Меню

Пожилой возраст и старческий возраст - особенности, проблемы. Психологические особенности в пожилом и старческом возрасте

Дизайн

Проблема выделения границ старости является довольно сложной, так как границы между периодом зрелости и началом старости трудноуловимы. Один из основоположников отечественной геронтологии – И. В. Давыдовский – категорически заявлял, что «никаких календарных дат наступления старости не существует». Как правило, когда говорят о пожилых людях, руководствуются возрастом выхода на пенсию, но он далеко не одинаков в разных странах, в различных профессиональных сферах, для мужчин и женщин. По мнению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) более удобным представляется термин «стареющие», указывающий на постепенный и непрерывный процесс, а не на определенную возрастную границу.

В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ пожилой возраст длится у мужчин с 61 года до 74 лет, у женщин- с 55 до 74 лет, с 75 лет наступает старость. Люди старше 90 лет считаются долгожителями, 60- летний рубеж нередко выделяется особо, так как во многих странах это возраст выхода на пенсию.

Но это лишь градация биологического возраста. Все больше исследователей приходит к выводу, что сущность возраста не сводится лишь к количеству прожитых лет. Количественные показатели возраста очень приблизительно фиксируют физиологическое и социальное «качество» человека и его самочувствие. Биологический возраст служит основанием для запрещения или разрешения различных социальных ролей или поведения в соответствующем возрасте. Но календарный возраст человека часто не совпадает с социальным.

Главной особенностью данного возраста является старение, которое является генетически запрограммированным процессом и сопровождается определенными возрастными изменениями в организме.

Изменения при старении происходят на всех уровнях. На биологическом уровне, когда организм более уязвим, ослаблен, возрастает вероятность смерти. На социальном уровне, когда человек выходит на пенсию меняется его социальный статус, социальные роли, его поведение. Также на психологическом, когда человек осознает происходящие изменения и старается приспособиться к ним.

Прежде всего, происходит постепенное ослабление деятельности организма. Люди, достигшие пожилого возраста, уже не так сильны физически, общий запас энергии у них становится значительно меньше по сравнению с молодыми годами. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем человека. Утрачивается живость тканей организма. Возрастное обезвоживание приводит к иссушению кожи. Она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам, теряет мягкость и приобретает матовый оттенок.

Процесс старения затрагивает и нервную систему человека. Происходят изменения чувствительности разных органов чувств, замедление реакции организма на внешние воздействия. Человеку требуется существенно больше времени, чем раньше, для того чтобы получить ту или иную информацию.

Снижение слуха отчетливо отмечаются у трети пожилых людей. Обычно эти потери слуха бывают легкими или умеренными и выражаются в снижении способности человека различать на фоне шумов голоса или другие звуки.

У людей, достигших пожилого возраста, могут возникнуть нарушения зрения. Довольно часто наблюдается уменьшение способности фокусировать взгляд на предметах из-за потери эластичности хрусталика. Становится трудно воспринимать резкие контрасты и рассматривать мелкие детали.

На психологическом уровне также происходит ряд изменений. Обзор личностных проявлений в старости делает чрезвычайно актуальной для геронтопсихологии проблему типологии старения. Попыток описания типов старения было сделано очень много. Мы приведем в пример наиболее известные из них:

Ф. Гизе выделяет три типа стариков и старости:

1) старик-негативист, (пожилой человек отрицает у себя какие-либо признаки старости);

2) старик-экстравертированный, (относящиеся к этому типу пожилые люди признают наступление старости, наблюдая за внешними изменениями, такими как, расхождение во взглядах с молодежью, смерть близких людей, изменения своего положения в семье, новшества в области техники, социальной жизни и т.п.);

3) интровертированный тип, (для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, зациклен на воспоминаниях о прошлом, малоподвижен, стремится к покою и пр.)

Также широко в психологической литературе поддерживается классификация, предложенная Д. Б. Бромлей. Она выделяет пять типов приспособления личности к старости:

1)Конструктивное отношение человека к старости. Пожилые люди внутренне уравновешены, пребывают в хорошем настроении, контактируют с окружающими. Они в меру критичны к себе и терпимы к недостаткам других людей. Не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, возможность смерти воспринимают как естественное событие, не вызывающее печали и страха. Они не проявляют агрессии, подавленности, строят планы на будущее, с уверенностью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольно высока.

2)Отношение зависимости. Зависимая личность – это человек, подчиненный кому-либо, зависимый от супруга или от своего ребенка. Не имея высоких жизненных претензий, охотно уходит из профессиональной среды. Семейная среда дает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать враждебности и страха.

3) Оборонительное отношение. Для него характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности». Пожилые люди этого типа избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся сомнениями и проблемами. Оборонительную позицию занимают иногда даже по отношению к семье: если имеются какие-то претензии – они их не выражают. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу.

4)Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны и подозрительны, стремятся переложить на других вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Недоверчивы и подозрительны, избегают контактов с другими людьми. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, так как используют механизм разрядки напряжения через активность. Люди, принадлежащие к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха. Враждебно относятся к молодым людям, ярко выражен страх смерти.

5)Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, безропотно принимают свою старость. Недостаток любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали. Также присутствует чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично: завершение жизни, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.

И. С. Кон выделяет следующие социально – психологические типы старости:

1) активная творческая старость, когда ветераны продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодёжи и т. п.;

2) пенсионеры занимаются делами, на которые у них раньше не хватало времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и т. д. Для этого типа также характерна хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя;

3) данную группу составляют преимущественно женщины, которые находят главное приложение своих сил в семье, в домашнем хозяйстве; удовлетворённость жизнью у этой группы ниже, чем у первых двух;

Наряду с благополучными типами старости И. С. Кон обращает внимание и на отрицательные типы развития:

а) агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие всех, кроме себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями

б) разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, делая себя тем самым глубоко несчастными

Характеризуя социальный статус людей старшего поколения в России, выявляется распространенность одиночества и вызываемые им проблемы. В настоящее время, проблемы одиноких пожилых людей вышла на первое место по степени актуальности. И, госпитализация одиноких престарелых людей часто обусловлена не медицинскими, а социальными показаниями, т.к. многие люди пенсионного возраста не имеют близких родственников и требуют к себе особого внимания со стороны медицинских и социальных работников. Пожилые люди с неудовлетворительным состоянием здоровья чаще чувствуют себя социально изолированными и нуждаются в постоянной профилактической, лечебной и социальной помощи.

Социальные ресурсы пожилых включают такие факторы, как наличие семьи, друзей, привычного окружения. Важна доступность этих ресурсов, с этими факторами тесно связана психосоциальная деятельность пожилых и старых людей, т. е. эмоциональное благополучие в социальном и культурном контекстах.

Итак, пожилые и старые люди не составляют одной монолитной группы; они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отрочестве, юности, молодости, взрослости, зрелости. Изменения, происходящие в пожилом и старческом возрасте, зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Часто наблюдается сохранение высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и другие. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом.

С учетом вышеуказанных особенностей в России была разработана нормативно-правовая база, регламентирующая социальную работу с лицами пожилого возраста.

Лозунг ЮНЕСКО – «Образование – через всю жизнь» – сегодня актуален как никогда. Поток информации так велик и так быстро пополняется, что для того, чтобы в нем ориентироваться, необходимо постоянно учиться. Учебная деятельность перестала быть только прерогативой молодых. Более того, образование в современном обществе рассматривается как важнейшее условие полноценной жизни людей любого возраста, включая период старения.
Как и для других категорий взрослых, для пожилых людей образование выступает важнейшим условием полноценной жизни в современном обществе. При этом образование, с одной стороны, помогает пожилым людям в разрешении жизненных проблем, с другой – способствует удовлетворению потребности в новой информации.

