Меню

Что такое психологические особенности. Психологические особенности личности

Сантехника

Значительное влияние на поведение несовершеннолетнего оказывает акцентуация характера.

Основные типы акцентуаций уже были перечислены выше. Рассмотрим подробнее каждый из них в связи с их физическими особенностями.

Астенический тип – физически слабый человек с отставанием в физическом развитии, угловатостью, слабо развитыми мышцами конечностей, ускоренным ростом. Для астеника характерны повышенная утомляемость, раздражительность, он медленно восстанавливает силы после физических упражнений. Быстрая смена событий отрицательно влияет на реакцию, сообразительность, критичность. Целеустремленный (порой в ущерб общему интересу) астеник может поставить какую-то цель и будет действовать по программе, не обращая внимания на важность других дел. Он плохо адаптируется в экстремальных ситуациях, долгое пребывание в подобной обстановке чревато эмоциональным взрывом оборонительного характера, появлением желания срочно избавиться от раздражителя (собеседника). Раздражительность здесь связана с повышенной утомляемостью. Астеник чаще всего выжидает случайной развязки конфликта, уходит в себя, замыкается. Одиночество и беззащитность могут спровоцировать суицидальные попытки.

В процессе воспитания астеника необходимо равномерно загружать физической работой и спортом. Педагог должен помнить, что астеники от природы спокойны, склонны к уединению, нерешительны, неуверенны, во всем сомневаются, недоверчивы к людям, глубоко переживают обман, медлительны. Многолюдные аудитории, шум, конфликты, необходимость идти на контакт с незнакомыми людьми, делать самостоятельный выбор цели могут стать причиной стресса. Тревожная медлительность, страх или опасение за близких нередко толкают астеника на преступление или другие необдуманные действия. Юристу и педагогу необходимо помнить, что астеник склонен к рассуждениям, демагогическим высказываниям, внимание его сужено, поэтому полученная от него информация о случившемся может быть незначительной по объему. Речь у астеников характеризуется точностью выражений, лаконичностью, скупостью словосочетаний. Если астеники сомневаются, то предпочитают промолчать или избежать ответа.

Гипертимный тип – физически развитый человек. Поэтому подростки такого типа предпочтение отдают урокам физкультуры, игровым видам спорта. Отличаются организованностью в подобных занятиях. Настроение у гипертимов часто меняется, причем преобладает повышенное эмоциональное состояние, характеризующееся стремлением к общению. Действия и поступки зависят от настроения. Подростки гипертимного склада стремятся выполнять задания (например, уроки) в присутствии родителей или друзей, при этом подчеркивая свои возможности, эрудицию, широту знаний. Отличаются ослабленной самокритикой и повышенным самомнением, бывают ленивы, поверхностны, необязательны. Гипертимы зачастую обладают творческими способностями. Они общительны, отличаются веселым нравом, даже в трудные для себя минуты могут пошутить. Деловиты, в сложных и трудных ситуациях не теряются, не отчаиваются. Берутся за многие дела, но, к сожалению, не всегда доводят их до конца. В незнакомой для себя обстановке адаптируются быстро. Однако деловитость иной раз показная, порой таким образом они скрывают свои отрицательные качества.

Гипертим, как правило, лидер. Подросток занимает лидирующее место среди сверстников, пытается внедрить больше демократии, решает многие вопросы на уровне компромисса, но в то же время строго следит за уровнем своего авторитета в коллективе. Юристу следует помнить, что гипертимы могут направить свои творческие возможности на антиобщественные поступки, стать вдохновителями противозаконных акций, преступлений. Несмотря на незначительную концентрацию внимания, гипертим запоминает много, но бессистемно и поверхностно. Его речь характеризуется быстротой и импровизацией. Если его настроение меняется в сторону депрессии, то речь становится противоречивой и нелогичной.

Эмоционально неустойчивый тип отличается невыдержанностью и нетерпеливостью, недостаточной управляемостью. Подростки такого типа отличаются импульсивностью, крайней формой проявления как положительных, так и отрицательных эмоций. Компромиссов в конфликтах не признают. Не любят длительной, кропотливой работы, их раздражают вопросы организации деятельности. Предпочитают проводить досуг в азартных играх, употребляют спиртные напитки, дурманящие вещества. Как правило, такие подростки – выходцы из неблагополучных семей. Речь у них дезориентирована, нелогична. В период больших стрессовых потрясений могут потерять самообладание. Стараются как можно реже вступать в диалог, в обмен мнениями.

Эпилептоиды увлекаются спортом, следят за своим физическим развитием, у них очень рано начинается половое созревание. Сверхувлеченность чем-либо порой приводит их к злобно-тоскливому, подавленному настроению с крайней раздражительностью (дисфории). Раздражительность накапливается и может реализоваться в аффективном взрыве, если есть на ком сорвать зло. Взрыв может произойти в любом месте, отличаясь не только большой силой, но и продолжительностью. Мощным регулятором поведения эпилептоидного подростка является сверхидея, а точнее, невозможность ее реализации. Ради достижения своей цели подросток становится безжалостным к слабому противнику, неуступчивым и жестоким. Энилептоидный тип всегда чувствует себя лидером, устанавливая правила поведения, выгодные ему.

