Меню

Церковный праздник илья какого числа. Что готовить на стол к празднику

Дизайн

Который отмечают славянские этносы 2-ого августа каждого года. Традиция отмечать Ильин день существует у славян давно, причем так давно, что ни кто и не вспомнит, когда она точно появилась. Ильин день - особенный праздник, его отмечают традиционными обрядами. Обряды, которые происходят на праздник, так или иначе, связанны с бытом народа-пахаря. Ильин день является православным праздником, и приурочен к памяти святого Илии.

По всей видимости, Ильин день имеет языческое прошлое. В образе Ильи пророка слились многие черты языческого Перуна. Перун у язычников был повелителем грома и молнии. Своей волей Перун, дождями утолял жажду земле-кормилице. Приняв христианство, на долго еще помнили языческих богов. Народ находил в ветхозаветном сказание о жизни Святого пророка Илии его сходство с Перуном. Это во многом объясняет культ и популярность праздника. Пройдут годы, и православие станет основной частью русской жизни, русской истории. Через поколения, языческое прошлое будет забыто, а вот образ пророка Илии наоборот крепко-накрепко войдет в сознание русского народа.

Святой Илия для народа, как и Перун, был хозяином молнии, грома и дождей. Народ представлял Илию как могучего, мудрого седого старца, с грозными глазами. Карающая рука пророка с помощью стрел-молний поражает нечисть, бесов и злых демонов. В народе считают, что духи тьмы, пораженные стрелами Илии превращаются в змей и других ползучих гадов. По своему усмотрению посылает Илия молнию и гром на грешников, и осыпает их поля и посевы градом. Добрым же пахарям Илия посылает дождь, и убивает своими стрелами вредителей поедающих посевы. Илия-пророк везде и всегда олицетворял гнев Божий.

Ильин день, отмечаемый на Руси 2-ого августа, считался днем опасным. В этот день народ ждал дождя и грозы. Дождем, шедшим в праздник, люди умывались, считалось, что Ильинский дождь охраняет человека от всяких чар и хворей. В некоторых населенных пунктах, всю Ильинскую неделю крестьяне проводили в строгом посте и молитвах, надеясь, что Илия не покарает их своим гневом. Ильин день часто называли «сердитым днем». В праздник старались не работать, а проводить время в веселом настроении. Считалось, что любая работа могла навлечь гнев пророка. Если же в Ильин день на улице начинался дождь, вся деревня разбегалась по домам, проводя время в молитвах к Илии, с просьбой сменить гнев на милость. В некоторых деревнях в Ильин день вся деревня приходила к церкви и приводила с собой рогатый скот. Священник, по просьбе прихода, поливал животных святой водой. После приход выбирал животное, вскладчину выкупал его у хозяина. Потом скотину варили и раздавали желающим за деньги. Все собранные средства отдавали в пользу церкви.

Накануне Дня Ильи, крестьяне окуривали свои жилища ладаном и кропили святой водой. Все предметы роскоши, находившиеся в доме крестьянина, он прятал за темным полотном или вовсе выносил из дома. Считалось, что Илия считает роскошь неприличной в быту простого крестьянства. В старинном русском эпосе пророк Илия нередко отожествляется с личностью . Подвиги русского богатыря приписываются пророку. Народ активно возводил часовни в честь святого, в тех местах, где по преданию конь русского богатыря выбивал родники своим копытом.

Ильин день - большой праздник. Ко дню поминания святого Илии, в народе, приготовлено много примет, пословиц, сказаний, поговорок и заклятий. Отметим, что где бы ни встречался пророк Илия в народном творчестве, он справедлив: является образцом праведного гнева, обрушивая его на грешников, и образцом отцовской заботы, которую посвящает добрым и благочестивым.

