2 млрд руб. (50,8% от общих расходов по бюджету). Для обеспечения обороны были увеличены сборы с населения (военный налог, займы), но основу доходной части (70 %) составляли поступления от предприятий .

Организация производства с 1946 по 1965 годы

После окончания войны был разработан очередной четвёртый пятилетний план (1946-1950 гг.), предусматривавший в качестве основной хозяйственно - политической задачи восстановление разрушенных районов страны, достижение довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем и превышение этого уровня в значительных размерах и на этой основе рост материального благосостояния советского народа.

Промышленная политика послевоенного периода была направлена:

на возвращение предприятий из эвакуации;

восстановление разрушенных предприятий в районах, подвергшихся немецкой оккупации;

демобилизацию промышленного производства, т.е. предприятия, переведенные на военное производство, возвращались к выпуску мирной продукции.

Следует сказать, что восстановление разрушенного народного хозяйства было начато еще в ходе войны.

В 1947 г. были отменены карточки на продовольствие, а затем в течение нескольких лет понижались цены. В 1947 г. средний уровень цен был 3 раза выше, чем в 1940 г., а снижение цен понизило их в 2,2 раза, так что и после снижения они оставались несколько выше довоенных. Таким образом, материальный уровень жизни людей в 1946-1950 гг. повысился, но лишь приблизительно к уровню 1940 г.

Производственный потенциал страны был восстановлен по официальным данным в 1948 г. Многие предприятия еще выпускали в значительных количествах военную технику, но уже нового поколения, формировалась аэрокосмическая промышленность, развивались сырьевые отрасли промышленности, укрепилась материально-техническая база сельского хозяйства.

Основными направлениями дальнейшего развития промышленного производства в СССР становятся:

дальнейший подъём всех отраслей народного хозяйства на основе преимущественного развития тяжёлой промышленности;

рост производительности общественного труда;

развитие прогрессивных отраслей промышленности;

улучшения качества и ассортимента продукции.

За 1956-1958 гг. вступили в строй 2690 крупных государственных промышленных предприятий.

Необходимость решения ряда важных народно-хозяйственных проблем, выходящих за рамки пятилетнего плана, изыскание дополнительных средств на социально-культурное строительство, а также открытие эффективных месторождений полезных ископаемых потребовали изменения заданий на последние 2 года шестой пятилетки и разработки семилетнего плана (1959-1965 гг.). Были поставлены задачи по развитию производительных сил во всех отраслях экономики, обеспечению непрерывного повышения жизненного уровня народа. Этот семилетний план можно охарактеризовать как амбициозный. К 1965 г. СССР должен был перегнать США и выйти на первое место в мире как по абсолютным показателям производства, так и по показателям на душу населения.

В промышленности особое внимание уделялось:

развитию современных высокоэффективных отраслей и производств;

развитию таких производств, которые позволили бы в дальнейшем существенно изменить структуру производства;

развитию научно-исследовательской базы промышленного производства в рамках программы технического прогресса;

повышению уровня концентрации, специализации и кооперирования производства с учетом потребности в улучшении территориальной организации промышленности, сдвига промышленности на Восток .

теория организация производство дореволюционный

Современный этап организации производства на предприятиях и объединениях

Организация производства в современных условиях является активным фактором технического прогресса, который не только способствует лучшему использованию техники, но и обусловливает изменения в технике и технологии. Например, поточные методы организации массового производства привели к созданию многопозиционных станков и прессов, а также многочисленных транспортных устройств, и, в частности, конвейеров различных типов.

В современной промышленности произошли важные изменения, которые обусловили повышение роли и значение организации производства. В общих чертах это:

усложнение производства; огромный рост разнообразия продуктов труда - изделий, выпускаемых современной промышленностью;

увеличение многодетальности изделий, что ведет к повышению требований к точности сопрягаемых узлов и деталей, к технологии изготовления последних;

изменения в технологии, которая стала более дифференцированной и многообразной, обусловливая сложные маршруты межоперационного и межцехового перемещения деталей и узлов;

рост возможностей использования различных технологических процессов, что исключает однозначное решение вопроса о технологии изготовления того или иного изделия и требует исследования и выбора одного из многих альтернативных вариантов;

возрастание мощностей и технических возможностей оборудования, вследствие чего стала многообразнее оснастка, позволяющая лучше сочетать предметы и орудия труда;

