Меню

Внешнеторговая деятельность. Организация внешнеэкономической деятельности предприятий

Стены

Внешнеторговая деятельность является одним из важнейших факторов развития народного хозяйства и экономической стабилизации страны. В настоящее время нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеторговой деятельности.

На всех исторических этапах развития государства внешнеторговая деятельность оказывает влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства на рынке в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий.

Как часть общей структуры народного хозяйства внешнеторговая деятельность воздействуют на совершенствование внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие производственных сил. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы.

Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является внешнеторговая.

Внешнеторговая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеторговая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеторговых связей. Рациональная внешнеторговая политика государства может привести к повышению темпов роста национального дохода, ускорению научно-технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных вложений.

Предприятием является хозяйствующий субъект, который на основе использования экономических ресурсов производит и реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги. Внешнеторговая деятельность предприятия - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок. На уровне предприятия внешнеторговая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеторговая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий России.

Развитие внешнеторговой деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач. Для российских предприятий это такие задачи, как:

  • · свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;
  • · свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;
  • · свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего коммерческим интересам предприятия;
  • · свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;
  • · включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев.

Отличия внешнеторговой деятельности предприятия от внутриторговой заключаются в том, что внешнеторговая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства.

На внешнеторговую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеторговую деятельность.

Законом Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предприятиям разрешено самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность. Указом Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеторговой деятельности» всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности разрешено осуществление внешнеторговой деятельности без специальной регистрации.

Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ для этих целей. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ и содержит 13 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и другие).

Предприятие самостоятельно определяет вид своей деятельности и принимает решения по выполнению поставленных задач. Критерием выбора той или иной правовой формы внешнеторговой деятельности являются рыночные возможности и потребности предприятия.

Предприятие может осуществлять любые виды внешнеторговой деятельности, если они не запрещены законом и отвечают целям, предусмотренным в уставе.

Все предприятия - участники ВЭД являются самостоятельными юридическими лицами, обладающими обособленным имуществом, имеющими право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, а также быть истцами в суде. Как участник внешнеэкономического оборота предприятие обладает гражданской право- и дееспособностью.

Имущество предприятия составляют основные фонды, оборотные средства и иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия. Имущество может находиться в собственности предприятия и в хозяйственном ведении.

За неисполнение обязаельств по договорам предприятие несет полную ответственность своим имуществом.

Все предприятия - производители конкурентоспособной продукции имеют право на самостоятельное осуществление экспортно-импортных операций.

В связи с этим в хозяйственной деятельности любого производителя, выходящего на внешний рынок, существенную роль может играть внешнеторговая деятельность. Выход на внешний рынок предприятия могут осуществлять как самостоятельно, так и через внешнеторговые организации-посредники. Эти организации, как правило, реализуют продукцию мелких и средних фирм на мировом рынке, но к их услугам могут прибегать и крупные предприятия, не имеющие своего внешнеторгового аппарата.

Внешнеторговые организации оказывают и другие посреднические услуги, например: кредитование покупателей, заключение контрактов с транспортными и страховыми компаниями, посредничество в платежных операциях и другие. Иногда внешнеторговые фирмы осуществляют предпродажную доработку товаров, повышая их конкурентоспособность. В настоящее время более половины мирового товарооборота осуществляется через фирмы-посредники. Их привлечение преследует цели повышения эффективности внешнеторговых операций, использования конъюнктуры, предоставления необходимых торговых услуг.

Таким образом, любое предприятие, выходящее на мировой рынок, может самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность, образуя при этом собственные внешнеторговые фирмы, которые могут создаваться на общем балансе предприятия или на самостоятельном балансе с правом юридического лица. Либо предприятие может прибегать к услугам посреднических организаций, в случае небольшого объема выпуска продукции.

Критерием выбора способа выхода на мировой рынок служит минимизация расходов на осуществление внешнеэкономической деятельности. Кроме того, предприятию необходимо располагать информацией о валютно-финансовых, правовых аспектах выхода на мировой рынок, конъюнктуре мирового рынка, системе цен и определять эффективность осуществления экспортно-импортных операций. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство.

Основными формами ВЭД предприятий в России является внешнеторговая деятельность и международная кооперация производства.

Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами и услугами, связанными с осуществлением товарооборота. В основе внешнеторговой деятельности лежат внешнеторговые операции. Внешнеторговая операция - это комплекс действий контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой операции, направленных на совершение товарного обмена и обеспечивающих его. В полный комплекс, характеризующий внешнеторговую операцию, могут входить: изучение рынка конкретного товара, его реклама, создание сбытовой сети, проработка коммерческих предложений, проведение переговоров, заключение и исполнение контрактов.

Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Под международной торговой сделкой понимают договор между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товара и / или оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями.

Основным признаком международной торговли является пересечение границы страны-продавца товаром, если это материальный объект. Также международную торговую сделку характеризует и то, что она сопровождается платежом в иностранной валюте по отношению к одной или обеим сторонам. Однако этот принцип может не соблюдаться, например, при товарообменных сделках.

Среди прочих форм ВЭД российских предприятий наиболее значительная роль принадлежит экспорту. Но, выходя на внешний рынок, руководство предприятия должно понимать, что в современном мировом хозяйстве обычная торговля все быстрее уступает место более сложным отношениям между продавцами и покупателями.

Международная кооперация производства - это скоординированная или совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве.

В современном мире МКП занимает ведущее место среди остальных форм внешнеэкономических связей, в силу присущих ей объективных преимуществ.

Однако во многих случаях российским предприятиям приходится довольствоваться лишь подрядной кооперацией, и другими простыми формами МКП. Скачку к наиболее развитым, комплексным формам МКП в России препятствуют:

  • · отсутствие у многих предприятий опыта кооперационного сотрудничества;
  • · ограниченный научно-технический и производственно-технологический потенциал, существенно уступающий ведущим компаниям развитых стран;
  • · отсутствие средств, особенно валютных, на перестройку производства.

На начальной стадии привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику получила распространение такая форма внешнеэкономической деятельности, как создание совместных предприятий. Они создавались на основе договора между отечественным государственным предприятием, которое выделяло определенную часть имущества, имевшегося в его распоряжении (здания, оборудование, научно-технические знания), в качестве вклада в уставный фонд среднего предприятия. Доля иностранного инвестора в уставном фонде определялась стоимостью поставляемых им машин, оборудования, современных технологий и наличных денег в СКВ. С самого начала в процессе создания среднего предприятия наиболее остро встала проблема определения реального соотношения вкладов российского и иностранного партнеров. Уже на первых этапах выявились определенные недостатки этой формы предпринимательства для нашей страны, поскольку занижалась реальная доля отечественных участников при формировании уставных фондов среднего предприятия.

