Меню

Вопросы на которые отвечает местоимение. На какие вопросы отвечает местоимение

Пол

Местоимение - часть речи русского языка, которой в школьном курсе обучения уделяется много времени. И это понятно, ведь эта тема довольно обширна, а замена имен не является единственной функцией местоимения. И по этому поводу еще в девятнадцатом веке говорил Г. Павский: «Местоимение не заменяет имени, а лишь намекает и указывает на него».

На данный момент в русском языке мнения ученых о самостоятельности данного субъекта русского языка разделяются. Одни считают его полноправной и самостоятельной, а другие распределяют, относя к другим частям речи.

И хотя вопрос остается спорным, в школе тема «Местоимение» открывает детям независимую часть речи, которая лишь соответствует некоторым признакам существительных, числительных и прилагательных.

Определение

В школе учеников знакомят с этой составляющей русского языка, дав ей такое определение: "Местоимение - самостоятельна часть речи, которая может употребляться вместо имени существительного, прилагательного, наречия и числительного, определяет характеристики предмета, указывает на предмет или явление, изменяется по падежам и родам. Другими словами, указывает на предмет, но не называет его имени. В предложении может выступать в роли любого члена".

Например:

  • Я (подлежащее) хочу танцевать.
  • Это он (сказуемое).
  • Никита - мой (определение) сын.
  • Учительница вызвала его (дополнение) к доске.
  • До каких пор (слово «каких» в составе обстоятельства) все это продолжится?

Итак, для начала следует разобраться, на какие вопросы отвечает местоимение. Ответ на этот вопрос достаточно прост: какую часть речи заменяет, на те вопросы и отвечает.

Замена существительных

Местоимения-существительные отвечают на вопросы имени существительного.

Также они имеют род, соответствующий предмету, на который они указывают. Причем этот предмет может быть как одушевленным, так и неодушевленным, иметь единственное или множественное число. Кроме того, такие местоимения, вопросы которых "кто?" и "что?", могут изменяться в зависимости от того, в каком падеже употребляются в предложении. И если идет указание на предмет без его определения, то оно отвечает на вопросы "кто?", "что?" В устных высказываниях и на письме употребляют следующие заменяющие слова: "ты", "вы", "он", "она", "они", "кто-то", "что-то", "некто" или "нечто".

Склонение местоимения с признаками существительного по падежам
Им.п. она он ты кто-то
Р.п. ее его тебя кого-то
Д.п. ей ему тебе кому-то
ее его тебя кого-то
Тв.п. ею им тобой кем-то
Пр.п. о ней о нем о тебе

Замена прилагательных

Местоимения-прилагательные отвечают на вопросы указанной части речи, перенимая у нее все грамматические признаки. Как правило, в предложении при описании какого-либо явления или предмета используются такие заменяющие слова: "этакий", "чей-то", "самый", "ничей", "твой", "мой".

Например: "Мои (чьи?) цветы".

Так же как и местоимения с признаками местоимения могут изменяться по родам, падежам и числам и описывать одушевленные и неодушевленные предметы и всевозможные явления.

Склонение местоимений с признаками прилагательного по падежам
Им.п. этакий самый твой мой
Р.п. этакого самого твоего моего
Д.п. этакому самому твоему моему
В.п. этакого самый твой мой
Тв.п. этаким самым твоим моим
Пр.п. об этаком о самом о твоем о моем

Замена числительных

Достаточно часто в высказываниях местоимениями заменяют числительные. В этом случае эта часть речи отвечает на вопрос «сколько?» и указывает на неопределенное число: "много", "мало", "несколько".

Например: "Много (сколько?) ромашек и несколько (сколько?) роз".

Такие местоимения тоже изменяются по падежам, что в свою очередь увеличивает список вопросов, на которые оно может отвечать.

Личное местоимение

Первое знакомство детей с этой частью речи происходит примерно во втором классе, где отводится отдельная тема для частей речи, и по ней проводится урок русского языка. Местоимение, как правило, детям представляют словом «я», а в процессе обучения пополняют список.

Так как по грамматическим признакам местоимения не образуют единой группы, то относительно синтаксической роли и значению их делят на несколько разрядов. Одним из таких являются личные или, как их еще называют, указательные, это:

  • 1-е лицо - "я", "мы";
  • 2-е лицо - "ты", "вы";
  • 3-е лицо - "она", "они", "он", "оно".

