Меню

Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Что такое внешнеэкономическая деятельность предприятия

Стены

Тема 23. Внешняя экономическая деятельность предприятия (фирмы)

23.1. Виды внешнеэкономической деятельности предприятия

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это хозяйственная предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.

Выбор вида ВЭД зависит от конкретной специализации предприятия, его финансового положения, механизма государственного регулирования, форм собственности (рис. 23.1).

В настоящее время основной формой ВЭД предприятий России является внешнеторговая деятельность, которая заключается в обмене товарами и услугами между различными странами. По действующему законодательству в России практически любое предприятие или организация имеют право самостоятельного выхода на внешний рынок. Это предполагает, что предприятие должно само решать все вопросы, касающиеся осуществления внешнеторговой сделки с зарубежным партнером.

Сначала решается вопрос, какие товары или услуги предприятие может предложить на внешний рынок. Особое внимание здесь уделяется исследованиям перспектив сбыта данной продукции на внешнем рынке. Затем выбирается партнер по сделке. При выборе партнера очень важно получить из независимых источников информацию о его добросовестности при исполнении обязательств, о том, какое положение он занимает на данном рынке (является ли посредником или самостоятельным производителем-потребителем), насколько прочно его финансовое положение. На следующем этапе сделки предполагается установление делового контакта с выбранным партнером – переговоры. В процессе переговоров должны быть решены и согласованы все вопросы, касающиеся будущей сделки. Результатом переговоров между сторонами сделки является внешнеторговый контракт.

Представительства Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам проводят работу по осуществлению в странах пребывания внешнеэкономической политики, изучают общие экономические условия, планы, программы, конъюнктуру рынков, выдают разрешения на транзит товаров через территорию России, свидетельства о прохождении товаров и др.

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю координирует межотраслевые вопросы, осуществляет надзор за порядком квотирования и лицензирования, поступлением выручки от проведения валютных операций, аудиторскую проверку участников ВЭД.

В соответствии с законодательством субъекты Российской Федерации – республики, края, области – могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность в пределах своей компетенции: формировать и реализовывать программы ВЭД, предоставлять дополнительные финансовые гарантии участникам ВЭД за счет региональных бюджетов, создавать страховые фонды. В крупных административных регионах при главах местной администрации созданы управления международных и внешнеэкономических связей.

Согласно законодательству Российской Федерации все субъекты хозяйственной деятельности, функционирующие в сфере производства и обращения, могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции. С этой целью могут создаваться специализированные подразделения в структуре предприятий с правами юридических лиц или самостоятельные фирмы могут объединяться в союзы, ассоциации делового сотрудничества по отраслевому, территориальному и иным признакам и создавать внешнеэкономические службы. Многие объединения накопили опыт в международном экономическом сотрудничестве, имеют квалифицированных специалистов, системы продвижения товаров и услуг на международный рынок.

Предыдущая

Внешнеэкономическая деятельность предприятия определяется как внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (нравами на них).

Внешнеэкономические операции предприятия в современных условиях хозяйствования являются неотъемлемой частью его деятельности и представляют собой форму торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений.

Внешнеэкономическая деятельность основана на международном разделении труда. Поэтому предприятия ориентируются не только на внутренний, но и на внешний рынок. Это объясняется неравномерностью развития отдельных отраслей национальной экономики. Для реализации продукции необходимо соблюдение определенных пропорций в темпах развития производств, которые по отношению друг к другу являются поставщиками и потребителями исходных материалов, полуфабрикатов, машин, механизмов и оборудования. Очевидно, что при таких условиях капитал, функционирующий в ускоренно развивающихся отраслях, обращается к внешнему рынку. Необходимость в осуществлении внешнеэкономической деятельности вызывается еще и узостью внутреннего рынка ввиду ограниченного платежеспособного спроса. Это усиливает роль внешних рынков и обостряет конкурентную борьбу.

Неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности предприятия является внешнеторговая деятельность , включающая таможенное дело и таможенное регулирование, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в федеральном ведении. Оно заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и 01раничений, установленных в соответствии с российским законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Основными целями установления и совершенствования таможенного тарифа являются:

  • рационализация структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
  • защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Таможенная пошлина - это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе и вывозе товаров на таможенную территорию РФ. Ее ставки устанавливаются таможенным законодательством РФ. В целях защиты экономических интересов РФ к ввозимым на ее таможенную территорию товарам могут временно применяться особые пошлины (специальная, антидемпинговая, компенсационная).

Специальная пошлина - специальная защитная мера но ограничению возросшего импорта, которая применяется посредством введения импортных квот.

Антидемпинговая пошлина противодействует импорту товаров но заниженным ценам.

Компенсационная пошлина - это мера но нейтрализации материального ущерба какой-либо из отраслей российской экономики. Она призвана предотвратить сокращение объема производства аналогичного отечественного товара и объема его реализации, снижение рентабельности его производства, негативное воздействие на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы, уровень инвестиций в данную отрасль российской экономики.

Кроме того, иногда применяются сезонные пошлины , срок действия которых не может превышать шести месяцев в году.

Ставки таможенных платежей и порядок их применения установлены едиными для всех лиц, перемещающих товары через таможенную границу. Они не зависят от видов сделок и других факторов. Применяются следующие виды таможенных ставок пошлин:

  • адвалорные , начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • специфические начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
  • комбинированные , сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Определение таможенной стоимости товаров , ввозимых на территорию РФ, основывается на принципах, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов:

  • но стоимости сделки с ввозимыми товарами;
  • по стоимости сделки с идентичными товарами;
  • по стоимости сделки с однородными товарами;
  • метод вычитания;
  • метод сложения;
  • резервный метод.

Равными субъектами внешнеэкономической деятельности являются государство, юридические и физические лица, общественные организации и объединения. Вместе с тем государство оставляет за собой право регулирования важнейших аспектов этой деятельности, закладывая правовые основы и определяя административные и экономические методы воздействия. Проводниками государственной политики в области внешнеэкономической деятельности являются Министерство экономического развития РФ, а также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по тарифам.

Формами внешнеэкономической деятельности являются экспорт, импорт и реэкспорт, направлениями внешнеэкономической деятельности - совместное предпринимательство и внешнеторговые контракты. Экспортно-импортные операции могут проводиться напрямую или через посредников посредством договоров поручения, комиссии И Т.Д.

Главной задачей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является создание механизма, формирующего положительный инвестиционный климат, способного привлечь иностранных инвесторов.

Рис. 19.1.

Рис. 19.2. Характеристика форм внешнеэкономической

деятельности

Рис. 193.

Рис. 19.4.

Рис. 19.5.

Рис. 19.6.

Рис. 19.7.

Выводы

  • 1. Внешнеэкономической деятельностью занимается огромное количество российских предприятий. Этому способствует международное разделение труда. Предприятие, принимая решение о вступлении во внешнеэкономические отношения, обязано наметить цели и задачи, которые не должны вступать в противоречие с его основным видом деятельности, его экономическим и научно- техническим развитием.
  • 2. Государственная система регулирования внешнеэкономической деятельности призвана устанавливать правила, требования, определять способы и методы взаимодействия отечественных предприятий с иностранными партнерами, очерчивая направления и виды сделок в рамках совместного предпринимательства или на основе заключения внешнеторговых контрактов.
  • 3. Контракт - это юридический документ, свидетельствующий о международных экономических контактах. Он включает следующие сведения: общие положения, описание предмета контракта, цены, сроки поставки товара, условия платежа, требования к упаковке и маркировке, порядок подачи претензий и разрешения споров, санкции и штрафы, перечень форс-мажорных обстоятельств.
  • 4. Привлекательность инвестирования иностранными партнерами средств в нашу экономику достигается путем создания благоприятного инвестиционного климата. Для этого применяются социально-экономические, правовые и политические методы, например, в форме заключения соглашений о разделе продукции или создания свободных экономических зон.
  • 5. Стратегия и тактика осуществления внешнеэкономической деятельности основаны на принципах функционирования внешнего рынка, под воздействием которых формируется экспортно- импортный ассортимент, устанавливаются темпы обновления экспортной продукции, уровень качества, объем гарантий, цены и порядок сервисного обслуживания.
  • 6. Расчеты по экспорту осуществляются в форме оплаты и передачи платежных, а также товаротранспортных документов, сопровождающих груз. На эффективность внешнеэкономических действий существенное влияние оказывает налог на экспорт и импорт, который обычно предстает в виде таможенной пошлины. Различают адвалорные, специфические и комбинированные таможенные ставки.