Представители этого склада характера обладают изощренной мстительностью и коварством. Они испытывают наслаждение, наблюдая за мучениями противника, и боязливо осторожны со всеми незнакомыми. Подростки отличаются работоспособностью и аккуратностью, очень плохо переносят контроль и вмешательство в свои дела. Берутся за дело, которое может принести определенный успех, и боятся неудач, ошибок, промахов в выполняемой работе. Необходимо помнить, что эпилептоиды бывают веселыми, подвижными, активными в чужой для себя среде и в то же время, оказавшись в привычной обстановке, становятся сдержанными и немногословными.

Истероидный тип особое внимание уделяет своей личности, стремится казаться значительнее, чем он есть на самом деле. Всем своим поведением, поступками старается обратить на себя внимание. Однако он неинтересен, привязанности его поверхностны и неглубоки, все рассчитано на эффект, ради которого в ход идут обман, лесть, создание провокационной ситуации. Истероид может упорно, настойчиво продвигаться к желаемой цели (например, к экстравагантному завершению какого-то мероприятия). Как только необходимый результат достигается, интерес к нему пропадает. Подросток избирателен в общении. Тянется в основном к тем, кому он нравится. Его интересуют яркие предметы, необычная информация.

Истероидный тип способен "удалить" из памяти события, которые ему известны, но неприятны. Истероиды часто совершают необдуманные поступки, способны вести двойную игру, сообщая ложную информацию с невинным выражением лица. Педагог или юрист не обнаружит следов угрызения совести, сострадания или сопереживания, так как ложь для истероида в момент общения приобретает значение истины. Наблюдаются признаки бахвальства. Жажда мести порой вытесняется разумным, логическим подходом в анализе сложившейся ситуации. Истероид бросается на обидчика, если чувствует, что с ним поступают несправедливо, обижают. Физическое насилие исключается, но крику, ругани, истерики бывает предостаточно.

Следует подчеркнуть, что истероиду присуще чувство жалости, особенно когда он может на этом эффектно сыграть. Истероид быстро приспосабливается к сложившейся обстановке, даже к неожиданно изменившейся ситуации относится спокойно. Он всегда чувствует малейшие колебания в настроении собеседника и прогнозирует его вероятное поведение. Обладает высокой самовнушаемостью и склонностью к суицидальным демонстрациям. Суицидальные попытки обставляются по возможности безопасными действиями, сопровождаются прощальными записками, "тайными" признаниями и др.

Педагоги и юристы должны помнить, что истероиды склонны к правонарушению: мошенничеству, подделке документов, кражам, обману лиц, к которым они вошли в доверие.

Лабильный тип характеризуется неустойчивостью настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко под воздействием малозначимых или ничтожных поводов. С окружающими подросток общителен, искренне чувствителен, очень привязывается к людям, близким ему по духу. Предпочитает дружить с теми, кто всегда готов ему оказать духовную и материальную помощь, защитить при реальной опасности или несправедливости. При неблагоприятной обстановке в семье стремится уйти из дома, по тяге к группированию со сверстниками подвержен мало. Болезненно относится к утрате доверия близких, родных или полной разлуке с ними. Успокоение получает в сближении с соратниками по общему делу, интересам, при повышенном внимании к его проблемам и заботам.

Шизоидный (интровертированный) тип отличается замкнутостью, погруженностью в мир далеких от реальной жизни мыслей, идей, образов, влечений. Подросток шизоидного типа не устанавливает тесных контактов со своими сверстниками, поскольку не способен угадывать мысли, желания и переживания других, попять чужую беду. Он бурно реагирует на все попытки вторгнуться во внутренний мир своих увлечений, интересов, желаний и устремлений.

Замкнутость и отгороженность затрудняют контакт. Алкоголь и наркотические средства иногда используются в качестве "коммуникативного допинга", облегчающего установление контактов со сверстниками. Шизоидные подростки предпочитают совершать преступления в одиночку.

Конформный тип характеризуется постоянным соглашательством с тем, что диктует непосредственное окружение. Особое влияние на подростков конформного типа оказывает среда. В хорошем окружении это неплохие ребята, но в дурной компании они могут быть втянуты в групповые правонарушения. Представители подобного типа не стремятся менять свой образ жизни, "плывут по течению", им не свойственны инициатива, смелость, принципиальность и т.д. Подростки-конформисты не в состоянии противостоять негативному влиянию, их легко подбить на употребление алкоголя, наркотиков, преступление.

Как уже было сказано, в чистом виде типы акцентуаций практически не встречаются, однако часто один из них доминирует.

Как определить черты акцентуации характера подростка, чтобы грамотно строить процесс общения с ним? Особое внимание уделяется наблюдениям, беседам, опросам и др. Значительную пользу могут принести тесты, успешно апробированные в самых разных детских коллективах. Выявление признаков, связанных с акцентуацией характера, помогает юристу более эффективно работать с подростком, выявлять особенности черт личности и предвидеть вероятные варианты поведения. Особое значение придается возможному вовлечению подростковых акцентуантов в девиантное поведение.