Именно на этих местоимениях и заканчивается первое знакомство, а о других разрядах ученики узнают в старших классах.

У таких местоимений, как "я" и "ты", нет ни грамматического рода, ни множественного числа, а "мы" и "вы" употребляются в значении "я и еще кто-то" или "ты и еще кто-то". Для определения рода следует рассмотреть, на кого именно указывает автор высказывания.

В прошлые времена достаточно часто слово «мы» употреблялось в отношении одного человека для придания речи торжественности, сейчас же его применяют для ироничности. А вот слово «вы» до сих пор существует как форма вежливости.

Местоимения 3-го лица зачастую являются лично-указательными, а потому имеют категорию рода.

Возвратное местоимение

4 класс школьной программы русского языка предусматривает знакомство детей с таким как возвратные, или дополняющие, местоимения. Они не имеют ни рода, ни числа, ни формы именительного падежа. Однако склоняется такое местоимение по типу слова «ты» и употребляется в предложении в качестве дополнения исключительно в Чтобы определить, на какие вопросы отвечает местоимение этого разряда, нужно разобраться с его падежом.

Притяжательное местоимение

Эта группа, так же как и личные местоимения, делится на три лица. Так, к первому относятся слова «мой», «наш», ко второму - «твой», «ваш», а третье лицо определяется словом «свой». Морфологические характеристики этой группы состоят в том, что они могут иметь и род, и число. Также они склоняются по падежам: «мой», «твой» и «свой» склоняются аналогично прилагательному «синий», а «наш», «ваш» - по типу слова «старший».

В винительном падеже во множественном числе такие местоимения, как правило, имеют двоякие формы. Для одушевленных существительных употребляют слова: "моих", "твоих", "ваших", "наших", "своих"; а для неодушевленных - "твои", "мои", "наши", "свои", "ваши".

Например: "Она увидела своих родственников. Он нашел свои книги".

Указательное местоимение

4 класс школьной программы предполагает знакомство детей и с этой группой местоимений: "тот", "этот", "такой", "таков", "столько", "сей", "эдакий", "оный". Все эти слова употребляются для указания на какой-то предмет, его признак или количество из числа однородных описаний. Многие из них могут внести в высказывание восклицание. Например: "Эдакий ты хитрец!"

Рассматривая указательные местоимения "тот" и "этот", легко определить, какой из них указывает на более близкий и далекий предмет или событие. Относительно морфологических особенностей эти слова могут употребляться в разной родовой форме и числе.

Местоимения "такой" или "таковой" чаще всего используются для указания на уже упомянутый предмет, его признак или действие. Эти слова также имеют формы рода и числа, а изменение по падежам производят по типу слова «тверской».

Вопросительно-относительные, отрицательные и неопределенные местоимения

Вопросы таких местоимений имеют много вариаций, и сами местоимения в предложении выступают в качестве вопросительных и относительных слов: "кто", "какой", "который", "что", "сколько", "чей". Например: "Кто там стучит? Что тебе надо?"

Морфологические особенности местоимений "кто" и "что" состоят в том, что они не имеют ни рода, ни числа. "Кто" в данном случае употребляется в отношении одушевленного предмета, а "что" - неодушевленного. Склонение слова "кто" производят по типу слов "это" и "этот", а "что" - по типу слова "весь". Исходя из изменения по падежам, можно понять, на какие вопросы отвечает местоимение.

От этой группы местоимений при помощи приставки "не-", которая пишется слитно, префикса "кое-", частиц "-то", "-либо", "-нибудь", которые пишутся через дефис, образуется другой ряд слов, которые относятся к неопределенному разряду. Это такие местоимения, как "некто", "нечто", "что-либо", "кто-либо", "что-то", "какой-то", "кто-нибудь", "кое-какой" и другие подобные сочетания. Некоторые из них могут указывать на одушевленность, другие имеют форму рода и числа. Местоимение "некто" всегда стоит только в именительном падеже и не склоняется.

От группы при помощи частиц "ни" и "не" образуется еще одна группа, ее называют отрицательной. Какие вопросы у местоимения этого разряда? Ответ уже должен быть понятен: вопрос зависит от падежа. А вот правописанию здесь стоит уделить особое внимание. Итак, если местоимения не разделена с ним предлогом, то слово пишется слитно. Например: "Некого винить. Никто не пришел. Делать было нечего".

Причем от поставленного ударения в этих местоимениях зависит не только смысл слова, но и частица, которую нужно употреблять.