В настоящее время серьезных западных инвесторов интересует не столько партнерство с российскими предприятиями, сколько приобретение надежных элементов контроля над производством. Поэтому все большую роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание предприятий со 100%-ным иностранным участием. Когда предприятие создается полностью за счет иностранного инвестора, то не возникает вопрос о правильной оценке российского вклада. И в этом смысле такие предприятия даже предпочтительнее средних предприятий.

Говоря о состоянии внешнеэкономической деятельности России есть все основания считать, что ситуация на мировых рынках в обозримой перспективе не будет особо благоприятной для большинства российских товаров.

Во-первых, хотя и замедлившийся, но, тем не менее, продолжающийся процесс глобализации будет способствовать увеличению численности игроков на рынке в секторе предложения.

Во-вторых, вопреки прежним прогнозам, в большинстве экономически развитых стран платежеспособный спрос не проявляет серьезных признаков оживления, а в ряде случаев даже продолжает снижаться. В-третьих, в ряде экономически развитых регионов будет усиливаться стремление минимизировать российский экспорт, возводя на его пути дополнительные преграды.

Очевидно, что в этих условиях неизбежно должна возрастать роль государственных институтов как гаранта успешной внешнеэкономической активности российских производителей.

Предварительно можно обозначить несколько направлений организационной деятельности в данной области:

  • 1. Разработка на уровне правительства концептуальной, системной внешнеэкономической программы на обозримую перспективу, которая бы предусматривала как оптимальные объемы внешней и внутренней торговли по конкретным видам продукции, так и предпочтительную ориентацию товаропотоков.
  • 2. Политическая защита внешнеторговых интересов российских экспортеров. Любые существенные внешнеполитические контакты должны содержать постановку вопроса о предоставлении России статуса наибольшего благоприятствования в торговых отношениях и отмену существующих дискриминационных мер против товаров российского происхождения. Отсутствие позитивных сдвигов в этой области должно автоматически вызывать введение адекватных мер торговой защиты.
  • 3. Оказание экспортно-ориентированным производителям эффективной и доступной информационной поддержки. Целесообразно не создавать для выполнения этой задачи новые государственные органы, а возложить выполнение этой функции на существующие институты, например, Торгово-промышленную палату РФ).
  • 4. Регулирование объема и направления экспортных товаропотоков. При этом вовсе не обязательно использовать финансовую поддержку соответствующих экспортеров. Такая поддержка может иметь негативные последствия, в частности, введение странами-импортерами запретных мер под предлогом противодействия демпингу.

Экспансия российского предпринимательства за границу представляет собой важный фактор наращивания экономического потенциала страны путем расширения экспорта, перевода доходов из-за рубежа, включения российских компаний в глобальные цепочки создания добавленной стоимости. Ключевыми моментами экономического развития российского экспорта являются:

  • 1. Увеличение масштабов и совершенствование отраслевой структуры внешнеэкономического присутствия России на зарубежных рынках, с ростом доли компаний обрабатывающего сектора и услуг;
  • 2. Предотвращение контрпродуктивной конкуренции между российскими компаниями, производящими сходную продукцию, на внешних рынках; заключение между ними стратегических соглашений о совместной реализации проектов международной экспансии;
  • 3. Образование стратегических объединений российских и зарубежных компаний для совместной деятельности на внешних рынках с целью разработки, производства и реализации конкурентоспособной продукции.

Таким образом, в современных условиях развития международных экономических связей базовыми приоритетами внешнеторговой деятельности России на федеральном уровне являются, прежде всего, политика активной поддержки национального экспорта, которая подразумевает под собой не только финансовую, но и административную поддержку, повышение качества экономического роста, повышение эффективности бюджетных расходов и подготовка квалифицированных кадров.

Предпринимательская деятельность в России реализуется в рамках создаваемой производственно-хозяйственной структуры, которую можно рассматривать как предпринимательскую единицу.

В России предпринимательская деятельность осуществляется в основном в рамках малых предприятий. Мировой опыт показал, что в настоящее время малое предпринимательство, малые фирмы являются основой динамичного экономического развития в следствии:

  • · организационно-технологической мобильности;
  • · высокого темпа внедрения инноваций;
  • · активной конкурентной политики;
  • · отсутствия жесткой бюрократической структуры и громоздкогоуправленческого аппарата;
  • · создания новых рабочих мест;
  • · быстрой реакции на потребности рынка;
  • · возможности государства получать доход от их налогообложения.

Развитие предпринимательства в России осуществляется двумя основными путями:

  • 1) В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает частное лицо - предприниматель, создающий новые организационные производственно-хозяйственные структуры;
  • 2) В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает действующее предприятие (его руководство).

Первый путь, основанный на частной инициативе и частной собственности, представляется наиболее соответствующим классическому пониманию предпринимательства.

Второй путь заключается в том, что действующее предприятие создает или участвует в создании производственно-хозяйственных предпринимательских структур.

Были выявлены основные трудности на пути развития индивидуального предпринимательства в России (таблица 1).

Таблица 1. Основные проблемы на пути развития индивидуального предпринимательства в России

Анализируя развитие предпринимательства в стране, необходимо установить, какие цели преследовали все участники этого процесса.

Участниками процесса развития предпринимательства являются:

  • · государство;
  • · руководители государственных предприятий;
  • · персонал государственных предприятий;
  • · персонал предпринимательской единицы.

Каждый из участников преследует свои цели, которые в идеале должны сочетаться. Цели развития предпринимательства в России представлены на рис. 1.3.

Государство, создавая условия для развития предпринимательства, преследовало следующие основные цели:

  • · Повышение эффективности народного хозяйства за счет развития частной инициативы и новаторской деятельности предпринимателей.
  • · Создание новых рабочих мест.
  • · Создание среднего класса мелких предпринимателей и квалифицированных специалистов, являющихся основой демократического общества.
  • · Повышение благосостояния населения.

Целью предприятия является:

  • · Получение дополнительного экономического эффекта от предпринимательства.
  • · Создание условий для его эффективного развития на базе новых технологий, товаров, услуг, разработанных в предпринимательских структурах.
  • · Целью руководства является: получение дополнительных возможностей для поддержания и развития базового предприятия, для удовлетворения своих материальных и социальных потребностей. Целью персонала является обеспеченность рабочими местами и дополнительные возможности в удовлетворении своих материальных и социальных потребностей.