День Ильи пророка — традиционное и известное название Ильин день, отмечается по новому стилю 2 августа. Он самый популярный среди простого народа Святой. И поэтому естественно, что Ильин день богат на традиции, обычаи, и приметы. Святого Илью расценивали как хозяина громов с молниями и дождями, а перестук конских копыт — как раскаты грома. Славяне традицию почитания святого Ильи позаимствовали у византийцев. Грозный и справедливый заступник, щедрый покровитель скотоводства и земледелия христианский Илья-пророк пришел на смену языческому Перуну-Громовержцу. Недаром день Ильи-пророка в народе называют еще и Громобоем, Держателем гроз, Громовержцем, Перуновым днем, Обжинками, Ильей-Грозным. И люди его представляют скачущим по небесам на огненной колеснице, в каковую впряжены четыре белых быстрых коня. В народе называли Илью сударем, заявителем святого божьего закона. Он справедливо карал грешников, исполосовывая их поля градом, к трудолюбивым и благочестивым крестьянам он проявлял отцовскую заботу: поливал благодатным дождем посевы, истреблял вредителей полей. Легендарного, мифопоэтического Илию изображали как птицу небесную, облетающую весь мир и являющуюся там, где неизбежно божественное вмешательство; чудодейственное исцеление, разрешение супружеских споров, примирение родителей с детьми.

История праздника Ильин день

В иудейском городе Фисвы в IX веке до нашей эры родился ребенок, назвали его Илья. Во время его появления на свет, на его отца нашла дремота, и он увидел пророческий сон. Его новорожденного сына кормили огнем сами архангелы и заворачивали в огненные пеленки. Сон сбылся. Младенец вырос и стал светочем веры. Во времена царствования царя Израиля Ахавы пророку Илье неоднократно приходилось совершать чудеса, чтобы образумить Ахаву, который под влиянием финикийской веры жены, стал идолопоклонником и служил богу Ваалу. В библии есть сюжеты о том, как Ильей, чтобы показать силу христианской веры, трижды сводился огонь с небес, воскрешался мертвый отрок, вызывался дождь. Илия, при приближении смерти, достиг небес на колеснице, с 4-мя огненными конями, чтобы перед 2-м пришествием Христа вернуться на землю. Духовную же силу он милостливо передал ученику своему, Елисею.

Традиции и обряды в Ильин день

Во всех преданиях описывалось, что Илия-пророк выражает Божий гнев. Его карающая справедливая десница наказывала духов тьмы, а особенно злых демонов. По верованию людей, вся нечистая сила спасается от его молниеносных стрел, превращаясь не только в диких зверей (зайцев, лисиц) и пресмыкающихся, но и в домашних: собак, кошек и прочих. Потому-то 2 августа появился обычай не выпускать на улицу собак и кошек и не впускать домашних любимцев, чтобы духи тьмы, нашедшие укрытие в них и спасающиеся от стрел, не пробрались в жилище, и в дом не попала молния, предназначенная для них. Крестьяне доставали ружья, чтобы дать отпор нечистой силе вселившейся в волков, лис и других зверей. Рыболовы в этот день выбрасывали пойманную во время грозы рыбу с красными глазами, веря, что в ней нашли временное пристанище черти.

Во время грозы запрещалось находиться в воде, под деревом, под сосной с 2-мя верхушками, бегать по улице, громко говорить, петь, кричать, стрелять. Бабушки учили внуков при грозе плотно закрывать двери, занавешивать окна, перед иконой зажигать или лампадку, или свечу (крещенскую или четверговую); перекрестить себя и все вокруг, умоляя Илью-пророка избавить их семью от трясучего грома, от летучей стрелы. На голове при этом охранительном обряде обязательно должен был быть платок. Чтобы сохранить от молнии свои жилища и дворы, поля, скот, крестьяне окуривали всё ладаном в вечернее время перед днем Ильи.

Поверья и запреты в День Ильи пророка

Праздник этот прослыл в народе как таковой, в который зачастую было ненастье и запрет на купание. Почему нельзя купаться в Ильин день и после него, народ трактовал различно. Кто-то говорил о студеной воде, в которую упала подкова лошади, отвалившаяся во время быстрых скачек Ильи-пророка по небесам. Многие считали, что водоемы сам черт или водяной осквернил. Некоторые верили, что Илья бросил в воду кусочек льда. Купаясь, в такой воде можно было или утонуть или сильно заболеть, после купания появлялись на теле нарывы и фурункулы. В озера и реки с этого дня возвращались черти, которые со (Иванова дня) поселились на суше, где их настигали молнии Ильи-пророка. В преданиях описываются случаи, когда обозленная нечистая сила утаскивала на дно тех, кто нарушил запрет.