Семейное неблагополучие и школьные неудачи заставляют подростков искать компенсацию эмоциональной неудовлетворенности в товарищеских группах. Группа несовершеннолетних играет существенную роль в криминализации личности подростков. В результате такого общения они сближаются, находят друг у друга сочувствие и взаимопонимание. Подростки привыкают к досуговой группе и не стремятся выйти из нее.

Девиантная (криминогенная) группа оказывает постоянное влияние на своих членов. Во-первых, группа является важнейшей базой формирования взглядов и установок подростка. Во-вторых, она оказывает на несовершеннолетнего мощное психологическое воздействие и заставляет действовать определенным образом, в том числе неправомерным. В третьих, группа притупляет, стирает у подростка малейшее желание воспротивиться давлению и продемонстрировать чувство собственного достоинства. В-четвертых, основу взаимоотношений девиантной группы и подростка составляют механизмы защиты, которые снимают социальный контроль, его барьерное и тормозящее действие. В-пятых, группа формирует появление такого психологического механизма, как подражание. В-шестых, она снижает у подростков страх перед возможным уголовным наказанием. В-седьмых, формирует и стимулирует мотивацию антисоциального поведения.

Источником девиантного поведения подростка служит социальное неравенство, т.е. противоречие между потребностями (ценностями, устремлениями) и возможностями их удовлетворения. Например, неудовлетворенная потребность в самоутверждении может привести к совершению насильственных преступлений, употреблению алкоголя или наркотических веществ.

Стихийные уличные компании подлежат нейтрализации, разобщению или переориентации. Общеизвестно, что подросток необязательно подвержен внешним негативным воздействиям. Он может активно сопротивляться, бороться с ними, решительно отвергать и не воспринимать. Представляется, что борьба с негативными условиями способствует воспитанию положительных черт личности подростка.

Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеют возрастную специфику. Пожалуй, наиболее сложным является возраст 14–16 лет, когда подросток уже не принадлежит к категории детей, но еще не стал взрослым. Психологи и юристы считают, что этот возраст характеризуется многочисленными поведенческими реакциями:

  • реакция оппозиции (побеги из дома, бравирование агрессивным поведением по отношению к взрослым, опьяненным состоянием и др.);
  • реакция имитации (подражание определенному лицу, возвеличивание "преступника-рецедивиста");
  • реакция компенсации – восполнение отдельных неудач успехами в другом виде деятельности (прогулы в школе компенсируются дерзким поведением в компании подростков);
  • реакция эмансипации – стремление освободиться от опеки старших, самоутверждение;
  • реакция группирования – объединения подростков в группы, стремление сверстников совершать совместные действия, в том числе правонарушения;
  • реакция увлечения – проявляется в подростковых хобби: стиль в одежде, музыке, длительные разговоры у подъездов, физическое совершенствование, азартные игры и т.д.

Поведенческие реакции способствуют совершению противоправных действий.

Правовые нарушения совершаются на почве самоутверждения, подражания криминальным авторитетам, озорства, стремления получить сиюминутную выгоду, ложного товарищества, превышения желания над возможностями и др.

Система незначительных правонарушений, провинностей, проступков определяется как делинквентное поведение. Причинной является педагогическая запущенность, психологические аномалии, неблагополучное семейное воспитание, неблагоприятное воспитание микросреды, нравственные пороки подростка и др.

В подростковом возрасте формы преступного поведения можно своевременно искоренить. В то же время среди несовершеннолетних имеются лица с достаточно стойкой антиобщественной направленностью.

Важнейшей мерой борьбы с несовершеннолетними правонарушителями является профессионально организованный процесс предупреждения преступных проявлений и своевременный вывод подростка из преступной группировки.

Психологические особенности человека, которые Вас удивят
Человеческая психика остается одной из самых больших загадок для исследователей. Однако в мире каждый день происходят какие-нибудь открытия, и мир психологии - не исключение.

1. Все знают, что плаце́бо - это вещество лечебных свойств, используемое в качестве лекарственного средства, лечебный эффект которого связан с верой самого пациента в действенность препарата. Так вот как влияет плацебо на здоровье: капсулы действуют эффективнее, чем таблетки, а уколы зачастую действеннее капсул.

2. Эффект плацебо работает даже тогда, когда человек осознанно принимает вещество без явных лечебных свойств.

3. Люди гораздо дольше могут обходиться без еды, чем без сна.

4. Даже небольшой шум заставит ваши зрачки расшириться.

5. К 60 годам вы потеряете половину своих вкусовых рецепторов.

6. Если слюна не будет растворять какую-либо еду, то вы не сможете почувствовать её вкус.

7. Наш мозг постоянно взаимодействует с нашим желудком. Поэтому наши эмоции, особенно негативные, влияют на самочувствие нашего желудка.

8. С появлением интернета всё меньше людей обращаются к религии.

9. Жевательная резинка активизирует память, благодаря чему вы можете заработать высокие баллы в тестах.

10. Фиолетовый или цвет лаванды обладает успокаивающим эффектом. Особенно хорошо использовать его в спальне.