Для человека преклонного возраста образование может выступать не только способом интеграции в коммуникативное и культурное пространство, но и средством, обеспечивающим развитие личности и соответственно психологическую устойчивость. Таким образом, «образование пожилых – это составная часть образования, основной задачей которого является содействие всестороннему развитию человека в тот период его жизни, когда он достигает пред- и пенсионного возраста»

Формы образования в пожилом возрасте. Образование в пенсионном и предпенсионном возрасте может осуществляться по-разному: от обучения в официальном учебном заведении, (когда человек становится студентом и наравне с молодыми выполняет все требования, предъявляемые к нему) до самообразования. Последнее время все более популярными, как за рубежом, так и в нашей стране, становятся формы образования ориентированные специально на людей старшего возраста. Отличие данных образовательных программ состоит в том, что они направлены на удовлетворение различных потребностей, интересов людей именно этой возрастной категории.
Таким образом, в самом общем виде можно выделить 3 различных формы включения пожилых людей в образовательный процесс. Во-первых , пожилой человек может официально стать студентом учебного заведения . Нередко люди в пожилом возрасте (особенно, если они недавно стали пенсионерами) выбирают такие формы образования, которые связаны с получением новой профессии, требующей среднего или высшего образования в новой для них области. В странах Европы и США это достаточно распространенное явление в настоящий момент. В этом случае они включаются в процесс обучения не как «вольнослушатели», но как обучающиеся, принимающие все условия данной формы обучения (программу, систему зачетов, экзаменов и т.п.). Поскольку возрастных цензов сегодня не существует, то такие ситуации все чаще встречаются не только в зарубежной, но и в отечественной практике.
Второй, пожалуй, самой распространенной формой является самообразование. Как показало, например, исследование, проведенное в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (Сухобская Г.С., Божко Н.М., 1998), ориентация на познание и духовную культуру является наиболее выраженной, доминирующей среди пожилых людей 55 – 70 лет.
Каковы же источники информации , в которых реализуется познавательный интерес пожилых людей? Основными источниками его реализации являются книги, средства массовой информации (радио, телевидение, газеты), общение. Как показывают социологические опросы, особенно большой интерес среди телевизионной продукции вызывают кинофильмы (сериалы), рубрики «Культура», «История», «Мир животных». Особое место занимает политика. Для мужчин это еще и спортивные передачи.
Однако, уровень самореализации в интеллектуальной и духовной жизни пожилых людей не одинаков. Сравнительно небольшая группа людей, как правило, получившая высшее образование, вполне самодостаточна. После выхода на пенсию они продолжают интересоваться и книгами (не редко имея дома целые библиотеки), и театральными постановками, и выставками, и телевизионными и радио передачами, при очень тщательном собственном отборе программ для просмотра и прослушивания.



Мотивы, побуждающие пожилого человека включиться в образовательный процесс.

Какая мотивация поддерживает интерес к образованию у пожилых людей? Прежде всего, это спонтанная внутренняя потребность в познании нового, которая практически не покидает человека до конца дней. Естественно, что характер и содержание этой потребности изменяются с годами, но сама потребность остается не насыщаемой в течение всей жизни. Еще римский философ Марк Тулий Цицерон в своем трактате «Катон старший, или О старости» отмечал, что для каждого возраста характерны свои интересы и стремления, и только смерть может исчерпать и уничтожить их.

(Как уже отмечалось, образование оказывает интегральное влияние на личность пожилого человека. Это обусловлено тем, что оно способствует удовлетворению не только потребности в новой информации, но и целого ряда других потребностей: потребности в общении, психологическом комфорте, личностном росте и др.

Таким образом, образование в современном обществе рассматривается как важнейшее условие полноценной жизни пожилых людей. При этом решение образовательных задач тесно связано с решением психологических и социально-психологических задач.

Анализ существующей литературы позволил выделить следующие возможные причины включения пожилых людей в образовательный процесс:

  • повышение квалификации, получение высшего образования, если человек собирается дальше продолжать трудовую деятельность (за рубежом немало случаев, когда первую бакалаврскую степень люди получали в пенсионном возрасте (Таранчук А., 2005);
  • получение новой профессии (переквалификация), что в большей степени характерно для молодых пенсионеров;
  • реализация неиспользованных возможностей, или находивших свою реализацию лишь в виде хобби, что часто связано с творческой самореализацией; (Следует особо отметить, что самореализация в сфере сложившихся интересов (хобби) – одна из наиболее значимых форм активного приобщения к социуму пожилого человека. Чаще всего она является прямым продолжением предшествующей творческой жизни человека. Если у человека пожилого возраста не прервана реальная связь со своей творческой деятельностью и людьми, которые вдохновляют его на творчество, – это его удачный жизненный шанс. Однако этот шанс выпадает сравнительно немногим одаренным людям, а лишь тем, которые реализовали свой дар в профессии. Значительно больше людей, весьма одаренных по своей природе, но не нашедших себя в профессии. Потребность в реализации неиспользованных возможностей (или нашедших свою реализацию лишь в виде хобби) побуждает их к поиску таких форм образовательной деятельности, которые способствуют расцвету их таланта в пожилом возрасте.).
  • необходимость приобретения функциональной грамотности: ориентации в достижениях современной цивилизации и умения пользоваться ее плодами (Сухобская Г.С., Божко Н.М., 1998), например, освоение компьютерной грамотности;
  • желание справиться с ситуацией выхода на пенсию (Митина А.М., 2004);
  • потребность приятного способа проведения досуга (например, изучение иностранного языка для «путешествующих» пенсионеров);
  • возможность обрести интересный круг общения.

Образование во всех этих случаях не только позволяет поддерживать интеллектуальный уровень, но само достижение поставленных целей приносит удовлетворение, создавая позитивный эмоциональный фон, сохраняет самоуважение, уверенность в себе.

Цели образования в пожилом возрасте отличаются от целей в детском и даже зрелом возрасте. «Основную цель (независимо от того, формулируется она слушателями, подразумевается или не осознается вначале) можно сформулировать как понимание, постижение себя, других людей и взаимодействия с ними, наконец, мира вокруг, себя в обществе»

Ориентация пожилых людей, как целевой группы, на самопознание и познание других людей приобретает особое значение в процессе образования. Постижение себя неразрывно связано с формированием ответственности за себя, с заботой о себе. Значительная часть жизни старшего поколения прошла под знаком преодоления «временных трудностей», в обществе, где ради «светлого будущего» думать о себе было делом чуть ли не постыдным. Неслучайно общественные опросы показывают, что представители старшего поколения не умеют вслух говорить о своей личной жизни. Образование пожилых людей призвано внушить им осознание того, что они имеют право думать о своих потребностях и отстаивать их. Приобретение знаний может способствовать принятию пожилыми людьми ответственности за себя, свою жизнь.
Понимание других людей и взаимодействия с ними также очень важный аспект образования пожилых людей. Решение данной задачи во многом связано с разрушением негативных стереотипов старости, которые еще достаточно стойкие. Остановимся несколько подробнее на вопросе о важности В процессе образования пожилые люди также осваивают новые социальные роли. Общепризнанно, что развитие зрелой личности определяют два социальных фактора: труд и семья. Это основные сферы, где взрослый человек удовлетворяет свои потребности, реализует свои способности и социальные роли.

Включаясь в образовательный процесс, каждый человек преследует конкретные цели. Достижение их приносит удовлетворение, поддерживает уверенность в себе, позволяет поддерживать интеллектуальный уровень, сохраняет эмоциональную устойчивость.

При этом смысл учения в пожилом возрасте состоит не только в получении знаний и объективной информации. Для образования пожилых существенно овладение ключевыми компетенциями , важными для жизни именно в преклонном возрасте. Поэтому пожилым людям объективные научные данные нужны для самоопределения в жизни, т.е. знания выступают как средство постижения жизни и себя.

Кроме того, учеба сама по себе в этом возрасте имеет ценность, если она необходима для осуществления какой-либо деятельности.
«Уровень компетенций в пенсионном возрасте характеризуется следующими показателями:

  • Оценка прошлого жизненного пути с точки зрения происходящих в обществе изменений, новых ценностей;
  • Умение найти компромиссы между ожидаемым (в прошлом) и достигнутым (в настоящем);
  • Готовность принимать потери, известные «ограничения» в жизни;
  • Умение обходить жизненные ситуации, в которых человек оказывается неуверенным в себе» (Ключевые понятия проекта, 2001, с.21-22).

Таким образом, пожилой человек, который включился в образовательный процесс, не просто получает дополнительную информацию, он «нанизывает» полученные знания на тот жизненный, профессиональный, духовный опыт, который у него сложился к данному моменту. В итоге, пожилой человек проявляет свою активность не только в осуществлении учебной деятельности, но и в построении собственной жизни в целом. Иначе говоря, становясь субъектом образования, человек соотносит и опосредует своей активностью про­тиворечивые обстоятельства жизни и тенденции собственного раз­вития, то есть проявляет себя как субъект жизнедеятельности.
Ресурсы пожилых людей в области образования . П. Ветцель отмечает, что подавляющая часть пожилых людей обладает значительными ресурсами в области образования . И здесь речь идет не только об уровне информированности. Сюда же можно отнести:

  • значительный жизненный опыт;
  • солидный профессиональный опыт;
  • опыт обучения на различных этапах жизни (школа, профессиональное обучение, различные формы досуга);
  • опыт преодоления негативных жизненных ситуаций (проблемы, кризисы, болезни);
  • социальная компетенция в общении с другими людьми (в семье, на работе, с соседями, друзьями);
  • фантазия, энергия в освоении богатств культуры, творческие способности.

Таким образом, ресурсы пожилых людей, включающихся в образовательный процесс, связаны, прежде всего, с их опытом: жизненным, профессиональным, коммуникативным.

