Меню

Программа кружка по художественному творчеству «Фантазия

Аксессуары для ванной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Костромы

«Центр развития ребенка – Детский сад № 77»

Программа кружка изобразительного творчества

для детей 5-7 лет




Составитель: Глотова Т.В., педагог по изобразительной деятельности

2013 г.

Пояснительная записка

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, оно выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства. Образы детского изобразительного творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражения жизненные обобщения. Художественные образы аккумулируют достижения детей в познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сферах.

Актуальность программы обуславливается необходимостью помочь ребенку раскрыть наиболее полно творческие способности, заложенные в нем с рождения, поддержать стремление узнать мир в разных его проявлениях. Программа позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка в творчестве, поддерживает своеобразие его стиля, стимулирует познавательную активность дошкольников. Творческий ребенок - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному направлению, а включает в себя различные виды деятельности: живопись, рисование декоративное и рисование с использованием нетрадиционных техник, лепка из пластилина, глины, теста, что является универсальным образовательным средством, способствующим развитию творческих способностей детей, познанием свойств различных материалов, овладением способами практических действий, проявлению чувства прекрасного и бережного отношения к окружающему миру. Программа носит познавательный характер, знакомит детей с творчеством русских, советских художников, с творчеством костромского художника Ефима Васильевича Честнякова, с некоторыми произведениями мирового искусства, учит различать жанры живописи; знакомит со скульптурой малых форм, скульптурным портретом, с понятиями: барельеф, горельеф, контррельеф; народными декоративно-прикладными промыслами Костромской области (Петровская игрушка, глиняная игрушка Ефима Честнякова),декоративным искусством народного русского фарфора «Гжель».

Новизнаданной программы определяется включением в нее регионального компонента (творчество художника-сказочника Е. В.Честнякова, Петровская глиняная игрушка), доступность теоретического и практического материала, зримые результаты работы.

Структура программы учитывает потребности детей в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам.

Педагогическая целесообразностьпрограммы определяется с учётом возрастных особенностей детей, широкими возможностями социализации в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.

Изостудия в детском саду, где проводятся занятия кружка, является творческой мастерской, в которой ребенок может наблюдать всевозможные преобразования вещей, различных материалов, знакомится с их свойствами. Работа ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у детей не терялся интерес к занятиям. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу нарастания сложности. Это дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.

Цель : развитие детского творчества и интереса к изобразительному

искусству.

Задачи:

    создавать условия для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к изобразительному искусству;

    знакомить с творчеством русских, советских художников, с творчеством костромского художника Ефима Васильевича Честнякова, с некоторыми произведениями мирового искусства, учить различать жанры живописи;

    знакомить с народными декоративно-прикладными промыслами Костромской области (Петровская игрушка, глиняная игрушка Ефима Честнякова), а также за ее пределами (гжельская роспись).

    знакомить со скульптурой малых форм, скульптурным портретом, с понятиями барельеф, горельеф, контррельеф;

    обучать основным приёмам и технике рисования красками (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, витражные краски), в технике мозаика; технике лепки из глины, пластилина, теста;

    развивать эстетическое восприятие, чувство гармонии и красоты, воображение, художественный вкус;

    развивать усидчивость, внимание, формировать умение работать в коллективе;

    воспитывать любовь и интерес к родному краю и интерес к изучению народных промыслов;

    содействовать укреплению общих интересов в семьях путём привлечения детей и взрослых к проведению совместных мероприятий;

    способствовать творческому развитию личности ребенка посредством знакомства с живописью и народными промыслами.

Принципы построения программы:

    Принцип психологической комфортности – обеспечение эмоционального благополучия, создание атмосферы доброжелательности, веры в силы ребенка, обеспечение индивидуального подхода, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

    Принцип деятельности – новые знания даются не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» их детьми.

    Принцип минимакса – дифференцирование заданий с учетом индивидуальных особенностей детей, продвижение каждого ребенка вперед своим темпом и с постоянным успехом.

    Принцип творчества – процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

    Принцип последовательности и постепенности – выполнение работ идет от простого к сложному, тематика работ подбирается в соответствии с сезоном, календарными праздниками.

Предполагаемые результаты:

    ребенок умеет использовать материалы и инструменты по назначению;

    владеет основными приемами различных художественных техник рисования: рисование по воску, в стилистике настенной мозаики, граттаж, витраж, пластилинографией;

    знает особенности народных декоративно-прикладных промыслов Костромской области (Петровская игрушка, глиняная игрушка Ефима Честнякова), а также за ее пределами (гжельская роспись,).

    имеет представления о жанрах живописи, знает известных художников и их картины;

    узнает скульптуру малых форм, скульптурный портрет, различает рельефные изображения - барельеф, горельеф, контррельеф;

    владеет основными приемами техник лепки из пластилина, глины, теста;

    у ребенка сформировано эстетическое восприятие, чувство гармонии и красоты, воображение, художественный вкус;

    дети и родители приобретают опыт участия в совместных мероприятиях по созданию коллективных художественных композиций.

Методы оценки результатов:

    анализ детских творческих работ;

    контрольные задания;

    диагностические исследования изобразительных способностей детей.