11. Согласно учению Фрейда о стадиях психосексуального развития личности, на фаллической стадии дети начинают интересоваться своими гениталиями, гениталиями своих родителей и друзей. На этой стадии девочки, обнаружив у себя отсутствие мужского полового органа, начинают испытывать так называемую «зависть к пенису», сопровождающуюся чувством обиды.

12. Наша краткосрочная память имеет гораздо более ограниченные возможности, чем мы думали. Длительность хранения информации в краткосрочной памяти составляет 20 секунд, а обрабатывать она может лишь от 5 до 9 вещей одновременно.

13. Красный цвет делает человека более сексуально привлекательным для противоположного пола, а мужчины в голубом обладают большей притягательностью для женщин.

14. Большинство людей имеют склонность к запоздалым суждениям, то есть у них отмечается тенденция предсказывать исход какого-либо события прежде, чем оно произошло.

15. Подсчитано, что человек в среднем думает 70 тысяч мыслей ежедневно.

16. Чтобы сформировать новую привычку в среднем потребуется 66 дней.

17. Если собеседник смотрит вам в глаза 60% от времени разговора, то ему скучно, 80% - вы ему нравитесь, 100% - он вам угрожает.

18. Чрезмерный стресс может изменить клетки мозга, его структуру и функции.

19. Слова, которые используются при допросе очевидцев для описания увиденного ими события, могут повлиять на то, как они в дальнейшем запомнят это событие.

20. Ощущение падения, которое иногда возникает перед сном, на самом деле связано с тем, что мы слишком быстро засыпаем, и наш мозг думает, что мы умираем. Поэтому возникает ощущение, как будто мозг делает себе электрошок.

21. Если у вас плохое настроение, то поддельная улыбка поможет почувствовать себя намного лучше и даже сделает вас счастливее.

22. Чистая кожа, яркие большие глаза, розовые губы и блестящие волосы не только привлекают мужчин и служат индикатором здоровья, но и являются показателем того, что женщина способна стать подходящим партнёром для продолжения рода.

23. Вовсе не обязательно, что человек, страдающий обсессивно-компульсивным расстройством, является гермофобом (тот, кто боится заразиться микробами при контакте с другим человеком или предметом). Данное расстройство связано с навязчивыми, ненужными мыслями и ассоциациями из несвязанных между собой событий.

24. Когда вы зеваете, и сразу после этого зевает кто-то ещё, это значит, что на вас смотрели и/или вы ему нравитесь.

25. Это миф, что люди используют только 10% возможностей своего мозга в любой момент времени. На самом деле мы можем задействовать единовременно около 35% нашего мозга.

26. Когда мы полностью сконцентрированы на выполнении какой-либо задачи, наш мозг блокирует остальные дела, заставляя нас ничего не замечать вокруг себя. Это называется избирательным вниманием.

27. У одних людей мозг производит больше химических веществ, чем у других. Вот почему некоторые люди считаются более эмоциональными, чем другие.

28. Интеллект в определённой степени зависит от наследственности.

29. С одной стороны, эффект плацебо может заставить человека думать, что он выздоравливает, но с другой стороны, он может и навредить. Если человек будет принимать лекарства, в которых не нуждается, то когда они действительно ему понадобятся, лекарства не будут работать, даже если они настоящие.

30. По мнению Т. Чаморро-Премузика и Э. Фернхема, определённые черты характера, а не умственные способности, могут влиять на академическую успеваемость. На самом деле добросовестные, но закрытые интроверты, как правило, показывают более высокие результаты успеваемости, чем другие.

31. Наши рефлекторные реакции контролирует не головной, а спинной мозг. Нервы, которые пронизывают позвоночник, приходят на помощь тогда, когда телу необходима молниеносная реакция, например, при прикосновении к чему-нибудь раскалённому.

32. Члены одной семьи пахнут одинаково. Именно поэтому человек не может продолжать свой род со своими родными. Это естественный способ природы избежать генетических мутаций.

33. Помимо сексуальной привлекательности красный цвет может также быть признаком агрессии и отпугивать людей.

34. В самом мозге нет болевых рецепторов. Этот факт позволяет нейрохирургам проводить на нём операции, когда пациент бодрствует. Во время таких манипуляций крайне важна обратная связь от пациента, чтобы не повредить важные зоны мозга, например, те, которые отвечают за речь.

35. У женщин в два раза больше болевых рецепторов, чем у мужчин, но также в два раза выше порог переносимости боли.

36. Когда мы держим любимого человека за руку, мы не так сильно чувствуем боль и меньше переживаем.

37. У людей с высоким интеллектом меньше друзей, чем у среднестатистического человека. Чем умнее, тем избирательнее.

38. Женщины, у которых большинство друзей - мужчины, чаще пребывают в хорошем настроении.

39. Очень легко доминировать над собеседником, если говорить тихим и спокойным голосом. Особенно в споре.

40. И напоследок, краткая констатация фактов, без подробных объяснений. Поверьте на слово, это действительно так:

У людей, которые умеют благодарить, легче всего получается быть счастливыми.
- Если постоянно говорить на двух языках, можно отсрочить появление симптомов болезни Альцгеймера.
- С закрытыми глазами мы легче запоминаем информацию.
- Мечтатели чаще других видят сны и запоминают их.
- У человека возникает тесная эмоциональная связь с тем, с кем он поёт.
- Человек быстрее принимает решения, когда хочет в туалет.:))



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал

Кафедра Экономики


Контрольная работа

по дисциплине «Организационное поведение»

Тема: Психологические особенности личности


Студент Хныков А.В.