Использование опыта в качестве ресурса превращает пожилого человека в субъекта образования.

Учет особенностей пожилых людей в процессе образования. Организуя образовательные мероприятия для пожилых людей как особой возрастной группы необходимо помнить, что учиться приходят сложившиеся личности.
Совершенно очевидно, что адаптироваться к условиям обучения должны не только обучающиеся пожилые люди, но и сама система обучения должна определенным образом адаптироваться к ним. Необходимо, чтобы методы, формы и содержание обучения отражали особенности восприятия материала и формирования новых умений и навыков у пожилых людей.

Так, например, наблюдения М.Э. Елютиной и Э.Е. Чекановой (Елютина М.Э., Чеканова Э.Е., 2003) показали, что в пожилом возрасте усиливается устно-слуховое восприятие, в отличие от визуально-ориентированного восприятия в молодом возрасте. При объяснении данного феномена авторы опираются на идеи Б.Г. Ананьева, суть которых состоит в том, что речемыслительные, второсигнальные функции, достигнув своего пика после 40-45 лет, противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизических функций. «Другими словами, разговор, межличностное говорение и слушание становятся важнейшим способом формирования смысла, главным путем понимания людьми друг друга» (Елютина М.Э., Чеканова Э.Е., 2003, с.48).
Важно так же учитывать, что в образовательный процесс включаются пожилые люди с разным социальным, жизненным и познавательным опытом. В основе образования пожилых должен лежать индивидуальный подход и стремление к раскрытию каждой личности. Вместе с тем, личность может раскрыться только в благоприятной атмосфере, поэтому необходимо уделять достаточное внимание созданию и поддержанию такого позитивного настроя в группе. О. Агапова (Агапова О., 2000, с.58) считает, что в этом смысле полезным является поддержание солидарности между участниками группы, чему может способствовать создание «Истории» или летописи группы.
Помимо индивидуальных и возрастных особенностей при разработке образовательных программ для пожилых людей необходимо учитывать и поколенные особенности. Так, например Д. Финдайзен отмечает: «Поколения, пережившие войну, сформировали в себе определенные черты коллективной общности. Ставшие частью их коллективной памяти. И этим отличаются от тех, кто не пережил подобный опыт»

Еще один важный аспект – гендерные особенности . Выход на пенсию супругов не редко приводит к изменению мужских и женских ролей в семье. Мужчины могут взять на себя некоторые типичные обязанности, например, интерес к заботе о родных, к приготовлению пищи, а женщины заняться общественной деятельностью.

Выявлены гендерные предпочтения в содержании образовательных программ. Мужчины готовы принимать участие лишь в тех образовательных программах, которые адресуются к точному мышлению. Они отдают предпочтение эмпирическим наукам, таким как экономика, техника, естественные науки, право и т.д. Соответственно, курсы по истории искусств, программы, аппелирующие к сфере чувств, остаются по большей части вне сферы мужских интересов. Однако, как предполагает Д. Финдайзен, «у грядущих поколений произойдет множество изменений, поскольку мужские и женские роли в семьях изменяется – и как результат, изменятся возможности и потребности мужчин» (Финдайзен Д., 2002, с.10).
Несомненный интерес аудитории пожилых людей вызывают лекции-беседы, лекции консультации, лекции-демонстрации, лекции-тренинги . Для всех взрослых людей, и особенно для пожилых, важна апелляция к личностным ценностям. Человек в пожилом возрасте, если он постоянно пополняет знания в сфере своих интересов, не менее гибок в своих позициях и оценках (а иногда и более), чем человек в молодом возрасте, то есть способен их изменять, уточнять и т.п. Другой вопрос, что он не отказывается от них слишком легко и просто, потому часто и создает мнение о том, что пожилые люди стереотипны в своих позициях (не склонны их менять). Поэтому аргументы, приводимые в поддержку того или иного тезиса, должны быть достаточно убедительными и доказательными, чтобы быть принятыми пожилым человеком.

Процесс обучения осуществляется более эффективно при выполнении следующих условий . Во-первых , когда не перечеркивается старое и привычное, а когда оно рассматривается в новом контексте. Во-вторых , когда критика привычного для пожилого человека воспринимается им менее болезненно, это возможно, если она исходит от преподавателя, которому обучающийся доверяет и который готов показать преимущества нового знания, приема, способа. В-третьих , учебный процесс должен приносить удовольствие, и этот фактор во многом обусловливает выбор того или иного метода работы со слушателями третьего возраста. Иначе говоря, сохранение положительного эмоционального фона – важное условие эффективности образования. Значительную роль при этом могут сыграть активные методы обучения.
Человек в пожилом возрасте, включающийся в образовательную деятельность, нуждается в одобрении и поощрении , поскольку опыт систематического обучения остался в прошлом, а страх перед неудачей может привести к тому, что на определенном этапе он прекратит занятия, не доведя до желаемого финиша.

Повышенная тревожность многих пожилых людей нередко приводит к тому, что они не могут органично включиться в процесс обучения и тратят энергию на свою «защиту». Одни при этом гасят свой интерес, боясь, например, задавать лишний вопрос. Они готовы соглашаться со всем, что происходит. Другие, из числа считающих, что «лучшая защита – нападение», направляют энергию в основном на доказательство своей компетентности. Оба эти пути создают дополнительные трудности и самим пожилым людям, и преподавателям, снижая эффективность самого образовательного процесса.
О. Агапова обозначила и другие трудности и проблемы, с которыми может столкнуться преподаватель и которые могут тормозить учебный процесс: скепсис пожилых к предлагаемой информации, нормы, взятые из прошлой жизни, проявление беспомощности или, наоборот, авторитаризма, отсутствие культуры диалога, неспособность слышать другого, многоречивость .
Еще одна проблема, которая может возникнуть в процессе образования пожилых людей – конфликты в группе . Они возникают, когда сталкиваются различные точки зрения, позиции. Для того, чтобы «снимать» возникающие конфликтные ситуации при групповой форме работы преподавателю следует использовать принцип взаимного подчинения , при котором каждый член группы в какой-то момент становится экспертом, ведущим, и каждый – наоборот – «подчиненным». Это позволяет регулировать отношения между людьми, у одних – корректируя лидерские притязания, у других – развивая навыки организатора

Пожилые люди приходят учиться добровольно. Однако часть людей уходят. Причины могут быть самыми разными. Наиболее распространенными являются следующие:

  • неудачное местонахождение: слишком далеко от дома;
  • время: неудобно для других дел, семьи;
  • организация (или концепция): не устраивают методы работы;
  • контактность: в занятиях участвует слишком много людей, появляется дискомфорт, плохо слышно, не хватает удобных мест и т.п.;
  • несовместимость с другими участниками или руководителем;
  • ценности: участник обнаруживает, что ценности, которые важны для данной группы, ему не близки (Педагогические условия эффективности групповой работы с пожилыми, 2001, с.35).

Организаторам образовательного процесса для пожилых необходимо учитывать данные моменты. Важно понимать, что когда пожилые люди покидают образовательный проект, это может быть связано как с объективными, так и с субъективными причинами. Поэтому очень важно проводить мониторинг интересов, ценностей и других факторов как при организации образовательного процесса, так и при его реализации, с тем, чтобы можно было внести необходимые коррективы.

Таким образом, учет особенностей целевой группы при образовании пожилых людей предполагает: во-первых, выбор таких методов, форм и содержания обучения, которые отражают специфику жизненного опыта, гендерные и поколенные особенности, особенности восприятия материала и формирования новых умений и навыков у пожилых людей. Во-вторых, применение принципа «биографичности», позволяет по-новому осмысливать не только прожитую жизнь, но и историю своей страны. В-третьих, в основе должен лежать индивидуальный подход и стремление к раскрытию каждой личности. В-четвертых, необходимо использоватьпринцип «обратной связи», который позволяет оперативно выявлять достоинства и недостатки работы. В-пятых, необходимо уделять достаточное внимание созданию и поддержанию благоприятной психологической атмосферы. В-шестых, для профилактики конфликтных ситуаций в группе необходимо использоватьпринцип взаимного подчинения, при котором слушатели меняются ролями (лидер/подчиненный).
Существенно меняются функции преподавателя : информационная отходит на второй план, а на первый план выступает организационная и координационная, консультативная. При необходимости преподаватель может советовать и подыскивать экспертов по определенной проблематике. Кроме того, важным моментом в деятельности педагога является функция психологического сопровождения (психотерапевтическая функция).

Какие результаты можно ожидать от включения пожилых людей в образовательный процесс? Исходя из широкого понимания образования, которое выступает как способ социализации следуют и эффекты социально-образовательной работы с пожилыми людьми: они связаны, прежде всего, с реинтеграцией последних в активную жизнь общества, что в конечном итоге должно привести к гармонизации отношений между пожилыми людьми и обществом и повышению качества жизни пожилых людей.