Скот, не смотря на летний день, на пастбища выгонять опасались. Илья в свой день по небесам носился на огненной колеснице и активно боролся с нечистой силой. Всякая нечисть, пряталась в воде, поселялась в животных, боясь его огненных стрел. И молния могла случайно поразить коров, коней.

Работать на это праздник было абсурдно. Сено в стога складывать и возить было грешно, Илья мог их сжечь молнией.

На огород даже заходить запрещалось, иначе корни у огурцов сгниют, плоды опадут, и завянут листья на капусте.

А вот для ухаживания за пчелами — божиими пташками-труженицами, с воска которых делались свечки для Бога — было единственное исключение. Приветствовались пасечники, которые чистили ульи, на пчельнике подрезали соты. Даже если в ульях спрятались злые духи, Илья ни за что не направит туда свою огненную стрелу.

Ильин день сменяла воробьиная ночь с сильной грозой. Испуганные раскатами грома и бликом молний воробьи начинали взлетать, ударяясь о различные сооружения и падать вниз.

Приметы на Ильин день

После праздника Ильи дневное время суток молниеносно убывало.

До Ильи люди купаются, а после него с речкой прощаются.

С праздника Ильи вода все холоднее.

Слышен гром, то Илья небеса объезжает в своей колеснице.

Ильей жатва начинается, а летечко заканчивается.

До Ильи облака плывут по ветру, а с Ильи — супротив ветра.

До Ильи даже поп дождика не умолит, а после него баба своим фартуком нагонит.

После Ильина дня ночь темна и особенно длинна: крестьяне все высыпаются, а кони и коровы наедаются.

Кто попал в этот день под дождь, то запасся здоровьем на весь год.

Кто в это день копны считает, тот скоро все добро растеряет.

Пророка Илью на Руси всегда считали грозным и сердитым, его даже боялись: он считался повелителем погоды – дождей и гроз, грома и молнии. Народ представлял его в виде грозного старца с белой бородой, разъезжающего по небу на гремящей колеснице, и карающего грешников он умел – задолго до рождения Иисуса Христа - своими молитвами возвращать людей к жизни. Легенда говорит, что имя «Илия» на древнееврейском языке означает «крепость Господня», и святой вполне оправдал это имя В сознании русского народа библейское повествование своеобразно переплелось с народными верованиями, а сам Илья Пророк взял на себя функции могучего славянского языческого бога Перуна, управлявшего всей природой, молниями, громом и дождями.Илья был щедрым святым, он наделял людей богатством, урожаем, скотом и здоровьем, очищал мир от всякой нечисти. Крестьяне считали его повелителем дождя, хозяином «гремячих», т. е. не замерзавших зимой родников и речек, которые якобы появились от удара его огненных стрел, покровителем земледелия и скотоводства, главным кормильцем и поильцем людей и домашних животных.В канун праздника Илья Пророк время от времени показывал людям свое могущество. Для этого он устраивал так называемую воробьиную ночь, когда грохочет гром, сверкают молнии, льет дождь, сильный ветер срывает соломенные крыши, мечутся птицы, качаются и ломаются вековые деревья, ревет домашний скот. В такую ночь можно спастись только молитвой, обращенной к разъяренному пророку.Судя по летописям на Руси пророка Илью почитали с древних времён, ещё до принятия христианства: когда крестилась княгиня Ольга, она построила на своей родине храм в его честь.А при князе Игоре в Киеве был построен первый соборный храм в честь Ильи Пророка. После Крещения Руси Ильинские храмы стали воздвигаться во множестве.