Руководитель ст. преподаватель Тищенко Л.И.




Введение

1 Понятие о темпераменте

2 Общее понятие о характере

Несовместимость психологических особенностей личностей. Конфликты в межличностных отношениях

Заключение


Введение


Известно, что проблемы аварийности и травматизма нельзя решить только инженерными методами, поскольку причиной опасности могут быть:

Низкий уровень профессиональной подготовки;

Недостаток в воспитании;

Нетребовательность к соблюдению правил безопасности;

Допуск к опасным видам работ лиц с повышенным травматизмом;

Пребывание людей в состоянии утомления, опьянения или наркотического воздействия.

Статистика свидетельствует, что примерно 60-90% травм в быту и на производстве происходят по вине самих пострадавших. Поэтому изучение таких психических качеств личности, как эмоциональность, темперамент, воля, характер, интеллектуальность и мораль, позволит изучить психическое состояние в процессе деятельности и снизить риск воздействия опасных факторов.

Психология труда зарождалась в процессе изучения соответствия профессиональных навыков требованиям рабочего места и основывалась на принципах и методах индивидуальной психологии.


Психологические особенности личности


Психологические особенности личности являются основными предпосылками успешности в том или ином виде профессиональной деятельности. Неправильная профориентация, выбор индивидом профессии которая не отвечает типу темперамента неизбежно приводит к неуспешности в данном виде профессиональной деятельности, разочарованию в ней. В то же время выявление и учёт психологических особенностей могут обеспечить личности любимую работу, способствовать достижению высших ступеней профессионального мастерства. Среди психологических особенностей, которые определяют успешность профессиональной деятельности следует выделить прежде всего темперамент личности.


1 Понятие о темпераменте


Темперамент (от лат. - надлежащее соотношение частей, соразмерность) - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. Выделяют два основных показателя динамики психических проявлений и поведения: активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты и, наоборот, медлительности, инертности, а эмоциональность - особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев, веселье и т.д.).

Известны три основных системы объяснений сущности темперамента и его органической основы. Первая (гуморальная) связывала состояния организма с соотношением в нем различных соков (жидкостей), в связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический (Гиппократ, Гален и др.), Эта терминология стала впоследствии широко употребительной.

Вторая (конституциональная) исходит из различий в конституции организма - его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и др.). Третья связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервное системы (И.П. Павлов).

И.П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: а) силу процессов; б) их уравновешенность; в) их подвижность. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности и поведении человека:

сильный, уравновешенный, подвижный тип ("живой") - сангвинический темперамент (от лат. - "кровь");

сильный, уравновешенный, инертный ("спокойный") - флегматический темперамент (от лат. - "флегма");

сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения ("безудержный") - холерический темперамент (от греч. - "красно-жёлтая желчь");

слабый - меланхолический темперамент (от греч. - "черная желчь").

Тип нервной системы - это природное, врожденное свойство нервной системы, которое, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности.

Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина показали, что структура основных свойств нервной системы много сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем это ранее представлялось. Тем не менее указанные четыре типа темперамента как наиболее обобщенные могут быть использованы для изучения индивидуальности.

Различия по темпераменту - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Особенности темперамента обусловливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные и волевые возможности человека создают условия для компенсации недостатков темперамента. В то же время темперамент обусловливает индивидуальный стиль деятельности.

Для отнесения человека к определенному типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт: активность, эмоциональность, особенности моторики. В воспитании необходимо содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.(Табл.1)


Таблица.1. Психологическая характеристика типов темперамента

Тип темпераментаПсихологическая характеристикаСангвиникХарактеризуется несколько пониженной сенситивностью, высокой реактивностью и активностью, уравновешенностью, эмоциональной подвижностью, пластичностью, лабильностью, экстравертированностьюХолерикХарактеризуется повышенной возбудимостью, высокой реактивностью и активностью с преобладанием реактивности, повышенной эмоциональной возбудимостью, ригидностью, ускоренным темпом реакций, экстравертированностьюФлегматикХарактеризуется пониженной сенситивностью, низкой реактивностью, ригидностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, замедленным темпом реакций, интровертированностьюМеланхоликХарактеризуется повышенной сенситивностью, невысокой реактивностью и низкой активностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, интровертированностью

В чистом виде указанные четыре типа темперамента встречаются крайне редко, так как различные свойства нервной системы человека в их разнообразных сочетаниях определяют большое количество промежуточных типов. Таким образом, при анализе индивидуально-психологических особенностей личности требуется установить степень преобладания тех или иных характеристик традиционно выделяемых четырех типов темперамента.


2 Общее понятие о характере


В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность, переключаемость - ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. В следующем разделе рассмотрим типологию характеров.


Психологическая совместимость личностей в общении и совместной деятельности

психологический характер темперамент

Межличностные отношения выражаются в совместимости людей.

