Меню

Лидерами не становиться а рождаются. Эссе лидером рождаются? или становятся? Формирование внутренней автономной позиции ребенка

Двери

Успех своими руками [Как вывести жизнь на новый уровень] Вербняк Павел

Лидерами рождаются или становятся?

Хорошая новость для каждого из нас: лидерами не рождаются, лидерами становятся. Многие, возможно, знают Федора Овчинникова, предпринимателя из Сыктывкара, известного по видеоблогу «Сила ума» и в настоящее время выстраивающего сеть пиццерий «Додо Пицца». Его путь был непростым, но он не сдавался, о чем и поведал мне в личной беседе.

Федор занимался книжным бизнесом. Если возникали сложности, он читал биографию Сэма Уолтона – она придавала ему сил. Узнавая о ситуациях, из которых выходили люди, о том, чего они сумели добиться и как делали это, он по-новому смотрел на собственный путь. И когда Федор завершил свое дело, оставшись практически без денег, его настроение было омрачено тем, что четыре года жизни и куча энергии были потрачены зря на строительство неудачного бизнеса.

Ему нужно было определяться и выбирать дальнейший путь. Окружающие, и в том числе родители, советовали перестать «заниматься глупостями» и устроиться на нормальную работу. В такие моменты ему на ум приходила биография Рэя Крока, которому вплоть до 52 лет не везло с ведением бизнеса – он постоянно терпел неудачи. И лишь в 52 года мужчина претворил в жизнь идею, которая перевернула всю его жизнь, – создал великую компанию «Макдональдс».

Безусловно, эта история была как нельзя кстати в тот момент, когда важно не сдаться и продолжать искать свою стезю.

После выхода из книжного дела Федору нужна была идея, которая мотивировала бы его в долгосрочной перспективе. В итоге он пришел к выводу, что нужно развивать бизнес, потенциально способный вырасти до огромных масштабов. Тогда он начал выявлять свои интересы и осознал, что ему хочется не договариваться с каждым клиентом, а создавать систему. Ему доставляло удовольствие оттачивать бизнес-процессы, строить бизнес-машину, где все максимально отлажено.

Далее пришла очередь выбора рынка: он должен был находиться в стадии роста и при этом быть стабильным, маржинальным. Такому критерию соответствовали массовое общественное питание и элитные рестораны. И Федор занялся изготовлением пиццы. По его словам, это не просто продажа повседневного продукта, а транслирование неких ценностей: сервиса, скорости, вкуса.

Сейчас, когда компания Федора развивается, он постоянно проверяет себя: какие дела можно делегировать другим? По признанию предпринимателя, в нем идет настоящая борьба: всегда хочется что-то сделать самому, но становится понятно, что тогда не успеть реализовать другие вещи. Работу чужими руками Федор сравнивает с ходьбой на ходулях. Тебе неудобно, ты можешь спотыкаться, но, тем не менее, все равно идешь быстрее, потому что шаги длиннее.

В настоящее время Федор – успешный предприниматель, он выстраивает франчайзинговую сеть пиццерий и не собирается останавливаться на достигнутом.

Люди должны воспринимать вас как динамичную, харизматичную личность. Уважение – ключ к высокоэффективному лидерству. Тем, насколько другие уважают вас, определяется их готовность следовать за вами. Федор Овчинников не сдался после неудач в первом бизнесе и начал строить новый. Хотя ему было сложнее, чем многим, ведь он публично рассказывал в блоге обо всех своих делах, в том числе неудачных.

Станьте таким лидером, за которым люди следовали бы добровольно, даже если у вас нет звания или руководящего положения.

С чисто психологической точки зрения каждое событие и явление создаются дважды: сначала в уме, а затем в реальности. Концентрируйтесь на положительном. Будьте стойки духовно, чтобы ничто не могло сдвинуть вас с намеченного пути к успеху. Представляйте то, чего вы хотите, и твердо в это верьте. Все обязательно произойдет.

Лидеры думают и говорят о решениях, в то время как ведомые люди думают и говорят о проблемах.

Такой подход не кажется трудным, но мало кто так поступает. Джон Кеннеди в юности, да и в зрелые годы много болел и вполне мог привыкнуть жаловаться на жизнь, отказаться от борьбы. Однако он сумел преодолеть физическую немощь и стать самым харизматичным и привлекательным политическим лидером в истории США.