Внешнеторговая деятельность является одним из важнейших факторов развития народного хозяйства и экономической стабилизации страны. В настоящее время нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеторговой деятельности.

На всех исторических этапах развития государства внешнеторговая деятельность оказывает влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства на рынке в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий.

Как часть общей структуры народного хозяйства внешнеторговая деятельность воздействуют на совершенствование внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие производственных сил. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы.

Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является внешнеторговая.

Внешнеторговая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеторговая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеторговых связей. Рациональная внешнеторговая политика государства может привести к повышению темпов роста национального дохода, ускорению научно-технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных вложений.

Предприятием является хозяйствующий субъект, который на основе использования экономических ресурсов производит и реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги. Внешнеторговая деятельность предприятия - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок. На уровне предприятия внешнеторговая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеторговая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий России.

Развитие внешнеторговой деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач. Для российских предприятий это такие задачи, как:

  • · свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;
  • · свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;
  • · свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего коммерческим интересам предприятия;
  • · свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;
  • · включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев.

Отличия внешнеторговой деятельности предприятия от внутриторговой заключаются в том, что внешнеторговая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства.

На внешнеторговую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеторговую деятельность.

Законом Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предприятиям разрешено самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность. Указом Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеторговой деятельности» всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности разрешено осуществление внешнеторговой деятельности без специальной регистрации.

Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ для этих целей. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ и содержит 13 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и другие).

Предприятие самостоятельно определяет вид своей деятельности и принимает решения по выполнению поставленных задач. Критерием выбора той или иной правовой формы внешнеторговой деятельности являются рыночные возможности и потребности предприятия.

Предприятие может осуществлять любые виды внешнеторговой деятельности, если они не запрещены законом и отвечают целям, предусмотренным в уставе.

Все предприятия - участники ВЭД являются самостоятельными юридическими лицами, обладающими обособленным имуществом, имеющими право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, а также быть истцами в суде. Как участник внешнеэкономического оборота предприятие обладает гражданской право- и дееспособностью.

Имущество предприятия составляют основные фонды, оборотные средства и иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия. Имущество может находиться в собственности предприятия и в хозяйственном ведении.

За неисполнение обязаельств по договорам предприятие несет полную ответственность своим имуществом.

Все предприятия - производители конкурентоспособной продукции имеют право на самостоятельное осуществление экспортно-импортных операций.

В связи с этим в хозяйственной деятельности любого производителя, выходящего на внешний рынок, существенную роль может играть внешнеторговая деятельность. Выход на внешний рынок предприятия могут осуществлять как самостоятельно, так и через внешнеторговые организации-посредники. Эти организации, как правило, реализуют продукцию мелких и средних фирм на мировом рынке, но к их услугам могут прибегать и крупные предприятия, не имеющие своего внешнеторгового аппарата.

Внешнеторговые организации оказывают и другие посреднические услуги, например: кредитование покупателей, заключение контрактов с транспортными и страховыми компаниями, посредничество в платежных операциях и другие. Иногда внешнеторговые фирмы осуществляют предпродажную доработку товаров, повышая их конкурентоспособность. В настоящее время более половины мирового товарооборота осуществляется через фирмы-посредники. Их привлечение преследует цели повышения эффективности внешнеторговых операций, использования конъюнктуры, предоставления необходимых торговых услуг.

Таким образом, любое предприятие, выходящее на мировой рынок, может самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность, образуя при этом собственные внешнеторговые фирмы, которые могут создаваться на общем балансе предприятия или на самостоятельном балансе с правом юридического лица. Либо предприятие может прибегать к услугам посреднических организаций, в случае небольшого объема выпуска продукции.

Критерием выбора способа выхода на мировой рынок служит минимизация расходов на осуществление внешнеэкономической деятельности. Кроме того, предприятию необходимо располагать информацией о валютно-финансовых, правовых аспектах выхода на мировой рынок, конъюнктуре мирового рынка, системе цен и определять эффективность осуществления экспортно-импортных операций. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство.

Основными формами ВЭД предприятий в России является внешнеторговая деятельность и международная кооперация производства.

Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами и услугами, связанными с осуществлением товарооборота. В основе внешнеторговой деятельности лежат внешнеторговые операции. Внешнеторговая операция - это комплекс действий контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой операции, направленных на совершение товарного обмена и обеспечивающих его. В полный комплекс, характеризующий внешнеторговую операцию, могут входить: изучение рынка конкретного товара, его реклама, создание сбытовой сети, проработка коммерческих предложений, проведение переговоров, заключение и исполнение контрактов.

Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Под международной торговой сделкой понимают договор между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товара и / или оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями.

Основным признаком международной торговли является пересечение границы страны-продавца товаром, если это материальный объект. Также международную торговую сделку характеризует и то, что она сопровождается платежом в иностранной валюте по отношению к одной или обеим сторонам. Однако этот принцип может не соблюдаться, например, при товарообменных сделках.

Среди прочих форм ВЭД российских предприятий наиболее значительная роль принадлежит экспорту. Но, выходя на внешний рынок, руководство предприятия должно понимать, что в современном мировом хозяйстве обычная торговля все быстрее уступает место более сложным отношениям между продавцами и покупателями.

Международная кооперация производства - это скоординированная или совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве.

В современном мире МКП занимает ведущее место среди остальных форм внешнеэкономических связей, в силу присущих ей объективных преимуществ.

Однако во многих случаях российским предприятиям приходится довольствоваться лишь подрядной кооперацией, и другими простыми формами МКП. Скачку к наиболее развитым, комплексным формам МКП в России препятствуют:

  • · отсутствие у многих предприятий опыта кооперационного сотрудничества;
  • · ограниченный научно-технический и производственно-технологический потенциал, существенно уступающий ведущим компаниям развитых стран;
  • · отсутствие средств, особенно валютных, на перестройку производства.

На начальной стадии привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику получила распространение такая форма внешнеэкономической деятельности, как создание совместных предприятий. Они создавались на основе договора между отечественным государственным предприятием, которое выделяло определенную часть имущества, имевшегося в его распоряжении (здания, оборудование, научно-технические знания), в качестве вклада в уставный фонд среднего предприятия. Доля иностранного инвестора в уставном фонде определялась стоимостью поставляемых им машин, оборудования, современных технологий и наличных денег в СКВ. С самого начала в процессе создания среднего предприятия наиболее остро встала проблема определения реального соотношения вкладов российского и иностранного партнеров. Уже на первых этапах выявились определенные недостатки этой формы предпринимательства для нашей страны, поскольку занижалась реальная доля отечественных участников при формировании уставных фондов среднего предприятия.

В настоящее время серьезных западных инвесторов интересует не столько партнерство с российскими предприятиями, сколько приобретение надежных элементов контроля над производством. Поэтому все большую роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание предприятий со 100%-ным иностранным участием. Когда предприятие создается полностью за счет иностранного инвестора, то не возникает вопрос о правильной оценке российского вклада. И в этом смысле такие предприятия даже предпочтительнее средних предприятий.

Говоря о состоянии внешнеэкономической деятельности России есть все основания считать, что ситуация на мировых рынках в обозримой перспективе не будет особо благоприятной для большинства российских товаров.

Во-первых, хотя и замедлившийся, но, тем не менее, продолжающийся процесс глобализации будет способствовать увеличению численности игроков на рынке в секторе предложения.

Во-вторых, вопреки прежним прогнозам, в большинстве экономически развитых стран платежеспособный спрос не проявляет серьезных признаков оживления, а в ряде случаев даже продолжает снижаться. В-третьих, в ряде экономически развитых регионов будет усиливаться стремление минимизировать российский экспорт, возводя на его пути дополнительные преграды.

Очевидно, что в этих условиях неизбежно должна возрастать роль государственных институтов как гаранта успешной внешнеэкономической активности российских производителей.