Совместимость - оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Принято выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую.

Физическая совместимость выражается в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, выполняющих совместное действие (совместимость в силе, выносливости и др.). Например, при комплектовании экипажей гребных судов (байдарок, каноэ, академических лодок) подбирают спортсменов, равных по физическим данным. Другой пример: в некоторых видах спорта существует деление спортсменов на весовые категории. Это делается для того, чтобы уравнять, совместить анатомические предпосылки, на основе которых развиваются физические свойства. А они при сравнительно одинаковой массе тела могут быть различными. Это зависит от тренированности. В ходе спортивного соревнования происходит состязание не масс тела, а тех физических свойств, которых достиг спортсмен тренировкой при данном весе.

В основе психофизиологической совместимости лежат особенности анализаторских систем, а также свойства темперамента. Этот вид совместимости предполагает взаимоотношение людей в ходе их совместной акции, при которой чувствительность в пределах той или иной анализаторной системы оказывается решающей. В этом отношении показательна ситуация рассказа Л. Н. Толстого «Слепой и глухой». Предпринятое двумя персонажами рассказа нападение на чужой посев гороха окончилось безрезультатно, так как один не слышал, а другой не видел, и сигналы каждого из них не доходили до другого. Они оказались физиологически несовместимыми. Две женщины-контролера на ткацкой фабрике, выполняющие совместную работу и отличающиеся разной остротой и цветочувствительностью зрения, являются несовместимыми. Производительность их труда будет невысокой.

Социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношение людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония. Как свидетельствует жизненная практика, контакты устанавливаются быстрее и оказываются прочнее у людей с чертами характера, дополняющими одна другую: один - задиристый, решительный, другой - спокойный, рассудительный, неторопливый. Один - более способный в усвоении знаний, другой - в приобретении двигательных навыков. Сказанное не означает, что в любых случаях совместимыми оказываются лишь люди с противоположными чертами, с несходными способностями и другими свойствами. Совместимость возможна и при сходных темпераментах, но вероятность распада общности в этом случае большая.

Социально-идеологическая совместимость предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных установок и ценностей.

Идейное родство, стремление к одним и тем же моральным и эстетическим ценностям сближает людей. Совместимость на социально-идеологической основе можно считать более высокого уровня по сравнению с совместимостью на иных основах Идейное сходство, совпадение социальных установок как бы перекрывает и интегрирует все другие основания. Физический, психофизиологический и социально-психологический факторы, если они идут вразрез с социально-идеологическим, могут быть приглушены, и несовместимость на основе этих параметров не будет проявляться. Это обусловлено тем, что групповое или коллективное усилие направлено на решение не частных, хотя и групповых, а масштабных задач, стоящих перед большими общностями.


Несовместимость психологических особенностей личностей. Конфликты в межличностных отношениях


Отдельные личности существенно различаются по своим психологическим особенностям. Эти отличия часто могут осложнять отношения между людьми, приводить к конфликтам.

Конфликт - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни.

Среди многих причин, порождающих конфликт, определенное место занимает несовместимость в физическом, психофизиологическом, социально-психологическом и социально-идеологическом отношениях.

Противоречия в межличностных отношениях не всегда приводят к конфликтам: многие из них разрешаются мирным путем. Другие - вызывают противоборство и разрешаются в нем.

В группах, коллективах, уже сформировавшихся и устоявшихся, противоречия возникают реже, чем в общностях, срок существования которых невелик. Это связано с тем, что в длительно существующих общностях под влиянием отсева и взаимопознания достигается уровень совместимости, при котором противоречия не разрешаются в конфликтной ситуации. В группах и коллективах, находящихся в стадии становления и развития, противоречия нередко заканчиваются конфликтами. Причинами тому могут выступать психофизиологическая и социально-психологическая несовместимости. А конкретнее: появление в этих общностях лиц с трудными характерами - заносчивых капризных, с преувеличенной самооценкой и притязаниями, завистников сплетников. Такие люди способны на создание атмосферы травли, подсиживания. Они совместимы только с теми, кто выполняет их прихоти, способствует реализации их коварных замыслов.

В конфликтной ситуации деловые и личные взаимоотношения оказываются настолько запутанными, что в них трудно разобраться. Поэтому выход из создавшегося положения порой отыскивается на путях администрирования.

В личных взаимоотношениях несовместимость редко бывает причиной конфликтов. Скорее несовместимость исключает взаимоотношения на личной основе. Дело в том, что личные взаимоотношения не обязательны. Поэтому, как только обозначается несовместимость и это становится очевидным - люди расстаются и взаимоотношения прекращаются.


Заключение


Не существует двух абсолютно одинаковых людей. Это справедливо в отношении как физических, так и психологических характеристик. Одни люди спокойны, другие вспыльчивы, одни способны долго и напряжённо работать для достижения результата, другие вкладывают всю свою силу в один «рывок». Психологические различия между людьми объективны - они объясняются физиологическими особенностями функционирования нервной системы. От этих особенностей в значительной степени (хотя и не полностью - важнейшую роль играет воспитание личности) зависит характер индивида, его успешность или неуспешность в конкретной профессиональной деятельности, стиль межличностного общения, взаимодействие с другими людьми в профессиональной и личной сферах.