Из книги Настоящих буйных мало... Технология прорыва в бизнесе и жизни автора Шубин Владимир Григорьевич

Из книги Если покупатель говорит «нет». Работа с возражениями автора Самсонова Елена

Из книги Скорость доверия автора Меррилл Ребекка

Из книги Как научиться управлять людьми, или Если хочешь быть лидером автора Соломонов Олег

ПОЧЕМУ МНОГИЕ МЕНЕДЖЕРЫ, КОТОРЫМ ДОВЕРЯЮТ, НИКОГДА НЕ СТАНОВЯТСЯ ЛИДЕРАМИ На протяжении всей книги я повторял, что «лидерство» - это достижение результатов способами, вселяющими доверие. Многие менеджеры, пользующиеся доверием, - достойные люди, обладающие развитым

Из книги Успех своими руками [Как вывести жизнь на новый уровень] автора Вербняк Павел

Из книги 50 основных психологических ловушек и способы их избежать автора Медянкин Николай

Лидерами рождаются или становятся? Хорошая новость для каждого из нас: лидерами не рождаются, лидерами становятся. Многие, возможно, знают Федора Овчинникова, предпринимателя из Сыктывкара, известного по видеоблогу «Сила ума» и в настоящее время выстраивающего сеть

Из книги Измени себя сам. Как найти свой уникальный путь к успеху и счастью автора Гэбэй Джонатан

Как становятся безынициативными Безынициативность сродни подчинению авторитетам. Когда нам кажется, что кто-то другой лучше знает, как жить и что делать, то мы не принимаем решения сами, а только ждем, когда это сделает кто-то за нас. Происходит это тоже от неизжитой с

Из книги Транssерфинг. Новый взгляд автора Валдинс Инга

Из книги Мудрость лидера автора Жалевич Андрей

Среда – не главное. И в далекой глубинке рождаются счастливцы Многие люди списывают свои неудачи и невезение за счет того, что, мол, они не там родились: не в том городе, не в той стране, не у тех родителей. От них можно слышать такие слова: «Вот если бы я со своими

Из книги Клонирование бизнеса [Франчайзинг и другие модели быстрого роста] автора Ватутин Сергей

IV. Время для лидерства, или когда становятся лидерами? Я буду делать все, что я могу, – до тех пор, пока могу. Если в итоге я окажусь прав, то все слова моих критиков и хулителей не будут стоить выеденного яйца; а вот если в итоге окажется, что я не прав, то тогда, даже если хор

Из книги Увольте себя! автора Кийосаки Роберт Тору

VII. О предназначении лидерства, или для чего становятся лидерами? Тот, кто нашел смысл, ярче и полнее живет в любых обстоятельствах – или находит в себе силы изменить их. Дэйв Ульрих Величие человека можно определить по тому, что он оставил после себя, чтобы оно росло

Материальный носитель интеллекта любого человека - его головной мозг. Это такой же орган, как и все остальные. Он состоит из живых клеток, и в каждой из них есть ядро со стандартным набором хромосом, в которых закодирована информация о строении всех мозговых структур.

Проблема в том, что не существует определенного ограниченного нервного центра, который отвечал бы за интеллект. Нет, вероятно, и единственного гена, в котором была бы закодирована информация о нем. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, является ли интеллект чем-то целостным, или это лишь набор отдельных функций.

Интеллектуальная деятельность происходит за счет одновременной согласованной работы разных отделов головного мозга, а их строение и функции закодированы разными генами. Детально изучить каждый из них, а также все варианты их взаимодействия - крайне сложная задача, современной науке решить ее пока не удалось.

Роль наследственности становится хорошо заметна при сравнении родственников. Например, если однояйцевые близнецы (у которых совпадает 100% генов) растут вместе, то уровень их интеллекта в 86 случаев из 100 оказывается одинаковым. А если их разлучают и воспитывают в разных семьях, то этот показатель снижается до 72. Из этого следует, что наследственность более чем наполовину определяет, насколько человек умен.