Требования к проведению занятий:

Программа рассчитана на два года обучения для детей 5-7 лет.

Периодичность занятий - 1 раз в неделю.

Длительность занятия для детей 5-6 лет - 25-30 минут; для детей 6-7 лет - 30-35 минут.

Количество детей составляет 8-12 человек.
Занятия проводятся в изостудии детского сада во второй половине дня. Время работысочетается с кратковременным отдыхом (проведение физкультминуток, зрительной и пальчиковой гимнастики).

Темынекоторых композиций могут быть рассчитаны на 2-5 занятия.

Структура занятия:

    Вводная часть, в ходе которой проводится беседа с детьми по теме занятия, ставится определенная проблема, может быть использована игровая мотивация и сюрпризный момент, обсуждаются пути и способы решения.

    Объяснение и показ педагога.

    Физкультминутка с включением упражнений для позвоночника, кистей рук, плечевого пояса, шеи.

    Практическая часть работы.

    Заключительный этап практической работы, который содержит обмен мнениями детей о результатах своей работы, при необходимости ребенок, справившийся с заданием раньше других, может помочь ребенку, испытывающему затруднения.

Первый год обучения (дети 5-6 лет).

Тематическое планирование занятий

Октябрь

Занятие 1. Рисование. «Букет осени».

Задачи:
1. Расширять знания о видах и жанрах изобразительного искусства, о натюрморте.

2.Учить рисовать натюрморт «по воску».

3. Развивать способность выбирать интересное и выразительное сочетание восковых мелков и акварельных красок.

4.Воспитывать у детей любовь к природе.

Материалы: восковые мелки, акварель, кисти №6, альбомные листы, банки с водой, картина художника И. Хруцкого «Цветы и плоды».

Занятие 2. Рисование. «Осенняя сказка».

Задачи:
1. Учить изображать осеннюю природу, основываясь на ее поэтической характеристике.

2. Развивать умение использовать разные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка), линейную перспективу, линию горизонта.

3. Закреплять умение в смешивании красок, получении разных оттенков. 4. Вызвать радостные эмоции при восприятии поэтического произведения об осени.

Материалы: гуашь, акварель, кисти разных размеров, палитры, альбомные листы, банки с водой.

Занятие 3. Рисование. «Портрет друга (по памяти)».

Задачи:
1.Закрепить представление о жанре портрета.

2. Развивать в детях способность вглядываться в человеческие лица.

3. Учить рисовать портрет друга, правильно изображая черты его лица.

4.Воспитывать уважительные и дружеские отношения друг к другу.

Материалы: Бумага белая и тонированная разного размера, простые карандаши, акварель, кисти разных размеров, банки с водой, салфетки, ножницы декоративные.

Занятия 4-8. Лепка. Композиция «Подводное царство».

Занятие 4. «Мраморные камушки и морские звезды, веселые улитки и чудесные раковины»

Задачи:

2. Учить использовать разные приемы в лепки: раскатывание, вытягивание, закручивание, смешивание двух цветов.

3. Развивать воображение, фантазию.

Материалы: большая коробка, обклеенная цветной бумагой для морской композиции, пластилин «флюрики», досочки, салфетки, бисер, пайетки, стеки, фигурки морских животных, технологическая карта с пошаговым выполнением задания.

Ноябрь

Занятие 5. Лепка. «Танцующие водоросли и озорные рыбки»

Задачи: 1.Вызвать интерес к созданию композиции и лепке образов подводного мира по представлению.

2. Учить создавать образы морских водорослей способом закручивания жгутиков; различных рыбок, раскатывая форму диска, украшая бисером.

4.Воспитывать интерес к эксперементированию с художественными материалами.

Материалы: большая коробка, обклеенная цветной бумагой для композиции, пластилин «флюрики», досочки, салфетки, бисер, пайетки, стеки, деревянные палочки (зубочистки), фигурки морских животных,

технологическая карта с пошаговым выполнением задания.

Занятие 6. Лепка. «Медузы и осьминоги, морские коньки и крабы»

Задачи:

1.Вызвать интерес к созданию композиции и лепке образов подводного мира по представлению.

2. Учить создавать образы медуз, осьминогов, крабов из слегка сплющенного шарика; морского конька из толстой «колбаски», путем вытягивания и прищипывания деталей, украшая бисером.

3. Развивать восприятие, чувство формы и композиции.

4.Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.

Материалы: большая коробка, обклеенная цветной бумагой для композиции, пластилин «флюрики», досочки, салфетки, бисер, паетки, стеки, деревянные палочки (зубочистки), фигурки морских животных, технологическая карта с пошаговым выполнением задания.

Занятие 7. Лепка. «Дворец Морского царя»

Задачи:

1.Вызвать интерес к созданию композиции и лепке образов подводного мира по представлению.

2. Учить создавать дворец Морского царя, используя пластиковые бутылочки, украшая их яркими налепами и бисером и верхушкой в форме башенки.

3. Развивать образное восприятие, фантазию.

4. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.

Материалы: большая коробка, обклеенная цветной бумагой для композиции, пластилин «флюрики», досочки, салфетки, бисер, паетки, стеки, деревянные палочки (зубочистки), пластиковые бутылочки со срезанным дном и вырезанным отверстием, технологическая карта с пошаговым выполнением задания.