За счет чего может быть достигнут такой результат? О. Агапова (Агапова О., 2000) выделяет следующие факторы:

  • включение пожилых людей в новые для них сферы деятельности;
  • возникновение в результате социально-образовательной деятельности субъективного ощущения собственной значимости;
  • возникновение и расширение контактов и общения с другими людьми – будь то сверстники и коллеги по курсу, или подопечные – больные, дети и т.д.;
  • освоение новых информационных полей;
  • поиск и обретение нового смысла (смыслов) жизни, в том числе через анализ собственной жизни, своей биографии;
  • более адекватное понимание себя, других людей и общества;
  • освоение на практике демократических ценностей. Они лежат в основе активных методов обучения и предполагают развитие умения слушать и слышать, встать на позицию другого человека, учат диалогу как способу цивилизационного поиска решений.

На сегодняшний день основная задача государственных и общественных организаций в отношении пожилых людей – это, в первую очередь, их социальная защита. Даже те организации, которые в значительной мере ориентированы на удовлетворение культурных, образовательных запросов пожилых, не снимают с себя этих функций. Нельзя отделять образовательные задачи от задач социально-психологических. Образование для человека преклонного возраста может выступать как средством социальной защиты и психологической устойчивости, так и способом интеграции в коммуникативное и культурное пространство. Однако было бы ограничением даже в современных условиях сводить функции образования только к сугубо защитным и адаптивным.

Наука о старости и старении живых существ, в том числе и человека, называется геронтология.

В документах Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), возраст от 60 до 74 лет рассматривается как пожилой; 75 лет и старше - старые люди; возраст 90 лет и старше - долгожители .

Старение - многозвеньевой постоянно развивающийся, нарастающий во времени, разрушительный процесс, который приводит к сокращение адаптационных возможностей организма и увеличению вероятности смерти .

Проблема старения заключается в физиологических изменениях организма, вызывающих различные заболевания.

У большинства людей в старости ухудшается зрение. Это обусловлено влиянием старения, различными заболеваниями, особенно ослаблением функционирования структурных элементов глаза (хрусталика, зрачка, сетчатки, очного яблока). Ухудшение зрения вызывают катаракта - помутнение хрусталика, старческий миоз - снижение способности зрачка глаза адекватно реагировать на изменения освещения результате изменений в сетчатке ослабляется восприятие цветов, обостряется чувствительность к яркому свету. Глаукома (повышение внутриглазного давления) приводит к уменьшению поля зрения, потерю периферийного зрения или его остроты, слепоту Больные диабетической ретинопатией (ломкость кровеносных сосудов сетчатки, кровоизлияния) видят изображение размытым и искаженным, им трудно читать, различать мелкие предметы. К снижению остроты зрения приводит солнечная ретинопатия (ожог центральной ямки глаза) В общем, почти 23% людей не способны читать текст, набранный обычным шрифтом

В период старости у многих людей ухудшается слух. В зависимости от причин различают кондуктивное и сенсоневралогичное ослабление слуха. Кондуктивное ослабление слуха является следствием снижения чувствительности структур слуховой системы, которые индуцируют звук (наружного слухового канала, барабанной перепонки или слуховых косточек). Сенсоневралогичное ослабление слуха может быть обусловлено дисфункцией или травмой слухового нерва, других нейронных структур завитка уха Снижение слуха отрицательно влияет на социальные контакты человека, состояние его психики, может вызвать стресс с, депрессию и другие эмоциональные расстройствами.

Инволюционные изменения в сенсорной системе влияют на эффективность обработки информации Пожилые люди со значительным ухудшением слуха (35-50 дБ) с трудом воспринимают и запоминают слова на слух Кодирование и дальнейшее хранение слов им даются еще тяжелее.

В старых людей меняется и голос, проявляется в росте его высоты, ослаблении самопроизвольного его регулирования, замедлении артикуляции при обычном вещании, чтении текста, в повышении темпа речи. Эти изменения вызваны изношенностью мышц, уменьшением объем м легких, плохо вставленными зубными протезами, курением Снижение темпа речи связано и с уменьшением объема памяти и замедлением когнитивных процессов.

У пожилых людей нарушается координация движений пальцев и кисти, влияет на почерк и скорость письма. Это может быть следствием определенных заболеваний, увеличение времени на ознакомление с задачами

Возникновение физиологических ограничений на возрастном этапе старости изменяет поведение стариков. Физический мир, с которым они непосредственно взаимодействуют, все более суживается. Особенно необходимыми для них становятся вещи, которые выполняют вспомогательную функцию: очки, зубные протезы, коляски для перевозки грузов, палка. В связи с физиологическими ограничениями все больше опасностей подстерегает их на улице, в парке собственном доме. Поэтому пожилые люди ведут себя очень осторожно .

Однако, проблема старения гораздо шире, поскольку здоровье человека в любом возрасте находится в прямой зависимости от того, насколько активно он взаимодействует с окружающими и выполняет свои социальные функции. Если оставить в стороне заболевания, связанные с центральной нервной системой, то уже этого достаточно, чтобы причислить большинство престарелых людей к категории «пограничных больных». Из этого следует, что они нуждаются в наблюдении и лечебной коррекции у психиатра или психотерапевта. Дело в том, что даже одно хроническое заболевание (неважно, в каком возрасте оно приобретается) приводит к так называемым «неврозоподобным состояниям» и к болезненной деформации характера, вплоть до психопатии. В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношение человека к этим изменениям .

Социальная ситуация: готовность к выходу на пенсию; адаптация к новому социальному статусу; поиск новых форм занятости.

Ведущая деятельность развития: профессиональная деятельность в адаптированных формах; структуризация и передача жизненного опыта; появляется хобби; прародительство; постепенный отказ от активности.

Память. Страдает механическое запоминание, лучше всего сохраняется логическая память. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но сохраняется лучше, чем механическое запечатление. Нарушается кратковременная память, восприятие и запоминание не сопровождаются организующей функцией речи. Продолжает функционировать эмоциональная память. Выраженное ослабление механического компонента памяти. Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной памяти).

В этом возрастном периоде характерно появление саногенного мышления - способствует оздоровлению психики, снятию в ней внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и многого другого

Личностное развитие. В. Генри делит старых людей на три группы, в зависимости от количества имеющейся у них психической энергии. Первая группа включает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться и т.д. Вторая группа включает тех, кто занимается собственным делом - хобби. Третья группа - люди со слабой психической энергией, не занятые ничем или занятые только собой.

Признание себя старым - сильнейший психологический фактор старения. Правильное ощущение собственного возраста - это верная манера поведения и общения.

Новообразования. К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования: неудержимое стремление к риску; высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их; высокий уровень развития интуитивной сферы личности. Все эти личностные новообразования? результат активности человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.

Чувство принадлежности к группе или группам, личностный комфорт во взаимодействии с людьми, интегрированность с ними. Чувство общности с другими людьми, вера в других, мужество быть несовершенным, оптимизм, принятие своей жизни.

Жизненная мудрость - основное новообразование старости (Э. Эриксон).

Пожилой возраст человека охватывает восьмой психосоциальный кризис по Эриксону . Это кризис «завершения предшествующего жизненного пути». От результата подведения жизненного итога зависит то или иное разрешение этого кризиса. Если предыдущие этапы жизни пожилого человека состоялись, то он сохраняет спокойный и уравновешенный взгляд в собственное будущее. Он не страшится смерти, поскольку понимает, что это естественное окончание жизни. В случае разочарования у пожилого человека возникают ощущения бесцельности собственной жизни и бессилия, раздражительность, страх смерти и т.п.

В свою очередь, восьмой кризисный период подразделяют на 5 этапов психологического старения человека. Следует отметить условность такого деления, поскольку эти этапы не являются показательными, они могут отсутствовать или быть разной протяженности во времени.

Первый этап характеризуется сохранением социальных связей с предпенсионным видом деятельности. Пожилой человек может продолжить работать, контактировать с бывшими коллегами по работе и т.д.

Второй этап - сужение круга интересов за счет выпадения профессиональных привязанностей. Преобладают разговоры на бытовые темы - дети, внуки, дача, телевизионные новости и т.д. В таком пожилом человеке уже трудно узнать его бывшую профессию - военного, врача, инженера, ученого и т.д. Эти пожилые люди почти ничем друг от друга не отличаются.

Третий этап - преимущественная забота о личном здоровье. Самая авторитетная фигура в жизни такого пожилого - его лечащий врач либо медицинская сестра.

Четвертый этап - страстное желание сохранения самой жизни. Интересы четко ограничены только поддержанием жизненного комфорта, стабильности инфраструктуры (члены семьи, соседи, ровесники, социальный работник и др.), информацией о еще живых или уже умерших.