Цели предпринимательской единицы и предпринимателя идентичны:

Цели персонала предпринимательской единицы:

  • 1. Экономическое благополучие.
  • 2. Сохранение рабочих мест.

Развитие предпринимательства в определенной степени позволило реализовать поставленные цели (рисунок 1, приложение 1).

В настоящее время в России около 900 тыс. малых предприятий. Развитие малых предприятий позволило в значительной степени ликвидировать дефицит товаров и услуг и в условиях экономического спада и кризиса государственных предприятий создать рабочие места для 8 млн. человек, а с учетом вторичной занятости для 15 млн. человек и довести долю малых и средних предприятий во внутреннем валовом продукте до 10%. Причем отдача вкладываемых средств в малых и средних предприятий вдвое выше, чем в целом по российской экономике.

В то же время, если сравнивать возможности и достижения малых предприятий в мире и в России, очевидно, что возможности реализованы явно недостаточно:

  • · так в Германии на 1000 жителей 37 малых и средних предприятий, в США - 74 малых и средних предприятий, а в России - 6 малых и средних предприятий;
  • · доля малых и средних предприятий в общей численности занятости в Германии 46%, в США - 54%, в России - 10%;
  • · доля малых и средних предприятий в Германии - 53%, в США - 51%, в России - 11%.

В настоящее время существует пропасть, которая разделяет применяемые сегодня подходы при решении проблем управления предприятиями от понимания того, какие подходы реально приведут к повышению эффективности систем управления.

На мой взгляд, следует проследить зависимость между следующими группами явлений:

  • · проблемами российских предприятий, которые директора называют основными;
  • · существующими подходами в решении проблем управления предприятиями;
  • · истинными причинами болезней предприятий, лечение которых реально привело бы к положительным результатам.

Наглядность такого сопоставления хорошо представлена в таблице, где перечислены проблемы и подходы к их устранению.

Мною были изучены материалы по анализу деятельности более чем 20 предприятиях (большинство промышленных, несколько предприятий, оказывающих услуги), расположенных на Урале, в Сибири, Поволжье, Санкт-Петербурге, Подмосковье и Москве численностью от 300 до 20 тыс. работников.

Руководители этих организаций - лучшие директора в России, поскольку возглавляемые ими предприятия удержали объемы выпускаемой продукции в период 2008-2010 на прежнем уровне, а по некоторым направлениям даже увеличили объемы продаж. Усредненный портрет современного российского директора, возглавляющего успешное предприятие, следующий: умный, болеющий за свое предприятие, опытный, великолепно разбирающийся в технологиях своего производства.

В начале, директор обычно не допускает даже мысли о возможности существования управленческих ошибок на его предприятии, он сетует исключительно на правительство, на поставщиков, на своих рабочих, на отсутствие нормальных законов в России. После обсуждения конкретных случаев некачественной работы его предприятия и, в частности аппарата управления, он соглашается с тем, что недостатки в системе управления есть, но утверждает, что хорошо знает проблемы и их причины, полон уверенности, что разберется с теми из них, которые в его силах. Желание директора скрыть проблемы своего предприятия от стороннего взгляда столь естественное и сильное, что вызывает уважение. Иногда, правда, трудно отделаться от ощущения, что это желание того же рода, что и у студента, который стремится скрыть от преподавателя свой уровень непонимания предмета.

Например, многие российские руководители считают отсутствие оборотных средств одной из основных причин всех своих проблем и пытаются лечить ее путем поиска инвестиций или новых заказов. Но на всех этих предприятиях, без исключения, идет значительное дублирование различных операций и функций, а также постоянное пересечение деятельности различных подразделений. По некоторым направлениям деятельности вовсе не учитываются расходы, например, ни разу еще не видел, чтобы где-нибудь в России подсчитали эффективность работы отдела качества или отдела маркетинга. При таком разбрасывании ресурсов, при издержках, которые позволяют себе российские предприятия, никакие оборотные средства не помогут. В российской экономике продолжает действовать принцип натурального хозяйства. Предприятия во времена административно-командной системы заводили вспомогательные производства для того, чтобы обезопасить себя от низкого качества продукции смежников, быстрее и в нужном количестве получать требуемые комплектующие. Сегодня ситуация изменилась, но предприятия не считают эффективность вспомогательных производств, а потому не знают, какие придется закрывать, а какие надо оставить.

Предприятие, получив долгожданные финансовые средства, тратит их на нужды, кажущиеся первоочередными, заключает договоры, не вчитываясь в их текст, не видя в них двусмысленностей и грамматических ошибок. (Первоочередными для руководителей являются расходы на те мероприятия, которые отмечены в 3-м столбце таблицы.) Все руководители уверены, что решить возникшие проблемы в арбитражном суде практически невозможно, жалуются на трудность взимания долгов с неплательщиков, на недобросовестность партнеров, не задумываясь о том, что само предприятие тоже может что-нибудь сделать для уменьшения числа неплатежей, для повышения своевременности платежей.

Таблица 2

Проблемы в формулировке руководителей

Подходы и методы, применяемые для устранения этих проблем

Реальные причины проблем

Ухудшение качества комплектующих и материалов, поступающих от поставщиков

Введение 100%-ного входного контроля. Внедрение системы оценки поставщиков, попытки ранжировать поставщиков

Отделы снабжения предприятий находятся вне систем управления. Отсутствует сотрудничество с поставщиками по созданию у них эффективных систем качества для повышения качества их продукции и снижения ее себестоимости

Слабая подготовка руководителей различных уровней в вопросах менеджмента. Недостаток менеджеров

Курсы общего менеджмента. Подбор новых менеджеров

Отсутствие четких требований к результатам работы менеджеров. Контроль управленческой деятельности проводится от случая к случаю

Отсутствие управленческого учета. Деятельность аппарата управления непрозрачна. Автоматизация привела к лишним неоправданным расходам

Автоматизация финансово-хозяйственной деятельности предприятий с помощью своих программистов либо с помощью приобретения информационных технологий

Бизнес-процессы не описаны, не определены ключевые процессы. Предприятия не ориентированы на управление процессами. Не определены все виды расходов, нет системы учета издержек. Система учета «затрат на качество» не соответствует требованиям: не подсчитаны многие типы затрат на «плохое качество»

Недостаток оборотных средств

Создание дочерних фирм. Оптимизация налогообложения. Поиск инвестиций. Продажа и сдача в аренду недвижимости и оборудования

Неэффективная система управления качеством. Дублирование операций, функций и производств порождает чрезмерные расходы, невероятные издержки

Постоянный пересмотр организационной структуры не приводит к положительным результатам