Предварительно можно обозначить несколько направлений организационной деятельности в данной области:

  • 1. Разработка на уровне правительства концептуальной, системной внешнеэкономической программы на обозримую перспективу, которая бы предусматривала как оптимальные объемы внешней и внутренней торговли по конкретным видам продукции, так и предпочтительную ориентацию товаропотоков.
  • 2. Политическая защита внешнеторговых интересов российских экспортеров. Любые существенные внешнеполитические контакты должны содержать постановку вопроса о предоставлении России статуса наибольшего благоприятствования в торговых отношениях и отмену существующих дискриминационных мер против товаров российского происхождения. Отсутствие позитивных сдвигов в этой области должно автоматически вызывать введение адекватных мер торговой защиты.
  • 3. Оказание экспортно-ориентированным производителям эффективной и доступной информационной поддержки. Целесообразно не создавать для выполнения этой задачи новые государственные органы, а возложить выполнение этой функции на существующие институты, например, Торгово-промышленную палату РФ).
  • 4. Регулирование объема и направления экспортных товаропотоков. При этом вовсе не обязательно использовать финансовую поддержку соответствующих экспортеров. Такая поддержка может иметь негативные последствия, в частности, введение странами-импортерами запретных мер под предлогом противодействия демпингу.

Экспансия российского предпринимательства за границу представляет собой важный фактор наращивания экономического потенциала страны путем расширения экспорта, перевода доходов из-за рубежа, включения российских компаний в глобальные цепочки создания добавленной стоимости. Ключевыми моментами экономического развития российского экспорта являются:

  • 1. Увеличение масштабов и совершенствование отраслевой структуры внешнеэкономического присутствия России на зарубежных рынках, с ростом доли компаний обрабатывающего сектора и услуг;
  • 2. Предотвращение контрпродуктивной конкуренции между российскими компаниями, производящими сходную продукцию, на внешних рынках; заключение между ними стратегических соглашений о совместной реализации проектов международной экспансии;
  • 3. Образование стратегических объединений российских и зарубежных компаний для совместной деятельности на внешних рынках с целью разработки, производства и реализации конкурентоспособной продукции.

Таким образом, в современных условиях развития международных экономических связей базовыми приоритетами внешнеторговой деятельности России на федеральном уровне являются, прежде всего, политика активной поддержки национального экспорта, которая подразумевает под собой не только финансовую, но и административную поддержку, повышение качества экономического роста, повышение эффективности бюджетных расходов и подготовка квалифицированных кадров.

Предпринимательская деятельность в России реализуется в рамках создаваемой производственно-хозяйственной структуры, которую можно рассматривать как предпринимательскую единицу.

В России предпринимательская деятельность осуществляется в основном в рамках малых предприятий. Мировой опыт показал, что в настоящее время малое предпринимательство, малые фирмы являются основой динамичного экономического развития в следствии:

  • · организационно-технологической мобильности;
  • · высокого темпа внедрения инноваций;
  • · активной конкурентной политики;
  • · отсутствия жесткой бюрократической структуры и громоздкогоуправленческого аппарата;
  • · создания новых рабочих мест;
  • · быстрой реакции на потребности рынка;
  • · возможности государства получать доход от их налогообложения.

Развитие предпринимательства в России осуществляется двумя основными путями:

  • 1) В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает частное лицо - предприниматель, создающий новые организационные производственно-хозяйственные структуры;
  • 2) В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает действующее предприятие (его руководство).

Первый путь, основанный на частной инициативе и частной собственности, представляется наиболее соответствующим классическому пониманию предпринимательства.

Второй путь заключается в том, что действующее предприятие создает или участвует в создании производственно-хозяйственных предпринимательских структур.

Были выявлены основные трудности на пути развития индивидуального предпринимательства в России (таблица 1).

Таблица 1. Основные проблемы на пути развития индивидуального предпринимательства в России

Анализируя развитие предпринимательства в стране, необходимо установить, какие цели преследовали все участники этого процесса.

Участниками процесса развития предпринимательства являются:

  • · государство;
  • · руководители государственных предприятий;
  • · персонал государственных предприятий;
  • · персонал предпринимательской единицы.

Каждый из участников преследует свои цели, которые в идеале должны сочетаться. Цели развития предпринимательства в России представлены на рис. 1.3.

Государство, создавая условия для развития предпринимательства, преследовало следующие основные цели:

  • · Повышение эффективности народного хозяйства за счет развития частной инициативы и новаторской деятельности предпринимателей.
  • · Создание новых рабочих мест.
  • · Создание среднего класса мелких предпринимателей и квалифицированных специалистов, являющихся основой демократического общества.
  • · Повышение благосостояния населения.

Целью предприятия является:

  • · Получение дополнительного экономического эффекта от предпринимательства.
  • · Создание условий для его эффективного развития на базе новых технологий, товаров, услуг, разработанных в предпринимательских структурах.
  • · Целью руководства является: получение дополнительных возможностей для поддержания и развития базового предприятия, для удовлетворения своих материальных и социальных потребностей. Целью персонала является обеспеченность рабочими местами и дополнительные возможности в удовлетворении своих материальных и социальных потребностей.

Цели предпринимательской единицы и предпринимателя идентичны:

  • 1. Экономическая эффективность бизнеса.
  • 2. Социальное положение, престиж и т.п.

Цели персонала предпринимательской единицы:

  • 1. Экономическое благополучие.
  • 2. Сохранение рабочих мест.

Развитие предпринимательства в определенной степени позволило реализовать поставленные цели (рисунок 1, приложение 1).

В настоящее время в России около 900 тыс. малых предприятий. Развитие малых предприятий позволило в значительной степени ликвидировать дефицит товаров и услуг и в условиях экономического спада и кризиса государственных предприятий создать рабочие места для 8 млн. человек, а с учетом вторичной занятости для 15 млн. человек и довести долю малых и средних предприятий во внутреннем валовом продукте до 10%. Причем отдача вкладываемых средств в малых и средних предприятий вдвое выше, чем в целом по российской экономике.

В то же время, если сравнивать возможности и достижения малых предприятий в мире и в России, очевидно, что возможности реализованы явно недостаточно:

  • · так в Германии на 1000 жителей 37 малых и средних предприятий, в США - 74 малых и средних предприятий, а в России - 6 малых и средних предприятий;
  • · доля малых и средних предприятий в общей численности занятости в Германии 46%, в США - 54%, в России - 10%;
  • · доля малых и средних предприятий в Германии - 53%, в США - 51%, в России - 11%.

В настоящее время существует пропасть, которая разделяет применяемые сегодня подходы при решении проблем управления предприятиями от понимания того, какие подходы реально приведут к повышению эффективности систем управления.

На мой взгляд, следует проследить зависимость между следующими группами явлений:

  • · проблемами российских предприятий, которые директора называют основными;
  • · существующими подходами в решении проблем управления предприятиями;
  • · истинными причинами болезней предприятий, лечение которых реально привело бы к положительным результатам.

Наглядность такого сопоставления хорошо представлена в таблице, где перечислены проблемы и подходы к их устранению.

Мною были изучены материалы по анализу деятельности более чем 20 предприятиях (большинство промышленных, несколько предприятий, оказывающих услуги), расположенных на Урале, в Сибири, Поволжье, Санкт-Петербурге, Подмосковье и Москве численностью от 300 до 20 тыс. работников.

Руководители этих организаций - лучшие директора в России, поскольку возглавляемые ими предприятия удержали объемы выпускаемой продукции в период 2008-2010 на прежнем уровне, а по некоторым направлениям даже увеличили объемы продаж. Усредненный портрет современного российского директора, возглавляющего успешное предприятие, следующий: умный, болеющий за свое предприятие, опытный, великолепно разбирающийся в технологиях своего производства.

В начале, директор обычно не допускает даже мысли о возможности существования управленческих ошибок на его предприятии, он сетует исключительно на правительство, на поставщиков, на своих рабочих, на отсутствие нормальных законов в России. После обсуждения конкретных случаев некачественной работы его предприятия и, в частности аппарата управления, он соглашается с тем, что недостатки в системе управления есть, но утверждает, что хорошо знает проблемы и их причины, полон уверенности, что разберется с теми из них, которые в его силах. Желание директора скрыть проблемы своего предприятия от стороннего взгляда столь естественное и сильное, что вызывает уважение. Иногда, правда, трудно отделаться от ощущения, что это желание того же рода, что и у студента, который стремится скрыть от преподавателя свой уровень непонимания предмета.