Пятый этап - жизненный интерес касается только витальных потребностей - еда, сон. Такие пожилые люди безграничны ко всему окружающему, их способность к общему практически утрачена.

Д. Дромлей выделяет следующие типы отношения человека к старости.

  • 1. Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печали и страха. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляю ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы и постоянные планы на будущее. Благодаря своему положительному жизненному балансу они с уверенностью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка этой группы пожилых людей довольно высока.
  • 2. Отношение зависимости. Зависимая личность - это человек, подчинённый кому-либо, зависимый от супружеского партнёра или от своего ребёнка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому уходящий из профессиональной среды. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха.
  • 3. Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках, стремление к «самообеспеченности» неохотному принятию помощи от других людей. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Оборонительную позицию занимают иногда по отношению к своей семье, если даже имеются какие-то претензии и жалобы в адрес семьи, они их не выражают. Защитным механизмом, который он используют против ощущения страха смерти и обездоленности, является их активность «через силу», постоянная «подпитка» внешними действиями. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу.
  • 4. Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивные, взрывные и подозрительные, стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими людьми. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, так как используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождается многочисленными стрессами и неудачами, многие из которых превратились в нервные заболевания. Люди, относящиеся к данному типу старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Всё это соединяется еще и с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом этого отношения на весь «новый, чужой мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.
  • 5. Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви является причиной депрессии, претензии к себе и печали. С этими состояниями соединяются чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично; завершение жизни, смерть - трактуется этими людьми как избавление от страданий.

Описанные типы отношения к старости - скорее всего, та позиция, которой человек придерживался всю жизнь, к старости она лишь несколько заостряется и модифицируется под влиянием новых обстоятельств. С возрастом у человека обычно происходит снижение уровня социальных притязаний, амбиций и стремлений, возникает чувство удовлетворённости прожитой жизни. В силу действия механизмов психологической защиты прошлое и своя роль в нём редко идеализируются. Взгляды становятся более консервативными, что, несомненно, имеет свои преимущества, как для человека, так и для общества в целом. У части пожилых отличается некоторое преувеличение своей роли в прошлом: они рассказывают, например, о близком знакомстве с историческими личностями, посвященности в государственные тайны, своём влиянии на принятии важных исторических решений и т.д., что не носит характера бреда и не является патологией.

Таким образом, главным достижением в психическом развитии на данном возрастном этапе выступает способность человека адаптироваться к новым условиям своего существования, к тем изменениям, которые происходят внутри его самого. Активизация компенсаторных механизмов обеспечивают сохранность личности, ее субъективного комфорта.

геронтология старение пожилой социальный

Старость — естественный этап человеческой жизни, которого еще никому не удалось избежать. Широко рекламируемый культ молодости приводит к тому, что люди оказываются не готовыми принять свое собственное старение. С психологической точки зрения они оказываются беззащитными перед ним. Поп-культура считает людей преклонного возраста отжившими свое, практически неполноценными. Хуже всего, что и сами стареющие граждане начинают в это верить. Они ставят на своей жизни печальный черный крест, ограничивают социальные контакты и нередко впадают в тяжелейшую депрессию. Исправить положение поможет понимание особенностей преклонного возраста и пересмотр некоторых базовых установок относительно него.

Особенности преклонного возраста

К пожилым относят граждан старше 60 лет. Многие из них еще активны, работают, помогают нянчить внуков. После 65-ти угасание основных функций организма дает о себе знать. Перестраивается гормональная, иммунная и другие системы. Это приводит к ухудшению самочувствия, снижению тонуса, слабости. Чтобы оставаться на должном уровне активности, человеку в таком возрасте необходим приток дополнительной энергии. Его можно получить от общения, занятий физкультурой, интеллектуальной деятельности. Хорошо влияет на самочувствие и благополучная семейная обстановка. Все это позволяет человеку ощущать себя бодрым и нужным членом общества.

Многие приходят к преклонному возрасту с таким солидным багажом опыта и жизненного заряда, что даже открывают в себе скрытые до этого способности и интересы: начинают писать книги, увлекаются театром, становятся завсегдатаями концертов филармонии или мастерами рыбной ловли. Увлечения дают ощущение наполненности жизни, помогают долгие годы оставаться активными и интересными для окружающих.

Нюансы старческого возраста

В категорию людей старческого возраста вносят того, кто переступил порог 75 лет. Более 90 лет — это уже долгожители. Возраст старше 75-ти можно с полной уверенностью назвать «старостью». Этот период характеризуется значительными изменениями физического состояния. У человека появляются болезни нервной, опорно-двигательной и других систем организма. Сосуды все больше теряют эластичность. Сильно ухудшается зрение. В сердце, печени и почках происходят существенные дегенеративные изменения. Этот период жизни дан человеку для покоя, созерцания и умиротворения. Поддерживать физическую кондицию помогут ежедневные пешие прогулки, забота о доме и собственной внешности, общение с более молодыми родственниками, которым будет полезен опыт и мудрость патриарха семьи.

Психологические особенности пожилых

Адекватно воспринимать старость и быть к ней готовым помогает знание возрастных особенностей, которые свойственны человеку после 65-ти. Есть определенный процент «старичков», которые по активности и жизнелюбию дадут фору молодым, но их, к сожалению, меньшинство. Основная же масса пожилых людей ощущает отрицательные изменения:

  • в интеллектуальной сфере: после 65-ти сильно сдает память, начинают деградировать клетки мозга. Человеку становится сложнее воспринимать новую информацию и ориентироваться в нестандартных условиях. Квартирный переезд, уход за парализованным супругом, оформление документов - все это вызывает массу сложностей;
  • в эмоциональной сфере: ухудшение здоровья приводит к возникновению неуправляемых аффективных реакций. Человек буквально «на ровном месте» может ударяться в слезы или демонстрировать чрезмерной нервное возбуждение. Поводом может быть что угодно: разбитое блюдце, фильм или песня времен молодости.

Меняется и характер. Обостряются черты, ранее не заметные. Психологи в связи с этим выделяют 5 этапов старения:

  • На первом этапе человек пока достаточно активен. Он или еще работает, или поддерживает тесный контакт с бывшими сослуживцами. Это свойственно людям интеллектуальных профессий: ученым, артистам, преподавателям, писателям.
  • После выхода на пенсию круг интересов резко сужается, что знаменует второй этап старения. Все интересы пенсионера концентрируются на семье и бытовых вопросах.
  • Третий этап отличается погружением в заботу о своем здоровье. Старички общаются только на темы, связанные с визитами в поликлинику, болезнями, списками лекарств и народными методами избавления от недугов. Участковый врач становится персоной №1.
  • Перейдя на четвертый этап, человек фокусируется только на сохранении своей жизни и норм приличия. Пенсионер требует много заботы от близких и врачей, нередко переписывается с давними знакомыми, чтобы убедиться, что сам он «еще ничего», а вот другие уже ушли из жизни.
  • На пятом этапе человек почти полностью замыкается в себе. Он уже не нуждается в обширном общении, продолжительном сне и даже обильной пище.

Такая картина не вселяет оптимизма. Однако следует знать, что она не является обязательной. Преждевременно «умирают» в психологическом отношении люди, отстранившиеся от социума, погрязшие в депрессии и ожидании печального конца. Человек, сохраняющий оптимизм и развивающий свой личностные качества, будет долго оставаться молодым.

Физические изменения

Первое заметное изменение касается кожи. Она истончается, теряет эластичность. В преклонном возрасте снижается производство кожного сала. Эпидермис становится очень сухим. Это приводит не только к морщинам, но и к медленному заживлению ран и порезов.

Второе заметное изменение — появление седины. В луковицах волос начинают происходить необратимые изменения, касающиеся, в первую очередь, пигментации. Волос теряет свой первоначальный цвет, становится тонким и ломким.

Гормональная перестройка организма приводит к снижению усвоения кальция и, как следствию, ломкости костей. Стираются хрящи, межпозвоночные диски. У человека изменяется осанка, развиваются многочисленные заболевания опорно-двигательного аппарата. Уменьшается объем мышечной ткани.

Изменения касаются и других внутренних органов: легких, сердца и пр. Из-за уменьшения подвижности диафрагмы человек уже не может делать глубокие вдохи. Это приводит к потере эластичности легочных тканей и появлению одышки. Страдает и активность сердечной мышцы. «Изношенное» сердце не в состоянии полноценно поставлять кислород ко всем тканям. Все описанные изменения, конечно, сильно влияют на качество жизни.

Правильное питание

В преклонном возрасте, как и на всех прочих этапах человеческой жизни, организм нуждается во вполне определенном количестве энергии. Если в молодости ее нужно очень много, то к старости это требование неумолимо сокращается. Питаться следует 4-5 раз в сутки, тщательно избегая переедания.