Создание новых отделов, дробление или укрупнение существующих подразделений

Принципы управления не пересмотрены. Используется на всех российских предприятиях самый неэффективный тип организационной структуры - функциональный

Уменьшение числа потребителей некоторых видов продукции

Усиление отдела сбыта. Сертификация системы качества по ИСО 9001. Поддержка убыточных производств за счет бюджетов различного уровня

Незнание предприятием проблем и пожеланий своих потребителей. Отсутствие обратной связи с потребителями. Не определены: полный перечень потребителей; все типы продуктов предприятия; секторы и рыночные ниши, занимаемые продукцией

Нечетко определена ответственность руководителей

Разработка матрицы ответственности на основе существующей организационной структуры

Не определены и не измеряются количественные и качественные показатели деятельности менеджеров. Не установлены требования к работе управленцев

Неравномерное распределение ресурсов среди подразделений и направлений деятельности

Волюнтаристическое администрирование при перераспределении ресурсов между расходами различных подразделений

Борьба отделов друг с другом за ресурсы. Отсутствуют учет и контроль расходования ресурсов по различным направлениям деятельности предприятия

Оборудование изношено и морально устарело

Приобретение нового оборудования

Не измерена производительность существующих производственных участков и оборудования. Не исследуется предполагаемая эффективность закупаемого оборудования

Длительный цикл разработки новой продукции

Приобретение информационных технологий в области проектирования

Проектный стиль управления неизвестен. Отсутствует практика управления процессами

Низкие цены на продукцию российских предприятий. Выпуск морально устаревшей продукции

Создание отдела маркетинга для поиска потенциальных клиентов. Проведение выставок и издание рекламных материалов

Длительный цикл разработки новой продукции. Эффективность рекламных мероприятий не прогнозируется, не оценивается

Руководство предприятия не является дружной командой

Тренинги и деловые игры с целью образования команды руководителей

Цели руководителей различны и не согласованы. Отсутствует стратегия предприятия

Недостаток у работников информации о деятельности их предприятия

Приобретение информационных технологий для автоматизации документооборота

Отсутствие обратной связи с персоналом. Руководство не знает об информационном голоде сотрудников. Отсутствует практика учета мнений персонала

Частая смена посредников-поставщиков

Постоянный поиск новых поставщиков

Отсутствует контроль собственников предприятия за процессами закупок

Неплатежи

Взаимозачеты. Бартер. Внедрение заменителей денег

Редко и не полностью проводится «анализ контракта». Неэффективная организационная структура не позволяет оперативно принимать решения и управлять ситуацией

Плохие законы, слабое правовое поле. Всевластие надзорных, регулирующих, а также сертифицирующих органов. «Ограничительные» законы зарубежных рынков по отношению к российской продукции

Считается почти невозможным решить эту проблему на уровне предприятия. (ОАО «Планета» из Новгорода имеет три сертификата на свою систему качества от трех разных органов - двух российских и одного зарубежного)

Отсутствие культуры работы с текстами различных документов. Отношение к документированию как к процессу, который не стоит смешивать с непосредственной деятельностью. Допустимо руководителю не информировать персонал по основным вопросам. Отсутствуют попытки решить проблемы до их возникновения, например, ИСО 9001:2000 будет внедряться в России с таким опозданием, которое окончательно закроет для России экспорт продукции

Следующие проблемы, на первый взгляд, не связанные между собой, являются следствием всех вышеперечисленных, но руководители часто называют их как факторы, которые мешают развитию системы управления: «низкое качество продукции - это низкая цена, что приводит к очень маленькой заработной плате у рядовых сотрудников предприятия. Из-за низкой зарплаты работники не могут участвовать в деятельности по повышению качества продукции, саботируют процессы создания систем качества предприятий»

Низкое качество выпускаемой продукции

Поиск инвестиций.

Соотношение доходов и ответственности у рабочих и руководителей обратно пропорционально, что не позволит повысить качество выпускаемой продукции, не даст построить эффективную систему управления предприятием

Российские работники недовольны, прежде всего, низкой зарплатой, из-за чего и не хотят повышать качество продукции

Приобретение нового оборудования. Поиск новых заказчиков. Ужесточение контроля изготовления продукции

Рассмотрим таблицу соответствия причин, подходов и проблем. Некоторые проблемы одновременно являются причинами других проблем, они расположены в разных столбцах и в разных строках таблицы. Проблемы помещены в таблице в случайной последовательности, задача определения приоритетов проблем автором пока не поставлена. Перечень проблем, скорее всего, неполон, поскольку в таблице помещены только те из них, которые чаще всего звучали из уст руководителей. Отличия между иллюзиями руководителей в вопросах улучшения систем управления (2-й столбец) и эффективными подходами (3-й столбец) предлагаю определять самим читателям.

В таблице сосуществуют понятия «система качества» и «система управления», так как сегодня при обсуждении вопросов управления качеством говорить можно и нужно уже не о «системе качества», а более широко о «системе управления предприятием». Любые управленческие проблемы касаются сегодня вопросов управления качеством. Вся деятельность по созданию и развитию систем качества предприятий сливается с развитием систем управления этими предприятиями.

Отсутствие поддержки отечественного производителя со стороны правительства и парламента, как проблема наших предприятий, которую руководители называют одной из основных, не имеет отражения в таблице. Это серьезная проблема, но ее решение находится не на уровне предприятий.

Сегодня руководители мыслят в основном только в категориях 2-го столбца таблицы. Улучшение систем управления происходит исключительно с помощью старых, непроверенных методов, которые никогда еще никому не помогали.

Сегодня российские руководители управляют людьми и деньгами, и не знают, что их управление будет эффективным только тогда, когда они будут управлять процессами и проектами. Управление процессами и проектами, без которых немыслимы эффективные системы управления во всем мире, порождены рыночными отношениями, равноправной конкурентной борьбой.

Далеко не во всех отраслях промышленности в России существуют рыночные отношения. Не все российские предприятия поставлены в условия равной конкуренции. Такое неравенство приводит к следующим результатам:

  • · предприятия, которым вместо реальной помощи оказывается спонсорство (например ОАО «АВТОВАЗ»), совершенно не заинтересованы развивать свою систему управления, и не делают многого из того, что отмечено в 3-м столбце таблице;
  • · монополисты занимаются только тем, что отмечено во 2-м столбце таблицы;
  • · все остальные предприятия фактически находятся в жесточайших рыночных условиях, имеют стимул для развития своих систем управления, первыми начнут применять отмеченные в 3-м столбце подходы.