Например, многие российские руководители считают отсутствие оборотных средств одной из основных причин всех своих проблем и пытаются лечить ее путем поиска инвестиций или новых заказов. Но на всех этих предприятиях, без исключения, идет значительное дублирование различных операций и функций, а также постоянное пересечение деятельности различных подразделений. По некоторым направлениям деятельности вовсе не учитываются расходы, например, ни разу еще не видел, чтобы где-нибудь в России подсчитали эффективность работы отдела качества или отдела маркетинга. При таком разбрасывании ресурсов, при издержках, которые позволяют себе российские предприятия, никакие оборотные средства не помогут. В российской экономике продолжает действовать принцип натурального хозяйства. Предприятия во времена административно-командной системы заводили вспомогательные производства для того, чтобы обезопасить себя от низкого качества продукции смежников, быстрее и в нужном количестве получать требуемые комплектующие. Сегодня ситуация изменилась, но предприятия не считают эффективность вспомогательных производств, а потому не знают, какие придется закрывать, а какие надо оставить.

Предприятие, получив долгожданные финансовые средства, тратит их на нужды, кажущиеся первоочередными, заключает договоры, не вчитываясь в их текст, не видя в них двусмысленностей и грамматических ошибок. (Первоочередными для руководителей являются расходы на те мероприятия, которые отмечены в 3-м столбце таблицы.) Все руководители уверены, что решить возникшие проблемы в арбитражном суде практически невозможно, жалуются на трудность взимания долгов с неплательщиков, на недобросовестность партнеров, не задумываясь о том, что само предприятие тоже может что-нибудь сделать для уменьшения числа неплатежей, для повышения своевременности платежей.

Таблица 2

Проблемы в формулировке руководителей

Подходы и методы, применяемые для устранения этих проблем

Реальные причины проблем

Ухудшение качества комплектующих и материалов, поступающих от поставщиков

Введение 100%-ного входного контроля. Внедрение системы оценки поставщиков, попытки ранжировать поставщиков

Отделы снабжения предприятий находятся вне систем управления. Отсутствует сотрудничество с поставщиками по созданию у них эффективных систем качества для повышения качества их продукции и снижения ее себестоимости

Слабая подготовка руководителей различных уровней в вопросах менеджмента. Недостаток менеджеров

Курсы общего менеджмента. Подбор новых менеджеров

Отсутствие четких требований к результатам работы менеджеров. Контроль управленческой деятельности проводится от случая к случаю

Отсутствие управленческого учета. Деятельность аппарата управления непрозрачна. Автоматизация привела к лишним неоправданным расходам

Автоматизация финансово-хозяйственной деятельности предприятий с помощью своих программистов либо с помощью приобретения информационных технологий

Бизнес-процессы не описаны, не определены ключевые процессы. Предприятия не ориентированы на управление процессами. Не определены все виды расходов, нет системы учета издержек. Система учета «затрат на качество» не соответствует требованиям: не подсчитаны многие типы затрат на «плохое качество»

Недостаток оборотных средств

Создание дочерних фирм. Оптимизация налогообложения. Поиск инвестиций. Продажа и сдача в аренду недвижимости и оборудования

Неэффективная система управления качеством. Дублирование операций, функций и производств порождает чрезмерные расходы, невероятные издержки

Постоянный пересмотр организационной структуры не приводит к положительным результатам

Создание новых отделов, дробление или укрупнение существующих подразделений

Принципы управления не пересмотрены. Используется на всех российских предприятиях самый неэффективный тип организационной структуры - функциональный

Уменьшение числа потребителей некоторых видов продукции

Усиление отдела сбыта. Сертификация системы качества по ИСО 9001. Поддержка убыточных производств за счет бюджетов различного уровня

Незнание предприятием проблем и пожеланий своих потребителей. Отсутствие обратной связи с потребителями. Не определены: полный перечень потребителей; все типы продуктов предприятия; секторы и рыночные ниши, занимаемые продукцией

Нечетко определена ответственность руководителей

Разработка матрицы ответственности на основе существующей организационной структуры

Не определены и не измеряются количественные и качественные показатели деятельности менеджеров. Не установлены требования к работе управленцев

Неравномерное распределение ресурсов среди подразделений и направлений деятельности

Волюнтаристическое администрирование при перераспределении ресурсов между расходами различных подразделений

Борьба отделов друг с другом за ресурсы. Отсутствуют учет и контроль расходования ресурсов по различным направлениям деятельности предприятия

Оборудование изношено и морально устарело

Приобретение нового оборудования

Не измерена производительность существующих производственных участков и оборудования. Не исследуется предполагаемая эффективность закупаемого оборудования

Длительный цикл разработки новой продукции

Приобретение информационных технологий в области проектирования

Проектный стиль управления неизвестен. Отсутствует практика управления процессами

Низкие цены на продукцию российских предприятий. Выпуск морально устаревшей продукции

Создание отдела маркетинга для поиска потенциальных клиентов. Проведение выставок и издание рекламных материалов

Длительный цикл разработки новой продукции. Эффективность рекламных мероприятий не прогнозируется, не оценивается

Руководство предприятия не является дружной командой

Тренинги и деловые игры с целью образования команды руководителей

Цели руководителей различны и не согласованы. Отсутствует стратегия предприятия

Недостаток у работников информации о деятельности их предприятия

Приобретение информационных технологий для автоматизации документооборота

Отсутствие обратной связи с персоналом. Руководство не знает об информационном голоде сотрудников. Отсутствует практика учета мнений персонала

Частая смена посредников-поставщиков

Постоянный поиск новых поставщиков

Отсутствует контроль собственников предприятия за процессами закупок

Неплатежи

Взаимозачеты. Бартер. Внедрение заменителей денег

Редко и не полностью проводится «анализ контракта». Неэффективная организационная структура не позволяет оперативно принимать решения и управлять ситуацией

Плохие законы, слабое правовое поле. Всевластие надзорных, регулирующих, а также сертифицирующих органов. «Ограничительные» законы зарубежных рынков по отношению к российской продукции

Считается почти невозможным решить эту проблему на уровне предприятия. (ОАО «Планета» из Новгорода имеет три сертификата на свою систему качества от трех разных органов - двух российских и одного зарубежного)

Отсутствие культуры работы с текстами различных документов. Отношение к документированию как к процессу, который не стоит смешивать с непосредственной деятельностью. Допустимо руководителю не информировать персонал по основным вопросам. Отсутствуют попытки решить проблемы до их возникновения, например, ИСО 9001:2000 будет внедряться в России с таким опозданием, которое окончательно закроет для России экспорт продукции

Следующие проблемы, на первый взгляд, не связанные между собой, являются следствием всех вышеперечисленных, но руководители часто называют их как факторы, которые мешают развитию системы управления: «низкое качество продукции - это низкая цена, что приводит к очень маленькой заработной плате у рядовых сотрудников предприятия. Из-за низкой зарплаты работники не могут участвовать в деятельности по повышению качества продукции, саботируют процессы создания систем качества предприятий»

Низкое качество выпускаемой продукции

Поиск инвестиций.

Соотношение доходов и ответственности у рабочих и руководителей обратно пропорционально, что не позволит повысить качество выпускаемой продукции, не даст построить эффективную систему управления предприятием

Российские работники недовольны, прежде всего, низкой зарплатой, из-за чего и не хотят повышать качество продукции

Приобретение нового оборудования. Поиск новых заказчиков. Ужесточение контроля изготовления продукции

Рассмотрим таблицу соответствия причин, подходов и проблем. Некоторые проблемы одновременно являются причинами других проблем, они расположены в разных столбцах и в разных строках таблицы. Проблемы помещены в таблице в случайной последовательности, задача определения приоритетов проблем автором пока не поставлена. Перечень проблем, скорее всего, неполон, поскольку в таблице помещены только те из них, которые чаще всего звучали из уст руководителей. Отличия между иллюзиями руководителей в вопросах улучшения систем управления (2-й столбец) и эффективными подходами (3-й столбец) предлагаю определять самим читателям.

В таблице сосуществуют понятия «система качества» и «система управления», так как сегодня при обсуждении вопросов управления качеством говорить можно и нужно уже не о «системе качества», а более широко о «системе управления предприятием». Любые управленческие проблемы касаются сегодня вопросов управления качеством. Вся деятельность по созданию и развитию систем качества предприятий сливается с развитием систем управления этими предприятиями.