Мужчинам 60-75 лет в сутки необходимо 2300 Ккал, после 75 — уже 2000. Женщинам до 75 — 2100 Ккал, после 75 — всего 1900. В рационе должны преобладать нежирное мясо и морская рыба. О наваристых бульонах и густых борщах лучше вообще забыть. Не рекомендуется сливочное масло и другие животные жиры. Они способствуют появлению атеросклероза. В этом возрасте организм нуждается в сложных углеводах, которые содержатся в крупах, а также хлебе грубого помола. В меню обязательно должна присутствовать клетчатка, способствующая хорошей работе кишечника. Ею богаты овощи и фрукты.

Молочные продукты особенно рекомендуются пожилым людям. Они пополняют запасы кальция, в котором так нуждается стареющий организм. Остальные элементы можно получить из поливитаминных комплексов или натуральных продуктов. Калием, магнием и другими микроэлементами богаты кабачки, морская рыба, орехи, чернослив, тыква, зернобобовые.

Уход за пожилыми больными

Первое, в чем нуждается пенсионер, — качественный сон. После 65-ти бессонница становится обыденностью для многих. Обслуживающему персоналу нужно следить, чтобы пожилой человек спал не менее 7 часов в сутки. Сон прекрасно восстанавливает нервную систему и предупреждает депрессию.

Нормализовать эту функцию поможет посильная дневная активность, удобная ортопедическая кровать и прием снотворных препаратов (их должен выписать врач сообразно состоянию пенсионера). Второй важный момент касается личной гигиены. Важно не только регулярно принимать ванну, но и увлажнять кожу мягкими косметическими средствами. К старости у человека ухудшается координация движений, что часто приводит к различным травмам и несчастным случаям. Чтобы снизить травмоопасность, стоит убрать из комнаты пенсионера всю ненужную мебель (особенно с острыми углами), скользкое ковровое покрытие, а в санузле нужно установить специальные поручни.

Помощь по уходу за престарелыми

Сейчас есть несколько способов организовать уход за пожилыми родственниками. Если нет времени самостоятельно этим заниматься, можно обратиться в городскую соцслужбу. Назначенный ею социальный работник будет следить за гигиеной, регулярностью приема лекарств, прогулками и другими сторонами жизни пенсионера. Соцработники назначаются бесплатно и обычно имеют специальное медицинское образование. Они могут присматривать за пожилым человеком по пару часов в день или круглосуточно. Существенными недостатками такой помощи считаются ее формальный подход и недоступность для некоторых категорий граждан.

Второй вариант — нанять сиделку. Это помощь на платной основе. Сложность в том, что трудно найти достаточно квалифицированного, терпеливого и выносливого человека, который к тому же придется по душе самому подопечному.

Специализированный пансионат

Лучшим решением в наше время является содержание пенсионеров в специализированных пансионатах для престарелых . В таких заведениях есть все необходимое медицинское оборудование, высококвалифицированный персонал, созданы комфортные условия жизни. Если пенсионеру необходимо специальное лечение или реабилитация, в пансионате и для этого есть условия. Преимущества таких заведений:

  • Жильцы могут свободно гулять по прилегающей к пансионату территории, общаться с большим количеством людей, принимать участие во всевозможных развлекательных мероприятиях.
  • Пансионат всегда открыт для посещения, поэтому пожилые люди могут в любое время повидаться со своими родными. Они не отделены от общества.
  • Жить в пансионате можно на постоянной или временной основе (несколько недель/месяцев в году).
  • Условия в заведении легко приспосабливаются под любого жильца. Выбор персонала, питания, реабилитационных и развлекательных программ исключительно широк.

Чтобы подобрать достойное заведение, где родственнику будет комфортно жить, придется потратить время. Стоит съездить в пансионат, поговорить с персоналом и жильцами, посмотреть условия проживания. Если хорошее место найдено, остается применить максимум такта, чтобы убедить пенсионера в необходимости переезда. Для начала можно организовать ознакомительную поездку. Она убедит вашего близкого человека, что жить в пансионате для пожилых комфортно, у него появится много новых знакомых, интересный досуг и круглосуточный присмотр медиков.


Требуется круглосуточный квалифицированный уход?
Оставьте заявку на подбор пансионата.

Из этой статьи вы узнаете:

    В чем заключаются особенности пожилого возраста

    В чем заключаются психологические особенности

    Как проявляются физиологические особенности у лиц пожилого и старческого возраста

    Какие особенности у ухода за лицами пожилого возраста

    Кто может помочь в уходе за пожилыми родственникамий

В настоящее время социальная ситуация, направленность на юность, на интенсивный образ жизни создают определенную незащищенность людей в возрасте. Наиболее остро уязвимость наблюдается в социальной и психологической позиции пожилых в обществе.

Понятия «старость» и «люди преклонного возраста» принято наделять негативным смыслом, считать синонимами слов «отживший», «неполноценный». Такое положение отражается на самоосознании пожилых людей и обращении к ним более молодого поколения. Чтобы исправить обстановку нужно понимать характерные черты старшего возраста и учитывать их сообразно возможностям.

В чем заключаются особенности пожилого и старческого возраста

В возрасте обычно называют людей 60-65 лет . Большая часть из них активна, не бросают работу, выходя на пенсию, содействуют жизни своих детей, часто много времени посвящают внукам. Безусловно, что после 65 лет организм каждого человека испытывает перестройку имунной, генетической и гормональной систем. Изменения претерпевают все ткани и системы организма. Зачастую портится самочувствие. Ощутимо меняется социальный статус.

В это время человек в возрасте нуждается в притоке дополнительной жизненной энергии . Доброжелательное общение, физическая и интеллектуальная деятельность, благополучная семейная обстановка, позитивное отношение к жизни дарят пенсионерам чувство, что они важная часть общества. Обязательно следует помогать здоровью с помощью питания, богатого витаминами и своевременной доступной врачебной помощи. Зачастую, религия дает смысл существования, вдохновляет и дарит жизненные силы и здоровье.

Примечательно, что с выходом на пенсию часто дают о себе знать скрытые способности , многие люди наконец-то могут воплотит желания , на которые раньше не было времени: рыбачат, ходят на театральные постановки, концерты филармоний. Полностью вкладываются в создание уюта на дачных участках, проводят время с друзьями, наконец-то могут увлечься в должной мере любимым занятием. Такой образ жизни отодвигает ощущение, что жизнь уже прожита. Пожилым людям особенно важно уметь ценить каждое мгновение существования, наслаждаться моментом, быть внимательными к самочувствию, заботиться о внешности и стремится к активной жизни.

Особенности старческого возраста

За преклонными годами следует неизбежно старость — особый этап в развитии личности. В наше время средний порог продолжительности жизни поднялся и старостью считают возраст от 75 лет. Долгожителями называют людей, живущих более 90 лет.

С приходом старости все более ярко видны возрастные перемены: общее состояние нервной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и прочих систем организма меняется не в лучшую сторону.

Ежедневно умирают клетки тела , кровеносные сосуды, сухожилия, соединительная ткань теряют прежнюю эластичность . Функционирование организма ухудшается. Реакции тела уже не те, мышцы слабеют, претерпевают изменения суставы и кости. Работа сердца уменьшает темп, кровообращение менее интенсивно, происходят процессы дегенерации печени, почек, пищеварительной системы.

Такие внутренние изменения тела неизменно отражаются на внешности: кожа покрывается морщинами, появляются пигментные пятна. Волосы приобретают седину, часто выпадают зубы.

Старость — это время умиротворения и созерцания. Несмотря на то, что физические действия быстро приводят к утомлению, пожилым людям крайне полезно совершать ежедневные прогулки, встречаться с друзьями и родными. Нередко и после 70 лет многие продолжают быть примером для молодого поколения, оставаясь активными и востребованными, ведут здоровый образ жизни, заботятся о внешности, имеют богатый жизненный опыт и с радостью делятся своими наблюдениями. Следует помнить, что на здоровье пожилых людей большое влияние оказывают атмосфера дома, взаимоотношения с близкими, забота родных и полезная пища.

Психологические особенности пожилого возраста

Начнем, к сожалению, о грустном. Тело стареет и с этим приходиться мириться. Мудрые стараются сохранить свое здоровье с юности, встречаются пожилые люди, не уступающие в силе и эрудиции молодым. И все же, реальность неумолима: в той или иной степени, организм изнашивается, ему требуется больше времени на восстановление после нагрузок, кожный покров меняется, чаще возникают болезни. Помимо всего прочего, с годами претерпевает изменения и психологическая сфера :

    в интеллектуальной области может быть затруднено восприятие новых знаний и представлений, умение ориентироваться в незапланированных условиях. Не легкими вдруг становятся ситуации, которые в ранние годы не вызывали особых вопросов: смена места жительства, заболевания близких или самого себя. Особенно сильный стресс вызывают ранее не случавшиеся ситуации: уход супруга, ограничения в действиях, вызванные параличом, ухудшение зрения в разной степени;

    в эмоциональной области случаются неуправляемые аффективные реакции (чрезмерное нервное возбуждение), характеризующееся необоснованной печалью, склонностью к слезам. Вызвать такое состояние могут самые обычные вещи: просмотр фильма давних лет или случайно расколотая чашка.