установка оборудования в предметные, поточные и автоматические линии делает чрезвычайно ответственной организацию ухода за оборудованием и его ремонтом;

растущее разнообразие видов технологического оборудования требует проведения сложных расчетов при решении вопросов, связанных с его конструированием, выбором и заменой;

все большее значение приобретают вопросы размещения всех элементов производственного процесса в пространстве - планировка рабочего места, производственного участка, цеха и предприятия, что оказывает определяющее воздействие на производительность труда и издержки производства;

повышение и ужесточение требований к взаимозаменяемости узлов и деталей, что обусловлено высокими требованиями к точности отделки деталей и узлов изготовляемой продукции, многооперационностью технологии, массовым характером выпуска изделий и узлов;

повышение роли и значения мелкосерийного производства, что обусловлено частой сменой типов и моделей выпускаемых изделий.

Модели изготовляемой продукции устаревают и меняются значительно раньше, чем изнашиваются орудия труда, специально спроектированные для выпуска этих изделий. Сложность и разнообразие современного технологического оборудования вместе с быстрым прогрессом в области проектирования машин приводят к тому, что в выпускаемых современной промышленностью машинах и оборудовании преобладающее значение приобретает продукция не массового, а серийного производства (в США 85 - 90\% наименований машин и оборудования запускается партиями не более 25 штук).

Таким образом, важнейшие проблемы проектирования и организации промышленного производства, а именно: создание предметных и поточных производственных линий, проектирование технологического оборудования, транспортно-перемещающих устройств и оснастки - решаются в условиях высокой динамичности объектов производства - частой смены типов и моделей выпускаемых изделий.

Для современного этапа в области организации производства характерно:

совершенствование методики работ;

внедрение системного, комплексного подхода;

применение электронно-моделирующих и счетно-решающих устройств;

оснащение работ по организации производства современной электронной техникой, приборами автоматической передачи информации, регистрирующими приборами, промышленным телевидением и другими прогрессивными средствами связи.

Основная цель работ по организации производства в современных условиях состоит в снижении издержек производства и повышении конкурентоспособности продукции в целях получения намеченной прибыли. Главной задачей для достижения цели является повышение производительности и интенсивности труда (производительности труда рабочего). В связи с этим комплекс работ по рационализации труда занимает исключительно важное и большое по объему место во всей деятельности работников по организации производства.

Функции отдела организации производства. Отдел (служба) организации производства создается на предприятии или в составе заводоуправления. Основная задача отдела - проведение работ в основных производственных цехах .

Библиографический список

1.Галерея экономистов. #"justify">2.История менеджмента. ТЕМА 9. [Электронный ресурс]. URL: #"justify">3.Краюхин Г.А., Евдокимова Е.Н., Развитие промышленности России в исторически изменяющихся условиях, Рязань: "СПбИЭУ; РГРТУ". 2009.272 с.

.Методы организации производства. [Электронный ресурс]. URL: #"justify">5.Начало Великой отечественной войны 22 июня 1941 года. [Электронный ресурс]. URL: #"justify">.Организационное поведение и управление персоналом [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/upravlenie-personalom-2/5. htm

Прежде всего, рассмотрим основные понятия и термины по организации и планированию строительного производства и управления строительством и их определения.

Строительство (капитальное строительство) – отрасль материального производства (отрасль экономики, сектор экономики), продукцией которой являются законченные и подготовленные к эксплуатации производственные предприятия, жилые дома, общественные здания и сооружения и др. объекты производственного и непроизводственного фонда.

Важнейшая задача строительства – обеспечение расширенного воспроизводства основных фондов отраслей материального производства при эффективном использовании капитальных вложений, интенсификации строительного производства и на этой основе повышение эффективности общественного производства.

Строительство осуществляют общестроительные и монтажные организации, выполняющие строительные и монтажные работы.

Строительное производство – взаимосвязанный комплекс строительных и монтажных работ и процессов, результатом которых являются готовые к эксплуатации здания и сооружения, или их части, готовые к монтажу технологического оборудования. Строительное производство на общестроительные и специализированные работы.

Организация – 1) упорядоченность, согласованность, взаимодействие отдельных частей целого;

2) объединение людей, совместно реализующих про­грамму или цель и действующих на основе определенных пра­вил и процедур.

Организация строительства - взаимоувязанная система подготовки к строительству, установления и обеспечения об­щего порядка, очередности и сроков выполнения работ, снаб­жения всеми видами ресурсов, для обеспечения эффективности и качества строительного комплекса, (строительство промыш­ленного предприятия, градостроительный комплекс или жилой микрорайон).