У детей с родителями, у родных братьев с сестрами, которые росли и воспитывались вместе, уровень интеллекта совпадает примерно в 50 случаев из 100. А у детей с приемными родителями - лишь в 19 случаев. Получается, гены важнее воспитания и обучения?

Есть и другие интересные данные. У детей, растущих в родных семьях, как уже было сказано, в 50% случаев уровень интеллекта совпадает с родительским. Но если ребенка отдают в чужую семью, то эта цифра уменьшается до 22%. Выходит, что большинство детей, отлученных от родной матери и отца, отличаются от них по уровню интеллекта. Но они отличаются и от приемных родителей, братьев и сестер.

Так что же происходит в родной семье? Каким образом родители передают свой ум ребенку - через гены или через воспитание? Эти два фактора часто совмещаются, и понять, какой из них важнее, очень сложно.

Исследователи из Университета штата Флориды (Florida State University) пришли к выводу, что воспитание почти ни при чем. Согласно данным, полученным в ходе недавнего исследования, уровень IQ человека в возрасте 18–21 лет практически не связан с тем, как родители занимались с ним в детстве .

В то же время мать и отец помогают ребенку развивать нужные навыки, способны дать ему знания, воспитать ответственность, целеустремленность, аккуратность и другие качества, которые в будущем помогут достигать успеха и наиболее эффективно использовать генетический ресурс.

Влияние среды

Есть многочисленные исследования, которые установили связь между уровнем интеллекта человека и уровнем его жизни, образования, социумом и культурной средой, питанием, действием на организм различных веществ и факторов, состоянием здоровья.

Например, дети, бросившие школу, имеют в среднем более низкий интеллект по сравнению с теми, кто завершил среднее образование. А те, в свою очередь, уступают выпускникам ВУЗов. В Америке традиционно считалось, что у населения африканских стран более низкий уровень интеллекта по сравнению с европейцами в силу различий в генах. Но сегодня сравнялся уровень их жизни, а вместе с ним и уровень IQ - гены не могли измениться так быстро.

Память часто называют входными воротами интеллекта. Но память и интеллект - не одно и то же. В Технологическом университете Джорджии (Georgia Institute of Technology) в 2013 году было проведено исследование, показавшее, что большинство существующих сегодня тренингов для развития головного мозга помогают улучшить, главным образом, память, но не интеллект .

Вместе с тем есть явные свидетельства того, что интеллект можно тренировать, улучшать и развивать. Например, доказано, что у людей, занимающихся интеллектуальной деятельностью, реже развивается старческая деменция - патология, одним из проявлений которой является снижение интеллекта. У людей, имеющих высшее образование, у тех, кто занимается умственным трудом, средний уровень IQ и показатели по другим тестам выше, чем у низкоквалифицированных работников.

Большое значение имеют социум и культура. В разных культурных средах ценятся разные виды и проявления интеллекта. Например, в Америке среди англоязычного населения во главу угла ставится индивидуальность человека, его личный потенциал, а среди испаноязычного - родственные отношения, благополучие семьи. На постсоветском пространстве традиционно родители стремятся дать детям высшее образование, приветствуется карьерный рост, а во многих странах Азии высоко ценится деловая хватка, умение договариваться и торговать. Все это не только оказывает влияние на общий уровень интеллекта, но и способствует его развитию преимущественно в тех или иных направлениях.

Наглядный пример того, как среда влияет на интеллектуальные способности, демонстрирует исследование, проведенное в сентябре 2014 года в Университете штата Мичиган (Michigan State University). Когда студентам рассказывали о том, что у всех гениев человечества были «хорошие гены», то в дальнейшем они справлялись с решением интеллектуальных задач менее эффективно. Студенты из другой группы, которым говорили, что «все гении достигли успеха только за счет упорной работы», демонстрировали существенно лучший результат.

Головной мозг - миниэлектростанция, которой постоянно нужна энергия и питательные вещества. Соответственно, эффективность его работы зависит от питания. Более высокий интеллект имеют люди, матери которых во время беременности получали достаточное количество белка, витаминов, йода . А недостаток этих веществ может приводить к врожденному слабоумию. Согласно результатам недавних исследований, для головного мозга ребенка полезно, если беременная женщина употребляет в пищу много рыбы - в ней содержится важный компонент, входящий в состав мембран нервных клеток.

