Меню

Большая энциклопедия нефти и газа. Материальный мир — это водяной пузырек

Дизайн

Первичной и главной формой существования всех творений, о которых можно говорить, как о нечто сущем отдельно от Всевышнего, являются сфирот миров Бриа , Йецира и Асия . К категории сотворенного относится и свет, наполняющий эти сфирот и несущий им жизненную энергию.

Духовные образования, представляющие собой «тела» ангелов в мире Ацилут , тоже подобны сотворенным сущностям. Написано: «...Даже ангелов Своих Он не озарил сиянием Его собственного света» , – а потому они не осознают своей абсолютной связи с Б-жественным источником.

Однако «души» ангелов и людей до своего воплощения в мирах Бриа-Йецира-Асия пребывают на ином уровне бытия и не являются отдельными независимыми объектами, представляя собой сущности, сохранившие природу, свойственную Б-жественной эманации, которая претерпела сильное сокращение, чтобы сформировать их из самой себя.

Однако даже после того, как души людей спустились из мира Ацилут в физический мир и облеклись в тела первых праведников, природа их не изменилась и они не превратились в независимые объекты. Поэтому в тот момент, когда эти люди намеревались согрешить, их души покидали тела и тем самым предотвращали грех .

Но несмотря на то, что природа человеческих душ и душ ангелов аналогична природе Б-жественной эманации, их суть не является точной копией сути Б-жественного, так как они не наделены способностью превращать «ничто» в «нечто». Лишь Всевышний в состоянии перевести «ничто» в «нечто», при этом связь между этими категориями не будет носить причинно-следственный характер.

В дополнение можно сказать, что действие творческой силы Всевышнего особенно заметно в физическом мире, и все факторы, позволяющие раскрыться творческой силе Всевышнего, действуют главным образом тогда, когда ее потенциал и возможности раскрываются в физическом мире в основе «земля», – и раскрываются гораздо полнее, нежели в остальных трех , более близких к духовному миру, элементах, полнее даже, чем в мире ангелов. Ибо в отличие от основы «земля», благодаря которой постоянно обновляется растительный покров нашей планеты, когда как бы «ничто» превращается в «нечто», – все прочие основы не способны и не в состоянии после сотворения мира превращать «ничто» в «нечто».

Словом «ничто» мы называем потенциальную способность, которой Всевышний наделил землю, обновлять растительный мир . Способность эта имеет духовную природу и не является реалией физического мира, в то время как природа растений материальна; превратить же духовное в материальное способна лишь бесконечная творческая сила Всевышнего, для которой не существует никаких преград.

Несмотря на то, что животные созданы и существуют как представители более высокоорганизованной по сравнению с растениями формы бытия, человек, обладающий даром речи, – еще более совершенное создание, чем животное, тем не менее, животный мир существует и питается благодаря миру растительному, а человек получает жизненную силу от двух следующих за ним уровней, что верно и в отношении той энергии, которая питает его разум и сознание.

Все это происходит потому, что духовная энергия, которую несут в себе флора и фауна, передается им светом, обладающим могучей силой, позволяющей ему возвратиться с низшего уровня бытия в высший (свой источник); он начинает путь от низшего уровня мира Асия , где отсвет от отсвета безграничного света – Эйн Соф , – объемлющего мироздание, раскрывается в большей степени, нежели в высших мирах. На том же уровне раскрывается свет луча ограниченного света Всевышнего, отраженный от дна мироздания, об этом упоминалось выше.

Теперь станет понятным глубокий смысл жертвоприношений, практиковавшихся в Храме. Высшие ангелы получают «питание» от душ крупного и мелкого рогатого скота и птиц, испытывая удовлетворение и великое наслаждение. В мир ангелов эти души возносятся после того, как тела, в которых они были заключены, подняли на жертвенник для жертвоприношения.

Не случайно святая книга «Зогар» описывает такое наслаждение ангелов следующими словами: «И наслаждаются они основой и корнем душ животных и птиц, связанными с высшими мирами, недоступными ангелам» .

Эти слова помогут разумному, если только он в них вникнет, осознать, насколько велико значение деятельности человека, связанной с реалиями физического мира, ведь в этом и заключается конечная цель нисхождения в мир душ людей. Как сказано: «Один час покаяния и добрых дел в этом мире прекрасней всей жизни в раю»

В Ведах мы узнаём очень много подробностей о жизни, а также это упоминается в других священных писаниях. Из Вед мы узнаём, что мы – духовная душа. Мы это узнали только что, это ведическое откровение. Мы – не это материальное тело, мы – духовная душа.

Ещё мы узнаём, что мы, на самом деле, не из этого мира. Существует два мира или, скажем, два творения, чтобы было ещё более понятно. Есть материальное творение, мы зовём это материальным миром – он состоит из многих вселенных, и в каждой вселенной есть много планет. И мы находимся на одной планете в одной из вселенных. Эта планета называется Земля. Так что, это – материальный мир.

Но есть другой мир, где всё состоит из духовной, а не материальной энергии. Единственная духовная энергия, которая присутствует в материальном мире – это мы сами. Посмотрите на этом помещение. В сущности всё это материальная энергия – здание, все разные вещи, стулья, столы, наши тела, наши умы – это всё материальная энергия. Единственная духовная энергия – это мы сами, мельчайшие духовные искорки. Если мы даже соберём все эти искорки и сложим их вместе, мы не сможем их заметить – настолько они малы. Так что, материальный мир, в сущности, весь состоит из материальной энергии, в которой мерцают духовные искорки. А духовный мир полностью состоит из духовной энергии, в духовном мире нет материальной энергии. И мы родом – из духовного мира.