Организация строительства должна обеспечить направ­ленность всех организационных, технических и технологиче­ских решений на достижение конечного результата - ввода в эксплуатацию объектов с необходимым качеством и в установ­ленные сроки.

Организация строительного производства взаимо­увязанная система подготовки к выполнению отдельных видов работ, установления и обеспечения общего порядка, очередно­сти и сроков выполнения работ, снабжения всеми видами ре­сурсов для обеспечения эффективности и качества выполнения отдельных видов работ или строительства объекта.

Организация строительного производства обеспечивает достижение конечного результата - ввод в эксплуатацию каж­дого объекта с необходимым качеством и в установленный срок.

План - комплекс заданий, объединенных общей целью, которые необходимо выполнить в определенной последова­тельности и в установленные сроки.

Планирование - функция управления и представляет процесс разработки планов, включающий определение показа­телей деятельности организаций в условиях ограничений по ресурсам и по времени.

Планирование строительного производства - функция управления, ориентированная на формирование плана деятель­ности строительной организации в плановом периоде для обес­печения непрерывной, равномерной и напряженной работы на строительных объектах.

Управление - процесс целенаправленного воздействия управляющей подсистемы или органа управления на управ­ляющую систему или объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития.

Управление строительством - процесс воздействия подсистемы управления на работников строительной организации, контроль и регулирование для обеспечения эффективного достижения поставленной цели.

Такими целями в строительстве могут являться достиже­ние максимальной прибыли (дохода), выполнение производст­венной программы, своевременная сдача объекта в эксплуата­цию и т.д.

Эффект - результат деятельности и следствие каких-либо причин, соответствующий поставленной цели. Эффект разли­чают экономический, социальный, производственный, научный и др.

Эффективность результативность, характеризующая степень использования ресурсов, предназначенных для дости­жения цели и анализирующих соотношение полученных ре­зультатов и произведенных затрат.

    Этапы развития теории организации производства.

Впервые применил «систему» организации и управления предприятием Р.Аркрайт (1732 - 1792 г.г.) - английский текстильный фабрикант. Он установил для рабо­чих «фабричный кодекс», согласно которому рабочие должны были работать строго по расписанию.

Наука об организации производства зародилась во второй половине XIXв.

Один из основоположников этой науки Ф.У. Тейлор (1856-1915 г.г.) - американский инженер, в своем труде «Принципы научного управления» писал, что главнейшей за­дачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя. Ф. Тейлор впер­вые осуществил организацию элементов производства внутри предприятия:

    отделил подготовку к выполнению производственных операций от их исполнения;

    дифференцировал процесс труда, закрепив за каждым рабочим, как правило, одну повторяющуюся операцию;

    ввел хронометраж как средство устранения лишних, неловких приемов работы;

    разработал системы учета и контроля;

    предложил аппарат функциональных руководителей - мастеров и инструкторов, каждый из которых ведал одной стороной трудовой деятельности рабочего.

Используя принцип дробления работы на операции и приемы, Г. Форд-старший (1863-1947 г.г.) - известный аме­риканский промышленник по производству автомобилей, ввел в 1913 г. на своем автомобильном заводе ленточный конвейер, позволивший сократить цикл сборки с полутора дней до 93 мин.

Система Г. Форда также как и система Ф. Тейлора, носит двойственный характер, так как в ней соединены утонченные методы эксплуатации с рядом научных положений в области организации труда.

В числе других организаторов капиталистического произ­водства, внесших заметный вклад в разработку теории и прак­тики его организации, следует назвать:

Г. Эмерсона (1853-1931 г.г.), выдвинувшего 12 прин­ципов, соблюдение которых обеспечивает повышение произво­дительности труда в любой сфере деятельности.

К этим принципам относятся:

    точность формирования целей, к достижению которых должен стремиться каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления;

    подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей;

    компетентность консультации - необходимость спе­циальных знаний (подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным);

    дисциплина;

    справедливое отношение к персоналу;

    быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведения­ми;

    диспетчерование;

    нормы и расписания;

    нормализация условий, обеспечивающая такое соче­тание времени, усилий и себестоимости, при котором достига­ются наилучшие результаты;

    нормирование операций, т.е. установление времени и последовательности выполнения каждой операции;

    составление письменных стандартных инструкций, обеспечивающих четкое закрепление всех правил выполнения работ;

    вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.