Если вы хотите, чтобы ваш мозг работал более продуктивно, то необходимо потреблять пищу, содержащую достаточное количество лецитина, B, D, йода, полиненасыщенных жирных кислот. Этот особенно важно в детстве. Но само по себе полноценное питание, конечно, интеллект не повышает.

Так что же важнее?

При всем разнообразии научных данных распространено мнение о том, что интеллект на 70% определяется наследственностью и лишь на 30% - внешними факторами, а некоторые исследователи отводят генам целых 85%. На самом деле факторов так много и взаимодействие их настолько сложно, что точные цифры посчитать практически невозможно. Все же наследственность дает человеку потенциал. Но то, как он раскроется, зависит от многочисленных внешних факторов.

В 2014 году ученые из университета Калифорнии в США открыли ген интеллекта , его назвали «клото». Ген продуцирует белок, который укрепляет нейронные связи в головном мозге. А вот исследователи из Университета Стенфорда пришли к выводу, что убежденность в ведущей роли генетики

Можно ли выучиться на руководителя или надо быть им от рождения? Этот вопрос владел умами многих исследователей на протяжении долгих лет, и его часто задают топ-менеджеры на тренингах. Наш ответ таков: это плохой вопрос, порождающий плохие ответы.

Многолетние исследования не дали удовлетворительного ответа - в особенности такого, который устроит людей, лишь стремящихся наверх.

Разумеется, преподаватели менеджмента склонны считать, что большинство лидерских навыков можно выработать в себе. При условии что вы располагаете адекватными качествами личности, в частности - интеллектом и энергичностью. Но вы ничего не узнаете о своих врожденных качествах, пока не приложите все усилия, чтобы их проявить.

Для чего менеджеры задаются этим вопросом? Обычно чтобы оценить свой собственный потенциал, иногда - чтобы оценить потенциал своих подчиненных. Но «врожденный или приобретенный?» - это плохой вопрос для таких целей, поскольку направляет внимание менеджера по ложному пути. Он углубляется в бесплодные размышления о том, какие качества характера поддаются изменениям, а какие останутся навсегда. Вопрос не берет в расчет главного - меры желаемой ответственности.

К какому уровню ответственности стремится человек? Самые важные посты ставят перед своими обладателями большие, сложные и конфликтоемкие задачи. Поле деятельности, границы и правила размываются, и именно руководитель должен их обозначить. Кроме того, чем выше по иерархической лестнице взбирается менеджер, тем больше ему приходится иметь дело с людьми большого масштаба, которые знают, чего хотят, и умеют этого добиваться. Они сложны, обладают сильной волей и жаждой власти.

Мы предлагаем менеджерам, пытающимся оценить свой потенциал, ответить на три ключевых вопроса.

Первый вопрос: как высоко вы хотите забраться?

Достигнув высоких кабинетов, вам придется постоянно принимать решения, влияющие на деньги и судьбы многих. Вам придется постоянно работать в окружении людей, желающих занять ваше место или конкурирующих с вами за место повыше.

Легко критиковать начальника и рассуждать о том, что мы на его месте справились бы не хуже. Но многие из тех, кому хочется стать руководителем, недооценивают качество и характер усилий, необходимых на руководящей должности. Поэтому предлагаем полезное упражнение: гляньте на своего непосредственного начальника и спросите себя, получится ли у вас делать его работу не хуже него. Потом посмотрите выше, на самого главного руководителя в вашем поле зрения - возможно, директора компании, - и изучите, с какими проблемами ему приходится иметь дело.

Почувствуйте разницу между тем, как вы проводите свое время, и временем, энергией и способностями, необходимыми для их работы. Что потребуется от вас, чтобы стать руководителем вашей компании? Чем из того, чего вы не умеете или не любите, вам придется заниматься? Чем из того, что вы любите, вам придется пожертвовать? Мы видели множество топ-менеджеров, которых неспособность сопоставить свои возможности и стремления привела к карьерному краху.

Второй вопрос: чем вы готовы пожертвовать?

