Меню

Спас медовый. Медовый Спас: народные традиции, обычаи и приметы

Двери

14 августа - первый Спас, Спас медовый, Спас на воде. Это - первый из трех праздников августа, которые посвящены Спасителю, Иисусу Христу. Полное церковное название - «Происхождением честных древ честного и животворящего Креста Господня».

Возникновение этого праздника объясняется тем, что жаркими августовскими днями Константинополь страдал от жары и от распространения большого количества различных болезней. И чтобы хоть как-то помочь жителям установился обычай выносить из храма святой Софии частичку креста, на котором был распят Иисус. Это делали с целью освящение целого города. Первый спас раньше отмечали без лишних излишеств и пышностей, потому что в это время простому крестьянину было не до отдыха. Однако некоторые традиции всё соблюдались. С 14 августа начинали собирать урожай мака, поэтому этот спас называют маковым или Маковеем.

Называли этот спас и медовым, так как считалось, что с этого времени пчёлы перестают собирать пыльцу с цветов. И именно в этот день, предварительно освятив в церкви, начинали есть мёд. Все дети собирались возле церкви или на пасеке, чтобы полакомиться медком. Отказывать в этот день было нельзя, поэтому щедро наливали мёд в чашки или в закрученные листья. Поэтому можно услышать и такую поговорку: «Первый Спас - лакомка».

Наступил Медовый Спас,
С чем хочу поздравить Вас.
Я желаю Вам тепла,
Жизнь чтоб сладкою была.

Не болеть чтоб круглый год,
Ешьте вкусный, свежий мед.
Лето уж к концу идет,
Но о нём напомнит мед!

Спас Медовый, Маковей,
Колокольный звон церквей,
На губах от меда сладость,
На душе и в сердце радость.
Первый Спас пусть принесет
Меда нам на целый год.
Всем желаю я добра,
Жизни без греха и зла.
Спас пусть медом причащает,
На добро благословляет.

Поздравляю Вас с Медовым Спасом! Желаю, чтобы в жизни было больше солнца, тепла и лето длилось долго-долго! Пусть Ваши запасы хорошо хранятся, а достаток восполняется медовой сладостью! Здоровья, терпения, трудолюбия, искренности и простоты. Пусть всегда будет благополучие и понимание в Вашем доме!

Наступил Медовый Спас,
Поздравляю с этим вас!
Чтобы вы в достатке жили,
Все б имели про запас.

Пусть преграды не пугают,
А лишь только закаляют.
Счастья многие лета,
Быть здоровыми всегда!

Спешу поздравить я всех вас,
Ведь к нам пришел Медовый Спас!
Пусть праздник счастье принесет,
Чтоб сладкой жизнь была, как мед,
Как можно чаще улыбайтесь,
И яркой жизнью наслаждайтесь,
Желаю солнца, мира, лада
И позитивного заряда!

Спас Медовый подоспел,
Лето провожая.
В сотах мед уже поспел,
Праздник обещая.
Этот день календаря
Кличут Лакомкой не зря:
Первый Спас, Медовый Спас,
Кое-что для нас припас,
Приготовил сладости
Для медовой радости!

Медовый Спас благоухает,
Людям добро и свет несет.
Янтарным блеском мед сверкает,
Сердце от радости цветет.

Желаю жизни сладостно-медовой,
Чтоб снизошла к вам божья благодать.
Семья была чтобы большой, здоровой!
Любви вам, счастья! Горестей не знать.

С Медовым Спасом поздравляю,
Желаю сладкой жизни вам,
Господь пускай вам помогает,
Хранит от бед, обид и драм.

Откройте сердце для молитвы,
Просите честно, от души,
Чисты пусть будут ваши мысли,
Намерения все хороши.

Добра вам, мира и достатка,
В семье - любви и понимания,
Успехов вам в благих делах,
Счастливых лет и процветания.

С праздником, со Спасом Вас!
Ешьте мёд и пейте квас.
От сердца от всего желаю
Покой и мир в душе хранить,
Со старостью повременить.
Пусть жизнь, как мёд, будет сладка,
Здоровья бурная река
Купает вас в своих волнах.
И пусть улыбка на губах
От счастья и от радости
Не покидает Вас.
И нежности, и сладости
Желаю в этот Спас!

Первый Спас, медовый Спас!
О, так повод есть у нас -
Замечательный и сладкий -
Для веселья без оглядки.
Реже злись, не суетись,
А медком ты угостись.
Вволю ты его откушай,
Он полезный, нас ты слушай!
Кушай пироги сейчас,
Радуйся ты день и час,
Улыбайся, празднуй Спас!