В случае, если отрицательная частица отделена предлогом, то пишется она отдельно: "ни для кого", "не с кем" и так далее.

Определительные местоимения

Исходя из вышенаписанного, не трудно догадаться, на какие вопросы отвечает характера. Это все те же Особенности склонения таких местоимений, как "сам", "самый", "весь", "всякий", "каждый" и "иной", заключаются лишь в разнице окончаний в винительном падеже относительно одушевленных и неодушевленных предметов.

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их: я, себя, ваш, столько и др.

Местоимения отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательных (какой? чей?), имён числительных (сколько?): он смеется, мой брат, несколько карандашей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте.

Синтаксическая роль местоимений

Местоимение может быть любым членом предложения:

Я хочу спать (подлежащее).

Это она (сказуемое).

Миша — мой брат (определение).

Учитель вызвал его (дополнение).

До каких пор это будет продолжаться (каких входит в состав обстоятельства)?

Разряды местоимений

А. Разряды местоимений п о грамматическим признакам (в зависимости от того, вместо какой части речи они употребляются).

1. Местоимения-существительные (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.). Их особенности:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);
  • изменяются по падежам (некто, нечто употребляются только в форме И.п.; некого, нечего, себя не имеют формы И.п.);
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.

2. Местоимения-прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.). Их особенности:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам (каков не изменяется по падежам; притяжательные его, ее, их не изменяются вообще, в отличие от омонимичных форм личных местоимений его, ее, их );
  • местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но иногда, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (— Который час? — Пятый ).

3. Местоимения-числительные (сколько, столько, несколько ). Их особенности:

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос сколько? ;
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно изменяются по падежам.

Б. Разряды местоимений по лексическому значению.

1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).

2. Возвратное: себя . Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали ).

3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен ).

4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество (Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?) .

7. Относительные: те же, что и вопросительные, но служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так называемые (Я узнал, кто пришёл. Это дом, который построил мой дед) .

8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок ни- , не- (Никто не ответил. Некого обвинять) .

9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько , а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений с помощью приставки кое - или постфиксов -то , -либо , -нибудь : кое-кто, кто-то, что-нибудь и др. (Кто-то позвонил. Кое-кого уволят ).

Примечания:

1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё ) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен; Сам придёт; Это книга; Всё закончилось хорошо ).

План морфологического разбора местоимения

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Начальная форма.

3. Постоянные морфологические признаки:

  • разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное);
  • разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
  • лицо (для личных местоимений);
  • число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).

4. Непостоянные морфологические признаки:

  • падеж;
  • число (если есть);
  • род (если есть).

5. Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

Образцы разбора местоимений

Представьте себе радость какого-нибудь ботаника, который неожиданно попадает на необитаемый остров, где до этих пор не ступала ничья человеческая нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

  • (представьте) себе

кому?

2. Н. ф. — себя .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-существительное, возвратное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.

5. В предложении дополнение.

  • какого-нибудь (ботаника)

какого?

2. Н. ф. — какой-нибудь .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, неопределённое.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.

  • который

1. Местоимение, указывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

2. Н. ф. — который .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, относительное.

5. В предложении подлежащее.

  • (до) этих (пор)

1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос каких?

2. Н. ф. — этот .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, указательное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.

5. В предложении часть обстоятельства времени.

  • ничья (нога)

1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос чья?

2. Н. ф. — ничей .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, отрицательное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа.

5. В предложении согласованное определение.

1. Местоимение, указывает на предмет; отвечает на вопрос кто?

2. Н. ф. — он .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-существительное, личное, 3-е лицо.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

5. В предложении подлежащее.

  • свою (коллекцию)

1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос чью?

2. Н. ф. — свой .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, притяжательное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, винительного падежа.

5. В предложении согласованное определение.

  • всякими (представителями)

1. Местоимение, указывает на признак; отвечает на вопрос какими?

2. Н. ф. — всякий .

3. Постоянные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, определительное.

4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.

5. В предложении согласованное определение.