Отсутствие поддержки отечественного производителя со стороны правительства и парламента, как проблема наших предприятий, которую руководители называют одной из основных, не имеет отражения в таблице. Это серьезная проблема, но ее решение находится не на уровне предприятий.

Сегодня руководители мыслят в основном только в категориях 2-го столбца таблицы. Улучшение систем управления происходит исключительно с помощью старых, непроверенных методов, которые никогда еще никому не помогали.

Сегодня российские руководители управляют людьми и деньгами, и не знают, что их управление будет эффективным только тогда, когда они будут управлять процессами и проектами. Управление процессами и проектами, без которых немыслимы эффективные системы управления во всем мире, порождены рыночными отношениями, равноправной конкурентной борьбой.

Далеко не во всех отраслях промышленности в России существуют рыночные отношения. Не все российские предприятия поставлены в условия равной конкуренции. Такое неравенство приводит к следующим результатам:

  • · предприятия, которым вместо реальной помощи оказывается спонсорство (например ОАО «АВТОВАЗ»), совершенно не заинтересованы развивать свою систему управления, и не делают многого из того, что отмечено в 3-м столбце таблице;
  • · монополисты занимаются только тем, что отмечено во 2-м столбце таблицы;
  • · все остальные предприятия фактически находятся в жесточайших рыночных условиях, имеют стимул для развития своих систем управления, первыми начнут применять отмеченные в 3-м столбце подходы.

В любой точке земного шара невыполнимая задача - внедрение эффективных систем управления при отсутствии конкуренции. Поэтому системы управления некоторых московских промышленных предприятий, которым власти изо всех сил помогают не закрывать убыточные производства, заметно отстают в своем развитии от систем управления аналогичных предприятий других российских городов. Региональные власти, если и хотят поддержать местное неэффективное предприятие, то не могут этого сделать из-за отсутствия средств, что приводит к более интенсивному освоению современных методов управления в провинции по сравнению с некоторыми московскими предприятиями.

Существующие в России системы управления неэффективны, а существующие подходы по улучшению систем управления абсолютно неэффективны. Проблемы российских предприятий никогда не будут решены при нацеленности системы управления на устранение следствий, а не истинных их причин.

Зарубежные предприятия непрерывно модернизировали свои системы управления на протяжении достаточно длительного времени, последовательно решая вопрос за вопросом, проблему за проблемой. Российским предприятиям сегодня предстоит решить несколько более сложную задачу: одновременно улучшить систему управления по всем направлениям, в первую очередь, изменяя принципы управления. Придется применить все подходы одновременно, сделать «залп» всеми известными миру инструментами по всей системе управления.

Практика показывает, что в начале деятельности по улучшению неэффективных систем управления сразу можно достичь очень хороших результатов, позволяющих быстро изыскать ресурсы для продолжения более затратных вложений в улучшение систем управления. Затраты и издержки на российских предприятиях так велики, что простой контроль некоторых управленческих операций дает фантастический эффект.

Таким образом, необходимо:

  • · начать с контроля системы управления;
  • · получить в начале стартовые ресурсы для более глубокой перестройки системы управления;
  • · планировать одновременные улучшения по всем запущенным управленческим проблемам.

В ситуации одновременного применения всего арсенала менеджмента есть свои плюсы для российской промышленности, поскольку мы обладаем информацией о некоторых ошибках зарубежных фирм, совершенных на пути улучшения систем управления, и российские предприятия должны учесть этот опыт.

Осуществить такой залп и учесть мировой опыт предприятия смогут только при помощи высококвалифицированных консультантов по вопросам управления.

Введение
1.Сущность и основные понятия внешнеэкономической деятельности предприятия

2.Основные цели и задачи внешнеэкономической деятельности

2.1.Формы организации внешнеэкономической деятельности на уровне предприятия

2.2.Участники внешнеэкономической деятельности

3.Структура предприятий осуществляющих внешнеэкономическую деятельность

3.1.Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия

3.2.Виды операций во внешнеэкономической деятельности

4.Стратегия и особенности ценообразования во внешнеэкономической деятельности предприятия

Заключение

Лист замечаний


Введение

Российская Федерация переживает этап становления новых методов хозяйствования, ведения экономики. Изменения, реформы касаются практически всех сфер жизнедеятельности: производства, науки, образования, коммерции, экономики. В связи с этим гораздо более значимой и актуальной, приковывающей к себе внимание со стороны отраслевых ведомств, отдельных предприятий и объединений, становится сфера внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическую деятельность можно представить как совокупность определенных функций производственных структур (организационно-экономических, производственно-хозяйственных, коммерческих).

На сегодняшний день в структуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, как и во всей экономике страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Именно это и происходит в внешнеэкономических отношениях на современном этапе, а именно:

расширение прав отраслевых министерств и ведомств предприятий, объединений, организаций по выходу на внешний рынок;

расширение числа участников внешнеэкономической деятельности;

формирование стабильной нормативной базы внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлять объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, строительства, коммерческие структуры, торгово-посреднические организации.

В целом анализ хозяйственной деятельности предприятия, конкурентоспособности выпускаемой продукции и самого предприятия необходим для того, чтобы оценить потенциальные возможности в конкурентной борьбе на том или ином рынке и разработать меры и средства, при помощи которых можно повысить конкурентоспособность и обеспечить собственный успех.


1. Сущность и основные понятия внешнеэкономической деятельности предприятия.

Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

В России до самого последнего времени велась по сути дела внешнеторговая деятельность, а не внешнеэкономическая, включающая помимо внешней торговли технико-экономическое и научно-техническое сотрудничество. Наиболее рациональными и эффективными формами научно-технического сотрудничества являются:

создание общих научно-технических центров, бюро, лабораторий для использования новейших научно-технических идей; совместные эксперименты;совместные изыскание и изучение зарубежного опыта в области организации производства и труда.

Рассмотрим подробнее внешнеэкономическую деятельность.

Рис. 1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия.

Понятие внешнеэкономической деятельности как таковое в России появилось только в 1987 г., с началом осуществления внешнеэкономических реформ, суть которых сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий.

Так, в результате реформ понятие «внешнеэкономические связи» дополнилось понятием «внешнеэкономическая деятельность».

К середине 80-х гг. выявились негативные стороны развития внешней торговли в нашей стране, такие как:

отсталая стратегия и товарная структура экспорта и импорта;

падение темпов внешнеторгового оборота;

устарелые формы организации работы на внешнем рынке.

Это и явилось результатом одностороннего развития внешнеторговых отношений. Экспортные отношения строились на чрезмерном объеме продаж сырья и энергоносителей, в итоге доля российской продукции в общем объеме мирового экспорта к началу 90-х гг. не превышала 3,5 %.

Однообразие и неизменность импортных позиций в течение длительного периода привели к прекращению развития в стране многих отраслей и направлений производства. Были слишком завышены объемы закупок товаров народного потребления и продовольствия, достигавшие ежегодно 30,5 – 30,6 % всего импорта.

Перечисленные негативные факторы послужили основной причиной реформирования внешнеэкономических связей, направленных:

на расширение прав отраслевых министерств и ведомств, предприятий, объединений.

на расширение числа участников внешнеэкономической деятельности за счет создания совместных предприятий, международных объединений и организаций;

на развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли продукции;

на развитие механизма государственного стимулирования экспорта;

на формирование современной инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.

Следовательно, проводимые в стране экономические реформы, направленные в целом на формирование рыночных отношений, обуславливают необходимость возможности для предприятий, фирм, кооперативов и их союзов независимо от формы собственности выхода на внешний рынок.

2. Основные цели и задачи внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономические связи представляют собой хозяйственные, торговые, политические отношения между странами, устанавливаемые на уровне правительств тех или иных государств.

Обозначим цели и задачи. Цели внешнеэкономической деятельности: ознакомление с различными аспектами внешнеэкономической деятельности предприятий с зарубежными организациями и фирмами, а так же рассмотрение приемов исследования и оценки перспективных аспектов внешнеэкономической деятельности предприятия.

Основные цели внешнеэкономической деятельности:

изменение объема экспорта и импорта;

обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и др.);

изменения соотношения экспортных и импортных цен.

Данные цели достигаются через решение следующих задач:

1)изучение теоретических основ международного разделения труда и международной торговли;

2)изучение приемов и методов международной торговой политики;

3)изучение методов международного ценообразования;

4)изучение организации и техники внешнеэкономических операций.