Часто проявляются скрытые особенности характера . Показательно, что теряется целеустремленность и смысл жизни.

Психологи выделяют несколько фаз психологического старения , никак не обусловленное истинным возрастом человека:

    на первом этапе остается взаимосвязь с работой, бывшей основной до пенсии. Обычно, это дело, напрямую связанное с прежней специализацией пенсионера. Это могут быть люди интеллектуальных профессий (преподаватели, писатели, ученые, артисты). Связь может проявляться напрямую в виде участия в прошлой деятельности время от времени, так и опосредованно, путем чтения профессиональной литературы, писательских работ по теме специализации. Когда же деятельность резко заканчивается выходом на пенсию, человек сразу же переходит к второму этапу.

    на втором этапе происходит уменьшение сферы заинтересованности посредством окончания профессиональной деятельности. В разговорах большее место отводится беседам о бытовых вопросах, обсуждениям увиденного по телевизору, переживаниям за жизни детей и внуков, семейным новостям. И вот уже среди пенсионеров сложно понять, кто занимался философией, кто лечил людей, а кто разрабатывал сложные проекты.

    на третьем этапе первое место занимают беспокойства за личное самочувствие. Приоритетной темой для бесед выбираются обсуждения лекарств и народных методов лечения. Выписываются газеты, посвященные здоровью, а по телевизору не пропускается ни одна передача по теме. Участковый врач, зачастую, приобретает статус самого родного человека.

    на четвертом этапе весь смысл жизни фокусируется на сохранении этой самой жизни. Предельно сужается сфера общения: лечащий врач, близкие, содействующие личному удобству человека, соседи, живущие рядом. Для соблюдения норм приличия — поздравления с праздниками давних родственников и знакомых. Может сохраниться почтовая переписка, но часто интерес только с одним интересом — кого ещё можно пережить.

    на пятом этапе уменьшаются необходимости витального свойства: пища, количество сна, потребность в покое. Практически пропадают эмоциональность и общение.

Удручающая схема, но не обязательная! Физическое увядание организма не определяет психологического старения. В жизни часто можно увидеть обратную картину: многие люди «умирают» психически много раньше , старения тела на физическом уровне. Такое происходит с теми, кто по личной инициативе отстраняется от социума, что приводит к уменьшению числа личностных черт, к разрушению структуры личности.

Если посмотреть на пожилых людей в возрасте 60-65 лет, испытывающих страдания от ощущения социальной ненужности и на долгожителей, сберегшими и развившими личностные качества, то первые покажутся одряхлевшими стариками. Для них уже начался этап умирания личности . Следствия этого этапа — резкая блокировка всех резервов работоспособности и талантов человека. Окончание многолетних трудов вызывает основательные изменения в структуре личности человека.

Можно с уверенностью сделать оптимистичное заключение: жить, увеличивая фактический возраст, но прибывать всегда молодым в душе , быть живым , энергичным и веселым возможно! Можно подумать, что год за годом — это будет даваться сложнее, но ведь и мудрости прибавляется, опыт нарабатывается. Здесь важна мотивация — для кого это все.

Жизнь только для себя не может сохранить неутолимого желания существования. Когда же человек окружен детьми, внуками, друзьями, чувствует, что нужен коллегам и полезен обществу, обладает уникальным опытом, которым с радостью делится, тогда такой пенсионер не потеряет живости и молодости.

Физиологические особенности пожилого возраста

С годами кожный покров истончается , преимущественно на кистях, ступнях, в зоне крупных суставов и костных выступов. Кожа становится сухой, покрывается морщинами из-за меньшего пото- и салоотделения. Количество подкожно-жировой клетчатки также заметно уменьшается, и кожа становится дряблой. Кожа легко подвергается травмам, случаются трещины, разрывы, язвы, заживание происходит гораздо медленнее.

На протяжение жизни волосы претерпевают различные изменения под влиянием иммунных, генетических, гормональных воздействий и экзогенных факторов, таких как мороз, жар, химические вещества, механическое травмирование и т.п. В волосяных фолликулах и луковицах наблюдаются атрофические и дистрофические перемены, пропадает пигмент волоса, появляется ломкость.

С годами общее число костной ткани сокращается . Суставные хрящи становятся тоньше, как и межпозвонковые диски, вследствие, чего развивается болевой синдром, меняется осанка, нередко искривляется позвоночный столб.

Количество мышечной ткани также сокращается со временем, это снижает способность трудиться и общую активность. Быстрая утомляемость не позволяет выполнять дела в привычном ритме, завершать начатую деятельность за один раз.

Походка становится медлительной , нетвердой, шаг укорачивается, появляется характерное шарканье. Время опоры на обе ноги возрастает. Человеку в возрасте уже не так легко развернуться, происходит это неуклюже и с различной быстротой в отдельных частях тела.

Потеря эластичности наблюдается и в легочной ткани . Диафрагма и грудная клетка теряют прежнюю подвижность. При вдохе легкие не имеют возможность расправится целиком. Появляется одышка. Бронхиальная проходимость уменьшается, дренажное «очистительное» свойство бронхов снижается. Недостаточная вентиляция легких содействует развитию застойных пневмоний.

Деятельность сердечной мышцы с возрастом становится хуже . В первую очередь это отражается на сократительной способности сердечной мышцы, с помощью которой сердце гонит кровь по всему организму. При физической деятельности сердце недостаточно дает крови организму, ткани не получают должного количества кислорода, это заметно снижает физические способности, человек быстро утомляется.

Особенности питания лиц пожилого возраста

Пожилым людям следует строго соблюдать умеренность питания и регулярно выполнять физические упражнения. Эти правила помогут избежать лишнего веса и замедлят формирование склеротических процессов в организме. В питании следует придерживаться равномерности, кушать 4-5 раз в день, избегать переедания.

Меню должно содержать мясо и нежирную рыбу (преимущественно морскую), предпочтительнее всего в вареном виде . Бульоны лучше исключить. Следить за количеством жиров и не превышать рекомендуемой нормы. Животные жиры, употребляемые в неограниченном количестве, вызывают развитие атеросклеротического процесса и мешают качественному перевариванию еды. Тугоплавкие жиры, такие как сало, говяжий жир, лучше всего вовсе исключить из своего питания. Прекрасной альтернативой сливочному маслу является сметана.

Углеводы преимущественно должны поступать из сложного, медленно всасываемого полисахарида — крахмала, который содержится в крупах и картофеле. Клетчатка имеет особую ценность в меню пожилого человека. Овощи и фрукты помогают отделению желчи и являются отличной профилактикой запоров.

Хлеб полезен только из муки грубого помола . Самые полезные каши — гречка и овсянка.

Витамины лучше всего усваиваются из натуральных продуктов. Когда же потребность в витаминах невозможно восполнить только лишь пищей, целесообразно пропить курс поливитаминов.

Молоко и молочные продукты являются основным источником кальция в питании. Фосфор находится также в молочных продуктах и в мясе, рыбе, зернобобовых культурах. Растительная пища богата магнием: крупы, зернобобовые, орехи, овощи и др. Богаты калием кабачок, тыква, чернослив, картофель, ягоды, фрукты, капуста. Следует как можно меньше употреблять поваренную соль, ограничение менее 15 г в сутки.

Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста: 4 ценных совета

Следите за сном пожилого человека

Длительность сна пожилого человека 7-8 часов в сутки, а в случае болезни или истощения и более. Нервная система людей престарелого возраста очень уязвима , а сон — лучший способ ее восстановления. Об этом следует всегда помнить. Достаточно одной ночи без сна, чтобы впоследствии чувствовать себя разбитым и пребывать в плохом настроении.

К огорчению, многие пожилые люди страдают нарушениями сна в форме бессонницы . Зачастую люди в возрасте любят подремать в течение дня, но это не отражается на общем количестве сна из-за того, что ночью они почти не спят. Для решения проблем со сном, врач может прописать прием снотворных препаратов. К сожалению, такой способ дает лишь кратковременный результат. Таблетки вызывают привыкание и перестают действовать с должной силой, увеличение дозы приводит к гиподинамии и апатии.