Источники:

  • Раздел «Местоимение как часть речи» в пособии Е.И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»
  • Раздел «Местоимение» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»

Дополнительно на Геноне:

Ни для кого не секрет, что все самостоятельные части речи отличаются от служебных способностью отвечать на какой-либо вопрос. Например, для существительных – это кто? (ребенок, мама) или что? (ручка, дорога), для глаголов – что делать? (писать, думать) или что сделать? (прочитать, построить). Но, как и в любом правиле, здесь есть исключения. Оно касается местоимений. Несмотря на то, что данная часть речи относится к разряду самостоятельных, у нее нет собственного вопроса. Ее основная роль – замещение. Поэтому для определения того, на какой вопрос отвечает местоимение, нужно просто найти вопрос, на который отвечает та часть речи, которую оно замещает при употреблении. Например, пришел (кто?) он (замещение существительного), человек (какой?) другой (замещает прилагательное), и так далее. При этом нужно учитывать падежи (он, его, такой, такому) и число (они, такие). Чаще всего при употреблении местоимения замещаются именные части речи, перенимая на себя не только их вопрос, но и значение, признаки и роль в предложении. На основе этого в русском языке выделяют местоименные существительные, прилагательные, числительные.

Первая группа местоимений отвечает на вопросы кто? (я, он, никто, некто), что? (это, что-то, нечто), кого? (спросить некого), чего? (нечего делать), а также другие вопросы косвенных падежей. Отсутствие самостоятельного вопроса свойственно и группе местоименных прилагательных. К ним следует задавать вопросы какой? (какой-нибудь дом, такой случай, какой-то прохожий, всякий ребенок, любой предмет) или чей? (свой дом, ничей котенок, чей-то чемодан, наш сад). Исключением являются те местоимения, которые в контексте своего употребления замещают краткие имена прилагательные. Например, таков (Он был таков), каков (Каков ваш план?). В обоих случаях местоимения отвечают на вопрос каков?. В некоторых случаях при определении вопроса у местоименных прилагательных нужно быть особенно внимательным. Их часто можно перепутать с группой местоименных существительных. Эта особенность встречается у притяжательных местоимений его, ее, их и в омонимичных им личных местоимениях он, она, они, употребленных в форме косвенных падежей. Например, в словосочетании его ручка к местоимению задается вопрос чья?, так как оно относится к разряду притяжательных. А в словосочетании увидеть его следует подставлять вопрос кого?, так как это личное местоимение он, употребленное в форме винительного падежа. Если в контексте местоимения заменяют имена числительные, то они также объединяются в особую группу и отвечают на вопрос сколько?. К ним можно отнести сколько, сколько-то, столько, несколько (Мы столько лет не общались).

Существует мнение, что местоимения могут замещать не только именные части речи, но и наречие. При таком употреблении они приобретают значения обстоятельств и могут указывать на место (приехать туда), время (когда-то думать, уйти тогда), образ действия (сделать так), цель (красить незачем) и другие. В связи со своим значением к ним могут задаваться вопросы наречий: где? когда? куда? каким образом? с какой целью? по какой причине? и другие. В любом случае, при определении вопроса у местоимений следует, в первую очередь, подумать, какую часть речи они замещают при употреблении. Отсюда будет вытекать и сам вопрос, а также значение слова, его признаки и роль в предложении.

1. Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

    К местоимениям можно задать вопросы имён существительных (кто? что? ), имён прилагательных (какой? чей? ), числительных (сколько? ), наречий (как? когда? где? ).

Основные признаки местоимений

2. Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи:

1. Местоимения-существительные - я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных (кто? что? );
  • изменяются по падежам;
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные;

2. Местоимения-прилагательные - мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей? );
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам.

    Местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (ср.: - Который час? - Пятый );

3. Местоимения-числительные - сколько, столько, несколько :

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос (сколько? );
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно изменяются по падежам;

4. Местоимения-наречия - так, там, потому, где, куда и др.:

  • указывают на признаки действий;
  • отвечают на вопросы наречий (как? куда? когда? где? почему? зачем? );
  • не изменяются, как и наречия;
  • связываются с глаголами так же, как и наречия.

Примечания. Традиционно местоимения-наречия исключаются из состава местоимений. В этом случае в состав местоимений включаются только те слова, которые соотносятся с именными частями речи (с существительными, прилагательными, числительными). Но поскольку местоименные наречия там, тогда и др., как и другие местоименные слова, не называют, а лишь указывают (в данном случае на признаки действий), мы рассматриваем их в составе местоимений как особую группу.

3. Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям:

1. Личные местоимения : я, ты, мы, вы, он (она, оно, они ) - указывают на лица, которые участвуют в речи:

  • это местоимения-существительные;
  • постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо (я, мы - 1-е л.; ты, вы - 2-е л.; он (она, оно, они ) - 3-е л.);
  • постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го л. является число (я, ты - единственное число; мы, вы - множественное число);
  • все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово (я - меня, ты - тебя, он - его );
  • местоимение 3-го лица он изменяется по числам и родам (в единственном числе) - он, она, оно, они .