В любой точке земного шара невыполнимая задача - внедрение эффективных систем управления при отсутствии конкуренции. Поэтому системы управления некоторых московских промышленных предприятий, которым власти изо всех сил помогают не закрывать убыточные производства, заметно отстают в своем развитии от систем управления аналогичных предприятий других российских городов. Региональные власти, если и хотят поддержать местное неэффективное предприятие, то не могут этого сделать из-за отсутствия средств, что приводит к более интенсивному освоению современных методов управления в провинции по сравнению с некоторыми московскими предприятиями.

Существующие в России системы управления неэффективны, а существующие подходы по улучшению систем управления абсолютно неэффективны. Проблемы российских предприятий никогда не будут решены при нацеленности системы управления на устранение следствий, а не истинных их причин.

Зарубежные предприятия непрерывно модернизировали свои системы управления на протяжении достаточно длительного времени, последовательно решая вопрос за вопросом, проблему за проблемой. Российским предприятиям сегодня предстоит решить несколько более сложную задачу: одновременно улучшить систему управления по всем направлениям, в первую очередь, изменяя принципы управления. Придется применить все подходы одновременно, сделать «залп» всеми известными миру инструментами по всей системе управления.

Практика показывает, что в начале деятельности по улучшению неэффективных систем управления сразу можно достичь очень хороших результатов, позволяющих быстро изыскать ресурсы для продолжения более затратных вложений в улучшение систем управления. Затраты и издержки на российских предприятиях так велики, что простой контроль некоторых управленческих операций дает фантастический эффект.

Таким образом, необходимо:

  • · начать с контроля системы управления;
  • · получить в начале стартовые ресурсы для более глубокой перестройки системы управления;
  • · планировать одновременные улучшения по всем запущенным управленческим проблемам.

В ситуации одновременного применения всего арсенала менеджмента есть свои плюсы для российской промышленности, поскольку мы обладаем информацией о некоторых ошибках зарубежных фирм, совершенных на пути улучшения систем управления, и российские предприятия должны учесть этот опыт.

Осуществить такой залп и учесть мировой опыт предприятия смогут только при помощи высококвалифицированных консультантов по вопросам управления.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия определяется как внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (нравами на них).

Внешнеэкономические операции предприятия в современных условиях хозяйствования являются неотъемлемой частью его деятельности и представляют собой форму торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений.

Внешнеэкономическая деятельность основана на международном разделении труда. Поэтому предприятия ориентируются не только на внутренний, но и на внешний рынок. Это объясняется неравномерностью развития отдельных отраслей национальной экономики. Для реализации продукции необходимо соблюдение определенных пропорций в темпах развития производств, которые по отношению друг к другу являются поставщиками и потребителями исходных материалов, полуфабрикатов, машин, механизмов и оборудования. Очевидно, что при таких условиях капитал, функционирующий в ускоренно развивающихся отраслях, обращается к внешнему рынку. Необходимость в осуществлении внешнеэкономической деятельности вызывается еще и узостью внутреннего рынка ввиду ограниченного платежеспособного спроса. Это усиливает роль внешних рынков и обостряет конкурентную борьбу.

Неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности предприятия является внешнеторговая деятельность , включающая таможенное дело и таможенное регулирование, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в федеральном ведении. Оно заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и 01раничений, установленных в соответствии с российским законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Основными целями установления и совершенствования таможенного тарифа являются:

  • рационализация структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
  • защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Таможенная пошлина - это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе и вывозе товаров на таможенную территорию РФ. Ее ставки устанавливаются таможенным законодательством РФ. В целях защиты экономических интересов РФ к ввозимым на ее таможенную территорию товарам могут временно применяться особые пошлины (специальная, антидемпинговая, компенсационная).

Специальная пошлина - специальная защитная мера но ограничению возросшего импорта, которая применяется посредством введения импортных квот.

Антидемпинговая пошлина противодействует импорту товаров но заниженным ценам.

Компенсационная пошлина - это мера но нейтрализации материального ущерба какой-либо из отраслей российской экономики. Она призвана предотвратить сокращение объема производства аналогичного отечественного товара и объема его реализации, снижение рентабельности его производства, негативное воздействие на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы, уровень инвестиций в данную отрасль российской экономики.

Кроме того, иногда применяются сезонные пошлины , срок действия которых не может превышать шести месяцев в году.

Ставки таможенных платежей и порядок их применения установлены едиными для всех лиц, перемещающих товары через таможенную границу. Они не зависят от видов сделок и других факторов. Применяются следующие виды таможенных ставок пошлин:

  • адвалорные , начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • специфические начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
  • комбинированные , сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Определение таможенной стоимости товаров , ввозимых на территорию РФ, основывается на принципах, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов:

  • но стоимости сделки с ввозимыми товарами;
  • по стоимости сделки с идентичными товарами;
  • по стоимости сделки с однородными товарами;
  • метод вычитания;
  • метод сложения;
  • резервный метод.

Равными субъектами внешнеэкономической деятельности являются государство, юридические и физические лица, общественные организации и объединения. Вместе с тем государство оставляет за собой право регулирования важнейших аспектов этой деятельности, закладывая правовые основы и определяя административные и экономические методы воздействия. Проводниками государственной политики в области внешнеэкономической деятельности являются Министерство экономического развития РФ, а также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по тарифам.

Формами внешнеэкономической деятельности являются экспорт, импорт и реэкспорт, направлениями внешнеэкономической деятельности - совместное предпринимательство и внешнеторговые контракты. Экспортно-импортные операции могут проводиться напрямую или через посредников посредством договоров поручения, комиссии И Т.Д.

Главной задачей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является создание механизма, формирующего положительный инвестиционный климат, способного привлечь иностранных инвесторов.

Рис. 19.1.

Рис. 19.2. Характеристика форм внешнеэкономической

деятельности

Рис. 193.

Рис. 19.4.

Рис. 19.5.

Рис. 19.6.

Рис. 19.7.