По этим причинам, забота о людях преклонного возраста обязательно учитывает создание комфортных условий для полноценного отдыха . Чтобы этого добиться, необходимо следующее:

    ортопедическая не слишком мягкая постель ;

    во время сна должна соблюдаться тишина ;

    подходящая температура в помещении около 18-22 С. Для доступа свежего воздуха, необходимо проветривать комнату;

    позаботьтесь о легком , но теплом одеяле ;

    кушать за 4 часа до сна , лучше не пить перед сном чай или кофе, не злоупотреблять сладостями;

    перед сном очень благоприятно немного прогуляться , подышать свежим воздухом;

    постараться так подобрать досуг и интересные занятия для пожилого человека, чтобы сократить , а ещё лучше убрать дневной сон .

Люди преклонного возраста часто страдают ночным диурезом, который является следствием возрастных нарушений работы почек. Сократить ночные походы в туалет помогут простые советы :

    перед сном ничего не пить;

    надевать памперсы, если требуется;

    с осторожностью пить мочегонные препараты и, по возможности, отказаться от их приема.

Контролируйте личную гигиену пожилого человека

Забота о пожилом человеке, конечно включает в себя поддержание личной гигиены . Особое внимание следует уделить сухости кожи и пользоваться увлажняющими щадящими средствами, применять восстанавливающие крема, чтобы избежать неприятных ощущений стянутости или зуда.

Будьте готовы к несчастным случаям

Частота несчастных случаев возрастает с возрастом, это связано с общим упадком уровня здоровья пожилых людей. Следствия несчастного случая в форме перелома, ушиба или вывиха и прочего, переживаются в этом возрасте намного сложнее. По возможности, следует постараться избежать возникновения опасных ситуаций.

    не перемещайте без ведома пожилого человека предметы мебели в вашем доме. Лишнюю, ненужную мебель лучше вовсе убрать;

    уменьшить опасность травмироваться от падения поможет ковровое покрытие;

    в ванне установить удобные поручни, использовать противоскользящее покрытие на полу ванной комнаты и в самой ванне.

Создайте комфортные условия для пожилого человека

    пожилые люди нуждаются время от времени в спокойной уединенной обстановке, постарайтесь выделить отдельную комнату и с пониманием относитесь к этой потребности;

    в комнате должно быть достаточно света, регулярно проветривайте помещение;

    высота спального места должна быть не менее 60 см, но такой, чтобы при сидении на нем, ноги доставали до пола;

    вставать самостоятельно из глубокого кресла может быть затруднительно, поэтому лучше обойтись без него.

Какие сегодня предлагают услуги по уходу за пожилыми людьми

Социальный работник

В каждом городе, даже с небольшим населением есть социальная служба. Социальные служащие по государственной инициативе предлагают следующие услуги по уходу за людьми преклонного возраста:

  • принятие лекарств, наблюдение за временем и частотой приема;

    осуществление некоторых медицинских процедур или сопровождение пожилого человека в медицинский центр;

    закупка продуктов и лекарств за счет подопечного или его родственников;

    готовка еды;

    помощь в принятии пищи;

    проветривание комнаты и уборка;

    сопровождение во время прогулок;

    стирка и глажка одежды и постельного белья.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны услуг социальной службы :

    данная помощь предоставляется государством бесплатно пожилым людям;

    обычно, социальный работник имеет медицинское образование и знает, как действовать в критических ситуациях;

    помощь осуществляется единожды или круглосуточно ;

    чтобы добиться оказания помощи социального работника, придется сначала предоставить заявление комиссии районного комплексного центра или центра социального обслуживания. Помощь социальной службы оказывается исключительно по медицинскому заключению . Данная услуга именуется приемом на нестационарное социальное обслуживание. Оформление всех необходимых бумаг занимает довольно много времени и сил;

    на помощь социального работника могут рассчитывать не все категории престарелых людей ;

    в случае, когда пожилой человек не соответствует категории, которой положена помощь социальной службы, предоставляют ее лишь, когда у близкий родственник пенсионера продолжительно болеет, имеет инвалидность , достиг пенсионного возраста, имеет удаленное место жительства от нуждающегося в уходе или часто бывает в командировках.

Сиделка

Сиделка - это квалифицированный медицинский работник, прошедший особое обучение и разбирающийся во всех особенностях заботы о людях преклонного возраста. Это сложная работа, в которой приживаются лишь те, кто имеет не только образование, но и определенные свойства личности - терпение, трудолюбие, жизнерадостность, открытость и умение сопереживать. Такие черты характера - редкость, поэтому подобрать действительно хорошую сиделку не просто.

В зависимости от ситуации, можно пригласить приходящую сиделку с почасовой оплатой или сиделку с проживанием, когда Вы оплачивает определенную сумму за оговоренный период времени.

В чем плюсы и минусы пользованием услуг сиделок :

    вы платите только за то время работы сиделки , которое Вам необходимо.

    сиделка приходит в Ваш дом, следовательно, престарелому человеку не придется никуда переселяться . Люди в возрасте часто категорически против покидать родной дом, поэтому это можно определить, как основное положительное качество в услугах сиделки.

    сиделке будет нужно проводить в Вашем доме большое количество часов . Присутствие незнакомого человека может вызвать некий дискомфорт.

    может случиться так, что даже после тщательного подбора сиделки, могут не сложиться отношения с пациентом или с кем-то из родственников.

    cиделка будет находиться много времени один на один с пожилым человеком , нуждающимся в помощи. Вам нужно полностью доверять профессионализму, опыту, личным качествам работника, чтобы быть спокойным.

Специализированный пансионат (уход за пожилыми с проживание)

Существуют специализированные пансионаты по уходу за людьми преклонных лет. В настоящее время пансионаты напоминают уютные санатории, оказывающие необходимые медицинские услуги. Такие пансионаты стараются построить в не шумном месте с живописной природой, не слишком удаленно от города, чтобы близкие беспрепятственно могли навещать в любое время.

Частные пансионаты помимо предоставления проживания и необходимого ухода, оборудованы с учетом людей престарелого возраста с ограниченными возможностями. Такие пансионаты предлагают самые разнообразные услуги . Развитая система для реабилитационного восстановления будет актуальна людям, получившим какие-либо травмы, перенесшим операции или тяжелые заболевания. В пансионатах особый акцент делается на организации досуга подопечных.

Пожилые люди получают возможность снова окунуться в социальную жизнь , что имеет не менее успешный лечебный эффект, чем квалифицированная медицинская помощь. В пансионатах есть возможность общения, здесь проводят концерты, организовывают пикники, регулярно знакомят с различными видами искусств на мастер-классах, показывают жизнеутверждающие фильмы.

Безусловно, невозможно уйти от негативной оценки государственных пансионатов в нашей стране, единственный плюс которых — это низкая цена. Но если рассудить мудро, стоимость частного пансиона ненамного выше, особенно, беря во внимание то количество и качество предоставляемых услуг, профессионализм медицинской помощи. Частный пансионат, конечно, обойдется дороже, но это цена здоровья родного и близкого Вам человека .

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны пребывания в частном пансионате по уходу за людьми преклонных лет:

    персонал частного пансионата способен предоставить более квалифицированную и профессиональную помощь, чем приходящая сиделка. Пансионаты располагают всем необходимым сложным оборудованием, которое просто не представляется возможным иметь дома. За постояльцами пансионата наблюдают не только медсестры высокой квалификации, но также штат врачей различной компетенции. Сиделка может только предоставить обеспечение жизнедеятельности и элементарного удобства, тогда как, в пансионатах много внимания посвящается и увеличению самого качества жизни.

    реабилитационные программы успешно восстанавливают здоровье, аниматоры не дают скучать, повара продумывают полезного и вкусное меню, а круг ровесников дает пожилым людям радость вновь чувствовать себя полноценным человеком.

    пансионаты предоставляют гибкие условия , ориентированные на любые нужды и возможности клиентов.

    пожилой человек может прожить всего лишь несколько дней в пансионате, может несколько недель или месяцев. Предоставляется и постоянное пребывание. Также проводятся реабилитационные курсы различной продолжительности.

    в пансионате есть возможность подобрать для каждого постояльца из обширного штата работников сиделку , с которой сложатся дружеские доверительные отношения.

    за последнее десятилетие частные пансионаты стали очень популярны, постоянно начинают свою работу новые. Для подбора идеального пансионата потребуется потратить время . Не стоит делать выбор, основываясь лишь на информацию, предоставленную сайтом, всегда нужно приехать, увидеть своими глазами, побеседовать с персоналом и постояльцами;

    люди преклонных лет очень болезненно воспринимают разлуку с родным домом . Переезд ещё осложняется тем, что пансионаты воспринимаются как мрачные и печальные дома престарелых. Потребуется много личного такта и терпения, чтобы показать пансионат именно таким, каким он является — комфортабельным загородным отелем, с уютными условиями для проживания и широким кругом общения и интересных занятий.