2. Возвратное местоимение себя - обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо:

  • это местоимение-существительное;
  • возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа;
  • возвратное местоимение изменяется по падежам (себя, себе, собою ).

3. Притяжательные местоимения : мой, твой, наш, ваш, свой - указывают на признак предмета по его принадлежности:

  • это местоимения-прилагательные;
  • притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.).

    При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений - его, её, их .

4. Вопросительные местоимения : кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? и др. - употребляются в вопросительных предложениях:

  • кто? что? - местоимения-существительные; не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.);
  • какой? чей? который? какой, какая, какое, какие, какого и т.д.);
  • сколько? - местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и т.д.);
  • где? когда? куда? откуда? зачем?

5. Относительные местоимения совпадают с вопросительными - кто, что, какой, чей, который, сколько, где, когда, куда, откуда, зачем и др., но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях:

Я знаю, кто виноват в нашем провале; Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания; Я знаю, где спрятаны деньги.

    Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений.

6. Неопределённые местоимения : некто, нечто, некий, какой-то, чей-нибудь, некоторый, несколько, сколько-либо, где-то, когда-либо, кое-куда, откуда-то, зачем-то и др. - указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.

    Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь :

    кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь.

    Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.

7. Отрицательные местоимения : никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, негде, никогда, ниоткуда, незачем и др. - указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.

    Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни- :

    кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда.

    Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.

8. Указательные местоимения : тот, этот, сей, оный, такой, столько, там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. - являются средством указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого):

  • тот, этот, сей, оный, такой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и т.д.);
  • столько - местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и т.д.);
  • там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. - местоименные наречия; неизменяемые слова.

9. Определительные местоимения : сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и др. - служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь:

  • сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой - местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.);
  • всюду, везде, всегда - местоименные наречия; неизменяемые слова.

Обратите внимание!

1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё ) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен ; Сам придёт ; Это книга ; Всё закончилось хорошо ).

2) Некоторые местоимения имеют омонимы среди служебных частей речи (это, что, как, когда ): Это книга (местоимение). - Москва - это столица России (указательная частица); Я знаю, что ему сказать (местоимение). - Я знаю, что он здесь (союз).

3. Морфологический разбор местоимений:

План разбора местоимений

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма. Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное, местоимение-наречие);
2 разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
3 лицо (для личных местоимений);
4 число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 падеж;
2 число (если есть);
3 род (если есть).
III Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

Образцы разбора местоимений

Представьте себе радость какого-нибудь ботаника, который неожиданно попадает на необитаемый остров, где до этих пор не ступала ничья человеческая нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

(представьте) себе

  1. кому?
  2. Н. ф. - себя . Морфологические признаки:

    2) возвратное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.
  3. В предложении - дополнение.

какого-нибудь (ботаника)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какого?
  2. Н. ф. - какой-нибудь . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    2) неопределённое;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.

который

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопросы который? какой? кто?
  2. Н. ф. - который . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) относительное;
  3. В предложении - подлежащее.

где

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос где?
  2. Н. ф. - где . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-наречие;
    2) относительное;
    Б) Неизменяемая форма.
  3. В предложении - обстоятельство места.

(до) этих (пор)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос каких?
  2. Н. ф. - этот . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) указательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.
  3. В предложении - часть обстоятельства времени.

ничья (нога)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья?
  2. Н. ф. - ничей . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) отрицательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа.
  3. В предложении - согласованное определение.

он

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. - он . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-существительное;
    2) личное;
    3) 3-е лицо;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
  3. В предложении - подлежащее.

свою (коллекцию)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья?
  2. Н. ф. - свой . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) притяжательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, винительного падежа.
  3. В предложении - согласованное определение.

всякими (представителями)

  1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какими?
  2. Н. ф. - всякий . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) местоимение-прилагательное;
    2) определительное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.
  3. В предложении - согласованное определение.

Упражнение к теме «3.6.1. Понятие о местоимении. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений»

В книге в краткой и доступной форме изложен необходимый справочный материал по всем видам разбора на уроках русского языка за курс начальной школы, представлено много схем и образцов грамматического разбора.