Занятие 8. Лепка. «Подводный Владыка - Нептун»

Задачи:

1.Вызвать интерес к созданию композиции и лепке образов подводного мира по представлению.

2. Учить лепить Морского царя или русалочку с туловищем в виде уплощенного конуса или цилиндрика, руками – двумя валиками, хвостом – конусом, остальные части способом налепа.

3. Совершенствовать умение оформлять поделки.

4. Развивать воображение, чувство пропорции.

Материалы: большая коробка, обклеенная цветной бумагой для композиции, пластилин «флюрики», досочки, салфетки, бисер, паетки, стеки, морские ракушки, палочки для канопе, технологическая карта с пошаговым выполнением задания.

Декабрь

Занятие 9. Рисование декоративное. «Небесная посуда».

Задачи:

1. Познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – «гжельская керамика».

2. Учить рисовать простые элементы гжельской росписи: точки, кружочки, линии, капельки, составляя из элементов узор.

3. Развивать чувство формы и композиции.

Материалы: изделия гжельской керамики, гуашь белая и голубая, кисти разных размеров, палитры, банки с водой, трафареты посуды с частично нарисованным орнаментом, клей, салфетки.

Занятие 10. Рисование. «Друг детства (с натуры)».

Задачи:

1.Продолжать учить детей рисовать игрушки с натуры.

2. Познакомить с эскизом, как этапом планирования работы (создавать контурный рисунок углем или карандашом).

3. Учить передавать цвет и фактуры, используя кисть или ватные палочки.

4.Закреплять умение получать разные оттенки цветов.

5.Формировать умение передавать в рисунке свое отношение к изображаемому.

Материалы: Бумага белая и тонированная разного размера, простые карандаши (уголь), гуашь, ватные палочки, кисти разных размеров, банки с водой, салфетки, деревянная или пластиковая рамка без задника для показа и пояснения вариантов композиции, 2-3 игрушки.

Занятие 11. Лепка. «Колыбелька» (народная кукла)

Задачи:

1. Учить детей создавать оригинальные композиции в спичечных коробках – лепить младенцев - «пеленашек» в колыбельках.

2. Познакомить с видом народной куклы – «пеленашкой», пояснить значение нового слова (маленький ребенок или кукла в пеленках, спеленутая) и показать обобщенный смысл.

3. Развивать мелкую моторику, координировать работу рук и глаз.

4. Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами.

Материалы: пластилин, пустые спичечные коробки или другие мелкие упаковки, стеки, пуговицы.

Занятие 12. Лепка. «Елочные игрушки»

Задачи:

1. Учить детей создавать рельефные елочные игрушки из теста.

2. Развивать интерес и желание детей к изготовлению новогодних елочных игрушек.

3. Закреплять умение использования разных приемов с тестом.

Материалы: цветное тесто, мука, вода в баночках, скалки, стеки, шаблоны, тонкие палочки, проволока, чайное ситечко, блестки.

Январь

Занятие 13. Рисование. «День и ночь».

Задачи:

1. Познакомить детей с явлением контраста в искусстве, раскрыть специфику и показать средства художественно-образной выразительности. 2.Закреплять знания контрастных цветов.

3.Развивать способности к композиции, творческое воображение. 4. Воспитывать любознательность, художественный вкус.

Материалы: гуашь, кисти разных размеров, палитры, альбомные листы, банки с водой, набор иллюстраций, фотографий, репродукций с явно выраженным контрастом цвета.

Занятие 14. Рисование «Волшебница-зима»

Задачи:

1. Учить изображать зимнюю природу, основываясь на ее поэтической характеристике.

2. Закреплять умение в смешивании красок, получении оттенков: нежно-голубого, розового, фиолетового, желто-лимонного.

3. Развивать умение рисовать деревья, используя линейную перспективу, линию горизонта.

4. Воспитывать чувство прекрасного, замечать красоту природы в зимнее время года.

Материалы: гуашь, кисти разных размеров, палитры, альбомные листы, банки с водой, картина художника И. Шишкина «Зима».

Занятие 15. Лепка. «Зайчик»

Задачи:

1. Учить детей создавать выразительные образы животного конструктивным способом.

2. Продолжать знакомить детей со скульптурой малых форм, ее специальным жанром - анималисткой.

3. Развивать умение планировать свою работу, задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно.

4. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.

Материалы:

Занятие 16. Лепка. «Мишка косолапый по лесу идет»

Задачи:

1. Формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства.

2. Учить лепить скульптуру медвежонка, передавая форму, пропорции, характерные детали, аккуратно соединяя части путем примазывания.

3. Развивать эстетическое восприятие.

4. Воспитывать интерес к скульптурам малых форм, к работе скульптора.

Материалы: глина, вода в баночках, стеки, досочки.

Февраль

Занятие 17. Рисование. «Мороз-волшебник».

Задачи:

1. Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.

2. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

3.Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.

4. Развивать воображение, творческие способности.

Материалы: альбомные листы, баночки с водой, кусочек свечки, акварельные краски, кисть № 6.