С Ильиным днем связвано очень много примет и поверий

Перед Ильиным днём нужно было сделать генеральную уборку в доме, однако все блестящие предметы – самовары, посуду – прятали или уносили, и даже зеркала закрывали чистым полотном. Помещение окуривали ладаном, двери запирали, окна занавешивали, перед иконами зажигали свечи и молились пророку. Илья был щедрым святым,который следил за порядком на земле и наказывал провинившихся людей, он наделял людей богатством, урожаем, скотом и здоровьем, очищал мир от всякой нечисти.

Многие из примет мы помните с самого детства. Так например, любимые высказывания наших бабушек:

Что начиная с Ильина дня нельзя купаться в реке, так как до этого Илья отстреливал нечести на суше своими огненными стрелами, а теперь они все поселились в воде;

С Ильина дня ночь длинна и вода холодна;

Петр - Павел день убавил, а вот Илья Пророк – два уволок;

Если гром гремит, то это Илья на огненной колеснице по небу едет.

Илья лето кончает, жито зажинает.

Я уверен, у каждого из вас есть в памяти еще больше поговорок, которыми можно продолжить этот список.

Обычно, на Ильин день идет дождь, который считается целебным. Омывшись под этим дождем, можно исцелиться от болезней.

Пророку Илие молятся о дожде во время бездождья, о прекращении дождей во время затяжного ненастья. В случае засухи молились Илье Мокрому, а при дождливой погоде – Илье Сухому.

Отмечать этот праздник начинали ещё с его кануна - с четверга перед Ильиным днём, когда в некоторых местностях пекли обрядовое печенье. Кроме того, накануне Ильина дня предпринимали разнообразные меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии. В Ильин день была категорически запрещена любая работа - она не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка, который жестоко наказывал за непочтительное отношение к своему празднику. С Ильина дня, по народным поверьям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться.

Почти повсеместно по всей России обязательным обрядом Ильина дня была коллективная трапеза («братчина») с закланием барана или быка, купленного в складчину. Кроме этого на Ильину братчину варили пиво или сусло. Заканчивались подобные братчины гуляньями молодежи, играми, хороводами и песнями. Организаторами Ильиной братчины, в отличие от других праздников, выступали мужчины.

Особо торжественно выпекали "зажиточный хлеб" - хлеб первого урожая. Соблюдали ритуал разрезания и раздачи первого каравая: самому старшему - первый ломоть - как "батюшке -пахарю"

В наши дни к почитанию пророка Божия Илии вновь присоединилось воинство. Его элита – Воздушно-Десантные войска - почитают ныне Пророка Илию, как своего Небесного покровителя и отмечают 2 августа как день Воздушно-Десантных войск

Пророк Илия — один из самых известных людей в истории человечества, которого почитают не только в христианстве и иудаизме, но и в поздних протестантских сектах и исламе — следы образа Святого присутствуют даже в языческих религиях.

Несмотря на свою суровость пророк Илия высокопочитаем среди всех Святых - он суров к грешникам и щедр к праведникам, охраняет исполнение человеческих и божьих законов.

Святого Илию считают повелителем молний — после принятия христианства на Руси образ пророка заменил бога-громовержца Перуна, которого почитали древние славяне. Поэтому с этим днем в народе связано много обычаев, поверий и примет.

Sputnik Грузия попытался выяснить, почему в Ильин день нельзя выполнять никакую работу в поле и по дому, а также запрещено купаться.

Почему нельзя купаться в Ильин день

По народным поверьям, начиная со 2 августа нельзя было купаться в открытых водоемах - в старину люди верили, что этим можно накликать на себя беду и нанести вред здоровью.

Существует несколько версий, почему в Ильин день и после него не стоит посещать озера и реки. По одной из них, купаться нельзя, потому что "пророк Илия воду остудил". Поверье гласит, когда Илья отправился в колеснице на небо, то одна из лошадей потеряла подкову с копыта, которая упала в воду и остудила ее. Поговорка — "Илья-пророк в реках воду мутит", слышна в народе по сей день.

Икона "Пророк Илья в пустыне" (XV в.)

По другой версии, с этого дня вода в водоемах начинает цвести - считалось, что вода с неприятным запахом, покрытая тиной, может нанести вред здоровью.