И сейчас мы пришли в материальный мир. Когда мы приходим в материальный мир, всё меняется. Мы надеваем материальные тела. Каждая духовная душа в материальном мире покрыта материальным телом. Сейчас мы покрыты человеческим телом. Но помните, что душа – это жизнь. И где есть жизнь, там есть личность. Так что, есть много форм жизни: все животные, птицы, земноводные, насекомые, растения и т.д. и т.д. Все эти формы – это тела, которые покрывают духовные души, такие же, как и мы, нет разницы. Мы были в тех телах, теперь мы находимся в человеческом теле. Когда мы приходим в материальный мир, мы получаем множество покрытий, костюмов. Мы не остаёмся очень долго в одном костюме. Мы надели на себя человеческий костюм на несколько лет: 10, 15, 20, 6 месяцев, 90 лет, но это быстро. Мы снимаем этот человеческий костюм и одеваем другой костюм: собачий, кошачий, птичий, костюм дерева, полубога. И каждый раз мы думаем: «Это я. Я – человек». В следующий раз: «Я – собака». В следующий раз: «Я – чайка» и т.д. Конечно, всё это иллюзия, это неправда. Но это иллюзия, в которой мы пребываем. И материальный мир – это мир иллюзий.

Когда мы приходим в материальный мир, мы не только получаем свои материальные тела, но в материальном мире также есть законы материальной природы, которые руководят материальным миром. Как только мы попадаем в материальный мир, мы попадаем под управление этих материальных законов. Осознано или не осознано, нравится нам это или нет.

Так же как, когда я въезжаю в эту страну, немедленно я попадаю под влияние русских законов. Я должен иметь визу, для того чтобы попасть в эту страну. И это русский закон, который мною управляет. И если я приду на таможню, а визы не будет, они скажут: «Где твоя виза?» – Я скажу: «У меня нет визы. Не хочу эту визу, мне она не нравится. Она денег стоит, её трудно получить. Так что, я просто так приехал». – Мне скажут: «Извините», запихают в самолёт и отправят обратно.

Я нахожусь под управлением этого и не могу с этим ничего поделать. И в каждом месте это так: везде есть законы, которые нами управляют. Так что, в большом масштабе, есть большие законы, которые нами управляют, это законы материальной природы. И есть маленькие законы, если у меня достаточно денег, я, может быть, могу их поменять. Даю взятку: «Ну, да. Всё в порядке». Но большие законы – так не работает. «Послушай, я богатый! Я не хочу умирать, я богат! Я не хочу заканчивать с этим, я богатый. Давай я заплачу вам, чтобы остаться молодым». Так не работает. Вы видели богатых людей? Они тоже стареют и умирают, болеют: «Доктор, доктор, посмотри, у меня столько денег. Спаси мою жизнь!!!» – «Я не могу это сделать, извини!» Не только бедняки, но и богатые люди попадают в аварии, разные катастрофы.

Как принцесса Диана, такая известная, такая богатая, умерла только так, её размяли, как бабочку на автомагистрали. «Эй, да вы что? Вы не знаете, кто я? Я – принцесса Диана!» И все так: «О, она умерла!!!» А если какой-то бедный парень умрёт: «Ну и подумаешь. Он никто, вот она кто-то». Нет, все равны. Эти законы не подкупишь. И есть много таких законов. Один из таких законов называется закон гравитации, наверное, знаете. Он управляет нами. Вы можете сказать: «Я не верю в гравитацию, в притяжение. Нет такого». – «Хорошо. Заберись на крышу этого здания и спрыгни. Тогда ты узнаешь, что есть притяжение, и ты находишься под его управлением».

Cтраница 1


Материальный мир, в котором мы живем, состоит из огромного количества различных веществ: камня, песка, глины, воды, дерева, минералов, руды, нефти, воздуха. Сотни тысяч веществ создано и создается людьми: кирпич, бетон, фарфор, стекло, пластмассы, ке росин, бензин, чернила, духи, бумага, картон, резина. Почти все это огромное множество различных веществ-как природных, так и искусственных - имеет сложный химический состав. Это значит, что почти все эти вещества состоят не из одного, а из двух или не скольких химических элементов. Вода состоит из двух элементов - кислорода и водорода. Железная руда состоит, если отделить от нее пустую породу, также из двух элементов - железа и кислоро да.  

Материальный мир не существует сегодня в своем первоначальном неизменном состоянии, но тем не менее является объективной реальностью. Поэтому и все его части, созданные в процессе осознанной деятельности человека, приобретают черты объективной реальности.  

Материальный мир может стать духовным, сохраняя свои материальные характеристики.  

Материальный мир существует в виде определенных вещей, процессов и явлений, отличных друг от друга и находящихся в состоянии развития. Изменение качества означает коренное изменение этого предмета, явления или процесса. К о-л и ч е с т в о выражает внешнюю определенность вещей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства. Количество познается путем измерения и исчисления. Любой предмет представляет собой единство К. О) составляет уже др. качество - перекись водорода. Изменения количества до известного момента не меняют коренным образом предмет, явление или процесс однако постепенное накопление количеств, изменений закономерно ведет к коренным качеств, изменениям, в к-рых осуществляется возникновение нового, движение по восходящей линии, от простого к сложному, от низшего к высшему. Переход количественных изменений в качественные. КАЧЕСТВО ПОВЕРХНОСТИ, свойства поверхностного слоя деталей машин, приборов и др., необходимые для выполнения предназначенных им функций.  