Занятие 18. Рисование. «Разноцветные стекла».

Задачи:

1. Познакомить детей с картиной-витраж.

2. Учить детей стилизовать и обобщать форму, исключая мелкие детали.

4. Воспитывать творческую инициативу.

Материалы: гуашь, кисти разных размеров, палитры, прямоугольные пластиковые стекла или 1,2 часть альбомного листа, резерв (клей ПВА, смешанный с черной тушью, залитые в тюбик из под клея), фломастеры для рисунка или готовые заготовки контурных рисунков.

Занятие 19. Лепка. «Кораблик в море»

Задачи:

1. Познакомить детей с новым приемом лепки – цветовой растяжкой.

2. Обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и техники (свободное сочетание разных приемов).

4. Воспитывать интерес к пластилиновой живописи.

Материалы: пластилин, картон разной формы (прямоугольной, квадратной, круглой, овальной) разных размеров, стеки.

Занятие 20. Лепка. «Домик Иванушко» (по сказке Е.В. Честнякова «Иванушко»)

Задачи:

1. Учить создавать рельефную картину с изображением домика.

Материалы:

Март

Занятие 21. Лепка. Натюрморт «Фрукты на тарелке»

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с техникой рельефной лепкой, понятием «горельеф», «барельеф».

2. Вызвать интерес к созданию композиции из фруктов на тарелке.

3. Закреплять усвоенные ранее приемы лепки из теста.

4. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Материалы: цветное тесто, бумажные тарелочки, вода в баночках, стеки, досочки.

Занятие 22. Рисование. «Моя семья».

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с жанром портрета (групповым).

2. Учить изображать группу людей – семью, стремиться открыть в ее членах привлекательные качества, известные только художнику.

3.Закреплять умение рисовать фигуру человека, добиваться четкого изображения пропорций, выразительности позы.

4.Воспитывать любовь к семье, заботу о ней.

Материалы: семейные фотографии, альбомный лист, простые и цветные карандаши, фломастеры, пастель или восковые мелки, рамки для портретов, клей.

Занятие 23. Рисование. «Морская картина».

Задачи:

1. Расширять знания о видах и жанрах изобразительного искусства, о пейзаже. Дать представление о морском пейзаже (марина).

2.Учить рисовать морской пейзаж «по воску».

3. Поддерживать желание доводить начатое дело до конца. 4.Воспитывать у детей любовь к морю, к природе.

Материалы: восковые мелки, акварель, кисти №6, альбомные листы, банки с водой. Репродукции картин художников: И.Айвазовского, А. Рылова.

Занятие 24. Лепка. «Барыня»

Задачи:

1. Познакомить с петровской глиняной игрушкой, ее историей.

2. Учить лепить народную игрушку – барыню, передавая ее особенности.

3. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Материалы: глина, стеки, баночки с водой, изделия петровских мастеров, технологическая карта с пошаговым выполнением.

Апрель

Занятие 25. Рисование. «Букет ромашек, божья коровка и птичка».

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с натюрмортами смешанного вида, рассмотреть натюрморт Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»; раскрыть его тайну, помочь детям использовать полученные знания в собственном творчестве.

2. Учить предавать характерные особенности цветов ромашек, их формы и строения, величины, расположения на стебле и положения в вазе, передавать цвет натуры.

3. Рисовать божью коровку и птиц с помощью трафаретов и шаблонов.

Материалы: тонированные листы бумаги, гуашь, палитры, кисти, вода, салфетки, букет ромашек в керамической вазе, муляжи птички и божьей коровки, картина Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», шаблоны птичек, простые карандаши.

Занятие 26. Рисование. «Весеннее небо и нежный подснежник».

Задачи:

1. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому», воплощать в художественной форме свое представлении о первоцветах.

2. Формировать композиционные умения.

3. Развивать чувство формы и цвета.

4. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Материалы: альбомный лист, акварель, гуашь, ватные тампоны или губки, баночки с водой, простые карандаши, иллюстрации с первоцветами (подснежники, пролески).

Занятие 27-28. Лепка. Композиция «Остров как на ладони».

Занятие 27. «Пальмы, пернатые и крылатые, ползучие и гремучие»

Задачи:

4.Воспитывать интерес к эксперементированию с художественными материалами.

Материалы:

Занятие 28. Лепка. «Громадные и могучие».

Задачи:

1.Вызвать интерес к созданию композиции и лепке образов растений и животных жарких стран.

2. Продолжать учить соотносить элементы композиции по величине и пропорциям.

3. Закреплять умение использовать разные приемы лепки: раскатывание, вытягивание, закручивание, сглаживание, смешивание двух цветов.

4.Воспитывать интерес к эксперементированию с художественными материалами.

Материалы: диск из картона, обклеенный цветной бумагой цветов моря и суши, пластилин «флюрики», досочки, салфетки, трубочки, бисер, пайетки, стеки, технологическая карта с пошаговым выполнением задания.

Второй год обучения (дети 6-7 лет).

Октябрь

Занятие 1. Рисование. «Ветка калины».

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с жанром натюрморта. Познакомить детей с картиной художника Е.Белокур «Виноград с ежевикой».