Следует различать понятия «внешнеэкономические связи» и «внешнеэкономическая деятельность».

Внешнеэкономическая деятельность, в отличие от внешнеэкономических связей, осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий) с полной самостоятельностью в выборе номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости, объема и сроков поставки.

Так внешнеэкономическую деятельность можно представить как совокупность определенных внешнеэкономических функций субъекта хозяйствования: производственно-хозяйственных, организационно-экономических, коммерческих.

2.1. Формы организации внешнеэкономической деятельности на уровне предприятия.

Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления внешнеэкомической деятельностью предприятия определяется, прежде всего, теми целями и задачами, которые она призвана решать.

Наибольший опыт управления внешнеэкономической деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).

Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, работа которой специализируется на торговле определёнными товарами либо с группой стран. Возглавляет фирму директор и в зависимости от объёма работа – несколько его заместителей.

Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм и ВТО, можно условно разделить на три группы.

1. Группа отделов и служб, осуществляющих планирование:

а) планово-экономический отдел – планирование внешнеторговой деятельности и контроль выполнения плана, анализ хозяйственной деятельности ВТО;

б) валютно-финансовый отдел – валютное планирование и контроль за банковскими, кредитными и расчётными операциями, соблюдение интересов ВТО при внешнеторговых сделках;

в) транспортный отдел – планирование и обеспечение перевозок экспертных и импортных грузов;

г) бухгалтерия ВТО – учёт и отчётность, расчёты с банками, поставщиками и сторонними организациями, расчёт и выплата заработной платы, анализ результатов финансовой деятельности по объединению и рекомендации по её улучшению.

2. Группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом:

а) отдел конъюнктуры и цен – исследование спроса, предложения, динамики цен, структуры рынков, систематизация конъюнктурных материалов, координация работа фирм с общими иностранными агентами, методическое руководство и контроль правильности расчётов и применения цен фирмами при подготовке и заключении контрактов.

в) инженерно-технический отдел – изучение действующих на мировом рынке технических требований к товарам, информирование о них непосредственных производителей товаров, анализ технического уровня и качества продукции, ей конкурентоспособности, подготовка соответствующих заключений и рекомендаций специализированным фирмам по этим вопросам;

г) отдел совместных предприятий – координация, планирование и

контроль деятельности совместных предприятий, созданных с участием иностранного капитала на территории России и т.д.

д) отдел технического обслуживания и запчастей – организация гарантийного и послегарантийного технического обслуживания экспортируемых объединением товаров в зарубежных странах.

3. Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений:

а) отдел развития – совершенствование организационной структуры объединения;

б) отдел АСУ (ВЦ) – автоматизация расчётов, внедрение экономико-математических методов и ЭВМ в практику работы объединения и фирм, создание баз данных и ведение их;

в) отдел кадров – вопросы подбора и расстановки кадров, ведение личных дел работников;

г) отдел загранкомандировок – оформление командировок за границу;

д) канцелярия – регистрация и контроль организационно-распорядительной документации и переписки;

е) административно-хозяйственный отдел – снабжение необходимыми для работы объединения материалами и оборудованием, ответственность за эксплуатацию здания, другая хозяйственная работа;

ж) юридический отдел – помощь в составлении условий контрактов и соглашений, консультация фирм по вопросам презентаций и рекламаций, разногласий, защита интересов ВТО в судах и т.д.

з) протокольный отдел – выполнение поручений руководства ВТО и фирм по встречам, приёму и проводам представителей иностранных фирм, прибывших с деловыми целями.

Иногда юридический и протокольный отделы, а также бухгалтерия и отдел кадров подчиняются непосредственно генеральному директору ВТО, выполняя те же функции.

Создание такой разветвлённой структуры управления ВЭД характерно для предприятий независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком и полностью сосредоточена на внешних рынках.

На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой фирмы.

На предприятиях за последние 10 лет накоплен значительный опыт осуществления внешнеэкономической деятельности.

2.2. Участники внешнеэкономической деятельности.

Совокупность современных участников внешнеэкономической деятельности можно классифицировать по ряду принципов: профилю внешнеэкономической деятельности; характеру совершаемых внешнеторговых операций; организационно-правовым формам, определяющим порядок их образования, принадлежность капитала и порядок распределения доходов. Развитие внешнеэкономической деятельности сопровождается изменением облика ее субъекта. Рассмотрим основные типы современных субъектов внешнеэкономической деятельности (рис. 2).


Рис 2. Участники внешнеэкономической деятельности.

Для осуществления внешнеэкономических связей необходимо следующее:

1) государственная регистрация предприятия по месту нахождения предприятия (утверждение учредительных документов: устава и договора, а также получение свидетельства о государственной регистрации);

2) стать на учет в налоговом управлении по месту регистрации;

3) получить в установленном порядке печать, штамп;

4) зарегистрироваться в государственном реестре.

Определение экономической целесообразности намечаемой коммерческой сделки предполагает так же и соблюдение следующих основных положений:

Экспортно-импортная операция основывается на принципе полной самоокупаемости (в том числе валютной), самофинансирования, т.е. основных принципов полного хозрасчета;

Объем предполагаемой сделки устанавливается исходя из имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов: материальных, валютных, интеллектуальных;

Коммерческой сделки должны предшествовать тщательный маркетинг, технико-экономическое обоснование, должны быть просчитаны и рассмотрены многочисленные варианты возможных коммерческих сделок;

Организация коммерческой сделки должна вестись с соблюдением нормативно-правовых актов (международных законов, указов, постановлений соответствующих органов; двусторонних государственных соглашений).

Вновь созданному предприятию не следует начинать свою деятельность с внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами, необходимо накопить определенный опыт, работая на внутреннем рынке.

К основным формам относят:

Консорциумы – форма объединения предприятий производственного и внешнеэкономического профиля деятельности. Их доля в общей численности участников внешнеэкономической деятельности составляет не более 0,5 %. Создаются консорциумы для реализации крупномасштабных проектов (например, строительство объектов за рубежом). Участниками консорциума являются предприятия-производители и поставщики экспортной продукции, проектные и финансовые организации. Действие консорциума может иметь разовый (при строительстве конкретного объекта) и долговременный характер (при необходимости реализации какой-либо внешнеэкономической программы).

Внешнеэкономические организации (ВО) МВЭС обслуживают ВЭС государственного уровня на условиях межправительственных соглашений, в том числе экспорт по лицензиям Министерства внешнеэкономических связей (МВЭС), специальный (критический) импорт по отдельным решениям правительства.

Отраслевые внешнеэкономические объединения (ВЭО) призваны содействовать развитию внешнеэкономической деятельности предприятий и объединений отрасли.

Смешанные общества создаются за границей с участием средств крупных российских экспортеров и иностранных партнеров. Цель создания смешанных обществ – содействие расширению отечественного экспорта. Через смешанные общества получают более полную информацию о рынке сбыта, степени конкурентоспособности продукции.

Торговые дома представляют собой ассоциации самого различного рода внешнеторговых, производственных, транспортных, складских, научно-исследовательских, банковских и страховых организаций, входящих в их состав на добровольной основе и осуществляющих свою деятельность как у себя в стране, так и за рубежом. Близки к торговым домам, но с меньшей универсализацией (сбыт собственной национальной продукции) трейдинговые компании. Основными функциями трейдинговых компаний являются выбор «рынка для товара и товара для рынка», предоставление кредита покупателю, транспортировка, оформление документации.

Основными задачами ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества являются:

1) оказание практической помощи участникам внешнеэкономической деятельности в вопросах комплексного изучения мировых рынков, правового обеспечения внешнеторговых сделок, содействие в подготовке внешнеторговых контрактов и поиске партнеров;

2) проведение семинаров, конференций;

3) издание справочников, сборников.

Пример. «Интерэлектро» – объединение по сотрудничеству в области электроники. Создано при участии Германии, Италии, Великобритании. «ВЕСТ» – Восточно-европейское сотрудничество и торговля (создано в 1991 г.): в числе учредителей 700 организаций и фирм Венгрии, Польши, Чехии, России, стран СНГ.

Значительная часть мирового товарооборота осуществляется через торговых агентов-посредников. Агент обязан соблюдать агентское соглашение.