Материальный мир не вечен, он создается и разрушается. Соединением атомов управляет мировая душа - Брахма, специально созданная богом. Но бог не является создателем Вселенной, он только управляет ею. В сутрах Канады бог вообще не упоминается. Согласно Прашастападе, процесс создания и разрушения Вселенной не имеет ни начала, ни конца. По желанию верховного правителя или бога индивидуальные души, существующие в мировом эфире наравне с атомами и обладающие принципом адришты, приводят Е движение атомы воздуха.  

Материальный мир имеет историю своего развития, в ходе к-рого, напр, в пределах планеты Земли, совершился переход от неорганич. Материя существовала до появления сознания, обладая в своем фундаменте лишь свойством, сходным с ощущением, свойством отражения, а на уровне живой организации материя обладает способностью раздражимости, ощущения, восприятия и элементарного интеллекта высших животных.  

Материальный мир, напр, в рамках нашей планеты, представляет собой ряд исторически последовательных ступеней развития форм движения материи, подчиненных и общим и специфическим для каждого из них законам. Все эти последовательные формы движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая и общественная) располагаются в порядке их усложнения и превращения низшей формы в высшую. Такой ряд выражает их взаимную связь как в структурном, так и в историч. При этом общие законы ниже стоящих форм движения материи сохраняют свою силу на каждом последующем, более высоком уровне, по они подчинс ны законам высшего порядка и не играют ведущей роли. В зависимости от того, насколько обширный круг явлений охватывается теми или иными законами, последние могут быть специфичными для к.  

Материальный мир, который еще совершенно недавно исчерпывался для физиков электронами и протонами, начинает населяться все большим и большим числом частиц с эфемерным существованием и двойной ролью источников и передатчиков силовых действий. Есть все основания думать, что при использовании более мощных источников энергии физики при помощи уже известных частиц, в особенности протонов и электронов, откроют, или, вернее, создадут ряд новых частиц с иными массами, механическими и магнитными моментами, а быть может, и электрическими зарядами, чем те, которыми обладают уже известные нам частицы. Некоторые из новых частиц окажутся неустойчивыми или радиоактивными, подобно мезонам; другие, подобно позитронам, устойчивыми в отсутствии соответствующих античастиц, с которыми они смогут попарно взаимно уничтожаться.  

Материальный мир как единство качественно различных тел и явлений существует только в движении. Многовековой опыт, наблюдения и данные естественных наук, прежде всего таких, как физика, химия, биология, наглядно показывают, что все многообразие явлений в мире, несмотря на их качественное различие, представляет собой лишь различные формы движущейся материи. Все в мире, каждое материальное тело в каждый данный момент находится в каком-либо, а иногда и сразу в нескольких видах движения. Движение есть способ существования материи, ее самое основное, коренное свойство, внутренне присущий ей атрибут. Понимаемое таким образом движение обнимает собой все происходящие во Вселенной явления и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением.  

Материальный мир низводится до уровня вторичного и производного. Материальный мир рассматривается как совокупность сотворенных вещей, приобретающих свое существование п превращающихся в действительность по воле божией. Подчеркивая ограниченность, тленность существующих конечных вещей, неотомисты проповедуют смирение и преклонение перед божеств, волей. Все естественные причины явлений п событий они низводят до уровня вторичных по отношению к сверхъестественным и тем самым подрывают основы научного миропонимания. Социально-экономические воззрения неотомистов основаны на признании незыблемости частной собственности и классового разделения общества как вечных установлений, что неоднократно п специально подтвсра далось эп-цпклпкамн римских пап. Как проповедники антикоммунизма неотомпсты чрезвычайно активны.  

Считая материальный мир порождением дьявола, осуждали все земное, призывали к аскетизму, обличали католич.  

Окружающий нас материальный мир чрезвычайно разнообразен. Его объекты отличаются друг от друга и количественно и качественно.  

Так как материальный мир неисчерпаем, то и форм движения бесчисленное множество. Но в разнообразии конкретных форм движения человек в состоянии отыскать общие черты, найти реально существующую общность различных изменений и определить тем самым основные формы движения материи.  

Отражение бога - материальный мир - человек может познавать и посредством чувств (см. Основные идеи о философии права. Существуя в форме частной (семья) и общезначимой (народ), оно через гос-во, к-рое, по В. Салин и др.) и оказывает влияние в Швеции до наст, времени.  

В ведической терминологии материальный мир это мир , находящийся под управление Майа Дэви. Часто можно встретить выражения «мир Майи» или просто Майа. Материальный мир можно сравнить с клиникой для душевно больных. Здесь проходят реабилитацию души пожелавшие достичь и обрести самостоятельно, не принимая во внимание и главный принцип его творения. Конечно, многие из этих заблудших душ понимают, что существует и что всё подчинено его воле, но отношение их к нему остаться неизменно потребительским. Они просят исполнить их желания и беспокоятся лишь о собственном существовании и наслаждении. Ибо всю их жизнь пронизывает от «любить себя и жить только ради себя» до расширенного, «любить только свою семью, любить только свой город, только свою нацию, или только людей». Им дано в управление материальное тело и мир безжизненных вещей. Ум и разум в совокупности с ложным самоопределением () являются их проводниками в мире где все временно.