Амбициозные менеджеры могут обманываться в своих силах и возможностях. Тот факт, что у вас есть серьезные ограничения, бывает трудно переварить. Но если вы всерьез настроены руководить, вам придется принимать непростые решения, думать, куда и сколько вкладывать усилий, чтобы развить в себе качества, помогающие переносить огромную ответственность.

Руководящая работа непременно требует деловой смекалки, технических навыков и отзывчивости, но в первую очередь - власти. Как бы это ни было огорчительно для некоторых, руководитель должен непременно завоевывать власть, правильно ею распоряжаться и удерживать ее. Немало «подающих надежды» и метящих на высокие места привыкли получать все в награду за ум и изобретательность. Отсюда рождается ощущение, что они все получат автоматически, - ощущение, несовместимое с необходимостью драться за власть. Это может резать кому-то слух, но жажда власти - необходимое условие для достижения высоких должностей.

Вам придется отказаться от некоторых удовольствий, это отразится на вашей личной жизни. Вам придется искать равновесие между работой и личной жизнью не время от времени, а один раз и надолго. Вам придется преодолеть некоторые убеждения, мешающие видеть вещи в реальном свете, и изменить свое поведение. Как руководитель, вы должны будете ставить подчиненных в новые для них обстоятельства, часто вопреки их воле. Вы не будете двигаться вперед, пока не отвяжетесь от прошлого.

Третий вопрос: как вы будете выживать в экстремальных условиях?

На протяжении многих лет вам нужна будет мотивация, чтобы действовать без благодарности и признания, имея дело с сопротивлением, критикой, неудачами, недовольством или нелюбовью подчиненных.

Оценка лидерских качеств - неоднократная процедура. Собираясь провести еще 10, 20, 30 лет на руководящей работе, вы должны выработать эффективные способы, чтобы оставаться физически активным, эмоционально гибким и сохранять интеллектуальный кругозор и свежесть взгляда.

На тяжелой руководящей работе многие становятся зажатыми и теряют качества, приведшие их наверх. Время от времени топ-менеджеры должны брать перерыв и оценивать, на что они тратят свое время и энергию - чтобы сохранить гибкость и справляться с новыми вызовами.

Преподаватели менеджмента, возможно, правы - качествам лидера можно научиться. Но не утешайтесь этой мыслью, лучше с опаской оглядите огромную работу, которая вам предстоит, работу по приспособлению к новым, экстремальным обстоятельствам.

Самый важный вопрос, стоящий перед менеджером, это не «врожденность» или «приобретенность» лидерских качеств. Важнейший вопрос - что есть у вас в активе, что вы готовы делать и чем пожертвовать.

Индивид в толпе — это песчинка среди массы других песчинок, вздымаемых и уносимых ветром. Большинство людей непостоянны в собственных убеждениях, сомневаются в правильности своих поступков. С появлением вождя всякая неуверенность исчезает. Несокрушимая уверенность в себе вождя порождает безмерное доверие других. Они говорят себе: "Он знает, куда идет, пойдем туда, куда он знает". И как только живые существа собраны воедино в определенном числе — все равно, будь то стадо животных или человеческая толпа, — они инстинктивно ставят себя под авторитет главы. Масса — послушное стадо, которое не в силах жить без господина. Обычно вожди не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия. Они не обладают проницательностью, так как проницательность ведет к сомнениям и бездействию.

Картина взаимоотношений между сверстниками в группах детского сада достаточно сложна и неоднозначна. К одним сверстникам, изобретательным в играх, дошкольники относятся с симпатией и стремятся к ним, других сторонятся, несмотря на наличие у них таких же качеств.

Детские лидеры иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон жизни ребят в детских садах. Авторитет лидера и сила его воздействия часто превосходят влияние взрослых.

По особенностям поведения и некоторым свойствам характера детей-дошкольников можно подразделить на следующие группы:

  1. лидеры и организаторы, имеющие твердую целеустремленность;
  2. активисты, обладающие личной инициативой при необязательной твердости их характера;
  3. исполнители;
  4. одиночки, живущие своей жизнью;
  5. бунтари, вступающие в борьбу против вожаков, против установлений, принятых в коллективе;
  6. затравленные члены коллектива (по Г. Фортунатову).