Следует заметить, что различия по психологическим особенностям - это различия не по уровню возможностей, а по своеобразию их проявлений. Психологические особенности обуславливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные возможности человека создают условия для компенсации психологических недостатков.

Подводя итог можно сказать, что знание психологических особенностей личности, понимание их природы может обеспечить правильную профориентацию, эффективный подбор кадров для конкретного вида профессиональной деятельности, а при необходимости - и разработку мер психологической коррекции отдельных черт личности. Таким образом, подобные знания незаменимы для педагогов, воспитателей, работников кадровых служб, руководителей различных уровней.


Список используемой литературы


1.Организационное поведение УМК 2008.pdf

с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Индивидуально-психологические особенности отличают одного человека от другого. Отрасль психологической науки, изучающая индивидуальные особенности различных сторон личности и психических процессов, называется дифференциальной психологией. Наиболее общей динамической структурой личности является обобщение всех ее возможных индивидуально-психологических особенностей в четыре группы, образующие четыре основные стороны личности:

Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, простейшие потребности).


Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества, мировоззрение).

Индивидуальные особенности различных психических процессов.

Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек).


Далеко не все индивидуально-психологические особенности этих сторон личности будут чертами характера. Но все черты характера, понятно, являются особенностями личности. Прежде всего, надо сказать о принципиальных отличиях черт характера от общих черт, о которых речь шла выше.


Во-первых, характер - это лишь одна из подструктур личности, причем подструктура подчиненная. Развитая зрелая личность хорошо владеет своим характером и способна контролировать его проявления. Наоборот, прорывы характера, когда человек действует непосредственно по логике того, к чему его побуждают те или иные черты характера, типичны, скажем, для психопатов. Имеются в виду взрослые. Что же касается детского и подросткового возраста, то это особый разговор. Таким образом, характер занимает подчиненное положение, и собственно проявления характера зависят от того, каким мотивам и целям служат в конкретном случае эти проявления. То есть черты характера не являются чем-то, что действует само по себе, проявляется во всех ситуациях. Во-вторых, суть тех черт, из которых складывается характер, может быть прояснена через механизмы формирования характера. Прежде чем говорить об этих механизмах, зафиксируем основные мифы, которые бытуют по отношению к характеру: характер биологически определен, и с этим ничего нельзя сделать; характер полностью воспитуем, можно сформировать любой характер по желанию при специально организованной системе воздействий; есть такая очень серьезная вещь, как национальный характер, то есть существуют очень сильно отличающиеся друг от друга структуры характера, присущие разным нациям, которые существенным образом влияют на индивидуальный характер всех представителей данной нации.


У характера есть и, так сказать, макросоциальная основа. В мифе о национальном характере тоже есть доля правды. По поводу национального характера идет очень много споров в литературе. Основная проблема ставилась так: существует ли национальный характер или нет? Выяснилось очень четко, что существуют, по крайней мере, очень сильные стереотипы в отношении национального характера, то есть что представители одних наций демонстрируют достаточно стойкие убеждения в существовании у других наций определенных комплексов черт. Более того, эти стереотипы в восприятии другой нации прямо зависят от того, как эта нация "себя ведет". Так, несколько лет назад в Западной Германии проводились исследования, посвященные отношению к французам. Было проведено 2 опроса с интервалом в 2 года, однако за эти 2 года отношения между Германией и Францией заметно ухудшились. При втором опросе резко увеличилось число людей, назвавших в числе характерных черт французов легкомыслие и национализм, и резко уменьшилось число тех, кто приписывал французам такие положительные качества, как шарм, любезность. А есть ли реальные различия между нациями? Да, есть. Но оказалось, что, во-первых, различия всегда выделяются по небольшому числу черт по сравнению с теми чертами, по которым преобладает сходство, и, во-вторых, что различия между разными людьми внутри одной и той же нации гораздо больше, чем устойчивые различия между нациями. Поэтому справедлив приговор, вынесенный американским психологом Т. Шибутани: "Национальный характер, несмотря на разнообразные формы его изучения, во многом подобен респектабельному этническому стереотипу, приемлемому прежде всего для тех, кто недостаточно близко знаком с народом, о котором идет речь". По сути, представление о национальном характере является формой проявления того самого типологического мышления, о котором уже говорилось. Определенные минимальные различия, которые реально существуют (например, темперамент южных народов) и которые менее существенны, чем сходство, берутся как основа для определенного типа. Типологическое мышление, как уже говорилось, отличается, прежде всего, категоричностью (или одно, или другое), отсутствием градаций, выделением чего-то частного и раздуванием его за счет игнорирования всего остального. Таким образом, появляется мировоззренческий монстр под звучным названием "национальный характер".