Всё в материальном мире управляется тремя ( -притупление, -страсть, -благость) и . Майа все время подбрасывает пищу для ума в виде различных мирских целей или объектов наслаждения, уводя нас в новые . Основной принцип мира материи это или . Мир майи сравнивают со сном, так как душа не прибывает тут, а как бы мнит себя деятелем по средствам ложного эго, видит сон в котором ей кажется, что она человек или полубог или ворона и что она обязательно добьется здесь счастья. Материальный мир напоминает компьютерную игру, из которой невозможно вытащить заигравшегося ребенка. Ребенок полностью отождествляет себя с персонажем игры и испытывает весь спектр эмоций от позитивных до негативных. Забыв на время, кто он на самом деле, он испытывает счастье и впадает в гнев находясь в илюзорном мире игры.

15.1 «Всевышний сказал: Писания гласят, что вещественный мир подобен баньяновому дереву, корни которого растут вверх, а ветви вниз. Это дерево существует вечно, хотя и живет недолго. Его листья - ведические изречения. Зная, как устроено это дерево, человек постигает смысл священных писаний.»

Шридхар Махарадж: Корни окружающего мира берут начало в , в обители Всевышнего. Это дерево произрастает от Всевышнего, а следовательно, удаляется от Него. Ветви, растущие вниз, означают: чем больше душа действует из корыстных побуждений, тем в более низкие формы жизни она опускается. В это дерево называется Ашваттха - эфемерное или, буквально, «то, что не доживет до завтра». При этом оно вечно, поскольку вырастает всякий раз, когда души (частицы сознания) начинают действовать ради собственной выгоды - заново выстраивать цепь причин и следствий (). Листья на этом дереве олицетворяют собой последствия деятельности, описанной в разделе вед под названием Карма-канда. В Ведах также объясняется, что до тех пор, пока живые существа действуют из корыстных побуждений, дерево будет расти и плодоносить. Другими словами, хотя материальный мир произрастает из вечной иллюзии майи, он недолговечен. И хотя живые существа растят и питают этот мир своей деятельностью, они могут упорядочить эту деятельность с помощью вед, срубить дерево под корень и вырваться из его цепких ветвей.

Материальный мир

Сознание Кришны - это наука о познании реальности и нашего истинного «Я». Как устроена Вселенная? Как возникла Вселенная? Брахма – творец Вселенной. Как течет время в других планетарных системах? Почему рождение в эпоху Кали-юги самое удачное?

Философия – наука постижения себя

Философия – наука постижения себя. Как можно довериться тому, кого нельзя даже ощутить? Может ли Бог создать камень, который не сможет поднять? Является ли целью слияния «Я» с Абсолютом? Служение физическое (формальное) – интеллектуальное – сердечное (не формальное). Вера – это личность. Должен ли человек подражать Богу? Непостижимость науки служения. Мотивации обращения к Господу.

Как действовать в материальном мире с духовной позиции?

Откуда приходят силы следовать духовным принципам? Притча о царе Пуранджане [ШБ 4-26] Образовательные проекты Владимира Слепцова. Вопросы-ответы: Зашлакованность в ногах; Если выбрали традицию, гуру уже есть; Не ломайте стереотипы своей жизни сразу; Невозможно отодвинуть момент смерти; Летние и осенние туры в Гималаи с Владимиром Слепцовым; Как Прабхупада смог отодвинуть момент смерти; Карма смягчается, если вы занимаетесь духовной практикой; Приезд Прабхупады в Россию; Дети уходят в духовный мир только тогда, когда родители находятся на духовном уровне;

Позитивное отношение к миру

Мышление - продукт деятельности сознания. Почему окружающий нас мир один, но воспринимается он всеми по-разному? Жизнь в режим ожидания счастья. Понимание смысла долга. Материальная жизнь - это трудности. Жизнь в материальном мире - это бесконечная борьба. Как преодолеть трудности материальной жизни? Взлеты и падения в материальном мире - это норма. Для постижения каких духовных ценностей нам дана жизнь? Как духовное знание помогает преодолеть трудности материального мира? Нужно ли разубеждать в идее о материальном счастье? Если в духовном мире царит абсолютное счастье, то почему мы захотели в материальный мир? Методика принятия правильного решения в жизни.

Почему душа рождается на Земле

Два типа мантр. Почему души попадают в материальный мир? Духовная природа души. Тонкое тело. Ум. Самскары. Отличие ума и разума. Ложное эго. Действие звука на разум. Как уничтожать самскары? Какие самскары можно очистить мантрами? Сила мантр. Мантра ОМ НАМО БХАГАВАТЕ ВАСУДЕВАЯ. Притча о Субари Муни. Главная аскеза. Различные виды освобождений. Счастье в Духовном мире. Три уровня понимания Бога. Мантра ОМ ХАРИР ВИДАДЬЯН. Притча о материальных желаниях. Качества души. Притча о переплетениях кармы. Притча о ракшасе Хираньякашипу, святом Прахладе и Господе Нарисимхе. Мантра Нрисимхи.