Пусть жизнь будет сладкой, как мед.
Пусть счастье рекою течет.
Пусть дни будут светлыми как небеса
И не встретится больше тьмы полоса.

Желаю, чтоб с этого чистого дня
Сказкой стала бы жизнь для тебя.
Пусть здоровье, достаток и радостный звон
Никогда не покинут твой дом.

На Руси исстари любили торжества. Чаще всего они были связаны с великими православными праздниками, поскольку календарь, по которому жили люди, был подчинен годовому кругу православных богослужений. Одним из великих православных праздников является торжество Изнесения Древ Животворящего Креста Господня, названное в народе Медовым Спасом. Это событие очень почитается верующим народом, и сам праздник связан со многими обычаями.

Медовый Спас, история праздника и традиции берут свои корни в глубокой древности.

Конец лета на Руси всегда давал множество поводов для радости людям: сбор урожая, обилие православных праздников, последние теплые деньки - невозможно быть несчастливым в это время года. В середине августа начинается Успенский пост, который приравнивается по строгости к Великому, но соблюдать его гораздо легче, ведь в садах и огородах поспевают фрукты и ягоды, лес наполнен грибами. А пасеки пчеловодов начинают источать необыкновенный аромат меда.

Именно в августе православные христиане отмечают три события в честь Христа Спасителя:

  • Медовый Спас (отмечают 1 августа (ст. ст.)/ 14 августа (н.ст). Это торжество носит названия Первого, или Мокрого Спаса, Лакомки, Медового праздника)
  • Яблочный Спас (празднуют 19 августа; православные христиане в этот день вспоминают Преображение Господне)
  • Ореховый Спас (празднуют 29 августа, в православии этот день ознаменован праздником Нерукотворного Образа Иисуса Христа)

Православные традиции в праздник Медового Спаса

Первый Спас, Медовый, выпадает на начало Успенского поста. История этого праздника уходит корнями в далекий Константинополь, где каждый год именно в этот день выносился Животворящий Крест Господень для освящения всего города и защиты от смертельных болезней. Святыню несли на руках, сменяя друг друга, крестным ходом, возглавляемым епископами и самим правителем, к роднику Спаса, который протекал за стенами города, а затем в храм Святой Софии. С этого дня и до самого Успения к Кресту могли приложиться все желающие.

В Русской Церкви торжество Изнесения Древ Животворящего Креста Господня установил благоверный князь Андрей Боголюбский после победы над войсками волжских булгар, а император Мануил в Греции – над арабскими войсками.

По преданию, Андрей Боголюбский и император Мануил почитали Животворящий Крест Господа Иисуса Христа, и тот и другой правитель молился перед святыней с просьбами о помощи. Совершилось чудо: правителям было видение, которое источалось от икон Спасителя и Богородицы, взятых на поле битвы. Образа излучали необыкновенное свечение и обрамляли им полки. Храбрые воины одолели неприятелей, и в память об этом они установили ежегодный крестный ход на реку.

В этот праздник в православных храмах до сих пор традиционно совершается малое освящение воды. В старину верующие после Литургии свершали крестные ходы к водоемам . Священники освящали воду в озерах и реках. Православный народ считал своим долгом окунуться в этот день в освященную воду: считалось, что при погружении с человека смываются все грехи. Еще одной традицией в этот день было очищение старых колодцев и освящение новых.

Народные традиции в праздник Медового Спаса

На Руси еще до принятия христианства отмечали Медовый Спас, поскольку им заканчивалось лето и начиналась осень, которая приносила с собой холод и ливни. Кроме того, в этот праздник перелетные птицы начинают подготовку к полету в южные края, а пчелы перестают носить пыльцу. И 14 августа пасечники торжественно забирали мед .

Первые забранные соты помещались в новую деревянную посуду и относились в храм для освящения всего медового урожая. Только после освящения меда разрешалось его употребление в пищу. Согласно преданию в день Медового Спаса сладким лакомством старались угостить всех: знакомых и незнакомых, детей и взрослых, бедных людей. Считалось грехом обделить нищего человека в праздник Медового Спаса. Отсюда пошла пословица: «В Медовый Спас даже нищий медку попробует». Мед употребляли с чаем и готовили из него разные постные блюда.

Другое название Первого Спаса - Маквей - связано с именем мучеников Маккавеев и их матери Соломии, память которых празднуется в этот день. Они жили во времена гонения на христиан, и жестокий правитель Сирии Антиох за это решил замучить их. Они подвергались разным пыткам вместе со своей матерью, которая всячески старалась поддержать и подбодрить их, несмотря на свои страдания и боль. Наконец, все братья, кроме самого младшего, умерли.