2. Учить предавать в рисунке строение, форму, пропорции ветки калины.

3. Развивать умение вливать один цвет краски в другой.

4. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

Материалы: тонированные листы бумаги, простые карандаши, акварель, палитры, кисти, вода в баночках, салфетки, букет калины на столе, ветка калины в вазе, репродукция картины Е. Белокур «Виноград с ежевикой».

Занятие 2. Рисование. «Золотая осень».

Задачи:
1. Создать условия для отражения в рисунке осенней природы.

2. Учить рисовать осенние деревья путем нанесения коротких диагональных штрихов, накладывая их поверх линий ветвей.

3. Развивать творческие умения, художественный вкус.

4.Воспитывать любовь к природе.

Материалы: масляная пастель, тонированные альбомные листы, репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень».

Занятие 3. Рисование декоративное (модульное) «Чудесная мозаика».

Задачи:

1. Познакомить детей с декоративно-оформительскими техникой - мозаика и вызвать интерес к рисованию в стилистике мозаики.

2. Учить составлять гармоничную многоцветную композицию на основе контурного рисунка.

3. Совершенствовать изобразительную технику.

4. Воспитывать эстетический вкус, интерес к оформлению интерьеров.

Материалы: Белые листы разного формата и размера для фона, гуашь, фломастеры, кисти разных размеров, палитры, баночки с водой. Три-четыре композиции, выполненные в технике мозаики.

Занятия 4-8. Лепка. Композиция «Цирк».

Занятие 4. «Слон на тумбе и лев-каскадер»

Задачи:

1. Учить лепить циркового слона или льва на основе представления о внешнем виде животных и специфике цирковых представлениях.

2. Учить освоению лепки слона конструктивным способом, создавать оригинальный образ из отдельных частей; лепить льва на основе рационального способа: из цилиндра (валика) надрезанного с двух концов и свернутого в форме арки (туловище на четырех лапах).

3. Развивать способность в поиске приемов для придания устойчивости фигурке с передачей позы и движения.

Материалы: технологическая карта с пошаговым показом техники создания художественного образа, пластилин, досочки, стека, салфетка, бисер, колпачок для подставки, трубочка коктельная для огненного кольца, круглая коробка, оформленная под арену цирка для установки готовых работ.

Ноябрь

Занятие 5. «Эквилибристки»

Задачи:

1. Учить лепить цирковых собачку или обезьянку на основе представления о внешнем виде артистов в цирковом действе.

2.Продолжать учить расширять возможность конструктивной техники.

3. Развивать способность в поиске приемов для передачи позы и движения. Придавать фигурке устойчивость и равновесие.

4.Воспитывать у детей любовь к животному миру.

Материалы: технологическая карта с пошаговым показом техники создания художественного образа, пластилин, досочки, стека, салфетка, бисер, трубочка коктельная для огненного кольца, круглая коробка, оформленная под арену цирка для установки готовых работ.

Занятие 6. «Клоун в кепке или в колпаке»

Задачи:

1. Учить лепить циркового человечка на основе представления о внешнем виде артистов в цирковом действе.

2. Закреплять умение лепить фигурку человечка освоению лепки человечка комбинированным способом.

3. Развивать умение передавать особенности грима и мимики, приемы для придания устойчивости.

Материалы: технологическая карта с пошаговым показом техники создания художественного образа, пластилин, досочки, стека, салфетка, бисер, зонтик коктельный, игрушка-клоун, круглая коробка, оформленная под арену цирка для установки готовых работ.

Занятие 7. «Жонглер Баранкин или воздушные гимнасты»

Задачи:

1. Продолжать учить лепить циркового человечка на основе представления о внешнем виде артистов в цирковом действе.

2. Учить освоению лепки человечка-жонглера из цилиндра (валика), надрезанного стекой (туловище с ногами) или воздушного гимнаста из отдельных частей.

3. Развивать представление о строении тела человека и моделировании фигурки с передачей пропорций.

4. Воспитывать у детей интерес к цирковому искусству.

Материалы: технологическая карта с пошаговым показом техники создания художественного образа, пластилин, досочки, стека, салфетка, бисер, проволока или леска для нанизывания баранок, коктельная трубочка, нитки, круглая коробка, оформленная под арену цирка для установки готовых работ.

Занятие 8. «Цирковая лошадь»

Задачи:

1. Учить лепить цирковую лошадь на основе представления о внешнем виде животных и специфике цирковых представлениях.

2. Закреплять умение использования рационального способа: из цилиндра (валика) надрезанного с двух концов и свернутого в форме арки (туловище на четырех лапах).

3. Развивать способность поиска выразительно-изобразительных средств для моделирования гривы и хвоста. Создание композиции.

4. Воспитывать у детей любовь к животному миру.

Материалы: технологическая карта с пошаговым показом техники создания художественного образа, пластилин, досочки, стека, салфетка, бисер, колпачок для подставки, перышко для украшения гривы, круглая коробка, оформленная под арену цирка для установки готовых работ.

Декабрь

Занятие 9. Рисование. «Лунная дорожка».

Задачи:
1. Создать условия для отражения в рисунке природы в вечернее время суток.