Воображаемый мир

Иллюзия и Реальность. Материализм и имперсонализм. Сознание Кришны и сознание Майадеви. Религия - это правильный угол восприятия. Система ценностей Рупы Госвами - самопожертвование. Искренний поиск Истины. Идеал Махапрабху- быть слугой слуги слуги... Школа сахаджии - псевдовайшнавов. Многоликое проявление Майадеви. Зоны стяжательства. Стоит ли стремиться избавиться от иллюзии? Обращение к Господу с просьбами. Милость выше оскорблений и справедливости. Наше положение в служении вайшавов. Милость не имеет причины. Ценность человеческой жизни. Цели и идеалы последователей разных религий. Высочайший идеал теистической мысли - самозабвенное служение.

Жизнь после смерти

Концепция рабства - высочайшая сфера. Жизнь после смерти. Сатанинская доктрина Бытия. Материальный мир - мир труда и наслаждений. Опасный плод Древа Познания. Передача Шримад Бхагаватам человечеству. 3 стиха Вьясадева (вступление к Ш.Б.). Природа зависти - главного препятствия духовного прогресса. Реальность более странная, чем сон. Негативная жертва (оставление тела). Позитивная жертва (влечение служить). Единственный критерий - удовлетворение Кришны. Кришна-концепция Бога. Как распознать и покончить с завистью.

Время и пространство

Что такое прасад? Определение и характеристика времени. Как соотносятся духовный и материальный миры? Для кого существует пространство? По какому образу возник материальный мир? Для чего был создан материальный мир? Открываются ли гениям энергии изначального мира? Как увидеть изначальный мир? Секта ли Матх и какая? Для чего искать то, чего не существует в этом мире? Для чего люди следуют религии?

Причина действия

Свобода воли и сознание. Рождение души. Что такое благочестие? Как динамика развития общества сказывается на форме знания? Буддизм, материализм и Сознание Кришны. Устройство мира на примере песочных часов. Отношения с Господом в Сознании Кришны. Буддизм - это грубый материализм. Лицемерие на пути духовного роста. Духовная система ценностей. Принцип передачи знаний по линии ученической преемственности. Что такое вайшнавизм? Принципы гаудия-вайшнавизма. Принципы Шри Чайтанья Сарасват Матха. Духовный путь в Шри Чайтанья Сарасват Матхе. Путь корысти и бескорыстия в духовном развитии. Почему смерть тела - это еще не конец? Что значит переводить не язык писаний, а линию мысли? Вера - это шаг в неизвестность. Принцип «Умереть, чтобы жить». Закон причинно-следственной связи в вайшнавизме. Возможности и способности в разных формах тела. Чем отличается духовность от благочестия? Концепция дьявола в вайшнавизме. Четыре регулирующих принципа Шри Чайтанья Сарасват Матха. Природа Абсолюта. Вера первична, доказательства веры вторичны. Требует ли вера доказательств? Чем отличается религия от науки? Доказательство существования Бога. Добро и зло. Что такое зло и как оно появилось?

Отношения души с Богом

Природа смерти и страха смерти. Вопрос о справедливости устройства мира. В чем заключается Любовь Бога? Что такое смерть? Чувство собственности. Этот мир - временная гостиница. Материальный мир с точки зрения физики. Милость, а не справедливость, между Богом и душой. Вопрос жизни и смерти младенцев. Законы физического и метафизического миров. Что такое сварупа? Физический закон преобразования Лоренца. Общепринятые знания. Относительность познания. Милосердный дар Бога - свобода. Физическая и этическая (моральная) точки зрения. Отношение Творца и сотворца. Материальный и реальный миры. Честный поиск Счастья.

Как выйти из матрицы?

Иллюзия нашей жизни. Город материальных наслаждений. В чём смысл нашего существования? Нужно ли думать об иллюзиях? Способ выхода из иллюзии. История об «уходе». Какими могут быть отношения с Богом. Наставник гуру в ваших отношениях с Богом. Ответы на вопросы.

Чаяния наших сердец устремлены к Красоте

Служение Радхарани. Сокровенный смысл служения в линии Рупануги. Гуру тождественен Радхарани. Что такое «лила-упакаран»? Душа порождает мир материи. Наступление эпохи Кали. В предверии конца света. Нынешняя цивилизация самоубийственна. В фокусе нашего внимания должен находиться Абсолютный Центр. Зов сердца.

Флейта Кришны, звук Ом и Иисус

Преданность Ханумана. Слуга слуги. Можем ли мы услышать или воспроизвести звук флейты Кришны? Ом – словесное воплощение звука флейты Кришны. История об Иисусе Христе и Иуде, рассказанная вайшнавом. Как научиться не привязываться к результатам своего труда? Господство и служение – две стороны Божественного начала. Почему мы оказались в материальном мире?

Поиск Истины

Из чего вышел материальный мир? Начала мира и пограничные энергии. Каков человек с точки зрения вселенной? Как приобрести шуддха саттву? Быстрый способ - самостоятельный. Медленный способ - под руководством вайшнава. В каком виде отречение разрушительно? Что такое справедливость с разных точек зрения? Когда искренне произносится имя Бога? Как достичь идеала любви? Подробнее о карма-йоге. Почему Бог вынужден следовать законам творенья? Почему невозможно улучшить концентрацию на объекте любви? Как улучшить концентрацию в служении?