А. Фаиоля (1841-1925 г.г.), создателя системы управ­ления производством, основанной на выделении шести групп функций - технических, коммерческих, финансовых, охраны, счетных, административных;

Работавшего в России и Польше К. Адамецки (1866-1933 г.г.) - создателя теории построения производственных процессов во времени, разработавшего графики движения де­талей по операциям и формулы для расчета производственного цикла.

Интересную идею о науке организации выдвинул россий­ский ученый энциклопедист Богданов (псевд.; настоящая фамилия Малиновский) Александр Александрович, экономист, философ, политический деятель, ученый-естествоиспытатель, врач.

Истина, по Богданову, есть организующая форма коллек­тивного опыта.

Богданов выдвинул идею создания науки об общих законах организации - тектологии, выступив одним из пионе­ров системного подхода в современной науке.

Большую роль в развитии современных систем организа­ции, планирования и управления сыграло создание в середине 50-х годов XXв. системы сетевого планирования и управления, разработанное американскими учеными М. Уокером, Д.Келли и математиком Д. Мальмкольмом (системы СРМ иPERT).

Представляет интерес и «теория зет», выдвинутая в конце 70-х начале 80-х годов нашего века проф. У. Оучи (США) о возможности перенесения японских методов организации про­изводства в другие страны.

Современное строительное производство начало также развиваться на принципах поточности в промышленности, т.е. непрерывности и равномерности.

Строительный поток является важнейшим и обязатель­ным элементом индустриализации, без осуществления которо­го невозможно использовать в полной мере преимущества строительства из сборных элементов, изготовленных на заво­дах.

Поточный метод - научный метод строительного произ­водства, обеспечивающий высокую организацию технологиче­ского процесса строительства, ликвидацию потерь времени, труда и ресурсов за счет устранения его неритмичности, пре­рывности.

Опыт показал, что поточный метод резко уменьшает не­ритмичность производства и снижает потребность в производ­ственных мощностях.

Поточный метод создает благоприятные условия для зна­чительного (на 20 - 30%) роста производительности труда за счет специализации исполнителей и приобретения ими мастер­ства при непрерывно повторяющихся процессах, а также вследствие высокой организации труда, избавляющей от про­стоев, авралов и других случайностей.

Способствуя экономии труда, времени и ресурсов, поточ­ный метод приводит к снижению себестоимости строительства до 6-12%.

Начало применения поточных методов в строительном производстве в нашей стране относится к 30-м годам XXвека. За семь десятилетий строители и ученые разработали теорию и развили практику строительного потока.

Теория строительного потока разрабатывалась в трудах профессоров А.В, Барановского, М.С. Будникова, А.А.Тармаша, А.И. Неровецкого, М.В. Вавилова, Б.П. Горбушина, В.В. Чихачева, В.И. Батурина, Н.И. Пентковского и др.

В развитии поточных методов строительства в нашей стране можно выделить четыре периода:

Первый период (1930 - 1948 г.г.) - разработка началь­ных основ поточности в строительстве и экспериментальное применение потока при возведении в основном одинаковых жилых домов;

    второй период (1948 - 1961 г.г.) - становление совре­менной теории потока и экспериментальное применение его в разных видах строительства;

    третий период (1961 - 1967 г.г.) - переход от экспе­риментирования к массовому применению поточных методов в строительстве, переход к современным методам проектирова­ния организации строительства, к разработке основ сетевых методов планирования и управления;

    четвертый период (1967 - по наст, время) – массовое применение в масштабе страны сетевого моделирования, вне­дрение ЭВМ в проектировании организации поточного строи­тельства и создание системы автоматизированного проектиро­вания и строительства (САПР, АСУС), разработка локальных экономико-математических моделей строительного производ­ства, исследования организационно-технологической надежно­сти строительного производства, применение поточного строи­тельства в рыночных условиях и конкуренции.