Простые посредники, или «брокеры», заключают сделки купли-продажи от имени и за счет принципала. Они не являются стороной в контракте, а выполняют функцию поиска товаров и партнеров по сделке, получая за это специальное брокерское вознаграждение – куртаж (0,25 – 3 % от стоимости сделки). Брокерскую сделку, как правило, оплачивает тот, кто первый обратился к брокеру.

Комиссионер, с одной стороны, выражает интересы принципала, с другой – выступает продавцом от собственного имени, но за счет принципала. Сторонами комиссионного соглашения являются комитент и комиссионер. Комиссионеру поручается продать товар за определенное комиссионное вознаграждение на территории конкретной страны или группы стран; при этом оговаривают минимальную цену, ниже которой комиссионер не имеет права продавать товар.

Аукционист выступает в роли агента, имеющего разрешение на аукционную торговлю, обеспечивает продажу товара участнику аукциона, предложившему за него наиболее высокую цену.

Дистрибьюторы (сбытовые посредники) заключают контракты купли-продажи с продавцами и покупателями от своего имени и за свой счет как обычные торговые фирмы, занимающиеся перепродажей товаров.

Экспедитор занимается предоставлением услуг по отправке груза, принимая его у отправителя и передавая основному перевозчику. Он обладает специальными знаниями об особенностях транспортировки и отправки грузов, их различной специфики (например, жидкий криогенный продукт).

Коммивояжеры представляют собой посредников в сбыте товара экспортера за границей.


3. Структура предприятий осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Предприятия, организации, фирмы, участвующие во внешнеторговой деятельности, то есть осуществляющие экспортно-импортные операции, можно подразделить на следующие группы:

Предприятия-товаропроизводители, которые производят продукцию. Это многочисленные объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, строительства и т.д. В зависимости от масштаба, объема экспортируемой продукции предприятие-производитель может иметь специальное подразделение, иногда выделяемое во внешнеторговую структуру на правах юридического лица. На предприятиях - товаропроизводителях с небольшим объемом экспортно-импортных товаров создаются отдельные подразделения.

Внешнеторговое подразделение в составе производственного или научного объединения, предприятия, организации или кооператива является его структурным подразделением, не обладает статусом юридического лица и имеет право заключать внешнеторговые сделки, а также хозяйственные договоры с другими организациями от имени и по поручению той организации, в составе которой она создана.

Организации, фирмы, коммерческие структуры-посредники. К ним относятся биржи, брокерские конторы, сбытовые, торговые фирмы и другие торгово-посреднические структуры.

Организации, фирмы, которые обслуживают, обеспечивают внешнеторговую деятельность. К этой группе относятся коммерческие банки, страховые компании, рекламные и маркетинговые агентства, аудиторские фирмы, транспортные организации (авто, авиа, железнодорожные, морские и речные), организации средств связи, консультативные компании и другие.

К этой группе организаций, фирм относятся:

Инженерно-консультационные (инжиниринговые) фирмы; фирмы, специализирующиеся на предоставлении инженерно-консультационных услуг на внутреннем и международном рынках. Осуществляют предпроектные работы, управление строительством объектов, подготовку кадров, оказывают многие другие услуги.

Консалтинговые фирмы предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка (товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т.д.).

Организация по оказанию помощи и консультированию предприятий в области финансов.

Задача аудита - предоставлять консультационные услуги и контролировать состояние финансовой деятельности и бухгалтерского учета на предприятиях.

3.1. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия.

Анализ текущих результатов хозяйственной деятельности своего предприятия предполагает выяснение его экономического потенциала, общих результатов хозяйственной деятельности, финансового положения, эффективности производственно-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности за соответствующий период.

Анализируются такие показатели как активы, основной капитал, качество и стоимость произведённой продукции, количество и размещение производственных и сбытовых подразделений предприятия, как в своей стране, так и за границей и другие показатели, характеризующие экономический потенциал предприятия.

В анализе хозяйственной деятельности важны разделы, характеризующие изменение показателей общих расходов с разбивкой по статьям, показателей поступления средств (прибыль, амортизация, субсидии и дотации, эмиссия акций, увеличение долгосрочной и краткосрочной задолженности), показателей использования средств(выплата дивидендов, капиталовложения, погашения задолженности).

Очень важное значение имеет анализ показателей эффективности деятельности предприятия: прибыли, фондоотдачи, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и др. Проводится анализ показателей финансового положения предприятия.

Анализ хозяйственной деятельности необходим для выявления текущих изменений и отклонений от плановых показателей, а также изменений за текущий (отчётный) период. Глубокий и тщательный анализ производственно-хозяйственной деятельности, в том числе деятельности на внешних рынках, - необходимая база принятия эффективных управленческих решений.

Наряду с параметрами, описывающими основные количественные и качественные характеристики, важно анализировать так называемые мягкие параметры, характеризующие внешний вид товара (дизайн, цвет и др.), его упаковку, товарный знак и др.

После проводится анализа конкурентоспособности товара по потребительским параметрам и установления факта его соответствия требованиям потребителей и нормативным актам, регламентирующим доступ товара на конкретный рынок, проводится анализ конкурентоспособности по экономическим (стоимостным) параметрам товара. Величина экономических параметров определяется ценой изделия, расходами на его транспортировку, установку, обучение персонала. Эксплуатационными расходами, стоимостью ремонта, расходами на техническое обслуживание, налогами, страховыми взносами и т.д. Сумма всех этих затрат будет определять цену потребления, т.е все затраты потребителя в течение всего срока службы. Цена потребления – один из важнейших показателей конкурентоспособности.

Оценку степени удовлетворения предлагаемого товара потребности покупателей проводят с помощью сводного параметрического индекса , который может быть рассчитан по формуле:

где - удельный вес i – го параметрического индекса, отражающего степень важности данного параметра для покупателя;

Значение параметрического индекса i – го параметра;

Количество сравниваемых параметров изделия

Аналогично рассчитывается сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам .

где - удельный вес j – го экономического индекса, отражающего степень важности для покупателя, данного параметра;

Значение индекса j – го экономического параметра;

Количество оцениваемых экономических параметров товара.

Расчёт сводных индексов по потребительским и экономическим параметрам даёт возможность вычислить интегральный показатель относительной конкурентоспособности К нашего товара по сравнению с товаром, выбранным в качестве образца:

Если К > 1.0, анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К = 1.0 – находится на одинаковом уровне и, если К < 1.0 – уступает ему.

Таким образом, улучшить интегральный показатель конкурентоспособности можно, увеличивая и/или уменьшая .

При разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности товара важно оценивать затраты на улучшение параметров изделия в сравнении с возможной выручкой (прибылью), которая ожидается от реализации на внешнем рынке.

Величина экономических параметров определяется ценой изделия, расходами на его транспортировку, установку, обучение персонала. А так же эксплуатационными расходами, стоимостью ремонта, расходами на техническое обслуживание, налогами, страховыми взносами и так далее. Сумма всех этих затрат будет определять цену потребления, т.е все затраты потребителя в течение всего срока службы.

Цена потребления – один из важнейших показателей конкурентоспособности.

Виды операций во внешнеэкономической деятельности.

Предприятия осуществляют во внешнеэкономических отношениях ряд операций, которые можно классифицировать на 3 группы:

I. операции купли-продажи товаров;

II. операции купли-продажи услуг;

III. операции купли-продажи научно-технической продукции.

Операции купли-продажи товаров являются традиционными для практики внешнеторговых организаций в нашей стране.

Сделки по купле-продаже товаров предполагают, что продавец обязуется передать товар в собственность покупателя в обусловленные сроки и на определенных условиях, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него согласованную цену.

Основными видами операций купли-продажи являются:

1. Экспортные - это продажа и вывоз за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту.

2. Импортные - закупка и ввоз иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны.

3. Реэкспортные - это вывоз за границу ранее ввезенных товаров, не подвергшихся в реэкспортирующей стране какой-либо переработке.

4. Реимпортные - это ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке.

Встречная торговля объединяет внешнеторговую деятельность, что предусматривается в единых соглашениях встречных обязательств экспортеров и импортеров по закупке друг у друга товаров.

Операции купли-продажи услуг являются в большинстве случаев самостоятельными, обособленными от купли-продажи товаров.

Выделяются 2 основных группы операций купли-продажи услуг:

1) основные;

2) обеспечивающие.