Выводы

  • 1. Внешнеэкономической деятельностью занимается огромное количество российских предприятий. Этому способствует международное разделение труда. Предприятие, принимая решение о вступлении во внешнеэкономические отношения, обязано наметить цели и задачи, которые не должны вступать в противоречие с его основным видом деятельности, его экономическим и научно- техническим развитием.
  • 2. Государственная система регулирования внешнеэкономической деятельности призвана устанавливать правила, требования, определять способы и методы взаимодействия отечественных предприятий с иностранными партнерами, очерчивая направления и виды сделок в рамках совместного предпринимательства или на основе заключения внешнеторговых контрактов.
  • 3. Контракт - это юридический документ, свидетельствующий о международных экономических контактах. Он включает следующие сведения: общие положения, описание предмета контракта, цены, сроки поставки товара, условия платежа, требования к упаковке и маркировке, порядок подачи претензий и разрешения споров, санкции и штрафы, перечень форс-мажорных обстоятельств.
  • 4. Привлекательность инвестирования иностранными партнерами средств в нашу экономику достигается путем создания благоприятного инвестиционного климата. Для этого применяются социально-экономические, правовые и политические методы, например, в форме заключения соглашений о разделе продукции или создания свободных экономических зон.
  • 5. Стратегия и тактика осуществления внешнеэкономической деятельности основаны на принципах функционирования внешнего рынка, под воздействием которых формируется экспортно- импортный ассортимент, устанавливаются темпы обновления экспортной продукции, уровень качества, объем гарантий, цены и порядок сервисного обслуживания.
  • 6. Расчеты по экспорту осуществляются в форме оплаты и передачи платежных, а также товаротранспортных документов, сопровождающих груз. На эффективность внешнеэкономических действий существенное влияние оказывает налог на экспорт и импорт, который обычно предстает в виде таможенной пошлины. Различают адвалорные, специфические и комбинированные таможенные ставки.

Введение

Актуальность темы исследования. Процессы глобализации требуют соответствующего уровня конкурентоспособной экономики. Конкурентоспособность российской экономики во многом обусловливается неоднородностью экономического пространства, зависит от внутренней и внешней эффективности развития ее регионов.

Внешнеэкономическая деятельность, проявляющаяся в различных формах, становится немаловажным источником повышения конкурентоспособности регионов. Приобретение регионами экономической самостоятельности позволяет им расширять свои международные полномочия, налаживать связи с регионами других стран, привлекать в свою экономику иностранные инвестиции, расширять экспортные возможности, развивать международное экономическое сотрудничество. Открытые для внешней торговли регионы более других подвержены колебаниям конъюнктуры мировых рынков, однако они же раньше выходят из состояния кризиса, быстрее перенимают новейшие технологии производства, используют объекты интеллектуальной собственности, внедряют современные методы управления.

Целью данной работы является анализ внешнеэкономических операций.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи работы:

  • 1. Установление основных положений внешнеэкономической деятельности организаций и системы показателей её оценки.
  • 2. анализ внешнеторговой деятельности предприятия (на примере ООО «ПМС»).

Организация внешнеэкономической деятельности предприятий

1.1 Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятий

Внешнеэкономическая деятельность является важной и неотъемлемой сферой хозяйственной деятельности всех участников рыночных отношений. В условиях глобализации мирового хозяйства она выполняет важную функцию интернационализации экономики.

Статья 1 Федерального закона «Об экспортном контроле» устанавливает, что внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) Об экспортном контроле: Федеральный закон от 18.07.1999г. N 183-ФЗ (ред. от 18.07.2005). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс» . Таким образом, в качестве основных форм внешнеэкономической деятельности выделяют внешнюю торговлю товарами и услугами, инвестиции как международное движение капитала и прочие виды деятельности.

В свою очередь, внешнеторговая деятельность - это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 13 октября 1995г. N 157-ФЗ (ред. от 10.02.1999). Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» .

Об огромном значении международной торговли в современную эпоху свидетельствует то обстоятельство, что темпы роста мировой торговли существенно опережают темпы роста мирового производства. Международная торговля сильнее реагирует и на возникновение кризисных явлений. На рис. 1. показана динамика международной торговли и мирового производства за 2002-2011 гг., по данным МВФ.

Рис.1.

На рисунке достаточно хорошо видно, что развитие международной торговли происходит в том же направлении, что и международного производства, но с гораздо большей амплитудой колебаний.

Второй формой внешнеэкономической деятельности являются иностранные инвестиции. Иностранные инвестиции - это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации 4 .

Помимо двух основных видов, торгового и инвестиционного, внешнеэкономическая деятельность включает производственное, научно-техническое сотрудничество и валютно-финансовые операции. Взаимосвязь видов и форм внешнеэкономической деятельности представлена в табл. 1.

Таблица 1 Виды и формы внешнеэкономической деятельности

Формы ВЭД

Внешняя торговля

Реэкспорт

Реимпорт

Приграничная торговля

Производственное сотрудничество

Совместное производство на основе специализации

Франчайзинг

Переработка давальческого сырья (толлинг)

Подрядное сотрудничество

Совместное производство в рамках совместного предприятия

Научно-техническое сотрудничество

Технический обмен

Лицензионные соглашения

Инвестиционное сотрудничество

Кредитное сотрудничество

Международный финансовый лизинг

Сотрудничество в рамках предприятия с иностранными инвестициями

Валютно-финансовые операции

Международн. платежи

Международная торговля валютой

Кредитование внешней торговли

Международное производственное сотрудничество имеет основной целью расширение базы развития и выпуска экспортной продукции, использование эффекта масштаба для снижения издержек производства, повышение ее конкурентоспособности и облегчение процессов реализации продукции на внешнем рынке. Совместное предпринимательство базируется на обмене технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также реализуется в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций и т.п.

Валютно-финансовые операции в качестве вида внешнеэкономической деятельности предприятий следует рассматривать как содействующие операции, которые обеспечивают реализацию внешнеторговой сделки.

Выделяют управленческий (на уровне государственных органов власти) и субъектный (на уровне предприятий и организаций) уровни внешнеэкономической деятельности. На уровне предприятий и организаций-участников целью внешнеэкономической деятельности является заключение и исполнение договоров и контрактов в пределах гражданского права для получения выгоды. На управленческом уровне внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Дело, 2002. С. 8-9. . Таким образом, в российской концепции внешнеэкономической деятельности сформировалась двухуровневая модель государственного и субъектного управления Евченко Н.Н. Внешнеэкономический комплекс региона России: структура и подсистемы управления // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 2(февраль). С. 24-34. .

Если исторически система управления внешнеэкономической деятельностью формировалась на федеральном уровне, то в настоящее время нельзя не говорить о включении третьего элемента - регионов страны. Регионы становятся участниками международного разделения труда, региональный воспроизводственный процесс выходит на качественно новый уровень, развитие региональной экономики осуществляется на уровне различных форм международного экономического сотрудничества. Сейчас внешнеэкономическая деятельность регионов России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую ситуацию региона в целом Стровский Л.Е., Казанцев С.К. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 98. .