Наличие этих малых групп внутри коллектива объясняется избирательностью человеческого общения. Одни дети ищут общества наиболее подвижных, активных сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. Одни увереннее себя чувствуют рядом с сильными и решительными. Другие, наоборот, предпочитают дружить со слабыми, робкими, находя удовлетворение в покровительстве.

Лидер-дошкольник — это прежде всего активная, инициативная личность, которая способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и повести их за собой.

Изучая взаимоотношения детей, исследователь А. С. Залужный выявил типологию лидеров, которых подразделил на ситуативных (лидер-интеллектуал, лидер-организатор, эмоциональный лидер и т. д.) и постоянных. Расхожее мнение о том, что некоторые дети "от природы" не способны к лидерству, далеко от истины, лидером может быть и бывает в действительности при соответствующих условиях каждый ребенок, сейчас один, в следующий момент другой и т. д. Другими словами, в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.

Таким образом, появление лидера есть результат места, времени и обстоятельств, при которых человек должен проявить нужные именно для данной ситуации качества таким образом, чтобы результат соответствовал ожиданиям группы. При оценке успешности деятельности лидера важен не столько объективный ее результат, сколько признание этой успешности со стороны других детей.

Лидером рождаются — или становятся?

Можно ли развить лидерский потенциал личности? Если можно, то как это сделать? Существуют две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играет никакой роли. Это предположение основано на том, что у человека есть семь врожденных инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруизма, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства. Человек рождается с генетической программой приспособления, со своим призванием, которое и есть судьба ("рожденный ползать летать не может"). От того, какой именно инстинкт занимает у конкретного человека первое место, зависит его типология по доминирующему инстинкту.

Вторая точка зрения заключается в том, что и на врожденные потребности оказывают влияние условия жизни и характер воспитания, следовательно, лидерский потенциал можно развивать, хотя для этого необходимы определенные задатки психофизиологического характера (например, хорошее здоровье, развитое внимание и память, способность к продуктивному мышлению).

Развитие лидерского потенциала личности с раннего детства, с нашей точки зрения, обусловлено взаимодействием биологических (особенности темперамента и здоровья) и социальных факторов.

1. Физическое здоровье

Здоровье — состояние организма, при котором правильно, нормально действуют все его органы. Лидер выполняет функции инициатора, организатора, вдохновителя, следовательно, ему в первую очередь необходимо иметь сильную нервную систему, быть выносливым, энергичным, физически сильным, чтобы проявлять высокую степень общей поведенческой активности.

2. Учет в воспитательной работе индивидуальных особенностей темперамента детей

Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств: у флегматика — вялости, безучастности к окружающему; у холерика — несдержанности, резкости; у меланхолика — замкнутости, неуверенности, застенчивости; у сангвиника — распыленности и т. д. Благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент, но меры воздействия следует отбирать такие, которые бы развивали сильные стороны темперамента.

Успех в работе с меланхоликами и флегматиками предполагает опору на поощрение даже незначительного проявления быстроты, ускорения темпа, подвижности, расторопности, а также похвалу за проявление таких важных для успеха качеств, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, нередко и аккуратность, старательность. Развивать активность, подвижность детей надо постепенно, учитывая их реальные возможности в наращивании темпа. Этим детям легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др.), в спокойных играх, конструировании, лепке, на занятиях в небольших по составу группах, с доброжелательными по характеру детьми, близкими по степени общительности.

В отношении детей с холерическим темпераментом важно поддерживать и направлять их энергию на полезные дела, исключать из ситуации то, что перевозбуждает нервную систему, но вместе с тем следует развивать и укреплять процесс торможения путем организации спокойной деятельности и упражнений, добиваться сдержанного поведения, умения считаться с окружающими и не задевать их самолюбия.

У детей с сангвиническим темпераментом следует формировать устойчивые привязанности, интересы, приучать доводить начатое дело до конца, обращать особое внимание на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий, чаще контролировать поступки, действия ребенка, предлагать движения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности. Вместе с тем не следует чрезмерно усердствовать в ограничении двигательной активности холериков и сангвиников.