Царь предлагал ему богатство и власть, обещал помиловать мать если он выполнит лишь одно условие: отречется от христианской веры. Юноша отказался, сказав, что готов принять любые муки и смерть за Христа. Тогда жестокий правитель приказал казнить и сына, и мать.

С течением времени празднования Медового Спаса и Маквея слились в один, а на Руси, по созвучию с именем братьев, стали приносить в храмы для освящения, помимо меда, еще и мак .

Исстари в этот день хозяева посыпали углы в доме семенами мака. Считалось, что именно дикий мак способен отогнать всякую нечисть, желающую проникнуть в жилище.

Постная трапеза в праздник Медового Спаса

В день Медового Спаса по традиции организовывали выставки-ярмарки самых лучших сортов мёда. Праздник меда сопровождался приготовлением выпечки со сладким лакомством. Наиболее распространены были маленькие рулеты с маком, печенье и многочисленные вкусные постные коврижки и пирожки.

Первым блюдом обеденной трапезы традиционно считались блины с маком. В отдельной чистой посуде маленькие черные зернышки смешивались с маковым молочком. В эту смесь обмакивали приготовленные горячие блинчики.

Другим распространенным блюдом в праздник Медового Спаса были мелко нарезанные яблочные дольки, которые макали в мед и ели. Запрещалось употреблять мясо и продукты животного происхождения в пищу, так как 14 августа приходится на пост. Особо относились к хранению освященного в храмах меда. То, что не съедали в сам праздник, переливали в чистую стеклянную посуду и ставили в темное место. До сих пор по традиции им лечатся во время болезни или душевного неспокойствия.

Постные блюда с медом и маком

Успенский пост - строгий, однако существует множество рецептов постных вкусных блюд. Например, традиционным блюдом в праздник Медового Спаса может стать постный пирог с медом и маком.

Пирог с медом и маком.

Для приготовления понадобится:

Дрожжи необходимо растворить в подогретой воде, затем всыпать примерно 2 стакана муки, полученную массу перемешать и оставить подниматься. После первого подъема теста необходимо добавить оставшуюся муку, подсолнечное масло, кориандр и ванилин, затем оставить тесто до второго подъема.

Чтобы приготовить начинку, нужно смешать мак с медом и проварить на слабом огне в течение 6–7 минут. Полученную смесь охладить.

После второго подъема теста его нужно разделить на две части: большую и маленькую. Большую часть раскатать до толщины примерно 1 см. Края смазать крепким раствором сладкого черного чая. Противень необходимо застелить бумагой для выпечки и переложить на него тесто. Затем выложить начинку, после чего сформировать рисунок из оставшегося теста. Кроме того, необходимо сделать бортики по краю пирога и смазать его поверхность чаем.

Выпекать пирог с медом и маком следует в духовке до полной готовности.

Приятного аппетита!

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Хотите узнать, когда будет Медовый Спас в 2019 году? Медовый (маковый) Спас в 2019 году – 14 августа.

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Какого числа будет Медовый Спас в 2019 году?

Медовый Спас – 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

История Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и .

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Святые мученики Маккавеи

Смысл Медового Спаса

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой .

Изнесение Честных древ для нас - это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара - могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.

Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной , Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само осознаётся христианами как от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.

Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Проповедь архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана на начало Успенского поста

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Рецепты на Медовый Спас

Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных . Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.

Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда.

Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.

Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный.

Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.

Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

Постная медовая коврижка:

1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст ложки мёда, 1 ч ложка соды, 0,5 ч ложки разрыхлителя, 2 ст ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельчённых орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.

В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мёд. Размешать, чтобы сахар и мёд растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и мёда и тщательно вымесить,чтобы не было комков.
Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.

Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперёк и прослоить любым джемом или вареньем.

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).

Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

Квас медовый

800г. меда, 2лимона, 25г. дрожжей, 5л. воды.

В кипящую воду положить мед и хорошо размешать.
Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч.
Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.

Салат медовый

2 моркови:
2 яблока;
8 – 10 грецких орехов;
сок 0,5 лимона,
2 столовые ложки меда.

Натереть на крупной терке морковь и яблоки, добавить размельченные орехи и заправить медом и лимонным соком.

Монастырский мед

1 кг. меда, Зл. воды, 2 ч. ложки хмеля.

Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек, и завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.

Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен.

Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).

Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.

Вы прочитали статью Всё о Медовом Спасе в 2019 году . Читайте также.

На Первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.