2. Учить рисовать пейзаж, поэтапно нанося штрихи разной длины, используя пастель и акварель.

3. Развивать воображение, художественный вкус.

Материалы: масляная пастель, альбомные листы для акварели, технологическая карта с поэтапным показом техники рисования.

Занятие 10. Рисование. «Золотые купола».

Задачи:
1. Формировать представление детей о различных архитектурных стилях.

2. Учить рисовать архитектурный пейзаж, делая набросок карандашом.

3. Закреплять умение рисовать акварельными красками.

4.Воспитывать интерес к жанру пейзажа.

Материалы: простой карандаш, акварель, гелевая или чернильная ручка золотого цвета, альбомные листы для акварели, репродукции картин К.Ф. Юона «Купола и ласточки» и В.Д. Поленова «Московский дворик» технологическая карта с поэтапным показом техники рисования.

Занятие 11. Лепка. «Чудо-дерево» (по сказке Е.В. Честнякова «Чудесное яблоко»)

Задачи:

1. Учить создавать рельефную картину с изображением дерева с большим яблоком.

2. Закреплять приемы работы с тестом (раскатывание, сплющивание).

3. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

4. Воспитывать интерес к творчеству Е.В. Честнякова.

Материалы: цветное тесто, мука, баночки с водой, клеенки, ситечко, ½ листа цветного картона с рамочкой.

Занятие 12. Рисование. «Новогодние игрушки».

Задачи:
1. Вызвать интерес к созданию новогодних игрушек.

2. Познакомить со способом конструирования фигурок животных и сказочных персонажей из овоидов (цельной яичной скорлупы)..

3. Развивать восприятие, воображение, художественный вкус.

4.Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.

Материалы: цельная яичная скорлупа, укрепленная мягкой бумагой в технике папье-маше, краски гуашевые, смешанные с клеем ПВА, кисти, клей, баночки с водой, ленточки, подвески, иллюстрация с вариантами росписи игрушек.

Январь

Занятие 13. Лепка. «Рождественский венок»

Задачи:

1. Формировать опыт создания интерьерных композиций по народным мотивам.

2. Учить лепить венок в смешанной технике.

3. Развивать чувство гармонии.

Материалы: тесто, мука, баночки с водой, клеенки, ситечко, досочки, технологическая карта с пошаговым выполнением задания.

Занятие 14. Рисование. «Зимняя ночь».

Задачи:
1. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа.

2. Закрепить знания жанра живописи – пейзажа.

3. Учить передавать настроение тихой зимней ночи; упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

4. Воспитывать творческую самостоятельность.

Материалы: ¼ часть плотного альбомного листа, свеча, черная гуашь, кисти, влажные тряпочки, заостренная палочка (зубочистка), рамки, большая картина, выполненная в технике «граттаж».

Занятия 15-16. «Гжельская посуда».

Занятие 15. Лепка. «Чайный сервиз».

Задачи:

2. Учить лепить гжельскую посуду: чайник (дисковидный), чашку с блюдцем, передавая их характерную форму, пластично выполняя детали.

3. Закреплять умение аккуратно примазывать части, готовить изделие к росписи.

4. Воспитывать интерес к искусству гжели.

Материалы: изделия гжельской керамики, глина, стеки, баночки с водой, досочки.

Занятие 16. Рисование декоративное. «Чайный сервиз».

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – «гжельская керамика».

2. Учить расписывать керамические изделия, рисовать простые элементы гжельской росписи: точки, кружочки, линии, капельки, составляя из элементов узор.

3. Развивать чувство ритма и композиции.

4. Воспитывать интерес к искусству гжели.

Материалы: изделия гжельской керамики, гуашь белая и голубая, кисти разных размеров, палитры, банки с водой, просушенные глиняные изделия, салфетки.

Февраль

Занятие 17. Лепка. «Совушка - сова»

Задачи:

1. Расширять представления детей о лесной птице-сове, об особенностях внешнего облика.

2. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание, деление целого на части.

3. Развивать мелкую моторику обеих рук.

4. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Материалы: ½ часть плотного картона фиолетового или синего цвета, пластилин, досочки, стеки, салфетки, иллюстрация с изображением совы.

Занятие 18. Рисование. «Папин портрет».

Задачи:

1.Закрепить представление о жанре портрета.

2. Учить рисовать портрет папы, правильно изображая черты его лица.

3. Развивать умение подмечать похожесть в мимике лица, в выражении и цвете глаз.

4. Воспитывать уважительные и дружеские отношения к родителям.

Материалы: цветная плотная бумага, простой карандаш, масляная пастель, Фигурные ножницы, технологическая карта с пошаговым выполнением задания.

Занятие 19. Рисование. «Такие разные эмоции».

Задачи:

1.Создать условия для изображения различных эмоций у мультипликационных персонажей.

2. Учить передавать чувства героев мультфильмов на бумаге.

3. Развивать умение подмечать и находить характерные признаки лица в разном эмоциональном состоянии.

4. Воспитывать интерес к работе мультипликатора.

Материалы: альбомный лист, простой карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, кисти, баночки с водой, салфетки, технологическая карта с пошаговым выполнением задания.