Традиционный взгляд на управление производством начал формироваться в XVIII в ., когда Адам Смит рассмотрел экономические преимущества специализации труда (1776). Специализация означала разделение производственного процесса на ряд мелких операций, каждая из которых выполнялась отдельными рабочими, что повышало мастерство рабочих и эффективность их труда.
В 1798 г. Али Уитни разработал принцип взаимозаменяемости деталей на сборке и довел его до промышленного применения в производстве огнестрельного оружия. Вскоре этот принцип был использован в производстве и других видов продукции, что дало мощный толчок развитию промышленности.
Наука об организации производства в современном ее понимании возникла во второй половине XIX века , когда появилась крупная машинная индустрия с развитым разделением и специализацией труда. Еще в процессе формирования мануфактурного производства возник ряд организационных форм и методов ОП:
разделение труда, специализация и кооперирование;
необходимость установления норм;
отделение умственного труда от физического;
выделение функции управления производством и др.
Начало ХХ века ознаменовалось переходом к развитию и консолида-ции производственной структуры, созданной в период промышленного переворота. Эта новая полоса, продолжавшаяся до 30-х годов ХХ века, получила название эпохи массового производства . Как следует из названия, главные задачи предпринимательской деятельности состояли в разработке и усовершенствовании механизма массового производства, снижавшего издержки выпуска продукции. В результате все внимание управляющих сосредоточивалось на эффективной работе производственного механизма, на задачах управления внутри фирмы. Так выработался тот набор управленческих представлений, подходов и предпочтительных решений, который позже получил название рационалистической школы управления производством . Эту школу основали в последнем десятилетии XIX века и развили американские инженеры-рационализаторы – Д. Вартон, Ф.У. Тейлор, Г. Гантт, К. Барт, Г. Эмерсон и др.
Рационалисты уделяли главное внимание усовершенствованию производственного процесса, росту производительности труда и его интенсивности. Сторонники «классической» теории полагали, что эффективность управления определяется:
формальной структурой управления;
соответствием людей структуре;
узкой специализацией задач;
правильным подбором кадров и орудий труда;
строгим соблюдением дисциплины;
координацией и детализированным контролем;
величиной индивидуального вознаграждения;
единоначалием;
авторитарными методами управления.
В 1878 г. Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) подверг пересмотру существовавшую тогда практику в области управления производством. В своих работах Ф.У. Тейлор пользовался аналитическим методом и придавал особое значение нормированию повторяющихся операций и повышению эффективности труда. При этом он в полной мере использовал идею взаимозаменяемости деталей, предложенную Уитни, которая также основывалась на повторяемости операций. Ф.У. Тейлор изучал методы работы до мельчайших деталей, чтобы найти лучший способ выполнения каждой операции.
Ф.У. Тейлор также полагал, что управление должно отвечать за планирование, отбор и обучение рабочих, определение эффективного способа выполнения каждого вида работ, достижение сотрудничества между руководством и рабочими и разграничение деятельности по управлению производством и чисто производственной деятельностью.
Суть системы Ф.У. Тейлора составляют:
1. Точное установление времени (выработки) на основе разделения процесса обработки, хронометража операций и изучения движений;
2. Подбор инструментов, оборудования, режимов обработки, приемов выполнения работ и рабочих для достижения максимальной производительности. Контроль методов работы вместо производительности. Полное отделение рабочих от функций администрации;
3. Функциональная система управления, основанная на разделении административных функций.
В 1911 г . вышла классическая книга Ф.У. Тейлора «Принципы научного управления».
Генри Гантт (1861-1919) – выдающийся представитель школы Тейлора, – исследовал производственный процесс в целом. Он развил еще один подход к управлению производством. Рассматривая технологический процесс как комбинацию отдельных операций, Г. Гантт разработал методы планирования последовательности операций (1908), которые применяются и поныне (загрузочный и планировочный/временный графики Гантта ). Он выдвинул собственные теории организации производства и поощрительных систем оплаты труда.
Еще в 1911 г. американский рационализатор Гаррингтон Эмерсон (1853-1931) в своей книге «Двенадцать принципов производительности » впервые изложил систему научной организации и управления коллективным трудом, обосновал научные принципы организации производства.
Среди последователей Тейлора появились специалисты по анализу технологических операций и трудовых процессов. Одним из главных принципов, заложенных Тейлором в основы НОП, является изучение движений, из которых состоит любая операция. Дальнейшая разработка этого принципа связана с именем Фрэнка Гилбрета (1868-1924) – американского инженера-строителя, видного представителя школы Тейлора.