Спас на воде. Это название праздник заслужил из-за того, что в этот день (14 августа) полагалось совершать крестный ход к водоемам для освящения воды. Новые колодцы на Руси тоже святили 14 августа. Считалось, что если искупаться в водоеме после его водосвятия, то можно смыть с себя грехи и болезни. Домашний скот тоже нужно было искупать в этот день, для крепкого здоровья.

Маккавей. Так Медовый спас начали именовать в честь ветхозаветных мучеников Маккавеев, день памяти которых выпадает на эту дату.

Проводы лета. Это не просто название, это древняя суть праздника, еще дохристианская. Все сводится к концу сезона и это чувствуется во всем: птицы замолкают, ночи становятся холоднее и длиннее, пчелы перестают собирать мед. Природа медленно, но верно готовится к зиме, впрочем, как и люди.

У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье.

Маковый Спас. Мак - один из любимейших продуктов на Руси. Его использовали не только в повседневной готовке, но в обрядовой пище. Про него сложено много пословиц, поговорок и загадок.

Мачок с медом - усы оближешь.

А как раз, примерно со второй недели августа он уже созревает, что дает возможность добавлять его в угощения. В маковый Спас нужно было обязательно набрать мака.

Традиции

Традиций у Медового Спаса много. Причем самых различных: и чисто народных, и церковных, и смешанных. Нельзя сказать, что все они связаны исключительно с медом, но таковых много.

    Со стародавних времен до нас дошел обычай относить в церковь свежий мед для освящения. Так делали еще пчеловоды на Руси. Помимо меда освящали еще и плоды нового урожая. Вообще, мед, собранный на Медовый Спас считается сверхцелебным, но только после освящения в церкви.

    После того, как мед приносили из церкви домой, им следовало угощать всех желающих. Особенно бедных.

На первый Спас и нищий медку попробует!

    Чтобы получить заряд бодрости, ложку меда нужно запить тремя глотками колодезной воды. Но это нужно делать только в Медовый Спас, в остальные дни можно заболеть.

    Хозяйки в этот день готовили различные угощения (пироги, пряники, блины и прочее и прочее) с применением меда и мака.

    Если перед тем, как съесть ложку освященного меда, загадать желание - оно непременно сбудется.

    Так как лето уже подходило к своей финальной точке, купаться в открытых водоемах народ уже не рисковал. Холодно, да и вода цветет. Мокрый Спас - последняя в уходящем году возможность накупаться в реках и озерах.

    Роса этого дня - целебная. А ко всему прочему, способная смыть грехи и придать душевных сил.

    Праздник праздником, но подготовку к зиме никто не отменял. Крестьяне с этого дня начинали чистить хлева, приводить в порядок овины, сеять озимы. Существовал обычай:

    Самого старого мужчину в семье просили выйти в поле и бросить в первую борозду горсть зерна.

Посей ты, дедушко, первую горсточку на твое стариковское счастье!

    Пока мужчины занимались двором и полем, женщины уходили в лес за малиной. Это тоже одна из любимых ягод на Руси. Ее старались заготовить побольше впрок.

    Начинали сушить ягоды черемухи.

    Молодежь в этот день по-своему развлекалась: пели песни, водили хороводы, осыпали друг друга маком.

    В этот день нужно помогать обездоленным. Те, кто хотя бы дров поможет наколоть одинокой женщине - весь год не будут знать горя.

    До сих пор жива традиция устраивать ярмарки, особенно медовые.

    На Мокрый Спас женщинам прощают все грехи. Для этого нужно прийти в церковь и от чистого сердца попросить прощения.

    С 14 августа у славян начинались так называемые Спасовки (или просто Спасы) - раньше, по старому стилю, это была первая половина августа, время трех Спасов.

    Собранный на Маковый Спас мак обладал свойством отпугивать нечисть от дома. Только для этого его нужно освящать в церкви семь лет к ряду.

    На Медовый Спас поили кур святой водой. Это делалось для того, чтобы потом они целый год несли большие яйца.

Пословицы, поговорки и приметы на Медовый Спас

Конечно, как и в большинство праздничных дней, крестьяне наблюдали за погодой. На основе этого наши предки делали прогнозы на будущее. А народная молва складывала поговорки.

  1. Дождь 14 августа - к урожаю и малому количеству пожаров.
  2. Если птицы летят на юг - зима будет ранняя.
  3. Рассыпать в лесу корзину с малиной - к счастью.
  4. Крупная малина говорит о том, что пора сеять рожь. Коли ягода еще мелкая, то и посев следует отложить.
  5. Намокнуть на Медовый Спас - к прибыли.
  6. Если во время службы в церковь залетела птица, то это обернется счастьем для всех присутствующих.