Занятие 20. Лепка. «Красивый цветок»

Задачи:

1. Познакомить детей с новой рельефной лепкой – контррельефом.

2. Обеспечить условия для создания рельефной картины

3. Учить поиску способов решения художественной задачи.

Материалы: пластилин, ¼ часть листа цветного картона, стеки, досочки.

Март

Занятие 21. Рисование. «Волшебные бабочки».

Задачи:

1.Формировать умения создавать отдельные образы.

2. Учить рисовать бабочек, сочетая разные техники рисования (по воску, набрызг).

4. Воспитывать желание готовить подарки к праздникам.

Материалы: плотная бумага, восковые мелки, акварель, кисти, баночки с водой, иллюстрации бабочек, технологическая карта с пошаговым выполнением задания.

Занятие 22. Рисование. «Чайки в полете».

Задачи:

1.Продолжать формировать умение создавать отдельные образы.

2. Учить рисовать летящих птиц, используя основные геометрические фигуры.

3. Развивать творческие умения, художественный вкус.

4. Воспитывать любовь к животным, природе.

Материалы: плотная бумага, простой карандаш, акварель, кисти, баночки с водой, иллюстрации с изображением чаек, технологическая карта с пошаговым выполнением задания.

Занятие 23. Лепка. «Будильник»

Задачи:

1. Продолжать учить детей создавать в лепке модели функциональных предметов.

2. Передавать в лепке пластическими средствами представления о внешнем виде и назначении будильника.

3. Совершенствовать технику рельефной лепки.

4. Воспитывать самостоятельность в работе.

Материалы: цветное тесто, стеки, досочки.

Занятие 24. Лепка. «Фигурки на каркасе»

Задачи:

1. Вызвать интерес к лепке фигурок на каркасе по представлению.

2. Учить лепить выразительную фигуру человека, передающую движение.

3. Совершенствовать технику объемной лепки.

4. Воспитывать самостоятельность в работе.

Материалы: проволочный каркас, закрепленный на деревянном бруске, пластилин, бисер, паетки.

Апрель

Занятие 25. Рисование. «Звездная ночь».

Задачи:

1.Вызвать интерес к созданию космического пейзажа.

2. Учить рисовать планеты и звезды на темно-синем фоне.

3. Развивать умения совершать вращения кистью для получения округлых неровных очертаний, для изображения звездочек использовать «набрызг».

4. Воспитывать интерес к космосу.

Материалы: плотная бумага, гуашь, кисти, баночки с водой, иллюстрация с изображением ночного звездного неба, технологическая карта с пошаговым выполнением задания.

Занятие 26. Рисование. «Фруктовая сказка».

Задачи:
1. Вызвать интерес в рисовании натюрморта. Познакомить с картиной И.И. Машкова «Синие сливы».

2. Учить детей рисовать свой натюрморт и придумывать сказку по его содержанию.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость, обратить внимание на цвет как средство передачи настроения.

4. Воспитывать любовь к природе.

Материалы: гуашь, кисти разных размеров, палитры, бумага тонированная, простые карандаши, муляжи фруктов, картина И.И. Машкова «Синие сливы».

Занятие 27. Лепка. «Конь»

Задачи:

1. Продолжать знакомить с петровской глиняной игрушкой.

2. Учить лепить народную игрушку – коня, передавая ее особенности (отверстие для свистульки).

3. Развивать умение работать с глиной, мелкую моторику рук, глазомер.

4. Воспитывать интерес к мастерству народных умельцев.

Материалы: глина, стеки, баночки с водой, изделия (свистульки) петровских мастеров, технологическая карта с пошаговым выполнением.

Занятие 28. Лепка. «Подсвечник»

Задачи:

1. Расширить опыт изготовления подарков для родных и близких.

2. Инициировать поиск декоративного оформления подсвечников.

3. Развивать чувство ритма, гармонии, художественный вкус.

4. Воспитывать любовь к родним и близким.

Материалы: цветное тесто, свеча, досочки, баночки с водой.

Список используемой литературы

    Большой самоучитель рисования – Пер. с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденеевой, А. Евсеевой. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2009. –

    Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 95 с.

    Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов /Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998 – 192 с., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).

    Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью. М.: Педагогическое общество России, 2006. -192 с.

    Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. -88 с.

    Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.

    Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 72 с.

    Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1985 – 96 с.

    Ковалько В.И. Азбука физкультминуток: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010 -176 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

    Колдина Д.Н. Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -112 с.

    Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008. – 192 с.

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие М.: ИД «Цветной мир», 2011. -208 с., переизд. дораб. и доп.

    ... Для детей и взрослых разработаны программы ... Глотово )(... изобразительного ... к творчеству и деятельности Солженицына... десяти лет , по частям... Батенькова, членов кружка Буташевича - ... также педагогом по хоровому... от составителей диска...

Людмила Рябоконева
Программа кружка по художественному творчеству «Фантазия»

Пояснительная записка.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. А также, важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию, обрывной и салфеточной аппликации, аппликации из нетрадиционных материалов. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.

Актуальность:

Развитие мелкой моторики обеспечивает возможность успешного обучения в школе. Решение проблемы у дошкольников наиболее лучше осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через художественное творчество: нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки.