На региональном уровне решаются вопросы совершенствования внешнеэкономической деятельности:

  • · формирование региональных организационно-управленческих структур;
  • · развитие приграничного сотрудничества;
  • · взаимодействие с иностранными инвесторами;
  • · поиск финансовых ресурсов для создания инфраструктуры внешнеэкономической деятельности и формирование системы поддержки экспортеров;
  • · получение кредитов;
  • · реализация проектов государственно-частного партнерства с привлечением иностранного капитала; - решение вопросов трудовой миграции; и др.

В последнее время региональная экономика стала более интересна для иностранных инвесторов, однако сдержанность потенциальных иностранных инвесторов в контактах с российскими партнерами в регионах легко объяснима с позиций экономической нестабильности, недостаточности правовых гарантий защиты инвестируемых средств, значительного уровня коррупции, а также сложности решения бюрократических вопросов. Все это в совокупности отталкивает зарубежных инвесторов, которые не хотят рисковать, вкладывая свои фонды в запутанный механизм российской экономики Ларионова Н.А. Оценка факторов интенсивности внешнеэкономической деятельности региона // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2007. № 2. С. 2-3. .

В экономической литературе выделяется ряд моделей интернационализации региональной экономики: центральная модель, приграничная модель, экспортная модель и точечная модель Головина П.П. Особенности развития региональной внешнеэкономической деятельности в направлении формирования международной конкурентоспособности региона // Terra Economicus. 2010. Т. 8. № 3. Ч. 2. С. 205-212. . Рассмотрим характерные формы внешнеэкономической деятельности предприятий при реализации данных моделей.

Центральная модель присуща российским регионам, изначально обладающим мощным экономическим и научным потенциалом. В данных регионах высока степень местной деловой активности, благоприятный инвестиционный климат. Внешнеэкономические связи разнообразны и сильно дифференцированы по географическим направлениям и предметному содержанию. На долю этих регионов традиционно приходится около половины объемов внешнеэкономической деятельности России и около 70% прямых иностранных инвестиций. К числу регионов, которым присуща центральная модель интернационализации экономики, относят Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область, Нижегородскую, Самарскую, Свердловскую, Ростовскую области, Пермский край, Республику Татарстан и Краснодарский край.

Приграничная модель присуща исключительно приграничным территориям России, определяет «сотрудничество с регионами сопредельных государств, направленное на развитие межрегиональной экономической кооперации в целях решения вопросов устойчивого развития приграничных территорий, повышения благосостояния населения, укрепления отношений с сопредельными странами; территория приграничного сотрудничества определяется в международных договорах РФ, соглашениях субъектов РФ с иностранными партнерами» Головина П.П. Указ. соч. С. 206. . Основной характеристикой таких регионов является их приграничное положение и привязка значительной доли внешнеторговых отношений к экономике сопредельного государства. К числу таких регионов П.П. Головина относит Приморский, Забайкальский, Хабаровский, Алтайский края, республики Тыва, Бурятия, Алтай, Читинскую, Оренбургскую, Астраханскую области и др. Там же.

Экспортная модель интернационализации экономики отличается значительной долей экспортных операций в ВРП. На долю экспортно-ориентированных регионов России приходится около 30% внешнеторгового оборота страны. Добыча и первичная переработка природных ресурсов делает эти регионы привлекательными для зарубежных инвесторов и кредиторов. Регионы характеризуются высокими показателями внешнеторговой открытости, обеспечивают значительную часть валютных поступлений в страну. К числу регионов, которым присуща экспортная модель интернационализации экономики, относят Ямало-Ненецкий Автономный округ, Коми, Саха (Якутия), Хакасию, Башкортостан, Тюменскую, Архангельскую, Омскую, Белгородскую, Мурманскую, Вологодскую, Иркутскую, Кемеровскую, Новгородскую и Челябинскую области Там же. .

Точечная модель «реализуется в «точках роста» -- часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами (СЭЗ, ОЭЗ), поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий; позволяет активизировать внешнеторговую и в целом внешнеэкономическую деятельность, привлечение иностранного и отечественного капитала, повысить международную конкурентоспособность территории, увеличить экспорт и рационализировать импорт» Головина П.П. Указ. соч. С. 206. . Точечная модель подразумевает сотрудничество во внешнеторговой сфере, ведущее к развитию инвестиционного сотрудничества. К числу таких регионов можно отнести Калининградскую, Магаданскую, Сахалинскую, Амурскую, Ульяновскую области и Хабаровский край.

Отнесение региона к той или иной модели развития внешнеэкономической деятельности позволяет определить специфические особенности его развития, дать конкретные характеристики, сформулировать перспективы внешнеэкономических отношений. Развитие внешнеэкономической деятельности во многом зависит от эффективности системы регулирования внешнеэкономических связей предприятий.

Внешнеэкономическая деятельность включает в себя торговлю товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности, движение капитала (иностранные инвестиции), производственное, научно-техническое сотрудничество и валютнофинансовые операции.

Внешнеэкономические отношения подлежат регулированию со стороны федеральных, региональных и местных органов власти. К числу субъектов управления внешнеэкономической деятельностью на федеральном уровне отнесены Президент РФ, Совет Федерации, Правительство РФ и Министерство экономического развития. На региональном уровне субъектами управления внешнеэкономической деятельностью являются губернатор, законодательное собрание, региональная администрация, органы специальной компетенции. Все субъекты управления внешнеэкономической деятельностью наделены определенными функциями и полномочиями. Взаимодействие федеральных и региональных органов власти позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности как на региональном, так и на общенациональном уровне.

Важным условием развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий становится мониторинг ее состояния, что обусловливает необходимость разработки методических подходов к ее оценке. В работе предлагается осуществлять оценку внешнеэкономической деятельности по следующему алгоритму: общая характеристика внешнеэкономической деятельности предприятий региона, оценка ее эффективности, анализ показателей экспортной ориентации, притока иностранных инвестиций, выявление наиболее конкурентоспособных и инвестиционно привлекательных видов деятельности в экономике региона.

WhatsApp +79169906144.

Если Вы студент , пишите курсовую (дипломную) работу,вас интересует тема ВЭД (экспорт, импорт, трансфер технологий). Напишите WhatsApp +79159633383, и мы поможем вам с материалами, которые будут отражать практическую сторону ВЭД.

  • Лучшие работы мы опубликуем бесплатно.
  • Предоставим рекомендацию международного сообщества.
  • Пригласим на практику (стажировку)
  • Поможем с трудоустройством.