О природе иллюзии

Объяснение иллюзорности материального мира на примере дерева баньян. Чтение и разъяснения 15 главы Бхагавад-Гиты. Существует ли объективный мир без наблюдателя? Раскрытие понятий «вера», «объект веры». Суетная вера и ее плод. Почему всякая вера исходит от Кришны? Как избавиться от иллюзии? Ради чего мы живем? Зачем нам счастье? Что нас связывает с этим миром? Каковы ставки в игре? Господь не несет ответственности за наши иллюзии.

Внутренний поиск

Принадлежит ли нам что нибудь в этом мире? Чувство собственности. Корыстные отношения и отношения жертвенные. В чем отличие между внутренним и внешним действием? Есть ли разница между хорошими и плохими поступками? Притча о продолжительности жизни. Можно ли чувствами понять, что душа бессмертна? Логическая теорема, доказывающая существование Бога. Как увидеть Господа? Как сдаться на волю Всевышнему? Что нам мешает услышать зов Господа? Разочарование в иллюзии. Как погрузиться во внутреннюю реальность? Подлинные святые и лжеучителя.

Радости и печали духовного пути

Может ли материальный мир быть миром исполнения духовных желаний? Как понять, что Кришна счастлив? Внешние и внутренние достижения на пути к Кришне. Какое должно быть отношение к процветанию? Йога разума. Миссия - явление духовного мира. Посвящение себя невозможному. В чем интерес нашего движения? Что делать, если я еще не готов сам стать миссионером? Принцип практичности. Как правильно повторять мантру? Вопросы

Подлинная свобода

Описание Сатья Юги. Трета Юга. Двапара Юга. Кали Юга - век деградации и варварства. Преимущество Кали юги над другими югами. Величайший дар Махапрабху. Для чего нужны негативные обстоятельства? Как мы можем помочь страдающим людям? Материальный мир - мир страданий и боли. Истинная благотворительность. Определение мукти (освобождения) с точки зрения вайшнавов. Духовное богатство преданного. Единство - это высочайшая концепция. Все ли пути ведут к истине? Что значит подлинный вайшнав?

Голос сердца

Критерии святости. Почему возникают эпидемии? Ведическая точка зрения. Естественное положение души, сварупа. Чем секты отличаются от сообщества вайшнавов? История разрушения Гаудия-матха. Завуалированные идеи наслаждения и отречения. Что такое «провинциальный интерес» в среде преданных? Главное богатство любой организации - это идея! Причины самообмана. Виноват ли в своем обмане обманутый? Рассмотрение теорий творения. Ложность теории эволюции Дарвина. Почему мы выбрали мир эксплуатации? Почему мы выбрали мир эксплуатации? Четыре типа служения.

О природе Всевышнего

Отличие вайшнавского от христианского понимания Бога. С чего начать духовную практику? Что такое прасадам? Отношение вайшнавов к смерти. Относительное и абсолютное знание. Этапы развития взаимоотношений с Богом. Непредсказуемость Бога. Путь сердца. Природа сознания, его признаки. Смерть с точки зрения химии. Духовный и материальный мир. Разумная критика научного мировоззрения. Вайшнавские идеи в культуре. Универсальная ценность Шримад-Бхагаватам.

Что такое реальность?

Относительная и абсолютная реальность. Признаки иллюзии и истины. Стоит ли жить ради самой жизни? Важность общения с близкими по духу вайшнавами. Как отдаваться игре? Чем отличается игра от работы? Кришна - существительное, все остальное - прилагательные. Чем души занимаются в материальном мире? Обмен менее ценного на более ценное. Можно ли отдаться игре без Бога? Можно ли заключить идеал вайшнавизма в рамках атеизма и материализма? Можно ли изменить идею? Почему Всевышний не судья и не надзиратель? Лила Господа. Исполнитель и действующие лица. Документальный и художественный фильм жизни. Мысленное представление однажды прожитой жизни. Что такое сила сознания, чит-шакти? Материя не может существовать без сознания. Правда ли, что любое сознание ищет счастье? Никчемность материальных ценностей. Служение Харе Кришна мантре. Эффективность воспевания различных мантр. Какова задача маха-мантры?

Йога

Что такое йога? Цель йоги. Виды йоги. Для чего нужны физические упражнения в йоге? Первоэлементы в йоге. Сверхспособности йогов, сиддхи. Природа экстаза йога. Высшая ступень йоги - бхакти-йога. Как достичь умиротворения? Что значит принцип йоги «отречься от всего, что тебя окружает»? Каким образом мы себя связываем понятиями материального мира? Что значит стать свободным? Иллюзорность окружающего мира. Чувства, ум, разум и я. Для чего нужна еда телу? Внутренняя мольба преданных. Махамантра и мантра «Ом». Что значит Кришна и Шива? Понятие Красоты и Счастья. Самоубийство и освобождение. Почему Саи Баба не йог? Доктрина буддизма. В чем заблуждается буддисты? Природа божественного откровения. Как нужно относиться к Священным писаниям? Какие Писания являются Священными? Методы поиска Счастья.