Поздравления и открытки

Сейчас все больше и больше праздников обретают новую популярность. Это касается и Медового Спаса. Люди поздравляют друг друга, дарят открытки, присылают стихи. Мы собрали для вас несколько открыток с поздравлениями к Медовому Спасу.

14 августа Русская православная церковь отмечает Происхождения (изнесения) древ Креста Господня. В народе же первый день Успенского поста называют - Медовый Спас. В различных регионах Медовый Спас также называют Первый Спас, Маковый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, Маккавей.

Медовым Спас называют потому, что соты в ульях к середине августа заполнены, и пасечники приступают к сбору меда. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня. Мёд ели с хлебом или различными блюдами. Хозяйки пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

14 августа отмечается также день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник Макавей — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает.

Спасом на воде Медовый Спас именован в честь малого водосвятия. На Руси было принято совершать крестный ход на естественные водоёмы для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Также именно в это время освящали новые колодцы и чистили старые.

После Медового Спаса уже не купались: лето клонится к закату, вода цветёт, птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту, отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые. Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас.

Поговорки и приметы Медового Спаса

  • На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
  • Паши под озимь, сей озимь.
  • На Маккавеи собирают мак.
  • Дождь на Маккавея — мало пожаров бывает.
  • Отцветают розы, падают хорошие росы.
  • С первого спаса и роса хороша.
  • На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).
  • Пчела перестаёт носить медовую взятку.
  • Заламывай (подрезывай) соты.
  • Во что Маккавеи, в то и разговенье.
  • Первый Спас — на воде стоять, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зелёных горах холсты продавать.

Яблочный Спас

19 августа 2017 года Русская православная церковь почитает Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Народное название праздника - Великий Спас или Яблочный Спас. К празднованияю Яблочного Спаса были приурочены многочисленные народные обряды. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее. До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.

В народе в звисимости от региона Яблочный Спас называют также Спас, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Преображение.

Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели.

В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

Поговорки и приметы Яблочного Спаса

  • Какой второй Спас, такой и январь.
  • Каков день на Второго Спаса, таков и Покров.
  • Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.
  • В этот день провожают закат солнца в поле с песнями.
  • Встреча осени — Осенины.
  • На второй Спас освящают яблоки и мёд.
  • На второй Спас и нищий яблочко съест.
  • До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
  • Кто когда хочет (улететь), а журавль к Спасу.
  • Когда ешь первое яблочко, «что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется».
  • Пришёл Спас — всему час.
  • Пришёл второй Спас, бери рукавицы про запас.
  • На второй Спас бери голицы про запас.
  • Со второго спаса засевай озими.
  • Если сев ржи придётся во время полуночного (северного) ветра, то — по примете — рожь выйдет крепче и крупнее зерном.
  • Если при посеве ржи пойдёт дождик мелкий, как бисер, то это Бог об урожае весть подаёт; а если пойдёт ливень, то лучше и не продолжать сева, а скорее поворачивать оглобли домой.

Ореховый Спас


29 августа отмечается православный праздник, совершаемый Церковью в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. А в народе 29 августа называли Ореховый Спас. В различных регионах праздник получил таки названия как: Хлебный Спас, Спас на холстах, Спас на полотне, Холщовый спас, Посевы, Досевки.

На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба. Освящали на Спас и колосья нового урожая. В народе говорили Спас - в достатке хлеба у нас, Третий Спас хлеба припас. От Спаса, который являлся границей между летним и осенним циклом работ, в некоторых местах начинали сев озимых, копали ранний картофель. С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов. Для праздничного стола хозяйки готовили выпечку и другие блюда с орехами. В большинстве сёл России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинаются великоденские гулянья. На Третий Спас устраивали ярмарки, торговали холсты и полотно, поэтому Сапс называют еще и Холщевым.


На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. В народе Спас считали днем отлета аистов. Было замечено, что если аисты начинали готовиться к вылету за неделю перед Спасом, то зима будет ранней и морозной, а весна теплой; если же после Спаса - осень будет теплая, зима поздняя, а весна холодная. Отлет аистов свидетельствовал о приближении зимы, а присказки напоминали Пришел Спас - и лето от нас, Спас - бери рукавицы в запас.

Поговорки и приметы Орехового Спаса

  • Третий Спас хлеба припас.
  • Хорош Третий Спас — зимой будет квас.
  • Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.
  • Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
  • Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
  • Отлёт ласточек.
  • Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
  • Во что Евдокеи, в то и третий Спас.
  • Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают.
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.