Стратегии ВЭД

Приглашаем Вас к сотрудничеству по стратегическому планированию и оптимизации внешнеэкономической деятельности (). Сеть международных экспертов «Союзконсалт» сопровождает проекты:

  1. для оптимизации .
  2. , сопровождение проектов.
  3. Интеграция продукции в (экспорт, импорт).
  4. Трансфер технологий и локализация на рынки покупателя.
  5. Организация бизнес-миссии, .
  6. Организация стажировок и прохождение практики .

Консультации по внешнеэкономической деятельности

  • Выбор перспективных рынков по таможенному коду ТН ВЭД.
  • Динамика экспорта по годам.
  • Ключевые страны импортеры.
  • Зеркальные поставки.
  • Интеграция в цепочки поставок.
  • Стратегии и поиск партнеров, дистрибьюторов.
  • Справка о стране, компании, персоналии.
  • Подготовка, проведение переговоров.
  • Сопровождение сделки.

Что такое ВЭД?

Внешнеэкономическая деятельность предприятия () — это внутренние и внешние бизнес-процессы реализующие возможности развития предприятия за счет вывода продукции (товаров, услуг) на внешние рынки.

Экономика становится глобальной и информационной, и для того чтобы быть успешным в сложившихся условиях владельцу бизнеса требуется

  1. Стратегия ВЭД, для глобального развития своего предприятия.
  2. Инфраструктура, которая позволит оперативно определять рынки, находить партнеров, выстраивать логистику, сопровождать сделку.
  3. Создавать инструменты торгового финансирования.

Сущность , виды и факторы развития ВЭД

  • внешняя торговля - обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота;
  • технико-экономическое сотрудничество - содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера;
  • научно-техническое сотрудничество - обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ;
  • вывоз капитала за рубеж с целью получения предпринимательской прибыли, а также участия в операциях на иностранных фондовых и валютных рынках.

Направления развития ВЭД

Основными направлениями ВЭД на сегодняшнем рынке услуг можно считать внешнеторговую деятельность (экспорт, импорт), производственную кооперацию (субконтрактацию, трансфер технологий), а также инвестиционное сотрудничество (прямые и технологические инвестиции) и различные финансовые операции (торговое финансирование).

Внешнеторговая деятельность обусловлена глобальным международным разделением труда, когда одни страны в силу своей сырьевой и промышленной специфики производят гораздо более дешевые и качественные товары, чем другие. Спрос на эти товары подталкивает предприятия к дальнейшей оптимизации и расширению своего производства.

Производственная кооперация является одним из важнейших условий глобального международного разделения труда и заключается в разделении производственных функций между предприятиями различных стран и регионов. Такой вид кооперации, когда производственные функции разделяются между предприятиями с учетом их промышленных и технологических возможностей , неизменно приводит к оптимизации производства в целом и удешевлению производимых товаров.

Понятие внешнеторговой деятельности

Внешнеэкономическая деятельность - это деятельность между субъектами хозяйствования России и иностранными субъектами хозяйствования, имеет место как на территории России, так и за ее пределами, но с обязательным пересечением таможенной границы предметом внешнеэкономического договора (контракта).

Предметом внешнеэкономического договора (контракта) могут быть вещи и другие ценности (в том числе в нематериальной форме), которые имеют выражение в денежной форме. В зависимости от экономической формы, которую имеют имущественные ценности, они могут относиться к основным фондам, оборотным средствам, финансовым средствам и товарам. В международной практике существуют следующие виды внешнеэкономической деятельности:

1. Внешнеторговая деятельность.

2. Производственная кооперация.

4. Валютные и финансово - кредитные операции.

Внешнеторговая деятельность (ВТД) является одним из важнейших направлений ВЭД. В профессиональной литературе можно выделить следующее определение: внешнеторговая деятельность - это деятельность субъектов хозяйствования в области обмена товарами, работами, услугами, информацией и другими факторами производства на международном уровне.

Основной формой договора внешней торговли является , предметом которого является товар. Под товаром понимают продукцию, производимую предприятием или выполненные фирмой работы и\или услуги.

Регламентация внешнеторговой деятельности в международном праве

В соответствии с международным правом понятие товара в договорах купли-продажи также ограничено. Среди основных международных правовых средств регулирования отношений сторон по договору купли-продажи можно выделить три основных документа:

1. "Венская Конвенция ООН" о договорах купли-продажи товаров 1980;

2. Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА;

3. Правила интерпретации международных коммерческих терминов Инкотермс. Эти документы дополняют один другого.

"Венская Конвенция ООН" невозможно применить к продаже:

Товаров, которые приобретаются для личного или хозяйственного использования (за исключением случаев, когда продавец не мог знать, что товар приобретается для такого использования);

С аукциона;

Фондовых бумаг, акций, денег;

Электроэнергии;

Судов воздушного и водного транспорта;

В порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона.

В соответствии с правилами ИНКОТЕРМС под товарами понимают только материальные товары. То есть к продаже нематериальных товаров (например, программного обеспечения, прав), а также работ и услуг Инкотермс не применяются.

Подытоживая вышеизложенное, под товарами в международных договорах купли-продажи следует понимать продукцию, которая имеет материальную форму и может быть идентифицирована в момент передачи ее покупателю. Такое понимание товаров и учета требований международного права, позволяет дать следующее определение внешнеторговой деятельности - это деятельность в области международного обмена материальными товарами между субъектами хозяйствования России и иностранными субъектами хозяйствования, имеет место как на территории России, так и за ее пределами без обязательного пересечения таможенной границы России. Ограничения внешнеторговой деятельности обязательным пересечением таможенной границы недопустимо и противоречит требованиям Венской Конвенции ООН, согласно которой товар может не пересекать таможенную границу страны, при условии, что стороны договора или одна из них, право которого используется в договоре, находятся в странах-участниках Конвенции.

Субъекты и виды операций внешнеторговой деятельности

Участниками внешнеторговой деятельности понимаются субъекты различных форм хозяйствования и собственности, взаимосвязи между которыми обусловлены не только формой договора, а распространяются на органы регулирования этой деятельности, участников расчетов по внешнеторговым операциям (ВТО). Эти связи осуществляются в двух направлениях:

  • вертикальном - между подчиненными предприятиями одной отрасли, а также между государством и субъектами ВТД;
  • горизонтальном - между отдельными субъектами ВТД и между отдельными государствами.

Анализ действующих нормативных актов России позволил определить несколько признаков участников ВТД и на их основе разработать классификацию участников ВТД (рис.1).

Благодаря разнообразию форм связей существует несколько основных видов ВТД. Их классификация, разработанная в соответствии с определением внешнеторговой деятельности приведена на рис. 2.

В России наиболее распространенными операциями являются операции, которые осуществляются в следующих видах .