Не обошлось и без мистической версии — в старину люди верили, что в ночь на 2 августа у водоемов собирается нечистая сила - водяные, русалки, черти, и с этого времени начинают хозяйничать в реках и озерах. Поэтому можно утонуть от судороги или разрыва сердца, можно нахвататься бородавок и прочих речных недугов.

Светоч веры

Согласно преданию, родился будущий пророк в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Иисуса Христа. Имя Илия, данное младенцу, которое переводится как крепость Господня, определило всю его жизнь.

Отцу Илии — Соваху, в момент рождения ребенка было видение, в котором небесные ангелы пеленали и кормили малыша огнем. Видение стало пророческим — ребенок вырос и стал светочем веры.

Илия, когда немного вырос, ушел жить в пустыню, где много молился, соблюдая строжайший пост. Позднее он был призван на пророческое служение и начал борьбу с нечестивыми поступками и уходом от истинной веры.

© photo: Sputnik / Константин Чалабов

Будущего пророка Господь послал к израильскому царю Ахаву, повелев предсказать ему, что его царство постигнет голод, если он и его народ не обратятся к истинному Богу. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод.

Илия во время голода прожил год в пустыне, куда ему пищу носили вороны. Затем Господь послал пророка в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти.

По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силой своей молитвы великий пророк сотворил другое чудо — воскресил умершего сына этой вдовы.

Вернувшись в Израильское царство через три с половиной года, Илия сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника — один Ваалу, а другой — Богу, и на чей из двух жертвенников снизойдет огонь с неба, тот и есть истинный Бог.

Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу, но огонь так и не сошел с неба.

Затем Илия сделал свой жертвенник, положил дрова, предварительно полив их водой и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Народ увидел это чудо, прославил истинного Бога и снова в Него уверовал.

За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице — свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Святой Илия явился вместе с пророком Моисеем в День Преображения Господня и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор.

По преданию, пророк будет Предтечей Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Обычаи, обряды, приметы

По народным обычаям, в этот день нельзя выполнять никакую работу в поле и по дому, чтобы не разгневать пророка Илию — работы в этот праздник в огороде могут привести к гибели урожая, поэтому люди старались отложить все дела и отдохнуть в этот праздничный день.

В этот день разрешены такие работы, как уход за пчелами и заготовка воска для свечей, так как люди считают, что именно на Илью он получается лучше всего, обладает особой энергией, способной защитить от всего дурного.

По приметам, в этот день нельзя было стоять под деревом, кричать, ругаться, браниться - в народе верили, что молния в этот день может поразить грешного человека. Нельзя также стоять на перекрестках, так как там собираются разные нечисти.

Главное, что нельзя делать в этот день - это сквернословить, дебоширить, злоупотреблять алкоголем. Провести его нужно с добрыми мыслями и открытым сердцем.

Праздник начинали отмечать накануне — пекли обрядовое печенье, при помощи различных ритуальных действий старались защитить свой дом от ливня, града и молнии, а себя от болезни и сглаза.

Святой Илия, в народном воображении, с одной стороны, суровый, грозный, карающий, в его подчинении дожди, гром, молнии, с другой — щедрый, наделяющий, так как посылает на землю плодородие.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Поэтому пророку молятся о даровании дождя во время засухи — если в Ильин день идет дождь, то считается, что будет мало пожаров, а урожай на следующий год будет богатым.

Люди верили, что смыть сглаз и порчу можно было умывшись дождевой водой, собранной в Ильин день.

"Если на Ильин день гроза - закрывай зеркала" — согласно примете, нужно было прятать любые блестящие вещи, которые притягивают молнию и прикрывать зеркала. Особенно, если эти предметы находились в непосредственной близости от окна.

Крестьяне верили, что в Ильин день звери и гады выходят и выползают из своих нор и бродят по лугам и лесам, поэтому выпускать скотину на луг не следовало, чтобы ее не растерзали хищники и не ужалили змеи.

Так же считалось, что на Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в различных зверей — зайцев, лисиц, кошек, собак, волков и так далее. В связи с этим установился обычай в Ильин день не пускать в дом собак и кошек, чтобы не навести на дом грозу и молнию.