Изучая движения каменщиков, Ф. Гилбрет пришел к выводу, что у них много непроизводительных и даже лишних приемов. Ему удалось сократить число необходимых рабочих движений каменщиков с 18 до 5, повысив дневную производительность рабочего с 1000 до 2700 кирпичей. Ф. Гилбрет победил чемпиона соревнований по кладке кирпича, использовав свои собственные принципы экономии движений в ходе производственного процесса.
Развивая идею Тейлора о разработке нормативов затрат времени на каждый элемент операции, Ф. Гилбрет пришел к выводу: любая операция представляет собой последовательное чередование элементарных приемов (микродвижений), которые не зависят от содержания работы. Причем, как он выяснил, количество этих микродвижений ограничено. Гилбрет выделил 17 элементарных приемов, названных в его честь «терблигами» (терблиг – анаграмма фамилии Гилбрет).
Работы по изучению нормативов микродвижений Гилбрет проводил совместно со своей женой Лилиан Гилбрет (1878-1972) – психологом по образованию. Супругам Гилбрет принадлежит разработка принципов экономии движений, которые должны быть одновременными, симметричными, естественными, ритмичными, привычными. Участие Л. Гилбрет в совместной работе привело к зарождению психофизиологического подхода к процессу труда.
Особое значение в истории рационализации занимает Генри Форд (1863-1947), впервые осуществивший и описавший методы организации непрерывно-поточного производства в машиностроении. В 1913 году на его заводах был введен в действие конвейер по сборке автомобилей. До внедрения этой технической новинки, в августе 1913 г., на сборку каждого автомобильного шасси одним рабочим затрачивалось 12 часов 28 минут. Восемь месяцев спустя, когда конвейер был окончательно завершен и налажен и каждый рабочий стал выполнять одну конкретную операцию, среднее время, затраченное на сборку одного шасси, сократилось до 93 минут. Этот технологический прорыв в совокупности с концепциями научной организации управления представляет собой классический пример разделения и специализации труда и широко используется до сих пор.
Г. Форд выступал за комплексный подход к организации производства, уделял много внимания «человеческому фактору», добивался высокой экономичности производства и обеспечения качества продукции. Ему также принадлежит заслуга в разработке принципов работы концерна на основе управления всеми стадиями производственного процесса из одного центра.
В 1910-е гг. получил распространение термин «производственный менеджмент», который отражал совокупность научных подходов к управлению производством, сводившихся к управлению детерминированными производственными процессами.
В 1924 г. Вальтер Шухарт использовал методы математической статистики в целях контроля качества и заложил основы статистического отбора выборок образцов и контроля качества процессов. Проблема взаимозаменяемости деталей, выдвинутая Уитни, нашла окончательное разрешение. Требования к технологии изготовления, обусловленные установленными допусками и спецификациями, можно было проанализировать с точки зрения затрат и результатов. Труды Шухарта выявили необходимость представления производства как системы.
С течением времени стало очевидным, что такие факторы, как конструкция изделия, материалы, оборудование, квалификация рабочих, отношение к работе со стороны сотрудников, текучесть рабочей силы и условия труда взаимодействуют с требованиями потребителей в отношении качества продукции и цен на нее, а также с финансовыми вопросами. Одним из тех, кто обратил на это внимание, был У. Эдвард Деминг (1950). Он считал, что менеджмент должен способствовать улучшению условий труда и рабочих процессов и повышению качества изготавливаемых изделий.
К середине ХХ в. произошли изменения в области изучения Вселенной. Она уже не представлялась абсолютным воплощением законов классической механики; физики отказались от чисто детерминистской трактовки основных научных законов. Эта система взглядов повлияла и на развитие производственного менеджмента. Теперь уже как на уровне отдельной технологической операции, так и на уровне производственного процесса аналитические методы обогатились новыми представлениями. Получили признание теория вероятностей и математической статистики. Сформировалось представление о наличии риска и неопределенности и понимание того, что они играют важную роль в планировании.
К решению производственных проблем стали широко привлекаться ученые. Они привнесли в менеджмент математическое моделирование, анализ систем, теорию принятия решений, линейное программирование, теорию массового обслуживания, теорию информации и теорию регулирования.
Уже в 1920-е годы можно было заметить тенденцию активного проникновения математики в экономику и организацию производства. В 1923-1924 гг. Василием Васильевичем Леонтьевым (под руководством П.И. Попова) была разработана первая межотраслевая балансовая модель народного хозяйства СССР. В 1939 г. Л.В. Канторович (1912-1986) публикует работу «Математические методы организации и планирования производства », впоследствии принесшую ему мировую славу и Нобелевскую премию (1975). В работе речь шла о методе линейного программирования и его применении для решения многообразных задач: распределение работ по видам оборудования, раскрой материалов, оптимизация плана перевозок и т.д.