Специалисты в области физического воспитания дошкольников рекомендуют в отношении детей с повышенной потребностью в двигательной активности не ущемлять ее, а регулировать интенсивность, характер движений (предлагать движения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности). Полезно с этой целью обучать таких детей точным движениям — метанию в цель, прокатыванию мяча на ограниченной площади (половице, "дорожке" из шнуров, гимнастической скамейке и т. п.), ловле мяча, полезны все виды и способы лазания. Важно заполнить двигательную активность таких детей определенным содержанием. Отсутствие же его сопровождается, как правило, несдержанностью, крикливостью, агрессивностью детей. Бесцельность движений быстро утомляет не только их самих, но и окружающих.

3. Формирование внутренней автономной позиции ребенка

Установлено, что чувство автономии начинает развиваться в два-три года и усиливается к четырем-пяти годам. В этом возрасте самостоятельные действия приводят ребенка к осознанию своей отдельности от взрослого, самостоятельности и в то же время ограниченности своих возможностей. Исследовательские интересы ребенка отвлекают его от взрослого, а чувство страха и опасности возвращает к нему. Следовательно, основная функция родителей и педагогов заключается в обеспечении безопасного поля активности и удовлетворения иногда требующейся ребенку защиты и безопасности. При гиперопеке или отсутствии должной защиты самостоятельность замещается нерешительностью, неуверенностью в своей компетентности, частым обращением за помощью, что ведет к закреплению в будущем окружении подчиненного, зависимого положения.

4. Переживание ребенком успеха в деятельности

В три-четыре года дети стремятся к самостоятельному достижению результата в деятельности и, достигнув желаемого, они тут же стремятся продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность, и радостные переживания по их поводу существенно омрачаются. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к демонстрируемому результату вызывает у детей аффективные (эмоционально сильные) переживания, побуждает с удвоенной энергией добиваться внимания и положительной оценки. Получив желанное одобрение, ребенок испытывает гордость за свои достижения, что, в свою очередь, повышает его инициативность, уверенность в способности действовать самостоятельно и уровень притязаний. Чем чаще ребенок испытывает гордость за свои достижения и чем разнообразнее области приложения его способностей, тем более интенсивно идет процесс взаимодействия ребенка с социальным и предметным миром и формирование активного — лидерского — поведения.

5. Реализация притязания на признание и стремление к превосходству

После возникновения эмоционального отношения к самому себе как "хорошему" у ребенка возникает новое социально необходимое образование — стремление быть признанным. Притязание на признание — одна из самых значимых человеческих потребностей. Она проявляется в том, что дети все чаще начинают обращаться к взрослым за оценкой результатов деятельности и личных достижений. Притязание на признание проявляет себя и в том, что ребенок начинает бдительно следить за тем, какое внимание оказывают ему, а какое — его сверстнику или братишке. Дети стремятся к тому, чтобы взрослые оставались ими довольны, и если заслуживают порицание, то всегда хотят исправить сложившиеся отношения с взрослыми. Нереализованное притязание на признание может привести к нежелательным формам поведения, когда ребенок начинает нарочито придумывать неправду или хвастать.

К пяти-шести годам сфера достижений, сливаясь со сферой отношения к себе, способствует появлению детского самолюбия — мощнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию. Дети начинают очень ревностно относиться к успехам сверстников и очень неохотно допускают их превосходство в чем-либо.

Общепризнано, что для детей наиболее характерной является игровая форма поведения. Когда один ребенок играет с другим, он всегда стремится выиграть. А. И. Розов, наблюдая за играми детей, заметил такой парадоксальный факт: львиная доля игрового времени уходит не на собственно игру (развитие мышц, реализацию потенциальных возможностей, приобщение к социальным нормам и т. д., как утверждают распространенные психологические теории игры), а на споры по поводу того, кого "по справедливости" считать победителем, "законности" забитого гола или присужденных очков. В игре, с одной стороны, ребенок хочет быть "как все", а с другой — "лучше, чем все". Стремление быть "как все" в определенной степени стимулирует и подтягивает его до общего среднего уровня. А. И. Розов отмечает, что не случайно дети уклоняются от игр, в которых не добиваются успехов, то есть не дающих основания для чувства превосходства.