Существует и так называемый социальный характер, то есть некоторые инвариантные особенности характера, присущие определенным социальным группам. У нас в свое время было модно говорить о классовом характере, и за этим действительно стоит некоторая реальность. Также было модно говорить о каких-то характерологических особенностях бюрократов, управленцев и т. д. За этим тоже стоит определенная реальность, связанная с тем, что характер формируется в реальной жизни человека, и в меру общности тех условий, в которые попадают представители одних и тех же классов, социальных групп и т. д., у них формируются некоторые общие черты характера. Ведь характер выполняет роль как бы амортизатора, своеобразного буфера между личностью и средой, поэтому он во многом этой средой определяется. Во многом, но не во всем. Главное зависит от личности. Если личность направлена на приспособление, адаптацию к миру, то характер помогает это сделать. Если, наоборот, личность, направлена на преодоление среды или на преобразование ее, то характер помогает ей преодолеть среду или преобразовать ее. Согласно наблюдениям Е. Р. Калитеевской, адаптивность и отсутствие шероховатостей, трудностей в так называемом "трудном возрасте" фиксирует адаптивный характер и потом приводит к тому, что человек испытывает в жизни много трудностей. И наоборот, внешне бурные проявления "трудного возраста" помогают человеку сформировать определенные элементы самостоятельности, самоопределения, которые дадут ему возможность в будущем нормально жить, активно воздействовать на действительность, а не только приспосабливаться к ней. Вместе с тем характер нельзя рассматривать как простую сумму отдельных качеств или особенностей личности. Какие-то его черты всегда будут ведущими; именно по ним и можно охарактеризовать человека, в противном случае задача представления о характере была бы невыполнимой, так как у каждого индивида число отдельных характерных черт может быть велико, а количество оттенков каждой из этих черт еще больше. Например, аккуратность может иметь оттенки: пунктуальность, педантичность, чистоплотность, подтянутость и т. д.


Отдельные черты характера классифицируются значительно более легко и четко, чем типы характеров в целом. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. Б. М. Теплов предложил черты характера делить на несколько групп. В первую группу входят наиболее общие черты характера, образующие основной психический склад личности. К ним относятся: принципиальность, целеустремленность, честность, мужество и т. д. Понятно, что в чертах характера могут выступать и противоположные этим, то есть отрицательные, качества, например: беспринципность, пассивность, лживость и т. д. Вторую группу составляют черты характера, в которых выражается отношение человека к другим людям. Это общительность, которая может быть широкой и поверхностной или избирательной и противоположная ей черта - замкнутость, которая может быть результатом безразличного отношения к людям или недоверия к ним, но может быть следствием глубокой внутренней сосредоточенности; откровенность и противоположная ей - скрытность; чуткость, тактичность, отзывчивость, справедливость, заботливость, вежливость или, напротив, грубость. Третья группа черт характера выражает отношение человека к самому себе. Таковы чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им - тщеславие, заносчивость, самомнение, иногда переходящее в наглость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм (склонность постоянно быть в центре внимания вместе со своими переживаниями), эгоизм (забота преимущественно о своем личном благе) и т. д. Четвертая группа черт характера выражает отношение человека к труду, своему делу. Сюда входят инициативность, настойчивость, трудолюбие и противоположная ему - лень; стремление к преодолению трудностей и противоположная ей - боязнь трудностей; активность, добросовестность, аккуратность и т. д. По отношению к труду характеры делятся на две группы: деятельные и бездеятельные. Для первой группы типичны активность, целеустремленность, настойчивость; для второй – пассивность, созерцательность. Но иногда бездеятельность характера объясняется (но отнюдь не оправдывается) глубокой внутренней противоречивостью человека, еще "не определившегося", не нашедшего своего места в жизни, в коллективе.


Чем ярче и сильнее у человека характер, тем более определенно его поведение и более отчетливо в различных поступках выступает его индивидуальность. Однако не у всех людей их действия и поступки определяются свойственными им личными особенностями. Поведение некоторых людей зависит от внешних обстоятельств, от хорошего или плохого влияния на них товарищей, от пассивного и безынициативного выполнения отдельных указаний руководителей и начальников. О таких сотрудниках говорят как о бесхарактерных. Характер нельзя считать самостоятельной, как бы пятой, стороной общей динамической структуры личности. Характер - это сочетание внутренне взаимосвязанных, наиболее важных индивидуальных сторон личности, особенностей, определяющих деятельность человека как члена общества. Характер - это личность в своеобразии ее деятельности. В этом его близость со способностями (их мы рассмотрим в следующей лекции), которые также представляют собой личность, но в ее продуктивности.


Человек как личность, конечно же, не сводим к характеру. Личность определяется, прежде всего, той общественной деятельностью, которую выполняет. Личность имеет социальные ориентации, идеалы, отношение к окружающим и к различным сторонам жизни, знания, умения, навыки, способности, уровень их развития, темперамент. Личности свойственны гармоничность развития в целом, обучаемость, гибкость поведения, способность к перестройке, умение решать организационные вопросы и др. Однако и характерологические черты имеют существенное значение для понимания личности. Чем ярче характер, тем больше он накладывает отпечаток на личность, больше влияет на поведение. Многочисленные попытки классифицировать типы характеров в целом (а не отдельных черт) до сих пор не увенчались успехом. Помимо разнообразия и многогранности характерологических качеств, многообразие предложенных классификаций объясняется и различием признаков, которые могут быть положены в их основу.