В Ильин день начинался охотничий сезон, поскольку с этого дня в лесах открывались звериные, в частности — волчьи норы. Если на Ильин день удавалось добыть "серого", — это был признак того, что удача будет сопутствовать весь сезон.

Ильин день считался календарной границей лета, и с этого дня в природе уже появляются первые признаки осени. С этого дня устанавливается умеренное тепло, световой день идет на убыль, а ночь — на прибавление.

Об этом свидетельствуют и многочисленные пословицы: "Илья-пророк два часа светлого времени уволок", "С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна".

В Ильин день на Руси было принято устраивать крестные ходы и молить о подходящей для полевых работ погоде, об урожае, о защите от сглаза и болезней так далее.

К Ильину дню было принято выпекать первые караваи из зерна нового урожая, которые ели всей деревней.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Ильин день – это праздник, который проходит второго августа. О том, кто такой пророк Илия, о его житии и многом другом, Вы сможете прочитать в нашей статье!

Ильин день – праздник 2 августа

Ильин день отмечают 2 августа. Этот праздник посвящен самому первому Святому, которого стали почитать на Руси. В IX в Киеве был построен соборный храм, а княгиня Ольга возвела храм во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. В Ильин день всегда молились об избавлении от засухи, ведь в те времена это означало голод и отсутствие урожая. Ильин день обычно выпадал на границу сезонов и считался серединой лета, когда время близится уже к зиме.

После Ильина дня обычно не плавали в водоемах. Существовало поверье, что можно утонуть. Многие придерживаются его до сих пор. А девушки в эти дни молились о замужестве, так как Ильин день сопровождался традиционным периодом свадеб. Современное православное понимание праздника далеко отошло от народных верований, имеющих отношение, скорее, к язычеству, чем к истинному почитанию Библейского пророка. Мы познакомим вас с историей о пророке Илии, расскажем о его житие и пророчествах. Святой пророк Илия посвятил себя служению Богу и был взять живым на Небеса. В Писании говорится о том, чтоб он был “сокрыт вихрем”, до него такой чести в Писании удостаивался лишь один человек.

Пророк Илия упоминается и в Новом Завете, удивительно также, что его почитают пророком и мусульмане. В Коране есть упоминание о пророке по имени Ильясин. В священной книге мусульман пророка Илию также отождествляли с другими людьми, которые избежали смерти и вознеслись на Небо живыми. Это было знаком особого расположения Господа и больших духовных заслуг, на которые способны редкие праведники. Христианам важно не забывать о том, что суеверия и обряды, схожие с языческими не относятся к Ильину дню в православном понимании. Ильин день также совпадает со светским праздником – днем ВДВ.

Илия (др.-евр. אֵלִיָּהוּ (Элийя́ху), אֵלִיָּה (Элийя́) - «Бог мой Яхве») - (1-я пол. IX в. до Р. Х.), один из ветхозаветных пророков.

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) – ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Жизнь пророка Илии


Пророк Илия – один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава . Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, “молитвою небеса заключив”. После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Пророчества и чудеса пророка Илии

Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержители, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих.

Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. “На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти”.

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: “Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!”. Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Божественный пророче, ты молитвою и милованием, паки небеса отверзаеши, и дождь жаждущим людем, богатно даруеши.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние – ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

Вознесение

Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо » (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).

Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, - и Елисей исполнился духом его » (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Илиа пророк предивный, зарею ум просветив, весь бысть божествен: и царя нечестива суд неправедный зря негодует, темже и судом Божиим отречение посылает на него: такожде и царицу яко немилостиву, и златолюбиву, суду Божию предаде. Но молитвами, Христе, Твоего пророка Илии спаси всех нас, яко милосерд.

Чему научиться нам в житии пророка Илии?

Митрополит Иларион (Алфеев)

Сегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается.

Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы – не в буре, не в землетрясении, не в огне, – но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.

Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.

Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.

Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.

Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.

И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии – тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов – Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге – также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями.

Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.

Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.

Человеческий Лик Бога. М., 2000.г