Почему Шридхар Махарадж основал Шри Чайтанья Сарасват Матх в Навадвипе? Навадвип тождественен Вриндавану. Природа Говинда-кунды. Сознание Кришны культивируется в состоянии разлуки. Как Госвами Махарадж попал на даршан Шридхара Махараджа. Шри Чайтанья Чаритамрита - это величайшее произведение, которое когда-либо появлялось в этом мире. «Дживы являются частью сияния Радхарани, частицами Её света, Её сиянием». Боль разлуки в сердцах великих преданных. Почему Кришна становится Гаурангой Махапрабху? Почему имя Радхарани не упоминается в Шримад Бхагаватам? Вход в Кришна-лилу находится в Гоура-лиле. Какова природа Гоура-лилы? Виза в духовный мир. Бхакти Ракшак значит хранитель преданности. Лучше скромный естественный духовный рост, чем искусственная зрелость. В действительности, всё исходит из мадхура-расы, всё прорастает из этого измерения бытия. Вриндаван источник всего мира. Мир нашего опыта - это всего лишь поверхностная оболочка. Татастха-вичар - объективная, беспристрастная точка зрения. Природа измерения Вриндавана. Высочайшее положение Мадхавендры Пури. Что нам следует делать со всеми этими явлениями, реалиями? Смысл посвящения в Харе Кришна Махамантру. Для духовных людей верить - значит видеть. Почему в Кришна-лиле жены брахманов более удачливы чем сами брахманы? Сознание Кришны - это нечто столь пркрасное!

О строении мира

Иллюзорность мира с точки зрения физики. Кришна - иллюзионист. Три вида энергии: внутренняя, пограничная и внешняя. Каким образом святые приходят в этот мир? Природа времени и сознания на основе физических представлений о свете. Как сознание попадает в мир наваждения? Эволюция сознания с разных точек зрения. Что такое ложное эго? Какое влияние оказывает материальный мир на наше сознание? Чем отличаются души друг от друга? Три вида отношений к Абсолютной Красоте. Идеальный и реальный мир. Любовь с хорошим видом из окна. Для кого предназначены Счастье и Любовь? Бесы отречения (мукти) и потребления (бхукти). Что такое подлинное отчаяние? Место обитания сознания. Волнообразная природа мира. Мир таков, какую позицию мы занимаем по отношению к нему. У святых нет ложного эго. Инструменты эксплуатации.

Материя и сознание

Прошлое, настоящее и будущее. Почему не стоит дорожить ощущениями. Подлинное и научное знание, откуда каждое происходит. Можно ли считать материю иллюзией, а сознание реальностью? Как нужно относиться к своему прошлому и будущему? Для чего и как люди осуществляют свои мечты? В чём причина того, что мы хотим внимания окружающих? От кого или от чего уходят в скит монахи? Как стоит воспринимать свои внешние роли, и кто такой успешный человек? Что такое бхакти? Почему, когда наслаждается тело, душа страдает? Должна ли женщина обязательно становиться матерью? Как женщина может получить связь с Богом? Совместимы ли деньги и духовность? Какие качества души дороги Богу? О прекрасном невозможно спорить. Почему человек страдает? Важность красоты. В чём смысл жизни? Что такое радость? Если легко – делай, если трудно – говори, невозможно – молись. Что является показателем деятельности? Как руководить людьми, не увеличивая гордыню? Эффективно ли покаяние и в каком случае?

Милость выше справедливости

Является ли справедливость абсолютным понятием? Милость выше справедливости. Иерархия ценностей. От злости до Красоты. Бог - это Красота. Мирская и божественная мораль. Почему Любовь выше милосердия? Почему в этом мире добро всегда сопряжено со злом? Чем отличаются боги от демонов? Почему вайшнавам более симпатичны демоны нежели боги? Кто такой святой человек? Расширение сознания. Закон кармы. Философское объяснение понятий «добра и зла». Ложный поиск своего предназначения. Просветленная душа целомудренна. Что такое материальный успех? Как следует жить, не вживаясь в роль? Круг рождения и смерти. Колесо самсары. Абсурдность теории эволюции. Чем мотивированы ученые, говоря о том, что Бога нет? Теория инволюции. Почему людям выгодно верить в теорию происхождения мира в результате взрыва? Как развить в себе чувство Любви и преданности? Проявление Подлинной Любви и Красоты. Как мы губим Любовь? Ценность души. Почему понятия «любовь к детям» нет? Каким образом души воплощаются в материальном мире? Почему в нашей похожести на родителей гены не причём? Индивидуальность, неделимость души.

Материальный мир (материя)

Понятие материи. Свойства материи

Материя (от лат. materia - вещь, вещество) в философии понимается как вещественное начало мира в отличие от начала духовного (сознания). Это - категория, объединяющая все многообразие предметов, систем окружающего нас мира, существующих во времени и пространстве, находящихся в вечном движении и развитии.

Традиционное определение материи (в материалистической трактовке) восходит к работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», где он определяет материю так:

В науке выделяют два вида материи: вещество и поле, которые тесно взаимосвязаны и переходят друг в друга. Вещество прерывно, т.е. внутренне расчленено и обладает массой покоя. Поле (например, гравитационное или электромагнитное поле), напротив, внутренне непрерывно: оно связывает частицы материи и отвечает за их взаимодействие.

Выделяются также уровни материи, которые различаются по сферам - неживая природа, живая природа, общество (табл. 5.1).

Основными свойствами материи считаются протяженность, движение, системность, способность к самоорганизации и отражению.

1. Протяженность впервые отмечает Рене Декарт, указывая, что отличительными чертами материи является величина, т.е. трехмерное протяжение: в длину, ширину и глубину. Материя также протяженна во времени. Таким образом, под протяженностью в широком смысле слова следует понимать расположение материи как во времени, так и в пространстве.