Стремление к лидерству есть не что иное, как реализация своего потенциала, стремление к превосходству над людьми в своей привычной среде. Примечательно, что проблема лидерства отпадает лишь в случае одиночества (не над кем его добиваться), а так как человек с раннего детства растет и развивается во взаимодействии с людьми, то желание превосходить других преследует его на протяжении всей жизни. Это желание, несомненно, выступает стимулирующим фактором, пробуждающим энергию; оно активизирует личность и наделяет ее настойчивостью и упорством в преодолении трудностей.

Лидерство изначально предполагает конкуренцию, поэтому между детьми возможны конфликты. Здесь педагоги и родители могут выбрать одну из двух стратегий поведения: активного судьи (взрослый предвидит возможность возникновения конфликта и вовремя нейтрализует его) или невмешательства (предоставление детям возможности самим разрешать свои конфликтные ситуации, рассчитывая на то, что таким образом дети-лидеры будут приобретать опыт решения проблем, взаимодействуя с равными себе противниками).

Чтобы получение одобрения не стало для детей самоцелью, задача родителей и педагогов заключается в создании установки (для себя и для детского коллектива), что каждый из детей самый лучший в чем-либо. Тогда, чтобы стать лидером, дети будут бороться не за "место под солнцем", а будут стараться проявлять свою фантазию, свои творческие и индивидуальные способности.

6. Особенности детско-родительских отношений

Исходя из теории привязанностей, основателями которой являются Дж. Боулби и М. Эйнсворт, опыт отношений с матерью, полученный в раннем детстве, во многом определяет дальнейшую социальную жизнь ребенка. Согласно этой теории, если первичный объект привязанности (мать) обеспечивает ребенку безопасность, надежность и уверенность в своей защищенности, в будущем он без труда налаживает вторичные привязанности с другими людьми.

В раннем детстве у младенца ключевая характеристика себя определяется тем, как меня воспринимает объект моей привязанности, которым чаще всего является мать ("Я — тот, кого обнимают, на кого смотрят, кому улыбаются, на мой плач быстро реагируют" и пр.). Таким образом, для нелюбимых, обиженных детей Я выступает как не заслуживающий любви и внимания окружающих объект, а объект привязанности (мать) — как требовательный, все запрещающий и жестокий. Чем менее надежной является связь с матерью, тем больше ребенок склонен подавлять свое стремление к другим социальным контактам. Оптимальные взаимоотношения и "образ Я" складываются у детей, чьи родители заботятся о них, оказывают эмоциональную поддержку и в то же время допускают и поддерживают самостоятельную активность и автономию ребенка.

Характер эмоциональной связи складывается очень рано и обладает большой устойчивостью. С возрастом закрепившаяся в младенчестве модель взаимоотношений и, как ее следствие, отношение индивида к себе становятся все более привычными, устойчивыми и практически не поддаются сознательному контролю.

7. Оценивание деятельности ребенка взрослыми

Преобладающей для детей старших и младших групп является общая положительная (или отрицательная) оценка сверстника ("он хороший" или "он плохой"). Дети нередко указывают на наличие у товарищей успехов в различных видах деятельности ("хорошо рисует", "хорошо дежурит", "хорошо танцует", "быстро одевается, сам все застегивает и завязывает"), на особенности внешности сверстника. В некоторых группах, где воспитатель уделяет особое внимание поведению детей за обедом, дети отмечают — "он хорошо кушает".

Я. Л. Коломинский одним из первых выяснил, что дети прежде всего осознают и оценивают те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются воспитателем и от которых, следовательно, зависит их положение в группе.

В шесть-семь лет начинает формироваться самооценка. Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога и родителей, которые, к сожалению, далеко не всегда бывают объективны. Главная причина формирующейся заниженной самооценки ребенка — стремление родителей и педагогов по отдельным поступкам и проступкам ребенка делать обобщающие отрицательные выводы о его личности в целом. Причина завышенной самооценки в том, что малейший успех ребенка родители немедленно относят к выдающимся качествам его личности.

Таким образом, у ребенка с заниженной самооценкой обычно повышена самокритичность, он не верит в себя, поэтому не прилагает должного старания и усилий, чтобы добиться успеха, в том числе и признания сверстников. Ребенок с завышенной самооценкой, напротив, переоценивает свои возможности и также не очень старается. Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, они смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижает самооценку.