Задачи:

1. Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев рук.

2. Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, развивать зрительное внимание и умение ориентироваться на плоскости.

3. Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.

4. Развивать интерес к различным техникам художественного творчества, развивать творческие способности.

5. Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы.

6. Развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами.

7. Развивать экологическую культуру дошкольника через художественное творчество: знакомство с природой (растения, животные, грибы, знакомство с природными явлениями (снегопад, радуга, северное сияние, дождь, туман и т. п.); воспитывать бережное отношение к природе.

8. Составить программу работы кружка «Фантазия».

Средства обучения: печатные (раздаточный материал, книги, электронные (сетевые ресурсы, аудиовизуальные (слайды, аудиозаписи, наглядные (иллюстрации, картины, демонстрационные (макеты, муляжи, модели).

Методы обучения: словесные (объяснение, рассказ, описание, наглядные (наблюдения, показ способов действия, практические (обследование предметов, готовых образцов, выполнение творческих работ).

Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.

Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования, аппликации, лепки.

Количество занятий: один раз в неделю.

Предполагается проведение работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук через художественное творчество:

1. Консультации: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Такие разные материалы для аппликации, рисования», «Чем можно заняться летом. Аппликация из природного материала. Рисование природным материалом»

2. Родительские собрания: «Развитие мелкой моторики пальцев рук». Круглый стол «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук».

3. Оформление папки передвижки. Тема: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук», «Экологические знания, которые могут получить дошкольники по занятиям лепки, рисованию, аппликации».

4. Оформление уголка «Фантазия», «Студия «Умелые ручки». и т. п.

При создании программы опиралась на нормативные документы:

1. Закон об образовании.

2. Устав МКДОУ д/с «Солнышко».

3. Основная общеобразовательная программу МКДОУ «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой В. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С.

4. СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

Итогом детской деятельности могут служить детские работы, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков, выставки.

Место проведения: помещение группы «Солнечные лучики».

Используемый материал:

Рисование: различные предметы для рисования (ватные палочки, поролоновые губки, пробки и др., миски с гуашью, миска с водой, салфетки, бумага разной текстуры и размера.

Аппликация: клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезывания, трафареты для рисования контуров объектов, природный и бросовый материал, различные макаронные изделия, спички, пуговицы, бусины, фантики, ткань.

Лепка: пластилин, солёное тесто (соль, мука, вода, клеёнки для работы с пластилином.

Срок реализации : 1 год.

Календарно- тематическое планирование кружка «Фантазия» на 2014 – 2015 год.

Сентябрь

Недели Занятие/ Название работы

1. Знакомство с разнообразием красок.

2. Знакомство с бумагой.

3. Знакомство с различными способами нетрадиционного рисования и лепки.

4. «Фантазия» / коллективная работа.

1. «Воздушные шары» /аппликация.

2. «Осенние деревья»/ниткография.

3. «Дождик»/работа карандашом.

4. «Тучи и дождик»/коллективная работа.

Недели Занятие/Название работы

1. «Золотые подсолнухи»/аппликация.

2. «Божья коровка»/ниткография.

3. Свободная лепка.

4. «Цветной дождик»/рисование пальчиками.

Недели Занятие/Название работы

1. «Цветы в вазе»/салфеточная аппликация.

2. «Новогодний букет»/коллективная работа.

3. «Новогодняя ёлка»/рисование красками.

4. «Снежинки»/рисование бумагой.

Недели Занятие/Название работы

2. «Птицы на ветке»/аппликация из салфеток.

3. «Деревья в снегу»/ниткография.

4. «Снеговик»/аппликация.

Недели Занятие/Название работы

1. «Самолёты»/рисование красками.

2. «Машины для папы»/лепка.

3. «Украсим валенки»/обрывная аппликация.

4. «Зимние узоры»/коллективная работа.

Недели Занятие/Название работы

1. «Открытки для мамы»/аппликация.

2. «Капель»/рисование красками.

3. «Мимоза»/барельефная лепка.

4. «Рамочка для мамочки»/ индивидуальная работа с использование всех техник и навыков художественного творчества.

Недели Занятие/Название работы

1. «Звёзды»/рельефная лепка.

2. «Ракеты»/аппликация.

3. «Пасхальное яйцо»/поделка из солёного теста.

4. «Ромашки»/поделка из солёного теста.

Недели Занятие/Название работы

3. «Рыбка»/оригами.

4. «Одуванчики»/рисование методом тычка.

Предполагаемый результат:

1. Дети освоят правила безопасности во время работы.

2. Дети смогут создавать сюжеты и образы, и объединять их в коллективные композиции; улучшатся творческие показатели: фантазия, воображение.

3. Освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации, лепки.

4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

5. Дети будут обладать знаниями в области «Познание» (окружающий мир, экология).

Используемая литература:

1. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М. : «Просвещение», 1991.

2. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие – М. : ИД «Цветной мир», 2012.

3. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.

4. Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб. : Речь; Образовательные проекты; М. : Сфера, 2011.

5. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 4-5 лет». – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.

7. Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать».

8. Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».

9. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

10. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».