Таблица 5.1. Уровни материи

Относительно проблемы взаимосвязи времени, пространства и материи существуют две противоположные точки зрения. Первая из них - классическая, описанная в механике Исаака Ньютона (1643-1727). Здесь время, пространство и материя рассматриваются как независимые друг от друга сущности, а отношения между ними - как отношения между различными субстанциями. Основания второй разработал в теории относительности Альберт Эйнштейн (1879-1955). Согласно теории относительности, пространство и время несамостоятельны и суть формы бытия материи. В таком случае время и пространство можно определить как формы существования материи, выражающие соответственно длительность как последовательность смены состояний (время) и трехмерность как способ сосуществования вещей (пространство).

|Если из мира изъять материю, то, согласно Ньютону, время и пространство сохранятся, а согласно Эйнштейну, они исчезнут вместе с материей.

воды. В современной философии в зависимости от сферы материального мира выделяют три формы движения материи - неорганическое, органическое и социальное. К первому относится перемещение в пространстве, движение элементарных частиц, тепловые процессы и т.д. вплоть до изменения космических систем (планет, звезд, галактик). В живой природе движение проявляется в виде течения разнообразных жизненных процессов - от клеточных до биосферных. Наконец, социальное движение проявляется в форме совместной человеческой деятельности.

  • 3. Системность подразумевает упорядоченность и взаимосвязь элементов целого. Материя не может существовать вне определенной организации, она всегда проявляет себя в виде материальных систем. Совокупность всех внутренних связей именуется структурой: любая система с необходимостью структурирована. Система и элемент - понятия соотносительные. Сама система может быть элементом большей системы. Так, социальная группа (например, семья) есть система, состоящая из элементов - индивидов и одновременно элемент более крупной системы - общества в целом. Собственно все обозначенные выше уровни материи - от неживой природы до общества - могут рассматриваться как особые материальные системы.
  • 4. Способность к самоорганизации - неотъемлемое свойство материальных систем. Как показал бельгийский ученый Илья Романович Пригожин (1917-2003), один из основателей синергетики (науки о самоорганизации), «открытые неравновесные системы» (системы, свободно обменивающиеся с внешней средой) проявляют свойства самоорганизации, т.е. возникновения «порядка из хаоса».

В системе, вышедшей из состояния равновесия, сложно предсказать результаты любого действия. Развитие может произойти по разным вариантам: выбор варианта развития осуществляется в точке ветвления, которую называют точкой бифуркации. Даже незначительные возмущения в системе (флуктуации ) способны привести всю систему в состояние резонансного возбуждения. Система, особо чувствительная к любым воздействиям, именуется диссипативной. В системе образуются аттракторы - центры, притягивающие к себе элементы и способные структурировать окружающую их среду, а затем - систему в целом. Таким образом, открытая неравновесная система в состоянии хаоса способна спонтанно порождать порядок .

Выводы синергетики обладают особой важностью - они разрешают проблему, поставленную классической физикой. Согласно законам термодинамики, любая система стремится к хаосу и тепловой смерти, однако в реальности материальные системы развиваются и стремятся к упорядоченности своих элементов. Следовательно, самоорганизация - важное и неотъемлемое свойство материи как системы.

  • 5. Отражением называется способность системы воспроизводить в себе свойства иной материальной системы при условии взаимодействия этих систем. Отражение бывает физическим, химическим, механическим и биологическим. При этом каждый последующий вид включает все предыдущие. Последний вид отражения наиболее сложен и подразумевает в своей основе многообразные физические и химические процессы, например:
  • 0 физическое отражение - на снегу или песке остаются следы ног человека, звук возвращается в виде эха, зеркальная поверхность отражает лучи света;
  • 0 химическое отражение - появление изображения на фотобумаге под воздействием реактивов, катализ и т.п.;
  • 0 биологическое отражение - подсолнух поворачивает свое соцветие вслед за солнцем, животное ощущает холод, запах, цвет ит.д.

Выделяют три вида биологического отражения - раздражимость, чувствительность и психическое отражение. Для материалистической философии высшим видом биологического отражения является человеческое сознание, которое понимается как способность высокоорганизованной материи отражать материю.

Многообразие материального мира представлено в виде табл. 5.2.

Таблица 5.2. Многообразие материального мира

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Материя - философская категория, противопоставленная сознанию и охватывающая объективную реальность.
  • 2. Материя структурна и выступает в многообразии различных видов, сфер и уровней. Основными свойствами материи считаются протяженность, движение, системность, способность к самоорганизации и отражению.

ЗАДАНИЯ

  • 1. Назовите сферы, уровни и виды материального мира.
  • 2. Кратко охарактеризуйте основные свойства материи.
  • Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // В.И. Ленин. Поли. собр.соч. Изд. 4-е. Т. 18. С. 298.
  • Способом существования материи является движение,понимаемое как всякое изменение и взаимодействие вещей.Всякая вещь находится в постоянном движении - даже покоящийся камень движется вместе с планетой, Солнечной системой; постоянно движутся и частицы, из которых он состоит.Уже в стихийном материализме первых античных философов(особенно у Гераклита) имеются первые представления о постоянном движении материальных элементов - огня, воздуха,
  • См.: Пригожий И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.