В 1941 г. в США Ф. Хичкоксом была впервые решена «транспортная задача ». Симплекс-метод , разработанный Дж. Данцигом , позволил решать широкий круг задач линейного программирования.
Большинство из названных дисциплин получило развитие и применение благодаря появлению и совершенствованию электронных вычислительных машин, способных оперировать с большими объемами информации, необходимой для решения производственных и экономических задач. В современных бизнес-организациях информационный менеджмент предполагает использование компьютеров для обработки данных с целью получения необходимой управленческой информации.
С компьютеризацией связано развитие прогнозирования, управления запасами, планирования материальных ресурсов, компьютерного проектирования (CAD ), экспертных систем. Разработка протокола (стандарта) производственной автоматизации (MAP ) дала возможность упорядочить использование средств компьютеризации для управления производством и обеспечить развитие производственных систем вплоть до создания компьютерных интегрированных перерабатывающих систем (CIM ).
В последние годы процесс компьютеризации управления производством в странах с рыночной экономикой получил дальнейшее развитие. Пожалуй, наиболее важным его результатом стало использование систем ERP практически повсеместно на предприятиях Запада.
В 1960-е гг. в науке управления появился термин «операционный менеджмент ». Многие учетные связывают его появление с расширением сектора услуг в экономике. Ряд последователей обусловливают появление этого термина переходом к преимущественному использованию в управлении производством метода синтеза по сравнению с методом анализа. Понятие «синтез » относится к системе в целом. Использование метода синтеза в управлении предприятиями позволяет достигать высочайшего уровня в разработке стратегии предприятий и политики управления ими.
В последние годы получил распространение менеджмент цепи поставок (SCM ). Эта концепция предполагает применение общесистемного подхода к управлению материальными, информационными и сервисными потоками от поставщиков сырья к предприятиям и складам, а от них – к конечному потребителю.
В СССР развитие организации производства имело специфику, связанную с влиянием тейлоризма. Тейлоризм в советской экономической науке трактовался как система, имеющая двойственный характер: с одной стороны, она содержит элементы, позволяющие существенно повысить производительность труда рабочих, эффективность работы предприятия, с другой – ориентируется на чрезмерную интенсификацию труда, приводит к существенному усилению эксплуатации рабочих.
В условиях заидеологизированности государственного управления в СССР и господствующего постулата о ведущей роли рабочего класса представление о том, что является прогрессивным в системе Тейлора, а что – нет, было весьма затруднительным. Поэтому в СССР использование многих прогрессивных методов, разработанных мировой наукой управления производством, носило половинчатый характер, что снижало производительность труда и эффективность производства.
Постепенно это отставание от капиталистических стран накапливалось, и к середине 1980-х гг. производительность труда в СССР была значительно ниже, чем в США (в основном производстве она составляла 90% от уровня США, во вспомогательном и обслуживающем – вдвое ниже), хотя это и не признавалось официально. Централизованно управляемая экономика, не способная обеспечить баланс затрат и результатов, лишь усиливала это отставание. В результате постепенно механизм управления производством в СССР приобрел ярко выраженный затратный характер.
В поисках выхода из создавшегося положения стало очевидным, что в центре проблемы стоит само производство, т.е. производственный процесс и человек, его обслуживающий, который так и не овладел мировыми достижениями в организации производства. Получает развитие нормирование труда, внедряются компьютеры в управлении производством.
В 1920-30-е годы была создана и использована рядом отечественных предприятий система микроэлементного нормирования труда проф. В.М. Иоффе (1886-1947), разработана теория календарного планирования производственных процессов О.И. Непорента (1886-1966). Проф. А.А. Соколовским в 1930-е годы разработан метод типизации технологических процессов , который в 1950-х получил развитие в виде метода групповой обработки проф. С.П. Митрофанова.
Во время Великой отечественной войны многие оборонные предприятия освоили выпуск вооружения на многопредметных поточных линиях , теоретические основы и методика использования которых разработана Б.Я. Каценбогеном (1897-1956).
Активная научная работа по проблемам организации производства возобновилась в 60-е годы ХХ века, причем велась она по широкому спектру направлений: планирование производства, подготовка и освоение производства, организация и нормирование труда, организация вспомогательного хозяйства и т.д. В 1960-80-х годах совершенствовались методы организации конструкторской и технологической подготовки производства, методы оценки эффективности новой техники по фазам жизненного цикла.