К основным операциям купли-продажи услуг относятся:

а) инжиниринг;

б) аренда;

в) международный туризм.

Операции купли-продажи научно-технической продукции выделяют в самостоятельную группу в связи с тем, что они могут иметь не только научную, но и коммерческую ценность.

В этой группе операций различают:

1)операции по купле-продаже патентуемой научно-технической продукции (изобретений, товарных знаков, промышленных образцов и др.);

2)операции по купле-продаже, не патентуемой научно-технической продукции;

3)обмен результатами научно-исследовательских работ.

Цены экспортных и импортных контрактов устанавливаются на базе мировых цен, что естественно отличает методику ценообразования во внешнеэкономической деятельности от, той которой руководствуются при определении цен внутреннего рынка. Выполнение данного требования – одно из основных условий работы предприятия на внешнем рынке.

Для расчета выгодных условий исходя из реальной статистики для предприятия в процессе ценообразования сначала строится индекс экспортных цен (в единицах национальной или другой валюты) :

где - доля каждого (i-го) товара в суммарной стоимости экспорта в базисном году, а - отношение текущей цены на этот товар к его цене в базисном году. Такой же индекс можно рассчитать для импортных цен.

где - доля каждого товара в суммарной стоимости импорта в базисном году, а определяется так же, как и раньше. Таким образом, условия торговли равны отношению двух индексов:

Рост этого показателя обычно называют ростом прибыли предприятия.

Особенности формирования цен на мировых товарных рынках определяется действием механизма ценообразования, которым можно разделить всё на две группы: факторы, действие которых подчинено закону стоимости и факторы, влияющие на цены в сфере обращения товара.

Величина стоимости находится в прямой зависимости от продолжения рабочего времени, общественно необходимого для изготовления товара: чем больше времени расходуется на производство товара, тем выше его стоимость и соответственно цена. Но на цену помимо стоимости влияют также факторы, связанные с условиями реализации товара.

Любое предприятие устанавливает исходную цену, а затем корректирует её с учётом различных факторов. Но они не просто назначают ту или иную цену. Кроме того, предприятие действует в условиях постоянной конкуренции и отвечает на ценовые изменения конкурентов. Стратегический подход предприятия к проблеме ценообразования частично зависит от жизненного цикла товара.

Стратегия «снятия сливок» включает в себя установление на запатентованный товар высокой цены, чтобы снять первые «сливки» (крупную выручку) с рынка. После того как первая волна сбыта замедляется, предприятия снижают цены (но не намного), чтобы привлечь следующий поток клиентов, которых устраивает новая цена. Действуя подобным образом, есть возможность снять максимальную финансовую прибыль.

Стратегия прочного внедрения на рынок включает в себя установление на новинку сравнительно низкую цену в надежде на привлечение большего числа покупателей и завоевание большой доли рынка.

Для того чтобы рассчитать исходную цену товара предприятия, как мы уже говорили пользуются различными подходами к проблеме ценообразования. Один из таких подходов – установление цены по географическому принципу, когда предприятие решает, как именно рассчитывать цену для удаленных потребителей. Так как доставка товаров далеко находящемся клиентам обходятся фирме дороже, чем доставка товаров клиенту расположенному поблизости. Многие отросли пользовались таким методом (строительная, автомобильная, сахарная и т.д.).


Заключение

На всех исторических этапах внешнеэкономическая деятельность оказывала влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий.

Как часть общей структуры народного хозяйства внешнеэкономические связи оказывают воздействие на внутрихозяйственные пропорции, размещение и развитие производительных сил. Реформирование международной деятельности призвано помочь преодолеть создавшееся положение.

Важное место среди вопросов организации и техники проведения внешнеэкономических операций занимает заключение внешнеторгового контракта. От того, насколько профессионально составлен контракт, зависит успех сделки в целом.

Выход на внешний рынок требует от предприятия, фирмы, компании значительных дополнительных усилий. При этом риск в работе увеличивается, и представление о производственных и коммерческих издержках также существенно изменяется. Предприятиям, которые участвуют во внешнеэкономических связях необходимы специалисты, которые отлично разбираются в вопросах внешнего рынка и только тогда предприятия смогут пережить всевозможные кризисы, получить прибыль и займут высокое положение на внешнем рынке.

Итак, подводя итоги своей работы, я хочу отметить, что моя тема для нашей страны очень актуальна и, на мой взгляд, наша страна должна уделять большое внимание внешнеэкономической деятельности предприятий, фирм. Необходимо поднимать экономику страны, повышать, таким образом, конкурентоспособность на мировом рынке, увеличивать различные зависящие от этого показатели, усовершенствовать законы. Наша страна, к сожалению, стоит на низком уровне экономики в целом. Потому все описанные мною операции надо совершенствовать, качество товаров и продукции – тоже.

В своей курсовой работе я показал, как совершается внешнеэкономическая деятельность у предприятий, её особенности, этапы и стратегии, её примерный ход и различные виды, формы и структуры.


Список литературы

1.Л. Е. Стровский, С. К. Казанцев, Е. А. Паршина. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов. – 3 е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-318с.

2.С. И. Долгова, И. И. Кретова.Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: Учебник – М.: БЕК, 1997.-68с.

3.Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб.-практич. пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.-114с.

4.Шагалов Г., Пресняков В., Фаминский И. Регулирование внешнеэкономических связей. – М.: ИНФРА-М, 1997.-72с.

5.Долгов С.И., Кретова И.И. «Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело», Москва 1997.-251с.

6.Фишер, Дорнбуш, Шмалензи «Экономика», Москва 1993.-99с.


Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью ВЭД выступает внешняя торговля, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Предприятие-участник ВЭД - это самостоятельное юридическое лицо, обладающее обособленным имуществом, имеющее право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, а также быть истцом в суде, арбитраже и третейском суде. Являясь участником ВЭД, предприятие должно иметь четко очерченные цели деятельности, которые определяются в его учредительных документах. Цели и задачи внешнеэкономической сделки не должны вступать в противоречие с тем, что определено в уставе или прочих учредительных документах предприятия.

Под внешнеэкономической деятельностью понимаются экономические отношения в сфере внешней деятельности хозяйствующих субъектов при взаимодействии с зарубежными организациями и фирмами. Основой внешнеэкономической деятельности являются соответствующие связи, возникающие при заключении различных внешнеторговых сделок или разных видах внешнеэкономического сотрудничества.

Внешнеэкономическая деятельность -- это совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций фирм и предприятий. ВЭД также представляет собой процесс реализации ВЭС, включая основные формы ВЭС.

Предметом изучения ВЭД является современное мировое хозяйство (мировая экономика), развивающиеся в его рамках международные экономические отношения в их сложной и противоречивой взаимосвязи и взаимодействии, и конкретные формы, методы и средства современного международного бизнеса.

Объектом изучения являются международные коммерческие операции в совокупности их видов, направленные на получение прибыли, а также операции, обеспечивающие международный товарооборот.

Основные направления ВЭД: внешняя торговля; технико-экономическое сотрудничество; научно-техническое сотрудничество.

Внешняя торговля представляет собой обмен товарами в материально-вещественной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота. К ним относятся операции:

  • · по международным перевозкам грузов;
  • · таможенные;
  • · по страхованию;
  • · по международным расчетам;
  • · транспортно-экспедиторские;
  • · по хранению.

Технико-экономическое сотрудничество включает содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера.

ВЭД в сфере научно-технического сотрудничества представляет собой обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ.

Субъектами внешнеэкономической деятельности могут также быть общественные организации и объединения. Они могут вступать в международные неправительственные объединения, поддерживать прямые международные контакты, заключать соответствующие соглашения.

При существующей самостоятельности участников ВЭД государство оставляет за собой право регулировать важнейшие аспекты этой деятельности. Основы государственного регулирования ВЭД концептуально определены в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности». Государственное регулирование ВЭД базируется на определенных экономических и административных методах. К ним можно отнести таможенно-тарифное регулирование в виде применения импортно-экспортного тарифа; квотирование, лицензирование и т.д.

В России государственная внешнеторговая политика разрабатывается под руководством Президента Правительством РФ, а федеральные органы власти, непосредственно отвечающие за ее реализацию, - это Министерство промышленности и торговли РФ и Государственный таможенный комитет (ГТК).